FantLab ru

Стивен Эриксон «Полночный прилив»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.80
Голосов:
372
Моя оценка:
-

подробнее

Полночный прилив

Midnight Tides

Другие названия: Полуночный Прилив

Роман, год; цикл «Малазанская империя»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На далёком от Малазанской империи континенте к решающему столкновению готовятся экспансионистская торговая монархия людей Lether и недавно образованная конфедерация шести племён «детей Тени» (Tiste Edur). Наградой победителю послужит возрождение древней Первой империи. В центре романа — судьбы двух семей: Beddict и Edur Sengar.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 7-е место


Полночный прилив
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Midnight Tides
2004 г.
(английский)
Midnight Tides
2005 г.
(английский)
Midnight Tides
2007 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочешь не хочешь, а не уйти нам от сравнений «Малазанской книги Павших» Эриксона с более знаменитым (пока) циклом «Песнь льда и огня» Мартина. Почему?-спросите Вы. Да потому, что на данный момент просто не существует в природе чего-нибудь более масштабного, глобального, самобытного и реалистичного в мире фэнтези. Есть еще Аберкромби, который Джо, пишущий в схожей жесткой манере. Ни в коем разе не хочу его обидеть, но он со своим «Земным кругом» все-таки проигрывает Эриксону и Мартину в размахе. Но только в размахе, а не в мастерстве. Именно этих троих с их циклами считаю на данный момент самыми сильными авторами так называемого темного фэнтези в мире. Хотя «Песнь льда и огня» к этому жанру и можно отнести с большими оговорками.

Знакомство с миром Малазана произошло у меня более пяти лет назад. И уже тогда я понял, что нашел что-то уникальное и неповторимое, я можно сказать нащупал «золотоносную жилу». По другому и не скажешь. Атмосфера затягивает и заставляет быть ее частью, героев в каждой новой книге цикла огромное количество, они очень харизматичны и отлично прописаны. Магия завораживает, интриги ошеломляют, военные и батальные сцены поражают своей реалистичностью.

Роман «Полуночный прилив» переносит нас на далекий континент, где грядет противостояние королевства Летерас с Тисте Эдур (объединение шести мощных племен). И Стивен Эриксон чередуя главы мастерски и грациозно начинает понемногу приоткрывать нам занавес событий побудивших эти две стороны начать беспощадную и жестокую войну друг с другом.

Как же жестоки боги и насколько же они коварны. Ведь ничто не предвещало беду ни для Тисте Эдур ни для королевства Летерас. Все было спокойно и закономерно. Тисте Эдур были под гнетом у более сильного королевства и платили заслуженную дань. Но все перевернется в тот момент, когда находясь в походе в поисках магического меча отряд воинов племени Хирот столкнется с жестокими магическими созданиями Шекками. В этой битве будет убит младший сын главы племени- Рулад Сенгар. И никто не смог его защитить, даже непобедимые до этого его братья Фир и Тралл Сенгар. Братья приносят тело Рулада в селение, где должен произойти ритуал «золотых доспехов» перед захоронением. Принцип «золотых доспехов» заключается в нанесении золотых монет с помощью воска на тело воина. Такой воин считается погибшим настоящим героем. Но происходит невозможное и шокирующее всех. Во время ритуала когда все монеты уже нанесены на тело- Рулад оживает. И оживший воин уже мало чем похож на прежнего Рулада не только внешне, но и внутренне. Магический меч, который он не отпустил во время смерти наделяет его злой силой. Силой падших богов. И именно этот меч сделает его тираном, коих не видывала еще земля. Рулад отбирает власть у Хонана Мосага (Короля Ведуна шести племен) и объявляет себя Императором Тисте Эдур. Теперь его слово всегда должно быть последним и не обговариваться ни кем. Он насильно берет себе в жены бывшую невесту своего старшего брата Фира-красавицу Мойен. Ни брат, ни девушка не могут ослушаться его приказа. Но Мойен не сможет жить с этим монстром и вскоре наложит на себя руки, а Фир поклявшийся в вечной верности императору вскоре предаст его так и не смирившись с утратой любимой.

А тем временем император гонит свои воска на Летерас, чтобы уничтожить так ненавистных ему летерийцев. Что же в это время происходит в Летеросе? А происходит следующее. Летерийцы, которые возомнили себя непобедимыми не прилагают никаких усилий для того, чтобы предотвратить вторжение Тисте Эдур. Там все также плетутся интриги внутри государства. Все также один чиновник пытается подставить другого, чтобы получить расположение своего короля Эзгара Дисканара. Короля окружает свора подхалимов и обманщиков, которые не удосуживаются даже предупредить Эзгара об опасности из вне. Скоро королю на своей шкуре придется ощутить эту опасность. Император Рулад при помощи предателей со стороны летерийцев (главным из которых станет Халл Беддикт, бывший Блюститель Рубежей, которым теперь движет только месть своему королевству) и конечно же при помощи своего магического меча завоевывает Летерос. Король, а вместе с ним принц и многие высокопоставленные чиновники убиты и казнены. Начинается диктатура. И только канцлер Летероса Трайбан Гнол, первый консорт королевы Турадал да еще небольшая кучка людей «за свои заслуги» перед Тисте Эдур оказываются нетронутыми и чувствуют себя превосходно.

Ну и как не остановиться еще на нескольких наверное самых интересных и харизматичных персонажах этого романа- Теоле Беддикте, Багге, Шерк Эблалле.

Теол Беддикт-средний из братьев знаменитой династии Беддикт. Такие люди как он рождаются в лучшем случае раз в столетие. Это непревзойденный финансовый гений, который в свое время «сделал» огромный капитал на различных финансовых махинациях. Сейчас ему приходится уйти в подполье и влачить жалкое существование, перебиваясь в еде похлебкой и различными отбросами, чтобы никто не догадался насколько же он богат. Так в бездействии и проходят его последние годы пока к нему за помощью не обращается одна секретная организация с просьбой помочь совершить великую аферу. С этого Теол будет иметь свой процент. А все расходы на осуществление этого плана берет на себя эта организация. Теол соглашается и начинается подготовка к афере столетия...

Багг, слуга Теолла Беддикта- невзрачный пожилой человек. Кто бы мог подумать, что за этой неприметной внешностью прячется Старший Бог, обладающий неимоверной магической силой. В свое время Теол очень помог Баггу и теперь тот верен ему беззаговорочно. Они являются также и лучшими друзьями, а не только как хозяин-слуга.

Шерк Эблалле-некромант-воровка. В свое время лучшую воровку всего королевства утопили, но по случайным и непонятным обстоятельствам она превратилась в некроманта. Мало кто теперь хочет иметь с ней дело, ведь она опасна и от нее всегда противно пахнет. Но нашлись люди, готовые преобразить ее, за это Шерк должна украсть из дворца очень важные государственные документы, которые сыграют огромную роль.

В заключении хочу сказать, что «Малазанская книга Павших» это праздник для любителей мрачного фэнтези. Это штучный высококачественный продукт, который появляется в лучшем случае раз в десятилетие. Лично для меня цикл Эриксона превосходит знаменитый цикл о мире семи королевств Мартина. Но это как говорится дело вкуса.

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стивен Эриксон, вообще довольно смелый писатель. Он создал мир невероятного масштаба, с огромным количеством героев, мест и сюжетных линий. C временными прыжками на много тысяч лет назад (правда, только в прологах, но все-таки).

Но эта книга – это просто верх наглости, даже для него. Два раза за первые четыре книги, он забрасывал нас в абсолютно незнакомые места, и не трудился объяснять правила игры. Но в первый раз, в “Садах Луны”, это хотя бы компенсировалось отличным действием и скоростью повествования, вкупе с убойными сценами. Во второй раз, во “Вратах Смерти”, было несколько героев из предыдущей книги, что тоже облегчило акклиматизацию. В этот раз, у нас есть только Тралл Сенгар – и этого как-то маловато, если учитывать общее количество героев. Плюс, если в Семи Городах, законы мира были схожи с теми, что были на Дженабакисе, то здесь, на Лезере, все совсем по-другому. В частности отсутствие привычных богов (кроме Сломанного, конечно). И система магии другая (по сути – та же, но с измененными понятиями). Эриксон очень сильно рискует, создавая книгу, не связанную с тем, что происходило в цикле до того.

И сперва, кажется, что он допустил ошибку. Даже GotM не начиналась так плохо. У первого романа, было хотя бы оправдание – он был первым. Но тут, посреди цикла, создавать еще одну, огромную сюжетную линию – ясно, что это очень спорное решение. И в отличие от первой книги – здесь никакого динамизма нет и в помине. По мере чтения первой трети романа, так и хочется отложить его подальше. Потому что, помимо отсутствия объяснений (традиция Эриксона), здесь автор, очевидно, любуется своим стилем. И, положа руку на сердце – он не самый лучший стилист, и его желание сделать красиво, часто стоит на грани Purple prose. Плюс, как обычно с персонажами в Малазане, чтобы начать им симпатизировать – требуется немало времени.

К счастью, оставшиеся две трети романа полностью искупают унылое начало. И заслуга персонажей в этом – немалая.

Единственный знакомый нам герой – Тралл Сенгар, он же и рассказывает эту историю. Но бояться не стоит, отхода от привычной системы ПОВов не будет. Тралл еще в прошлой книге предстал довольно интересным персонажем. И здесь он ничуть не хуже. Нетипичный Эдур, который драки не боится – но и не ищет, в отличие от большинства своих собратьев, который видит Зло, захватывающее его народ изнутри, и не боится высказаться против него. Вокруг него выстраивается драма семьи Сенгаров. Эта книга вообще богата на семейные драмы – особенно между братьями.

Удинаас – раб Сенгаров, лезериец, который представляет собой традиционный голос разума. Можно назвать его самым мятущимся после Тралла героем. Он, как и Тралл, понимает, что его люди – по большей части мерзавцы (очень интересно построены эти моменты, кстати. Только Тралл рассуждал о глубинах падения Эдуров, как тут же Удинаас, размышляет о поклонении лезерийцев единственному Богу, в которого они действительно верят – деньгам).

Братья Беддикты – еще один пример семейной драмы. Старший, Халл, разочаровался в Лезерийском королевстве, и теперь желает принять сторону Эдур в неизбежном конфликте. Средний, Техол – гений, который прекрасно понимает принципы работы общества, и великолепен, когда дело доходит до финансовых афер – и у него самый крутой в мире слуга. Нет, серьезно. Бог, все-таки. Кто еще может таким похвастать. Их диалоги затмевают для меня и остроты Круппа, и издевательства Искарала Паста. Младший брат, Брайс – телохранитель короля, лучший фехтовальщик королевства. Вот только наличие таких братьев, абсолютно не помогает его позиции во дворце.

Сюжет, строится вокруг конфликта королевства Лезер и королевства Тисте Эдур. Невооруженным взглядом видны отсылки к противостоянию коренных индейцев и пришлых колонизаторов. Плюс, высказывания Эриксона по поводу жажды наживы и поклонения деньгам – безусловный укол нынешнему капиталистическому миру.

В целом, несмотря на высказывания некоторых людей на западных форумах, что книгу-де, можно было урезать и вставить в какой-нибудь следующий роман в виде предыстории, мне кажется, что, несмотря на очень медленное начало – книга очень хороша, и важна для серии. В частности, она подготавливает еще одну арену для будущих действий, и проясняет некоторые мотивы Сломанного Бога. Плюс драма двух семей – Сенгаров и Беддиктов, выполнена на высочайшем уровне, и заставляет вспомнить Джорджа Мартина с его прекрасно проработанными персонажами.

Резюме – не могу назвать эту книгу лучшей в серии, как это делают некоторые фанаты. Начало откровенно слито, и даже абсолютно убойный конец, не может этого изменить. Могу дать лишь один совет – не бросайте читать. Оно того стоит.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шалость удалась

***

Ещё в «Доме Цепей» Стивен Эриксон показал, что ломать штампы – это его кредо. Его хитрый прием (речь о первой части четвертого сказания, где на протяжении нескольких сотен страниц автор выдавал приквел ко второму роману за начало четвертого) наглядно это демонстрирует. Что ж, «Полночный прилив» ещё ярче подтверждает вышесказанное. Наверное, только Стивен Эриксон настолько рисковый, чтобы пятый роман цикла делать вбоквелом (по факту), продолжая называть его пятой частью. И ведь «Полночный прилив» написан после четвертой книги, но до шестой. Здесь не сделаешь скидку, какую можно сделать для «Сезона гроз» Сапковского, например.

Вернемся к самому роману. Время и место действия кардинально меняются, это же можно сказать про персонажей и расстановку сил. Малазанской империи ещё не существует. Континент в южном полушарии. На севере живут тисте эдур (дети Тени), чуть южнее располагается Летерийская империя. И если про первых мы слышали (они упоминались в прошлых романах), то летерийцы – нечто новое для читателя. Тисте эдур представлены несколькими племенами, которые не так давно сплотились под началом колдун-короля Ханнана Мосага. Летерийской империей правит Эзгара Дисканар. Центральных персонажей тут ровно три. Первые два относятся к точке зрения тисте эдур, третий представляет летерийцев. Трулл Сэнгар – молодой тисте эдур из рода Сэнгар. У него есть несколько братьев. Фир – старший, опора семьи. Рулад – ещё более молодой, он не успел даже окропить свое оружие кровью. Если вы вдруг забыли, то Трулл уже появлялся на страницах Малазанской книги павших – он был спасет т’лан имассом в «Доме Цепей» после изгнания Сэнгара со своей Родины. Надо сказать, что Трулл – это инакомыслящий персонаж, что раскрывается почти сразу же. Трулл – это полувоенная, полудиссидентская линия сюжета. Сама по себе история о юном Сэнгаре достаточно интересная. Второй герой – раб-летериец Удинаас. Он в подчинении у семьи Сэнгар. Во многом быт и культура тисте эдур раскрывается именно глазами Удинааса. Поразительным, например, является обряд погребения у детей Тени. Вряд ли подобный обряд когда-либо существовал на Земле. И если не существовал, то автор смело можно похвалить за смелость и находчивость. Линия Удинааса самая странная в книге. Львиную долю времени этот раб зрит видения, общается с духами и так далее. Сплошная эзотерика! Конечно, ранее тоже было что-то подобное. Тот же Ганос Паран, попавший в Драгнипур. Или Ток в плену у Провидца. Но тут Эриксон превзошел себя – читать астральные бредни крайне сложно. Наконец, третий важный персонаж – Тегол Беддикт. Тегол – один из братьев-летерийцев (есть ещё Брис и Халл). К сожалению, Тегол важен не для сквозного сюжета романа, а для развлекательного момента, чтобы разнообразить повествование и показать летерийцев не только глазами детей Тени. При этом сюжетная линия Тегола заставляет не раз и не два улыбаться, а то и смеяться! Дело в том, что у него есть слуга – Бугг. Тегол и Бугг спорят буквально по десять раз на одной странице. Не раз и не два приходится поразиться тому, что столь разнообразные личности уживаются вместе.

Помимо вышеназванных героев есть и другие, но все они второстепенные. Среди них стоит выделить Шурк Элаль – немертвую воровку; Бриса – младшего брата семейства Беддиктов; Рулада; Сэрен Педак. Все они получают достаточное количество внимания, чтобы заинтересовать собой. В целом, выбор центральных персонажей у автора получился удаче, чем в «Доме Цепей». Но при этом сюжет «Дома Цепей» является основополагающим, тогда как «Полночный прилив»…

Вот тут и кроется главный минус произведения. Все, что происходит в «Полночном приливе» — это второстепенный субсюжет, для сквозной истории он дает крайне мало. Да, открываются новые земли народы (особенно важны тут тисте эдур, но про них можно было бы рассказать кратко, сделав упор на этом в какой-нибудь главе), да, есть тут некоторые герои, которые либо уже упоминались, либо будут упоминаться. Это Увечный Бог, Трулл Сэнгар. Мелькает здесь и Готос, который часто всплывает в эпиграфах на протяжении Малазанской книги павших. Читая «Полночный прилив» понимаешь, что основные персонажи так и останутся второстепенными статистами, для них нет места в том мире, где мостожоги только открыли таверну, где Аномандр Рейк едва попрощался с Лунным семенем, где сестер Паран рассудил удар клинка.

Заключение: после ошеломительных первых трех книг четвертая и пятая стали холодным ушатом воды. И если к «Дому Цепей» есть претензия по части персонажей, то «Полночный прилив» провисает по части сквозного сюжета. Возможно, в будущих романах и будет какая-то связь с пятым сказанием Малазанской книги павших, но есть сомнения. За смелость и находчивость Стивену Эриксону стоит воздать должное. Но «Полночный прилив» это не то, чего ждешь после смерти Ша’Ик и после победы над Паннионским Домином. Но доверие к Эриксону не подорвано, впереди еще четыре толстенных романа.

8 малазанцев из 10.

PS: перевод романа ужасен. Почему не Лихтенштейн? У этих переводчиков всё хорошо со сквозной редактурой, но с редактурой конкретной — полный провал. Как вам такое слово — «дружбан»? Так говорили в девяностых во дворах. И подобных «дружбанов» в тексте хватает.

PPS: беглый взгляд на «Бурю жреца» заставляет вашего покорного слугу признать, что шалость Эриксона удалась. События восьмого сказания будут строиться на основе из пятого (и других, естественно). Поэтому оценка поднимается с 7 до 8.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарно, Кук с Мартином лежат в сторонке после прочтения четвертой и особенно пятой части. Эриксон с каждой книгой превосходит сам себя — я так книги не глотал с прыщавой юности. После тяжелейшей во всех смыслах «Памяти льда» — «Дом цепей» и «Полуночный прилив» кажутся на первый взгляд попроще, но наработанный стиль решает в пользу последних. Чего стоит только диалоги между Теолом Беддиктом и его слугой в «Приливе». Вообщем — советую всем знакомым, хоть и сам знаю, что первая часть цикла не ахти — уже сам подсел на оригинал, потому как наших работников переводческого цеха ждать еще очень долго

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу прошу прощения за сумбур.

Позади уже середина цикла, а по ощущениям мы только-только закончили с завязкой. Помню, как я недоумевал от начала «Дома цепей», которое без предупреждения сосредоточилось на новом персонаже, и двести страниц показывало путь Карсы Орлонга к успеху, игнорируя прочих персонажей. Хорошие были времена. «Полночный прилив», во-первых, является приквелом к «Садам Луны», во-вторых, рассказывает вообще о других персонажах на другом континенте.

Итак, это история тисте эдур. Отчасти. Вообще иронично получается: в первой книге об эдур вообще никто не знал, а тисте анди были экзотикой. Во второй книге кто-то вспомнил, что в древних легендах упоминались таинственные тисте эдур, но конкретики никто не знал. А в пятой книге читателя уже не удивишь эдурами, тут каждый третий персонаж – представитель этой расы. Весь их сюжет строится на пути от горстки разрозненных племен к полноценной империи. В центре же сюжета находится судьба Трулла Сэнгара, того самого изгнанника из четвертого тома, который мне вообще не запомнился на фоне конфликта Фелисин с Тавор, а также действий совершенно отмороженного Карсы Орлонга.

И вот хочется немного побубнить и побухтеть на книгу, ничего не могу с собой поделать. Только я привык к Малазанской магической системе и хотя бы примерно запомнил, кто там кто и чего хочет, как пришлось учить все заново. Причем, у меня ощущения, что я так до конца и не понял происходящее в книге, но тут не совсем ясно: то ли я не очень умный, то ли так и запланировано автором, и ответы надо искать в седьмом томе цикла, или в третьем томе какого-нибудь подцикла, или еще где-то там между строчек.

Но перейдем к самому приятному в книге – к персонажам. Как я обрадовался, когда один из них выругался «Худов дух»! Наконец-то родные словечки. Примерно в этот момент я проникся симпатией к Багряной Гвардии и ее Поклявшемуся. А уж когда эти товарищи всей толпой с гиканьем побежали бить оборотней, а вместо оборотней случайно побили каких-то демонов, то сразу заняли второе место в моем списке лучших персонажей книги. На первом месте же расположились Тегол с Буггом, диалоги которых отлично разбавляли своим безумием творящийся вокруг пафос. А вот Трулл смотрелся очень бледно на фоне остальных. У него хорошо прописана личность, его внутренние конфликты интересны и понятны, но как-то более стандартны, что ли.

Как итог, скажу, что книга хороша и со своей изюминкой. Жаль только, что для полного понимания всего того, что хотел сказать автор, весь цикл обязательно надо будет перечитывать. Сейчас, когда список на прочтение увеличивается быстрее, чем сокращается, тратить еще 4-5 месяцев на повторное прочтение…

Хотя, может на пенсии…

P.S. В книге ровно один раз (ладно, может быть два, сейчас уже не вспомню точно) упоминается некий Сплин, как очень крутой боец. И только благодаря удаче и пометкам в предыдущих томах я смог опознать в этом персонаже того самого Сплина, который в финале первой книги одолел Лорн. Страшно представить, сколько еще пасхалок я не уловил с первого раза.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько дней настраивал себя на чтение этой книги. Думал, что опять придется продираться через нудятину тысячелетних проклятий, беготню из ниоткуда в никуда по астральным мирам, мириться с толпой картонных ноунеймов и идиотией вот-это-поворотных фабульных ходов.

Собственно, кратенький пролог как раз об этом. О-о, невероятная по жестокости и бессмысленности битва, о-о астральные миры для оборотней-драконов, о-о, немыслимое по своей коварности предательство неизвестно кем неизвестно кого! Тоска, думаю!

И вдруг. Чистейший ясно-понятный текст. Прописанные герои, мотивацию которых понимаешь со второго абзаца. Остроумнейшие и сюжетообразующие диалоги. История простая, как пятак, — крушение государства. И на это как на ось намотана многослойная и многоцветная нить повествования. При этом она так ловко сплетена, что ты ни на секунду не теряешь эту самую нить. Очень ловко скроенный и крепко сшитый роман. При этом он увлекает так, что глотаешь страницы, восторгаешься и почти все время я болел за автора и жаждал поставить ему «десятку». Сколько живого и радостного юмора. Даже мертвецы ходячие за словом в карман не лезут, какая битва страстей и устремлений, столкновение сложных и загадочных персонажей, великолепные батальные сцены с полным эффектом присутствия, даже схватки магов, которые я терпеть не могу и ненавижу в фэнтези, прописаны так, что дух захватывает и будоражит воображение.

Кстати о магии. То ,что свою систему Эриксон толком не разъясняет, давно известно. Сломано много читательских копий. И вот — есть эпизод, где колдун Багряной гвардии пытается рассказать за магию прелестной девушке-воину с чарующим именем СЭРЕН ПЕДАК. И пошло поехало. Нагромождение одних непонятных терминов на другие, образы, разъясняющие белее туманные образы, софистика сменяющаяся невнятным бормотанием. И становится совершенно понятно, что сам Эриксон плоховато в ней разбирается. То есть видно, что нахватано кусками из термодинамики, квантовой теории, теории поля и общей относительности. Но в рамках магии он ничего разъяснить не может. Нет никакой системы. Образность — да. Визуальное и пространственное воображение у Эриксона ого-го какое! Такой эпик отгрохать! Но в его магии нет ни глубины, ни философии.

И других косяков полно. Половина сюжетных веток никуда не ведут, половина персонажей слито. Нагнетается суперзлодей всю книгу, а в конце ее идет по улице, и ему на голову падает кирпич. И нет главного гада! Многое так и не разъясняется. Уж сами-то персонажи могли бы подробнее и внятнее обсудить, что собственно они делают. Также, повествование обрывается на полуслове. Никакой развязки не будет. Кульминация внезапно прерывается пустой последней страницей.

Но все равно роман достоин очень высокой моей оценки за то главное, о чем он повествует. Эта книга об англо-саксонском фашизме и социал-шовинизме. Весь роман пропитан критикой буржуазного общества, самой лютой из всего, что я встречал в фэнтези. Чайна Мьевиль в трясучке отбегает покурить. Эриксон не проповедует социализм, но он камня на камне не оставляет от философии и идеологии капитализма. И предрекает ему жуткую и кровавую погибель. Сам он как-то в движении сопротивления не светится, но все герои у него, из НАШИХ, диссиденты и узники совести. Не ожидал от представителя германского племени такой критики и самокритики. Расистская и человеконенавистническая суть власти денег в англо-саксонском обществе расписана во всех живописных и ужасающих аспектах. Куда там жестоким битвам магов.

В общем, сейчас для меня это лучший роман эпопеи. Рекомендую начинать с него.

П.С. Перевод мне понравился. Очень четкий, внятный, художественный. Это хорошо видно по искрометным шуткам, которых в книге тьма-тьмущая, и по ярким визуальным картинам эпических и магических баталий.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мы просто павшие. Все мы духи. Мы пыль под ногами завоевателей, шагающих к славе. Иногда пыль вздымается посреди бесконечных драк и мешает дышать сражающимся. Но разве это не скудная месть?»

Покинем на время Худовы брани и окунемся в мир серокожих — «во имя Странника!..» И так начинается удивительная новая глава в знаменитой Малазанской Книге Падших Стивена Эриксона. Полуночный прилив — пятая книга в Малазанской Книге Павших. Он был впервые опубликован в Великобритании и Канаде в марте 2004 года и в США в апреле 2007 года. Совершенно новая сюжетная линия, новый суб-континент и почти полностью обновленный список персонажей. Эта линия и новые элементы мастерски разобраны и вписаны в очень интересный сюжет. Представьте себе на сколько мир велик: «Очень, очень давно наступили темные времена для Летера, Первой Империи, разославшей корабли, чтобы нанести на карту весь мир. Были описаны берега всех шести континентов, всех восьмисот и одиннадцати рассеянных по океанам островов; были открыты руины, сокровища и древнее волшебство. Найдены яростные, дикие племена. Другие народы, нелюди, но у всех была красная кровь, и она потекла рекой. Баргасты, Трелли, Тартено, Фенны, Маре, Джаги, Кринны, Жекки… Были основаны колонии на чужих берегах. Войны и завоевания, вечные завоевания. Пока… все не пало, пока все не разрушилось. Первая Империя провалилась сама в себя, Зверь восстал в сердце ее городов, кошмар распространился, будто чума. Единственный император стал Семью, и Семь рассеялись в безумии. Загорелись великие столицы. Весь народ погиб в...»

Прежде всего, хочется отметить, что действие романа «Полуночный Прилив» начинается немного ранее событий, описанных в первом романе «Сады Луны», и потому его сюжет напрямую почти не связан с предыдущими книгами серии. Следует лишь упомянуть, что в четвертом романе, «Дом Цепей», рассказывается, как молодого воина из племени Эдур, Тралла Сенгара, соплеменники прокляли и бросили на медленную смерть в мире, подвергшемся опустошительному наводнению. Однако его спасает случайно очутившийся в этом же фрагменте Куральд Эмурланна одинокий Имасс по имени Онрек. Вдвоем им удается покинуть умирающий мир. После множества приключений Онрек и Тралл сдружились. В конце романа, когда друзья готовятся защищать сокрытый трон Первой Империи от посягательств злодея, известного как Скованный Бог, Тралл обещает начать рассказ о причине своего изгнания из племени. Очевидно, что этим рассказом и является роман «Полуночный Прилив»...

События переносятся на далекий восточный континент, семьдесят тысяч лет, назад потерявший связь с основной цивилизацией планеты. Здесь поклоняются богам, давно забытым в других странах, здесь все еще пользуются примитивным волшебством «Оплотов». Но есть свойства, в которых местные культуры не уступят государствам запада: алчность, жестокость и стремление к неограниченной власти.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После десятилетий междоусобной войны шесть племен Тисте Эдур, наконец, объединились под властью Короля — Ведуна хиротов. Достигнут мир — но страшной ценой: был заключен договор со скрытой силой, чьи намерения в лучшем случае сомнительны, а в худшем — гибельны.

Жители южного королевства Летер верят, что их правителю суждено возродить могущество Первой Империи людей. Какая же империя обойдется без множества подъяремных народов? И вот «полудикие» племена одно за другим становятся жертвами военной и экономической экспансии летерийцев. Независимость сохранили только живущие на севере шесть кланов Тисте Эдур, Народа Тени. Король Эзгара Дисканара уже осудил их на покорение и рабство; как кажется, вопрос только в выборе подходящего повода для новой войны. Аннексия Тисте Эдур и их богатейших земель действительно породит пробуждение величия, необузданную выгоду. Победа явит доказательства своей правомочности, правоты Летера и его путей. Кажется неизбежным, что племена падут жертвой или удушающей тяжести золота, или убийственного лезвия меча. Так предписано Судьбой. Король Эзгара Дисканара решил завоевать Тисте Эдур, твердя, что каждый случай уникален, нестандартен, но он всегда стандартен и одинаков. Одно и то же. Армия докажет превосходство. Но нет такой вещи, как судьба. Победа не предопределена. Их враг таится среди них, он ждёт. Он не нуждается в маскировке — ведь воинственность и надуманные угрозы отводит глаза. Он говорит на их языке, он берет их слова и оборачивает их против них. Он смеётся над верой в истины, ибо сам сделал себя судьей иинности этих истин...

И пока две стороны готовятся заключить большой договор, который на деле никому из них не нужен, просыпаются древние силы. Ханнан Мосаг и его Отряд К'риснан растревожили тёмные глубины. Объединивший шесть эдурских племён ведун нашел себе загадочного и весьма сильного друга, открывшего ему секреты убийственной магии и пославшего неожиданных союзников. Не удовлетворившись этим, Мосаг просит даровать ему могучее оружие. Таинственный благодетель согласился, и вот четверо братьев из знатного рода отправляются в ледяные поля на поиски артефакта. Но, увы, «друг» решил вручить дар не Мосагу, а кому-нибудь менее умному, а значит, более управляемому. Кто он? Палач или Жертва? Каждая его смерть — лишь ступень в его восхождении к неоспоримому господству. Нет сомнения в том, что меч проклят, и что стоящий за ним бог — если он действительно бог — является безумной тварью. Теперь сами Эдур готовы основать империю и сокрушить лежащий на юге Летер. Всем, вовлечённым в водоворот войны, придется решить: есть ли границы у верности родному государству, если его правители перешли всякие границы вероломства и жестокости? Всем, сохранившим честь и гордость, придется либо бросить открытый вызов новому тирану, либо бежать, посвятив себя поискам выхода из безвыходной ситуации. Ибо, как убить того, кто черпает силу из собственной смерти? И тьма в его очах казалась бездонной. Надвигающаяся битва между двумя народами — лишь бледное отражение гораздо более мощного, первобытного столкновения, — и в его бурлящем сердце гноится незаживающая рана древнего предательства и жажды мести. Вздымается прилив перемен, способный вскоре смыть всех на своём пути... Извлекут ли выжившие урок из произошедшего? «Иногда игры заходят слишком далеко».

В центре романа — судьбы двух семей: Беддикт и Эдур Сенгар.

Семейство Томада и Уруфь Сенгара. Они близки к королевской крови: старший сын Фир — Мастер Оружия всего Союза и должен заботиться о переделке военной структуры Эдур; Бинадас — один из способнейших колдунов всех шести племён; младший Рулад, а также известный нам вдумчивый Тралл – не омытые кровью. Эта ночь станет последней ночью присутствия дома их сыновей. Они совершат путешествие по приказу Короля — Ведуна, и Уруфь молится за их счастливое возвращение. Их в экспедиции будет шестеро...

Зато вот братьев Беддикт — как раз трое: Брюс, Теол и Халл. Брюс, капитан личной охраны летерийского короля Эзгары Дисканара, может считать, что ему в жизни вполне повезло. А вот Халл затерялся где-то на границах летерийского государства, а Теол так и вообще на обочине жизни. Но как же всё-таки «на дне» (и в прямом, и в переносном смысле) бывает интересно! От мозговитой и юморной парочки гениального Теола и его таинственного слуги Багга вы получите море удовольствия. Да, есть ещё Чашка: мама Шерк, папа Теол, дядя Аблала, дядя Багг. Некоторые из них всего лишь трупы, но даже мертвецы имеют потребности! Чашка — Хранитель Азата, неупокоенная. Тут великая тайна. Кто родил ее? Кто забрал жизнь и почему?

Приятного чтения! Читать однозначно! Половина пути пройдено.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное я уже начинаю уставать от фэнтези и от Малазана в частности, но столь долгожданная мной книга совсем «не зашла». Даже по сравнению с довольно слабой предыдущей частью, где весь драйв происходил за счет Карсы, здесь, в пятой книге, Рулад Сэнгар не вытягивает на себе сюжетный стержень. Концовка получилась очень смазанной и предсказуемой. Большинство сюжетных линей героев не завершено. Да, есть несколько очень симпатичных полу-главных героев, но они не создают «вау» — эффекта как это было с Рейком в «Садах Луны», с Колтейном во «Вратах», с Карсой в «Доме Цепей». Есть очень удачно получившиеся комический дуэт в лице Теола Бедикта и его слуги Буга, но у них всего-лишь вспомогательная развлекательная роль, сравнимая с дуэтом Бошелин и Корбал Брош из «Памяти Льда».

Мои рекомендации таковы: Если не было возможности купить и прочитать переиздание «Сады Луны», то можно смело брать эту книгу на проверку нравится вам Малазан или нет. Спойлеров здесь никаких нет, а сеттинг и структура романа очень схожа с первой книгой цикла.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх