Стивен Эриксон «Сады Луны»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Это — огромный мир.
Мир, в котором выше всего ценятся две доблести, две силы — власть мага и боевое искусство воителя. Мир, в котором могущественнейшая из Империй стонет теперь под властью Императрицы-узурпатора, бывшей главы Ордена убийц-ассасинов. Мир, где войска, принявшие сторону новой повелительницы, захватывают одни за другим Свободные Города — но принуждены отступить перед нечеловеческим могуществом таинственной Алой Гвардии воинов-магов.
Мир, в котором люди ведут бесконечную безжалостную войну... и даже не подозревают, что в войну их с недавних пор вступили еще и боги.
Тот, кто правит Пустотой Теней, — и тот, кто с древнейших, предвечных времен покровительствует убийцам, начинают собственную тайную игру.
...И тогда девочка-подросток превращается в величайшую из убийц, каких только знал тот мир...
...И тогда свора Собак-монстров, посланная Троном Теней, учиняет в воинском лагере Империи кровавую бойню...
...И тогда отправляется в путь по тайным магическим тропам кукла, в которую заключена душа легендарного волшебника.
...И тогда начинается тайная миссия соратницы Императрицы, посланной на далекий юг, чтобы пробудить там к жизни веками дремавшее древнее Зло...
Правила игры еще неизвестны участникам.
Исход игры решит — Случай!
Входит в:
— цикл «Малазанская империя» > роман-эпопею «Малазанская «Книга Павших»
Награды и премии:
|
лауреат |
Премия Ле Блана / Prêmio Le Blanc, 2018 // Зарубежный роман (Канада) |
Номинации на премии:
|
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2000 // Роман | |
|
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный роман года. 2-е место | |
|
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги: Самая долгожданная книга |
Рецензии:
— «В империи сегодня неспокойно (Стивен Эриксон. Сады Луны)», 2007 г. // автор: Владимир Аренев
— «Review: Gardens of the Moon by Steven Erikson», 2004 г. // автор: Пол Уиткавер
Похожие произведения:
- /период:
- 2000-е (7), 2010-е (1), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (5), английский (5)
- /перевод:
- В. Аренев (2), И.Б. Иванов (1), Е. Королёва (1), Е. Лихтенштейн (2), А. Соколов (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (10 шт.) >>
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 9 марта 2019 г.
Монета вертится
***
«Сады Луны» — роман, с которого читатель начинает знакомство с огромным (и по размаху, и по количеству информации, и по фанбазе) циклом «Малазанская Книга Павших». Вернее, 99% всех читателей начинают именно с «Садов», хотя есть теория, что можно начинать знакомство с «МКП» с романа «Полночный прилив». Затея эта рискованная, ведь любой роман из Малазана имеет высокий порог вхождения.
…в Малазанской Империи новый правитель – Ласиин, сбросившая с трона Келланведа. Ласиин ведёт агрессивную политику – внешнюю и внутреннюю. И теперь взор императрицы упал на Генабакис, на Вольные города, на Крепь. Малазанской Империи противостоят могущественные союзники: Каладан Бруд, Каллор, Аномандр Рейк, Багровая Гвардия. И пока Ласиин ворочает судьбами людей, видя в них лишь пешки, обычные солдаты из числа «мостожогов» решают локальные проблемы. Но всё это – дела мелкие, привычные. У Взошедших свои планы. Опонны – любители удачи и случая – решают вмешаться в происходящее на Генабакисе. Это совсем не по нраву представителям нового Дома в Колоде Драконов – Дому Тени…
Итак, «Сады Луны» — объёмный, обстоятельный роман. Список персонажей (только самые важные!), глоссарий (можно читать до романа), почти десяток частей (=книг), эпиграфы (они раскрывают прошлые\текущие события). Таков первый роман в сухом остатке. Что же делает его одним из самых удивительных в мире фэнтези?
Пожалуй, главная особенность Малазана (на примере «Садов Луны») – это пластичность мира. Стивен Эриксон (археолог, Малазан написан под влиянием настольных игр, которые Стив придумывал со своим другом-археологов Ианом Эсслемонтом) занимается не столько ворлдбилдингом, сколько изменениями оного. Даже в первой книге мир не является статичным. Уже по ходу действия герои понимают, что появилась новая сила в Колоде Драконов (о ней позже), кою нужно учитывать. Мимолётом герои поминают ситуацию в мире (восстание на Семи Городах, Паннионский Провидец). Огромный дисбаланс в статичность вносит пантеон богов. Дело в том, что Э и Э придумали достаточно неординарную систему богов. Есть Старшие боги, которые, фигурально выражаясь, с ленцой взирают на мир. Вмешиваться в происходящее – моветон. Есть боги помладше и попроще, они будто те сотрудники, которые ещё не перегорели. Им есть что доказывать. Есть Взошедшие – те, кто пережил смерть и находится на полпути в пантеон богов. Это самые дерзкие фигуры, они мешают друг другу, сражаются за паству. И нет, речь не о огненных копьях, не о файрболах, не о говорящих мечах. Боги (даже Взошедшие) предпочитают действовать через кого-то. Вселиться в юную девицу, чтобы отомстить своим обидчикам? Подкинуть артефакт, чтобы помешать новому Дому? Это про богов мира Малазана. А ведь есть ещё множество рас и необычная система магии. Оба пункта взаимосвязаны. У всех рас есть своя магия, своё Владение. У людей же есть Пути (в «Садах Луны» вы не узнаете генезис Путей, но позже – да) – эдакие эрзац-версии высшей магии. Обычно человек владеет лишь одним Путём, реже – двумя смежными. Рас в мире Малазана тоже хватает. Лишь здесь автор представляет читателю морантов, анди, элейнтов и яггутов. И поверьте, это далеко не весь список, он будет дополняться в следующих книгах!
Так же «Сады Луны» выделяются героями. Во-первых, их здесь огромное множество. Во-вторых, автор показывает ситуацию с разных точек зрения. Это не просто деление на протагонистов и антагонистов. Есть нейтральные стороны, есть несогласные в стане антагонистов, а так же в стане протагонистов. В-третьих, Эриксон не щадит своих персонажей. Смерь героев – неотъемлемый спутник читателя, живущего в мире Малазана. Конкретно в «Садах» Стивен убил одного второстепенного (но важного!) героя, одного из главных (и тут читателя ждёт твист). И до кучи – погибло множество статистов.
Если говорить о героях конкретно, то в романе есть несколько фракций. «Мостожоги» во главе со Скворцом. Эта – элитные воины старого императора. Как вы догадываетесь, они-то и напрягают Ласиин. Скворец – старый вояка, честный и благородный, он всей душой за каждого своего воина. Скрипач – отвязный сапёр, фанат своего дела. Калам – некогда противник Империи, ныне – один из самых преданных воинов непосредственной самой Империи. Паран – зелёный капитан, получивший лычки за происхождение. «Мостожоги» не желают его принимать. С другой стороны, Ганос оказывается не таким простым, он действительно способен удивить и «мостожогов», и читателя. Верха малазанцев – это Тайшренн (Высший маг), Дуджек Однорукий (Первый кулак, представитель Старой гвардии, давший товарищ Скворца), Лорн (адъюнкт, жаждущая мести). У каждого из этих героев есть свои скелеты в шкафу, есть свои мотивы. И каждый готов идти по головам, кроша кость в пыль, а мозги – в кашу. Крокус – юный вор в Даруджистане. Обычный парень с самыми обычными побуждениями (своровать побольше, влюбиться в аристократку) оказывается втянут в игры, которые ему не по плечу. Благо у Крокуса есть достойные друзья – аристократ Мурильо, убийца Раллик, некогда знатный, а ныне пьянствующий Колл и, само внимание, Крупп – забавный толстячок, разговаривающий во снах с богами. Алхимик Барук (член Ложи Т’орруд – истинный правитель города), Аномандр Рейк (Сын Тьмы, великий тисте анди, Владыка Лунного Семени – парящей в воздухе крепости)… Все эти герои имеют своё прошлое, настоящее и будущее. Каждый герой (главный и второстепенный) – это маленький камешек в большой игре. Каждый герой (даже погибший!) может сыграть свою роль в сюжете – сквозном или промежуточном.
Что сказать о недостатках «Садов Луны»? Высокий порог вхождения, относительно медленное начало. Стивен Эриксон не пытается ответить на вопросы. А некоторые вопросы и вовсе не получат ответа. Никогда. Есть некий момент с путаницей имен (в «Садах» этого нет, но будет дальше) и названий, но всё это работает на идею – мир Малазана отчасти основывается на методе ненадёжного свидетеля. Пример – Океан Белых Шпилей. Он же Море Исследователей. А потому порой приходится долго разбираться с тем или иным героем\топографией. К тому же Э и Э очень любят маскировать героев под иными личинами. Конкретно в «Садах» этого нет, но будет дальше. И это нужно учитывать. Наконец, ещё один момент – сквозной сюжет нелинейный, почти каждый роман начинает новую ветку историй. Далеко не все готовы к подобной структуре цикла.
Заключение: «Сады Луны» — прекрасный роман с живым языком, интересными героями, удивительным миром. Малазан либо нравится, либо нет. Читатель либо живёт в Даруджистане, читая «Сады Луны», либо плюётся, поглядывая на книжные полки в поисках альтернативы. Одно известно наверняка – каждый роман Малазана сильно отличается от других книг цикла. И если вам не зашли «солдатские» «Сады Луны», возможно, зайдут другие романы. Где-то Эриксон делает акцент на работе убийцы, где-то на семейной драме, а где-то на группе выживших в разрушающемся городе.
10 книг павших из 10.
donKixot, 26 февраля 2019 г.
Первая книга из серии про Малазанскую империю. Для меня последняя.
Сразу оговорюсь, что смог осилить только половину этого труда.
Сначала о плюсах. Роман хорошо написан, читал хоть и без интереса, но не засыпал. Фантазия автора поистине безгранична. На этом плюсы для меня закончились.
Теперь минусы. Многие читатели жалуются, что слишком много героев, в которых можно запутаться. Для меня не столь плохо было количество персонажей (хотя их действительно МНОГО), сколько качество их проработки. За исключением пары лиц они не просто картонные, а какие-то все одинаково бесплотные. Взять хотя бы отряд то ли ассасинов, то ли просто крутых вояк из первой части — я так и не понял, сколько же их там было всего, и кроме как по именам отличить их было невозможно. Затем абсолютно непонятна мотивация всех героев. Как глобально (почему одни воюют против других в союзе с третьими), так и индивидуально. Например, возьмем эпизод из середины книги, который стал для меня последней каплей:
Помимо обычных персонажей в книге полно неких Богов, которые тоже не любят друг-друга, помогают одним персонажам-людям и валят других. Стоит ли говорить, что цели богов тоже не ясны? Ну тут автор хотя бы может сказать что-то типа «пути Господни неисповедимы».
Тонны пафосных диалогов, не несущих какой-либо полезной информации.
Мир большой, но возникает такое чувство, что нам дали пазл, в котором отсутствует 90% кусочков. Не собирается картинка, хоть ты тресни.
И самый главный минус — интрига. Ее тут просто нет. Какая разница кто победит в этой войне всех со всеми, если не ясны их мотивы? Пускай они там все друг друга поубивают, мне фиолетово. Ни один герой не вызывает сопереживания, ни отвращения, ни приятия. Они просто никакие, живых персонажей вы в этой книге не найдете.
poxabich, 23 февраля 2019 г.
Я все-таки осилил это! Стиснул зубы и прочел до конца!
Сюжет вроде есть, а вроде его и нет, поскольку в поступках героев по большей части отсутствует логика.
Герои вроде есть, а вроде и нет, потому что различить их можно только по именам. Ну, может один и запомнился, который жирненький и много говорит в специфической манере. О том, что такое психология персонажей, автор наверное не слышал, а может просто не задумывался.
Что до остальных «сущностей»... «Смешались в кучу боги, духи и залпы тысяч заклинаний слились в протяжный вой». На каждого крутого мага находится другой, еще более крутой. На древнего и могучего бога, более древний и более могучий. Потом появляются какие-то маловразумительные артефакты, демоны...
Короче, я не понял зачем автор все это написал. Думаю, что и он сам тоже. Графомания — болезнь неизлечимая.
Хотя, с другой стороны, пусть пишет, а то может чем-нибудь плохим бы занялся. А так, всеж при деле — вон сколько томов наваял.
Yamada, 10 февраля 2019 г.
В старом советском фильме режиссёра Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» есть забавный эпизод, когда молодой начинающий писатель-сибиряк вместе со своим другом-москвичём заходит в дом известного писателя, к которому собственно он и приезжал, а там его встречает полотёр и тут же начинает критиковать его рассказы. У полотёра вид настолько серьёзный и уверенный, что всем кажется будто это и впрямь тот самый писатель, к которому приехал главный герой, но когда появляется сам писатель, то всё становится на свои места. Так вот этот полотёр, в пух и прах разгромивший произведения молодого парня, сказал одну очень умную фразу: «Если можешь не писать, то не пиши». Именно так, а не «Если не можешь писать, то не пиши». Вот эту самую фразу мне очень хочется сказать Стивену Эриксону после того, как я прочитал роман «Сады Луны». Видимо автор собирался создать комикс, а не полномасштабный роман. Потому что по своему сюжету и содержанию «Сады Луны» напоминают именно комикс. Бесконечное множество персонажей — боги, герои, колдуны, воины, убийцы, воры и т.д. Психология ни одного из них не прописана совершенно, даже психология Жали или скажем Рваной Снасти, героинь, внутренний мир которых должен быть обязательно раскрыт в соответствии со всеми канонами литературы. Главных героев как таковых нет, но в отличии от Мартина тут своего любимца выбирать не приходится, так как ни одному из персонажей не уделено достаточное количество внимания, так к тому же и положительных среди них нет и вовсе. И Паран, и Рваная Снасть то и дело то умирают, то возрождаются, но толку от этого никакого. События в произведении не следуют чёткой логической линии, а происходят эпизодически, подобно лоскуткам на пёстром полотне. То это Даруджистан, то Малазан, то ещё что-нибудь. Так до конца романа и остаётся нераскрытым кто же на самом деле эта загадочная императрица, которая когда-то так ловко узурпировала власть. В общем всё сбито в кучу лишь бы как, мол читатель пускай сам додумает что к чему.
Теперь, когда пишу отзыв, на ум приходит старый анекдот про чукчу. Написал чукча книгу, принёс в редакцию чтобы издавать, через какое-то время его снова вызывают в редакцию на собеседование и спрашивают: «Скажите, а сами то вы читали то, что написали?». А чукча им в ответ: «Зачем? Чукча же писатель, а не читатель.» Вот и складывается впечатление, что Эриксон точно так же не читал свой роман, а издал комикс в графоманском оформлении. Меня всю дорогу не покидает вопрос: «О чём же всё-таки этот роман?» О чём он? О противостоянии простых смертных и высших сил? О жизни рыцарей, колдунов и магов? О том как Малазанская империя пытается покорить вольный город Даруджистан? О том какой бывает борьба за власть? О том как с помощью магии можно сделать из подростка профессиональную убийцу? Всё это в романе присутствует, но логики никакой. Складывается впечатление, что автор просто взял да и пересказал свой страшный сон. Это на мой взгляд не фэнтези, а издевательство над фэнтези. Ещё удивляет такое количество высоких оценок и полных восхищения отзывов. Не знаю, может я просто ещё не дорос до такой литературы, а может быть тут что-то ещё, чего я не могу понять. Не ставлю единицу только потому, что местами чтение действительно ненадолго увлекает, но таких эпизодов в романе очень немного.
NightMiRe, 18 февраля 2018 г.
Книга нелегкой творческой судьбы, как в России вообще, так и для меня лично. Когда то начинал читать её в переводе Королёвой и Соколова, поймал себя на ощущении, что книгу переводили Промтом и пошел искать другой перевод. Взял книгу в переводе Иванова, ощущение Промта пропало, но смысл написанного до меня по-прежнему не доходил. И вот, наконец то спустя много лет я прочитал её в хорошем переводе Лихтенштейна. Стоило ли оно того? Я считаю что нет.
Обладая большим сложноустроенным миром, десятком pov’ов и огромной такой горкой интриг и заговоров в духе “Игры Престолов”, сюжет не смог меня затянуть. Из героев книги мне не понравился ни один, их характеры не прописаны от слова “никак”. Повествование рваное, как в музыкальном клипе – в каждой главе оно прыгает с героя на героя по нескольку раз. Но это не те причины, по которым я не буду рекомендовать эту книгу никому. Дело в том, что сюжет просто не интересен, в нем нет внутренней логики и какой-то задуманной автором финальной черты. Просто кто-то, что-то делает и все. Это болото из бессмысленных поступков и происшествий. И нет тут никакой эпичности, за которую многие хвалят автора, взять много-много всего и свалить в одну кучу это не эпичность, это бурда. Нет, у некоторых мастеров типа Мартина и Аберкромби из огромной кучи ингредиентов получается окрошка, а вот у Эриксона несъедобное месиво. И можно было бы поставить этой книге оценку на балл повыше, если бы в ней были драйвовые экшен-сцены или юмор и интересные диалоги, но нет, только натужный пафос и затянутые сцены.
И если какой-нибудь русский автор своими поделками про попаданцев вызывает у меня к своим произведениям ненависть или злую улыбку от картонности и примитивности произведения, то “Сады Луны” не вызывают ничего. Это не плохая книга, она никакая – серая.
Interman, 17 октября 2017 г.
И вот так начинается малазанщина — одна из самых переоценённых серий одного из самых переоценённых авторов в жанре фэнтези. Итак, том первый. Эриксон сразу пытается нагнать эпика, вываливает на читателя кучу из мест, событий и персонажей с диковинными именами и названиями. Заметно желание автора напихать в книгу всего и побольше с большим заделом на будущее. Получается не очень.
Первым, что поражает воображение — это великая и могучая, непобедимая и легендарная армия Малазанской империи. Армия, в которой служат по призыву малолетние девочки, которой командуют старики-инвалиды, в которой напрочь отсутствует дисциплина и рядовые запросто безнаказанно шлют на три буквы своих офицеров. Здесь могут спокойно, не вызывая подозрений, служить рядовыми одновременно вместе в одном взводе маг высочайшего уровня и элитнейший спецагент-суперассасин. Не войско, а балаган из сумасшедших фриков и уродцев.
Потом начинается вообще адский замес!
И это только начало!
Игльм, 19 августа 2017 г.
Боги, древние боги, очень-очень древние боги, боги которые древнее очень-очень древних богов. Лавина персонажей, действующих лиц, событий — которых просто не возможно запомнить, что впрочем автора совсем не заботит. Какие-то шизофринические действия героев, на логике Эриксон поставил крест. Плюс к этому — корявый слог изложения (замечу, что перевод гораздо лучше оригинала). Но, даже усилия переводчиков не смогли скрасить бесталанность автора. Книга просто не интересна. Как такое можно издавать и как такое можно читать???
Angvat, 7 мая 2017 г.
Авторы хотели сделать настольную РПГ, а сделали книгу. Уж лучше б делали РПГ, так как книга вышла просто отвратительная.
Нас сразу начинают грузить кучей мест, имен и названий, как будто у нас под рукой уже есть несколько книг этой самой неизданной РПГ и мы там легко можем посмотреть кто есть кто. Ничего толком не объясняется, герои в основе прописаны крайне бедно. Как работает тут магия, что представляют из себя местные боги... Догадайся сам или потерпи еще томов надцать. Много тратиться на описание мира, но он абсолютно неинтересен. За вычурными названиями рас по большому счету скрываются все те же эльфы и орки. Ну и авторы страдают клинической стадией гигантомании и избытка пафоса в организме, свойственного для подобных сеттингов. И приписывают лишние нолики где можно и нельзя. Тут к примеру есть персонаж которому 20 тысяч лет...
Ну и довершает унылую картину абсолютная бредовость поступков многих героев. Такое ощущение, что они ведут себя так или иначе просто потому, что так кубики выпали. Эта девушка минуту назад была одержима и до этого зарезала пару наших? Что делать? Прогнать/убить/принять в партию? Что там у нас выпало... А, принять в партию. Почему? Потому что. Так выпало. Или взять к примеру «гениальный» план местных злодеев. Это просто «Бэтмен против супермена».
Но и этого нашим демиургам показалась мало. Во второй книге (которую я так и не дочитал, поэтому отдельно описывать не буду) они решили «понагнать мрачности» и давай описывать свои нереализованные половые фантазии в стиле приснопамятного Гудкайнда. И оно как бы имеет место в темном фентези, но авторы увлекаются их описанием так, что вообще забывают про сюжет и логика поступков героев окончательно пускает себе пулю в висок. Пару глав мы терпели всяческие унижения и извращения, чтобы спасти конкретного персонажа, а теперь готовы его съесть (правда съесть). Почему? Ну кубик очень неудачно выпал при броске на мотивацию...
В общем некоторым РПГ лучше так и оставаться в виде сеттинга. Не приняли в издательстве — пишите лучше, а не плодите кадавров. А то «Сады луны» выглядят как изуверская попытка натянуть совомедведя описания придуманного мира на глобус художественного произведения.
Solnechnaja, 9 июня 2016 г.
Давным-давно мне в руки попал томик Глена Кука с двумя романами о Чёрном отряде, и с тех самых пор я нежно люблю тёмное фэнтези. Однако, как бы кощунственно это не прозвучало, к произведениям самого Кука претензий у меня много. Безусловно, ему, как родоначальнику жанра, можно многое простить, но факт остаётся фактом – при шикарной задумке «Черный отряд» был выполнен на чисто функциональном уровне. Мир показан пунктирными линиями, без подробных и «вкусных» описаний, о характерах и внутреннем мире персонажей и речи не шло – парочка определяющих черт, а остальное в духе «пришёл-увидел-победил» (ну или проиграл, фэнтези-то тёмное). При этом книги определённо хороши, но оставляют чувство некоторой неудовлетворённости. Читатель и сам может додумать всё что угодно: от внешности героев до мотивов главного злодея, но очень уж хотелось большего погружения в мир со всеми его смачными подробностями.
И вот появляется Эриксон с циклом про Малазанскую империю – в симпатичном издании, которое давно маринуется у меня на полке. И оказывается тем же Гленом Куком, только со всем, чего не хватало книгам про «Чёрный отряд» (их, кстати, в одних только «Садах луны» поместилось бы как минимум две). Там, где герой Кука попадает в неожиданно-фантасмагорическую ситуацию, выбирается из неё и кардинально меняет приоритеты (не отвечая при этом на истерические читательские «почему?!»), у Эриксона прослеживается сложная паутина интриг, нити которой не уходят в никуда и не висят в изолированном пространстве, а тесно связаны друг с другом. Потяни за одну – и все остальные придут в движение. Отсюда воистину эпический размах: когда мы следуем за капитаном Параном, ведомым то ли богами, то ли собственной мятущейся волей, или же бродим по крышам живописного Даруджистана в компании молодого вора Крокуса, можете быть уверены – все прочие герои не исполняют роли послушных статистов, ожидающих своего появления в массовке. Персонажи книги постоянно находятся в движении, которое поначалу кажется хаотичным. Но ближе к финалу, когда начинают вырисовываться основные мотивы действующих лиц, все случайности соединяются в цельную картину. Изобилующую белыми пятнами, ну так перед нами ещё девять томов продолжений, чтобы расставить все точки над i.
Если не вдаваться в частности, мир «Малазанской Книги Павших» весьма традиционен. Мрачная, жестокая панорама Империи, стремящейся к безграничному расширению. Божественные сущности, безо всяких проблем вмешивающиеся в дела людей и плетущие собственные интриги. Жалкие остатки некогда славного взвода Мостожогов, преследуемые за верность предыдущему императору. И маленькая рыбачка по кличке Жаль, которой не повезло столкнуться с одним из Взошедших.
Как бы то ни было, узнаваемый сеттинг в «Малазане…» ничего не портит. Прекрасные имена и названия, для любого любителя фэнтези звучащие как музыка – чего только сто́ят магические пути Куральд Галейн и Омтоз Феллак, представители народа тисте анди Аномандр Рейк и Каладан Бруд (и их шикарная летающая крепость)! И история о противостоянии тиранов и порабощённых, яггутов и т’лан имассов. А магия… В последнее время представители жанра напирают на средневековый натурализм с минимальной дозой сверхъестественного. На страницах же «Садов Луны» магам было где развернуться. Заклятия всех мастей, призывание демонов, пробуждение древних сил, превращение в драконов и, наконец, стержень магической системы – пути, представляющие собой отдельные миры теней и чудовищ, из которых чародеи черпают силы. Всё это невероятно красиво и с грандиозным размахом.
Единственный недостаток, который нисколько не испортил впечатление от романа – некоторое провисание сюжета, когда Эриксон практически свёл воедино всех основных персонажей и слишком долго брал разгон для ударного финала. В отличие от множества фэнтезийных эпопей, первый роман в которых зачастую используют для знакомства с героями и миром, «Сады Луны» являются полноценной главой истории. Истории масштабной, интересной и, без преувеличения, волшебной. Так что мир, созданный Эриксоном, по праву может называться эталоном тёмного фэнтези.
Aleosha, 20 мая 2016 г.
Начиналось все просто как плохо написанное фентези. Но потом оно превратилось в просто ужасно написанное фентези в духе «Черного отряда» Кука. Почувствовал, будто читаю фанфик. Тут тебе и Темная Императрица, и куча магов с непроизносимыми именами, уникальные как снежинки, и конечно же с Историей. И персонажи, говорящие о какой-то абсолютно непонятных и что важней неинтересных похоже даже им вещах. В «Черном отряде» подобное было еще в диковинку. Но спустя столько лет писать подобное убожество?
Вот есть девочка, которую использует в своих планах какое-то божество. Причем все это знают. Потому что, ну, девочка в отряде спецназовцев. К ней даже приставляют капитана, чтобы Следил. И сержант отряда знает.
Так вот, девочка мочит своего капитана спустя пол часа после его появления. Но вмешивается еще одно божество, и капитана оживляют. И все вместе они должны отправиться захватывать какой-то город. Недобитый капитан, психованая девочка и генерал-сержант.
Потом капитан как-то внезапно влюбляется в толстую волшебницу, которая умирает, лишь затем, чтобы переселиться в труп другой умершей волшебницы. Который затем пытаются реинкарнировать. Что это за многоходовочка вообще?
А еще тут есть Инквизиторша Императрицы, которая Нейтрализует Магию, и ее все бояться, хотя она чуть не дохнет столкнувшись с тремя папуасами. И сопровождает ее воин-скелет, которому триста тысяч лет. Не знаю, почему важно именно триста тысяч, а не тридцать тысяч, или сто тысяч. Но вот триста тысяч лет. И они идут раскапывать гробницу, которую не могли раскопать три тысячи лет. Весь этот временной размах, пусть даже в фентези, меня очень смущает. Люди в нашем мире за десять тысяч лет прошли путь от кремниевых копий до iPhone'ов, а тут за три тысячи лет только бывшая служанка ставшая ассассином и Императрицей (ничего не выдумал) до этого додумалась?
Видно, что автор хотел написать с фентези с размахом. Тут где-то тридцать одновременно действующих персонажей. Но вот в виду убедительности мира у него полный пролет.
Вызывает маг (бывший верховный Темный Маг, но Верховных Магов в этом мире как грязи) демона, который «может уничтожить целый город». Так и написано. А потом это демон умирает, за минуту. Сущность, которая сидит в гробнице, кстати, «может уничтожить целый континент». Становится даже интересно, сколько страниц она продержится. На самом деле — страниц двадцать, не больше.
Меня не покидало ощущение, что автор и сам толком не понимал что хочет написать, настолько беспомощно обрываются его многоходовочки.
Вообще, боги — самые несчастные существа в этом мире. Их все норовят обмануть, обидеть, а то и вообще убить. Все время появляются сущности, способные стереть целый город, а то и поработить весь континент. Лишь затем, чтобы сгинуть спустя несколько страниц.
Знаю, что некоторые считают, будто автор пишет с размахом. На мой взгляд, это скорее гигантизм. Легко написать про триста тысяч лет. Трудней объяснить, почему за триста тысяч лет технология продвинулась от кремниевых мечей до стальных. Легко написать, что из отряда в четырнадцать тысяч выжило только пятьдесят человек. А потом вообще оставить в сюжете пятерых. Массовка ради массовки. И так во всем.
Vlad, 21 июля 2015 г.
После прочтения «Садов Луны» я понял почему у последующих книг цикла оценки идут по нарастающей — тут либо восторгаешься и читаешь дальше, либо бросаешь после первого романа. Восторгаться есть чем — масштаб, эпичность, магия, боги — этого тут в достатке. Даже перебор. Бросать тоже есть из-за чего. Тяжелый язык, переизбыток пафоса в диалогах (отчего герои не кажутся живыми), нелогичность сюжета (кто-то выполняет свое квест, но при этом не понимаешь зачем это нужно). Особое умиление вызывает неспособность автора литературно подчеркивать какие-то ключевые события книги — обычно в таких случаях герои ужасаются до смерти или безмерно восторгаются — но причину этого понять трудно — ведь страниц пятьдесят назад с ними уже приключалось что-то подобное.
Поэтому роман читался как-то странно — вроде интересно, чем все закончится, но при этом буквально заставляешь себя переворачивать каждую страницу. Чем-то напоминает Бэккера — авторы, прорабатывая свои миры и сюжетные линии, как-то забывают показывать своих героев обычными людьми, а внешнему антуражу уделяют слишком много внимания.
Тарчоков Заур, 22 марта 2015 г.
В этой книге я изрядно «буксовал», временами опасно приближаясь к тому, чтобы «увязнуть обеими осями» и постыдно «заглохнуть» где-то на середине пути. Вроде бы обошлось... При всём этом в книге с первой-же страницы чувствовался добротный литературный уровень, а автору в исполнительском мастерстве отказать было невозможно — писательский почерк у него внятный и разборчивый. Вот, однако, тот перечень причин, по которым мои взаимоотношения с книгой сложились столь непросто.
Причина первая ( но не главная ). Очень длительное и скупо дозированное ознакомление читателя с огромным и совершенно незнакомым миром. Стоишь, озираешься по сторонам и мало чего понимаешь. По моему твёрдому убеждению, сложные географические и исторические составляющие литературного текста требуют от его автора определённой деликатности в подходе к подаче информации — для облегчения жизни читателю. В «Садах Луны» писатель не стал себя особо утруждать заботой о клиентуре, растянув выдачу исторических справок на весь немалый 800-страничный объём книги. У читателя в подобной ситуации выбор невелик: надо набраться терпения, обладать хорошей памятью и быть чрезвычайно внимательным к деталям.
Причина вторая ( и главная! ). Здесь слишком много магии! Мне это никогда не нравилось. В принципиальном плане не имею ничего против, но — не в таком чрезмерном объёме. Ну, правда ведь — половина из персонажей книги прямо относится к магам, колдуньям, Властителям, представителям нечеловеческих рас, драконам и демонам; половина из оставшейся половины обладает каким-то даром ( ясновидцы, толкователи снов, гадатели и т.д. ). Всех, кто не попал в два предыдущих списка, можете смело относить к Богам ( Древним и Молодым ) и к тем, на кого они положили глаз, втянув в свои игры и наделив каким-то магическим артефактом. Обычных людей в книге можно пересчитать на пальцах одной руки. Всё это, конечно-же, вполне законно укладывается в рамки жанра «фэнтези», но вот только Эриксон сконструировал своё произведение таким образом, что избыток магии изгнал его за предполагаемые даже в фэнтези границы некой достоверности и правдоподобия.
Причина третья ( весьма важная ). В «Садах Луны» огромное количество персоналий. Практически каждая из них снабжена собственной сюжетной линией. Последние многократно между собой пересекаются и взаимосвязываются. При этом повествование достаточно дёрганное, без чётко выстроенного ритма — в рамках одной главы приходится не раз перескакивать от одного персонажа к другому, и обратно. Всё это вновь требует от читателя постоянной концентрации внимания и приличного объёма оперативной памяти. В конечном итоге от чтения поневоле начинаешь испытывать утомление.
Причина последняя ( но не по важности ). Остро не достаёт глубины проникновения в образ персонажей. С каждым из них Эриксон поработал кропотливо, ни на кого времени не пожалел, а вот — поди ж ты — в душу никто не запал, ограничившись вызванным интересом к производимым ими действиям. В этой связи припоминается, что Малазанский цикл частенько пытаются сравнивать с ПЛиО. Сравнения эти, на мой взгляд, совершенно некорректны именно по этой — последней из указанных мною причин. Герои Мартина столь ярки и многогранны, что позволяют мне пылко обсуждать ( даже здесь — на Фантлабе ) своё пристрастие к Эддарду Старку или свою неприязнь к Петиру Бейлишу. В «Садах Луны» применить подобный пыл не к кому. По-началу весьма перспективно выглядели Паран и Дырявый Парус, но дальше заманчивых перспектив дело так и пошло.
Ну так вот... Если я не сумел до сих пор отпугнуть Вас своим критическим настроем и Вы всё-же продолжаете читать мои рассуждения, то я, дабы не противоречить истине, должен Вам признаться, что книгу читать интересно... При условии, что Вы обладаете склонностью к концентрации внимания и к терпению. Да чего уж там... Не угляди я причин «второй» и «последней» — сам назвал бы книгу шедевром и с размаху влепил бы ей «десятку».
igor_pantyuhov, 19 октября 2014 г.
Кажется я нашел своего любимого автора в поджанре «темное фэнтези». Я в полном восторге. До этого ничего подобного не читал в данном поджанре. Первое что поразило. Так это масштабность происходящих событий. Эриксону как никому другому, удалось передать вот этот вот размах событий. (Ничего подобного я не встречал ни у Мартина в его ПЛиО, ни у Сапковского, с их казалось бы масштабными сагами) Ведь главное, на мой взгляд не только сказать/написать, что события происходят на довольно больших пространствах, но и грамотно это показать, так чтобы читатель и правда проникся вот этой вот масштабностью. Второе. Автору удалось передать вот ту самую атмосферу напряжения, чего-то плохого что должно случится, безнадеги, каким славится этот поджанр. Особенно яркий пример этому, это описание битвы за Крепь. Сначала описывается финал, чтобы подержать читателя в напряжении, а потом уже сама битва. Прием на мой взгляд мастерский.. Прочитал на одном дыхании Такого погружения в книгу у меня не было давно, с тех пор, как я читал «Сага о Видящих» Хобб... А я ведь еще боялся разочароваться в этом авторе, так как я разочаровался в Сапковском и ПЛиО.
Теперь несколько слов о самой книге. Мне очень понравилась ее структура. Для себя я разделил ее на две части. Одна описывает битву за Крепь и ее последствия для всех действующих лиц, а потом долгая возня вокруг Даруджистана. Такой стиль изложения тоже придает роману, масштабности. Очень много действующих лиц. Причем лиц, про которых читаешь, и ощущаешь что они действительно «живые» настолько, насколько это возможно на страницах книги. Особенно в жанре фантастики. Конечно обошлось не без нестыковок. В основном это касается Парана, в частности его приключений в пустыне. Но потом, и это выровнялось. Самая любимая часть в книге, эта та, где описывается битва Владыки Семени Луны с Гончими. Не знаю почему, но очень уж она мне запомнилась.
В заключении скажу, что несмотря на то, что эта первая книга дллллииинююющщееего цикла и чтобы вышли продолжения на русском языке(в таком же отличном переводе), придется немного подождать, ее можно читать в отрыве от остальных. Так что читайте друзья смело. Моя оценка 10 из 10. Мое потрясение настолько велико от этой книги, что я не могу назвать ни одного похожего произведения в данном жанре
tosha240, 31 августа 2014 г.
Что это было?
Я люблю фэнтези. Я очень люблю фэнтези. Но чтобы чтение проходило с таким скрипом и так тяжко... Это, пожалуй, впервые. Тут и вазелин не помог бы. :(
Я честно пыталась дочитать, не хотелось бросать книгу. Однако, в какой-то момент насилие над мозгом стало чрезмерным и я поняла, что если каждая страница даётся с таким боем, не вызывает ничего кроме раздражения, то лучше прекратить. Просто категорически не мой автор.
Есть, правда, тут и свой плюс. На фоне «Садов луны» недочитанные «Хроники сиалы» и «Песнь крови» начинают казаться шедеврами, которые я зря забросила.
И ещё один просто-таки «КРИК ДУШИ». Некоторые читатели в своих отзывах сравнивают Эриксона с Мартином и Куком. Ребята, вы серьёзно, вы не шутите, не стебётесь и не троллите? Если так, остановите, пожалуйста, Землю, я сойду.
Я даже не могу поставить нейтральную оценку «Садам луны», потому что «Крадущийся в тени» и «Песнь крови» на порядок лучше даже при условии того, что они мне не понравились. К сожалению, 4 балла.
TurboKaban, 10 июля 2013 г.
Замах на рубль, удар на копейку. Порядка двух десятков плохо прописанных главных героев блуждают по пустынному миру и решают квесты, которые делятся на нелогичные и непонятные. Вроде бы в книге есть города и континенты, однако преследует ощущение, что помимо главных героев никого нет, да и сам мир размером с футбольное поле. Как только несколько персонажей сталкиваются на этом поле, начинается вялая возня с применением мечей и магии, которая как правило заканчивается ничем — то боги вмешаются, то драться раздумают. C мастерами мрачной фэнтези типа Мартина, Аберкромби и Кука с Черным отрядом сравнивать не имеет смысла по причине их тотального превосходства над данной книгой.
2021-04-12
45
(15)