fantlab ru

Филип Дик «Плата за копирование»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
416
Моя оценка:
-

подробнее

Плата за копирование

Pay for the Printer

Другие названия: Плата за услуги; Расплата; Плата за тиражирование

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 78
Аннотация:

Прошло немало лет после разрушительной войны, уничтожившей почти все предметы материальной культуры на Земле. Теперь все предметы для людей воссоздают, а точнее копируют, Билтонги из системы Центавра и люди теперь полностью зависят от этих загадочных инопланетян.

И вот в одном городе случилось непоправимое: местный Билтонг находится при смерти, а местные жители в отчаянии. Ведь как им жить дальше, если всё что их окружает скоро превратится в пыль…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Сохраняющая машина», 1969 г.

— сборник «Отец-двойник», 1987 г.

— журнал «Солярис 1992'4», 1992 г.

— журнал «Юный техник 1993'09», 1993 г.

— журнал «Юный техник 1993'10», 1993 г.

— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.


Похожие произведения:

 

 


Король эльфов
1992 г.
Сохраняющая машина
2002 г.
Сохраняющая машина
2004 г.
Вспомнить все
2015 г.
Особое мнение
2024 г.

Периодика:

«Солярис» 4/1992
1992 г.
«Юный техник» №9, 1993 год
1993 г.
«Юный техник» №10, 1993 год
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-9
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Preserving Machine
1969 г.
(английский)
The Father-Thing
1990 г.
(английский)
Повне зібрання короткої прози: Том ІІІ
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Плата за копирование» затрагивает тему подлинности и её утраты в мире, где технологии начинают заменять реальность. В этом рассказе описывается мир, где произошла катастрофа, и единственным спасением для человечества становится технология инопланетян, позволяющая создавать копии всего на свете с помощью своего рода 3D-принтеров. Это не совсем про 3D-принтеры, а скорее про идею создания копий всего, что нас окружает — от товаров до целых городов.

Однако проблема в том, что копии, хоть и внешне идентичны оригиналам, постепенно теряют своё качество. Иногда это незаметно, но часто это становится очевидным. Люди живут в полуразрушенных городах, которые являются лишь бледными копиями былых великих городов. Вся их жизнь постепенно превращается в череду подделок и копий, и всё меньше остаётся настоящего и оригинального.

Рассказ очень хорошо отражает нашу современную реальность, особенно если вспомнить о развитии нейронных сетей и теории мёртвого интернета. Сейчас, когда всё больше контента создаётся искусственным интеллектом, возникает вопрос о подлинности того, что мы видим и читаем. Как мы можем быть уверены, что текст, который читаем в интернете, является оригиналом, а не созданной нейросетью копией? Даже мои текущие размышления о рассказе могли бы быть написаны ИИ, и как это проверить?

В этом рассказе подлинность приобретает огромную ценность. Даже самая простая и примитивная вещь, если она оригинальна, ценится больше, чем самая детальная и дорогая копия. Это заставляет задуматься о том, как мы воспринимаем подлинность в нашей жизни и насколько важно сохранять и ценить оригиналы в мире, где копии становятся всё более распространёнными.

Рассказ не только погружает в атмосферу постапокалиптического мира, но и вызывает глубокие размышления о том, что значит быть настоящим и оригинальным в эпоху, когда технологии могут создать почти идеальные подделки.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из сильнейших рассказов Ф. Дика. После прочтения я с удовольствием осмотрелся, потрогал бетонные стены, деревянный подоконник, шерстяное одеяло — столько настоящих материалов, которые не осыпаются чёрным пеплом от прикосновения. Мелочи, к которым мы привыкли и не слишком ценим. Мрачный мир рассказа, уничтоженный ядерной войной, производит сильное впечатление. Более того, придумав инопланетных Билтонгов, Дик предсказал 3д-принтеры и даже в каком-то смысле нейросеть (та тоже создаёт красивые пустышки).

Золотой фонд фантастики.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — классика написанная классиком. Но... у меня большие проблемы с восприятием логики как землян, так и «рептилоидов». Ведь как учил нас другой классик — товарищ Крупский — национализация средства производства есть одной из приоритетных задач. Тут же имеем поселения иждевенцев, которых ядерная война походу не научила хрупоксти цивилизации и не заставила задуматься о самообеспечении. Более того, я понимаю условности произведения и все такое.. но вот США (в отличие от Китая, Японии или даже современной РФ) — страна мелких городов, ядерные удары по Чикаго — Питсбургу — Детройту не затронут тысячи мелких городков где есть механики, инженеры, фермеры и те же средства производства. Да, у них не будет шотландского виски и ножей из шведской стали, но будет почти все остальное.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне, это классный рассказ. И не беда, что смысл его лежит на поверхности. И даже ощутимый нравоучительный пафос в конце его не портит. Но, во-первых, этот смысл в нём есть, и есть невероятная выдумка, что в купе и даёт стопроцентного Филипа Дика. И его нелюбовь к симуляциям. Здесь эдакая ловушка:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришельцы, привлеченные атомными взрывами, создают для землян подобия вещей, что были до апокалипсиса. Но спасение – это такая же симуляция, по факту губящая человечество сильнее, убивая их умение созидать, а значит, и восстанавливать собственный мир. Человечество становиться рабами, пусть и не так явно, а гибель этих пришельцев грозит хаосом ещё большим, чем атомный постапокалипсис –
всё это в рассказе на поверхности. Но, по-моему, это не только о разнице между копированием и созданием, это еще и взгляд на человека – как часто бывает у Дика, не очень радостный, но правдивый. Здесь много Человека. И вся эта ситуация была возможно только из-за его природы, его психологии. Ведь ничто так не характеризует его, как эта лень, эта сладкая привычка жить «на шару», когда прилетит кто-то и сделает за тебя всю работу. И как быстро привыкаешь – халява страшнее наркотика; пусть всё вокруг рушится, от автомобилей до собственного дома, но мы будем тупо стоять и ждать, не ударив и палец о палец, пока кто-то не исправит всё. А не получив оного, конечно же, начнем вымещать свою злость, на благодетеле, вместо того, чтобы задуматься, отрезветь, начать делать что-то самому. Вот та психологическая, щиплющая глаза нить, которая, как всегда, держит рассказы Дика на высоте, давая им дополнительной глубины и силы. И именно этим он хорош.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Плата за копирование» — один из лучших рассказов Филипа Дика на тему постапокалиптики в мире фантастики и среди его же произведений на эту тему. Самый главный вопрос, беспокоящий автора, связан с техническим прогрессом человека в условиях абсолютной безнадёжности. Как мы выйдем из безвыходного положения, в которое сами себя загнали? Но сам автор и отвечает — просто руки ( откуда надо!!!) иметь и думать надо! Всё банально и просто! Коли мы смогли себя загнать в прошлое, то и вернуться также сможем, проделав очередной(?) круг в своей эволюции!

После ядерной войны , в которой человечество потеряло почти всю базу материальной культуры , на Земле минуло довольно много времени. Все предметы для людей воспроизводят, копируя чудом сохранившиеся оригиналы, Билтонги — гости с далёких звёзд. Люди теперь полностью зависят от этих негумоноидных инопланетян.

В одном городе происходит несчастье: местный Билтонг от старости начинает умирать и перестает копировать пищу и вещи, от чего местные жители приходят в крайнее отчаяние. Всё что их окружает начинает превращаться в пыль, а гонец-спаситель Аллен Ферессон с подругой спешат показать Билтонгу остатки оригинальных вещей, в надежде, что это «вернёт к жизни» копировальщика.

Писателем в его рассказах довольно часто движет вера и надежда в лучшее, и Дик эту надежду дарит в лице ещё одного героя произведения — Джона Доуса — простого человека , но с руками. Автор хочет напомнить людям, что мы сами кузнецы своего счастья, а не какие-либо «дяденьки» и Билтонги с другой планеты — те кто будут делать всю грязную работу за нас. И труд, как ни банально это звучит, облагораживает человека, как личность! Поэтому авторское пожелание и напутствие постапокалиптикам выливается в терпение и труд.

Конечно после прочтения у читателей накопится много вопросов, но в целом , надо признать, произведение очень сильное. Должно помочь людям извлечь правильные уроки для своего совершенства...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик смог нарисовать необычный и мрачный мир будущего. В каждом слове чувствуется приход всеобщего упадка и грядущей гибели.

В начале я хотел предъявить претензию о том, что в реальности люди должны были бы попробовать возродить самостоятельное производство, а затем и цивилизацию. Но потом я вспомнил, что большинство артефактов нашей цивилизации были уничтожены, а значит возродить всю нашу сложную промышленность требующую самых разнообразных технологий. И боюсь на их восстановление ушли бы в лучшем случае века. Так нам, возможно показали запутанность и хрупкость нашей цивилизации.

Но жесткость сатиры заключается в том, что люди и не стараются этого сделать. Они не смотрят в завтрашний день и не желают чему-то учиться. А какой смысл, если за тебя всё делают и всегда можно скинуть ответственность на кого-нибудь другого. И им противопоставляется один из важнейших символов американской культуры – самостоятельный человек, способный сам себя обеспечить всем необходимым.

P. S. По идее питаясь пищей из пыли люди должны были бы со временем распасться сами, т.к. она пошла бы построение организма. Хотя возможно изменённую атомную структуру держит, генерируемое человеком Х – поле.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нравоучительный рассказ и ничего более. Делайте сами всё и не полагайтесь на помощь извне.Помощники извне погибают и чему вы научились?Ничему -только ждать помощи.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странный рассказ. Скорее притча, чем реальная поспапокалиптика. Мир, нарисованный Диком, абсолютно неправдоподобен. А вот как сказка — да. Этакие райские оазисы построили пришельцы для переживших ядерную войну землян. Но поскольку пришельцы не потребовали ничего взамен, то и не заслужили уважения. Ими пользуются как автоматами, как ксероксами. А когда ксерокс выходит из строя, то его в сердцах пинают ногой. Сами земляне — совершенные инфантилы. Была бы фантастика, задал бы вопрос, а чем они, собственно, вообще занимаются. Но раз уж это притча, то ладно, неважно. Бесплатные дары вредны и не дают отстроить заново цивилизацию. Вот основная мысль. То есть человек сам по себе (по Дику) существо ленивое, неразумное и не планирующее будущее. Ну, если это так, тогда, действительно, людям надо дать пинка под зад.

Но я в такое человечество не верю. Половина оазисов под умелым руководством превратилась бы в очаги цивилизации, совсемстной цивилизации — землян и пришельцев.

А у Дика вот так вот: либо пришельцы, либо сами выкарабкаемся упорным трудом.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современный человек привык перекладывать свои обязанности на других, не думать о завтрашнем дне, надеясь, что завтра, как и сегодня, и вчера, он вновь получит свою порцию гранулированного счастья. И до чего же противно смотреть на таких людей, когда они, увидев, что рука дающего оскудела, впиваются в эту руку зубами и начинают терзать её, пожирая вместо того, что она когда-то давала им.

Именно такую картину рисует блестящий мастер Филип Дик в своей новелле «Плата за копирование». Однако он не ограничивается бесстрастным фиксированием происходящего, не просто описывает проблему, а предлагает верный путь к её решению. Только собственным трудом, искренним и честным, человек может достичь счастья — подлинного, высшей пробы, а не «гранулированного» и являющего собой «копию с копии».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ о бесперспективности иждивенчества. Человек, не борющийся за выживание, прекративший изобретать и творить, потерявший ощущение гордости за сделанное собственными руками — обречен!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я конечно понимаю, что это литература, но не могу согласиться с логикой землян и инопланетян, занимающихся копированием вещей. Мне казалось, что это так понятно. Поэтому такой литературный прием, как копирование вещей и переход к созданию вещей, с моей точки зрения, малоубедителен и вызывает больше споров и возражений, чем согласия. Написано в целом хорошо.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот китайцы возьмут и вернутся к истокам коммунизма, в смысле национализируют все заводы и фабрики мировой буржуазии, купившейся на дешевую рабочую силу, и западная цивилизация останется без 80% промышленности. Тогда-то и вспомните старину Дика, да поздно будет.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о материальном! О великом так сказать, но беззащитном и легко разрушаемом. Наверное, каждый из вас задумывался о прогрессе, о том куда этот путь приведет человечество. Роботы и компьютеры будут заменять человека – вот это наше будущее. Но что если всего этого в один прекрасный момент не станет, что мы будем делать. Ведь без калькулятора мы уже обходиться не можем :)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На свете есть миллионы людей, котоые ценят удобство и роскошь гораздо ббольше. чем это нужно. Ну зачем после атомного взрыва нужен тостер или сенокосилка, если растений нет в принципе??? А Битлонги оказали человечеству поистине «медвежью услугу».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ интересный, но оставляет несколько вопросов...

Что-то как-то не понятно после прочтения повести, как они добывали пищу — ведь она разваливалась бы в пепел в желудке и соответственно не приносила бы пользу. И куда пропала радиация...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх