FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Неприятная профессия Джонатана Хога»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
755
Моя оценка:
-

подробнее

Неприятная профессия Джонатана Хога

The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag

Другие названия: Неприятная профессия Джонатана Хоуга; Странная история мистера Джонатана Хога

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

Джонатан Хог не помнит, что он делает днем. Совсем! И прибегает к помощи частных детективов, чтобы выяснить это. То, что те выясняют, может напугать кого угодно...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Первоначально публиковалась под псевдонимом Джон Риверсайд (John Riverside).

• Книга посвящается Юджину Р. Гилду. Капитан Гилд, основатель Боевого Братства в Гленвуд-Спрингс, штат Колорадо, был другом Хайнлайнов. Сын капитана Гилда погиб во время войны в Корее (1950-1953). (из авторской колонки bellka8)


Входит в:

— сборник «Неприятная профессия Джонатана Хога», 1959 г.

— журнал «Искатель 1993'3», 1993 г.

— журнал «Нева № 1, 1995», 1995 г.

— журнал «Нева № 2, 1995», 1995 г.

— сборник «New Worlds to Conquer», 2010 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Повесть

Похожие произведения:

 

 


Голубая лагуна
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 25
1994 г.
Неприятная профессия Джонатана Хога
2002 г.
Предназначение: вечность. Шесть историй
2003 г.
Вне всяких сомнений
2007 г.
Миры Роберта Хайнлайна
2009 г.
Патруль Времени
2015 г.
Неприятная профессия Джонатана Хога
2017 г.
Неприятная профессия Джонатана Хога
2018 г.
Двери иных миров
2020 г.
Уолдо, Неприятная профессия Джонатана Хога и другие истории
2021 г.

Периодика:

Искатель № 3 1993
1993 г.
Нева. 1995, № 1
1995 г.
Нева 1995, № 2
1995 г.

Издания на иностранных языках:

The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag
1989 г.
(английский)
New Worlds to Conquer
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшее начало и очень сильно банальные обоснуй и развязка. Абсолютно убеждён, что Хайнлайн просто не смог придумать внятную и интересную развязку, а потому ввёл в действие «бога из машины», который чудесным образом всё разъясняет. Совсем плохой эта история не становится только благодаря достаточно харизматичным героям, симпатию к которым не смог испортить даже авторский произвол. Причём, даже когда начинается откровенная мистика — становится только интересней, разочарование наступает только где-то в последней пятой части повести, когда Хайнлайну стало откровенно лень.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть просто неплохая и в целом интересная.

Лично меня тронули отношения между парочкой детективов. Романтичные и идеалистические, теплые и преданные. Правда, к концу это стало казаться навязчивым, поднадодающим, что-ли.

Конец вышел скомканным и не вполне удовлетворительным. Хотелось бы больше подробностей о всей этой мистической матрице с птицами, критиках. Не очень понравился этот мистический налёт.

Также в некоторых местах повесть становится похожей на хоррор, прям таки лавкрафтоский ужас проскакивает.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редко со мной бывает такое, чтобы в один присест без перерывов прочитать сразу всё произведение не пропуская ни одной фразы, ни одного абзаца. Да, такое бывает крайне, очень крайне редко. Но, сие означает лишь одно меня увлёк текст, в первую очередь текст, затем сюжет, потом тайна, и снова затем, динамика развития сюжета. Концовка получилась слишком пресной, ибо мы уже имеем опыт чего-то подобного, но она была краткой и полностью соответствовало традициям того времени. А в итоге великолепная повесть, удовольствие от прочитанного и настоятельное желание сохранить произведение в коллекции.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Американец не был бы американцем, если бы не всунул весь роман страдающим от высших сущностей детективам в самом конце толстенную пачку резаной (на момент написания — еще нет) бумаги. Ну как же — кроме личного счастья необходимо еще и финансовое.

А так родилась совершенно дурацкая история с наспех сочиненным финалом, где всем сестрам роздано по серьгам. Джонатан Хог неожиданно выяснил, что он высшее существо, именуемое Критиком, парочка женатых голубков поселилась в домике у моря, а Сыны Птицы были стерты из нашей реальности. Не спрашивайте, в чем смысл нахождения в теле человека, если ты проводишь на Земле кучу времени, прежде чем осознаешь, кто ты на самом деле.

А ведь так хорошо все начиналось, я уже подумал, что Хайнлайн сейчас выдаст киберпанковскую историю о подмене реальности и иллюзорности нашего мира, а все свелось к подобию шумерской мифологии с проникающими через зеркала бессмертными, живущими среди нас и похищению душ посредством бутылочек.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу только, что эта повесть мне больше всего напомнила любимого Филипа Дика! Так же как и рассказ Хайнлайна «Они». Это вещи совершеншно нетипичные для него, но этим то и прекрасные. Кстати, хорошо что нет хэппи-энда, в обычном духе оптимиста Хайнлайна. Ибо я пессимист и в счастливые концы никогда не верю, также как и Филип Дик.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/886208.html

Средняя по нынешним меркам повесть классика. У детективных историй должно быть два типа загадок: первая — собственно Большая Тайна, разгадка которой и объясняет все происшедшее, и вторая — совокупность странных событий, каждое из которых возбуждает страсть к раскрытию Большой Тайны. Череда загадок в повести Хайнлайна не впечатляет несмотря на неплохую Большую Тайну. Из-за этого ее чтение сегодня может быть лишь данью уважения к классике.

Завязка истории такова: Джонатан Хог заказывает семье частных детективов расследовать свою личность. Проблема в том, что он постоянно забывает, чем занимается в дневное время. Есть подозрение, что это связано с раздвоением личности. Все было просто, но расследование осложняется в тот момент, когда супруги-детективы видят днем Джонатана Хога в двух абсолютно разных местах.

Основные мои претензии к атмосфере повести. Для такой фабулы и развязки ИМХО она должна быть более темной. Ведь повесть опубликована в 1942ом году, когда уже вышел хотя бы фильм «Мальтийский сокол». Если представить описываемые события в тех же ракурсах и с теми лицами, то история заиграла бы совершенно по-иному. Однако, повесть Хайнлайна куда ближе к теплому и ламповому Клиффорду Саймаку, чем к Дэшилу Хэммету и уж тем более к Лавкрафту. Впрочем, для последнего здесь и Большая Тайна слишком пресная.

Итого: Если б мишки были пчелами, то они бы ни по чем бы... Обвинять автора в том, что можно написать лучше — дело гиблое. Но если подойти к повести непредвзято, то это дешевая конспирология, приправленная щепотью фантастики. В развязке пафосные речи о мироздании, от которых бы даже у советских фантастов заломило зубы.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И вправду «Матрица»: столько пересечений! Пока читал, то и дело вспоминал сцены из фильма. Только у Хайнлайна получился скорее триллер, а не боевик.

Прежде всего понравилось исполнение: внешне всё просто, но с каждой новой зацепкой в расследовании детективов история становится всё больше похожей на головоломку, от которой не оторваться.

Не понравилась концовка: автор убрал проблему, щелкнув пальцами, и полноценного конфликта между хорошими и плохими дядями не состоялось — померились всемогуществом, и где-то за кадром Хог победил (совсем не кинематографично, и поболеть не за кого). И по настроению концовка не подходит к первой части повести. Может, было бы лучше добить читателя (в той же «Матрице» есть эпизод, в котором Морфеус рассказывает Нео подлинную историю человечества — там ещё в конце эффектная сцена с батарейкой), а не портить атмосферу зыбкой таинственной реальности счастливой развязкой?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина книги — на миллион долларов. Давно меня так не захватывал сюжет с такой превосходной интригой. Плюс замечательная семейная пара детективов, плюс налет мистики. Я уже потирал руки в предвкушении моей «книги года»... Но после такого успешного подъема начался ухабистый спуск. На мой взгляд — слишком много было получено и отражено в книге правды прозорливым писателем, который еще в те времена (1942!) смог провидеть своим писательским чутьем влияние подпространственной темной матрицы на проявленный мир. К чистой и ясной логике повествования добавлся мутный слой мистики «Сынов Птицы», который сбросил накал развлекательности с произведения, начал наводить уныние (лично на меня), ну и финал (лично меня) совсем доконал своей безысходностью и близостью к правде жизни. Повторюсь — книга очень правдивая в эзотерическом смысле и через это — очень депрессивная к финалу (опять-таки, лично для меня).

Оценка: 7
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть — одно из тех произведений Роберта Хайнлайна, которые я без всяких раздумий оцениваю на твердую десятку. Прочитал я её впервые несколько лет назад и всё написанное настолько ярко отпечаталось в памяти, что некоторые моменты я вижу перед собой, как нечто овеществленное и трехмерное. Словно бы сам принимал во всем этом участие. Тем не менее это не мешает мне периодически перечитывать повесть, для того, чтобы вновь проникнуться и вновь пережить всю гамму чувств. Совсем немного не хватило по объему до романа, но несмотря на это повесть я воспринимаю именно как роман, настолько это всё цельно, глубоко, так много заложено в тексте и настолько непростые чувства вызывают все происходящие события.

Это разительно отличается тематикой практически от всего, написанного Робертом Хайнлайном. Да и стиль довольно не схож с таким привычным. Словно бы перед автором приоткрылась на мгновение дверь, в которую он заглянул, всё увиденное отпечаталось в его памяти и он поспешил перенести это на бумагу. Придумав для это на редкость увлекательный сюжет. Словно бы это «Крауч-Энд» Стивена Кинга. Словно бы это что-то из темного наследия Говарда Лавкрафта!

Два самых сильных места в повести это верх мастерства. Первое — нахождение Рэндалла в четырех стенах, во время ухода за женой, лишенной души и его борьба с зеркалами. Когда читал (поздно ночью) я реально боялся посмотреть в сторону зеркала, висящего в моей комнате. Второе место — когда Рэндалл и Синтия в финале произведения уезжают из Чикаго на юг. И видят за опущенным автомобильным стеклом совсем не то, что привыкли видеть. Помните, как в Лангольерах Стивена Кинга? Нет ничего живого и мир готовится исчезнуть или же наоборот появиться. Готовится перекройка реальности. На редкость сильное место. Как и вся повесть.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхищаюсь талантом мэтра Хайнлайна умещать в относительно небольшую форму столько интересного содержания!)

Ничего лишнего, ничего чужеродного. Емко, лихо, динамично, интригующе.

Так и видятся перед глазами залитые лучами заходящего летнего солнца улицы американского мегаполиса, концентрированное ретро, неспешно возвращающиеся с работы обыватели , гудки машин и одинокий мужчина в дорогом плаще, потерянно озирающийся в одном из переулков, а из форточки ближайшего дома доносятся тихие звуки джаза.....Не знаю почему в уме предстала именно такая картина...ладно, это все лирика.

Но она и создает эту завораживающую картинку, город как будто искусственный, как рекламный ролик пропагандирующий благополучную жизнь рядового американца с экрана телевизора.

А перед экраном, за огромным круглым столом застыли зрители, циничная усмешка кривит их рот, они обмениваются друг с другом понимающими взглядами.

В ходе прочтения не раз замечал, что именно из этой повести растут ноги и у Чистовика С.Лукьяненко, и у упомянутой в аннотации Матрицы, и у нолановского Начала (корректнее на мой взгляд все же Внедрение).

Да и концовка истории, волчок вертится...или упадет, как вам больше нравится?

Очень стильно, история держит в напряжении до самого конца

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если верить киношникам, мы загружены в матрицу

Увлекательная повесть, в которой есть что-то и от мистики, и от триллера, и от фантастики. Последней, разумеется, больше всего. Хотя это и не совсем та фантастика, с которой прочно ассоциируется творчество Роберта Хайнлайна, книга тем не менее будет действительно интересна всем поклонникам жанра. Совершенно «матричное» ощущение нереальности происходящего здесь сталкивается с каким-то совершенно лавкрафтовским ужасом того, что стоит по ту сторону привычной реальности и изредка заглядывает в щели-зеркала. Временами Хайнлайн прикидывается этаким мастером ужасов и делает это, следует отметить, действительно здорово. Кошмарные сны героя и его страх потерять жену выписаны настолько убедительно, что невольно поддаёшься общему настроению психоза. А чего стоит один только образ исчезающего этажа в небоскрёбе, который потом был позаимствован и растиражирован во множестве более или менее удачных книг и фильмов. Финал слегка предсказуем, но в целом логичен и, что примечательно, едва ли подпадает под категорию счастливых. Хотя в конце концов зло было уничтожено, а таинственные всесильные демиурги отнеслись к человечеству снисходительно и даже с некоторым одобрением, встреча с неведомым не прошла для героев даром. Даже такие храбрые и решительные люди оказались не вполне готовы принять истинное положение вещей. Хотя надо сказать, что есть и куда более драматичные истории о том, как жутко знать, что живёшь в простеньком симулякре, давно заброшенном равнодушным создателем.

В итоге перед нами занимательная повесть, написанная мастерски и с выдумкой. Особенно хочется отметить перевод, выполненный Михаилом Алексеевичем Пчелинцевым, эта версия куда лучше прочих и как нельзя более достойна замечательного оригинала.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что бросилось в глаза при прочтении, это что произведение отдает романтизмом, т. е. классическими романтическими идеями и идеалами. Это не удивительно, т. к. повесть была написана в ранние годы писателя. Так что среди основных лейтмотивов — личная свобода, зыбкость мироздания и восприятия, беззащитность человеческой жизни, таинственная рукотворность нашего мира, созданного некими высшими мудрыми существами, чья природа для человека непостижима, безликое, но уязвимое и в итоге побежденное зло, а надо всем этим — Любовь, Искусство, Красота, прелести простых человеческих радостей. Я бы сказала, что в этом произведении молодой автор в метафорической форме выносит человечеству приговор за его грехи, а потом ищет ему оправдание и в итоге прощает.

На самом деле повесть не слишком впечатляющая, именно потому что «молодая», а еще наивная для нашего циничного и искушенного времени. Завязка настолько захватывающая, что от истории невольно ожидаешь каких-то неистовых страстей, диких откровений, ужасных открытий, а потому, дойдя в нетерпении до самой последней странички, ощущаешь себя по-прежнему «голодным», словно человек, ознакомившийся с великолепным меню, но так и не отведавший ни одно из блюд. Подобный читательский голод не может не раздражать. Как же так?! Столько вопросов осталось! Столько нестыковок! Да буквально все брошено как-то на полуслове, скомкано, потому что всех этих туманных намеков и неправдоподобных (даже иногда откровенно комичных) «фактов» для удовлетворения разыгравшегося воображения никак не может хватить. А между тем, окончание в общем-то весьма логичное в рамках того же романтизма, нравится это читателю или нет, ведь старая фантастика как раз романтизмом пропитана, она им живет и дышит.

Теперь о героях — они совершенно условны и напрочь лишены индивидуальности, это типичные герои уже всем нам приевшихся американских блокбастеров: чета (псевдо)детективов, которые постоянно пьют то виски, то пиво, то снотворное, совершают массу ничем не обоснованных сумбурных и нелогичных действий, не обладают практически никакими навыками и знаниями, которыми обязаны владеть люди их рода деятельности (ну кроме разве что дактилоскопических манипуляций), инфантильны, т. е. в быту совершенно беспомощны (не говоря уже о профессии). За то именно таких героев проще всего втягивать во всякого рода сомнительные сценарии — они искренне ведутся на все, что им предложат создатели.

В общем, повесть (которую, кстати, постоянно тянет назвать рассказом за скудность описательной стороны текста) примечательна исключительно идеями, собственно, и заявленными в аннотациях к разным изданиям. Ради них почитать стоит, но только лучше заранее быть готовыми к тому, что самое интересное придется додумывать самому читателю. А ведь это, в общем-то, и не плохо совсем, если книга провоцирует фантазировать и думать!) Не удивительно, что она многих впоследствии вдохновила.

PS: Кстати, миф о Птице странным образом напомнил мифологию северо-американских индейцев. Впрочем, ничего странного, наверное)

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначные впечатления от рассказа.

Начало было столь волнующим и интригующим, что я с трудом заставил себя отложить чтение на утро — на ночь читать такое, считай весь сон пропадёт.

Медленное нагнетание тайны, страха, мистики. Подано дозированными порциями в самом подходящем количестве.

А вот развязка очень сильно разочаровал. Такое смешение макро и микромира бросило сильную тень на волнующую завязку. Как-то всё слишком просто и банально объясняется, пусть даже т затрагиваются столь высокие материи.

Вроде как крестьяне боролись против феодала, хоть силы и были не равны, но они столько и мужественно держались, приближая себя к победе....а потом внезапно нагрянул король, быстренько всех повесил и назначил нового феодала.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Интересные главные герои и сам мистер Хоган.

На протяжении всей повести присутствовало чувство какой-то тревоги и ожидания. Ожидания развязки, которое, надо сказать, не оттолкнуло.

Хороший слог, читается интересно — что еще нужно для проведения приятного вечера?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Профессия Хога действительно оказалась необычной, именно необычной, но уж никак не неприятной. На протяжении почти всей повести я считал его негативным персонажем, относящимся к группе «Сынов Птицы», но все оказалось не так просто и банально.

Вообще после прочтения остается немало вопросов, но так как они могут навести на понимание смысла, то я их «укрою»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— странное поведение «Сынов» — они боятся Хога понятно почему, но запрещают следить за ним детективам. Хотя, наоборот когда детективы «тормошили» Хога, заставляли его концентрироваться, думать о своей работе, сбивали его с намеченного распорядка дня — он оставался «обычным» Хогом. Надо бы его сбивать с ритма дня, так нет же все делалось с точностью наоборот;

- иногда странное поведение четы Рендалл: в такой необычной ситуации, когда идут постоянные нестыковки — приниматься зеркало «ни от куда», ставить его в спальне, придумывать странные объяснения случившемуся- можно принять это как защиту от мистических событий, которые не можешь объяснить, но с этим детектива Рендалла перебор;

- зачем таскать с собой душу Крэг Рендалл, ну спрятали ее в надежное место, оставили у себя в офисе. Но тоже нет;

- непонятны мотивы и поступки «Сынов» — чем они занимаются, что плохого они делают, к чему стремятся;

- ну и наконец — «уборка» мира творца от «Сынов» — мистический туман, который напомнил подобное из фильма «Мгла», покрывший весь город. Но нет ни слова об остальных обычных людях, чем они так провинились. Хотя провинились не то слово, ведь мы не знаем что происходит внутри этого тумана, и к чему это окончательно приведет.

Итог: провисает середина повести, иногда бесит невозможность Рендалла принять события как данность, а не строить безумные оправдания ситуаций. Но конец удивляет, раскрывается тайна такой необычной профессии. Ну и любовь...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх