Генри Миллер «Тропик Козерога»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Генри Миллер — виднейший представитель экспериментального направления в американской прозе XX века, дерзкий новатор, чьи лучшие произведения долгое время находились под запретом на его родине, мастер исповедально-автобиографического жанра. Скандальную славу принесла ему трилогия, составленная романами «Тропик Рака», «Черная весна» и «Тропик Козерога»: именно эти книги шли к широкому читателю десятилетиями, преодолевая судебные запреты и цензурные рогатки. «Тропик Козерога» — это история любви и ненависти, история неисправимого романтика, вечно балансирующего между животным инстинктом и мощным духовным началом, это отражение философских исканий писателя, который, по его собственным словам, был «философом с пеленок»...
Входит в:
— цикл «Парижская трилогия»
- /языки:
- русский (24), английский (1), французский (1)
- /тип:
- книги (26)
- /перевод:
- Л. Житкова (4), И. Заславская (2), М. Козлова (3), А. Куприн (3), Ж.-К. Лефор (1), М. Салганик (10)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
харамаки Зоро, 23 июня 2024 г.
Можно было бы дать подзаголовок этому произведению — Человек в поисках себя, или — Путь к творчеству.
Эта книга — результат естественного развития идей и приёмов первой части, но в тоже время она отлична. В Тропике Рака Миллер в основном описывал настоящее — всё происходившее с ним во время написания этой книги. Козерог в свою очередь это сплошной поток воспоминаний, в этой связи большая сосредоточенность на собственных переживаниях и меньшее количество разных одиозных личностей, как то было в первой части. Я запомнил только коллегу еврея и приятеля шотландца.
Миллер с головой погружается в прошлое, свободно переходя от одного предмета к другому. Вот работа управляющим в компании, а это уже детство на задворках Бруклина, здесь напрасное путешествие на запад в желании начать новую жизнь, а там подавляющая бессмысленная любовь. Всё это написано подобно крепко спаянному потоку, состоящему из воспоминаний, рассуждений, переживаний и причудливых образов, где ни одно не отделимо от другого, и будто бы написано одним духом, в едином порыве, без малейших правок.
Все отличительные черты первой части присутствуют в более высоком качестве исполнения. Полная, беззастенчивая откровенность, будто бы перед тобой вскрывают душу и вытряхивают всё содержимое своего Я. Своеобразный юмор — чуть грубоватый, местами циничный. Весьма непростой образный стиль — поток причудливых видений, когда происходящее обращается в некую грезу. Множество женщин и описаний плотских утех. Но что мне больше всего у Миллера нравится это — неуёмная радость жизни и сострадание к людям, довольно таки парадоксальное, особенно когда он начинает рассуждать о том как бы он устроил общество, рисуя картины некоего анархо-коммунизма.
Вообще наиболее важный образ этой книги это — яичники, начиная с Яичникового троллейбуса и неоднократное упоминание далее по тексту. Да, весьма своеобразный и неожиданный образ. Миллер использует его как символ первоисточника жизни. Собственно вся книга это описание обретения и принятия себя и жизни во всей полноте.
В заключение хочу привести несколько отрывков:
«За кем последнее слово? За человеком! Ему принадлежит Земля, потому что он и есть земля, с её огнём, водой, воздухом, минералами и растительностью, с её космическим духом, неподвластным тлену, являющимся духом всех планет, пресуществляющимся через человека, через бесконечное множество знаков и символов, через бесконечное многообразие проявлений... Прежде чем всё кончится, должен сказать своё слово ничтожнейший из людей. Справедливость должна свершиться — до самой последней молекулы — и свершится она!»
«Я знаю что такое быть человеком с его слабостью и силой. Я страдаю от этого знания, и я восторженно наслаждаюсь им. Представься мне возможность быть Богом, я бы отказался. Представься мне возможность быть звездой, я бы отказался. Самая прекрасная из возможностей, предлагаемых жизнью — быть человеком. Она охватывает всю вселенную. Она включает в себя знание того, что есть смерть, а этого и сам Бог не знает.»
Molekulo, 3 марта 2016 г.
«Нагревательная и охлаждающая системы стали единой системой, а Рак отделен от Козерога лишь воображаемой линией.»
Читать подобные книги всегда сложно. Местами интересно, местами неприятно, местами вовсе противно. Авторский поток сознания постоянно перемешивается с воспоминаниями о детстве, в ненависть к работе органически вписываются описания людей, которых Миллер принимает или не принимает на должность курьера, а в рассуждения о смысле жизни себя и человечества в целом вклиниваются бесконечно длинные порнографические описания.
Миллер значительно вырос по сравнению с предыдущей книгой, его стиль стал изысканнее, мысли более отточенными, а поток сознания ярче. Расплатой за это стало то, что в этом романе, в отличие от «Тропика Рака» практически нет женщин. Вместо них встречаются только определенные органы и физиологические подробности. Читать это все определенно гадко.
Профессор Преображенский советовал заботящимся о своем пищеварении не читать советских газет. Возьму на себя смелость и посоветую заботящимся о себе не читать эту книгу. Хуже точно не будет.