Эрнст Т. А. Гофман «Мадмуазель де Скюдери»
- Жанры/поджанры: Детектив | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В Париже в конце 17-го века происходят странные убийства, убийце удается буквально исчезать из под носа стражей порядка. А в это время талантливой поэтессе Мадлен де Скюдери таинственный незнакомец приносит очень дорогие драгоценности в знак признательности, якобы, за помощь в сокрытии преступлений.
Входит в:
— цикл «Серапионовы братья» > Часть III
— антологию «Жизнь льется через край», 1991 г.
— антологию «Пойман с поличным», 1993 г.
— антологию «Романтические фантазии», 1993 г.
— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.
- /языки:
- русский (26), немецкий (2)
- /тип:
- книги (28)
- /перевод:
- З. Вершинина (1), С. Мартынова (1), А. Соколовский (4), А. Фёдоров (17)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 3 мая 2022 г.
Когда я читал эту повесть впервые, я искал у Гофмана нечто иного, похожего больше на «Эликсиры сатаны» или на «Майорат» – чтобы со сверхъестественным злом, призраками, сатанинскими ритуалами – иначе трудно представить, почему эта повесть не возымела на меня такого действия, как сейчас. Ведь это отличная повесть, в чём-то даже удивительная – ведь в ней можно углядеть и детектив, да ещё умелый, когда автор
Меня ещё очень удивило, что героиня, оказывается, вполне реальный персонаж, хотя сама история – это ловкая компиляция из выдумки и фактов. А ещё, я до этого читал повесть «Изгнанники» Дойла, об этом же периоде истории, о том же Людовике и его дворе, и знание некоторых подводных течений оного сильнее раскрывало мне понимание происходящего. Это очень удачно сложилось.
Groucho Marx, 26 апреля 2020 г.
Своеобразное выражение признательности романтика Гофмана писательнице, напрочь забытой читающей публикой в период создания этой новеллы, но, несомненно, оказавшей влияние и на самого Гофмана и на его сотоварищей по романтизму.
Можно сказать (хотя так никто почему-то не говорит), немецкий романтизм начала XIX века был возвращением французской прециозной литературы XVII века на новом витке спирали развития литературы. Влияние де Скюдери ощущается, например, в «Крошке Цахесе» Гофмана, но современные ему читатели этого не замечали, поскольку создательница «Артамена» и «Клелии» изчезла из литературного ландшафта.
В своей новелле, бывшей — как правильно отмечают многие рецензенты — прорывом в литературу даже не XIX, а ХХ века, Гофман воздаёт честь забытой писательнице, заодно приоткрывая завесу тайны над своим собственным методом создания увлекательных и неоднозначных историй, полных поэзии и волшебства.
tarasovich09, 14 сентября 2017 г.
Можно сказать, что Э.Т.А.Гофман, немецкий романтик, стоял в самом начале зарождения жанра детектива или криминального (уголовного) романа. Он создал своё произведение в 1818 году. В повести «Мадемуазель де Скюдери» есть что-то от атмосферы «готического романа», поэтики ночных тайн, кровавых драм, призрачных незнакомцев, изломанных судеб. Но одновременно, Гофман заинтриговывает читателя чисто детективными ходами сюжета, предлагая окунуться в тайны жестоких преступлений в Париже. Задолго до Роберта Стивенсона, до его «Джекила и Хайда», Гофман демонстрирует двойственность человеческой природы: честный и бескорыстный в глазах окружающих ювелир, оказывается в конце концов жестоким убийцей и грабителем, водящим за нос полицейских и сыщиков. В повести есть уклон в психологию, автор пытается объяснить мотивы действий злодея — преступника.
Bugskull, 11 июня 2016 г.
Собственно, первый детектив в истории жанра. Не такой «правильный» и классический, как истории Эдгара По о сыщике Дюпене (потому что отсутствует этот самый сыщик), но, тем не менее, самый что ни на есть настоящий — с убийствами и их разоблачением. Повествование выстроено безупречно зловеще и затягивает читателя целиком, без остатка с самых первых страниц — от вас требуется лишь толика воображения и готовность погрузиться в ту удивительную эпоху. В отзыве под ником Charly убийца выдан с потрохами, поэтому если вы не читали еще эту повесть и не в курсе, кто же злодей, тотчас бросьте отзывы и возьмите в руки саму книжку, благо она небольшая. «Скюдери» — одно из эталонных произведений Гофмана, потому что в нем напрочь отсутствует претензия, которая сгубила множество талантов рангом ниже. «Скюдери» есть мистерия в кристально чистом виде. Если бы я был писателем, я учился бы по этому произведению мастерству создания интриги.
Charly, 18 мая 2011 г.
Очередная гофмановская история со счастливым концом. На этот раз без мистификаций. Отчасти детектив, что доказывает и сюжетная линия, и бытовые зарисовки, хоть и не такие подробные, как у По, но все же. Интересен образ Кардильяка — ювелира от бога (вернее от дьявола:biggrin:), убийцы и отца прелестной Мадлон. И все это один человек, родившийся под несчастливой звездой, не сумевший противостоять голосам Сатаны! Голоса заставляют убивать (сколько уже раз я встречаю эти голоса в лит-ре...!). История с душевными истязаниями героинь и героев, которые преодолевают препятствия под покровительством любви. А чего же еще...:smile:
baroni, 24 октября 2007 г.
Еще одна удивительная, провидческая история, рассказанная Гофманом, и опередившая свое время. ...В большом городе Париже совершает свои преступления неизвестный убийца. О нем известно лишь то, что он ничем не отличается от добропорядочных и законопослушных граждан. Общественное спокойствие под угрозой — повсеместное распространение получают страх и подозрительность. Каждый человек имеет «двойное дно», каждый является совсем не тем, кем он представляется по своей повседневной, общественной жизни. Любой может неожиданно оказаться убийцей, либо превратиться в него. Современные социологи называют такое состояние человека «феноменом анонимности» (особенно ярко данный феномен проявляется в Сети:smile:). Затерявшись в огромной, безликой массе, индивиидум может позволить себе выйти за пределы своей социальной роли. Страх современного общества перед «серийными убийцами», «маньяками» и т.п. блестяще был предугадан Гофманом еще в начале 19 века.