FantLab ru

Анджей Сапковский «Час Презрения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Голосов:
6301
Моя оценка:
-

подробнее

Час Презрения

Czas pogardy

Роман, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 224
Аннотация:

Йеннифер отвозит Цири на остров Таннед, чтобы устроить свою девочку в школу чародеек. Так же она собирается принять участие в решении судеб мира на чародейском сборе. Прибывший вслед за ними Геральт вынужден мучиться от светской жизни. В это же время подковёрные интриги сплетаются таким образом, что взрыв становится неминуемым...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Неанглоязычная переводная книга (Польша)

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1995 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Фэнтези (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Час презрения
1997 г.
Кровь эльфов. Час Презрения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Час Презрения
2006 г.
Кровь эльфов. Час презрения
2008 г.
Ведьмак
2012 г.
Час презрения
2012 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Час Презрения
2016 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 2
2017 г.

Электронные издания:

Час Презрения
2009 г.
Час Презрения
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Відьмак: Час погорди
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2018 г.

Что значит вы хотели почитать о ведьмаке, чудовищах, битвах и приключениях? Это ж книга о политике, финансах, налогообложении, логистике, валютной, ценовой динамике и долгосрочном кредитовании!

Очень мало Геральта (про которого я действительно хочу читать книгу), очень много всего остального. Вместо того, чтобы написать о каких-нибудь героических похождениях, Анджейка пишет 100-страничный опус об экскурсии по городу для Цириллы, где мальчик ведёт её за ручку, они весело болтают и лопают пончики. Какая милота!

Также во время прочтения этой и предыдущей книги меня не покидало ощущение, что, после того, как пан Сапковский, написав главы про брутальные похождения угрюмого Ведьмака, выходит пообедать или отдохнуть, за комп быстренько проскальзывает его 13летняя дочь/племянница/внучка и пишет главы про Цири и Йеннифер. Диалоги и действия этих двух персонажей резко контрастируют с повествованием о Геральте и напоминают какой-то детский сад. Какие-то уси-пуси, цацки-няньки. Не лезь в лужи, не плюйся, вытри нос, поправь волосы, отряхни одежду. Зачем? Зачем тратить на это бумагу?

Магичка прихорашивается перед волшебным зеркалом.

- Я знаю, зачем ты это делаешь! Чтобы хорошо выглядеть! – восклицает Цири.

Да ладно!!!

К тому же из наивной и глупой девчонка превратилась во вздорную и назойливую.

А зачем баночка? А зачем эликсир? А зачем мы сюда приехали? А зачем нам банк? А чего это ты там ночью вздыхала? Геральта, небось, поминала под одеялом?

Во имя всех выдуманных демиургов и божеств! Почему нельзя просто написать приличное повествование без этого соплежуйства (простите)?

К третьей главе меч Геральта уже основательно покрывается ржавчиной, а эликсиры зеленеют от плесени. Он надевает фрак и едет на бал, где Йеннифер его учит не жрать много, не пить большими глотками, поправляет ему галстук и знакомит с подружками. Начинается идиллия и любовное воркование. Читателю уже начинает казаться, что шрамы на лице теряют свои очертания, наливаются розовым ведьмачьи щёчки, на которых полностью исчезает щетина. Больше няшности богу няшности!

В серединке книги есть немного экшена, а затем опять тонны пространных диалогов на тему политических козней и шпионских игр. При этом в книгу добавлена куча новых непонятных и малоинтересных персонажей. Похоже, автор попытался в эпическое фэнтези, но… как-то тухло это вышло. Наверное, потому, что с этими персонажами мало что происходит, они только обсуждают всё на словах, а сюжет при этом стоит на месте, этакие герои-теоретики.

Из всего, с позволения сказать, романа мне более или менее понравился только эпизод скитания Цири по пустыне. ЭТО НАКОНЕЦ-ТО БЫЛИ ЦЕЛЬНЫЕ 50-70 СТРАНИЦ БЕЗ ДИАЛОГОВ! Маленькое приключеньице посреди болтовни, кто кого предал, кто кого перешпионил, кто кого переподкупил.

О чём эта книга? Да ни о чём. В ней практически нет странствий, приключений, сражений, опасных авантюр, тайн. В ней только политические переговоры, бытовые казусы, игры в дочки-матери, топтания на месте и пустые диалоги. Каждая глава в книге – кусок отдельной истории, связаны они только всеобщей политотой, у произведения нет целостности, как подобает хорошему роману. Ну и конечно же здесь открытый финал. Ещё бы! Если так щедро разбавлять сюжет водой, можно ж сагу в 56 томов написать! Чего мелочиться? Графоманство оно такое...

В заключении с прискорбием хочу отметить, что это уже вторая книга, где Геральт играет роль соломенного чучела, а также подрабатывает в эпизодических ролях «тюфяк» и «тряпка». И всё из-за баб. Как же хочется, чтобы он уже решил, что тян не нужны, и опять пустился в опасные ведьмачьи приключения!

P.S.: хорошо, что серия уже отшумела, но на всякий случай любые помидоры приму гордо, недрогнувшим лицом :) Кто-то же должен не только дифирамбы петь.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2006 г.

Четвёртая книга о Геральте и Цири, увы, ознаменовавшая переход всего цикла в несколько иную плоскость по сравнению с «Последним желанием» и «Мечом предназначения». Если в «Крови эльфов» главы ещё как-то имели самостоятельность — свой собственный смысл, сюжет, здесь они окончательно обрели классический вид.

Геральт больше не ходит весело по городам и весям, истребляя нечисть, встречаясь с красочными персонажами. Нет, теперь все его думы заняты Цири, судьбой «девочки-Предназначения», как бы спасти её. На мой взгляд, Сапковский в этой книге начинает терять преимущества своего стиля: юмора несравнимо меньше, чем в начале цикла, второстепенные персонажи в основном чародеи да крупные политики.

Цикл обретает привычные фэнтэзийные черты — война крупных королевств, интриги, шпионство...сюжет крутится вокруг девчонки, внезапно ставшей ферзём в шахматах большой политики. Цири то, Цири сё...

В любом случае Сапковский по части описания политики, закулисных игр Домов очень уступает Джорджу Мартину.

При этом автор ещё и сковал себя необходимостью читерить и спасать Геральта, Йэниффер и Цири. Конечно, он чаще всего находит логичные объяснения их счастливых спасений, но...

Хорошо хоть, что никуда не исчез фирменный стиль Сапковского — юмор и нешаблонные персонажи всё же проглядывают, встречаются любопытные ходы, читать интересно...Но всё-таки мне больше нравился стиль «Меча предназначения». Хотя, без сомнений, оставшиеся три книги прочту: опредёленную планку качества Сапковский все равно держит.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2014 г.

Чувствую, что интересного отзыва у меня не получится, но что нибудь хочется оставить себе на память, чтоб легче было потом вспомнить свои впечатления по конкретной части. Ибо рамки отдельных книг становятся тут настолько размыты и неопределенны, что в пору уже заподозрить автора в графоманстве и банальном коммерческом расчете. Рискую не попасть в мейнстрим — думаю именно в этом, в мейнстриме, причина такого захвата произведением и обилия положительных отзывов, но хоть я и далек от шибко высокой оценки своего писательского таланта в своих отзывах, но, отзыв слабым будет, думаю, не только по этому. А потому еще, что я не нахожу, на чем можно сосредоточится при написании этого отзыва. Прочтение данного романа вопреки всеобщему захвату никак меня не зацепило, наоборот я ощущаю постепенное скатывание всей саги. Когда первые части, особенно рассказы, как отдельные лоскутки разрозненной мозаики было интересно складывать в глобальное полотно ведьмачьего мира, то здесь, с переходом в эпическую сущность описываемых событий становится скучно, а местами противно от всеобщего цинизма, жестокости, и, по сути, местячковости глобальных интриг...

С самого начала у меня были завышены ожидания к циклу и особого восторга я и до сего момента как то не ощутил, но если первые несколько книг были действительно интересны, хоть и не шедевр, то чем далее, тем более уровень в моем ощущении опускается. И уже продолжив после данной книги читать следующие, склоняюсь к мысли, что Час презрения это даже некий водораздел, до которого было читать еще интересно, хотя некоторые моменты могли не нравится, здесь несколько хуже и «некоторых» моментов уже больше, то в последующих — уже читать местами становится не только мало интересно, но и несколько неприятно, но это уже больше к отзывам на последующие книги.

Ну а касаемо этой, повторюсь, нету четкой композиции, начала, конца, книга не воспринимается отдельным романом, я бы соседние объединил в одну книгу и убрал это искусственное, коммерческое деление. Начавшееся еще в предыдущей книге описание всесилия Дийкстиры и его шпионской средневековой сети (еще тогда вызвавшее недопонимание при соотношении с историческо-технологической эпохой в которой разворачиваются события) здесь приобретает еще более глобальный характер, аналоги подобных сетей, характерные более современному миру (ну мне сложно представить такой размах в средневековье, несмотря на все возможные интриги), обрисовываются и в других многочисленных королевствах. Все это плотно сплетается с политикой, борьбой за власть и земли. Хотя, несмотря на всемогущество и глобализм этих черных кардиналов, все их интриги в итоге все равно в сущности сводятся к вопросу какое декольте одеть чародейке на тот или иной бал и в конце оканчиваются финальным пшиком. Подобно как и седой ведьмак, многоопытный мутант с кошачьими глазами, накаченный всевозможными эликсирами безжалостный истребитель чудовищ, от которого я, после таких характеристик, фактически с самого начала саги и до сих пор практически бесполезно ждал соответствующего эффекта, так и не успев по сути как следует таки размахнуться своим офигенным ведьмачьим мечом — и тут превращается в отбивную.

Цири, эта трогательная девочка, попавшая в беду и так много пострадавшая от своего предназначения. Так долго оберегаемая и обучаемая ведьмаками, потом переданная на обучение магам, каждая из школ (и маги и ведьмаки) со своей философией и т.п (я что-то не видел у Геральта науки убивать все что движется, скорее наоборот, например уважать эльфов, даже чудищ не убивать за зря, аналогично и магички учили усмирять гордыню, чувствовать свою силу и т.п.). Цири, которая могла поднять свой меч не смотря на все обучения, лишь для собственной защиты и в самое последнее мгновение (атака на обоз краснолюдов) и которая не смогла добить черного рыцаря своих кошмаров в соответствующий момент, к концу книги внезапно становится жестокой и зверствующей разбойницей-лизбиянкой 16-ти лет.. Ради чего автор до этого момента исписал столько бумаги?

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2009 г.

Если коротко о содержании книги, то это политика и интриги королей, чародеев, эльфов, т.е. шпионские штучки, заговоры, предательства и убийства. Эпичность картины подчеркивается повествованием от лица разных людей. Персонажей множество и не все прописаны достаточно тщательно, но зато действие из-за этого достаточно запутано. Однако в политической интриге автор, похоже, нашел способ возрождения серии. Это вам не монстров «крошить». Здесь можно и на 100 томов растянуть.

Опять много внимания уделено Йеннифэр и Цири. ГГ мелькает в 1-ой половине книги. Далее в основном показ ужасов войны, заключающийся, как правило, в быстром умерщвлении персонажа, от которого только что шел рассказ.

Начиная с этого тома, Ведьмак уже не нужен, можно сказать, что он и в самом деле умер. На его месте мог быть любой шпион или наёмник любой страны.

Хотя все не так плохо. Просто хотелось предостеречь тех, кто добрался до этого тома и все еще ждет возвращения прежнего Геральта. Не ждите. Действие развивается и прежнего ГГ мы уже не увидим.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2013 г.

Умеют же люди придумывать интересные истории. Сапковский продолжает запутывать читателя, мастерски создавая сложный и интригующий сюжет. На первый план выходит несколько новых персонажей, которые будут играть основные роли на сцене происходящих событий. В каждом из своих произведений, автор делает задел на будущее, не станет исключением и данный роман, многие события получат объяснение только в дальнейших продолжениях цикла. Сапковский тщательно подходит к описанию каждого из своих персонажей, находит свои особенные черты характера, описание внешнего вида, рода деятельности и еще кучу разных мелких мелочей, что помогает лучше представить действующих в книге участников.

После медленного развития сюжета первой книги, этот роман сразу же погружает читателя в лавину интриг и кровавых схваток. Война добралась и до сообщества Чародеев. Лидеры разделились на два лагеря и втянули своих братьев по магии в политическое противостояние. В итоге все закончится жестоким побоищем, которое будет иметь далеко идущие последствия для всего мира. Разобраться в происходящем очень сложно. У всех на лицах одеты маски, а у некоторых даже несколько обличий, поэтому разгадать их истинные намерения нельзя.

С появлением новых персонажей, цикл заиграл совсем другими красками. Повествование стало намного жестче и связано это в первую очередь, с продолжающимся воинским конфликтом. Сапковский показывает все ужасы войны, как тяжело выжить обычному человеку в подобных условиях, подробно описывает какой кошмар творится на завоеванных землях. В этом мире доброта принимается за слабость, снисхождение за трусость, а понятия жалости здесь не существует.

Не сомневаюсь, что самое интересное автор приберег на следующие книги цикла. Сапковский терзает читателя неизвестностью будущего, потому что предугадать развитие событий в его романах — невозможно. «Час Презрения» — отличное продолжение серии, пока это самый сильный роман автора, из прочитанного мною.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2011 г.

Продолжая постепенно втягиваться в мир Сапковского, я начинаю медленно, но верно понимать, что автор этого цикла, начиная от «Кровь эльфов», ставит в центр всего повествования именно хрупкую девочку Цири. Её приключения гораздо интереснее, она все время в череде событий. Сапковский продолжает подвергать ее все новым и изощренным испытаниям.

Я бы не назвал эту серию, как «сагу о Ведьмаке», скорее как-нибудь — «Сага о предназначении». Ведьмак выполняет какую-то определенную функцию. Ведьмак — это слишком яркий образ: белые волосы, кошачьи глаза, он должен быть не похож на всех, должен быть третьим лишним в этом муравейнике войн и интрижек. Сапковский настаивает на том, чтобы именно Ведьмачьи мысли и действия стали для нас определяющими, мы должны видеть мир именно так.

Так и происходит. Политическая картина мира четко проходит Геральта стороной, и мы видим ее уже глазами других временных героев, жизнь и смерть которых нас не волнует. Кто-то назовет это мусором, ненужным и ломающим общую картину набором букв и предложений. И, наверное, я их в чем-то пойму. Пятая глава похожа на учебник по истории в каком-то художественном обрамлении с чередою коротких историй. Но мир остается именно Ведьмачьим, не просто каким-то серым средневековым феодализмом, а именно таким: жестоким, суровым шрамом на лице Гвинблейда.

Весь роман как-то сбавляет обороты, начинает вязнуть в пустыне скупого повествования, — читающий понимает, что не дождется ярких эмоций. Но пустыня проходит и начинается другая, и снова Цири, и снова захватывает и не дает оторвать глаз. Весь сюжет и его герои хороши и неповторимы. Пятая глава — это некий экскурс, который, наверное, нужно воспринимать, как отдельную хронику событий. Толкиен и Роулинг, наверное, вынесли бы это в отдельную книгу, а Сапковский же по своему мудр.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2011 г.

Этот отзыв сразу на «Кровь эльфов» и «Час Презрения»

Третий и четвертый романы польскоязычной саги. Не так давно мне говорили, что продолжать чтение опосля второй не стоит, ибо все скатывается в аут. Что ж в определенной мере я с этим согласен.

Начиная с третьей книги, в полную силу начинает развиваться линия Цириллы, княжны Цинтры, которая стала Предназначением Геральта. Но слишком много сил в междуусобице делает ставку на эту девочку. Одни хотят сделать ее своей союзницей, другие же — прикончить, дабы не усложнять политическую обстановку, третьи — сделать знаменем освобождения. За третью и четвертую книги переходящий кубок побывал в руках ведьмаков, чародеев, нильфгаардских войск и детей Часа Презрения.

Собственно главной претензией к этим романам стало отсутствие сюжетной композиции. Конечно, в реальной жизни это, наверно, и не должно ощущаться, но для литературного произведения схема завязка-кульминация-развязка крайне желательна. Она подчеркивает идею. Здесь же Цири попадает из рук в руки, вокруг вершатся политические интриги, но, черт подери, текст смотрится банальной летописью. е2-е4. Пусть даже в этой летописи часто проскакивают эмоции.

На фоне бароно-драконистой фентези с четким делением персонажей на белых и черных сага Сапковского на момент выхода, наверно, смотрелась свежо. Тем более что преемственность от натуральных легенд, а не от толкиновского сеттинга, весьма положительная черта. Сейчас, правда, это уже не смотрится столь уж оригинально) Все течет, все меняется. //Здесь стоит отметить, что в компьютерной игре все-таки не обошлись без более контрастного деления группировок. Идейная подоплека деятельности рыцарских Орденов показана слабо. В книге же Нильфгаард не выглядит неадекватным.

Когда-то читал в МФе интервью с паном Анджеем. Он очень хорошо аргументировал то, что не дает в сносках перевод эльфийских выражений. Все бы ничего, да только разговоры эльфов между собой смотрятся комично. Вроде как половина говорится на всеобщем, а половина на Старшей Речи. Этакий суржик.

Из цитат в итоге выписал лишь: «Не делай из своей грусти науку жить». ИМХО очень и очень верно.

И отдельное спасибо за сцену, где Терранова выкидывает подружку из окна. Впечатлило.

Итого: Второе двухкнижие ИМХО заметно проигрывает первому. Мир печально-забористых рассказов про Ведьмака стал полем для средневеково-антуражной политической игры. Если бы это были два разных сеттинга, то было бы даже не так обидно. С одной стороны — славянские рассказы про чистильщика, а с другой — «еще одна» фентази-сага. Смех смехом, но последние романы напомнили новеллизацию гипотетической игры, которую могли бы сделать на основе первых двух сборников.

http://kobold-wizard.livejournal.com/430642.html

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2009 г.

Всё изменилось. Если же в предыдущих частях обстановка в мире была относительно спокойная, то здесь она перешла в открытые боевые действия. Мир гибнет... И всё зависит не от какого-то там рыцаря в сияющих доспехах, даже не от главного героя Геральта, от маленькой худенькой девочки... Цири.

Предыдушии книги действительно больше напоминают некое Рпг, где внимание приковано к одному максимум двум-трём персонажам. В этой же события разорачиваются глобально. Постоянно в голове возникает карта мира(не видя её раньше, было бы сложнее представить). Плюс присутствуют куча политики и интриг. Безусловно хорошая книга, но всё же уступает предыдущим. Радует что автору удалось сохранить атмосферу более серьезного и реалистичного мира.

От глобальных событий сего мира помогла отвлечся концовка с новыми яркими персонажами.

Пожалуй в этой книге маленькая Цири вызывает больше симпатий даже чем Геральт.:shuffle: Чтож буду читать дальше, и думаю что не разочаруюсь.:smile:

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2012 г.

Пожалуй, нельзя сказать, чтобы эта книга мне нравилась. Раньше я её оценивал на твёрдую семёрку, да и сейчас считаю худшей в цикле. Но тем не менее...

Прежде всего книга разочаровывает откровенным топтанием на месте. После «Крови эльфов» ждёшь эпического разворота, крупных планов войны, битву ведьмака и чародейки за своё Предназначение... Но сюжет до обидного, просто жутко долго топчется на месте, и какая-то динамика наблюдается только под конец. Чародеи со вешаются на острове Таннедд, белки продолжают воевать в своих лесах, Нильфгаард медленно, но верно наступает... А ведьмак Геральт предаётся плотским наслаждениям с Йеннифэр, беседует с магами и шпионами, и ровным счётом ничерта не делает. Он, видишь ли, должен выбирать, только для того, чтобы ничего не выбрать, вступив в итоге в схватку только за себя.

Также и с геополитикой. Долго, и очень много Сапковский рассуждает о геополитике мира — и в итоге оказывается, что сложившаяся было антинильфгаардская коалиция попросту развалилась. Это, конечно, чётко, жёстко и реалистично, но всё-таки совершенно необязательно было растягивать эти игры на такое количество страниц.

А вот в конце сюжет завертелся. Геральт вступил в прямой конфликт со всесильными Дийкстрой и Вильгефорцем, Цири попала через портал на оккупированную территорию, и присоединилась к банде разбойников. Нильфгаард наступает, короли Севера разобщены, каждый заботится о себе, и здравый смысл подсказывает, что ничего уже не спасёт эти государства... Ой ли?

Да, затянул Сапковский с введением в эпос... Но уже в конце открылось второе дыхание, и цикл зажил полной жизнью. А что это? Просто затянувшаяся интерлюдия...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2008 г.

Теперь произведение представляет собой монолитное повествование, которое только для порядка разбито на главы. Книга несколько потеряла в юморе и стала более затянутой, но читается все равно легко. Несколько огорошило нахлынувшее количество новых имен, большинство из которых это политики и чародеи. Спасает лишь то, что большинство из них упоминаются всуе, и они не оказывают влияния на понимание сюжетных перепятий.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2018 г.

Первым романом я был разочарован, потому что автор, отойдя от короткой формы не смог растянуть сюжет на полноценный роман, зато наполнил историю кучей совершенно не интересных диалогов. На каждые десять страниц диалога приходилась где-то страница событий, которые действительно двигали сюжет.

Во второй части эта тенденция тпродолжилась, но только до половины книги. Как только начались события на Таннеде, текст превратился из нудной болтовни на крутой экшен, который очень сильно захватывает. Правда, по окончании этих событий в дело снова пошли бессмысленные разговоры, но не в таких количествах, как в начале, к счастью.

Однозначный плюс — персонажи не стоят на месте и развиваются чуть ли не с каждой страницей. С характерами персонажей Сапковский справляется очень хорошо и наделяет личностью даже второстепенных героев, которые появляются в истории лишь на несколько страниц.

«Час презрения» перерос предыдущую в развитии сюжета. Если в первой части движение персонажей не сопровождалось никакими серьезными происшествиями, то тут с каждой сменой локации происходит что-то интересное (обычно экшен-сцены с драками), а иногда неожиданное и уникальное (вроде появление единорога). Это добавляет динамики и лишний аргумент для организма, чтобы не заснуть во время чтения.

Структура мира, и глобальнополитические интриги прописаны хорошо. А вот атмосфера проседает, опять же, из-за нудныех диалогов. Пока складывается впечатление, что мастерство автора не дотягивает до уровня его амбиций. Надеюсь, что в следующих книгах качество текста будет расти, потому что пока читать трудно. Часто я себя заставлял читать дальше. Хотя местами страницы пролетали с бешеной скоростью.

В общем получилась довольно посредственная книга, которая немного лучше предыдущей части, но далеко от нее не отошла. Если вам понравилась первая часть, то и эта понравится, а мне остается надеяться на улучшение в будущем.

Хотел ставить низкую оценку, но события в середине книги вытащили роман со дна.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2009 г.

Мда..., сравнивать Сапковского с Мартином и утверждать, что он копирует его идеи (моё замечание, в первую очередь, относится к Dafiny) это немыслимо. Особенно, если учесть, что «Час презрения» был написан в 1995 году, а «Игра престолов» (первая книга из мартиновской «Песни...» в 1996 году).

Разумеется, на Сапковского оказало влияние немало авторов (я уверен, что сейчас влиянию подвержены многие авторы, если ни все), но среди них Мартин уж никак не значится. «Час презрения» не является лучшим произведением в цикле, но он является его необходимым компонентом, без прочтения которого сложить целостный образа обо всей саге удастся с трудом.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2018 г.

... Если я рухну, — рухну как-то не так,

Нас у Бога много, — килограмм на пятак...

Сапковский в своей прозе преимущественно и зачастую достаточно жёсткий, резкий и циничный. И словно хладнокровно «просчитывая» этот том, — «Час Презрения» (если не считать «Сезон Гроз») из семи написанных ранее, он как бы случайно пришелся ровно на середину саги о Ведьмаке, — этот великолепный и очень сильный автор будто случайно наметил краеугольный макет ломки привычного для своего универсума порядка вещей. Потихоньку раскачивая старый каноничный мир одиозных магов и колдунов; иронично подшучивая в каждом томе над сладкоголосым Лютиком, безустально слагающим свои «мимо арии» и любовные рулады; мягко подтрунивая над примитивным в своей обязательной повинности избавить мир от монстров угрюмым Геральтом; обречённо вздыхая по поводу жестокосердной и крайне взрывоопасной полуфурии/полуженщины Йен... -Автор потихоньку смещает акценты и красным пунктиром явственно выводит иную тему.. -Много крови, предательства, одиночества, отчаяния, унижения и поражения... Да, безусловно, пан Анджей уже громил и сталкивал в прежних томах между собой Нильфгаард и Цинтру; топил в крови и пепле города и княжества, стирая их с лица земли включая всю геральдику и семейные реликвии... Но «Час Презрения», — великолепно оправдывая свое заглавие, — недвусмысленно (в достаточно подробных и несколько затянутых диалогах) являет читателю всю мерзость и гнусность двуличной политики, придворного лживого мракобесия, дешёвого прихлебательства и конъюнктурного либерализма заявленных мнимых ценностей. (Не единственно, но в том числе об этих потенциальных аферах даёт обзорное представление диалог Вильгефорца и Геральта, недвусмысленным соблазном являющий некий пакт Победителя в обмен на Нейтралитет Ведьмака.) И вновь полетят головы дворцовых исполнителей-стрелочников; с предсказуемым хладнокровным враньём и методичным нашёптыванием шпионов-перебежчиков под шумок сумбура и хаоса не вполне удачно провернут подмену Цириллы в империи двусмысленного и алчного Эмгыра...

А Львёнок из Цинтры тем временем незаметно подрос, чудесным образом обратившись в милую, привлекательную, искусно напичканную под завязку изящными манерами барышню-подростка. Цири виртуозно натаскалась в боевом искусстве и даже как следует вкусила/попробовал «на зуб» (в перерывах между ахами и вздохами мучительного взросления) гранит науки, магии и сакральных заклинаний. И это уже не тот дерзкий в силу своей королевской крови и одновременно страшно напуганный ребенок, которого укрыли от опасностей и с трудом отобрали у дриад в Брокилонском лесу, — как перстень в футляр спрятав это сокровище до времени в Каэр Морхене. Ее Время уже пришло и кони беспредела рвут удила и роют земли; и бешеный гон вновь расхлёстывает небо зловещими молниями дурных предзнаменований. А что это за Время, — грош цена ему копейка в самом деле, — если вынужденное взросление надолго отберёт и переполовинит у Цириллы самое дорогое и любимое, самое родное и самое надёжное. Но когда мир трещит по швам, — Надежда порой неожиданно являет себя в хищном зверином лике подлости и предательства; непроговорённых, но надолго засевших осколками глубоких обид и медленного душевного обледенения травмами и ранами. -А ей ведь в силу своего уникального королевского статуса нельзя надолго обижаться, злиться и уж тем более ненавидеть... Ибо Сапковский раскрывает в этом томе даже не козыри, нет.. Это белокурое Дитя Предназначения и Старшей Крови на самом деле явный джокер, способный подменить и обесценить собой любую карту с той лишь только оговоркой, что Цири нельзя быть Любой. -Все то, что в нее бережно и терпеливо заложили базисами древних знаний, все те соки земли-огня-воды-неба, которые далеко не каждому под силу взять чуткими фибрами/ресурсами своей души и тонкой ментальности, — все это она должна вернуть в первозданном виде и вновь вложить в ключи чистой энергии и природного естества. А судя по той древней зловещей «свастике», которую аллюзиями и намеками финально закрутил Сапковский в своем романе, — у этого мира не так много шансов на успех и призрачное обновление. И зловещий профиль беспощадной, леденящей душу Фальки уже недвусмысленно проступает сквозь основную ткань повествования «Часа Презрения», — но фабула ее легендарных кровавых преступлений будет развернута много позже...

А пока, расцвеченная всем мыслимым блеском красоты, лоска и сексапила величественно продефилирует на званом банкете/чародейском Сборе великолепная Йеннифэр, кокетливо ведя под руку своего Геральта, — от которого она то убегает в очередном истеричном всплеске переменчивого женского настроения, то вновь магнитом истосковавшейся кошки возвращает его себе. И в который раз, словно совершая виртуозно простроенное рондо всей саги, знающий истинную цену «Здесь и Сейчас», обречённо вздохнет Геральт в молчаливом смятении звёздной ночи:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет... Не хочу так. Я устал. Я слишком устал, чтобы спокойно принять перспективу концов, становящихся началами, с которых надо все начинать заново. Я хотел бы...

Надолго разметав по белу свету друг от друга своих любящих главных персонажей и развернув в следующих томах лентами параллельно не пересекающихся дорОг их витиеватые судьбы, — Сапковский в самом деле не столько спекулирует на кол-ве исписанных страниц (все его авторские подробности уместны и оправданы). -Этот великолепный поляк скорее с особым нажимом акцентирует и транслирует философию и закономерность нашей жизни, абсолютно по-взрослому недвусмысленно намекая своему читателю: чтобы оставить свое навсегда своим, нужно суметь терпеливо отвоевать его у зыбкого времени и обманчивых внешних обстоятельств.

PS Час Презрения, вероятно, можно считать несколько затянутым и лишенным динамики и экшена предыдущих томов. И здесь все очень индивидуально и требует времени/особого вдумчивого осмысления. Но спорить (даже потенциально и наедине с самим собой) о том, что перекрой действительности в этом томе очень похож на событийность нашего мира, — увы не приходится. У меня эта книга постепенно стала одной из самых любимых, значимых и зачитанных до ключевых житейских афоризмов. -Великолепный посыл талантливого автора; виртуозный и вкусный в своей ироничной образности перевод Вайсброта, — в моем индивидуальном случае закономерно и последовательно определяют «Час Презрения» в разряд необходимой настольной литературы, достойной множественных перечиток и адекватного обожания.

PPS «Я путал небо со звёздами, отражёнными ночью в поверхности пруда», — эта великолепная авторская теза пройдет красным пунктиром по всем остальным томам саги, — с той лишь только оговоркой: разобраться в том хаосе и сумбуре, в который окунутся главные персонажи Сапковского очень-очень сложно, — тем более интересны их приключения и странствия; их преданные, временем проверенные чувства и мужественные порывы найти друг другу именно для того, чтобы суметь всеми фибрами своей души и сердца обратить Здесь и Сейчас в Навсегда.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2018 г.

На мой взгляд, одним из секретов успеха Сапковского является относительно небольшой объем его книг с одной стороны, и чрезвычайная емкость — с другой. К такому выводу легко приходишь, сравнивая его цикл с произведениями других авторов, состоящими подчас из десятка, а то и более, книг, к тому же еще и весьма раздутых и тяжеловесных. Емкость слога пана Анджея была заметна еще в предыдущей книге, то же качество мы наблюдаем и во втором томе пенталогии.

На фоне стремительно развивающихся политических событий фентезийного, но очень натурального и живого мира, мы можем наблюдать за судьбой одной девочки, которой жизнь предоставляет шанс стать волшебницей в Аретузе, школе чародеев, расположенной на острове Танедд. Но череда неожиданных событий смешивает все планы. Запутанный клубок интриг, ниточки которого тянулись из предыдущего тома, разрешается конфликтом как на локальном уровне, среди чародеев на Танедде, так и на глобальном — старые союзы королей распадаются, предательство оборачивается новыми клятвами и союзами. Наступает час презрения.

И если локальный конфликт мы проживаем вместе с персонажами, то о глобальном узнаем из уст Лютика. Такой дополнительный план указывает на глубину произведения. События в мире не крутятся вокруг центральных персонажей (как это бывает, опять же, у некоторых других авторов эпического фентези). Следует добавить, что даже Геральт, хоть и стремится повлиять на происходящее, является скорее наблюдателем, не способным в полной мере противостоять вовлеченным в действие могучим силам.

В процессе чтения мы наблюдаем за хорошо прописанными персонажами. Они поступают в точности согласно своим характерам и каждый имеет свою собственную мотивацию. Когда любой поступок каждого героя продиктован его историей, включающей в себя место, время, произошедшие с ними события, — тогда начинаешь верить в происходящее. Это позволяет автору создавать самобытных и узнаваемых персонажей. Таких как парочка юристов Кодрингер и Фенн, чародеи Вильгефорц, который рассказывает свою историю Геральту, и Лидия ван Бредевоорт, безнадежно в него влюбленная, заплатившая за свою привязанность половиной лица, а затем и жизнью, и конечно же, члены банды «Крысы», история каждого из которых емко прописана в одной из последних подглав произведения.

Лучше подчеркнуть характер персонажей помогает не только их история, но и полифония Сапковского. Он мастерски наделяет своих героев характерными диалектами, оборотами речи, словарным запасом, своим собственным языком. Но качество языка пана Анджея проявляется не только в диалогах. К примеру, во время эпизода путешествия Цири в пустыне Корат предложения в некоторых подглавах сжимаются, становятся короткими, рублеными, что хорошо соответствует состоянию героини, доведенной до отчаяния, концентрирующейся только на том, чтобы продолжать идти вперед. Сравните это с теми моментами, когда Цири сражается за свою жизнь вместе с единорогом. Или когда проходит через собственное кульминационное событие, прикасаясь к огненному источнику магии, а затем снова впадая в апатию, после потери магического дара.

Последняя глава — своего рода клиффхэнгер, экспозиция, подготавливающая нас к новой книге. Здесь разрешается внутренний конфликт Цири, которая решает присоединиться к Крысам и становится Фалькой, что сразу замыкает повествование в кольцо, отсылая нас к упомянутым ранее зловещим предсказаниям, в которых повествуется про Дитя Старшей Крови.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2013 г.

Когда читаешь,а в особенности ,когда за неделю ,на одном дыхании покрываешь половину большой фэнтезийной серии ,не задумываешься ,чем же этот мир так интересен; Просто проникаешь,чувствуешь атмосферу,начинаешь как-то ..верить в него. Но вот взялся за рецензию ,и пытаешься ,для начала себе, объяснить, что же такого замечательного в этой книге.

Вообще, мне кажется для фэнтези очень важна ,..скажем,внутренняя логика произведения,то есть мир ,имеющий какие-то свои законы. И эта логика ,наполняющая мир какой-то идеей,порой оказывается намного сильнее самого черного средневекового реализма ,а мир становится ближе, а герои наполненней,живее, да ,именно.. начинаешь верить в происходящее. C «Ведмаком» именно так. Я недавно читал «Песнь льда и пламени Мартина « ,они очень отличаются,но поскольку это два больших общепризнанных цикла,как-то сразу на ум приходит суть этих отличий. У Мартина потрясающая прорисовка очень обаятельных персонажей,закрученный сюжет,эпичность,реализм(который, правда, все больше и больше начинает вызывать улыбки с шутливыми замечаниями :Да если этот мерзавец убъет Джона...и.т.д) То у Сапковского есть несколько необычная человечность героев,атмосфера войны,которую автор пусть и не пытается показать через доскональный подсчет провизии для конницы(да и вообще нет реализма как такогого ),но она глубоко воспринимается . И чувствуется душевность книги.

P.S Герои просто потрясающие. Самовлюбленные,сладострастные и красивые чародейки,хоть ,порой, то одну ,то другую хотелось придушить,великолептны. прямо сама женственность.(И сама мысль о взаимоотдаче, противовесной стремлению к подчинению,на самом деле потрясающе подана;как-то и трогательно, и где-то противишься соглашаться,и в тоже время отчасти ощущаешь свой мужской эгоизм,но при этом не посылаешь все к черту,а думаешь,может это все на самом деле и хорошо) ) Надменные волшебники-это да,правдиво.Мне почему то кажется ,что будь я волшебником ,я бы тоже был высокомерен и снисходителен,ну по крайней мере лет до 200) Ведьмаки ,с их нейтралитетом и как-будто предопределенной целью существования, Эльфы,которые не просто вымирают,а опускаются,теряют самих себя,озлобляются. Геральт из Ривии интересен хотя-бы отсутствием общественного чувства долга,или какой-то великой цели, он просто старается заботиться о дорогих ему людях . Все очень естественны,заставляют сопереживать.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх