Альфред Ван Вогт «Зачарованная деревня»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Билл Дженнер после гибели потерявшего управления корабля оказался единственным человеком на Марсе. У него нет ни еды, ни питья, неоткуда и ждать помощи. Найденная им пустая деревня, где некогда проживали марсиане, готова принять, накормить и обогреть любого представителя марсианской расы, но совершенно непригодна для жизнеобеспечения человека...
В 1950 году опубликовано под названием «Enchanted Village», позднее в 1958 году как «The Sands of Mars».
Входит в:
— антологию «Possible Worlds of Science Fiction», 1951 г.
— сборник «Destination: Universe!», 1952 г.
— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.
— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.
— сборник «Monsters», 1965 г.
— антологию «Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction», 1968 г.
— журнал «Знание-сила 1973'5», 1973 г.
— антологию «Anthropology Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Histoires de planètes», 1975 г.
— антологию «Shape Shifters», 1978 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)», 1984 г.
— антологию «Joyas de la ciencia ficción», 1989 г.
— антологию «Человек, который дружил с электричеством», 1989 г.
— журнал «Сыщики и роботы, 1991'1», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Histoires de planètes», 1997 г.
— антологию «Nebula Awards 31», 1997 г.
— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.
— сборник «Futures Past, The Best Short Fiction of A.E. van Vogt», 1999 г.
— сборник «Science Fiction Monsters Plus», 2000 г.
— журнал «Супер Триллер №10 (133)», 2007 г.
— антологию «Остров страха», 2010 г.
— антологию «Глубина. Погружение 14-е», 2019 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
eXteSy, 26 сентября 2020 г.
Великолепно! Нет, восхитительно! Приятно снова узнавать фирменный «почерк» автора. В небольшом по объему рассказе наберется идей на целый роман. Но при этом все они к месту и реализованы Ван Вогтом просто мастерски. Автор не перестает меня удивлять. Несмотря на множество перечитанной фантастики, такого типа инопланетной жизни (причем разумной), как в этом рассказе, я не встречал.
Редкий образчик произведения, в котором атмосфера повествования не уступает фантастическому элементу, причем они взаимно дополняют друг друга. Автор не пошел путем упрощения одного во вред другому, как это часто бывает в короткой форме фантастики. Ван Вогтом просто великолепно изображена щемящая безнадежность одинокого человеческого существа, потерянного на чужой планете и оставшегося без средств к существованию. Это чувство умело подчеркивается автором описаниями марсианских пейзажей, бесконечной красной пустыни. Но даже при этом показана неистребимая вера в силу людского разума и изобретательности, в силу воли, характерная для НФ середины двадцатого века. Ведь не имея шансов на спасение, герой продолжает идти, надеясь на какое-то чудо. И оно таки случается.
Он находит заброшенный марсианский город, а вместе с ним и подкрепление своим чаяниям на спасение. Вновь и вновь терпя неудачи, главный герой до последнего упорно сражается за свою жизнь, цепляясь за оставшиеся крохи надежды.
Апофеозом становится концовка, ироничная и неожиданная, созданная, как и все произведение, талантливой рукой Мастера, умело дирижирующей чувствами и эмоциями читателя.
Jaroslav25, 11 февраля 2022 г.
Да, выживай или приспособься... Прими или умри... Ссучиться или мучиться... и т.д.... На первый взгляд — банально... Я бы обратил внимание на другое — есть в рассказе определенный символизм. ГГ всю дорогу старается победить, подчинить непонятное ему явление. Чисто человеческое, согласен. Но потом — своеобразный момент раскаяния — ведь деревня отдает ему все свои, не предназначенные именно под его потребности, ресурсы. Как итог — искупление. Жертва, если угодно. Но вот жертва во спасение — КОГО??? Человека, ради своего существования, уничтожающего и без того небогатый мирок, или все-таки ради существования этого самого мирка???
Kabasha, 3 января 2020 г.
История выживания на Марсе космонавта-инженера по имени Билл Дженнер, оказавшегося единственным выжившим участником экспедиции на далекую красную планету.
Кажущийся сегодня привычным и избитым сюжет был отнюдь не стандартным для времени создания рассказа (далекий по сравнению с сегодня 1950 год, когда люди еще только задумывались о космических полетах на ближайшую Луну, в отнюдь не на Марс).
При этом за кулисами основного и прямолинейного сюжета разыгрывается не менее глубокая и серьезная драма о приспособлении ради выживания. На что можно пойти, чтобы не расстаться с жизнью, как убедить противоположную сторону в необходимости того или иного. Если нет ответа – это значит, что оппонент не хочет тебе помогать или он просто тебя не понимает. Вопросов гораздо больше, чем ответов. Но именно от них зависит жизнь…
Ну и финал, конечно, отрабатывает, как говорится на все сто. Грамотно уведя читательское внимание в сторону, Ван Вогт демонстрируется незаурядную развязку, которая по сути была всегда перед глазами читателя и после знакомства с ней не кажется такой уж неожиданной. Но в первые секунды после прочтения понимаешь, что это шок, растерянность и… необходимость приспособиться к финалу.
nenas, 3 января 2017 г.
Маленький текст, написанный исключительно ради концовки, которая окупает потраченное внимание читателя.
Однако мне вспоминается реалистический аналог этого рассказа (не помню, где его читал) — про английского офицера эпохи раннего колониализма, на отряд которого нападают туземцы. Он единственный выживает, находит их деревню, и, пока у него есть ружьё и патроны, заставляет их слушаться, отдавать ему еду и т.п. Но патронов становится всё меньше и меньше, и он понимает, куда идёт дело. И последние патроны он тратит на пару буйволов, которых дарит деревенским. Последняя сцена — он, одетый как туземец, с татуировками, с двумя жёнами-туземками, отчаянно торгуется с португальцами, достигшими этих мест в поисках золота и рабов.
Ван Вогт написал, в общем-то, то же самое. Только, благодаря фантастическим допущениям — короче и убедительнее.
Iricia, 10 ноября 2019 г.
Развязка восхитительна в своей неожиданности. На протяжении всего рассказа настойчиво повторяются слова о необходимости приспособиться, однако ожидается, что подстроится должна именно деревня. Финальный твист тем и хорош, что он не только удивляет, но и оказывается вполне логичным — писатель просто умело отвлек внимание читателя от подобного варианта, тем более что самым очевидным его тоже не назовешь.
Стронций 88, 12 апреля 2017 г.
Ван Вогт как всегда прекрасен. Удивительное дело – ведь совершенно искусственная ситуация, но всё так ярко, животрепещуще, так интересно и напряжённо, что захватывает, заставляет переживать – не оторваться. Оригинальная идея (ну а какая ещё у Ван Вогта?): космонавт с разбившегося на Марсе корабля, погибающий от голода и жажды натыкается на брошенную деревню, которая сама является одним живым организмом (прекрасная же, удивительная идея!), после чего начинается борьба разума, тонкое и напряжённое перетягивания каната между человеком и живой деревней – выживет тот, кто сумеет приспособиться сам или приспособить под себя окружающее… Сухой язык? Да, но это понятная сухость, это сухость напряжения – автор убрал всё лишнее, а оставшееся сделалось звенящим как струна – в каждом абзаце неразрешимая проблема, которую приходится решать герою, чтобы выжить. И очень приятно, что вся эта интригующая динамика по большей части внутренняя, без трэша, работа не кулаков, а разума, напряжённая и острая – вот что я люблю! А в итоге, классическое, едва ли не идеальное – искусственная, но интригующая ситуация, удивительная идея (город – живой организм, существо, живущее в содружестве со своими «жителями»-марсианами, но как перенастроить его под человека?), напряжённая работа ума, поиски решений, тонкая, но ожесточённая борьба не на жизнь, а на смерть; и неожиданная интересная концовка. Может и не такая уж сверхнеожиданная, все-таки мне где-то мелькнула возможность такого исхода, но всё равно «бьющая», заставляющая призадуматься над превратностью этой борьбы («приспосабливайся, или приспосабливай под себя окружающее»), ведь не так всё получилось однозначно с этой концовкой, не правда ли?.. Ван Вогт – такой Ван Вогт! Мастер!
zdraste, 23 января 2018 г.
Человек, это такое существо, которое не только привыкает к изменению окружающей среды, но и само приспосабливается к этим модификациям, и как отметили уже в отзывах, изменяет эту среду под свои потребности. Лет сто-двести назад, это делалось из за нужды выжить. Последние сто лет, из за своей прихоти.
Остается пожелать Дженнеру, взаимопонимания с ему подобными. Потому что есть люди, такие вот нехорошие люди, которые из за косого взгляда могут прибить, не говоря уже из за цвета кожи и волос.
Не смотря ни на что, Дженнер — это человек, а как сказал Максим Горький, человек — это звучит гордо.
Спасибо за совет an2001
artem-sailer, 1 сентября 2014 г.
Рассказ скучный, блеклый, невзрачный. Стандартно, не оригинально. Дочитывал из последних сил, казалось, что закончится всё так же. Я думал, что выйдут в конце концов добрые марсиане и спасут главного героя.
Однако концовка приятно удивила или даже обескуражила: настолько необычно и мощно, что аж дух захватило. Не поверил собственным глазам, честное слово, перечитал ещё раз, чтобы удостовериться в том, что всё правильно понял. Да, концовка спасает весь рассказ, ради неё стоило прочитать. Раскрывать интригу не буду, советую запастись терпением и прочитать данный образчик парадоксальной фантастики.
VovaZ, 6 марта 2017 г.
Рассказ, будучи несколько дидактичным, понравился ярким сюжетом, свежей идеей (1950-й год, дамы и господа, до Урсулы Ле Гуин четверть века) и неожиданным финалом. Изложение суховато, верно, но таков Ван Вогт.
taipan, 29 июня 2012 г.
Рассказ «Enchanted Village» впервые опубликован в 1950 году (в 1958 переиздавался как «The Sands of Mars»). Написан Альфредом Ван Вогтом, американцем голландского происхождения, одним из ведущих авторов «золотого века» западной Science fiction, в 1947-м удостоенным титула «самого популярного фантаста США».
Астронавт-первопроходец, единственный выживший в катастрофе исследовательского крейсера, остается один на один с марсианской пустыней и ее песчаными бурями. После продолжительных скитаний (вода кончилась, от сухпайка остались только крошки), набредает на некое подобие оазиса среди дюн. Оазис этот явно рукотворный, представляет из себя нечто вроде «базы отдыха», но самих аборигенов нет, а предлагаемые блага цивилизации на человеческий организм явно не рассчитаны (из душа льется концентрированная кислота, плоды на деревьях совершенно несъедобные, а в то, что герой условно определяет как «кормушки-поилки» подается какая-то дрянь).
Отчаявшийся, измученный жаждой, голодом и одиночеством человек из последних сил пытается найти общий язык с брошенным хозяевами автономным механизмом, пытается выжить. И это ему удается. Но какой ценой?
Остроумная и жуткая история Ван Вогта, пробуждающая в памяти целый сонм ассоциаций (от злоключений героев LOST до сакраментального толстовского «кто хлебал в моей чашке?!») не только с необычной стороны преподносит тему контакта с внеземным разумом, но представляет собой любопытную метафору, ответ на один из ключевых для художественной культуры вопросов — куда способен завести инстинкт самосохранения, и каковы вообще пределы человеческой способности к адаптации в антагонистической среде, к выживанию — назло и вопреки всему?
petyx, 9 июня 2015 г.
Для меня рассказ данный — страшная правда жизни. Хочется оставаться человеком, преданным своим идеалам, негибким, гордым и справедливым. Но не становимся ли мы в процессе жизни хамелеонами? Дабы выжить, мимикрируем, подстраиваемся, входим в доверие к тем, кто нам вовсе не дорог? В этом рассказе человек думает, что он победил. А победили его. Он утратил свой былой облик. Лучше бы он умер, собрался с силами и прикончил себя... Но увы, на это способны очень немногие...
Cosmosom, 7 октября 2012 г.
Не знаю, кем лучше быть, по мнению автора — человеком на Земле или марсианином на Марсе. Марсиан в этом рассказе мы не видим, но тем не менее существует «Зачарованная деревня», которая является настоящим раем для жителей Марса. У меня вопрос — как долго человек может искать свою «Зачарованную землю» на Земле, если он быстрее найдет её на Марсе? Не на это ли намекает автор?
nikalexey, 23 июля 2009 г.
в ходе эволюции человек был единственным существом, который изменял окружающий мир под себя, а не менялся сам, из-за изменений окружающего мира, как остальные представители животного мира. Но как говорится, и на старуху бывает проруха. То, что помогла человеку стать человеком — изменять мир, а не меняться самому, могло послужить причиной гибели.
С другой стороны, кто сказал, что эволюция остановилась на человеке — она ведь продолжается ...
Felis, 29 ноября 2009 г.
За такую концовку, я готова простить некоторые вещи, которые показались мне неестествееными. Ну как человек мог догадаться, что деревня именно такая?
И согласна на счёт выссказанного здесь об эволюции. Спасибо за мнение. )))