FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Время для звёзд»

Время для звёзд

Time for the Stars

Другие названия: Время звёзд

Роман, год

Перевод на русский: М. Пчелинцев (Время для звезд, Время звезд), 1993 — 2 изд.
Н.П. Штуцер, В.П. Ковалевский (Время для звезд), 1994 — 4 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 50

 Рейтинг
Средняя оценка:8.38
Голосов:675
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Земля перенаселена. Для поиска нового жизненного пространства создается грандиозный проект. Двенадцать межзвездных космических кораблей отправляются на поиски планет, подходящих для колонизации землянами.

В силу своих необычных способностей, Том и его брат-близнец Пат оказываются участниками Проекта. Путешествие между звезд и поиски новых планет дают возможность Тому лучше узнать себя, разобраться в отношениях к своему брату, с честью выйти из сложных ситуаций…

Нестандартная концепция перемещения в пространстве и принципа работы звездолета, новый взгляд на пространство-время.

Входит в:




В планах издательств:


Издания:

Время звезд
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 11
1994 г.
Время для звезд
1997 г.
Астронавт Джонс. Время звезд
2003 г.
Гражданин Галактики
2007 г.
Время для звезд
2014 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2011 г.

Хорошая книга. Понравилась. Очень быстро одолел и ни разу не скучал. Может под настроение пришлось, может близкое по духу что-то нашёл. А может просто автор любимый и всё воспринимается положительно. Есть в этом романе настоящая романтика. Начиная с названия — «Время для звёзд» и далее. Звёздные первопроходцы на ракетных кораблях, посвятившие свою судьбу миссии во имя человечества. Необозримые космические дали и становление социума в замкнутом пространстве. И даже учитывая некую «детскость», а точнее «подростковость» повествования, Роберт Хайнлайн не рисует какие-то невообразимые идеалы, в которые невозможно поверить. Бросьте всё, семьи, друзей, привычную жизнь и во имя развития будущей цивилизации и заселения звёздных систем нашими потомками отправляйтесь на сто земных лет на двухсотместном звездолёте осваивать космические дали. С богом! Нет, всё здесь по правильному. Настоящее уважение прав граждан. Правительство обеспечивает совершенно безбедную жизнь родственников и гарантирует гигантский банковский счёт по возвращении. Всё на добровольной основе. И вот уже с таким стимулом прекрасно воспринимаются слова о долге, о научном познании, о прекрасных целях и об избранности. Это хорошо.

Что касается избранности. Интересная идея телепатической связи. Любопытная. И главное вокруг неё строятся почти все сюжетные ходы. Это и основная идея романа, о том, что звездолёты за много тысяч световых лет поддерживают мгновенную мысленную связь с Землёй благодаря выявленной связи между близнецами не только кровной и психологической, но и мысленной, телепатической. Тут и изменяющиеся отношения между братьями Томом и Патом, главными героями, и смена поколений и прочие нюансы, которые возникают вокруг этого явления.

С телепатией связано и установление физической истины о том, что есть такая физическая величина, как «мгновенность». В книге есть интересная дискуссия на эту тему. И вот что самое интересное. Для меня это было приятной неожиданностью. Вот у многих авторов понятия «гиперскорость», «гиперпространственный переход», «нуль-транспортировка» возникают как бы сами собой. Или эти явления существуют и активно используются, или же автор просто ставит перед фактом. (Сразу почему то вспомнились «Звёзды — холодные игрушки» С.Лукьяненко. Человечество не выходило за пределы Солнечной системы и ничего не знало о том, что не одиноко во Вселенной, а потом вдруг была открыта возможность путешествовать через «подпространство» и человечество вдруг стало выполнять роль космических извозчиков среди других звездных цивилизаций, т.к. ничего иного не оставалось.) А здесь всё чётко и взаимосвязано. И вывод в начале романа послужил причиной для сюжетного хода в конце.

И вообще, есть у прозы Хайнлайна такая особенность. Вот вроде бы не углубляется совершенно в научные дебри, с лёгкостью выстраивает повествование с ударением на увлекательность. Однако многое из его наследия можно с полным правом назвать Твёрдой научной фантастикой. Как и эту книгу.

Хочется сказать пару слов про финал. Вот тут уже есть претензии. Очень скомканно. Всё оборвалось неожиданно и неестественно. В принципе, полёт закончился, все вернулись домой и дальше продолжать как бы не имеет смысла. Но вот по поводу естественности... Очень получилось натянутым окончание «конфликта» между братьями, Томом и Патом. И как-то грубовато получилось. Вот сидит в кресле восьмидесятилетний старик, а молодой парень двадцати с небольшим сводит с ним какие-то психологические счёты по совету и рекомендации погибшего в полёте корабельного психолога.

И самая финальная сцена — любовный хэппи-энд. Конечно, по законам данного «подросткового» жанра здесь всё нормально. Встретились два человека, которые никогда в жизни не видели друг-друга и только имели мысленную телепатическую связь. Встретились, взялись за руки и уже не смогли разминуться. А через полчаса расписались. Это даже пробуждает хорошие сентиментальные чувства. Нравится людям видеть такое. Но лишь на момент прочтения. Через пять минут после закрытия книги приходит просто недоумение...

Хорошие эмоции и интерес подарило мне «Время для звёзд». Вот за это высокая оценка и моя рекомендация читать всем. Хорошая вещь.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2012 г.

Что бы мог рассказать нам юный моряк с «Санта Марии» или «Пинты»? Что он мог поведать нам о судьбоносном для народов Земли плавании, о разговорах моряков, о страхе перед неизвестностью или восторге открытия — обо всем, что спрятано за строками исторических хроник?

«Время для Звезд» — такой рассказ. История Настоящего Космического Приключения. О том, что будет поведано в будущих учебниках и трудах историков — об открытиях, неизвестных планетах и странных берегах, мужестве и долге. И о том, что никогда не будет написано для жадных до подробностей обывателей: о дружбе и любви, потерях и обретениях, страхе и отчаянии, сомнениях, ночных кошмарах.

Я читала эту книгу, испытывая жгучее желание перелистнуть страницу и заглянуть на следующую, чтобы поскорее узнать, что же дальше. Захватывающий и динамичный сюжет: длительный полет межзвездного корабля, неизвестные планеты и солнечные системы и даже схватки с враждебными аборигенами. Чудесный герой -молодой телепат Том, напоминающий любимые с детства персонажи «Огненного цикла» и « Королевы Солнца», за которого переживаешь и которому сочувствуешь. И было исключительно приятно прочитать краткое упоминание о пропаже звездолета «Авангард» и думать, что мы то с Вами знаем его судьбу.

И было интересно следить за тем, как изменяется этот милый, но робкий мальчик Том. В путь отправляется инфантильный подросток, а возвращается — уверенный в себе мужчина, знающий, чего он хочет от жизни, хозяин своей судьбы, который уже никогда не позволит кому-то решать за него. И ничего, что неожиданное открытие прервало путешествие и оставшиеся на Земле пока не в состоянии оценить величия свершенного. Для самого героя все ясно и без этого признания: домой вернулся не потерянный во времени Рип ван Винкль, а Колумб, первопроходец и пионер, для которого Время Звезд только начинается. В конечном итоге, даже простое упоминание в истории Человечества — это «очень и очень прилично». От большинства не остается и этого...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2009 г.

Очень хороший роман. Хайнлайну порой удаются действительно выдающиеся вещи.

Понятно, что это немного подростковая НФ того времени, но такая она только за счет того, что в начале герой романа всего лишь подросток. Да, у него есть брат близнец, да они могут общаться телепатически, но основной сути это не меняет. Как у любого подростка, у него есть свои проблемы с понятием и приятием себя, но, слава богу, сильного акцента на этом нет, это просто делает главного героя более человечным и более приближает его к читателю, в немалой степени этому так же способствует дневниковая манера повествования.

Но все таки роман в первою очередь о человеческой тяги к неизвестному и прекрасному, а именно к звездам, к новым мирам и планетам. И пусть к концу романа становится немного грустно от того, что открытые ими планеты не очень то и много значат, в сравнение с полученными данными, который открыли человечеству дорогу к звездам, но Хайнлайн и не думает делать из этого драму, а наоборот. И хочется сказать ему огромное спасибо, за этот оптимизм. Ведь, что бы не случилось, жизнь продолжается...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, не знаю, на сколько это этично жениться на своей двоюродной правнучке.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2014 г.

Ну что ж, Хайнлайн держит марку. Очередной отличный роман о путешествии к другим планетам. Подростковый он там или нет... Мне тридцатник и я читал взахлёб. Ну ведь захватывающая книга! Как будто сам к другим мирам слетал. Единственно, что напрягло это небольшой инцест в конце и ускорение событий после приземления на первой планете. Как-то так между делом тираннозавр парня сожрал, ну и ладно, вроде как ничего особенного, дальше рассказываю.. Но в целом очень достойная книга. Рекомендую к прочтению всем любителям захватывающих историй!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2013 г.

Отличная книга из подросткового цикла, основа книги — телепатия, она мгновенна, близнецы Том и Пэт могут общаться друг с другом на любом расстоянии и это подрывает основы физики, космический корабль может связаться с Землей будучи на расстоянии во много световых лет. У близнецов непростые взаимоотношения и это усугубляется тем что когда на корабле, летящем со скоростью близкой к световой походят месяцы, на Земле проходят многие года. Звездам нужно много времени но они стоят того чтобы до них долететь. Хотя Хайнлайн не заостряет внимания на технических деталях, книгу можно смело назвать твердой НФ.

В книге упоминается правило Тициуса-Боде которое приблизительно описывает расстояния между планетами Солнечной системы и Солнцем, когда был открыт Уран оказалось что он в точности соответствует этому правилу, планетолог в книге открыл то что планеты в других звездных системах тоже соответствуют этому правилу, как оказалось совсем недавно австралийские астрономы проверили применимость правила к 27 экзопланетным системам, оказалось что 22 из них подходят под это правило даже лучше чем солнечная система. http://ru.wikipedia.org/wiki/Правило_Тициуса_—_Боде

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2017 г.

Отличный роман из юношеского цикла, который читается с удовольствием. Лёгкость слога не даёт возможности оторваться от книги, хотя опять есть вопросы к переводчику Пчелинцеву, а скорее даже к редакторам и корректорам. Когда прочитал аннотацию к роману — думал будет скучновато — близнецы, проекты, отношения с родственниками и космические путешествия, но Мастер Роберт, наш Рексович, не подвёл. Начиная с 3 главы невозможно остановиться. Есть у RAH такая особенность в некоторых произведениях — слегка скучноватое начало (которое потом помогает понять многие вещи в произведении, создаёт декорации) и ближе к концу очень быстрое развитие событий, такое ощущение, что ему надо было срочно сдавать роман в печать, или не превысить лимит по количеству знаков.

Почему следует прочитать «Время для звёзд»?

1. Интересная общая идея и её дальнейшее развитие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
общение близнецов в космосе посредством телепатии, а также связь «психов» с потомками другого близнеца

2. Отлично проработанный сюжет и персонажи

3. Нестандартные идеи развития общества и науки

4. Живописные новые миры

5. Проблемы социума в замкнутом пространстве и стрессовых ситуациях, отношения между близкими людьми, возвращение в новый мир

6. Отсылка к повести «Пасынки вселенной» — упоминается корабль «Авангард».

7. muravied — «небольшой инцест в конце» — вы так говорите, как будто это что-то плохое — не стал под спойлер убирать, т.к. уже есть отзыв без спойлера. А что? Вполне в духе Мастера, особенно если вспомнить «Луна суровая хозяйка», «Уроборос» и «Чужак в стране чужой».

В общем, прочесть стоит однозначно.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2016 г.

Один из лучших романов Грандмастера. Здесь есть всё, за что мы так любим его «юношеские» романы: космические полёты, дух первооткрывательства, захватывающие приключения, научное обоснование, искренние чувства. Читаешь — и хочется смеяться от счастья и от восторга, потому что перед тобой — мечта, прорыв, долгожданное будущее, которое наступило!

В центре сюжета — братья-близнецы, обычные мальчишки, умные и озорные, дружные во всём, правда один почему-то всегда получается главным... Им предлагают участие в потрясающей космической программе по поиску новых планет, которые могли бы «разгрузить» задыхающуюся от перенаселения Землю. Мечта? Безусловно! Вот только по условиям контракта в космос отправится только один брат — а второй навсегда останется дома.

В этой первой части, завязке романа, Хайнлайн показывает себя тонким психологом: описанные буквально в двух словах, персонажи встают перед нами как живые, ты отлично понимаешь и Тома, и Пата (вообще их семейка — это что-то!), и проникаешься их соперничеством, и страхами, и желаниями. В дальнейшем подоплёка их отношений будет раскрыта ещё один интересным витком.

В итоге один близнец летит, и вместе с ним мы познаём радость открытий, и боль потерь, и одиночество. Улетая всё дальше от Земли, он потихоньку взрослеет, в то время как на родной планете проходят годы и годы... Наконец — возвращение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возвращение в мир, где ты — странный реликт из прошлого, космические полёты и новые планеты давно стали повседневной реальностью, а ваша потрясающая миссия — страницей истории. Один из самых трагичных моментов — прощание с капитаном Уркхардтом, эпизодичным, но ярким, запоминающимся персонажем.
Конец несколько скомканный, экспресс-хэппи-энд; с другой стороны, а что там, собственно, описывать.

В этот небольшой по объёму роман автор уместил столько идей, проблем, приключений, сколько не во всякой эпопее найдёшь. Поэтому он вышел очень концентрированным, увлекательным, заставляющий думать, верить, мечтать.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2016 г.

Очень увлекательная книга. Сюжет её идёт довольно спокойно, без резких поворотов и саспенса. Но при этом всё же увлекает и заставляет волноваться за персонажей.

Оптимизм автора по отношению к будущему человечества с одной стороны радует, с другой вызывает снисходительную усмешку. Радует тем, что пробуждает внутреннего оптимиста, который искренне верит, что наши внуки будут бороздить космические просторы и исследовать неизвестные планеты, а не сидеть по пещерам первобытными племенами, пережидая ядерную зиму. А усмешку тем, что эта оптимистичность выглядит несколько наивно. Как добрая детская сказка. Отчасти из-за того, что в книге нет хоть какого-нибудь описания устройства общества. Оно предполагается где-то там, за кадром, хорошее, порядочное, успешно развивающееся, устроившее всего одну войну за 70 лет... Но оно очень условно. Да и с высоты 21-го века несколько забавно смотрятся некоторые мелочи вроде бумажных газет на комическом корабле или фонда, который не знает, куда девать деньги, и потому ведёт себя как Санта Клаус.

Характеры героев очень убедительно и атмосферно прописаны, так что сопереживаешь каждому из них. Радуешься за героев, ненавидишь нехороших манипуляторов, жалеешь умерших… Даже второстепенные герои получились своеобразными и запоминающимися.

Однако при тщательной проработке характеров очень удивляет слишком поспешный финал. Особенно та его часть, которая касается свадьбы. Упал на землю – увидел девушку – женился. Единственный внезапный поворот сюжета. Слишком внезапный.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июня 2010 г.

А я думал, что прочитал все книги Хайнлайна. Здесь все события описаны от имени Тома обычного американского подростка. Сначала долго не понятно, причем тут звезды. Но потом становится яснее, хотя звезды и путешествия к ним, скорее всего более вторично, чем человеческие отношения Тома с семьей и окружающими.

Что приятно в классической фантастике — это наличие двух трех фантастических тезисов и попытки определить, как это повлияет на наше окружения и на человеческие отношения. Это вам не космические войны, где сюжет сшит белыми нитками и любой ляп объяснен фантастическим гаджетом или сверхспособностями.

Не согласен, что книга грустная. Главный персонаж не всю жизнь посвятил космическому проекту и нельзя сказать, что он хотел бы быть героем. А что до славы и всеобщего признания, то это такая вещь, что когда ее нет ее хочется а когда она появляется лучше бы ее не было. Главное чтобы было кого любить и быть любимым.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2010 г.

Хороший роман, но думаю что он больше подходит для читателей школьного возраста, местами довольно оптимистичный, местами песимистичный, но в общем интересный, только конец романа вышел скомканным, можна было и интереснее закончить. Мне этот роман напомнил «Страну багровых туч» Стругацких по своему настрою. Я думаю что всем любителям классической фантастики этот роман должен понравится

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2008 г.

Потрясающий роман. Хайнлайн, мир его праху, как всегда, великолепен.

Меня восхищает умение, с которым каждый раз, в каждой книге почти каждому персонажу присваевается свой характер, свои заморочки. Автор точно знает, почему и что потом вытекает из этого, какой характер пожинает человек, сея привычки. Все это, может быть, не так важно, как основной сюжет и идеи, но это то, что дает мирам Хайнлайна их объемность и целостность.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2015 г.

Интересный и мудрый роман. Тема телепатической связи космических кораблей с Землёй проработана интересно. Возможно, она ещё будет востребована. Концовка неожиданная, характеры героев яркие, запоминающиеся.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2014 г.

Это первое произведение Хайнлайна, которое я прочитал. Приобрёл томик “Гражданин галактики” в серии “ОО”, руководствуясь исключительно положительными отзывами с форума. Всё-таки средний бал выше 8-ми говорит о многом. Но. Мне роман не понравился. Совсем. Возможно, это не то произведение с которого стоило начинать знакомство с творчеством писателя. Я не знаю. Отзыв по большей степени будет негативным. Но как говорил Остап Бендер: “Художника обидеть может каждый”, а я уважаю литературный труд и понимаю насколько тяжело написать хорошую книгу. Поэтому постараюсь сперва выделить те положительные моменты, которые я увидел, а затем уже критика.

Что понравилось:

Доброта. Но не та, которая побеждает зло. Другая. Простая, где-то по-детски наивная. Даже может глупая. В отношениях она проскальзывала фрагментарно, но всё же была.

Некоторый интерес представлял, так сказать, ход времени. В полёте оно шло медленнее, для оставшихся на Земле – быстрее. Было интересно узнать сколько смениться поколений на Земле, когда космические корабли вернуться домой. И как произойдёт встреча вернувшихся с родственниками (их потомками). Найдут ли вернувшиеся своё место в новом обществе и новом окружении (как в песне у В.Высоцкого “Кто меня там встретит, как меня обнимут, и какие песни мне споют”). На счёт места в новом обществе и новом окружении для вернувшихся – автор упускает этот момент и вернувшиеся фактически выброшены на обочину жизни. Их моральным состоянием, я так понял, никто не озаботился (ни ФППИ, ни правительство).

Вот пожалуй и все плюсы.

Что не понравилось.

Попробую остановиться на некоторых аспектах, те которые запомнились. Я пожалел, что не читаю с ручкой и тетрадкой, а то бы все нестыковки, противоречия и ляпы заносил бы туда. А сейчас просто переписал бы с тетради. Но начнём.

Ход повествования.

Скукота. Абсолютно не наблюдается динамики и интереса (ну кроме того, что я оговорил выше). Много пафоса, очень много. Ожидал разного рода приключений на неизвестных планетах (установления контакта с аборигенами например, исследования материков и водных пространств, описания представителей флоры и фауны). Этого всего нет. Повторюсь — скукота. Ни один из героев романа не вызывает сопереживания. Любовная линия отсутствует напрочь (детские поцелуи взрослых людей под присмотром капитана, дядюшки Альфреда и мамаши О’Тул – не в счёт).

Конец романа так и вовсе какой-то скомканный. Автор не слишком утруждался – закруглился буквально на 2-х страницах. Несколько смущает женитьба Тома на своей правнучатой племяннице. Я так понял, прочитав отзывы на более поздние романы Хайнлайна, что у него был какой-то пунктик на счёт сексуальных отношений между родственниками и такие отношения всплывали и в других его романах.

“Начинка” романа

Космические полёты. Ладно, на старт космических кораблей с водной поверхности закроем глаза. Но посадка на неисследованной планете в воду, а ещё круче – в аммиак, здесь авторский юмор я так понимаю ? Такая нелепица уместна, наверное, в юмористической фантастике.

Дальше. Жизнеобеспечение в глубоком космосе двухсот человек. Где они берут воду ? Толком не объяснено. Станции по перегонке и очистке ? Нет, вряд ли, в таком случае некоторый % будет уходить безвозвратно и при длительном полёте всё равно вода закончится. Синтезируют воду? Допустим что так. Но при этом не должна ощущаться нехватка воды. А она есть ! Из текста это видно. По техническим причинам (для ракетных двигателей по-моему) им нужна жидкость. Лучше вода, но она закончилась! и корабль вынужден был сесть в океан аммиака и наполнить этим элементом резервуары. Не стыковка однако.

Чем питаются эти 200 человек в космосе ? Есть упоминание о каких-то “кабачках” выращенных в звездолёте. Как выращены ? Это почва в корабле что ли есть ? Сколько гектаров ? Или корешки “кабачков” сидят в банках с питательным раствором ? А животноводство ? Эти вещи упущены в повествовании. А я считаю, что 200 человек не прокормятся натуральным хозяйством в ограниченном пространстве космического корабля. Это ж сколько надо “кабачков” выращивать !? По мне проще послать в космос с такой миссией роботов каких-нибудь, им есть и пить не надо (и купаться тоже), только подзарядка от сети и всё.

Запись разговоров ведётся на бобинные магнитофоны. Это же смешно. Это хай-тэк технология или опять юмор ? “На нашем кассетнике кончилась плёнка. Мотай !” ?

Кстати такая вот ещё нестыковочка – неоднократно в романе говорилось (со ссылкой на ФППИ), что колонизации подлежат пригодные к жизни людей планеты с отсутствием разумных форм жизни. Мол если на планете обнаруживается разумная форма жизни, корабль должен немедленно улетать. И вот на Элизии была обнаружена враждебная, безусловно разумная форма жизни – какие-то существа вроде амфибий. На счёт разумной – тут же в тексте звучит отчёт майора Стива, о боевых действиях с аборигенами, где он указывает на наличие у врага – водомётов, колюще-режущего оружия и какого-то крутого оружия ни в чём не уступающего оружию морпехов (и заметьте всё это в одной упаковке – возможно майор запаниковал от страха и наврал с три короба ?). Но земляне не торопятся покидать Элизию и судя по всему дальнейшая колонизация будет продолжаться. Парадокс ? Земляне – агрессоры ?

Герои романа. Серые и несимпатичные. Им не хочется сопереживать. Остановимся на некоторых из них.

Дядя Стив. Двуличный персонаж или это два персонажа ? Его автор изображает как двоих взаимоисключающих друг друга людей. Причём здесь не идёт речь о каком-то становлении героя. Такое впечатление, что автор изображал Стива не думая, забывая что он о нём написал пару глав назад.

Дядя Стив служил сержантом в космической МОРСКОЙ пехоте. Это как ? Он был в основном вне Земли. На остальных планетах Солнечной системы морей и океанов нет. А МОРСКАЯ пехота есть ? Бред. Раздражает этот пафос и бравада “космическая морская пехота”. Вычурно то как !

Гордость семьи, вояка из вояк ! Весь в шевронах, лентах (как торт ими перевязан прямо !). Ну я сразу решил тогда – “он главный герой и не потерпит насмешки – по фильму у него самые крепкие орешки”.

Тут он вроде такой хороший, правильный, дальновидно-рассудительный (когда учил жизни Тома и Пата).

И что мы видим далее ? В космосе, при высадке на Констанцию, он возражает против включения Тома в группу десанта. Ну ладно только бы сказал – ты не прошёл курс бойца. А то ведь он ещё добавляет – мне нужны такие, которые защитят мою (дяди Стива) шкуру. Это не речь офицера. Противоречие — дядя Стив десяток страниц назад говорит Тому – я мол помереть от старости не хочу, я мол такой себе отчаянный малый и всё такое. Ага, оно и видно (“он сердце не прятал за спины солдат”). Классный комбат, пардон, майор. И вообще у меня сложилось чёткое представления, что Стив все свои ленты (читай награды) получил “при штабе” и ни в каких “горячих точках” он не был. Да и упоминаний о каких-то военных конфликтах, где участвовал дядя нет. Хайнлайн, судя по биографии, служил в войсках. Объясните мне, как сержант может стать сразу майором ?! Я лично вижу только два реальных варианта. Первый. Майор — это офицер, сержант – это солдат. Пожалуйста учись в военной академии и получай звание. Второй вариант – солдат может получить офицерское звание во время военных действий, за выполнение сложных боевых задач. В мирное время сержант не станет майором без окончания “вуза”. Хайнлайн не знал этого ? Или у них в будущем по другому ? Бредовой выглядит идея получения звания Стивом в связи с выходом в запас и тем, что он сдал экзамены для отправки с экспедицией на отлично (что за экзамены ?). И ещё о дяде, он явно исповедует армейские “постулаты Билла” и, несмотря на офицерские нашивки, остаётся обычным рядовым солдатом. Помните один из принципов героя галактики – не высовывайся. Я вот к чему веду. Дядя пригласил Тома в столовую, вроде всё хорошо. Затем он пригласил его к столику начальства – явно не вяжется это с воинским уставом. Затем, когда к столику присел начальник Тома и наорал на своего подчинённого, мол ты какого здесь прохлаждаешься, твоё место со связистами в рубке. Дядя Стив молча отвернулся и не сказал, что это ж он его (Тома) притащил в столовку ! Гадкий тип. А ещё по его вине погибла группа исследователей на планете Элизия. Он должен был прикрывать учёных, а сам со своим отрядом отступил и отдал безоружных и беззащитных людей в расход (неужели он не понимал, что кроме его отряда, людей на острове некому защитить ?). Он должен был до последнего стараться их выручить. И это при том, что Хайнлайн в начале романа пишет, что майор Стив сдал лучше всех экзамены и поэтому был назначен командиром пехотинцев. Абсурдно выглядят на нём эти ленты и шевроны. Опять же автор противоречит сам себе.

Капитаны “Льюиса и Кларка”. Я объединил их в одном лице. Я не знаю, неужели у Хайнлайна была такая цель – изобразить их полнейшими дураками ? Сомневаюсь, учитывая высокие цели экспедиции и жесточайший отбор среди тех, кто полетит. Как я понял полетели лучшие из лучших ? Опять абсурдные противоречия. Когда собрали группу для освобождения окружённых на острове морпехов (да-да, бравый дядя Стив был среди них). Так вот, вертолётом взялся управлять лично капитан “LC”. Не смотря на то, что у них был жив-здоров штатный вертолётчик, у которого и опыта в непосредственном управлении вертолётом-то поболее будет (группы исследователей на остров ведь он и доставлял). У капитана такой практики давно не было (из текста – капитан в разговоре с Томом упоминает, что ему надоело ходить по стальному полу звездолёта и он бы не прочь выбраться наружу, на планету). За всё время полёта капитан не покидал корабля ! И тем не менее он взялся управлять вертолётом и благополучно его загубил (ему не удалась посадка с первого захода, а второго им уже не дали амфибии). Да и другие решения капитана (нов) вызывали сомнения о соответствии занимаемой должности. Такие как – удавшийся шантаж мыслечитчиков (ну когда они (и другие гражданские) захотели пикник на первой, пригодной для заселения планете). Итог – одного (помощника повара по-моему) сожрал T-Rex (символично, не правда ли ?), затем более 30 человек умерли от инфекции уже на корабле. Здесь прямое разгильдяйство и нарушение приказов ФППИ самим капитаном и дядей Стивом (последний не обеспечил надлежащую охрану от местной фауны т.к. T-Rex не иголка и уж солдаты должны были заметить его раньше, чем кок).

Вывод – такое впечатление, что Хайнлайн сперва описав этих персонажей как идеальных для своих мест (капитаны, нач. охраны), затем ну что бы хоть что-то произошло (приключение !), сделал их полнейшими идиотами. И вот поэтому противоречие так заметно.

Том. Вроде по сюжету это положительный герой. Но сопереживать ему абсолютно не хочется ! Тряпка и слизняк какой-то. То он всё ныл и очень-очень ! хотел в полёт. А братишка его обскакал. Затем Том всё же полетел. И тут ему уже перехотелось космической одиссеи ! Затем Том терпел выходки 12 летнего дебила, соседа по каюте, вместо того, чтобы начистить ему физиономию (выходка с грязными носками на подушке чего стоит !). После просит у этого мелкого дегенерата автограф на нарисованной им картинке с какой-то мисс. Так бы наверное Том и промучился весь полёт, благо капитан спас – перевёл малого в другую каюту. Кстати, Тома ещё возмущала нечистоплотность соседа. А сам то он не лучше ! На планете Конни, Том гладит выпущенного на выгул поросёнка, чешет ему где-то там. А затем “вытерев руки об штаны отправился спать”. Класс ! Неудивительно, что за весь полёт Том так и не обзавёлся девушкой. Была одна, да и та сбежала. Тому и оставалось только мыть пробирки (это тоже юмор ?) Зачем в космосе нужно мыть пробирки ? Что в них ? Образцы для исследований ? Откуда им взяться (планет ещё не открыли). Химреактивы ? Зачем это надо в полёте то.

Ещё один ляп. Как взяли Тома в космос без подготовки ? Он не прошёл курс и сказано было – мол наверстает уже на борту. Бред. Полёт в космос с такой важной миссией – это не поездка в Диснейленд. Хотя у Хайнлайна всё так и выглядит. Моё мнение – не подготовленного в жизни не возьмут, будь он трижды телепатом. Ставки слишком высоки.

Телепаты. О-о-о ! Тут вообще полнейший бардак. Сначала телепатами были только двойняшки (однояйцевые). Допустим. Потом уже и тройняшки. Ладно, пускай. Затем уже старпёр дядя Альфред телепатирует со своей внучатой племянницей. И так с ней умилённо сюсюкает (“Конфетка” и всё прочее). Тьфу ! Тошно читать. 5-ти летнему ребёнку мозги полоскать с этими вахтами и цифрами. Но я не об этом. В конце полёта уже телепатами становятся чуть-ли не половина землян (я утрирую). Внучатые племянницы (-ки), правнучатые племянницы (-ки) бойко подставляют свои неокрепшие плечи исходной паре телепатов и заменяют оставшихся на земле и постаревших первых номеров.

Пат. Ну не верю я в то, что он себя умышленно покалечил при спуске на лыжах, чтобы не лететь в космос. Мне кажется это было написано для поднятия так сказать градуса отношений с братом. Да и почему Пату в конце концов не предложить было Тому жребий ? И никто бы его тогда не упрекнул в трусости. Но автор видимо решил, что это слишком банально. Круче придумать мнимою инвалидность. А чтоб врачи не смогли разоблачить симулянта, спишем всё на самовнушение Пата. Честно – ерунда полнейшая !

Название космических кораблей. Честно, напрягает постоянное упоминание в названиях всяких завоевателей, первопроходцев, первооткрывателей. Ну раз, ну два – ну хватит уже. Для разнообразия можно было назвать космолёт и не так вычурно (ну например что-то вроде “Синей Чайки”).

Пафосность, вычурность и бравада. Пожалуй на этих трёх китах громоздится весь роман.

P.S. Понимаю теперь Г.Гаррисона с его пародиями на романы Хайнлайна.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2007 г.

Хороший роман, посвященный проблеме взаимоотношений экипажа корабля, вынужденного скитаться между мирами в поиска пригодных для жизни планет, друг с другом, и с людьми, оставшимися на Земле.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2006 г.

Хороший роман из «скрибнерского» цикла подростковых произведений.

Увлекательные приключения в дальнем космосе обыкновенного подростка из не такого уж далекого будущего. Процесс взросления на этом экзотическом фоне. Очень хорошая психологическая зарисовка взаимоотношений двух близнецов-телепатов, один из которых стареет на Земле, а другой остается вечно молодым в космосе.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу