Г. Ф. Лавкрафт «Из потустороннего мира»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор ) | Фантастика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Фанатичный ученый изобретает электрическую машину, излучение которой позволяет человеку видеть непознаваемое. Смешиваются живые и неживые формы, кружат неведомые сущности... они вокруг нас?
Входит в:
— журнал «Weird Tales, February 1938», 1938 г.
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— антологию «Worlds of Tomorrow», 1953 г.
— антологию «New Worlds for Old», 1963 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— антологию «Реаниматор», 1992 г.
— антологию «Кукла-чудовище», 1993 г.
— антологию «100 Twisted Little Tales of Torment», 1998 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
Экранизации:
— «Извне» / «From Beyond» 1986, США, реж. Стюарт Гордон
— «Извне / Из потустороннего мира» / «H.P. Lovecraft's From Beyond» 1999, Канада, реж. Боб Фаггер
- /языки:
- русский (47), английский (15), французский (1), итальянский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (64), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Биндеман (27), Е. Дудка (1), В. Злочевский (1), О. Колесников (3), Г. Кот (1), Д. Липпи (1), А. Мороз (1), Ю. Розвадовский (1), Э. Серова (1), О.Г. Скворцов (6), О. Українець (1), С. Харитонов (1), В. Чарный (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 8 января 2024 г.
На мой взгляд, это не самый лучший рассказ Лавкрафта, но он довольно крепок, а главное, он ярко иллюстрирует то, что принес в этот мир Говард Филлипс Лавкрафт.
Лавкрафт изобразил новые пространства страха. Он соединил готику и безумие Эдгара По и мрачный скепсис по отношению к науке Герберта Уэллса (это ведь у него ученый ввергают мир в хаос и своими изысканиями навлекают на себя внимание пришельцев с Марса). У Лавкрафта за научными открытиями следуют чудовищные события, провалы в иные страшные миры. Черная магия у него близка, по сути, к науке – и то и другое способно вызвать демонов из мира мрака. Лавкрафт заменил магический круг электрической машиной, а безумного мага – свихнувшимся учёным. Лавкрафт подогнал древний суеверный ужас под реалии двадцатого века. И, кажется, он первый, кто так поступил. Данный рассказ в череде иных (например, «Герберт Уэст, реаниматор», «Электрический палач» и т.д.) – прекрасное тому подтверждение.
Что касается самого рассказа, то меня, например, опять слегка разочаровало то, что рассказчик так и не описал, во что же он стрелял. Да, я понимаю, что это такая частая «фишка» Лавкрафта, но тут она всё же вызвала легкое разочарование (описание иных тварей есть, а этой – нет). Но, с другой стороны, у меня тут возникла идея, а не могло ли это нечто быть столь же «бесформенной» гончей Тиндала, действующей в этом же многомерном и кошмарном потустороннем мире (ещё одно пространство ужаса у Лавкрафта – мир, существующий параллельно нашему – вдобавок к пространству космоса и пространству времени)? И, кстати, рассказ Лонга был написан раньше, чем этот рассказ Лавкрафта. Так, ничем не обоснованная теория.
Darth_Veter, 10 марта 2024 г.
Сюжет этой истории сильно напомнил мне просмотренный в 80-х годах прошлого века фильм ужасов «Извне» (From beyond). В нем главные герой (точнее, главный злодей) Кроуфорд изобретает особый прибор, названный «резонатором», который изменяет режим работы головного мозга, позволяя человеку контактировать с невидимыми глазу сущностями нашего мира. Но, как и всегда в подобных случаях, машина идет «вразнос», превращая своего создателя в кровожадного монстра, охочего до чужих мозгов. Герой рассказа Лавкрафта тоже изобретает свою машину, способную усилить все человеческие чувства до такой степени, что станут видимы прежде невидимые объекты материального мира. Только вот особенность ситуации состояла в том, что и ты сам становился видимым для разнообразных монстров... Конечно же, фильм был значительно страшней новеллы, прежде всего — засчет масштабных и весьма впечатляющих киноэффектов. После просмотра фильма я даже вначале опасался, что ночью мне будут сниться кошмары. Но как-то обошлось... Не помню, чем закончился фильм, а вот новелла заканчивается не совсем в духе Лавкрафта: герой выживает, выполняя одно нехарактерное для него действие. Можно считать, что финал вышел если не счастливым, то уж точно не трагичным. Видать, незадолго до своей гибели писатель стал глядеть на свою жизнь и творчество более оптимистически, чем это было ранее.
-----------
РЕЗЮМЕ: история о том, что не все изобретения и открытия приносят пользу человечеству. Не стоит «изобретать велосипед», который матерь-природа давным-давно сдала в утиль за ненадобностью. Пытаясь улучшить свое естество, человек вполне может ввергнуть себя в самый настоящий ад.
Gourmand, 28 марта 2019 г.
С первых же строк мне почудилось что-то знакомое! Полез в карточку рассказа, а тут указана экранизация — «Извне». Ох-ох, отличнейший фильм. Конечно, рассказ шире фильма, есть не только твари около нас, но и масштабные видения, но всё равно идея увидеть и овеществить невидимый мир вокруг нас — это завораживающе страшно. Помню, после фильма я неделю ходил, нервно оглядываясь (почти как герой рассказа).
korsrok, 30 июня 2018 г.
«Я погрузился в водоворот звуков, неясных движений и размытых картин разворачивающихся перед моими глазами. Очертания комнаты окончательно расплылись и в образовавшемся черном пространстве возникло отверстие»
В центре сюжета безумный ученый-метафизик вышедший далеко за пределы пространства, матери, времени — он открыл портал в другое измерение и его вибрации расширили сознание исследователя, обнажив дюжину новых чувств. Метафизик позвал друга свою лабораторию, но далеко не за тем, чтобы продемонстрировать удивительное изобретение.
god54, 23 августа 2019 г.
В целом можно согласиться, что произведение вполне может быть разок прочитано и в наше время. Сразу же скажу, что никаких ужасов здесь нет, ни сама атмосфера рассказа не давит, ни страшные описания не тревожат читателя. Классическая фантастика: маньяк учёный, одержимый местью всем и вся, кто не верит в его исследования, включая близких друзей. Текст и стиль письма удовлетворительные.
Myrkar, 29 декабря 2014 г.
Наконец-то в сборнике «Зов Ктулху» после вереницы скучнейших рассказов появилась искорка того самого лавкрафтовского гения. Я уж думала, что заброшу, что «Сны в ведьмином доме» и «Хребты безумия» заключали в себе все шедевральные произведения автора, ан нет — пошло дело. Не знаю, по какому принципу составляются собрания сочинений Лавкрафта, но серия «Миры Г.Ф.Л.», которую я читаю, не отличается логичностью связей между произведениями и даже хронология странновата...
О рассказе можно сказать, что это один из немногих совершенно незанудных образцов среди скуки, напоминающей официальные отчеты. Здесь отчетность появляется только в самом конце, когда дается объяснение финала. Да и то в виде отмазки «Вы сами это могли прочитать в газетах». Кстати, занудства Лавкрафта действительно неплохо смотрелись бы в газетах среди информационных заметок. Но рассказу «Из потустороннего мира» место точно среди художественных произведений.
Концовка и предсказуемо лавкрафтовска, и в то же время совсем неожиданна. Сюжет же достаточно прост, что, по сравнению с хронологической тягомотиной большинства других произведений Лавкрафта, выгодно работает на пользу нагнетанию эмоций. Не вызывающий доверия еще с самого начала маньяк заставил меня вздрогнуть, когда внезапно вошел в экстаз во время странноватых речей. Удивительного и внезапного мало, но психологизм тут был явно на высоте.
Sherl, 26 декабря 2016 г.
Концептуально показаться способный ныне несколько банальным, интереса и пробирающей душу интриги что его не умаляет, рассказ о решившем познать больше, чем разрешено человеку самой природой, ученом, расширившем собственный спектр чувств, оставаясь, однако, в то же время обыкновенным смертным, несоизмеримо ничтожным в сравнении с истинной материей, составляющей саму суть нашего мира, и открывшем свое изобретение некогда его от подобных экспериментов отговаривавшему другу, не новоприобретенными чувствами, но заложенном в самой глубине человеческого существа страхом и трепетом воззревшему на исконную природу вещей...
Nikonorov, 28 января 2016 г.
Скучно и ничего нового.
Герои, отчетность, монолог «гения», таинственные пропажи...
Возможно, рассказ является некой частью великого паззла о Ктулху, но я пока только «втягиваюсь» в Лавкрафта, оттого и не имею сказать чего-то более весомого.
Художественная ценность — ну так. Атмосфера слабенькая.
Что тут еще скажешь?..
wertuoz, 2 июля 2013 г.
Эмоциональное правильное короткое лаконичное произведение. У меня оно вызвало дичайшее восхищение, так как после уже прочитанных мною других произведений, где в авторстве значится не только Лавкрафт, у меня начало складываться впечатление, что я скучаю именно по старому Лавкрафту, по исконному, по прежнему автору, от руки которого появились такие произведения как «Хребты безумия», «Тень над Иннсмаутом», «Ужас Данвича». И вот оно короткое, но необходимое произведение, глоток свежего воздуха, надежда на то, что я еще могу испытать хоть какое-то эстетическое удовольствие от книг мастера ужасов.
Сюжет довольно прост, но необычен. Он как нельзя лучше подходит под описание мира Ктулху, но в этом еще предстоит убедиться и найти нужные предпосылки. В данном случае на наш суд открывается очередная безумная идея: построить машину, которая откроет в человеческом восприятии другие закрытые каналы, прольет свет на окружающие нас предметы и формы, на материю, которая имеет второе дно, где в параллельном для нее измерении существуют ужасные мистические создания, которые находятся и живут рядом с нами. И если мы научимся их видеть, то они непременно обратят на нас свое внимание, а уж последствия такого внимания необратимы.
Гончии Тиндала — да, очень внимательное заявление и правильное. Я рад, что среди нас существуют внимательные последователи и почитатели творчества Лавкрафтра и самой вселенной Ктулху.
Так или иначе получилось яркое произведение, которое открывает снова для нас этой ужасный мир, который находится как нельзя ближе, чем мы предполагаем, это как нельзя лучше цепляет и заставляет нервничать. Это центр всего ужаса и сверхъестественного, это точка не возврата, это лицо страха, посмотрев на которое, останешься в этом мире навсегда.
Caspian, 17 сентября 2011 г.
«Из потустороннего мира» — это очередное восхитительное творение от мастера жанра. Говард Лавкрафт создал своего гениального до безумия учёного, который решил узнать больше, чем это позволено сделать смертным людям и, в конечном итоге, добившийся своего. Но зато какой ценой!
Произведение получилось достаточно жутким и пробирающим до костей своими леденящими кровь описаниями. Не удивлюсь, если идею для данного рассказа, Говард Филлипс Лавкрафт, снова почерпнул во сне. Порадовала концовка произведения. Я думал, что всё закончится совершенно иначе, но Лавкрафт-умница, сделал всё единственно верным способом, за что ему хочется выразить громадное спасибо.
Рассказ «Из потустороннего мира» не всём придётся по душе. Для кого-то он покажется излишне коротким или чересчур штамповым, однако это уже личное дело вкуса каждого человека. На мой взгляд, в нём присутствуют все самые лучшие черты творчества Говарда Лавкрафта. Данную новеллу будет просто идеально читать ночью или с наступлением сумерек. Дополнительные острые ощущения для особо впечатлительных личностей, гарантированы.
Рэндольф, 31 июля 2010 г.
Безусловно, образ безумного учёного не нов, однако рассказ от этого теряет мало. В середине прошлого века был снят фильм с похожим сюжетом. Не исключено, что режиссёр вдохновлялся именно этим рассказом.
И ещё: те сущности, которые преследовали Тилингхаста, скорее всего были небезызвестными Гончими Тиндалоса.
Сказочник, 2 апреля 2011 г.
Как ни странно, перед нами не хоррор, а фантастическая история от короля ужасов. Приятно, что такой великий мастер не останавливался на достигнутом, а находился в постоянном поиске. Жаль, конечно, что такой опыт вряд ли можно назвать удачным. Все образы затерты до дыр, причем, местами, самим мастером.
Yazewa, 19 февраля 2009 г.
Не слишком удачный рассказ. Хрестоматийный образ безумного ученого, ради своих исследований готового пожертвовать человеческими жизнями. Никакой интересной составляющей в этом рассказе я не обнаружила.
alex_kr, 16 марта 2008 г.
Рассказ с элементами научной фантастики. Некий ученый изобретает аппарат позволяющий видеть парралельные миры, формы живого в которых даже не могут быть осознанны нашим разумом. А стоит ли в таком случае заглядывать в эти парралельные миры. Мнения не однозначны...