Роберт Хайнлайн «Магия, Inc.»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие повести разворачивается в одной из реальностей, отчасти похожей на современную Америку, но в которой совершенно естественным образом существуют маги и колдуны, применяющие свои чары для производства как обыкновенных, так и необыкновенных вещей. Однако у них есть и конкуренты — демоны. Для того чтобы маги сумели одержать верх в этом противостоянии, героям приходится предпринять путешествие в Полумир для опознания самого вредного демона среди семи миллионов его мерзопакостных собратьев.
Входит в:
— сборник «Уолдо» и «Магия Инкорпорейтед», 1950 г.
— антологию «The Golden Road», 1974 г.
— журнал «Наука и религия. - 1989. — № 10», 1989 г.
— журнал «Наука и религия. - 1989. — № 8», 1989 г.
— журнал «Наука и религия. - 1989. — № 9», 1989 г.
— антологию «Сатанинская сила», 1992 г.
— журнал «Фантастическая газета 1992 № 3 (6)», 1992 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Повесть | |
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод) |
- /языки:
- русский (21), английский (4)
- /тип:
- книги (20), периодика (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Р. Волошин (2), А. Ганько (1), А. Говорунов (1), И. Гурова (8), В. Гусев (3), В. Еремин (1), В. Подбельский (1), А. Сергеев (1), А. Цират (1), А. Шаров (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 22 марта 2024 г.
Торговца волшебными принадлежностями Арчибальда Фрейзера пытается взять «на понт» некая организация магов-рэкетиров. Поскольку хозяин проявляет упорство, мошенники попросту разрушают его магазин вместе со складом. Обратившись за помощью к другим магам, Арчи неожиданно нападает на след более крупной организации, которая хочет взять под свой контроль всю сферу магических услуг в Америке...
Не самое удачное произведение Хайнлайна, это точно! Если вначале еще имеется хоть какая-то интрига, то уже к середине романа она пропадает, ибо автор решает все встающие перед своим героем проблемы самым неинтересным способом — с помощью тривиального везения. Разрушили магазин? Вызовем представителей трех стихий (земли, воды и огня), и они восстановят всё в самом лучшем виде! Нужно добиться отмены билля Дитворта? Соберем голоса и «прокатим» принятие закона в Конгрессе! Требуется найти одного демона среди семи миллионов других? Построим их всех на плацу ... то есть в Адской долине, и будем присматриваться к каждому! Просто гениальные в своей бездарности решения... Примерно треть романа — там, где речь идет о борьбе против проталкиваемого компанией «Магия Инкорпорейтед» билля о магической деятельности, читать вообще невозможно — там одна политика, представляющая интерес только для американского бизнесмена или сенатора. Но и путешествие на тот свет ... то есть Полу-Мир ... не добавит произведению интереса. Самое захватывающее в нем — начальный полет на ведьмовских мётлах. Потому что на первое место опять выходит политика в форме каких-то непонятных традиций и соглашений Козлоногого (т.е. Сатаны) с представителями нашего мира. Это какая-то дьявольская бухгалтерия, а вовсе не увлекательное фэнтези! События протекают вяло и без особой интриги, персонажи картонные, а самой магии — кот наплакал. Объяснений автор практически не дает — я, к примеру, так и не понял, отчего Сатана так легко сдал своего племянника. А когда я чего-то не понимаю, то теряю к этому всякий интерес. К литературному языку у меня претензий нет, а вот к собственно самому рассказу они имеются. И очень серьезные. На мой взгляд, оценка в 6,4 балла будет вполне справедливой.
----------
РЕЗЮМЕ: рассказ о буднях провинциальной Америки в альтернативной реальности, где вовсю хозяйничает магия. Слабое произведение с не до конца продуманным сюжетом, который явно был составлен автором в алкогольном бреду.
Тимолеонт, 8 декабря 2021 г.
Любопытная и остроумная адаптация реалий США первой половины XX-го века на «городское фентези», мир, где магия и волшебные существа — реальность. Позже это будет повторено и обыграно и Андерсоном, и Саймаком, и Стругацкими, и Тертлдавом, но первопроходцем был именно Хайнлайн.
В целом автор провёл немалую работу продумав, как будут работать бизнес-схемы в реалиях магии- всё получилось достаточно логично и обоснованно, без тупого абсурда, который сходу поломал бы любую экономическую систему и лишил бы происходящее всякого смысла. Стоит ещё помнить, что Хайнлайн некоторое время был политиком и неплохо разбирался в системе. Поэтому политические моменты описаны максимально убедительно и действительно интересно — чувствуется понимание дела.
Ещё эта история забавна как иллюстрация ранних политических взглядов автора, когда он ещё немного склонялся влево и не стеснялся критиковать рыночную систему США, при которой достаточно наглый делец может задавить всех своих конкурентов, купить политиков и планомерно выдавить всех остальных соперников. Думаю, где-нибудь в 50-ые, когда Хайнлайн резко поправел, написание «Магии Инкорпорейтед» было уже невозможным.
lammik, 16 августа 2023 г.
В этом мире существует магия, более того — она тесно вписана в производственные цепочки. И пусть вещи, созданные с помощью чародейства, недолговечны, но зато они дёшевы. Поэтому от чародейства зависят тысячи других бизнесов от производства одежды (мода сама по себе скоротечна) до ресторанного (это же просто мечта многих и многих — вкусно поесть, но не получить ни грамма прибавки в весе, выпить, но ничуть не опьянеть). Но в один прекрасный день оказалось, что всех чародеев пытается загнать под своё крыло Ассоциация во главе с мутным типом по фамилии Дитворт. Главный герой повести владелец мелкого строительного бизнеса Арчибальд Фрэзер и его друзья пытаются противостоять организующейся монополии, при этом не разориться, да и просто выжить.
Наличие магии подразумевает существование в мире повести гномов, ундин, саламандр и прочих магических существ, а также демонов о главе с Сатаной. Собственно, за злоключения мистера Фрэзера и его коллег
Сразу скажу, очень рад тому факту, что Роберт Хайнлайн забросил фэнтези и начал писать фантастику, ибо самое примечательное в этой повести — имя автора. Напиши её кто-нибудь другой, и в наше время её бы уже забыли, но благодаря тому, что её написал Хайнлайн, повесть читают, тем более, что сейчас она как никогда актуальна. Безо всякой магии мир заполнился одноразовыми вещами — требования к «железу» постоянно растут, новые версии программ требуют аппаратного обновления, старые версии не поддерживаются. Более того, срок службы техники искусственно ограничивается, все же помнят скандал с аккумуляторами айфонов? Не иначе в наш мир проникли демоны.
horoshogromko, 1 февраля 2023 г.
Увлекательная история с волшебниками и магией про борьбу с организованной преступностью.
Действие происходит в современной Америке в мире в точности, как наш, но где волшебство существует на самом деле и используется, навроде электричества, в самых прозаических бытовых целях, например, при производстве цемента. Арчи Фрезер, владелец магазина стройматериалов, и его друзья замечают, что в их городе происходит неладное: жулики создают будто бы добровольную ассоциацию магии, а потом делают так, что только ассоциация может выдавать волшебникам лицензии, и устроиться на работу волшебники могут только через посредничество ассоциации.
Арчи & Co пытаются законными путями противостоять монопольному захвату и даже отправляются в Вашингтон, но терпят неудачу и вынуждены искать альтернативные способы борьбы. В дело вступают старая колдунья миссис Дженнингс, кот Серафим и угольно-чёрный негр в набедренной повязке с высушенной головой своего покойного дедушки в руках.
Мне понравилось. Эпизод с поездкой в сенат нудноват и длинноват, а в остальном хорошо. Много интересных идей из области магии. Моя любимая — про магические пирожные, которые, будучи сотворёнными с помощью волшебства из небытия, через сколько-то часов исчезают обратно в небытие, так что в мире Хайнлайна любая сладкоежка может наслаждаться самоликвидирующимися сладостями в своё удовольствие, зная, что схомяченные калории вскорости сами собой исчезнут, и фигура не утратит стройности. Как закоренелый любитель сладкого скажу, что если когда-нибудь такие пирожные на самом деле изобретут, а квантовая физика говорит, что это вполне может быть, это будет прекрасно.
Из познавательного — впервые встретила в литературе сушёные человеческие головы тсантса, был повод загуглить и получить новые (весьма противные) знания. Из интересного — в начале книги Хайнлайн описывает магическое плацебо: иногда для магического воздействия не нужно собственно магии, достаточно, чтобы объект поверил, что к нему применили волшебство, и эффект будет достигнут. Из удручающего — мораль, что законными средствами организованную преступность не победить, бороться с магией можно только более сильной магией. Или, по-нашему говоря, против лома нет приёма, окромя другого лома.
stas-no, 12 января 2020 г.
Забавная фэнтезийная вещь с типично американским колоритом. История предпринимателя в мире промышленного использования волшебства перерастает в политический полутриллер, а завершается очной ставкой у рогато-хвостатого на его территории.
Fei, 14 ноября 2014 г.
Представьте себе, что небыли открыты радиоактивное излучение, теория относительности и микромир. Не было Пьера и Марии Кюри, Эйнштейна и Нильса Бора, но вместо них Калиостро доказал существование магического эфира, Гарри Гудини создал теорию магичности, а Эмиль Кио открыл Полу-мир. Есть порох, электричество, двигатели внутреннего сгорания, радио, стационарные телефоны, но нет ядерной энергии и ничего из того где сейчас используются полу-проводники. Зато есть ковры-самолёты, магический переход (типа телепортации), магические технологии в производстве любых товаров, а также все мистические враги рода человеческого в христианской концепции мира.
А теперь попробуйте представить, как выглядит этот мир глазами хозяина магазинчика строительных материалов. Не очень получается? Тогда прибегните к помощи воображения Р.Э. Хайнлайна и прочитайте «Магию Inc.»
В повести Р.Э.Хайнлайна «Магия Inc.» описаны США, застывшие на рубеже 20-го века по уровню нашей техники, но сделавшие фазовый переход в использовании магии. Есть и техника 20-го века и масса используемой магии во всех аспектах повседневной жизни и производства товаров. Роберт «Энсонович» приводит много примеров использования магии в технологиях промышленности, транспорта, быта. Даже показывает Полу-мир, который стал следствием изучения магии – мир жизни всех мифических существ.
Однако замена теории относительности на «теорию магичности» совсем никак не повлияла на теорию этичности. Собственно, одна из моралей этой повести об этом: от смены направления познания мира мораль общества не меняется совсем. Все те же наглые рекетиры, подлые манипуляторы законами, лицемерные депутаты и беспомощные политики, которых играет свита. И надеяться средний человек может только на близких друзей да таких же прижатых к стене союзников.
Но если так глубоко не копать, то это повесть о борьбе мелкого бизнеса против попытки группы дельцов с помощью рекетиров, юристов и лоббистов в правительстве установить монополию. Знакомый нам сюжет, в общем-то, нашу жизнь напоминает. Но написано со знанием нюансов, поскольку у самого Хайнлайна был предпринимательский опыт, и поэтому интересно, как и всегда когда человек пишет о том, в чём разбирается. И всё это сдобрено массой «вкусных» магических решений в стиле мистики, а не в стиле фэнтези.
Перевод рекомендую И. Гуровой – он художественно красивый и адаптированный. Адаптированный в том смысле, что идиоматические выражения пересказаны обычными словами в тексте книги, а не объяснены сносками. Это значительно облегчает чтение книги и понимание событий. Хотя для желающих расширить эрудицию рекомендую перевод А.Ганько (Центрполиграф). Он неровный, но сделан «в лоб», поэтому каждое специфическое понятие и имя собственное пояснено ссылкой.
primorec, 24 сентября 2013 г.
Давайте поговорим об очень важных вещах...э-э-э... частной инициативе, свободном предпринимательстве, малом бизнесе и монополизме. А также об антимонопольном законодательстве, налогообложении, себестоимости товаров и норме прибыли. Ой, скучно то как! Тогда может быть о лоббизме, продажных политиках, работе парламентских комитетов, профсоюзной работе и юридических тонкостях экономического права? Опять, нет!
Да, что же такое: все бы Вам о несерьезном: колдунах, гномах, демонах и прочих потусторонних созданиях, и о волшебстве. Так, всегда. Все хотят Магии — быстро и легко, лопатой работать никто не хочет.
Ну, хорошо. Уговорили. Будет Вам о Магии. Давайте так: в одной параллельной Вселенной было некое воплощение «страны равных возможностей»/США, если кто не догадался/, где главным кирпичиком/очень большим/в фундаменте экономики была Магия. Нет, конечно, кое-что делалось и просто руками, но все же это было не то, что с Магией, предающей всем вещам и услугам некий блеск и очарование. Без нее никуда: ни платье пошить, ни дом построить. Невиданные возможности для дерзких и неленивых предпринимателей, только фантазию проявляй!
К сожалению, всегда так будет: если у тебя завелись хоть какие-то денежки, обязательно найдется тот, кто захочет их прикарманить. Это может быть недобросовестный конкурент, недоброжелатель, нечистый на руку политик и даже само гос...да, мало ли кто может быть. Вот так все и происходит в этом сказочном воплощении Америки, а поскольку страна все же цивилизованная и всякие мафиозные методы в ней стали пережитками прошлого/хотя и они могут быть применены с успехом/, то в ход идут более действенные, чем пистолеты, но убивающие не менее верно, орудия демократии — комитеты, лоббисты, законопроекты, продажные юристы и политики.
Мне повесть понравилась. Более сатирическая, чем можно было ожидать от Мастера. Жаль, что он не пошел по этому пути дальше, переплетая веселое и серьезное. Некоторые моменты и герои просто очаровали, к примеру, шикарная ведьма Аманда, способная диктовать свои условия самому Сатане. Получился такой симпатичный гимн малому и среднему бизнесу, частной инициативе и чтущим традиции маленьким городкам. Кстати, повесть очень даже актуальна: это у них там бои между корпорациями и частниками разворачивались почти восемьдесят лет назад, а у нас эта война только в самом начале/хотя вряд ли итог ее будет иной/.
Да, чуть не забыла. Мастер у нас славится довольно жестким отношением к прекрасному полу и претензиям дам на равноправие во всех вопросах. Есть в этой повести небольшой, но очень занятный и поучительный монолог на эту тему. Мужской части населения должен понравиться, ну а женская...Хоть и не узнает ничего нового, но и повторение старого не помешает.
Discovery, 19 июня 2014 г.
Люблю истории о предпринимателях. Роберт Хайнлайн одно время сам занимался бизнесом, поэтому прекрасно знал, о чём пишет. То же и с политикой — здесь её хоть и не много, но всё же есть. Перед нами классическая история о противостоянии мелкого предпринимателя с набирающей оборот монополией. Читать очень интересно, даже немного жаль, что повесть такая короткая.
И ещё, это фэнтези. Это я говорю для тех, кто считает, что фэнтези — это исключительно махание мечом и швыряние фаерболами. Нет, здесь такого нет (ну, почти). И, по-моему, это здорово. А если учитывать год написания — так вообще потрясающе.
DeniSky, 7 января 2010 г.
Когда рассматриваешь картину вблизи, она видится, лишь как набор мазков. Если же взглянуть на нее со стороны, становится ясно, что все штришки и полутона находятся на своих местах, создавая в совокупности красивейшее произведение живописи. Так же и хорошая книга складывается из множества маленьких, незаметных на первый взгляд, нюансов. Чем выше уровень мастерства писателя, тем больше он учитывает тонкостей, следовательно, тем правдоподобнее получается произведение. Мир «Магии, inc» настолько точен и детален, что создается впечатление, будто Роберт Энсон Хайнлайн ничего не придумывал, а заглянул в реально существующую параллельную вселенную и описал увиденное. Эта реальность похожа на нашу, с той лишь разницей, что волшебство в ней обычное явление. Настолько обычное, что магию не редко применяют в бытовых нуждах. Автор насытил повесть множеством интересных деталей (правилами дорожного движения для левитирующего транспорта, например, или таким разделом юриспруденции как чародейское право), благодаря которым описываемый мир получилась очень жизненным. Писатель провел немало параллелей с реальной жизнью и отлично показал технологии продвижения законопроектов выгодных определенным представителям политической элиты и бизнеса.
Приятно, что в повести фигурируют существа из мифологии различных народов. Читая комментарии можно узнать много нового.
Rusowl, 24 февраля 2012 г.
Так как сильно уважаю творчество Хайнлайна, могу сказать, что ожидала большего. Сложилось такое впечатление, что автор задумывал какой-то грандиозный сюжет, но где-то ближе к середине «перегорел» и решил не тратить время, сжав рассказ до минимума, отчего возникает эффект «зажеванного финала». Писатель мастерски (собственно говоря, как всегда) прописывал персонажи и сюжет, но видно, что сам при этом скучал, чувствуя недостаточный размах. Честно говоря, жаль сил хорошего автора.
AlisterOrm, 29 августа 2010 г.
Ханлайн пытался написать роман о монополизации экономики, завернув это всё в обёртку городского фэнтези. Для 1940, когда банковских монополий уже не было, а бизнес частный начал подниматься, тогда как до расцвета корпораций оставалось всего несколько лет, произведение было весьма актуальным. На мой взгляд, все тонкости произведения для читателя-неамериканца будут не видны, однако, как ни странно, является весьма интересным источником, раскрывающим менталитет тогдашнего среднего американского предпренимателя, столкнувшегося с проблемой монополизации, да и сам роман был для своего времени почти пророческим...
Кисейная Барышня, 28 декабря 2008 г.
Идея и общий сюжет мне показались очень неплохими и захватывающими (судя по описанию). Маги и чародеи, выполняющие вполне приземлённые обязанности, вопросы собственности, монополий и конкуренции, уживающиеся с чудесами и загадочным полумиром — всё это, конечно, очень интересно, и на момент написания, наверное, это было что-то совсем новое. Но то ли американизм этой книги не нашёл в русской душе нужного отклика, то ли настроение было не то, то ли ещё чего-то не хватило... Но, короче говоря, не впечатлила она меня, не заставила сопереживать герою, оставила равнодушной, а местами было даже скучно. Возможно, это одна из тех книг, смысл которой приходит не сразу, и нужно спустя какое-то время прочесть её снова, но на данный момент это всё, что я могу о ней сказать.
670739, 11 февраля 2010 г.
Довольно примитивная повесть, непонятно зачем было Хайнлайну писать фэнтези, которое он писать не умеет. Слишком наивно и на мой взгляд по-детски написано, главный герой из любой ситуации находит выход и все заканчивается очень предсказуемо и без интриги. Книга написана для читателей школьного возраста, но уж никак для взрослых людей
ivan2543, 16 марта 2010 г.
Повесть в стиле городского фэнтези. Достаточно оригинальный и хорошо выписанный (для малой формы) мир. В то же время сюжет прямолинеен и прост. Эпизод, связанный с рассмотрением билля очень затянут и скучноват.
Итог: простенькая повесть о том, как сказка и волшебство были очередной раз спасены от дельцов бюрократов и… демонов. Оригинальная вещица, весьма остроумная, но далеко не вершина творчества писателя.
aps, 30 сентября 2008 г.
Отличная юмористическая, в чем-то пародийная на политические и экономические реалии повесть.
Фантастическая составляющая, объединение принципf нашего мира с магией, заставляет с интересом читать, часто смеясь, как порой заставляют смеяться и экономические и политические описания (чтение которых в специализированной литературе или газетах иногда наводит тоску).
Главное в этой повести, на мой взгляд, — иронический стиль повествования Хайнлайна. Именно он не дает оторваться от книги, пока не перевернута последняя страница. И именно память о нем заставляет ее еще раз перечитывать.