fantlab ru

Станислав Лем «Повторение»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Оценок:
332
Моя оценка:
-

подробнее

Повторение

Powtórka

Повесть, год; цикл «Кибериада»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Король Ипполон предложил конструкторам Трурлю и Клапауцию создать мир, в котором можно свободно перемещаться во времени...

Входит в:

— цикл «Кибериада»  >  цикл «Кибериада»

— сборник «Powtórka», 1979 г.

— журнал «Литературная Россия № 18 1979», 1979 г.

— журнал «Химия и жизнь 1987'03», 1987 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Маска. Не только фантастика
1990 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Кибериада
1993 г.
Кибериада
1997 г.
Сказки роботов. Кибериада
2002 г.
Сказки роботов
2006 г.
Сказки роботов
2006 г.
Сказки роботов
2007 г.
Сказки роботов
2007 г.
Сказки роботов
2010 г.
Сказки роботов
2010 г.
Кибериада. Сказки роботов
2018 г.
Кибериада
2021 г.
Кибериада
2023 г.

Периодика:

«Литературная Россия» № 18 1979
1979 г.
Химия и жизнь 1987' 3
1987 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Powtórka
1979 г.
(польский)
Казки роботів. Кіберіада. Маска
2016 г.
(украинский)
Кіберіада
2018 г.
(украинский)
Кіберіада
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, Лем безусловный интеллектуал, могущественный изобретатель и фантазёр. Столько информации удерживать в голове!

Но относить данное произведение к удачным я бы не стал. Как в библиографии великого писателя, так и в фантастической литературе в целом.

Очень затянуто, при этом много раздутостей в плане орнамента, деталей, смысл которых лично для меня не всегда был доступен. Идей много, и они, безусловно, весьма оригинальны (а как по-другому может быть у пана Станислава?), но гораздо интереснее было бы посмотреть на более глубокую их реализацию. Ведь из сюжетов, составляющих данную повесть, можно было создать три или четыре независимых и довольно объёмных произведения.

Но Лем пошёл по другому пути, написав, как мне показалось, взбалмошное и не до конца внятное произведение.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова — о моделировании, но на этот раз не цивилизаций, а целых вселенных. В этом рассказе воображение великого фантаста нашло большой простор. Ну кто, кроме Лема, отважился бы живописать мир с иной физикой, без привычной материи, с иной логикой и математикой? Да еще сделать это с юмором. Равной по смелости была попытка А. Азимова проникнуть в психологию трехполого (!!!) негуманоидного разумного, в романе «Сами боги».

Метафизический эксперимент поражает. Сложно представить было бы все эти миры – с управляемым временем и без времени и пространства вообще – если бы мастерство автора. Интересен и вывод – о невозможности сотворения мира. Получается, что наш мир возник и существует только благодаря ошибке! Оптимистичный ответ гностикам, считавшим, что наш мир – лишь отражение иного, истинного, одно из несовершенных отражений. Лем заявляет: наш мир – единственно возможный, прекрасный и несовершенный, и лучшего мира никому не найти.

Единственный недостаток – автор, как это часто с ним бывало, заигрался. Станислав Лем – человек с очень нестандартным, гениальным складом ума, от природы наделенный расширенным сознанием и невероятной интуицией. Это, как ни парадоксально, вредит иногда его текстам. Гений Лема не маскируется, и его книги зачастую написаны так, словно бы автора не заботило, будут ли их читать. Мастер литературной игры и знаток науки, Станислав Лем очень часто рисковал показаться заумным. В данном рассказе трудночитаемость велика, и чтобы его осилить, понадобится чувство юмора и интерес к философии.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ (а скорее — повесть) грандиозен, глубок, но... затянут.

Столько раз переигрывать истории бедных персонажей — чересчур.

Самое главное, что в этом ироничном произведении Лем отступил от собственных принципов: даже самые нечеловеческие создания, полученные мастерами Трурлем и Клапауцием, все равно воплощаются в любовный треугольник и антрополовые метаморфозы. Конечно, понятно, что в этом рассказе Лем и не брался рассуждать об истинном контакте с нечеловеческим разумом, но тогда обилие этих повторяющихся историй оказывается чрезмерным.

Темы, затронутые в рассказе:

- достижение рая;

- примеривание роли творца на себя;

- взаимное понимание между творцом и его творением;

- парадоксы времени и их влияние на человеческие ценности и общественный строй;

- обнаружение корней зла в человеческом естестве;

- соотношение религии и науки и их взаимодействие;

- проблема горизонта познания, а именно вопрос — что познаваемо, а что не познаваемо, и главное — в чем причины невозможности познания.

Любителям настоящей фантастики рекомендуется.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое сильное из цикла по моему мнению. Поиск рая, создание правильного мира, принятие на себя роли Бога и размышления о значимости Бога, о редактуре его действий и нужны ли эти редакции. Написано занимательно и с юмором, а мысли то и идеи подняты самые сложные, не разрешимые многими философами. Лем поставил эксперимент, дал читателю и себе возможные ответы, показал решения проблемы и пришел к одному простому и немного печальному выводу…

Все тут описывать не стоит.

Рекомендую прочесть тем, кто тоже пытается найти идеальный мир...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, в одном рассказе смешать и средневековый роман, и шпионский боевик, и сюрреалистическую драму — это мог только Лем :wink:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну не совсем точное описание... В первух 2/3 произведения основной упор конечно и уделяется перемещению во времени в новом мире.... однако основная задача была — создание совершенного мира... ответ на который и был предоставлен Королю... в конце ;)

В повествовании замешана и религия (каково быть в роли бога) и любовь (даже не в понятных формах), философия и психология...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх