Артур Конан Дойл «Капитан Шарки»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане | Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Пираты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Цикл рассказов о капитане Шарки — одном из самых свирепых и жестоких пиратов Карибского моря.
Примерно в 1908 году (по информации РНБ) в Одессе С.С. Полятус — местный издатель и «новеллизатор» — издал книгу «Страшная драма на море или Похождения знаменитого атамана морских пиратов Шарке, прославившегося своею жестокостью и бессердечием» (составлено по Конан-Дойлю С.С. П-м). С.С. Полятус написал повесть, взяв за основу три рассказа о Шарки, дополнив содержание всякими подробностями злодеяний Шарки и слегка изменив сюжет.
© kmk54
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Невеста Чернобородого», 1993 г.
— антологию «Завещание капитана Кидда», 2007 г.
- /языки:
- русский (48), английский (5)
- /тип:
- книги (49), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Б. Грибанов (35), Н. Емельянникова (35), М. Константинов (1), Н. Облеухов (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Блофельд, 2 марта 2023 г.
Цикл про капитана Шарки очень невелик по объёму: всего четыре рассказа. Между собой рассказы сюжетно не связаны, и их можно читать в любой последовательности. Странно, что Дойль не описывает предысторию Шарки: как он начал пиратствовать, как набрал команду «Счастливого избавления» и всё такое. К моменту начала цикла он уже давно занимается пиратством и уже давно знаком с командой корабля. Кстати сказать, довольно странное название корабля — «Счастливое избавление».
Капитан Шарки — матёрый злодей: жестокий, кровожадный, коварный. Даже его команда боится своего собственного капитана. Такие матёрые злодеи встречаются у Дойля нечасто. При этом у Шарки даже нет мотивации для злодейства. Он злодействует просто потому, что злодействует.
Darth_Veter, 10 августа 2023 г.
Не знаю, зачем создателю детективной серии о Шерлоке Холмсе понадобилось писать рассказы о весьма жестоком пирате, не знающем сострадания к своим жертвам. Возможно, такую идейку писателю подкинул редактор. А, может, он и сам решил заработать на лаврах Стивенсона и Сабатини. Но нормальным вышел только первый эпизод. А вот дальше дело пошло не очень: сюжеты еще были достаточно остроумными и оригинальными, а вот мораль выходила весьма гнилой и антисоциальной. Научить читателя на таком примере явно не представлялось возможным. Писатель, наверное, это почувствовал и попытался закончить серию на третьей новелле, физически уничтожив пирата вместе с его кораблем. Но что-то (или кто-то) заставило его на краткое время передумать. Через 14 лет был написан четвертый рассказ, где капитан заразился неизлечимой в ту эпоху болезнью. Тем самым третий эпизод стал четвертым по счету, а новый третий оказался как бы «вне игры»: без нарушения логики его нельзя поставить ни в какое место цикла. Если говорить строго, то некоторая «лазейка» всё же осталась и после завершающей истории: мертвого тела Шарки никто так и не видел. В принципе, его легко можно было воскресить, придумав очередную отговорку. Но автор почувствовал, что из подобного персонажа он не сумеет сделать ни Шерлока Холмса, ни профессора Челленджера. Вполне разумным было бы окончательно завершить всю линию рассказов. Что писатель и сделал, отказавшись от последующих «вставок» новых историй в созданную им хронологию.
primorec, 28 июля 2012 г.
Шарки, чудовище Шарки, снова вышел в море и торговцы, завидя грот-марсель его черного корабля «Счастливое избавление», медленно поднимающийся над лиловой гладью тропического моря, спешно разлетаются с его пути, как стая испуганных птиц. Не будет пощады, не будет милосердия, только смерть, кровь и жестокость.
Цикл о жестоком капитане Шарки очень примечателен среди прочей «пиратской» литературы и если кто вновь ожидает отчаянных походов, морских сражений и сокровищ в духе «Одиссеи капитана Блада», то он глубокого ошибается. Этот пират — настоящий преступник: коварный, беспринципный и жестокий до такой степени, что пугает даже своих соратников по кровавому ремеслу, своеобразный антипод благородному и мужественному Питеру Бладу. Даже автор испытывает настоящее отвращение к своему герою, описывая его, как кровожадного Измаила морей, объявившего войну всему человечеству, наделяя всеми мыслимыми пороками.
Цикл очень невелик — всего четыре рассказа, четыре истории о пиратах и необъявленной войне — все против всех, которая шла на просторах Карибского моря. Здесь нет привычной «пиратской» атрибутики — попугая на плече, деревянной ноги, повязки на глазу, «веселого Роджера», рома, пиастров и прочей привычной, начиная с «Острова сокровищ», мифологии. Зато много отталкивающих кровавых подробностей преступлений и образа жизни отчаянных головорезов, которые развенчивают романтический ареол «джентльменов удачи».
Помнится, в детстве эти рассказы поразили воображение именно своим натурализмом и неожиданной для Дойла жесткостью. Пришлось спуститься с небес на землю: нет никакой «романтики» в пиратских грабежах, разбое и убийствах, как нет никакого оправдания жестокости.
ii00429935, 17 февраля 2010 г.
Действительно, автору, который пишет о пиратах, очень трудно отрешиться от романтики плаваний под черным флагом и не забыть, что речь все-таки идет о бандитах и убийцах. Даже в блистательном «Острове сокровищ» Джон Сильвер куда более живой, полнокровный (и по-своему обаятельный!) персонаж, чем благороднейший капитан Смолетт. Но не таков Артур Конан Дойл. Создатель Шерлока Холмса никак не мог романтизировать морских разбойников. Героя этого небольшого цикла пирата Шарки не оправдывает ничто. Здесь нет ни рассказов о тяжелом детстве героя, жестоких социальных условиях, в которых он жил, ни красивых любовных историй или повествований о «верной пиратской дружбе»... В Шарки по сути человеческого и не осталось (не случайно его фамилия — производное от английского «акула», и выражения типа «рыбья кровь» встречаются в тексте постоянно).
Вместе с тем каждый из 4 рассказов цикла содержит интересную историю, часто — с неожиданным, эффектным финалом, так что скучно точно не будет. Читать эти рассказы можно в любой последовательности, связаны они весьма условно. Любопытно, что «Ошибка капитана Шарки» и «Как Копли Бэнкс прикончил капитана Шарки» — две вполне самостоятельные, альтернативные версии того, как этот пират бесславно закончил свои дни. Думается, во времена Конан Дойла это был очень даже новаторский литературный прием.
Kontarh, 29 апреля 2010 г.
Крайне колоритные рассказы о кровавом морском промысле. Вкратце дается описание истории пиратства в американских водах. Несколько коротких рассказов стоят целых томов иных романистов, живописующих «благородных пиратов».
Journalist, 19 мая 2011 г.
Та ладно вам. Совсем не такие пираты были! ЧТо я, не смотрел Джонни Деппа? )))))
шутка.
Дойл приятно удивил знанием и образами пиратов. Кровожадные? Да. Потому что так надо было. Сказано же: тех, кого ты не повесил будут против тебя же свидетельствовать.
kkk72, 6 сентября 2007 г.
Хорошие, интересные рассказы. Написаны в непривычном для Конан Дойля жестком стиле. Уж больно гнусен главный злодей и ужасны его преступления.
wolobuev, 30 декабря 2007 г.
Здесь Конан-Дойль отошёл от своеобычного наивно-романтического стиля и написал очень жёсткую и жестокую вещь, на корню развенчав разных там капитанов Бладов и Чёрных Ястребов. Настоятельно рекомендуется для ознакомления всем, кто грезит пиратскими морями и зарытыми сокровищами. :smile: