Филип Дик «Выставочный экспонат»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее | 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В будущем двадцатый век стал уже древней историей, но для историков, способных буквально вжиться в образ среднего американца тех лет, он все так же интересен. Только с таким увлечением нужно быть аккуратным...
По мотивам рассказа снят эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Real Life»).
Входит в:
— журнал «If, August 1954», 1954 г.
— сборник «A Handful of Darkness», 1955 г.
— сборник «Отец-двойник», 1987 г.
Экранизации:
— «Настоящая жизнь» / «Real Life» 2017, Великобритания, реж. Джеффри Рейнер
- /языки:
- русский (5), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Осипова (1), Е. Поляков (1), В. Сергеев (2), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мах Асаматман, 3 августа 2024 г.
Любопытный рассказец.
И самое приятное в нем — настроение. Такое, знаете, ностальгически-эскапистское, чем-то напоминающее вещи из «Сновиденческого цикла» Лавкрафта — ровно до последнего абзаца. Ну или другой рассказ из этого же сборника — «Проездной». Причем Дику удалось плавное погружение — поначалу ты воспринимаешь происходящее как бред, а ближе к финалу уже сомневаешься в реальности того, что было до. И вот это очень здорово.
А вот перепалки с коллегами и директором выглядят глупо и неуместно. За это герой получает заключительным абзацем по голове.
Достаточно любопытная, но практически бессодержательная вещь, весь посыл которой в том, что хорошо там, где нас нет — и нужно ценить то, что имеешь.
Понимаю, что раскрыть какую-либо тему на уровне рассказа сложнее, чем хотя бы в формате повести, однако слишком уж часто при прочтении малой прозы Дика приходит мысль о том, что следовало бы хоть немного придержать текст и довести до ума.
Но увы.
SeverianX, 1 января 2023 г.
События рассказа происходят в далёком будущем, когда ХХ век становится уже глубокой историей. Главный герой работает в Агентстве по делам истории и занимается ХХ столетием. Однажды ему мерещится движение в одном из павильонов. Пробравшись туда, он видит обычную американскую семью того времени и ощущает себя ее частью. Когда же перед ним встаёт выбор остаться или вернуться к прежней жизни, он выбирает первое. Ему жизнь той эпохи кажется гораздо более безоблачной и счастливой, чем существование в тоталитарном государстве будущего. В ХХ веке гораздо больше свобод, можно жить так, как тебе нравится. Правда главный герой ещё не знает, что в новом мире его ждёт неприятный сюрприз.
Итог: Рассказ получился по-своему ироничным. Он удачно обыгрывает выражение «хорошо там, где нас нет». В свете этого путешествия во времени уходят на второй план, а в центр выходит поиск человеком своего места в мире.
god54, 22 июля 2021 г.
Самая сложная психологическая проблема: как убежать от проблем жизни? А потому и рассказ не про путешествия во времени, а о том, как решить эту проблему? И то, что предлагает автор лишь ещё раз доказывает, что это не решаемая задача. Два человека беседуют. Один другому: Да, хорошо там, где нас нет! Второй первому: Ты прав. Хорошо там, где вас нет. Хороший текст, хороший сюжет, вполне приемлемое чтение.
Стронций 88, 22 марта 2020 г.
Да, снова рассказ о путешествии во времени – всё-таки у Дика их немало, он, на мой вкус, умеет выжать из темы нечто новое и интересное. Этот рассказ поначалу напомнил мне более ранний «Завтрак в сумерках», только наоборот. Там целый дом попадал из нашего времени в будущее, охваченное войной. Тут из послевоенного будущего служитель музея попадает в дом двадцатого века. И конец чем-то тоже похож, так как герои обоих рассказов оказываются, да, в мире лучшем, но при этом стоящем перед глобальной катастрофой, которую невозможно избежать… В этом плане, мне кажется, рассказ не столь выдающийся. Да и выбор героя, влюбленного в эпоху двадцатого века, очевиден. А газетный заголовок в самом конце – это тот финал, который был нужен, чтобы судьба героя, драматизма ради, не казалась уж столь хороша. И какого-то грандиозного смысла я во всём этом не разглядел.
Однако этот рассказ примечателен другим. Тут во всей красе и мощи расцветает авторская паранойя – его абсолютно узнаваемо метание героя между возможными разгадками его положения. Очень яркие и истинно Диковские эмоции от сцены у психиатра; то самое его излюбленное – что реально, какой из миров, какая из его личностей настоящая? И, пожалуй, всё это расцветает тут наиболее сочно и внушительно, нежели в тех рассказах, что были в сборнике «Пересадочная станция» и прочитанной уже половине сборника «Отец-двойник» – прямо-таки сгусток всех сомнений и метаний, которые внезапно и очень ярко передаются при чтении. А ведь это то, что мы любим у Дика, верно? А тут, по-моему, он поднял все эти сомнения на очень большую, ощутимую высоту. И для меня уже одно это «сыграло», и «сыграло» настолько, что я готов даже простить рассказу его и не особо серьёзный смысловой посыл (относительно других вещей Дика), и готов сказать (воскликнуть!), что рассказ классный.
Oreon, 29 июля 2019 г.
Опять любопытный рассказ, теперь уже «темпорального» содержания, люблю такие. Правда вот уже какой по счёту рассказ Дика читаю и всё он у меня аллюзии на «Убик» вызывает. Нет, Убик не единственное, что я читал у автора и не самое последнее, но вот сел за сборник рассказов автора, и как только начинает немного.. мм... «сносить» сразу Убик и мерещется:).
Что до данного рассказа, то кроме всего он поражает своей многослойностью и острой социальной направленностью: Хорошо там где нас нет? — Герой выбрал ХХ-век, там русские опять придумали чудо-бомбу и теперь всем грозит конец света. Настоящее (в смысле для нас это будущее)? — начальник ругает героя всякими словами, грозит эвтаназией, там так и нет уважения, детей отбирают от родителей, нет свободы, неограниченная диктатура правительства, нельзя по желанию сменить работу и т.д. Будущее автора всегда реалистично, но почему-то в основном безрадостно и беспросветно. А если вдуматься в данный рассказ, то по Ф. Дику в середине ХХ-го века американцы уже имели будущее (то есть ихнее настоящее) о котором можно было только мечтать. Не берусь, конечно, судить, но уже в этом месте есть о чём подумать.
Теперь относительно временной фантастики или, шире, окружающей нас действительности, цитата: «...вы подводите прекрасную логическую базу под галлюцинации. Априори к ней невозможно придраться. Она внутренне непротиворечива...» Я к тому, что находясь «внутри» (мира/времени/системы) фактически невозможно определить границу не реальности, пока не выйти на уровень выше, а там мы выходим на следующий круг... в этом и есть весь Убик, Матрица или 13-й этаж.
Похожий рассказ на тему изменения реальности прочёл у автора перед этим — «Пригород», но он менее яркий.
Katsai, 16 февраля 2018 г.
Очень своевременный рассказ, написанный шестьдесят с лишим лет назад. В начале жизни целого уходящего поколения... А, может, Дик прав? И всё это именно тогда и началось — разборка музейной экспозиции человеческой истории на части? Разборка нашего мира. Нашего времени. Разборка медленная, но методичная. Безжалостная. И чтобы ощутить этот процесс, достаточно посмотреть вокруг, включить телевизор или зайти в интернет. Нас разбирают. До костей. До мозгов. До полной, голой и неумолимой антиутопии будущего, которое всеми траками пройдет по нам-стоящему и обязательно настанет. Обязательно?..
romanpetr, 27 декабря 2018 г.
Забавный небольшой рассказ от Дика, не без юмора, с горькой иронией в конце произведения. Как кажется Дик сыронизировал , представляя своеобразную альтернативу поговорке : «Лучше синица в руках, чем аист в небе». Поэтому в жизни необходимо, как бы хорошо не было, всегда делать правильный выбор, который возможно направит вас по нужному пути...
Джордж Миллер , сотрудник Агенства по делам истории, представлял экспозиции из 20-го века. И настолько реально он всё воссоздал, что не заметил, как провалился прямо среди своего интерьера в «любимое» сердцу прошлое на двести лет назад. И так там здорово, что возвращаться оттуда у него нет никаких намерений. Но, правда, похоже его мир находится на гране начинающейся войны, а наш герой ничего не подозревая, сжигает за собой мосты...
Вот такая поучительная история!
vam-1970, 21 июля 2017 г.
Стандартная история о пересечении времён и эпох. И бедный герой не понимает,где всё-таки он оказался. И когда наступает время выбора, выбирает по принципу: «хорошо там, где нас нет». Но это не так. Там — двести лет назад — начинается мировая война.