Стивен Кинг «Дорожные работы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Бартон Доуз начинает свою историю с покупки оружия. Еще одно тихое сумасшествие в провинциально-серой пелене американского городка, взбудораженного одним лишь событием за много лет — постройкой федеральной трассы. У Барта отнимают дом, кусок прожитой жизни, с горестями, радостями, воспоминаниями. Неудивительно, что он не хочет расставаться с тем, что по праву принадлежит ему.
Входит в:
— сборник «The Bachman Books», 1985 г.
- /языки:
- русский (13), английский (1)
- /тип:
- книги (13), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Медведев (2), А. Санин (11)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Error9211, 17 марта 2025 г.
«Дорожные работы» — это книга, которую я бы оценил на 8 из 10. Хотя она была написана под псевдонимом Ричард Бахман, по ощущениям и эмоциям она гораздо ближе к классическому Кингу, чем к другим работам Бахмана. Если сравнивать, то она скорее напоминает «Куджо» — здесь тоже показана жизнь с её неожиданными поворотами, сложностями и трагедиями, которые могут произойти с обычным человеком.
В то же время, если рассматривать её в контексте других книг Бахмана, то «Дорожные работы» отдалённо перекликаются с «Яростью». В обеих книгах главные герои — это люди, доведённые до предела, которые решают взять судьбу в свои руки, пусть даже ценой разрушения. Однако, в отличие от «Ярости», здесь больше внимания уделено внутреннему миру героя и тому, как он приходит к своему решению.
Сюжет книги рассказывает историю Бартона Докинса, обычного человека, который оказывается втянут в череду событий, ведущих к катастрофе. Его жизнь постепенно рушится, и он принимает радикальные решения, которые меняют всё вокруг. Кинг (или Бахман) мастерски показывает, как мелкие неурядицы и несправедливости могут накапливаться, пока человек не достигает точки кипения.
Что мне особенно понравилось, так это реализм и психологическая глубина. Кинг не просто рассказывает историю, он заставляет задуматься о том, как легко можно оказаться на краю, когда жизнь начинает давить со всех сторон. Это не фантастика или хоррор в привычном понимании, а скорее драма с элементами триллера, которая держит в напряжении до самого конца.
После прочтения у меня осталось ощущение, что эту книгу стоит перечитать. Возможно, в другой момент жизни она откроется с новой стороны, ведь в ней много слоёв и подтекстов. Это не просто история о человеке, который взбунтовался против системы, но и размышление о том, как мы сами создаём свои проблемы и как легко можно потерять контроль над собой.
Рекомендую «Дорожные работы» всем, кто любит психологические драмы с элементами триллера. Это одна из тех книг, которые заставляют задуматься о жизни, её несправедливостях и о том, как далеко может зайти обычный человек, когда его загнали в угол.
Darth_Veter, 24 ноября 2024 г.
Мэрия маленького американского городка Уэстгейт (Ворота на Запад) решила подновить местную магистраль №784, проведя ее прямо через жилые кварталы. В самом прямом смысле этого слова: жителей, чьи дома стояли на пути будущей автострады, планировалось переселить в другой район города. Большинство жителей именно так и поступило. Кроме одного — самого принципиального и упорного, решившего отстаивать свое мнение самым решительным образом...
Одно из самых ранних произведений Стивена Кинга, в котором он использовал традиционный прием всех начинающих писателей — подставное имя. На титуле первого издания стояло «Ричард Бахман». Зачем это понадобилось писателю? Да он и сам этого не понимает! Скорей всего, просто сработал подсознательный шаблон: чтобы соседи и прочие знакомые люди не досаждали ему просьбами об автографе. Бахман — это вам не Кинг! Кроме того, писатель только нащупывал свой знаменитый стиль, так что по понятным причинам не хотел, чтобы его критиковали за допущенные ошибки. Точнее, пусть себе критикуют Бахмана, а Кинг уже начнет писать так мастерски, что никаких претензий к нему просто не будет!
Надо сказать, что в этом был определенный резон. Сюжет романа очень прост и незамысловат: показать, как в обычном гражданине США растет недовольство поступками местной власти, выливающееся в итоге в самое настоящее вооруженное противостояние. При этом главное внимание уделяется именно внутреннему миру главного героя. Внешне он ведет себя типично-корректно, а вот внутри него бушует плохо скрываемая ярость, которая крайне редко находит свой выход. Разум Бартона Доуса уже подвергся некоторой трансформации: он разделен между двумя вымышленными личностями — Фредом, отстаивающим здравый смысл, и Джорджем, почти полностью лишенным оного. По мере развития событий вторая личность медленно, но верно, берет верх над первой. Процесс это достаточно медленный и нудный, так что большой динамики в произведении нет, из-за чего оно может показаться скучным и неинтересным. Кроме того, суровая действительность глазами главгероя выглядит крайне неприглядной, вгоняя его в состояние «гроги» (которое возникает у боксера, пропустившего сильный удар противника). Он не сходит с ума, как утверждают многие из персонажей романа, а просто неадекватно реагирует на всё происходящее с ним. И видит мир исключительно в темных тонах, как самый прилежный пессимист. Причем — пессимист активный, доказывающий свою точку зрения самыми радикальными способами. Такими как уничтожение дорожной техники.
Почему Барт стал таким изгоем для окружающих? Причин тут несколько. Первая — не совсем удачная семейная жизнь. Его первый ребенок родился мертвым, а второй прожил на этом свете всего несколько мучительных лет. Это, конечно, разладило семейные отношения, подведя их на грань краха. Вторая причина — это необходимость переселения в другой район города. Герой хорошо понимает, что там он станет совершенно чужим для новых соседей, которые будут считать его неудачником. Кроме того, он слишком далеко окажется от могилы своего сына. Третья причина — необходимость искать новое помещение для прачечной Blue ribbon, в которой он на данный момент работает. Ну не тянет героя заниматься разного рода переговорами и служебными конфликтами! Лучше оставить всё в своем изначальном status quo и не морочить себе голову. Тем более, что одна трасса (даже очень современная) не решит всех городских проблем, а, наоборот, их только прибавит. Это подводит нас к последней, четвертой, причине: Барт внезапно прозревает и начинает понимать, что окружающие его люди всю жизнь им искусно манипулировали — родители, жена, сотрудники прачечной, банкиры, адвокаты и та же городская мэрия. Решения выносились не им лично, а готовыми приходили «со стороны». Теперь же ему представился случай не только высказать собственное мнение, но и отстаивать его самым решительным образом. Хочешь — не хочешь, а незаметно превратишься в маленького наполеона. Или типичного маньяка...
Поскольку герой романа видит в окружающем мире только один негатив, произведение получилось очень мрачным и безысходным. Его очень тяжело читать — особенно позитивно-настроенным натурам. Так что читатель должен быть ОЧЕНЬ устойчивым с точки зрения психики человеком, чтобы вынести этот внезапно свалившийся на него груз. Если вы почувствуете в себе какие-то негативные изменения (мысли, кошмары и просто плохое настроение), сразу же бросайте чтение романа и не возвращайтесь к нему более. По понятным причинам никому рекомендовать его не стану, ибо ничего хорошего он вам не даст. Смиритесь с тем, что не каждый психологический экзерсис стоит выполнять чисто из привычки (чтобы сказать себе: «Я прочитал все творения Стивена Кинга!»). Каждый должен подбирать себе только то, что ему подходит по вкусу и характеру. Если б в имеющейся у меня книге был только один роман, я бы его уже кому-то продал — а так жалко будет потерять «Бегущего человека».
--------------
РЕЗЮМЕ: история одного американского обывателя, дерзнувшего бросить вызов властям и обстоятельствам своей безрадостной жизни. Одно из тех редких произведений, которое я не рискну кому-либо рекомендовать.
Ann.Mcart, 2 октября 2024 г.
Бартон Доуз решает купить оружие. Нет, он не намерен убивать кого-то конкретно, лишь сорвать постройку автомагистрали, на пути которой стоит его дом и прачечная, где он работает. Всё это теперь подлежит сносу, вся его жизнь, все сорок лет подлежат сносу без права восстановления.
Как я уже раньше писала, все немногочисленные книги Бахмана разительно отличаются от книг Кинга именно наличием глубокого психологизма, проработки главного персонажа, попытках докопаться до истины — почему он совершает те или иные поступки. Так вот Бартон Доуз, кажется, и сам не знает, зачем это делает. Он находится в затяжной депрессии и чувствует, что начинает понемногу слетать с катушек туда, откуда дороги назад уже не будет. Конечно, к этому были предпосылки и дорожные работы лишь стали спусковым механизмом, запустившим процесс с финалом, который мы предчувствуем, но стопроцентно уверяемся в своих догадках лишь в самом конце.
Роман плавно и неспешно охватывает три месяца повседневной жизни героя, погружает нас в его переживания и сомнения. Как психологическая драма — хорошо, как образец противостояния маленького человека и системы — отлично, в сравнении с «Яростью», «Долгой прогулкой» или «Блейзом» — не очень, проигрывает в динамике, остроте и напряжении, но всё же остается неплохим произведением, хоть и не лучшим представителем творчества автора.
nordcor, 5 мая 2024 г.
Прочитал совсем небольшой роман Стивена Кинга под псевдонимом Ричарда Бахмана. Молодого Стивена Кинга, это важно. И всего 300 страниц. Роман 81 года — Дорожные работы. И он про дорожные работы которые стали последней каплей в чаше терпения и нормальной жизни одного семейного простого человека средних лет. То что роман написан под псевдонимом Ричард Бахман, означает, что тут нет мальчиков читающих мысли и гигантских пауков в канализации. В общем без бреда. Читается взахлеб за пару вечеров — это же Кинг. Кто еще так ярко и живописно рисует образы в голове читателя, как не Кинг?
Это чисто бытовой, житейский роман, с социально-бюрократическим подтекстом и ярким взрывным финалом. Человек против системы. Бунт одиночки. Но бунт не школьника, а взрослого, которому можно сказать, что все надоело, и так сложилось как сложилось. И он сам все решил.
Написано с присущем Кингу должным психологизмом и великолепными конфликтными и живыми диалогами между не менее живыми героями.
А то что Стивен Кинг молодой, есть незабытое внимание героя к противоположному полу с яркими небезынтересными сценами. Хотя написано мастерски с минимумом воды, нельзя сказать, что эта история отпечаталась глубоко у меня в сердце. Крепкая, но средняя без какой либо вишенки на торте, работа мастера Кинга. Если хотите прочитать что-либо на заданную тему, то смело берите.
Оценка прочитанному что-то около 6/10. Не меньше, может чуть больше.
И вот еще что заметил, не могу не упомянуть. Читая старые книги, начинаешь видеть толи отсылки к ним из произведений нашего времени толи это просто такие совпадения, не знаю (хотя мы знаем, что совпадения не случайны). В общем, каждый раз когда называлось имя главного героя Дорожных Работ — Барт, мне тут же представлялся один желтокожий взбалмашный школьник из известного мультсериала. Герой Кинга — Барт тоже оказался, как видится, очень сильно взбалмашным.
martinthegod9, 26 января 2019 г.
В последних изданиях Стивена Кинга в твердой обложке (ТБ и КНВВ) произведения «Дорожные работы» и «Долгая прогулка» идут вместе. На обложке — поросший травой то ли камень, то ли бетон, то ли участок земли, и на его фоне проступают черты человеческого лица, искажённого в безмолвном крике. Объединяет эти два романа не только авторство Ричарда Бахмана, с присущей ему жёсткостью, цинизмом, одиночеством, гражданским протестом, но и основная локация — дорога. Если в «Долгой прогулке» подростки участвуют в смертельном марафоне, проходя по шоссе, то в «Дорожных работах» дорога — это почти живой персонаж, медленно подступающее бедствие, немая катастрофа, подобие гигантской черной волны в «Далёкой радуге» А. и Б. Стругацких.
Бартон Доуз, мужчина средних лет, со своим домом, женой, работой и психологическим шрамом в связи с трагической смертью сына. Жизнь Барта не самая простая, довольно скромная, но, по крайней мере, устоявшаяся. Вроде бы всё есть. Но жизнь резко меняется с новостью о строительстве новой автострады, которая будет проходить через дом Барта и прачечную, где он работает. И главный герой медленно, но верно начинает сходить с ума.
Главный шарм этой истории в том, что не все персонажи должны быть в известном смысле «героями», то есть превозмогать трудности, идти к достижению великой цели, терпеть, бороться и в итоге побеждать. После современных супергеройских фильмов, а начиная с древних рыцарских баллад и легенд, это выглядит особенно пОшло. Барт не такой. Бартон Доуз, сильный человек — но со своими слабостями, грешный — но ему хочется сопереживать, неглупый — но он никак не может себе объяснить, что он делает. Почему? Что это? Гражданский протест? Синдром Герострата? Удачный момент покончить с собой? Капитуляция перед осознанием факта, что особо ничего светлого и хорошего в жизни уже не будет? Слепая ярость? Он не знает. Автор также не дает читателю ответа на основной вопрос романа — «Почему?» Но, боже, как же мастерски показана динамика падения Барта в пучину безысходности и безумства одиночества.
Лейтмотив романов Ричарда Бахмана — сильный человек против бездушной государственной машины — раскрывается в данной книге наиболее серьезно и жизненно, без всяческих телешоу будущего и подростковых смертельных марафонов. Сама по себе автострада — мирное явление. Люди стоят дороги, чтобы легче и быстрее передвигаться, дороги нужны всем... — рациональная сторона сознания говорит так. Но Бартона, причем во многом справедливо, накрывает шиза: толстосумы и чиновники готовы проехаться по костям живого человека, лишь бы распилить очередную статью расхода, и вот по этой прихоти он, Бартон, должен бежать с чемоданами, искать новый дом, искать помещение для прачечной, короче говоря, превозмогать трудности от свалившегося на голову фатума. Но нет... Бартон сидит в своем кабинете в прачечной и думает, гоняет все эти мысли по кругу, как болиды на треке, всё больше вскипая... и понимая, что на его нынешнее напряжённое состояние судьбе (автомагистрали)глубоко наплевать, пусть хоть об стенку головой бьётся... и это еще больше злит Барта.
Удачным выглядит столь же безысходный и фатальный штрих, как смерть сына от рака. Бартон крутит это в голове, вспоминает, что ничего сделать было нельзя. Нельзя было тогда, и нельзя сейчас. И вот именно здесь созревает зерно противодействия. Пора... Нельзя сказать, как надо относиться к главному герою, но лично у меня он вызывает искреннее сочувствие и понимание. Это борьба личности против обстоятельств, священная война против неизбежного и непобедимого. В этом еще одна ценность романа.
Несмотря на весь спектр эмоций и переживаний Бартона Доуза, мы видим и других живых и адекватных персонажей. Лично я не могу судить жену Барта за ее уход от него, по большей части он ее подвёл и собирался утащить с собой на дно. Нельзя судить и должностных подлиз, и уступчивых соседей, успешно лавировавших под давлением обстоятельств, ведь каждый хочет благополучия себе и своей семье, вопреки вызовам судьбы. В таких случаях каждый делает свой, одному ему понятный выбор.
Примерно в таких чертах мне видится роман «Дорожные работы», одна из любимых книг Стивена Кинга. Это сложная, противоречивая социальная драма, на фоне которой, шаг за шагом, постепенно исчезает в бессмысленных километрах асфальтного покрытия разум отдельно взятого человека.
korsrok, 14 марта 2014 г.
«Дорожные Работы» заинтриговали с первых страниц. Это роман, в котором впервые, пусть и завуалировано, появляется это мистическое число 19, проходящее красной нитью через большинство произведений Стивена Кинга (Ричарда Бахмана) – автострада №784 – центральный предмет произведения.
С самого начала главный герой ассоциировался у меня с Ли Харви Освальдом. То, что накануне роковых событий он обзавелся ружьем и револьвером выглядит очень символически, к тому же, свой «11/22/63» Кинг спланировал вначале 70-х, но не стал воплощать идею в реальность, так рана от трагедии еще не затянулась. Также, пролегает параллель и с самим автором, Бартон Джордж Доуз, как и большинство ранних героев работал в прачечной.
С первых страниц становится ясно, что главный герой, персонаж с характером, не собирается покидать свой дом и переселяться, и, я с первых страниц ждал рокового столкновения.
Он прожил в том доме четырнадцать лет, и пустил корни, но, каменная поступь прогресса вырвала его и бросила на обочину – так как и прачечная, и уютный домик стояли на пути автострады.
Еще один яркий персонаж «Дорожных Работ» – незабываемая Оливия Бреннер. Она хоть и появилась в романе фрагментарно, все же, сыграла в судьбе главного героя важную роль. Что очень радует, это роман того типа, где все персонажи воодушевленные.
В целом же, это история о том, как Система калечит простых людей.
Hades, 4 ноября 2013 г.
Один из лучших романов Кинга. Выпущен в 81-м, но написан был в 1974-м, сразу после «Кэрри». В издательстве принят не был, под вежливой формулировкой «немного не то». Стивену пришлось отложить роман в ящик на шесть лет.
Написан он был, как утверждает господин Эрлихман, после вечеринки, на которой Кингу задали вопрос: «Когда же ты, парень, напишешь что-нибудь серьезное?»
То есть Стивен сделал одну замечательную вещь — доказал, что фантаст может, походя и без особых усилий, между делом написать глубокий, актуальный, умный, красиво исполненный реалистический роман.
Вот есть такие мнения, что настоящей литературой является только мейнстрим, а все остальное — макулатура. И что фантасты якобы как художники рангом ниже, чем авторы мейнстрима.
Даже один редактор, нынешний главный редактор издательства «Крылов» — да-да, тот самый, что в своем блоге назвал читателей «*уями», а писателей — «лузерами», высказал такое мнение, что: «Когда автору нечего сказать, он пишет фэнтези».
То есть получается, что господа Кинг, Мартин, Стругацкие — это такие литературные калеки, убогие инвалиды, которые пишут то, что они пишут, потому что написать «настоящий» роман не в состоянии.
Я так не считаю. Все эти люди пишут то, что им нравится. Хотели бы написать вещь в стиле Паланика — написали бы. Таланта и способностей хватило бы.
Я, как человек, пробовавший графоманить в самых разных жанрах, могу с уверенностью сказать, что писать мейнстрим, на самом деле, ЛЕГЧЕ, чем что-либо другое. Можно просто описать себя, свою жизнь, или свои патологии, или сексуальные комплексы. И попутно облить помоями человечество и современное общество, и приправить все псевдофилософией Маркузе, или выжимкой из оклеветанного Ницше, которого по-настоящему понимают и ценят, наверное, пять человек на земле. В общем, выйдет отличный романчик в духе постмодернизма (который, на самом деле, можно назвать «вали в кучу»). Люди вроде Сорокина и Уэльбека на таких романах карьеру сделали. И роман, будьте уверены, назовут «скандальным, ярким, полемичным» и т. д. И неважно, что это все перепевки «Записок из подполья».
Писать фантастику, меж тем, значительно сложнее. Писать надо не для того, чтобы стать медийной фигурой, нужно реально вкалывать, заботиться о качестве. Ведь фантасты, как вы знаете, не являются «скандально известными». Долгое время фантастика во всех своих проявлениях выживала без рекламы, внимания СМИ, и даже зачастую особой поддержки издателей не было (Вспомним Гарри Гаррисона). Эта литература выживала только за счет читателей. За счет того, что читатели раскупали книги.
Нужно уметь все, что умеют авторы-реалисты (не нынешние «постмодернисты», а великие авторы прошлого — Толстой, Достоевский, Драйзер и т.д.) Нужно знать жизнь, людей, человеческую психологию. Нужно быть мастером сюжета. Если ты пишешь хоррор — нужно знать темные стороны человеческой натуры. Фэнтези — придумать целый мир, со своей географией, историей, культурой, психологией и т.д.
Сложнее всего писать НФ, потому что, вдобавок к вышеперечисленному, нужно иметь высшее образование и владеть логикой.
Нужно писать о вечных вопросах, выражая их в форме аллегории, а не выливать на бумагу свои кухонные мысли прямым текстом, как первоклассник.
Вот о чем я говорю. Что. Что. Стивен написал очень острый, очень социальный и правдивый, очень вне времени при этом, совершенно КЛАССИЧЕСКИЙ роман. Который в анналах истории, я уверен, будет со временем цениться выше, чем сочинения альтернативщиков — Эллиса, Паланика и кого-то еще.
Сам я роман читал, наверное, раза три, и собираюсь еще перечитывать. Периодически вспоминаю главного героя, Бартона Доуса, всякий раз, когда вижу какую-нибудь несправедливость.
Сюжет напоминает одновременно и «Преступление и наказание», и «Гамлета», и массу античных трагедий. Филологическое образование Кинга сразу видно.
Бартон Доус оказывается в оппозиции не только к обществу и городской администрации, а также своим коллегам по работе. Против него даже его жена.
И почему? Потому что Бартон Доус не хочет быть насильно выжитым из собственного дома. Помнит и хочет сохранить то, что не выразить словами, нечто очень ценное и хрупкое. Номинально это воспоминание об умершем сыне, о юности, о любви и начале жизненного пути. Но в целом за всем этим стоит иное. Доус хочет сохранить свою Душу. Свое человеческое достоинство. Не хочет дать раздавить и вкатать в асфальт свою самоценность колесам бульдозеров. Его считают безумцем, но не сказал ли Герман Гессе, что «те, кого называют сумасшедшими — самые здоровые, а те, кого называют здоровыми — истинные сумасшедшие?»
У Вейнингера есть любопытная мысль, что гений — это память. Чем выше у человека способность помнить все, что с ним произошло, и ценить это, тем более он гений.
Бартон Доус — и есть такой гений. Великий маленький человек, уважающий себя, не желающий подчиняться, более всего на свете возлюбивший ПРАВДУ.
Я считаю, «Дорожные Работы» — одна из самых недооцененных вещей у Кинга, если не самая недооцененная.
Да, Джордж?
Да, Фред.
Вот такая собакость, друзья.
И мы снова возвращаемся к суетной повседневности.
baroni, 21 июля 2008 г.
Роман «Дорожные работы» — это непривычный, неожиданный Стивен Кинг. Да, действительно, в романе нет ни мистики, ни ужасов, вообщем, ничего такого запредельного и потустороннего , за что большинство читателей и любят Кинга. Впрочем, нет... На самом деле ужасы есть. Только вот ужасы в «Дорожных работах» получились совсем не те, к которым мы привыкли у Кинга.
...История противостояния управляющего прачечной Барта Доуса и дорожной компании, прокладывающей федеральное шоссе прямо по городским кварталам, предсказуема и трагична. Ну чем может закончиться противостояние «маленького человека» (кинговский Барт Доус, конечно, совсем не гоголевский Акакий Акакиевич, но все же, все же...) и мощной корпорацией, за которой деньги, сила и, главное, вся мощь государства? Исход получается вполне предсказуемым. История, случившаяся с Доусом должна быть близка многим москвичам, и всем тем, чья недвижимость (дома, садовые участки, гаражи) оказалась в зоне интересов государства или или же тесно связанных с ним строительных компаний. Думается, что жиьтели Южного Бутово и подмосковных дачных поселков должны очень хорошо понять Барта Доуса.
Но «Дорожные работы» С. Кинга — не просто примитивная «социалка». Будь так — вряд ли бы этот роман заслуживал подробного разговора. Кинг написал историю не просто о том, как уничтожается дом. Вокруг героя «Дорожных работ» уничтожается психическое пространство, в котором человек жил, любил, жену, зарабатывал деньги, растил сына... Мир, который, несмотря на все свои углы и занозы, был твоим перестает существовать. Тупая и холодная сила, воплощенная в дорожной компании, вырывает Доуса из мира, где были сосредоточены все ценности, и бросает в холодную пустоту. Пустоту, в которой нет ничего дорогого, кроме воспоминаний, телеэкрана, и бутылки с отвратиельным пойлом «Южный комфорт»...
Лично мне кинговский Барт Доус очень напоминает тех самых «совков», за которых заступался Пелевин в своем эссе «Джон Фаулз...» Доус не желает становиться частью того мира, в котором борьба за деньги и социальный статус является содержаниеми целью жизни.И если невозможно спасти свой «вишневый сад» -то остается лишь одно. Умереть вместе с ним.
dimon1979, 22 мая 2017 г.
«Дорожные работы» — один из самых сложных, психологических романов Стивена Кинга. Эта история не имеет никакого отношения к мистике или фантастике, все гораздо сложнее. Перед нами развернется трагедия одного человека, который не захочет прогибаться под строителей автобана и менять кардинально свою жизнь. Хотя, в итоге закончится все довольно плачевно и с большими потерями.
В этом произведении отсутствуют сцены насилия, ну за малым исключением. Развитие событий происходит медленно и неспешно, показывается несколько месяцев жизни работника прачечной. Он не бандит, не убийца, не революционер, не умеет красиво говорить. Он самый обычный парень, немного поехавший головой, но это тоже не факт. По сути, перед нами последние дни жизни простого американского мужчины, теряющего дом и жену.
Если можно это правильно назвать, то данный роман будет чересчур американским. Конечно, в других книгах Стивена Кинга тоже достаточно много описаний и зарисовок из жизни американцев разных лет. Но в этом романе будет максимально-возможное описание практически всех аспектов жизни среднестатистического американца. Телевизионные программы, сериалы, названия стирального порошка, печенья, спиртных напитков, кинотеатров, масса информации, которая для читателей не знакомых с Америкой настолько близко, будет совершенно незнакома.
Это очень тяжелая и мрачная история. Перед нами разворачивается картина гибнущего человека, который все рассчитал и сознательно идет на пути к смерти. Кинг не жалеет ни читателей, ни собственного персонажа, обрушивая на нас всю гамму эмоций, которые может испытывать приговоренный к смерти. Отношения с женой, с друзьями, с окружающими, везде все проходит через какие-то негативные эмоции, усугубляя гнетущую атмосферу.
Мог бы быть у этой истории счастливый конец? Наверное, нет. На самом деле, эта история вполне правдоподобна и от этого становится еще более жуткой и страшной. Попасть в подобную ситуацию может каждый, но решиться на сопротивление, причем, заранее обреченное на неудачу, мало кто согласится.
Стивен Кинг предстанет перед читателями в совсем новом качестве. Это трагический и драматический рассказ, который построен исключительно на эмоциях и этим представляет огромную ценность. Всем, кому интересно следить за чужими переживаниями и кто небезразличен к чужим страданиям, читать в обязательном порядке. Это новая грань Кинга, которая в очередной раз доказывает, что он Мастер психологии и отлично разбирается в человеческой душе.
Sri Babaji, 15 августа 2011 г.
Книга понравилась. Не скажу, что лучшее у Кинга, но у Бахмана — точно. Очень впечатляюще — вроде, конец предопределен, но это, в общем, и дает возможность отвлечься от желания бежать за сюжетом, желая узнать, что же в конце; благодаря этому спокойно погружаешься в книгу — а написана она прекрасно — интересные, яркие и запоминающиеся персонажи, чувствуется стиль автора, не обошлось без юмора, иронии. К тому же роман «Дорожные работы» для меня стал книгой, которая не отпускает и после прочтения — думаю, не только я нашел в ней что-то свое, так как Кинг здесь затронул очень много всевозможных проблем, то есть, книга не только о борьбе с системой.
Не сказал бы, что не похоже на Кинга — если вы так утверждаете — вы не знаете Мастера.
Dentyst, 16 сентября 2018 г.
Наверное скажу слишком смело, но здесь Кинг показал, что он может, практически всё. И, вероятно, гораздо больше, чем то, чем он прославился.
Никакой мистики, никакого ничего «запредельного»... Чистый реализм. Ну, может быть, немножко критический.
И мне показалось, что этот роман достоен пера Достоевского.
Видим несчастного человека, видим силы, которые сильнее его... Видим невозможность противостоять этим силам...
Видим всё, но выхода нет...
VovaZ, 30 июля 2016 г.
Прежде всего да. Как заметили уважаемые коллеги, это жанр не совсем традиционен для сайта, и довольно редок для Стивена Кинга. Не мистический боевик, не триллер, не хоррор. Драма, трагическая и увлекательная.
Если читать внимательно, герой совершенно нормальный, здоровый обыватель. Любимая жена, обожаемый прекрасный сын, успешная карьера на любимой работе, дорогой дом.
Трагическая и ужасная смерть сына ставит крест на этой жизни. И тогда, единственное, что держит героя, это как не странно развившаяся лёгкая шизофрения. Его алтерэго оказывается крайне разумным и желанным собеседником. И тогда, второй удар, перспектива сноса дома, которого герой уже не выдерживает. Тут всё теряет смысл — жена, работа, достаток, и сама жизнь. Герой не знает, что делать, и даже не может толком объяснить, что он собственно хочет. «Хочу, чтобы всё стало как раньше, но знаю, что это не возможно». Он воюет со всеми — с муниципалитетом, строительной компанией, обществом, начальством, женой, с Б.гом. И, наконец, с самой жизнью, начисто проигрывая в финальной сцене насилия.
Роман написан прекрасным языком, в традиционном для Кинга ностальгическом стиле по 50-60 годам.
Литературные параметры романа выше всяческих похвал.
А ужас? Он всё же есть в романе. Однако, в отличии от обычного творчества автора, этот ужас не сцнический, а сюжетный. Читателю слишком легко увидеть себя на месте героя.
Sergay, 23 сентября 2023 г.
Роман во многом не похож на все прочее написанное у Кинга, на при этом в Дорожных Работах довольно много узнаваемых черт автора. Заранее скажу, что ничего более я именно у Ричарда Бахмана не читал, данный роман привлек своей тематикой и аннотацией, потому для меня это все тот же старый добрый маэстро, лишь в другом русле. Разберем эту работу детальнее.
Данный небольшой роман повествует о трех месяцах из жизни сорокалетнего Бартона Доуса, находящегося в подобии затяжной депрессии. Однажды он узнает, что в городе собираются проложить автомагистраль, а потому его дом и прачечная, где Доус работает, подлежат сносу. Из-за озвученного выше недуга ему крайне тяжело дается решение о смене места жительства и работы, что в конечном итоге приводит к закономерному результату.
Роман очень неспешный и рассказывает по большей части о повседневной жизни Бартона, приправленной ностальгией о былых светлый деньках и его импульсивными, часто необоснованными поступками. Так, например, гг в первых главах, поддавшись эмоциям, пытается выкупить у местного мафиозного авторитета взрывчатку, чтобы подорвать дорогу. Гангстер, естественно, принимает его за сумасшедшего и пытается выяснить, для чего герою все это? Но проблема в том, что и сам Доус не понимает, зачем он это делает. Единственным, чем гг может объяснить собственное поведение, это до сих пор не затянувщимися шрамами после давней трагедии, которые не дают ему возможности вновь наслаждаться жизнью и двигаться дальше.
На самом деле, в этом и состоит основная прелесть романа. Кинг не раз доказывал, что проработка персонажей — его специальность, и данный случай яркий тому пример. Скажу по секрету, что когда находился в подобном герою состоянии, то вел себя очень похожим образом — действовал на эмоциях, пренебрегая логикой. Все это здесь описано как нельзя хорошо. По мере повествования депрессия и тлен сгущаются лишь больше, пока не оставляют последних проблесков надежды на спасение. За это Кингу низкий поклон.
Язык и повествование.
Уделю ему немножко времени. Пишет автор образно и довольно много места уделяет мыслям, действиям и мироощущению главного героя. Ты буквально вселяешься в его шкуру и переживаешь вместе с ним одни эмоции. За счет уместно использованных метафор, дополнительных деталей и сравнений, чувства передаются лишь лучше, что тоже играет книге на руку.
Персонажи.
В центре внимания находится исключительно сам Доус, остальные герои пусть и второстепенные, но не менее прописанные и запоминающиеся. Думаю, не меня одного очаровала Оливия или тот же Мельоре. В персонажах чувствуется жизнь, ты можешь поверить, что такие люди реально существует и это самое главное, что от них требуется в рамках романа.
Сюжет.
Как такового, его нет. Как я уже говорил ранее, это ближе всего к повседневности. Вообще подобный жанр мне не очень нравится и часто кажется скучным, но не в этом случае по указанным выше причинам. Крепких причинно-следственных связей тут искать не стоит. Они присутствуют где-то на заднем плане и играют ключевую роль разве что в первой части романа. Следить же интереснее именно за тем, какое очередное дно, скажем так, пробьет Доус, насколько низко ему удастся пасть, и это не менее захватывающее чтиво.
Концовка.
Затронутая проблематика.
Не я один заметил тут тему противостояния маленького человека и системы.
Из минусов могу отметить лишь то, что роман не сильно оседает в голове, подобно другим работам Кинга. Это неплохо, свою функцию книга более чем выполняет, но было бы приятно иметь какое-никакое послевкусие. После прочтения практически не остается никаких вопросов.
Подводя итоги, хочу сказать, что Дорожные работы — пример отличной психологической драмы, искренне описывающей переживания и чувства сломленного человека. Кинг данной работой доказывает, что именно прописанные герои могут стать главным стержнем любой истории, какой бы она не была. Человеку хочется читать о чувствах других людей, и данная книга дает такую прекрасную возможность.
Warrapan, 10 апреля 2017 г.
Некрупный (но и не маленький, верно, Фред?) город в США неподалёку от Бостона, Городской Совет которого для улучшения транспортной ситуации (ты сам-то в это веришь, Джордж?) принял решение построить новый участок скоростной автострады №784 прямо через предместья. Коттеджи граждан, всякая инфраструктура в виде кинотеатров и прачечных на участке будущих дорожных работ подлежит сносу, благо это не возбороняется. Согласно Федеральному закону «Об отчуждении собственности граждан» всем лицам, имеющим недвижимую собственность на этом участке будет выплачена достойная компенсация и оказана всяческая помощь. За ваш земельный участок, дом 1946 года постройки, гараж и два неутеплённых сарая вам выплатят справедливую цену. (Джордж, а какова же цена за годы жизни и воспоминаний, за уют, комфорт и силу привычки? Компенсируют ли боль и радость, что живёт в этих стенах, на этой земле? Нам хотят оплатить ЗДАНИЕ, но не ДОМ, ведь это... ЩЁЛК! сработал прерыватель)
Помнится мне, не только Барту Доусу так не повезло с домом — жилище Артура Дента тоже кто-то укатал под дорожное покрытие в особо несчастливый четверг. Но не стоит ждать от романа Ричарда Бахмана (а не старины Стива Кинга, Джордж? — Заткнись, Фред) дальнейшей схожести с сериалом Дуга Адамса. Впрочем посмеятся Ричард вам тоже кое-где позволит.
Главный герой, которого многие незаслуженно назвали «маленьким человеком» — на самом деле руководитель средней руки, представитель «высшего среднего» класса, мужчина среднего возраста и был бы таким же средним семьянином, если бы не перенесённая смерть единственного сына. Можно ли сказать, что история романа — история схождения с ума этого человека? Мне кажется, нет. Потому как он безумен (но по-своему, в глубине себя) в начале произведения, а к концу становится безумцем для всех окружающих, для мира. Но как раз внутри он обретает сам себя, обретает равновесие и уверенность! Обратите внимание —
Очень живое, «цепляющее» произведение, не позволяющее закрыть книгу и пойти прогуляться. Даже больше — не позволяющее закрыть книгу и лечь спать, хоть завтра и рано вставать! Жаль, что Ричард Бахман скончался в 1985 году от рака псевдонима... Я бы с радостью почитал больше его социально-психологических жёстких романов. Верно, Фред? Эй, Фред?.. Ну и пошёл ты!..
gamarus, 28 августа 2015 г.
Мне книга понравилась. И не потому, что Кинг один из самых любимых писателей, тут скорее наоборот — я люблю Кинга именно из-за таких вот произведений.
Я долго не мог приступить к этой книге, виной тому промелькнувшее, не в одной рецензии, сравнение с историей Марвина Дж. Химейра, что убивало напрочь интригу, хотя как оказалось отношения к нему книга имеет весьма общее и удалённое. Во-первых, книга написана задолго до известных событий, во-вторых, думать, что роман о противостоянии человека с застройщиками которые хотят снести его дом, всё равно, что судить об огороде по забору.
В мире ежегодно тысячи человек получают уведомления о сносе их жилья и предложении переехать в другое место для дальнейшего проживания (в том числе и в России) и за всеми этими случаями стоят человеческие судьбы и, часто, драматические истории. Об одной такой истории, где уведомление о сносе выступило лишь катализатором, поведал нам Стивен Кинг.
На самом деле эта книга, по крайней мере, в моём понимании, о периоде жизни любого мужчины, о котором не принято распространяться, но всё же существующем как факт — о кризисе среднего возраста.
Справка:
«Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (35 — 55), когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или таковыми кажутся), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).»
Все симптомы кризиса у главного героя налицо, это и депрессия, и жалость к себе, ощущение загнанности и т.д.
Достаточно загуглить внешние проявления этой напасти и мы тут же найдём их и в романе: отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими; более значимым может стать мнение случайных людей; смена жизненных ценностей; эксцентричное поведение.
Не подумайте только, что роман очередная муть про сорокалетнего мужика, который, несмотря на то, что казалось бы у него всё в порядке, будет терзать нытьём себя и близких, совсем нет. Не забывайте, что мы читаем произведение Стивена Кинга, хоть и не совсем типичное.
Так уж получилось, что кризис среднего возраста наложился на ряд драматических событий и обстоятельств. По мимо жилья, сносят ещё и фабрику на которой Бартон Доус проработал много лет и всё это в сочетании с ещё до не конца пережитым горем от потери сына. Как мы видим, у него не так много светлых полос было в жизни, что бы просто так поступиться не то, что бы ими, а даже памятью о них. Дом и фабрика это олицетворение всего, что у него было, есть, вернее что осталось.
Атмосфера книги далека от мелодраматических настроений. Несомненно, это триллер. Не зная, что задумал главный герой, мы видим, что одним только беспробудным пьянством, адюльтерами и пусканиями соплей по загубленным «лучшим» годам дело не ограничится. Именно в этой нагнетающей трагедию атмосфере и узнаётся почерк Мастера.
Кроме того, как всегда у Кинга все персонажи живые, со слабостями, но достойны сопереживания. Единственное, что у меня немного диссонировало, это то, что Доусу в книге всего 40 лет, а часто, особенно в начале, создавалось впечатление, что это уже достаточно пожилой мужчина. Правда после встречи с Оливией (второстепенным, но очень важным и ярким персонажем), это впечатление сгладилось.
В итоге, хочу отметить, что лично меня подкупило знание Автором психологических аспектов людей в подобных ситуациях, глубокое и серьёзное к ним отношение. Несомненно и то, что в образе Бартона Доуса легко угадывается среднестатистический мужчина этого возраста, а от того все мысли, переживания, действия героя просто обязаны найти если не поддержки, то хотя бы элементарного человеческого сочувствия.