FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне [Кандид]»

Улитка на склоне [Кандид]

Повесть, год (1965 год написания)

Перевод на немецкий: A. Möckel (Der Wald), 1988 — 1 изд.
Перевод на французский: A. Coldefy-Faucard (La Forêt), 1984 — 1 изд.
Перевод на польский: И. Левандовская (Las), 1977 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 97

 Рейтинг
Средняя оценка:8.48
Голосов:1350
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Лес... Непонятный, загадочный, окружающий, тормозящий мышление. И люди в нём — непрерывно разговаривающие, выращивающие себе и еду, и одежду. Как попал в Лес Кандид — непонятно, авиакатастрофа, кажется, но как-то прижился. Правда, не успокоился и всё время готовится, собирается, преодолевает заторможенное мышление, стремится к одной цели: уйти! И уходит. И странные вещи встречает на своем пути, и понимает, что прогресс этого Леса идет в какую-то странную сторону, в которой самому Кандиду совершенно нет места...

© viv

Входит в:

— условный цикл «В мире фантастики и приключений»  >  антологию «Эллинский секрет», 1966 г.

— повесть «Улитка на склоне», 1988 г.

— антологию «Le Livre d'or de la science-fiction : La science-fiction soviétique», 1984 г.

— антологию «Die Rekonstruktion des Menshen», 1988 г.


Похожие произведения:

 

 


Эллинский секрет
1966 г.
Лес
1981 г.

Издания на иностранных языках:

Piknik na skraju drogi. Las
1977 г.
(польский)
Le Livre d'or de la science-fiction : La science-fiction soviétique
1984 г.
(французский)
Die Rekonstruktion des Menshen
1988 г.
(немецкий)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2013 г.

Первоначальный вариант («Лес»="Кандид»), опубликованный в «Эллинском секрете», я считаю, гораздо качественнее и логичнее, чем поздний вариант, в который добавлена часть «Институт» («Перец») и перемешана кусками с «Лесом».

Для того, чтобы понять суть произведения, надо вспомнить о том времени, когда оно было написано. 1966 год — это всё ещё взгляд человечества в космос. При этом сам по себе полёт в космос начиная с 1961 года перестал быть фантастикой, и даже идеи полётов на другие планеты перестали привлекать, превратились в чисто техническую проблему. Поэтому космическая научная фантастика переключилась на другие направления. Как можно заметить по творчеству Стругацких, у них в значительной степени произошёл переход на жанр социальной фантастики в сочетании с решением проблемы контакта с другими цивилизациями. Один из наиболее нетривиальных вариантов этого направления — контакт с НЕВЕДОМЫМ. «Лес» — эксперимент Стругацких в данной области (ещё одним экспериментом в 1972 году стал «Пикник на обочине»).

Столкновение человека с неведомой цивилизацией, абсолютно непонятной, имеющей совершенно непонятные нам цели и методы решения проблем — вот основная суть повести. «Улитка на склоне» по духу родственна «Солярису» и «Непобедимому» Станислава Лема — это произведения, которые пытаются показать, что человек и человеческая цивилизация не являются центром мироздания и мерилом всех вещей. Что человечество может столкнуться с совершенно непривычными формами разума (Лем) или цивилизации и формы и направления прогресса (Стругацкие).

В «Улитке на склоне» люди в деревне, где очнулся Кандид, на первый взгляд, такие же, как у нас в какой-нибудь заброшенной российской деревушке. Только через некоторое время выясняется, что цивилизация биологическая. Да и бытовые ежедневные проблемы совершенно другие. Люди похожие, по-деревенски недалёкие — но внезапно оказывается, что некоторые из них наделены совершенно необычными способностями. Да ещё и голову земного человека раз — и приставили к местному телу. Так что повествование, оказывается, идёт от лица землянина — но при этом сросшегося с местной природой и цивилизацией.

А цивилизация, оказывается, находится в состоянии неустанной борьбы за загадочное «Одержание». Стругацкие об этой борьбе пишут с явной иронией, и, вроде бы, это что-то вроде «близкой победы коммунизма», о которой в это время постоянно говорили руководители СССР. Однако «всё не так», всё диаметрально противоположно тому, к чему мы привыкли — кажущееся подобие обманчиво. Начиная с того, что способ передачи известий о ходе борьбы за «Одержание» крайне необычен, как и действия по достижению «Одержания». Вместо строительства городов — затопление деревень, с созданием странных подводных жителей. Искусственное, по плану, заболачивание местностей. Создание «мертвяков» с какими-то неведомыми свойствами и назначением — то ли полуразумных животных, то ли биороботов, то ли особого вида разумных. Переход к цивилизации без мужчин. Создание специальных озёр с какими-то неведомыми свойствами — похоже, служащих местом жительства (или отдыха? Или работы?) женщин, возглавляющих работу по наступлению «Одержания».

«Улитка на склоне» — повесть, в которой ставится очень много вопросов, но не даётся ответов. Она очень ёмкая и очень непростая. Трудно уйти от стереотипов и придумать что-то необычное. Например, при попытке придумать и изобразить необычное животное люди практически всегда комбинируют части известных животных. Ещё труднее придумать совершенно необычную гуманоидную цивилизацию, которая бы не была комбинацией частей человеческих цивилизаций. Братьям Стругацким удалось придумать такую цивилизацию, причём не статичную, а с вариантом прогресса, имеющего непонятное направление и непонятные цели. Зачем это надо? Для развития мышления, для выхода за пределы стереотипов поведения самовлюблённого обывателя, считающего себя «царём природы». И для того, чтобы любому правителю можно было задать вопрос: не является ли его деятельность работой по наступлению «Одержания»?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2010 г.

Когда первый раз слушал эту книгу (Улитку целиком), не дыша, за один присест — ходил на ватных ногах, глаза круглые: Хорошая книга! Настоящая книга! И каждый раз перечитывая, я все больше убеждаюсь в этом.

Люди леса, лесные люди — простые и безмятежные, кроткие и смиренные утратили своё место в мире, где всё решает прогресс: холодный машинный прогресс белых скал, или туманный, идеалистический прогресс города. Равнодушными тенями нависли над этим народом со всех сторон, замкнув его в себя и заставив смириться: одержание.

То, что действие книги происходит на Пандоре, стало для меня сокрушающей новостью. Я полагаю, что место действия и вправду не стоило раскрывать, это во многом развязывало воображение. А теперь, когда я знаю место действия, мне очень трудно связать эту книгу с миром полудня, если хоть какая-то связь может быть.(Мой первый отзыв:shuffle:)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2008 г.

«Лес» мне нравится больше «Обрыва». Какие там герои, с ума сойти! «Эх, не удержали Молчуна»... А незамолкающая Нава, в кольцеобразной болтовне которой совершенно отчетливо видна она сама? А вечноголодный старик? Это просто прелесть что такое!

И идея Прогресса: равнодушного к лесным людям, ненужным, забытым. Прогресс, идущий совершенно неожиданным для читателя путем; чем-то безусловно привлекательный, — и неприятно жестокий.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2012 г.

Атмосферно. Дикая, просто, атмосфера. Произведение — краткий очерк существования отдельно взятого человека, попавшего в изолированный мирок, из которого нет возможности вырваться. Может быть, концовка не вполне понятна. На самом деле, это повествование о цикличности жизни пришлого человека в этом самом мирке. Откуда человек взялся? Думаю, это можно понять в «Одержимости», но там, по моему, есть кое-что лишнее.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2017 г.

Лично мне не зивестно, имеет ли какую-либо связь данное творение братьев Стругацких с бессмертной философской повестью Вольтера «Кандид или Оптимизм», кроме имени главного героя, конечно... То есть нет, не так. Скорее мне не известно, создавали ли братья свой текст, наполняясь писанием Вольтера. Однако известно другое — нечто общее у этих творений есть однозначно, и когда у французкого философа — это притча в реалиях его будней, то у Стругацких — их фантастический рассказ, чей мир столь необуздан для людского осознания, что именно своей странностью и таковой абсурдностью заставляет проникнуться собою полностью. Однако во галве сих вселенных стоит одна мысль: поиск лучшего, или попытка возвращения к чему-то более родному и, опять же, лучшему, светлому.

Когда часть «Переца» из полноценного творения Аркадия и Бориса «Лес» показывает нам человека, который не просто слился с системой, а стал её незаменимой деталью, то в части «Кандида» авторы наоборот дают волю поразмышлять над дальнейшей судьбой человека, не приклонившего колени пред столь необычной антиутопией, где вновь-таки самой антиутопии и нет, просто потому, как она — есть неспешная чреда событий, которые формируют жизнь. И лишь страшная тайна охраняет всех от осознания сего факта, который главный герой принял и не собирается с ним мириться. Но возможно ли противостоять чему-то столь могущественному? Перец не сумел, так сможет ли Кандид? Этого атворы нам не рассказывают, отдавая лавры правления читателю, пред тем продемонстрировав ему закоулки сознания обоих героев и их способности, их реакцию на различные ситуации. Все иное — за нами, господа.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2011 г.

История Кандида загадочна и на протяжении всего изложения — непредсказуема. Благодарна авторам, что к концу своего «круга» по Лесу он достиг понимания. Своего, НО понимания. В мире природы (в контексте — женском мире) трудно тем, кто не знает своего места. Так и с героем. Все, кроме него держатся своего места в Лесу, говорят только о том, что им необходимо и достаточно. Сам по себе Лес мне понравился: это ИНОЙ мир, в нём ИНЫЕ законы, связи, отношения. Идеалы, цели, ЗАКОНОМЕРНОСТИ. Пройдя с Кандидом путь, обязательно изменишься внутри.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2009 г.

Я читала несколько раз, не могла понять, о каком месте Вселенной идет речь. Потом мне в руки попался более ранний вариант, там было сказано, что лес этот находится на планете Пандора, а не Земля, как указано здесь в аннотации. Покорение чужой природы, то есть. А про Управление добавлено уже в более позднем варианте этой книги, а упоминания Пандоры в ней нет.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2009 г.

Во время первого прочтения, конечно, далеко не все поняла. И только с возрастом стала доходить философская подоплека книги. Когда прочла полностью, в журнале Смена, то уже читала с совершекнно другим чувством. Увлекали не приключения и чудеса, а человек и его мысли и действия.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2007 г.

А как описаны люди Леса! Остатки какой-то цивилизации, из которой уже строится совершенно иная, а они — остатки, бесполезные, ненужные... Но как-то надо бороться, шерсть на носу! Если ты оказываешься в противоречии с прогрессом, надо бороться. Может быть, не каждый прогресс есть благое дело.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2010 г.

Вначале читал «Беспокойство». Поэтому просмотрел наискосок. Казалось бы. Cntrl+R Атос на и Кандид. Но не все так просто Мы читаем Атос и сразу оказываемся в 22 веке. В веке победившего коммунизма. И чего-то ждем от Атоса. Ждем от Горбовского и Поля, которые должны спасти Атоса.

В книге же, где мы не знаем главного героя мы от него ничего не ждем, но тем интереснее путешествовать с ним вместе и исследовать это странное место. Хотя лучше все-таки читать параллельно с Перцем, как это сделано в «Улитке на Склоне2»

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2010 г.

Слушал аудио книгу. Сел в 23 30, хотя и на учебу надо было утром вставать и не мог оторваться слушал где — то до 2. Все пытался понять в чем смысл этой повести какие то мертвяки, какой то чудо лес, странные какие то жители деревень, в общим странная повесть. Но мне очень понравилась, хочу отметить озвучку аудио книги она просто на высоте. Молчун, Нава и другие персонажи их озвучали очень интересно. Хоть я и не понял о чем эта повесть, шерсть на носу, видимо ее надо читать вместе с другой половиной «Улитки на склоне» , но мне понравилось:smile:

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2007 г.

Читал в сборнике «Эллинский секрет». Впечатление, что это отрывок из более крупного произведения. Очень трудно понять о чём речь.:confused:

Оценка: 7
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2007 г.

Эта часть более логически связана, чем про Переца, но тоже полная чума... Либо я уже поздно родилась или мне надо это еще несколько раз перечитать.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу