fantlab ru

Филип Дик «Вторая модель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Оценок:
1415
Моя оценка:
-

подробнее

Вторая модель

Second Variety

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 187
Аннотация:

Далекое будущее. Идет кровопролитная война между США и так называемым азиатским анклавом. Перевес переходит на сторону США, потому как их ученые изобрели новое эффективное средство в борьбе против противника — самоуправляемых роботов под названием «когти». У азиатов нет противоядия против этих смертоносных механизмов, и они уже готовы сдаться на милость победителей, когда выясняется, что самим американцам грозит опасность и гибель. И все из-за загадочных смертоносных роботов, которые начали выпускать их автоматизированные заводы по производству «когтей», а точнее из-за ВТОРОЙ модели данного робота, которая ничем не отличается от человека…

(Аннотация соответствует переводу Колесникова, отличающемуся совершенно беспардонными правками авторского текста. Как-то: замена места действия, замена персонажей и т.д)

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Существует цензурированная версия в переводе Б. Маковцева. В этой версии русские заменены на азиатов, Советская Армия на Объединённую Армию, вместо австрийца Клауса Эпштейна одним из героев становится вьетнамец Ли Сун Ча, а Тассо из русской по национальности становится француженкой.


Входит в:

— условный цикл «Когти»

— сборник «The Variable Man», 1957 г.

— антологию «Il passo dell'ignoto», 1972 г.

— антологию «Machines That Kill», 1984 г.

— сборник «Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick», 1984 г.

— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.

— антологию «Robots», 1989 г.

— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.

— антологию «Robot Warriors», 1991 г.

— журнал «Фандет экспресс 5'91», 1991 г.

— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Вторая модель», 1996 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— антологию «Future War», 1999 г.

— антологию «Солдаты Вселенной. Лучшая военная фантастика ХХ-го века», 2001 г.

— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.

— сборник «Вторая модель», 2021 г.

— антологию «Robots Through the Ages», 2023 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Короткая повесть

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 2-е место (США)

Экранизации:

«Крикуны» / «Screamers» 1995, США, Канада, Япония, реж: Кристиан Дюге

«Крикуны 2: Охота» / «Screamers: The Hunting» 2009, США, Канада, реж: Шелдон Уилсон



Похожие произведения:

 

 


Смерть Вселенной
1992 г.
Бегство с планеты обезьян
1994 г.
Марионетки мироздания
1994 г.
Молот вулкана
1994 г.
Вторая модель
1996 г.
Особое мнение
2004 г.
Солдаты Вселенной. Лучшая военная фантастика ХХ века
2006 г.
Вспомнить все
2015 г.
Вторая модель
2023 г.

Периодика:

Фандет экспресс 5'91
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Особое мнение
2017 г.
Особое мнение
2017 г.
Пересадочная станция
2018 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Il passo dell'ignoto
1972 г.
(итальянский)
Machines That Kill
1984 г.
(английский)
Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick
1986 г.
(английский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Robots
1989 г.
(английский)
Robot Warriors
1991 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Future War
1999 г.
(английский)
Second Variety
1999 г.
(английский)
The Best Military Science Fiction of the 20th Century
2001 г.
(английский)
Minority Report
2002 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
The Early Science Fiction of Philip K. Dick
2013 г.
(английский)
Повне зібрання короткої прози: Том І
2019 г.
(украинский)
Robots Through the Ages
2023 г.
(английский)
Robots Through the Ages
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Переводов слишком много, чтобы прочесть все. Пришлось выбирать по первому абзацу.

Баринов чудаковат: «Время от времени он поднимал руку в перчатке, расстегивал ворот шинели и вытирал пот с шеи» — расстёгивал, расстёгивал да и не вырасстегнул. :)

Красикова & Пятковский жутковаты: «он поминутно резко вскидывал руку в перчатке, чтобы сбросить пот со лба и шеи под расстегнутым воротом шинели» :)

Маковцев велеречив: «Он нервно оглядывался по сторонам, часто облизывал пересохшие губы и время от времени поднимая руку в перчатке к расстегнутому вороту шинели, чтобы вытереть потную шею» :)

Поэтому остановился на Берднике, но... кому-то может понравиться другой перевод.

По сути: рассказ неплохой, но как всегда у Дика, содержит небольшую кучку нелепиц. Особенно порадовала американскя промышленность, перенесённая на Луну (ага, с сырьём и запасами нефти). Герои странноваты, конечно. После тонн фэнтези и мистики я уже как-то привык, что первым делом для проверки человечности пускают кровь. Ну палец отрезали бы посмотреть, человек или нет.

Туповаты герои. Это бывает. На войне, как известно, лучше всех выживают трусы и дебилы.

Из чего, кстати, этих роботов в таких количествах шлёпают, тоже малопонятно. Да ещё и взрывчатые вещества научились делать. Это как? Роботы докопались до склада с динамитом?

Есть конкуренция между роботами. Ладно, понял. Но почему тогда нумерация моделей сквозная? Если Дэвида (1-М) выпускает завод роботов А, а женщин выпускает завод роботов Б, то почему нумерация завода Б идёт вслед нумерации завода А. Они же как бы ненавидят друг друга и воюют между собой.

Ну и таких несуразиц — вагончик.

Мне это очень не нравится в творчестве Дика. Я готов поверить во всё, но требую ЛОГИЧНОСТИ выстроенного мира. У Дика с этим большие проблемы.

По идее: ничего особо нового. Типичный антивоенный рассказ Дика (а есть ли у него другие?). У Шекли в Страж-птице (тот же год написания, кстати. Что-то их подтолкнуло, какие-то новости по телеку, что ли) показан сам механизм передачи власти в руки роботов. Из благих побуждений, что значительно страшнее. Безопасность в обмен на свободу.

У Дика же это просто военные игрушки, вышедшие (кстати, почему?) из-под контроля. Да, это рассказ-предупреждение. Но и только. Надрыва нет, ГГ не сопереживаешь, роботу тоже.

Кстати, фильм «Крикуны» я смотрел, конечно. Там нет Земли и Лунной базы. И финал там действительно драматичный.

Мне начинает казаться, что рассказы Дика так хорошо экранизируют именно потому, что их можно брать за основу сценария — как голую идею.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе органично соединены воедино любимые темы Дика.

1. Всеобщая паранойя, когда тот, кто рядом, может оказаться чужаком, врагом, чудовищем, когда мимикрия других начинает превосходить в совершенстве человеческое тело, когда по любому тесту невозможно отличить людей от железок. Свой-чужой больше не работает, помогает только кропотливое владение пилой, если нет времени на что-то менее кровавое.

2. Проникновение искусственного разума в области, доселе доступные только человеку. Сращение его с живой плотью, симбиоз крови и машинного масла, снаружи на сто процентов идентичный хомо сапиенсу. Роботы постепенно опускают нашу цивилизацию ниже своего уровня, хотя человечество все ещё борется.

3. Ну и ужасы прошедшей десятилетия назад опустошительной войны, где люди по инерции борются со своими же порождениями, которые, правда, продолжают совершествоваться, делая конфликт нескончаемым. Это война не между сверхдержавами, это война киборгов и людей, хотя последние все ещё думают, что сражаются между собой. Мне, кстати, фильм «Крикуны» понравился даже очень, во многом из-за переноса действия на другую планету и другими расхождениями с каноном.

Вспоминается мне также роман «Предпоследняя правда», схожий с рассказом тотальной фальшью жизни главных героев и рассказ «Самозванец» с аутентичной экранизацией (довольно средней), следующий в ключе «Второй модели» по идентификации проникших в общество враждебных существ.

Сумасшедшей силы произведение, где визионерский талант и куча маний и комплексов писателя и безумца Дика в полной мере выплеснулись на страницы.

Даже спустя без малого тридцать лет при чтении этого рассказа все так же мурашки по коже от осознания гения автора.

Захотелось вдруг взять нож и проверить, что у меня под кожей, внутри.

Я — человек? Или...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное лучшее в рассказе это «атмосфера».Вроде бы мир прописан довольно скупыми мазками, но как это объемно! Так и представляется мир после атомной войны. Постапокалиптика от Ф.Дика. Еще одна положительная черта рассказа, учитывая время написания его (1953 г.), когда ставка на победу в войне делалась на ядерное оружие, Дик меняет вектор направления развития технологий вооружений на «автоматизацию» войны. И когда рост технологий вооружений превращает орудия защиты в смертельного врага самих создателей. Конечно можно поискать и нестыковки, но как то не хочется портить мнение о рассказе простыми придирками.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вторая модель», это один из лучших рассказов в творчестве великого и ужасного Филипа Дика. Но в чём же его прелесть?

Описание мира после ядерной войны — явно лишено многих «живописных» приёмов.

Характеры героев — схематичны и не раскрыты.

Описание взаимной подозрительности в группе солдат — не передаёт читателю той же атмосферы.

Вроде бы многое играет в данном рассказе против его автора, но... но есть те моменты, которые не позволяют этот рассказ вычеркнуть из своей памяти и забыть как книжку однодневку. Не буду перечислять их все, у каждого они свои и родные. Но ключевым для всех читателей является поразительная и жестокая развязка. Осознание Хендриксом всей бессмысленности сопротивления и понимание того, что нашествие «когтей» остановить не удалось бьёт по сознанию читателя в самый неожиданный момент и обрывает рассказ, оставляя читателя наедине с терпким и богатым послевкусием.

Браво, мистер Дик, Вы опять переиграли читателя.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Вторая модель» от Дика, на мой взгляд, просто отменный! Он , как прекрасное вино, которое можно попробовать и полюбить, а потом через долгие годы снова откупорить и насладиться замечательным послевкусием прошлых лет богатого урожая. Действительно прекрасный рассказ, который можно перечитывать неоднократно спустя годы, и , по сути , этот рассказ в нынешнее время своей атмосферы не теряющий. Смотрите : он один из наиболее обсуждаемых в творчестве Дика, а значит крайне популярен; он выдвигался на премию Хьюго, а значит люди его весьма высоко котировали и признали успешным; его экранизировали и даже создали продолжение на эту тематику .

Война на полное взаимное уничтожение, или постапокалиптика , роботы, показанные, как человеческие слуги-убийцы и как отдельно развивающиеся индивидуумы, враждующие меж собой. Выделение сюжета не имеет смысла, потому что все события нужно прочувствовать самому, а условия ,в которых оказались люди в произведении Дика , весьма и весьма нелегкие. Читая такой рассказ , остается только переживать за род людской и ожидать в финале , как некую панацею от смерти, шанс или надежду на выживание всего человечества в целом без какого-либо указания на национальную принадлежность. Понравилось, что Дик, наиболее правдиво рассматривает возможные пересечение военных интересов двух могучих в 50-ые годы мировых держав, ибо у многих писателей золотого поколения фантастики русские вообще не фигурировали где-либо за пределами стратосферы. В космосе сплошная Америка и самые близкие к ним из славян — вездесущие поляки, а русские очевидно давно покинули Землю и где-то с остальным социалистическим лагерем обосновывается в какой-нибудь Красной Объединенной Галактике. Дик — молодец! Он видел порой очень далеко. И поэтому данное произведение должно оставаться Золотым Фондом Научной Фантастики , а также хорошим предостережением людям о возможностях не самого счастливого будущего....

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Слава Роботам! Убить всех человеков!» (с) Бендер («Футурама»)

Очень подавляющий и горький рассказ. Один из вариантов окончания затяжной гонки вооружений. Постъядерное будущее. Пепельно-ржавая Земля, воюющие лагеря выживших после взрыва бомб. И роботы. Множество разнообразных роботов, предоставленных самовоспроизведению на заводах-автоматах. Писатель как всегда нарисовал мрачную, тускло-серую пессимистичную картинку, но в этом и есть классический Ф.Дик.

Созданные для противопоставления вражескому оружию машины запрограммированы на тотальное уничтожение людей. И в процессе выполнения поставленной задачи адаптируются к новым условиям, не давая Человеку ни малейшего шанса. Они прогрессируют и учатся, но, кроме деструктивного начала, в них ничего не заложено. Они не в состоянии воспринять такие чувства как забота о ближнем, дружба, любовь. На человеческих эмоциях они просто паразитируют, внедряясь в бункеры под видом раненого солдата или ребенка. На робозаводах было создано уже четыре поколения моделей. Именно второй модели —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
женской — предстоит уничтожить человечество. Солдаты, в основном, мужчины, на Лунной базе в правительстве, думаю, тоже. А ведь именно Венера разоружила Марса... Неприятно, что женщине писатель отводит роль не боевой подруги, заботливой матери, а безжалостной убийцы.

Потрясающе реалистичная передача образов, становится жутко от показанных автором перспектив.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ оставил довольно смешанные чувства, но всё-таки больше разочарования. Немного заезженная в творчестве Дика тема войны с русскими (но рассказ-то написан в 53 году, и на тот момент это было актуально) получила вполне достойное развитие: бесконечные бункеры, правительство на Луне, выжженные города и страны, безжалостные роботы. Самый главный плюс рассказа — это его атмосфера безысходности, смерти и одиночества. В этом мире невозможно жить, невозможно радоваться жизни. Повсюду смерть, одиночество и пустыня. Теперь же о минусах, а их намного больше. Как неоднократно говорилось, очень предсказуемый сюжет: уже в середине можно до деталей предсказать концовку рассказа. Невероятно глупые и нереалистичные персонажи. Особенно офицер американской армии, как в его звании и с его опытом можно быть таким наивным и простодушным человеком. Для меня осталось непонятно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как один робот-ребёнок Дэвид может перебить весь бункер, наполненный обученными солдатами
и автор совершенно не собирается, нам это объяснять. И ещё куча мелких несостыковок и вопросов. Может это и мелочи, но чувство реальности мира и желание сопереживать героям моментально исчезает.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал повесть в оригинале и трех различных переводах. Из переводов понравились те, что ближе к оригиналу, т.е. переводы Ю. Баринова и В. Бердника. В них нет шелухи и попыток сделать произведение политкорректным. Не азиаты там были – русские :). И с уважением к русским, как к противникам, написана Диком “Вторая модель”. И как и должно оно было быть, ничьей оказалась победа. В общем, не понял я тот перевод, где придумали азиатов.

По поводу самой повести можно сколько угодно говорить, что развязка предсказуема и все такое… Да, есть элемент предсказуемости, но сама идея, ее простота и вместе с тем изящество, лаконизм реализации – вот в чем ценность произведения, по крайней мере, для меня.

Фильм Дюгуэя по “Второй модели” тоже, кстати, очень хорош. Хотя первоисточник и оказался искажен, сделано это не в ущерб тому настроению и той атмосфере, которая характерна для самой повести. С подколами, которых вполне можно было ожидать от самого Дика.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых захватывающих рассказов, прочитанных мной. Атмосфера обречённости, паранойи и недоверия не дают расслабиться ни на абзац. И, конечно же, рассказ, как источник идеи воина-робота, который внешне выглядит, как человек, послужил основой для многих сюжетов в литературе и кино. Филипп Дик настолько густо пропитал идеями это произведение, что мне тут же захотелось его перечитать.

Откуда же автор черпал вдохновение для «Второй модели»? И почему действие рассказа происходит не в далёком футуристичном будущем, а больше походит на ставшее уже для нас прошлое? Дерзну предположить, что автор описывал историческую реальность разгара «холодной войны» между США и СССР, усилившуюся как раз в начале 50-х годов. То было время всеобщей подозрительности, когда «маккартизм» — поиск «антиамерикански настроенных» граждан — превратился в охоту на ведьм. Тогда нагнеталась массовая истерия, когда даже сосед, выглядевший, как типичный американец, мог спрятать в себе «вирус коммунизма» и заразить им тебя самого или членов твоей семьи. А тут ещё и реальная возможность начала ядерной войны с Советским Союзом, после которой от Америки могли остаться лишь радиоактивные руины. Всё это не могло не отразиться на каждом американце, в том числе и на самом Филипе Дике.

Сдаётся мне, что автор взял, да и поместил героя своего рассказа майора Хендрикса, подразумевая под ним рядового американца, в декорации свершившейся ядерной войны и новых вооружений в виде самосовершенствующихся боевых роботов, которые стали неотличимы от людей. Да, не забыл он и о солдатах советской армии, с которыми предстоит вести диалог Хендриксу. Потом добавил интриги, связанной с тем, что роботом может быть любой, оказавшийся рядом человек и вот перед нами исследование вопроса о надуманных причинах конфликта, которые могут уничтожить земную цивилизацию, только в фантастических декорациях.

Помимо остросюжетной составляющей, автор представил на читательский суд исследование о причинах недоверия между людьми и опасности научно-технического прогресса, поставленного на военные рельсы. Образцовая фантастика, с которой нужно познакомиться каждому любителю жанра.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё таки есть у нас культ Филиппа Дика на сайте. В каждом втором отзыве встречается фраза «предсказуемый сюжет» и тем не менее оценки высокие. Такого не каждому автору прощают.

Рассказ прочитал быстро, что говорить, сюжет летит буквально молниесно. Перед нами опять постапокалиптика, опять война с русскими, мутанты, роботы — в общем все любимые атрибуты Диковских произведений.

Да очень страшно, ярко и лакончино показанна Земля после ядерной войны, но это уже всё было у автора, поэтому лично меня как-то не задело абсолютно. Герои какие-то картонные, им не веришь нисколько, особенно русским. Их действия сложно объяснить с точки зрения психологии. Всё как-то наигранно: и весь сюжет и сама интрига. Ну а майор вообще редким лопухом показан.

ЗЫ один из немногих случаев на моей памяти, когда фильм понравился больше, чем книга; хотя они один-в-один...

ЗЫ2 и да... очень предсказуемый сюжет...

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ весьма атмосферный, но масса логических и психологических ляпов превышает критическую, за которой уже не можешь воспринимать данное произведение всерьез. Стиль хорош, но достоверностью и логикой тут и не пахнет. Для меня лично отсутствие логики сюжета — важный недостаток. Кое-что в комментариях отметили, что-то — нет.

По порядку:

1. Если роботы строятся независимо и враждуют, откуда взялась сквозная нумерация моделей? Это все равно что сквозная нумерация дивизий в США и СССР.

2. Откуда у роботов столь искусная имитация органических тканей? Откуда у людей бараньи консервы и кофе — не с Луны же присылают? Как налажено снабжение Лунной базы (она в любом случае критически зависит от земных ресурсов)?

3. Почему автор как мантру повторяет: «если один проникнет в бункер, все кончено»? Ведь роботы (все модели) разлетаются в куски с одного выстрела!

4. Почему Вторая модель во много раз совершеннее Третьей? Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ест, пьет кофе, имеет богатый словарный запас. А Четвертая модель вообще рассуждает о Лысенко!!! Откуда и зачем роботу-убийце такие познания?

5. Как Руди мог спать с Тассо? Вторая модель столь совершенна, что человек не может отличить ее от женщины? И это, напомню, при жутком несовершенстве Третьей модели.

6. Почему Вторая и Четвертая модель не убили друг друга раньше? Как они так долго могли водить Руди за нос (кстати, он так до смерти и не понял, что Клаус робот) и с какой целью? Ведь советский бункер был уже уничтожен.

7. Одноместный (!!) и небольшой (!!!) корабль, способный достичь Луны — до такого издевательства над логикой ни один гуманитарий в послеуэллсовскую эпоху не опускался.

8. Сначала место действия — Америка, но к концу рассказа мы вдруг оказываемся в Нормандии (виноградников там, кстати, нет и быть не может). Американские подземные заводы каким-то чудом переместились за океан?

Ну и о переводе Бердника, имевшего «гражданское мужество» назвать русских русскими. Увы, правильно перевести «UN troops» (явный намек на Корейскую войну) ему уже «гражданского мужества» не хватило. Войска ООН у него — «американские войска». Замечу при этом, что все русские переводы — 90-х годов))

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1953 году этот рассказ, вероятно, был новым и сильным по содержанию произведением. Сейчас такого впечатления на меня он не произвел. Тема взаимного истребления двух сверхдержав утратила актуальность; идея полностью автономных боевых роботов, ставших враждебными людям (и, возможно, другим своим разновидностям), не выглядит свежей и интересной.

Интрига в рассказе реализована слабо — что (или кто) является Второй моделью, становится ясно слишком задолго до конца. Экшн-составляющая сюжета, в принципе, довольно увлекательная, но это для меня оказалось единственным достоинством рассказа.

Самое большое недоумение и недоверие вызвала у меня идея имитации роботом человека. В каких-то других сюжетах этому можно было бы не придавать большого значения, рассматривая как художественную условность. Но здесь на этом и построен сюжет, это его ключевое центральное звено. В безупречную имитацию я не верю. Слишком много в человеке уникальных особенностей: например, меняющееся выражение глаз. Его уж точно никак нельзя воссоздать у робота. К тому же очень странно то, что если у Третьей модели (насчет Первой не совсем ясно, но тоже можно предполагать) очень ограниченный запас слов и реакций — что вполне нормально, то Вторая и Четвертая имеют их просто невероятное количество. На каждую фразу человека они отвечают осмысленно и разнообразно, и в это невозможно поверить. Для такой имитации разработчики должны иметь колоссальный опыт взаимодействия с людьми — а какой опыт был у роботизированной промышленности?

Подводя итог, выражу мнение, что этот рассказ не представляет для меня большой содержательной ценности. Таковую могли бы составить либо более оригинальный и напряженный сюжет, либо более глубокая философия с элементами психологического исследования. Ни того, ни другого здесь я не увидел.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный, хороший рассказ. Это первое произведение прочитанное мной у Дика, буду продолжать знакомство с этим автором. Сюжет опять таки терминаторский, какое то восстание машин и все такое. Теперь я понимаю откуда взяли идеи авторы фильма <<терминатор>> они просто читали Дика, Харлана, Шекли, Бредбери и других писателей. Что касается рассказа, идея то что роботы эволюционируют мне понравилась и то что они как и люди уже начинают воевать и убивать друг друга. Фильм по рассказу Дика <<крикуны>> вроде и хорош, но место действия перевели на другую планету и от этого он по моему менее атмосфернее получился. Вот если бы сделали как в рассказе... Европа и Америка в руинах везде разрушеные дома, техника, земля вся в пепле, американцы и китайцы воюют и на этом фоне были бы крикуны (когти) было бы вообще супер. Рассказ мне больше понравился 10 баллов.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь это потрясающий рассказ!

Вот я сейчас прочитал его и сижу словно огорошенный, пытаясь понять – как? Как он мог это сотворить? Как этот рассказ, пусть не столь маленький (хотя каких-то жалких тридцать страниц, прочитавшихся влёт), уложился в моей голове как твердый полноценный роман? Роман динамичный, насыщенный событиями и смыслом! Как?!

Может потому что это и есть Филип Дик? Стопроцентный, если не сказать, концентрированный Филип Дик! И это бросилось резким контрастом в сборнике «Пересадочная станция», после недурных рассказов «Печенье» и «За дверцей», но которых с тем же успехом мог написать образный Матесон. А этот рассказ не мог написать никто, кроме Филипа Дика. И написать так! Пусть слегка суховато, но столь динамично, что постоянное напряжение буквально звенело, заставляя пожирать глазами строчку за строчкой! А это не отпускающее ощущение паранойи? Честно говоря, оно было на уровне моего любимого фильма «Нечто» Карпентера (именно фильма, так как рассказ, из которого он вырос, этим меня не сильно-то и побаловал), да и было созвучным – кто эта Вторая модель? А подозревать-то можно каждого!.. Да, интрига, и напряжение, и неожиданный сюжет! И это тем удивительнее, что я читал-то уже после экранизации, которая и сюжет и смысл передала довольно бережно (что редкость для экранизаций Дика) – но вот, уже зная всё это, и влекло, и интриговало, и удивляло!

Это концентрированный Филип Дик и в плане идей. Его вопрос о том, что такое человек, а что только им притворяется, и где эта грань, отличающая одно от другого? – он тоже стоит тут как-то необычайно ярко и концентрированно… и животрепещуще. Но кроме всего этого, я поймал себя и на другой мысли, другом вопросе: а кто главные в войне – мы, или те игрушки, то оружие, что мы используем? И не наступит ли тот момент, когда мы станем лишними для всего того оружия, что мы выпускаем в мир, станем сами игрушками этих игрушек? Очень мощный рассказ. Насыщенный и тонко выверенный и в плане смысла, и в плане логики и психологии героев – та концентрация, что где-то внутри, в сознании, в памяти, в эмоциях, создаёт полную, насыщенную иллюзию романа!

Ещё, конечно, хотелось бы сказать о фильме. Да, он довольно бережно передают и сюжет и смысл рассказа, только вот создатели фильма в чём-то пожалели, превратив мировую войну в войну корпоративную, а место действия перенесли с Земли на отдалённую планету. Дик таких поблажек давать не стал. Его война, в которой обе стороны выглядят одинаково ужасно и несчастно одновременно (да, Россия войну начала, но Америка создала эти «когти», дав им свободу и по факту добив всё население Земли), вызывает сильные чувства, а выжженная Европа кажется искореженным памятником любой войны в принципе. Кстати, устало обыденное отношение самих солдат к этой войне и тем непоправимым разрушениям, что она принесла – тоже та тонкость, что заставляет рассказом восхищаться. Но это вещь, которую я у Дика приметил давно – точное соответствие психики героев миру, в котором они живут.

А ещё разность между фильмом и рассказом в самом конце, в последней фразе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если помните, в фильме эти роботы (по крайней мере, один из них) познал, что такое любовь (если это был не обман) – и в этой связи очень ценны размышления героев рассказа в бункере, предположение, что эти роботы заменят человека и будут жить на Земле своей цивилизацией вместо него ¬– и так через любовь стал практически человеком. Здесь же это «приближение к человеку» было подано через гранату… Они начали уничтожать друг друга.
Очень тонкая, но важная разница, по-моему, практически корень всего рассказа. А заодно и критичный, но очень тонкий взгляд автора на человеческую расу в принципе…

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

рассказ великолепен. простыми емкими фразами передается атмосфера. Дик не отвлекается на дотошный разбор характеров, психологию героев, что и не удивительно — все же малая форма. И тем не менее читать интересно. И страшно.

Вот оно, откуда растут уши у знакомого с детства Терминатора (сразу вспомнилась сцена проникновения терминатора в бункер во втором фильме). Крикунов не смотрел, но теперь уж придется :smile:.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх