Артур Конан Дойл «Туманная земля»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодые журналисты Эдвард Мелоун и Эдит Челленджер, дочь знаменитого профессора, готовят серию репортажей о разнообразных церквях, зарегистрированных в Англии. Во время очередной поездки они попадают на собрание спиритуалистов, людей, якобы способных общаться с загробным миром. Несмотря на скептическое отношение к спиритизму, Мелоун решает разобраться в их действиях более детально и постепенно проникается их идеями.
Входит в:
— цикл «Профессор Челленджер»
— журнал «The Strand Magazine #415, July 1925», 1925 г.
— журнал «The Strand Magazine #417, September 1925», 1925 г.
— журнал «The Strand Magazine #418, October 1925», 1925 г.
— журнал «The Strand Magazine #420, December 1925», 1925 г.
— журнал «The Strand Magazine #421, January 1926», 1926 г.
— журнал «The Strand Magazine #422, February 1926», 1926 г.
— журнал «The Strand Magazine #423, March 1926», 1926 г.
— антологию «Дальнейшие приключения профессора Челленджера», 2019 г.
- /языки:
- русский (17), английский (7)
- /тип:
- книги (16), периодика (7), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Баташов (2), В. Бернацкая (10), Л. Ганкин (3), П. Гелева (3), Д. Мочнев (1), Е. Туева (10)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 5 июля 2024 г.
Роман в защиту спиритуализма – вот как стоило бы назвать эту историю. Она полностью об этом. Она об этом настолько, что художественного произведения как такового, увы, и не получилось.
Нет, это вполне естественно, что увлечения авторов рано или поздно проступают в их творчестве. Так, например, у самого Дойла увлечение спортом выросло в прекрасный роман «Родни Стоун». И от этого романа я ждал чего-то похожего. Но, увы…
Позиция автора тут видна сразу же. Спиритуалисты и их поклонники не описываются иначе как «простые, искренние, честные». Их множественные противники – корыстные полицейские власти, жадные шарлатаны (некоторые из них даже родственники честных спиритуалистов!), узколобые предвзятые учёные, погрязшие в догматах священники, и т.д. – безапелляционно черны как сажа. Поражающая монохромность. Нет у романа и какой-то видимой интриги. С таким подходом автора к делу сразу становиться понятно, что все нападки критиков спиритуализма будут отбиты. Тут кстати доходит (ну у меня лично доходило) до снисходительной улыбки – было забавно наблюдать, как автор подгоняет ответы под вопросы скептиков – тут тебе и изученная наукой эктоплазма, и фантастическая роль спиритизма как религии, практически новое христианство, объединяющее всё человечество. Весь сюжет скатывается к демонстрации возможностей спиритуализма, обсуждений его полезности и праведности с одной стороны, и описания коварство и невежества, доходящего даже до римской жестокости, его противников с другой. Выбор, как говориться, очевиден.
Я сначала не понимал, зачем давать эту историю в руки героев «Затерянного мира»? Да ещё так. Во-первых, автор будто бы открестился от всех предыдущих историй цикла, упомянув скверную фантастическую книгу, с автором которой Челленджер даже судился. Потом у Челленджера появилась незаявленная ранее дочь, а сама историй велась – впервые в цикле – от третьего лица. Всё как будто бы изменилось, но характеры персонажей остались прежними. Но быстро стало понятно: всё для того, чтобы Челленджер, непримиримый гениальный ученый, главный скептик в этой истории (и опять странно, учитывая его сумасбродные идеи, всегда идущие в разрез с общепринятыми), оказался тем большим умом, тем мерилом человечества, что должно внять голосу фактов и быть переубежденным. Для этой цели он и предсказуемо появляется ближе к финалу, на долгое время (всю среднюю часть книги) забытый автором.
По правде сказать, я давно не читал столь однобокой, столь неприкрыто агитационной истории. И очень горько, что её написал такой мастер как Дойл, а ещё горче, что написал он её так бесхитростно. Что его побудило? Смерть жены, долго угасающей на его руках, ужасы бурской войны, медицинская практика, в которой редко обходится без смертей, или собственные немолодые годы – ведь так и чувствуется сквозь строки душеспасительная надежда на то, что смерть это ещё не всё, та самая надежда на чудо, на которое и пенял Челленджер, ещё будучи скептиком.
Но в итоге получается агитка.
Таким образом, лишь один момент смог удовлетворить мой интерес – то эпизодическое столкновение героев с неспокойным духом в заброшенном доме; там хоть было тревожно и жутко. А в остальном роман лучше считать документом своего времени – констатацией повального (в определённых кругах, конечно) увлечения мистикой и спиритуализмом, на столь короткий миг овладевшими умами даже таких незаурядных личностей как отец Шерлока Холмса; тревога мира между двумя войнами, будущая из которых уже проступала той мистической напряженностью, что и предсказывали герои книги. Но как художественное произведение, это, увы, очень слабо…
god54, 31 января 2019 г.
Только из уважения к автору, который написал Шерлока Холмса и профессора Челленджера, не буду материться. Роман проповедует вещи, которые лично мне крайне неприятны и неприемлемы, это религия и спиритизм, ибо они не годятся даже, как фантастические элементы. Такое огромное количество страниц и слов, а также времени отдано пропаганде обыкновенной глупости, заблуждению, что остается только сожалеть. Конечно, право каждого заблуждаться, но не следует выставлять, это на всеобщее обозрение. Эмоция одна: не рекомендую, твердо и уверенно.
dimixin, 20 декабря 2023 г.
Сразу скажу, что в духов не верю, и тем более в общение с ними. Однако, не могу не отметить довольно неплохие литературные достоинства – читал и поражался мастерству гения. Какой слог! Какие мысли он хочет пробудить! Нет, не утратил таланта, дорогой наш, Конан Дойл. Вообще у меня весь текст вызывал ощущение какого-то стёба над спиритизмом – вот вам сеанс и тут же «разоблачение» от Мелоуна или Челленджера. Медиумы узнали, что я пишу статьи о религиозных организациях, и навели справки; носильщик с вокзала и не такое знает; медиум заранее подготовил парафиновые слепки и т.д. и т.п. И обращение в новую веру профессора не выглядит естественным – о стуках он сам рассказал Энид в начале романа, а о смерти пациентов (и о терзаниях за это) ей вполне могла рассказать мать – она же должна была знать об умерших первых пациентах мужа. А уж объяснение почему помощник Челленджера поймал медиума в виде явившегося духа вообще за гранью разумного. Единственное, что осталось необъяснимым – это призрак из Драйфонта.
А теперь к главному лейтмотиву роману – «СМЕРТИ БОЛЬШЕ НЕТ»! Разве это не чудесно? Настоящая любовь вечна! Разве это не придаёт смысла нашей жизни? Разве не удивительно, что есть край Вечного Лета, уготованный нам — там за пеленой тумана, окутавшей наше зрение?
Только вот обоснование сильно подкачало. Не верю! Ещё раз не верю!!!
Нельзя не отметить сильные нападки на материализм. И отдельно хочу отметить нападки на современную ему религию, вполне обоснованные.
Особенно удался папаша одного мальчика, который выводил сына из транса угольком из камина – «Он повернулся к затухающему камину и щипцами вытащил красный уголек. Затем положил его на голову мальчика. Запахло горящими волосами, потом жареной плотью…». А знаете почему от такой негодяй? Потому что он медиум-мошенник, а вот настоящие такое себе не позволяют.
Оставлю без оценки, ставить два не позволяют другие произведения Великого Писателя.
bulldogleader, 29 мая 2023 г.
Книга, абсолютно неуместная на фоне «Затерянного мира» и «Отравленного пояса». Прогрессирующее, как бы это сказать по-цензурнее, нездоровое увлечение спиритизмом сэра Артура привело к тому, что он использовал двух своих харизматичнейших персонажей ( профессор Челленджер и лорд Рокстон, хоть и уступают Холмсу в популярности, но тоже стали почти архетипами) в редкостно убогой пропаганде этого самого спиритизма. Вышло, повторюсь, убожество, с изменившимися характерами и логическими нестыковками. Навскидочку — у Челленджера внезапно появилась взрослая дочка, которой не было в «Отравленном поясе» за девять или восемь лет до того (по сюжету вроде только что закончилась Первая Мировая, Рокстон только оправился от фронтового ранения).
markfenz, 17 марта 2020 г.
Невероятно слабая вещь. Одержимость Дойла проповедью спиритизма сводит на нет всю художественность, всю силу литературного таланта. Роман схематичен и утилитарен, персонажи, ситуации, сюжет, все подчинено охватившей Дойла мании: показать «истину» спиритического учения. Задумка автору не удалась. Сцена, где профессор Челленджер уверовал в спиритизм и отринул «порочный» материализм — настолько слаба, трафаретна, и попросту бездарна, что становится даже стыдно за провал писателя. Редкий случай, когда талантливый автор получает оценку — 1. В данном случае — заслужено.
kryakayu, 21 июня 2022 г.
Сам цикл о профессоре Челленджере дико понравился, не считая данного романа. Очень жаль, что он закончился таким образом.
Такой выдающийся гений науки и харизматичный персонаж, неожиданно уверовал. Дочитала чисто из упрямства.
Gourmand, 28 августа 2021 г.
Нудятина. Бесконечная череда спир. сеансов, объяснялок, полемики.
Куча ничего не значащих имён.
Занятно было упоминание Ламбразо как авторитета, ратующего за спиритизм. Уж этого шарлатана наука разоблачила.
Челленджер приплетён постольку-поскольку. Бегает, рычит, сыпет тупейшими аргументами, затем происходит его «посвящение», и вновь он бегает и рычит, только в другую сторону.
Утешает, что Конан Дойл не выбрал художественным сопроводителем своих потусторонних взглядов Шерлока Холмса. Хотя и Челленджера жалко, прикольный персонаж.
Надо заметить, что у Конан Дойла есть монография «История спиритуализма». Мог бы ей и ограничиться.
yeanot, 24 июля 2021 г.
Настолько посредственный роман, что нет желания раскрывать мотивы, которые привели меня к такому выводу. По сравнению с ранними работами цикла о Челленжере, он, конечно, структурирован и художески выверен куда лучше. Но всё равно никудышный. Роман в прямом смысле ни о чём. Суть сюжета проста и раскрывается в первых же главах:
geodem, 27 марта 2017 г.
Действия романа разворачиваются после одного из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества — первая мировая война, приведшая к роковому октябрьскому перевороту в России. Само понятие Духовности было утрачено. Мир погибнет! «Положение казалось безнадежным. Ситуация полностью вышла из-под контроля. Человечество с презрением отбросило помощь небес, и теперь нельзя было избежать страшного урока. И беда разразилась. Десять миллионов молодых людей полегли на поле брани. Вдвое больше остались изувеченными. Таково было первое Божье предупреждение заблудшим людям. Но и его не услышали. В обществе по-прежнему царил жалкий материализм. Теперь отсрочка, данная человечеству, близится к концу, а перемен почти нигде не видно. Народы погрязли в грехе, а грех всегда приходится рано или поздно искупать. Россия стала выгребной ямой. Германия так и не раскаялась в страшном грехе материализма, который стал главной причиной войны. Испания и Италия скатились — одна в пучину атеизма, другая — предрассудков. У Франции нет религиозного идеала. Англия потеряла ориентацию и погрузилась в хаос, в ней расплодились нелепые, оторванные от жизни секты. Америка не сумела реализовать свои превосходные возможности и вместо того, чтобы стать любящей сестрой сокрушенной и израненной Европе, занялась собственным экономическим благоустройством; она отреклась от подписи своего президента и отказалась присоединиться к Лиге Наций — единственной надежде человечества. Все погрязли в грехе, некоторые больше других, и всем без исключения воздастся по делам их. Кара настигнет грешников скоро». Мир похож на старый захламленный чердак, который наконец-то осветило солнце науки, и пыль послушно стала оседать на пол. Наука, постепенно выметает из нашей жизни паутину заблуждений и предрассудков. Близится день, когда истина откроется всем, и тогда рухнут прогнившие церкви, никто не будет рабски исповедовать их жестокие учения, в которых Бог выглядит карикатурой на себя.
Сэр Артур Конан-Дойль стал первым писателем, кто, показав читателю затерянный мир, не побоялся шагнуть дальше — в мир потусторонний! Жанр перекочевал с фантастики в мистику. «Смерти нет! Вы как бы переходите в другую комнату…», «много мудрости в Библии, только людям не дано, ее постичь…».
«Спиритуализм не выдумки! Это вера в возможность непосредственного общения с душами умерших, которые могут вступать в контакты с живыми через специальных лиц — медиумов, одаренных особой таинственной силой. Это не пережиток прошлого, не суеверие, не шарлатанство, не фокусы — это реальная страшная сила, с которой не можно «играть», это игра с дьяволом, страшные плоды которой придется пожинать. Страшная сатанинская сила может прийти к человеку в любой момент, не спрашивая разрешения, даже к тем которые никакого отношения к спиритизму не имеют, и иметь не могут. И если данный человек не верит во Христа, не полагается на Него, то он не имеет защиты Божьей и становится игрушкой в руках демонов». Любовь, любовь! Только она принимается в расчет. Верь во что хочешь, но только будь добр и милосерден, как заповедовал Христос.
Наши герои, свидетели загадочных событий, вопреки своему желанию, вынуждены прикоснуться к тайне загробной жизни. Они решают сообщить всему миру о случившихся с ними сверхъестественных происшествиях! Но неожиданное препятствие в лице профессора Челленджера, бескомпромиссного адепта науки, рушит их планы. Его печальная философия материализма — тело распалось на составные элементы: газообразная его часть улетучилась, а твердые частицы выгорели и превратились в прах. Это был конец. Ничего не осталось. Со смертью все кончается. Разговоры о душе — это пережиток анимизма древних. Предрассудок. Миф. Скажу как физиолог: человека можно заставить совершать злодеяния или достичь высот добродетели путем манипуляций с сосудами мозга. Гарантирую, что в результате операции я превращу Джекиля в Хайда. Другой добьется того же путем гипноза. Алкоголь тоже сойдет. Или сильнодействующие лекарственные препараты. Так что все это заблуждения! Выдумки! Другой жизни нет… ночь — вечная ночь… долгий отдых для усталого труженика…
Итак, капканы были расставлены, ловушки вырыты, и охотники готовились заполучить большую добычу, — вопрос заключался лишь в том, согласится ли зверь дать себя заманить…
Приятного чтения!
aiva79, 13 октября 2018 г.
Идеальный роман для экранизации и это одновременно его плюс и основной его минус. Плюс от того, что он в своем роде является вводным курсом в спиритизм, т.к. в нем для непосвященных в развлекательной форме на пальцах раскладывается весь смысл происходящего, а образы духов вызванных из туманной земли очень яркие и наверно легко воспроизводимые не только у нас в голове, но и на экране с помощью нынешних технологий. От этого все кажется очевидным и понятным.
Но это и минус, т.к. роман по своей сути представляется собой обычное приключенческое чтиво, в котором нет какой-либо глубины, герои театральны, эмоции их неестественны. Мне кажется подобная тема должна быть обличена в иную более сдержанную форму, чем приключенческий роман.
Вообще лично для меня спиритизм всегда был чем-то декадентским и ассоциировался со скучающей творческой интеллигенцией начала 20-ого века. Ну и еще на эту тему вспомнились забавные случаи из детства, когда в пионерлагере вызывались так называя «пиковая дама», «гномы» или «красная шапочка». Прочтя роман, я более серьезно к этой теме относиться не стала, но поняла, что спиритизм на уровне фанатиков — это целая религия, со своими проповедниками, доктринами и запретами, что для меня было в общем-то открытием. Причем к спиритизму очень даже подходит фраза про определение религии как опиума для народа, т.к. массовый интерес к подобным вещам возникает в периоды массовой истерии, некоего предчувствия конца, когда у многих возникает желание уйти от реальности. Даже вспомнился конец 80-х начало 90-х у нас, когда была ненормальная увлеченность Чумаком и Кашпировским и банки с водой перед экранами телевизоров ставили не только обезумевшие бабки (это конечно не спиритизм, но надеюсь вы поняли о чем я).
Что для меня оказалось познавательным, так это информация о двух законах в Англии касаемых магии, один из которых закон о бродяжничестве. Неожиданная увязка одного с другим, меня прям скажу удивила и заинтересовала.
В общем книгу рекомендую прочесть, но с большой осторожностью. И лучше заранее понимать, что это облегченная форма чего-то более серьезного.
ii00429935, 4 ноября 2010 г.
На склоне лет Конан Дойла захватила «одна, но пламенная страсть» под названием спиритизм. Причем для сэра Артура и его соратников это было не модное увлечение, а практически новая религия. А их манифестом вполне можно назвать «Туманную землю». Формально данная книга относится к циклу о приключениях профессора Челленджера и его друзей, но на этот счет не надо обманываться. В принципе Челленджер мог бы здесь называться профессор Икс, а Мелоун — журналист Игрек, не суть важно. Используя уже знакомых читателю героев, автор мог не особенно отвлекаться от того, что называется «идейное содержание». Каждая глава, каждая страница «Туманной земли» призывает читателей: «Поверьте, наконец, в загробную жизнь, в семь небесных сфер и в общение с духами! Поверьте, и будет вам счастье!» В продвижении своих идей писатель не слишком разборчив в средствах, так что эпизод, где дух знаменитого врача помогает вылечить безнадежного больного, оставим на его совести. На самом деле проблема «Туманной земли» даже не в том, верите вы в спиритизм или нет. На мой взгляд, роль проповедника создателю Шерлока Холмса и бригадира Жерара не очень идет. Персонажи романа в подавляющем большинстве скучные и плоские: это либо дураки и мерзавцы (те, кто в спиритизм не верит), либо подвижники-медиумы. Книге остро не хватает цельности. Сюжет распадается на ряд слабо связанных между собой эпизодов. Цель у Конан Дойла здесь одна: обратить любимых героев (а в идеале и всех читателей) в свою веру...
Подводя итог, замечу, что если к спиритизму вы относитесь прохладно и не ставили задачи прочитать всего Конан Дойла, на «Туманную землю» время лучше не тратить. Подозреваю, что будет скучно.
Vlad lev, 28 апреля 2013 г.
Произведение представляет интерес для тех, кто интересуется ирреальным. Автор раскрывает несколько аспектов этой темы:
1)жулики и шарлатаны, желающие подзаработать на тяге к неведомому,
2) циники-скептики, не верящие ни во что,
3) убеждённые сторонники возможности контактов с потусторонним,
4) переубеждённые по объективным обстоятельствам экс-скептики
Также автор на примере Мелоуна показывает, как уверовавший в реальность сверхъестественного человек может лишиться привычного места работы.
Nog, 20 июля 2008 г.
Довольно средний роман, явно выбивающийся из цикла о Челленджере. И не потому, что профессор тут играет второстепенную роль. Скорее проблема заключается в том, что автор использует своих популярных героев для пропаганды собственных взглядов на спиритизм, придавая им псевдонаучный вес. Книга представляет собой череду описаний спиритических сеансов, всё более и более загадочных и детальных. Мелоун, Рокстон и Эдит, дочь профессора, служат не более чем связующим звеном между ними. Конечно, автор более чем вправе пропагандировать те взгляды, которые считает верными, но качества книга это не добавляет, увы.
Жюль, 3 сентября 2010 г.
Полностью согласен с уважаемым Nog. Читал «через силу», только из безмерного поклонения перед талантом автора. Но, категорически оставил книгу не дочитав и до половины — т.к. это уж слишком запредельная пропоганда любимого «хобби» сэра Артура.
ak4747, 22 августа 2012 г.
Я прочитал очень много книг А.К.Конан-Дойла и это — не самая его худшая книга (взять хотя бы «Записки Старка Монро»). Если все события, описанные в книге — правда, то придется пересмотреть взгляды на окружающий мир.