Урсула К. Ле Гуин «Одиночество»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда-то на планете Соро-11 процветала могущественная цивилизация. Население планеты составляло 120 миллиардов человек, а два города занимали целые континенты. Теперь же об этих временах у разбросанных по планете кучек людей остались только песни и легенды. Сложившаяся на планете система социальных отношений не позволила осуществиться первому контакту. Прибывшие на планету представители Экумены были изгнаны местным населением.
Женщина исследователь по имени Лист со своими детьми — пятилетней дочерью Спокойствие и восьмилетним мальчиком по имени Рожденный в радости, решает незаметно влиться в жизнь местного населения, чтобы через своих детей понять, что лежит в основе этого странного общества. На планете мужчины живут отшельниками, а женщины с детьми в деревнях. По достижении половой зрелости мальчикам приходится уходить из деревень и жить самостоятельно. В самих деревнях женщины никогда не заходят в дома других людей за исключение случаев родов и смертей. Независимость возведена в абсолют, ведь любовь, семейные и другие связи считаются людьми этой планеты «злым волшебством». Лист планирует через несколько лет улететь с планеты, но не все так просто. Спокойствие впитала в себя мировоззрение этих людей, и жить по-другому ей тяжело.
Входит в:
— цикл «Хайнский цикл»
— журнал «Сверхновая американская фантастика № 3-4, 1996», 1996 г.
— антологию «Nebula Awards 31», 1997 г.
— антологию «The Best from Fantasy & Science Fiction: The Fiftieth Anniversary Anthology», 1999 г.
— сборник «День рождения мира», 2002 г.
— антологию «Fiction - tome 1», 2005 г.
— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.
— антологию «Diverse Energies», 2012 г.
— сборник «Volume Two: Outer Space, Inner Lands», 2012 г.
— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume Two», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1995 // Короткая повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1995 // Короткая повесть | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2006 // Короткая форма, переведённая на французский |
- /языки:
- русский (5), английский (7), французский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (1)
- /перевод:
- О. Васант (4), М. Лонкан (1), Л. Михайлова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 21 июля 2023 г.
Классическая история взросления на фоне полудикой жизни в архаическом обществе — дети цивилизации окунаются в весьма своеобразное общество и неизбежно становятся его частью. Странно, чего ещё ожидала мать ГГ, практически полностью выпустив из рук воспитание своих детей и отдав их на откуп местным аборигенским традициям. Если уж начала использовать собственных детей как научный инструмент, то не стоит удивляться, что они стали таким же объектом исследования.
И хоть как антропологическая-этнографическая работа, рассказ очень удался, жаль, что мало внимания было уделено прошлому — интересно было б почитать, как планета-улей в с населением в 120 миллиардов деградировала до дикого варварского мира).
kovalenko910, 12 февраля 2019 г.
На планету Соро-11 прибывает посланница Экумены, ученый-этнолог. Предметом ее исследования является изолированное сообщество туземцев, чрезвычайно консервативное и опасающееся влияния извне. Для преодоления барьера ученая решает использовать собственных детей, в отличие от нее имеющих возможность стать частью местного общества.
Как часто бывает в произведениях Ле Гуин, история эта неоднозначна, читателю самому предстоит оценить плюсы и минусы мышления сороанских аборигенов, равно как и этичность поступка матери-этнолога. Основной конфликт произведения состоит в «проблеме контакта», которая показано как прямо — в эпизоде с попыткой общения с разумными цефалоподами, так и косвенно — через историю изучения туземцев. Кроме того, поднимается вопрос цены стремительно развивающих технологий, а также проблема власти людей друг над другом, которая местным населением называется магией и всячески табуируется.
AlisterOrm, 14 августа 2013 г.
В какой-то степени, рассказ перекликается с другими, более крупными вещами Ле Гуин — например, с тем же «Всегда возвращаясь домой», или «Мужем рода». Тема та же самая — общество, прошедшее все мыслимые и немыслимые катаклизмы, некогда изуродованное войнами и распрями. Как и в других вещах Ле Гуин, оно пошло по традиционному пути развития — жёсткому табуированию, системе запретов и обычаев. Конечно, мысль для Ле Гуин не то, чтобы свежая, но само описание и авторская отстранённость (чего не было в «Обездоленных», пропагандировавших напрямую анархизм) позволяют оценить вещь достаточно высоко.