Филип Дик «Вторая модель»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Далекое будущее. Идет кровопролитная война между США и так называемым азиатским анклавом. Перевес переходит на сторону США, потому как их ученые изобрели новое эффективное средство в борьбе против противника — самоуправляемых роботов под названием «когти». У азиатов нет противоядия против этих смертоносных механизмов, и они уже готовы сдаться на милость победителей, когда выясняется, что самим американцам грозит опасность и гибель. И все из-за загадочных смертоносных роботов, которые начали выпускать их автоматизированные заводы по производству «когтей», а точнее из-за ВТОРОЙ модели данного робота, которая ничем не отличается от человека…
(Аннотация соответствует переводу Колесникова, отличающемуся совершенно беспардонными правками авторского текста. Как-то: замена места действия, замена персонажей и т.д)
Существует цензурированная версия в переводе Б. Маковцева. В этой версии русские заменены на азиатов, Советская Армия на Объединённую Армию, вместо австрийца Клауса Эпштейна одним из героев становится вьетнамец Ли Сун Ча, а Тассо из русской по национальности становится француженкой.
Входит в:
— условный цикл «Когти»
— сборник «The Variable Man», 1957 г.
— антологию «Il passo dell'ignoto», 1972 г.
— антологию «Machines That Kill», 1984 г.
— сборник «Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick», 1984 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
— антологию «Robots», 1989 г.
— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.
— антологию «Robot Warriors», 1991 г.
— журнал «Фандет экспресс 5'91», 1991 г.
— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Вторая модель», 1996 г.
— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.
— антологию «Future War», 1999 г.
— антологию «Солдаты Вселенной. Лучшая военная фантастика ХХ-го века», 2001 г.
— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.
— сборник «Вторая модель», 2021 г.
— антологию «Robots Through the Ages», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Короткая повесть | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 2-е место (США) |
Экранизации:
— «Крикуны» / «Screamers» 1995, США, Канада, Япония, реж: Кристиан Дюге
— «Крикуны 2: Охота» / «Screamers: The Hunting» 2009, США, Канада, реж: Шелдон Уилсон
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 30 декабря 2014 г.
Переводов слишком много, чтобы прочесть все. Пришлось выбирать по первому абзацу.
Баринов чудаковат: «Время от времени он поднимал руку в перчатке, расстегивал ворот шинели и вытирал пот с шеи» — расстёгивал, расстёгивал да и не вырасстегнул. :)
Красикова & Пятковский жутковаты: «он поминутно резко вскидывал руку в перчатке, чтобы сбросить пот со лба и шеи под расстегнутым воротом шинели» :)
Маковцев велеречив: «Он нервно оглядывался по сторонам, часто облизывал пересохшие губы и время от времени поднимая руку в перчатке к расстегнутому вороту шинели, чтобы вытереть потную шею» :)
Поэтому остановился на Берднике, но... кому-то может понравиться другой перевод.
По сути: рассказ неплохой, но как всегда у Дика, содержит небольшую кучку нелепиц. Особенно порадовала американскя промышленность, перенесённая на Луну (ага, с сырьём и запасами нефти). Герои странноваты, конечно. После тонн фэнтези и мистики я уже как-то привык, что первым делом для проверки человечности пускают кровь. Ну палец отрезали бы посмотреть, человек или нет.
Туповаты герои. Это бывает. На войне, как известно, лучше всех выживают трусы и дебилы.
Из чего, кстати, этих роботов в таких количествах шлёпают, тоже малопонятно. Да ещё и взрывчатые вещества научились делать. Это как? Роботы докопались до склада с динамитом?
Есть конкуренция между роботами. Ладно, понял. Но почему тогда нумерация моделей сквозная? Если Дэвида (1-М) выпускает завод роботов А, а женщин выпускает завод роботов Б, то почему нумерация завода Б идёт вслед нумерации завода А. Они же как бы ненавидят друг друга и воюют между собой.
Ну и таких несуразиц — вагончик.
Мне это очень не нравится в творчестве Дика. Я готов поверить во всё, но требую ЛОГИЧНОСТИ выстроенного мира. У Дика с этим большие проблемы.
По идее: ничего особо нового. Типичный антивоенный рассказ Дика (а есть ли у него другие?). У Шекли в Страж-птице (тот же год написания, кстати. Что-то их подтолкнуло, какие-то новости по телеку, что ли) показан сам механизм передачи власти в руки роботов. Из благих побуждений, что значительно страшнее. Безопасность в обмен на свободу.
У Дика же это просто военные игрушки, вышедшие (кстати, почему?) из-под контроля. Да, это рассказ-предупреждение. Но и только. Надрыва нет, ГГ не сопереживаешь, роботу тоже.
Кстати, фильм «Крикуны» я смотрел, конечно. Там нет Земли и Лунной базы. И финал там действительно драматичный.
Мне начинает казаться, что рассказы Дика так хорошо экранизируют именно потому, что их можно брать за основу сценария — как голую идею.
montakvir7511, 16 октября 2017 г.
В этом рассказе органично соединены воедино любимые темы Дика.
1. Всеобщая паранойя, когда тот, кто рядом, может оказаться чужаком, врагом, чудовищем, когда мимикрия других начинает превосходить в совершенстве человеческое тело, когда по любому тесту невозможно отличить людей от железок. Свой-чужой больше не работает, помогает только кропотливое владение пилой, если нет времени на что-то менее кровавое.
2. Проникновение искусственного разума в области, доселе доступные только человеку. Сращение его с живой плотью, симбиоз крови и машинного масла, снаружи на сто процентов идентичный хомо сапиенсу. Роботы постепенно опускают нашу цивилизацию ниже своего уровня, хотя человечество все ещё борется.
3. Ну и ужасы прошедшей десятилетия назад опустошительной войны, где люди по инерции борются со своими же порождениями, которые, правда, продолжают совершествоваться, делая конфликт нескончаемым. Это война не между сверхдержавами, это война киборгов и людей, хотя последние все ещё думают, что сражаются между собой. Мне, кстати, фильм «Крикуны» понравился даже очень, во многом из-за переноса действия на другую планету и другими расхождениями с каноном.
Вспоминается мне также роман «Предпоследняя правда», схожий с рассказом тотальной фальшью жизни главных героев и рассказ «Самозванец» с аутентичной экранизацией (довольно средней), следующий в ключе «Второй модели» по идентификации проникших в общество враждебных существ.
Сумасшедшей силы произведение, где визионерский талант и куча маний и комплексов писателя и безумца Дика в полной мере выплеснулись на страницы.
Даже спустя без малого тридцать лет при чтении этого рассказа все так же мурашки по коже от осознания гения автора.
Захотелось вдруг взять нож и проверить, что у меня под кожей, внутри.
Я — человек? Или...
dio, 4 июня 2008 г.
Наверное лучшее в рассказе это «атмосфера».Вроде бы мир прописан довольно скупыми мазками, но как это объемно! Так и представляется мир после атомной войны. Постапокалиптика от Ф.Дика. Еще одна положительная черта рассказа, учитывая время написания его (1953 г.), когда ставка на победу в войне делалась на ядерное оружие, Дик меняет вектор направления развития технологий вооружений на «автоматизацию» войны. И когда рост технологий вооружений превращает орудия защиты в смертельного врага самих создателей. Конечно можно поискать и нестыковки, но как то не хочется портить мнение о рассказе простыми придирками.
Одиссей, 20 января 2012 г.
«Вторая модель», это один из лучших рассказов в творчестве великого и ужасного Филипа Дика. Но в чём же его прелесть?
Описание мира после ядерной войны — явно лишено многих «живописных» приёмов.
Характеры героев — схематичны и не раскрыты.
Описание взаимной подозрительности в группе солдат — не передаёт читателю той же атмосферы.
Вроде бы многое играет в данном рассказе против его автора, но... но есть те моменты, которые не позволяют этот рассказ вычеркнуть из своей памяти и забыть как книжку однодневку. Не буду перечислять их все, у каждого они свои и родные. Но ключевым для всех читателей является поразительная и жестокая развязка. Осознание Хендриксом всей бессмысленности сопротивления и понимание того, что нашествие «когтей» остановить не удалось бьёт по сознанию читателя в самый неожиданный момент и обрывает рассказ, оставляя читателя наедине с терпким и богатым послевкусием.
Браво, мистер Дик, Вы опять переиграли читателя.
romanpetr, 19 ноября 2015 г.
Рассказ «Вторая модель» от Дика, на мой взгляд, просто отменный! Он , как прекрасное вино, которое можно попробовать и полюбить, а потом через долгие годы снова откупорить и насладиться замечательным послевкусием прошлых лет богатого урожая. Действительно прекрасный рассказ, который можно перечитывать неоднократно спустя годы, и , по сути , этот рассказ в нынешнее время своей атмосферы не теряющий. Смотрите : он один из наиболее обсуждаемых в творчестве Дика, а значит крайне популярен; он выдвигался на премию Хьюго, а значит люди его весьма высоко котировали и признали успешным; его экранизировали и даже создали продолжение на эту тематику .
Война на полное взаимное уничтожение, или постапокалиптика , роботы, показанные, как человеческие слуги-убийцы и как отдельно развивающиеся индивидуумы, враждующие меж собой. Выделение сюжета не имеет смысла, потому что все события нужно прочувствовать самому, а условия ,в которых оказались люди в произведении Дика , весьма и весьма нелегкие. Читая такой рассказ , остается только переживать за род людской и ожидать в финале , как некую панацею от смерти, шанс или надежду на выживание всего человечества в целом без какого-либо указания на национальную принадлежность. Понравилось, что Дик, наиболее правдиво рассматривает возможные пересечение военных интересов двух могучих в 50-ые годы мировых держав, ибо у многих писателей золотого поколения фантастики русские вообще не фигурировали где-либо за пределами стратосферы. В космосе сплошная Америка и самые близкие к ним из славян — вездесущие поляки, а русские очевидно давно покинули Землю и где-то с остальным социалистическим лагерем обосновывается в какой-нибудь Красной Объединенной Галактике. Дик — молодец! Он видел порой очень далеко. И поэтому данное произведение должно оставаться Золотым Фондом Научной Фантастики , а также хорошим предостережением людям о возможностях не самого счастливого будущего....
redmarie, 23 сентября 2012 г.
«Слава Роботам! Убить всех человеков!» (с) Бендер («Футурама»)
Очень подавляющий и горький рассказ. Один из вариантов окончания затяжной гонки вооружений. Постъядерное будущее. Пепельно-ржавая Земля, воюющие лагеря выживших после взрыва бомб. И роботы. Множество разнообразных роботов, предоставленных самовоспроизведению на заводах-автоматах. Писатель как всегда нарисовал мрачную, тускло-серую пессимистичную картинку, но в этом и есть классический Ф.Дик.
Созданные для противопоставления вражескому оружию машины запрограммированы на тотальное уничтожение людей. И в процессе выполнения поставленной задачи адаптируются к новым условиям, не давая Человеку ни малейшего шанса. Они прогрессируют и учатся, но, кроме деструктивного начала, в них ничего не заложено. Они не в состоянии воспринять такие чувства как забота о ближнем, дружба, любовь. На человеческих эмоциях они просто паразитируют, внедряясь в бункеры под видом раненого солдата или ребенка. На робозаводах было создано уже четыре поколения моделей. Именно второй модели —
Потрясающе реалистичная передача образов, становится жутко от показанных автором перспектив.
Necron, 4 сентября 2011 г.
Рассказ оставил довольно смешанные чувства, но всё-таки больше разочарования. Немного заезженная в творчестве Дика тема войны с русскими (но рассказ-то написан в 53 году, и на тот момент это было актуально) получила вполне достойное развитие: бесконечные бункеры, правительство на Луне, выжженные города и страны, безжалостные роботы. Самый главный плюс рассказа — это его атмосфера безысходности, смерти и одиночества. В этом мире невозможно жить, невозможно радоваться жизни. Повсюду смерть, одиночество и пустыня. Теперь же о минусах, а их намного больше. Как неоднократно говорилось, очень предсказуемый сюжет: уже в середине можно до деталей предсказать концовку рассказа. Невероятно глупые и нереалистичные персонажи. Особенно офицер американской армии, как в его звании и с его опытом можно быть таким наивным и простодушным человеком. Для меня осталось непонятно,
Uldemir, 5 августа 2006 г.
Читал повесть в оригинале и трех различных переводах. Из переводов понравились те, что ближе к оригиналу, т.е. переводы Ю. Баринова и В. Бердника. В них нет шелухи и попыток сделать произведение политкорректным. Не азиаты там были – русские :). И с уважением к русским, как к противникам, написана Диком “Вторая модель”. И как и должно оно было быть, ничьей оказалась победа. В общем, не понял я тот перевод, где придумали азиатов.
По поводу самой повести можно сколько угодно говорить, что развязка предсказуема и все такое… Да, есть элемент предсказуемости, но сама идея, ее простота и вместе с тем изящество, лаконизм реализации – вот в чем ценность произведения, по крайней мере, для меня.
Фильм Дюгуэя по “Второй модели” тоже, кстати, очень хорош. Хотя первоисточник и оказался искажен, сделано это не в ущерб тому настроению и той атмосфере, которая характерна для самой повести. С подколами, которых вполне можно было ожидать от самого Дика.
Mishel78, 28 ноября 2019 г.
Один из самых захватывающих рассказов, прочитанных мной. Атмосфера обречённости, паранойи и недоверия не дают расслабиться ни на абзац. И, конечно же, рассказ, как источник идеи воина-робота, который внешне выглядит, как человек, послужил основой для многих сюжетов в литературе и кино. Филипп Дик настолько густо пропитал идеями это произведение, что мне тут же захотелось его перечитать.
Откуда же автор черпал вдохновение для «Второй модели»? И почему действие рассказа происходит не в далёком футуристичном будущем, а больше походит на ставшее уже для нас прошлое? Дерзну предположить, что автор описывал историческую реальность разгара «холодной войны» между США и СССР, усилившуюся как раз в начале 50-х годов. То было время всеобщей подозрительности, когда «маккартизм» — поиск «антиамерикански настроенных» граждан — превратился в охоту на ведьм. Тогда нагнеталась массовая истерия, когда даже сосед, выглядевший, как типичный американец, мог спрятать в себе «вирус коммунизма» и заразить им тебя самого или членов твоей семьи. А тут ещё и реальная возможность начала ядерной войны с Советским Союзом, после которой от Америки могли остаться лишь радиоактивные руины. Всё это не могло не отразиться на каждом американце, в том числе и на самом Филипе Дике.
Сдаётся мне, что автор взял, да и поместил героя своего рассказа майора Хендрикса, подразумевая под ним рядового американца, в декорации свершившейся ядерной войны и новых вооружений в виде самосовершенствующихся боевых роботов, которые стали неотличимы от людей. Да, не забыл он и о солдатах советской армии, с которыми предстоит вести диалог Хендриксу. Потом добавил интриги, связанной с тем, что роботом может быть любой, оказавшийся рядом человек и вот перед нами исследование вопроса о надуманных причинах конфликта, которые могут уничтожить земную цивилизацию, только в фантастических декорациях.
Помимо остросюжетной составляющей, автор представил на читательский суд исследование о причинах недоверия между людьми и опасности научно-технического прогресса, поставленного на военные рельсы. Образцовая фантастика, с которой нужно познакомиться каждому любителю жанра.
sham, 17 августа 2010 г.
Всё таки есть у нас культ Филиппа Дика на сайте. В каждом втором отзыве встречается фраза «предсказуемый сюжет» и тем не менее оценки высокие. Такого не каждому автору прощают.
Рассказ прочитал быстро, что говорить, сюжет летит буквально молниесно. Перед нами опять постапокалиптика, опять война с русскими, мутанты, роботы — в общем все любимые атрибуты Диковских произведений.
Да очень страшно, ярко и лакончино показанна Земля после ядерной войны, но это уже всё было у автора, поэтому лично меня как-то не задело абсолютно. Герои какие-то картонные, им не веришь нисколько, особенно русским. Их действия сложно объяснить с точки зрения психологии. Всё как-то наигранно: и весь сюжет и сама интрига. Ну а майор вообще редким лопухом показан.
ЗЫ один из немногих случаев на моей памяти, когда фильм понравился больше, чем книга; хотя они один-в-один...
ЗЫ2 и да... очень предсказуемый сюжет...
Цукатоман, 26 декабря 2019 г.
Рассказ весьма атмосферный, но масса логических и психологических ляпов превышает критическую, за которой уже не можешь воспринимать данное произведение всерьез. Стиль хорош, но достоверностью и логикой тут и не пахнет. Для меня лично отсутствие логики сюжета — важный недостаток. Кое-что в комментариях отметили, что-то — нет.
По порядку:
1. Если роботы строятся независимо и враждуют, откуда взялась сквозная нумерация моделей? Это все равно что сквозная нумерация дивизий в США и СССР.
2. Откуда у роботов столь искусная имитация органических тканей? Откуда у людей бараньи консервы и кофе — не с Луны же присылают? Как налажено снабжение Лунной базы (она в любом случае критически зависит от земных ресурсов)?
3. Почему автор как мантру повторяет: «если один проникнет в бункер, все кончено»? Ведь роботы (все модели) разлетаются в куски с одного выстрела!
4. Почему Вторая модель во много раз совершеннее Третьей? Например,
5. Как Руди мог спать с Тассо? Вторая модель столь совершенна, что человек не может отличить ее от женщины? И это, напомню, при жутком несовершенстве Третьей модели.
6. Почему Вторая и Четвертая модель не убили друг друга раньше? Как они так долго могли водить Руди за нос (кстати, он так до смерти и не понял, что Клаус робот) и с какой целью? Ведь советский бункер был уже уничтожен.
7. Одноместный (!!) и небольшой (!!!) корабль, способный достичь Луны — до такого издевательства над логикой ни один гуманитарий в послеуэллсовскую эпоху не опускался.
8. Сначала место действия — Америка, но к концу рассказа мы вдруг оказываемся в Нормандии (виноградников там, кстати, нет и быть не может). Американские подземные заводы каким-то чудом переместились за океан?
Ну и о переводе Бердника, имевшего «гражданское мужество» назвать русских русскими. Увы, правильно перевести «UN troops» (явный намек на Корейскую войну) ему уже «гражданского мужества» не хватило. Войска ООН у него — «американские войска». Замечу при этом, что все русские переводы — 90-х годов))
Rovdyr, 13 февраля 2017 г.
В 1953 году этот рассказ, вероятно, был новым и сильным по содержанию произведением. Сейчас такого впечатления на меня он не произвел. Тема взаимного истребления двух сверхдержав утратила актуальность; идея полностью автономных боевых роботов, ставших враждебными людям (и, возможно, другим своим разновидностям), не выглядит свежей и интересной.
Интрига в рассказе реализована слабо — что (или кто) является Второй моделью, становится ясно слишком задолго до конца. Экшн-составляющая сюжета, в принципе, довольно увлекательная, но это для меня оказалось единственным достоинством рассказа.
Самое большое недоумение и недоверие вызвала у меня идея имитации роботом человека. В каких-то других сюжетах этому можно было бы не придавать большого значения, рассматривая как художественную условность. Но здесь на этом и построен сюжет, это его ключевое центральное звено. В безупречную имитацию я не верю. Слишком много в человеке уникальных особенностей: например, меняющееся выражение глаз. Его уж точно никак нельзя воссоздать у робота. К тому же очень странно то, что если у Третьей модели (насчет Первой не совсем ясно, но тоже можно предполагать) очень ограниченный запас слов и реакций — что вполне нормально, то Вторая и Четвертая имеют их просто невероятное количество. На каждую фразу человека они отвечают осмысленно и разнообразно, и в это невозможно поверить. Для такой имитации разработчики должны иметь колоссальный опыт взаимодействия с людьми — а какой опыт был у роботизированной промышленности?
Подводя итог, выражу мнение, что этот рассказ не представляет для меня большой содержательной ценности. Таковую могли бы составить либо более оригинальный и напряженный сюжет, либо более глубокая философия с элементами психологического исследования. Ни того, ни другого здесь я не увидел.
UraN2, 2 апреля 2009 г.
Интересный, хороший рассказ. Это первое произведение прочитанное мной у Дика, буду продолжать знакомство с этим автором. Сюжет опять таки терминаторский, какое то восстание машин и все такое. Теперь я понимаю откуда взяли идеи авторы фильма <<терминатор>> они просто читали Дика, Харлана, Шекли, Бредбери и других писателей. Что касается рассказа, идея то что роботы эволюционируют мне понравилась и то что они как и люди уже начинают воевать и убивать друг друга. Фильм по рассказу Дика <<крикуны>> вроде и хорош, но место действия перевели на другую планету и от этого он по моему менее атмосфернее получился. Вот если бы сделали как в рассказе... Европа и Америка в руинах везде разрушеные дома, техника, земля вся в пепле, американцы и китайцы воюют и на этом фоне были бы крикуны (когти) было бы вообще супер. Рассказ мне больше понравился 10 баллов.
Стронций 88, 12 октября 2019 г.
А ведь это потрясающий рассказ!
Вот я сейчас прочитал его и сижу словно огорошенный, пытаясь понять – как? Как он мог это сотворить? Как этот рассказ, пусть не столь маленький (хотя каких-то жалких тридцать страниц, прочитавшихся влёт), уложился в моей голове как твердый полноценный роман? Роман динамичный, насыщенный событиями и смыслом! Как?!
Может потому что это и есть Филип Дик? Стопроцентный, если не сказать, концентрированный Филип Дик! И это бросилось резким контрастом в сборнике «Пересадочная станция», после недурных рассказов «Печенье» и «За дверцей», но которых с тем же успехом мог написать образный Матесон. А этот рассказ не мог написать никто, кроме Филипа Дика. И написать так! Пусть слегка суховато, но столь динамично, что постоянное напряжение буквально звенело, заставляя пожирать глазами строчку за строчкой! А это не отпускающее ощущение паранойи? Честно говоря, оно было на уровне моего любимого фильма «Нечто» Карпентера (именно фильма, так как рассказ, из которого он вырос, этим меня не сильно-то и побаловал), да и было созвучным – кто эта Вторая модель? А подозревать-то можно каждого!.. Да, интрига, и напряжение, и неожиданный сюжет! И это тем удивительнее, что я читал-то уже после экранизации, которая и сюжет и смысл передала довольно бережно (что редкость для экранизаций Дика) – но вот, уже зная всё это, и влекло, и интриговало, и удивляло!
Это концентрированный Филип Дик и в плане идей. Его вопрос о том, что такое человек, а что только им притворяется, и где эта грань, отличающая одно от другого? – он тоже стоит тут как-то необычайно ярко и концентрированно… и животрепещуще. Но кроме всего этого, я поймал себя и на другой мысли, другом вопросе: а кто главные в войне – мы, или те игрушки, то оружие, что мы используем? И не наступит ли тот момент, когда мы станем лишними для всего того оружия, что мы выпускаем в мир, станем сами игрушками этих игрушек? Очень мощный рассказ. Насыщенный и тонко выверенный и в плане смысла, и в плане логики и психологии героев – та концентрация, что где-то внутри, в сознании, в памяти, в эмоциях, создаёт полную, насыщенную иллюзию романа!
Ещё, конечно, хотелось бы сказать о фильме. Да, он довольно бережно передают и сюжет и смысл рассказа, только вот создатели фильма в чём-то пожалели, превратив мировую войну в войну корпоративную, а место действия перенесли с Земли на отдалённую планету. Дик таких поблажек давать не стал. Его война, в которой обе стороны выглядят одинаково ужасно и несчастно одновременно (да, Россия войну начала, но Америка создала эти «когти», дав им свободу и по факту добив всё население Земли), вызывает сильные чувства, а выжженная Европа кажется искореженным памятником любой войны в принципе. Кстати, устало обыденное отношение самих солдат к этой войне и тем непоправимым разрушениям, что она принесла – тоже та тонкость, что заставляет рассказом восхищаться. Но это вещь, которую я у Дика приметил давно – точное соответствие психики героев миру, в котором они живут.
А ещё разность между фильмом и рассказом в самом конце, в последней фразе.
Kid_Afrika, 28 сентября 2011 г.
рассказ великолепен. простыми емкими фразами передается атмосфера. Дик не отвлекается на дотошный разбор характеров, психологию героев, что и не удивительно — все же малая форма. И тем не менее читать интересно. И страшно.
Вот оно, откуда растут уши у знакомого с детства Терминатора (сразу вспомнилась сцена проникновения терминатора в бункер во втором фильме). Крикунов не смотрел, но теперь уж придется :smile:.