Артур Конан Дойл «Открытие Рафлза Хоу»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Химик Хоу открыл, что под воздействием электрического тока тяжёлые металлы превращаются в более лёгкие. Этим способом он начал производить золото и вскоре стал самым богатым человеком в мире. Он щедро делится деньгами почти со всеми окружающими, но с ними при этом начинают происходить странные метаморфозы...
Ранние публикации на русском языке:
Входит в:
— сборник «The Doings of Raffles Haw», 1892 г.
— антологию «Франсис Карсак; Артур К. Дойл», 1993 г.
- /языки:
- русский (44), английский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (46), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Дехтерева (40), Р. Доценко (2), В. Михалюк (1), Д. Мочнев (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 1 декабря 2023 г.
Скорее повесть из викторианской эпохи, чем полноценный фантастический роман. В основе сюжета превращение элементов за счёт изменения их атомного веса, за 12 лет до Резерфорда. Конечно, путь превращения выбран заведомо ошибочный, но Конан Дойл мало разбирался в физике и излагал научные теории только для порядка. Гораздо больше его интересуют социальные и психологические последствия открытия.
Итак, некий инженер-химик, очень хороший и порядочный человек, нашёл способ превращать один металл в другой. Что в первую очередь придёт в голову? Конечно, золото. Надо сказать, инженер Хоу при всей его надмирности хорошо разбирается в законах экономики и, в отличие от инженера Гарина, не собирается выбрасывать золото на рынок в неограниченных количествах. Золото выходит из его лаборатории в умеренных объёмах и расходуется, в основном, для поддержки реальной экономики и, в меньшей части, для себя. Но и этого достаточно, чтобы тратить его, ни в чём себя не ограничивая.
Для начала Хоу вспоминает свои фантазии полудетских времён. Он строит дворец с чудесами современной техники, картинными галереями, коллекциями камней, возможностью виртуальных путешествий по всему миру. Правда, большого удовольствия от этого не получает и по-прежнему ведёт образ жизни рядового инженера. Дворец нужен больше для представительства.
На втором этапе надо осчастливить окружающих. У человека есть чувство справедливости. Ему неприятно, что треть Англии живёт на грани нищеты, и ещё неприятнее, что бедствуют его ближайшие соседи. Надо делиться.
На третьем этапе хочется осчастливить весь мир. Понастроить каналов, заводов, водохранилищ, дорог. Обогреть подземным теплом целые страны. Пробурить насквозь Землю, посмотреть, что там внутри. Конечно, уровень технического, экологического и даже экономического обоснования этих проектов на нуле, но ничего, специалисты найдутся, доведут до ума. И в завершение всего надо бы выплатить из личных средств весь государственный долг Великобритании. Конечно, такое не под силу даже Хоу, но уже само желание заслуживает уважения. Много ли найдётся людей, готовых отдать свои деньги на погашение государственного долга?
А кончается всё плохо. Разрушена своя жизнь, разрушены жизни окружающих. Нет сомнений, что и от глобальных проектов получилось бы больше вреда, чем пользы. Кажется, простейшая мораль – не в деньгах счастье. Но рассказано так, что человека по-настоящему жалко.
Блофельд, 25 июня 2022 г.
Не знаю, кто главный персонаж романа. Может быть, Роберт Макинтайр, может быть, Лаура Макинтайр, а может быть, и Рафлз Хоу, который вынесен в заглавие. Но повествование дано с точки зрения Роберта. Значит, Робер вроде как и должен быть главным персонажем. Интересно, что в романе не упоминается имя отца Роберта и Лауры. Просто старик Макинтайр, и всё.
Фантастики в романе мало. Только способ Рафлза превращать платину в золото и фантастичен, да ещё дом Рафлза обустроен по-фантастически. А всё остальное вполне реалистическое. Оно и понятно: ведь Дойль не Уэллс и не Беляев.
Рафлз своими действиями оправдывает пословицу: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Он постоянно пытается принести пользу и постоянно приносит вред. Гектор Сперлинг оказывается единственным, кому он не приноит вреда. Мне даже стало жалко Рафлза. Вот если бы он принёс обществу реальную пользу...
bulldogleader, 29 мая 2023 г.
Вроде бы такое простенькое морализаторство на тему того, как жажда богатства портит даже изначально хороших людей, но ведь актуальности не теряет. Если же присмотреться повнимательнее, то «испортившиеся» Лаура и Роберт (не говоря об их отце — он-то с самого начала показан алчным неадекватом) тоже с самого начала повествования были «с гнильцой». Впрочем, положительный пример устойчивости к соблазну тоже показан.
Darth_Veter, 30 апреля 2021 г.
Роман написан в популярном для XIX века стиле — научно-производственном. Имеется некий ученый, который случайно делает эпохальное открытие, имеющее далеко идущие последствия. Чтобы не баламутить прежде времени общество, он поселяется в укромном местечке, где потихоньку доводит до ума свою технологию. Как правило, находится какое-то препятствие, которое мешает ему внедрить свое открытие в производство. Ничего не напоминает? По такому же лекалу построены романы «Паровой дом» Жюля Верна, «Человек-невидимка» Герберта Уэллса и «Продавец воздуха» Беляева. Артур же наш киммериец-Дойл просто выбрал самый популярный на то время сюжет: ученый решает старую проблему алхимиков — ту самую, про философский камень. В переносном смысле, конечно. Камня нет, но есть метод. Впрочем, писателя интересовал не столько сам способ воспроизводства золота, сколько последствия от такого шага. Чтобы ученый не сделался всемогущим дельцом типа мистера Бэйли из «Продавца воздуха», автор сделал его бессеребренником и меценатом. Он мечтает использовать свое открытие на благо всего человечества, а не только одних лишь англичан. Но такое отношение к делу уже несет в себе семя разрушения. Действительно, золото лежит в основе любой денежной системы, на которой, в свою очередь базируется вся система цен и ценностей нашей цивилизации. Совершенно понятно, что неограниченное производство золота разрушит эту систему и приведет мир к хаосу. Именно это и случилось в романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Но Гарин был самим воплощением порока, а мистер Хоу, вроде, питает отвращение к богатству. Казалось бы, успех делу обеспечен! Но не тут-то было... Автор находит другое препятствие, которое помешает ученому осуществить свои мечты — это человеческие отношения. Жить в обществе и быть свободным от общества еще никому не удавалось.
Впрочем и сама технология получения золота порочна и ошибочна с научной точки зрения: электролиз тут делу не поможет. Чтобы получить золото из другого металла, нужно не пропускать через него электрический ток, а бомбардировать его атомы протонами и нейтронами. Задача, скажу вам, нелегкая — в одном кубическом миллиметре золота таких атомов насчитывается почти 15 квинтиллионов. А это число с 18-ю нулями! Если предположить, что в секунду вы создаете ровно 1 атом золота, то на производство 1 грамма этого драгметалла у вас уйдет более 24 триллион лет — гораздо больше, чем существует наша Вселенная! С такой работой может справиться лишь Господь Бог, но никак не человек. Ну а про гипотетический «протий» и вообще нечего сказать: никакой «первоосновы» вещества не существует (если только не считать за нее кварки, но они в свободном виде не существуют). Так что с научной точки зрения гипотеза автора ровно ничего не стоит. Читать роман следует из-за его захватывающей фабулы и описания морального конфликта его персонажей.
-------------
РЕЗЮМЕ: вполне реальная притча о развращающем влиянии золота на человечью душу. А вы сами смогли бы устоять против такого искушения? Если затрудняетесь ответить, прочитайте роман и сделайте выводы.
DobryiLEoPoLD, 14 июня 2023 г.
Прочитал почти год назад. И «взахлёб», что со мной довольно редкость. Впечатления самые положительные! Произведение быстро и сильно затягивает! Читается легко, есть интрига. Удивительные придумки чудака-изобретателя Рафлза не столько удивляют сами по себе, сколько в контексте происходящих событий с героями. Есть нравственная делемма относительно богатства материального в соотношении с богатством несколько иных форм. Из тех, что когда-нибудь обязательно перечитаю вновь!
Корделия, 14 апреля 2023 г.
Пожалуй, в русском переводе название «Открытие Раффлза Хоу» оказывается более разноплановым и глубоким, чем doings — дела, поступки. Ведь главное открытие, которое совершает Хоу, лежит не в плоскости химии (оставим прошлому уровень научной достоверности его опытов), а в области человеческой психологии. И именно открытие страшных последствий человеческого несовершенства приводит к его
Казалось бы, что проще — облагодетельствовать каждого, кто нуждается, если у тебя есть для этого силы и средства. Но в ответ на помощь со дна человеческих душонок поднимается всё самое негативное, что ранее было скрыто: зависть, мелочная злоба, обидчивость, лень, лживость, алчность, желание выгодно устроиться за чужой счёт...
Вспоминаю недавнюю историю из жизни, когда пекарь, открыв частную булочную, стал предлагать неимущим забирать хлеб бесплатно. Сначала люди обрадовались, потом стали завидовать друг другу, потом стали требовать дополнительную долю, считая, что пекарь им всем обязан. Ему пришлось всё закрыть и уехать. А вместо благодарности он получил только возмущение.
Как говорит пословица: не делай людям добра, не получишь зла.
Так что в своём романе Артур Конан Дойл проявил себя в большей степени психологом-реалистом, чем фантастом.
Oreon, 27 июля 2020 г.
Интересно. А после Затерянного мира и Шерлока Холмса, то даже несколько неожиданно и поучительно. Автор ещё в конце 19-го века поднимает глубокую философскую тему: Как сделать всех счастливыми? Что делает человека счастливым, только ли богатство? А можно ли осчастливить человечество с помощью денег и каким образом? И увы, ещё тогда приходит к неутешительным выводам. Шальное, незаслуженное богатство портит человека, окунает его в безграничную лень, делает несамостоятельным, с другой стороны приводит к зависти, сводит с ума, заставляет пресмыкаться и т.д. В общем ничего нового, но это в той или иной мере предстоит испытать героям этого романа.
Лишь главного его героя, Рафлза Хоу, не зацепила эта болезнь. Что, кстати, весьма странно, но для меня роднит героя этого романа с такими персонажами Жюль Верна как капитан Немо или Робур-завоеватель — непризнанные гении опередившие своё время и незнавшие стеснения в средствах. Также возникают ассоциации с хозяином удивительного дома Ганувером из Золотой цепи Грина — тут и дом и свалившееся на него богатство, да и любовь там была не из простых.. Великий Гэтсби Фицджеральда, хоть Гэтсби многократно глубже и многограннее, но роднит разбитая любовь и до неприличия богатый дом :).
Герой Дойля, открыв способ, давно искомый всевозможными алхимиками, получения золота из дешёвого сырья, неожиданно (нетипично для большинства людей, как мы привыкли) решает во что бы то не стало употребить этот свой секрет во благо и сделать жизнь людей лучше. Он бросается в филантропию и вынашивает планы по фантастической переделке почти всего земного шара. Но и его благие намерения, конечно разбиваются о суровую реальность человеческой алчности и низости. Интересно, что сам автор и его герой понимают, что просто выброси они на рынок гигантские объёмы золота или просто раскрыв секрет его получения, они ничего кардинально не изменят, просто обрушат его цену, и взамен золоту, как эквиваленту богатства, придёт нечто иное, но аналогичное по сути. В этом русле могу вспомнить ещё такой мало кому известный роман как Солнечная машина Винниченко, там герой автора вместо способа получения дармового золота (а его, как известно, и не съешь и не оденешь) изобрёл способ получения дармовой, и при этом отличного качества, еды и поделился им со всеми. Тоже хотел облагодетельствовать мир, но тоже ничего хорошего у него не получилось.
Хочется ещё пару слов о технической составляющей открытия, она, к сожалению, разочаровывает своей глупостью. Это конечно фантастика и всё такое, но думаю даже в 1891-м году автор мог что-то слышать о законе сохранения массы (википедия утверждает, что этот принцип был известен ещё древним грекам), а даже если и нет, то осознать очевидное, что ток для превращения он пропускает через медные контакты, при этом та же медь фигурирует в цепочке превращений. Ну а как же сами контакты-то это переносят без превращений?
Walles, 8 марта 2020 г.
Впечатления от книжки средние. Слишком нравоучительно показана вся эта пантомима чувств, приводящая к финалу, задуманному автором. Описание самого процесса трансмутации металлов у Конан Дойла выглядит слегка грамотней, чем у Дюма в «Джузеппе Бальзамо», но по алгоритму производства он не намного ушел вперед от французского классика, просто к обычной схеме еще добавлено электричество...
Поначалу, когда описывался приезд отшельника Раффлза Хоу в бирмингемскую деревню Тэлмфилд, а также стройка дома с башенками, стеклами, трубами и т д. подумалось следующее. Если бы сэр Артур по какой то причине не дописал роман, а рукопись спустя пару десятков лет попала бы к Говарду Филипсу Лавкрафту, то какой дивный сюжетец мог бы получиться на этом материале. Конечно же, Хоу у Лавкрафта никакой Лорой Макинтайр увлекаться не стал бы и, скорее всего, золото он тоже не стал бы добывать. А если и добывал бы, то скупал бы на полученные средства редкие книги по демонологии и различным практикам, а не занимался бессмысленной щедростью. Ну и, вне всяких сомнений, лавкрафтовский Хоу непременно начал выращивать бы в подвале этого дома каких нибудь Тварей, а соседи вокруг шептались бы с подозрениями о таких вот «деяниях». Не сомневаюсь, что в такой версии старому Макинтайру, учитывая его поведение и чрезмерное любопытство, была бы уготована судьба стать первой жертвой воспитанников ученого...
... Ну а если серьезно, жаль что роман не попался в школьные годы — глядишь, на уроки химии довелось бы взглянуть с большим вниманием. Конечно, и сейчас интересно читать такого великолепного рассказчика каким являлся сэр Артур, но все же история уже не захватывает в полной мере.
geodem, 29 марта 2017 г.
«В жадности меры нет. Человек, охваченный жадностью, все глубже погрязает в болото материального, все сильнее попадает под влияние Лукавого и его жадность переходит в свою крайнюю форму – алчность».
Предлагаю Вашему вниманию роман-предупреждение, глубокого философского характера, который повествует о жизни обычных людей, и о том, какое влияние могут оказывать несметные богатства и какие опасности таит неимоверное богатство для его обладателя и окружающих. Вопрос алчности, наживы популярен во все времена. Книга затрагивает самые глубокие нотки человеческой души. Может ли быть счастлив человек, обладающим баснословным и безграничным состоянием? Роман заставляет задуматься, а в некоторых моментах даже пересмотреть частично свою жизнь. Сильное произведение с глубочайшим смыслом. «Открытием чрезвычайной важности ученого-химика Рафлза Хоу был не способ добывания золота под воздействием электрического тока на металлы, а именно то, пагубное влияние, которое оно оказывало на людей. И как Рафлз не пытался оправдать человечество, как не надеялся, все же человеческая душа крупица за крупицей омрачалась великими богатствами. Благотворительность в конечном итоге не идёт на пользу никому. Большинство людей становится паразитами, зная, что всегда есть надежда на милостыню…»
Приятного чтения!
vvmonahov, 29 сентября 2013 г.
Роман вовсе не о том, как с помощью научного открытия добывать золото и обогащаться на этом, а о том, что такое человек. И могут ли большие деньги или научное открытие изменить природу человека, и как сделать, чтобы люди стали счастливее.
В этом плане несколько произведений очень разных авторов стоят рядом друг с другом: «Золотой астероид» и «Пятьсот миллионов Бегумы» Жюль Верна, «Открытие Рафлза Хоу» Конан Дойля, «Золотая цепь» Александра Грина, «Вечный хлеб» Александра Беляева, а также «Остров сокровищ», «Владетель Балантрэ» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона. И, конечно, эпиграфом к роману является знаменитая баллада Мефистофеля:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный!
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!
В умилении сердечном
Прославляя истукан,
Люди разных каст и званий
Пляшут в круге бесконечном,
Окружая пьедестал.
Сатана там правит бал,
Сатана ликует там…
...
Люди гибнут за металл,
Сатана там правит бал!
Настоящее открытие, которое сделал Рафлз Хоу — что люди современного ему общества совсем не так очаровательны, как кажутся. Что до сих пор «люди гибнут за металл», даже самые лучшие. Что меценатство вовсе не такое благое дело, как это принято считать. Что большие деньги, не достающиеся трудом, не просто развращают, а проявляют всё самое тёмное в людях. Они вскрывают глубинные пороки общества и, похоже, человека вообще.
Ещё одна проблема, которую поднимает роман — что сулит миру наука и прогресс. И могут ли люди должным образом воспользоваться результатами научных открытий. И может ли наука, способная накормить всех голодающих «семью хлебами», сделать людей счастливыми. В «Вечном хлебе» Александра Беляева эта связь с библейским преданием более акцентирована, но и так достаточно понятно, что золото Рафлза Хоу — это символ того богатства, которое может дать людям наука. И становится очевидно, что без изменения самого человека любые научные достижения ничего хорошего не дадут. Вывод довольно мрачный и нетипичный для эпохи, в которую от науки ждали чуда, но первая мировая война впоследствии полностью подтвердила этот вывод.
Роман до сих пор не устарел, и ещё много-много лет не устареет. Это блестящее исследование человеческой души, хотя и мрачноватое. Поэтому ставлю высший балл.
qkd, 22 августа 2018 г.
Замечательно! Читается легко и за один присест, прекрасно передана погода и интерьеры, персонажи и диалоги.
Актуально. Технологии в повседневной жизни — на грани фантастики и вечный поиск алхимического рецепта.
Поучительно? Как сказал мудрый — деньги не портят людей, они показывают, кто эти люди на самом деле.
Остаётся только пара вопросов...
Произведение напомнило повесть «Дворец на троих, или Признание холостяка» Вадима Сергеевича Шефнера, которое было написано 77 (̶н̶у̶м̶е̶р̶о̶л̶о̶г̶и̶я̶) лет спустя, но явно под впечатлением от вышеописанного романа. «Дворец», несомненно сильнее и ближе к нам, в смысле понимания и чувств, но у Дойла свой, неповторимый стиль, почерк и акцент.
god54, 14 января 2019 г.
Чувствуется, что роман написан не писателем фантастом, ибо практически 95% текста, посвящено человеческим эмоциям и только мизерная часть упоминает, что было некое открытие, которое позволило изобретателю разбогатеть. Конечно, это очень привлекательно, когда барин со своего плеча снимает шубу и отдает бедному... Беда в другом, что в жизни таких людей нет. Мне пришлось очень много работать с бизнесменами. Так здесь совсем другая трансформация, пока денег минимум, люди как люди, а как только появляются настоящие деньги, жадность захватывает всё его существо. Он не узнает друзей, считает каждую копейку, не доверяет ни одному предложению, подозрения и страх становятся основой поведения, он готов пойти на любую подлость, чтобы доказать какой он благородный. В итоге произведение поучительное, читается с интересом, сюжет довольно динамичный, в итоге роман, который заслуживает внимания.
Adim, 22 февраля 2017 г.
Обычная алхимическая задача: создание философского камня, который превращает неблагородные металлы в благородные, сер Артур решает очень ответственно и относительно научно (за это мы и любим научную фантастику). Что-то подобное читал в «Технике молодежи» как на Колыме заключенные с помощью переделанного сварочного аппарата свинец превращали в золото.
DeniSky, 17 декабря 2011 г.
Роман «Открытие Рафлза Хоу» получился у Артура Конан Дойля очень жюльверновским. Про ряд эпизодов, не зная кто написал произведение, точно подумал бы, что они принадлежат перу французского фантаста.
Больше всего в данной книге мне понравилось описание некоторых бытовых мелочей, часть из, которых, впоследствии были реализованы. Не устаешь удивляться дальновидности многих писателей. Уже в 1891 году Артур Конан Дойл упоминает двери, автоматически открывающиеся при приближении человека. Неважно, что в основе их работы лежит стимпанковский принцип, а не фотоэлементы, главное угаданы сама идея, принцип. Сейчас, когда высокие технологии для многих жителей Земли стали чем-то обыденным, и развиваются очень быстро, можно говорить, что такие вещи легко предугадать. В конце же 19 века продумать нечто подобное, думается, было намного труднее.
Когда Рафлз Хоу и Роберт Макинтайр «путешествовали» из одной страны в другую, уж было подумал, что на стенки камеры, где они находятся, передается изображение с большого проектора. Ан нет, все оказалось прозаичнее, но более непредсказуемо.
Не могу ни отметить того, что произведение одно из первых в котором упоминается идея терраформирования. Несколькими годами ранее более подробно ее расписал уже упоминавшийся Жюль Верн в романе «Вверх дном». Хотя сам термин, конечно же появился значительно позже.В целом роман «Открытие Рафлза Хоу» читается легко и является отличным примером ранней научной фантастики.
SAG, 21 января 2013 г.
Ух, сколько восторгов! А немножко дегтя — можно? Ну и чем же велико это произведение? Образом Р.Хоу. Не сказал бы, что он уж так идеализирован, обычный ученый не от мира сего. Да ему повезло, он смог решить задачку над которой бились тысячи алхимиков. Но принесла она ему только одни неприятности и разочарования. Не много позднее обращу внимание на не стыковки в описании. Рафлз нашел способ получать золото, но как другие ученые он не публикует, не оглашает свое открытие, а использует его для личного обогащения прикрываясь величественными целями облагодетельствовать человечество. Тщеславие, господа. Разочаровавшись в окружающих и обманутый, он уничтожает свое открытие, зачем тогда все это затевалось. Ах, открытие было случайным. И большое богатство он хочет использовать на создание грандиозных проектов. Ну, ну-у нас уже были такие, которые хотели повернуть реки Сибири. А пока он помогает бедным и ... создает касту нахлебников, этаких прилипал возле кормушки. Автор упоминает, что Р.Хоу мудро распределяет свою помощь, а что главный прилипала, как раз и раздает его деньги не заметил. А что охотница за богатеньким муженьками вскружила ему головку не почувствовал, пока на горизонте не появился действительно нормальный человек, который своим тяжким трудом моряка зарабатывает себе на жизнь и карьеру. Жалко и очень жалко Рафлза. Ему бы прогматичность Холмса или вулканизирующую энергию Челенджера.
1 Может ошибаюсь- но помоему платина стоит значительно выше золота. Зачем же ее превращать в золото.
2 Почти каждую неделю, агенты продовали на рынках золотые слитки из мастерской Хоу. А как же законы экономики. Переизбыток золота ведет к его снижению цены и следствие заинтересованные лица давно бы вычислили откуда идут поставки и приняли бы соответствующие меры.
И еще немного. Знаете, кто выписан наиболее реалистично? Это Макинтайр- старший. Бывший фабрикант, опустившийся алкоголик, но он точно знает, что ему надо. Пару тысяч фунтов для раскрутки дела, а если нельзя пару десятков, чтоб хорошо погулять. А когда отказывают, как он мастерски проводит слежку и выясняет подробности. Куда до него его рафинированному сыночку. Вот где реальный, живой образ. К сожалению к остальным героям это не относится, уж очень они схематичны.