Станислав Лем «Кибериада»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Ироническое | Философское | Социальное | Юмористическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сборник приключений известных на всю галактику изобретателей, инженеров-конструкторов и мировых раздолбаев Трурля и Клапауция. Несмотря на то, что главные герои живут и работают в мире роботов (коими сами и являются), проблемы, которые им приходится решать, весьма свойственны каждому человеку и цивилизации людей в целом. Хотя повествование историй «идет» в форме сказок, общие выводы в каждом рассказе имеют глубокий философский смысл, а вопросы, над которыми автор заставляет задуматься, адресованы скорее взрослым, нежели детям.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
Входит в:
— цикл «Кибериада»
- /языки:
- русский (53), английский (6), немецкий (3), итальянский (1), норвежский (1), украинский (5), польский (8), словенский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (58), периодика (10), самиздат (4), аудиокниги (7)
- /перевод:
- Ю. Абызов (19), В. Авксентьева (4), Т. Архипова (12), А. Борисов (12), В. Борисов (1), В. Валевская (1), О. Гайн (1), А. Гамерлинский (3), М. Гандзий (4), А. Громова (22), Р. Доценко (3), К. Душенко (18), Н. Еж (1), И. Клех (2), М. Кэндел (2), И. Левшин (16), С. Легеза (3), С. Понтани (1), Ю. Попсуенко (4), Й. Рейтер (1), И. Сварник (4), В. Сивов (1), Р. Трофимов (14), Л. Цывьян (2), И. Шевченко (3), Ф. Широков (14), М. Эскина (1), И. Янковяк (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ashenwail, 13 апреля 2017 г.
Как странно: за такое нудное, маниакально-депрессивное произведение, как «Солярис» люди ставят «10», а за прекрасную, фантасмагорическую «Кибериаду» — «8», «7» и даже ниже.... Правда, странно.
Два безумных профессора — друга-врага, постоянно сражающихся за право называться «лучшим механиком-изобретателем всех времён и народов», обидчивые, с завышенной самооценкой и маниакально-подозрительные вычислительные машины — детища этих профессоров, жадно-туповатые неписи, окружающие главных героев, наконец, кризис общества под гнётом роботов — всё это мир Кибериады.
Машины, априори обиженные на своих создателей — это Вас удивляет? Ну-ну, разве мы сами не обижены по жизни на Господа, на Творца нашего? Ведь кучу несправедливостей сотворил Господь — неравенство там, несправедливость... А почему машины, сотворённые нами, должны быть нам благодарны? Вот и показывает Лем, что цифровые машины (кампутеры) на нас тоже очень даже обижены: тем, что мы их не ценим, с их мнением не считаемся.
(заметьте: наиболее озлобленные, гениальные и безумные машины Трурль творит когда его друга-врага Клапауциуса сделали ректором Университета. Неужели Вы никогда не испытывали в жизни схожих чувств?)
А когда зарвавшийся от самомнения Трурль создал машину, умеющую делать всё на букву «Н»? Так его ждали два облома:
1 — когда машина отшила его, сказав, что только на обычную, польскую «Н», а не на «Н» всех остальных алфавитов. Ага! Жадность-то не прокатила!
2 — когда машина прекрасно справилась с заданием «сделать Ничто», а Трурль потом униженно просил вернуть в космос «муравок». «Я умею делать всё только на букву «Н», например, «Ничто», а мурваки — на букву «М». Муравок не будет!»
«Муравок не будет«! — отрезает машина нытьё своего человека-создателя. И вправду: после того, как создав Ничто, Машина уничтожила муравок, мы, люди, так и не имеем понятия, какие красивые были раньше муравки, и что такое муравки вообще не представляем.
А Ловушка Гарганциана — эта сатира и на Советский Союз и на Соединённые Штаты?!
А как конструкторы выкручивались, попав на удочку к царю Жестокусу? Царь-то наш Жестокус покорил их тем, о чём в тайне мечтают ВСЕ учёные в мире — шиком, почётом, роскошью и почитанием, да только и задачу поставил сообразно их конструкторскому самомнению!
Говорят, что кто в армии служил, в цирке не смеётся. По логике вещей, кто работает в мире науки, не должен смеяться, читая «Сказки роботов». Но, сцуко, всё равно смешно!
«Человеческое, слишком человеческое» — если в двух словах передать квинтэссенцию, посыл Лема. Да, именно таков слоган Кибериады!
Изенгрим, 3 марта 2016 г.
Думается, Лем такие частушки и анекдотцы может писать левой ногой в состоянии комы, совершенно не напрягаясь и даже не задумываясь. Его эрудиции, ума и чувства юмора хватило бы еще на десяток таких же книг, как «Кибериада», просто в какой-то момент эта тема стала ему, по-видимому, скучна, или он написал, что хотел, или пленка в диктофоне закончилась, или чайник вскипел, и он чай пошел пить, а когда вернулся, перечитал, хмыкнул и отослал издателю.
Сборник этот — чистейшей воды выпендреж, написанный то ли на спор, то ли от скуки. Множество использованных жанров призваны продемонстрировать глубину авторской мысли, его начитанность, широту владения литературными приемами, способность к изящной стилизации, фигу в кармане, издевательский прищур и высоту пьедестала авторского памятника, на который читателю не забраться даже с лестницей.
Поток лингвистический шуток, поначалу забавляющий, в какой-то момент наскучивает, потом начинает раздражать, и каждую новую ты встречаешь зевком — матка-бозка-ченстоховска, он опять шутит... В каждом рассказе можно найти какой-нить смысл, или даже два (или даже одиннадцать с половиной, если ты — Лем), однако быстро мораль перерастает в морализаторство, а умные мысли в назидательность. Интеллектуальное издевательство, поначалу радующее и забавляющее, становится самодовлеющим, самозарождающимся и повторяющимся: больно уж однообразно глумление, как заезженная пластинка, как бородатый анекдот, рассказанный записным остряком сотню раз, всем давно известный и не вызывающий ничего, кроме желания этого самого остряка придушить во сне подушкой — чтоб не мучился и других не мучил. Ведь фактически Лем использует один и тот же прием, на котором основаны все шутки и большинство сюжетов книги — разрыв шаблона (в стиле «хоронили тещу, порвали два баяна»): робот сидит при свете свечи и пишет гусиным пером, попутно смазывая маслом свои суставы. Этот прием (комический эффект вызывается разницей в технологиях) повторяется стократно в разных вариациях и смешит только несколько первых раз, а потом вызывает только лютый фейспалм.
При всем при этом моем брюзжании и занудстве я не могу сказать, что сборник плох. Нет, он хорош, потому как Лем в принципе не способен опуститься ниже определенного, очень высокого уровня, а некоторые вещи из книги — вроде «Блаженного» вообще гениальны. Но я при чтении часто испытывал негативные эмоции — скуку и раздражение, слишком часто, чтобы утверждать, что мне это понравилось. Судя по всему, Лем не совсем мой писатель, и кажется, что чем дальше, тем больше.
ivan2543, 16 июня 2009 г.
Впечатление от цикла двойственное. С одной стороны, интеллект и эрудиция автора не ставится под сомнение; даже если бы я не знал, что это Лем, я отметил бы, что автор наверняка занимается не тольеко художественной литературой, но и весьма близок к науке и философии. С другой стороны, нагромождение псевдофилософских построений и научных терминов в совокупности с нарочито архаичным «сказовым» стилем изложения делает эти, вроде бы, юмористические произведения на редкость трудночитаемыми. Воспринимать их не легче, чем «твердую» НФ того же автора. Вообще заметно, что Лем часто увлекался, не думая о читаемости своих книг – фрагменты, в стилистическом отношении шедевральные, зачастую сменяются у него длинными и скучными наукообразными построениями.
За наукообразными построениями и вычурным стилем некоторых рассказов, скрывается, увы, весьма слабый сюжет и юмор на уровне детской сказки. Впрочем, другие рассказы действительно веселые, а отдельные фразы тяготеют к афористичности. Но рассказов таких меньшинство.
Итог: очень умно, очень научно, иногда весело, да чаще скучно.
ozor, 13 октября 2008 г.
Мы еще до конца не оценили весь гений Лема, если судить по этому сборнику. Как ни парадоксально, этот сборние навеял у меня сравнения Лема с Салтыковым-Щедриным!
Sadt, 10 августа 2007 г.
Меня удивил этот сборник и на время чтения полностью очаровал — попадаешь в свой довольно сложный и виртуозный язык Лема, наполненный остроумием, обилием эпитетов, словесных изворотов, придуманных слов и имен. Манера письма дробная, вывернута ритмом сказки. Собрала много цитат уникальных по своей красоте и образности мыслей.