Филип Дик «Ползуны»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В окрестностях радиационной лаборатории стало появляться все больше и больше ползунов. Местные жители считают, что это кара Господня. Ползуны гибнут под колесами машин, иногда их убивают люди, но далеко не каждый способен поднять руку на ползуна и на это есть причины…
Входит в:
— сборник «Сохраняющая машина», 1969 г.
— сборник «Отец-двойник», 1987 г.
— журнал «Нева № 4, 1995», 1995 г.
— антологию «101 рассказ на ладони», 2020 г.
- /языки:
- русский (8), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- Е. Поляков (1), М. Пчелинцев (7), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 14 ноября 2024 г.
Полагаю, это — рассказ про ксенофобию в самом широком понимании слова. Ведь если мы, люди, до сих пор ещё смотрим на разрез глаз, цвет кожи, язык и привычки (а чуть ранее — на форму черепа и кровь отцов), — то зачем тогда удивляться, что Ф.К.Д. написал такой текст? В те-то годы война была на слуху и присутствовала в культуре, и память о немецком Рейхе кровоточила по всему миру.
Но, конечно, не ксенофобией единой, однако оная — лейтмотив «Выползков».
Возможно, Судьба провела эксперимент над персонажами описанного мира: а способны ли они понять Другого? Как мы читаем в конце, ответ на такой вопрос взаимно отрицателен для людей и выползков. Да и внутри нашего-то вида он, ответ, тоже строго негативен. На том и стоит западная фантастика, на том и стоит наш мир. Но правильно ли это? Есть ли у нас перспективы при таком подходе? Очевидные вопросы, на которые писатели (Дик, Лем) дают внятный ответ, но мы их не слушаем и снова наступаем на всё те же бесконечные грабли.
Стронций 88, 25 марта 2020 г.
А вот мне рассказ показался неожиданно отталкивающим – впервые у Дика.
Внешний вид ползунов – в них было что-то очень и очень неаппетитное. И уже первая показанная нам особь, да ещё и раздавленная, вывала лёгкое отвращение. Для меня эти самые «ползуны» стали самым визуально неприятным видом мутировавшего человека, из всех мной прочитанных. И представить состояние женщины родившей такое – по идее ей подобало бы сразу сходить с ума в прямом медицинском смысле этого слова. А ещё поражает и хладнокровие местных жителей – присутствие подобных существ должно бы вызывать нешуточную панику, а не выливаться в эпизодические приступы насилия. Да и вы бы отважились бы приблизиться к такому монстру, даже с намереньем его прикончить (размозжить голову камнем – это ведь подойти вплотную)? Да и с трудом я верю, что мутация возможна таким порядком – создавая всего лишь в следующем поколении существ, не отличающихся друг от друга как отдельный вид. В этом всём мне видеться утрированность. Утрированность, в общем-то, несущая вполне понятный посыл – и в плане ксенофобии, которая, в конце концов, рождает ответное отношение к себе (на то и финал – довольно предсказуемый, но, по-моему, очень наглядно-правильный), и в плане того, что человек, играя с атомной энергией, открывает для себя ящик Пандоры (и когда речь заходит о лаборатории по соседству – в этом всё становиться понятно; да и остров, на котором планируется испытание атомной бомбы, идёт в ту же копилку). В общем, я бы не назвал рассказ лучшим у Дика, для меня он скорее средний. Но, как всегда, несущий свой смысл и в чём-то весьма необычный – одно отталкивающее продолжение человеческого рода было уже похлещи морлоков Уэллса, по крайней мере, в плане внешней привлекательности.
romanpetr, 31 декабря 2018 г.
Рассказ Дика «Ползуны» оставил после себя двоякое впечатление. С одной стороны автор хотел обратить внимание на возможную эволюцию человека в результате радиационного воздействия, а с другой стороны автор обращался ко внутреннему голосу человека , к его принятию в обществе других людей ущемлённых своим физиологическим уродством. Тема , конечно, пикантная и особо долго распространяться никому не хочется, потому что многие, и даже не со зла, ставит эталонные рамки для homo sapiensa. Ведь что такое уродство? Это — отклонение от нормы, но кто её устанавливает? Человек или природа? Ведь известны случаи, когда люди шли против законов природы и эти эксперименты плохо заканчивались. И неизвестно, чем закончится наш великий эволюционный путь, и как мы будем выглядеть через, скажем, 5000 лет. Но это уже вопросы строго философского характера. Но, если дана живому существу жизнь, значит оно должно её прожить, несмотря на то , что нам это существо может казаться мерзким и вызывать отвращение. И решать по идее должна природа-мать сколько , как и где жить новоявленным...
Дик все-таки главному герою рассказа Эрнесту Гретри, прибывшему по правительственному заданию в фермерский район , где неподалеку ранее располагалась радиационная лаборатория, дал возможность расследовать все события до конца и принять правильное решение. Ибо обстановка там стала накаляться: люди не могут родить нормальных детей — рождаются ползуны, покидают ближайшие районы, будоражат общественность, да и ползуны вызывают определённые вопросы, вроде у них даже есть зачатки интеллекта...Вопрос философский — что делать? Уничтожить или дать им возможность жить на отдельной территории? Писатель всё-таки с главным героем оказались гуманными людьми, но Дик не был бы классным автором, если бы не подвёл нас к замечательному и ошеломляющему финалу. Концовка удалась!
В целом очень неплохой рассказ, заставляющий лишний раз задуматься не только о развлечениях, но и о серьёзных вещах.
vam-1970, 21 июля 2017 г.
Вопрос ксенофобии с обеих сторон- человечества к мутантам и мутантов к породившему их человечеству.Взаимная неприязнь. Хотя у людей более выражены жалость и сострадание.
redmarie, 8 июля 2012 г.
1954 год. Рассказ-предупреждение. Я думаю, это своеобразный протест Дика против продолжающихся разработок и испытаний ядерного оружия. Здесь показано, на что способна радиация; особый психологизм рассказа в реакции людей на ползунов —
Рассказ сильный, даже сейчас. С развитием цивилизации количество мутагенных факторов только растет. Поневоле задумаешься...
viktor111, 18 июля 2012 г.
Один из лучших фантастических рассказов, вообще написанных. Очень многогранен. И далеко здесь не только в экологии дело. Восприятие человека и его же ответственность очень интересная штука.
Yazewa, 10 апреля 2010 г.
А может, в этом есть некая система развития цивилизации, — люди / ползуны / люди / ползуны .... занятно было бы выстроить логичную систему и смысл такого чередования! С попутной проверкой каждой следующей формации на ксенофобность!
god54, 24 января 2011 г.
Конечно для 1954-го года этот рассказ имел смысл. Тогда, после первых ядерных испытаний ходило множество слухов о воздействии радиации. Но, сегодня после Чернобыля, такие вещи не вызывают доверия. К тому же сюжет получается какой-то странный: нет начала, нет конца... Есть только факт мутации и больше ничего. Да и герои рассказа словно и не герои вовсе, а так сюжетный реквизит.
GomerX, 17 января 2009 г.
О каких противных вещах пишет автор... Хотя проблема весьма надумана, но интересно то, как Дик умеет в конце все перевернуть с ног на голову. У каждого живого существа есть право на свою меру прекрасного и ужасного в окружающем мире.
ХранительИдеи, 30 августа 2009 г.
Проблематика очень насущна, — быть ползунам или нет; вот в чём вопрос. Мнения на этот счёт могут быть различны, а решение принимается всего одно. Зачастую неверное, как оказывается.
P.S. Представьте себе войну людей и ползунов, — весьма необычно. «Я тебя породил, я тебя и убъю». Весьма закономерно.
Uldemir, 8 ноября 2005 г.
Вывезли, значит, ползунов на остров? Оставили в живых и позволили основать колонию? Не верю, что люди способны преодолеть первобытный страх перед таким уродством! Не верю!!! Странное впечатление производит рассказ. Очень странное.