fantlab ru

Филип Дик «Три стигмата Палмера Элдрича»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
1331
Моя оценка:
-

подробнее

Три стигмата Палмера Элдрича

The Three Stigmata of Palmer Eldritch

Другие названия: Стигматы Палмера Элдрича

Роман, год (год написания: 1964)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

В отчаянной попытке сохранить человечество ООН запустило проект по колонизации ближайших планет. Скрасить тяготы и ужасные условия жизни переселенцам помогают игры с миниатюрами парочки землян. А если присовокупить к этому ещё и незаконный стимулятор, то имитация альтернативной реальности приобретает новые краски и ощущения. Но после неожиданного возвращения Элдрича Палмера из системы Проксимы Центавра привычная схема даёт сбой: привезённый им новый стимулятор каждому позволяет ощутить себя Богом в своей собственной имитации жизни. Вот только все эти «боги» имеют одинаковые стигматы, а действия Палмера всё больше напоминают инопланетное вторжение.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1967 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1992 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман

номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Роман. 7-е место (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 10-е место (переиздание)

Похожие произведения:

 

 


Человек в высоком замке
1992 г.
Убик
1993 г.
Стигматы Палмера Элдрича
1998 г.
Три стигмата
2000 г.
Лабиринт смерти
2002 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Три стигмата. Друг моего врага
2005 г.
Сдвиг времени по-марсиански
2010 г.
Стигматы Палмера Элдрича
2010 г.
Убик
2016 г.
Свихнувшееся время
2018 г.
Стигматы Палмера Элдрича
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Лейтесь, слёзы...
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Three Stigmata of Palmer Eldritch
1965 г.
(английский)
The Three Stigmata of Palmer Eldritch
1983 г.
(английский)
The Three Stigmata of Palmer Eldritch
2003 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Три стигмати Палмера Елдрича
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

После двух первых по баллам отзывов на этот роман, в которых говорится: 1) «умом понять романы Дика совершенно невозможно, и даже пытаться бессмысленно, это как с поэзией...»; и 2) «апофеоз наркотического бреда от культового американского писателя» — я считаю своим долгом расписать максимально подробно суть романа, который мне понравился даже больше, чем «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «Убик». Не знаю, сможет ли Филип Дик в будущем для меня еще раз перепрыгнуть эту планку, но сейчас это неважно. Важно разобраться и оставить содержательный отзыв, в котором будет говориться о мире произведения, о его сути и природе, без в сотый раз пересказанных фант.допущений и аннотаций. Разговор, полагаю, предстоит долгий. И классически буду кратко обозначать заглавия абзацев-тезисов.

Атмосфера безысходности. Колония на Марсе.

Начнем с простого. Большинство объема романа занимает повествование о колонии на Марсе, где живут колонисты-призывники со своими женами. Они живут совсем крохотными коллективами по несколько семей, на старой разваливающейся технике пытаются обустроить собственные огороды (в итоге каждый вскоре забрасывает это дело). Очень важны остальные нюансы их пребывания в бараке... Это, во-первых, сложность взаимоотношений между соседями. Во многих колониях на Марсе процветает так называемая свободная любовь, но в скрытой форме. То есть все друг с другом спят, хотя никому об этом не рассказывают, и продолжают находиться в браке с кем-то одним. И, во-вторых, чтобы убить время, колонисты традиционно употребляют наркотик «кэн-ди», который перемещает их в мир куклы, Подружки Пэт, в мир, где Подружка Пэт рассекает на шикарной машине по дороге, загорает на пляже и спит со своим парнем Уолтом (по типу кукол Барби и Кена), и всё это происходит на Земле! Там, куда колонистам никогда не вернуться. И каждый раз после приема наркотика, обещающего мнимое возвращение на Землю, приходит жуткая апатия, когда действие «кэн-ди» закончилось, когда вновь открыты глаза... Эти два аспекта, камерность и забвение, отдаленно мне напоминают службу военного, который повидал центральную часть России, но его распределяют за полярный круг, на пограничную заставу, или куда-то так же очень далеко и отрезанно от мира. И если насчет первого (свободная любовь) дело еще по предположению спорное (хотя мало ли, людей вокруг не так много, чтобы выбирать), то с забвением в алкоголе — как раз в точку. Никого не хочу обидеть, если кто-то из таких далеких мест, но для меня это во многом чуть ли не смерть. И люди спасаются воображаемым миром, спасаются, как могут, водкой, дабы убить это проклятое свободное, но такое пустое время... Жуть. И в этой чрезвычайно депрессивной атмосфере проходит больше половины романа, плюс это очень реалистично. В общем, обжигающее такое читательское удовольствие от представления колонии на Марсе.

Об чем роман?

«Три стигмата Палмера Элдрича» — роман глубоко философский, с кучей моментов на поверхности и в глубине сюжета. Во-первых, он об абсолютом желании. Абсолютном желании перемещаться в любой мир, который тебе хочется, — и это уже включает в себя бездонный кошелек и массу всякого рода удовольствий. Абсолютном желании бессмертия и безграничного существования, когда под воздействием наркотика «чуинг-зет» можно находиться в любых мирах миллионы лет, когда можно стать волной, камнем, планетой с жителями. И, наконец, об абсолютном желании власти над другими, когда разум другого существа находится в твоей бесконечной ловушке, и ты питаешься им, ты его Бог, и можешь делать с ним всё, что пожелаешь. Во-вторых, роман в той же степени и о свободе. Свободе выбора как пространства (призыв в колонии), так и своей судьбы (когда Барни хотел вернуть Эмили, но в любом времени не мог этого сделать, никак). И в итоге роман о свободе перед тем же самым Богом, о котором говорилось раньше.

«Кэн-ди» vs. «чуинг-зет», или В каком мире ты хочешь быть?

Если в двух словах говорить на эту труднейшую тему, то противостояние «кэн-ди» и «чуинг-зет» — это противостояние «общепринятого деизма» и «чужого солипсизма». Теперь рассмотрим... Мир наркотика «кэн-ди» — это мир Подружки Пэт, у нее есть машина, дом и прочие атрибуты, которые можно купить в фирме «Наборы П. П.». То есть сперва колонисты покупают игрушечные принадлежности, потом могут воплощаться в Подружку Пэт и Уолта, уже имея эти вещи, и только их. То есть это мир мечты, НО мечты весьма опредмеченной, конкретной. Колонисты-мужчины перемещаются в Уолта, колонисты-женщины — в Пэт, и все прекрасно знают, что делать, и что их там ждет. Да, это мир фантазии, но фантазии общей и, скажем так, оговоренной. А что же представляет из себя мир наркотика «чуинг-зет»? Это мир без каких-либо ограничений, здесь нет даже ограничения по времени пребывания. Здесь можно быть, как уже ранее говорил, камнем, планетой с людьми, собой в прошлом или будущем и создавать вокруг себя целый мир... Но в чем же загвоздка? Во-первых, она в том, что в таком мире ты один. Это солипсизм, каков он есть. То есть всё вокруг тебя ненастоящее, и ты нянчишь своё сознание этими абстракциями. Ты — Бог, но Бог одинокий. Какой из этих двух миров лучше? Хороший вопрос. Правда, усложняется всё тем, что из мира наркотика «чуинг-зет» бывает проблематично выбраться в реальность. А если точнее, то проблематично понять, наступила ли реальность, в конце концов теперь. Здесь уместен классный отрывок, когда Лео Булеро после принятия наркотика метался по реальностям:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оно выглядело еще хуже, чем глюк. Лео хватило всего лишь одного взгляда, чтобы понять это.

- Ну, вот и все, — сказал он. — Мне очень жаль, мисс Фьюгейт, но вы можете возвращаться к себе. Нет никакого смысла дискутировать о том, какие действия следует предпринять в связи с неизбежным появлением Чуинг–Зет на рынке. Ведь, в сущности, я ни с кем не разговариваю; просто сижу тут и болтаю сам с собой.

То есть трудно понять, наступила ли реальность уже, или нет, ведь иллюзорных пластов может быть сколько угодно, и они могут растянуться на сотни лет. Но и это не самое страшное...

Откровение 13-той главы. Чужой солипсизм.

Бурная катавасия начинается еще с середины 10й главы, но последняя 13я глава — это настоящее вскрытие, финал, финиш — как хотите. В общем, всё просто: Весь мир — это мир галлюцинации Палмера Элдрича. И мир этот ужасно-чудесен. Он превосходно демонстрирует, каково быть объектами в мире чужого солипсизма. Кто слышал про солипсизм, читал Пелевина и всё такое, тот хорошо представляет, о чем речь. Это когда твоё сознание — единственно реально, а всё вокруг — плод его воображения. Звучит это весьма лестно и эгоистично-приятно. Но Филип Дик ставит замечательный вопрос, повторю его: Каково быть объектами в мире чужого солипсизма? Вот тут-то в конце книги и ответ. Неплохо так себе, пока ты этого не осознаешь. А когда начинаешь осознавать, появляются стигматы — эти 3 признака Палмера Элдрича: стальная рука, металлическая челюсть и электронные глаза. Увидеть лик Палмера Элдрича в окружающих тебя людях суждено далеко не каждому. Лишь тому, кто сталкивался с подобной идеей, о существовании такой картины мира. И наркотик «чуинг-зет» — это яблоко с древа познания, о чем говорит Энн в последней главе. То есть представить своё нахождение действительно в мире Палмера Элдрича можно только испробовав этот плод. Переходим к следующему. Шакал-телепат не стал есть Барни Майерсона, потому что Барни не умер бы. Как? Да потому что Барни понимает, что мир этот иллюзорен, и умереть здесь нельзя. Умереть не могут именно те, кто знает о свойствах этого мира, знает картину мира. Остальные могут. В общем порядке, как говорится. Поэтому там звучит фраза о том, что Барни святой. Итого: стигматы в виде внешних признаков Палмера Элдрича, яблоко с древа познания в виде наркотика «чуинг-зет» и святость того, кто познал суть этого мира и умереть не может. В итоге имеем достаточно схожую с христианской картину мира Злого Бога — Палмера Элдрича. Мира, где по-настоящему страшно жить. И мира, наконец, где остаются смельчаки вроде Лео Булеро (конец книги), которые готовы, как истинные сегодняшние ученые-рационалисты бороться с тем, с чем бороться в принципе невозможно, скользкое это дело. Ах да, забыл сказать о второй трактовке реальностей, ради смеха: можно представить, что это нормальный мир будущего, а Лео Булеро еще не отошел от действия наркотика «чуинг-зет», и всё это происходит в его галлюцинациях, а мир реален и действителен, и всё такое. Но, что уж, не будем мы принимать такую скучную картину мира всерьез;-)

Оставшиеся нюансы.

Конечно, мир классный. Все эти чемоданчики-психиатры доктора Смайла, шакалы-телепаты, ужасное потепление на Земле, жители за пределами Солнечной системы — проксы, э-терапия, ускоряющая эволюцию, повышающая умственные способности — всё это очень вкусно. Также здорово было следить за метаниями Барни Майерсона вокруг то Эмили, то Рони, то Энн. Его страдания по поводу Эмили — это отдельная часть сюжета, просто драма. И ко всему прочему хотелось добавить, как реалистично описывает Филип Дик диалоги и развитие сюжета. Не знаю, если бы не было такой легкости и чувствования автором деталей, во многом страдали бы заложенные здесь мысли и тезисы. Наверное, один из сложнейших романов, которые я читал. Старался, вникал, читал очень вдумчиво, записывая мысли. И это определенно лучший пока для меня роман Филипа Дика. Браво.

P.S. Напоследок процитирую катрен из своего стишка на схожую тему, больно уж он сюда подходит:

«И опять кто-то сверху решит, что пора куклам спать,

Закрывать... их слепые надежды о чуждых мирах.

Куклы лягут, как вещи, отметив ментальный распад.

Их разбудят, когда захотят с ними снова играть.»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, это самый безумный роман Филипа Дика, в котором, если вы решите в него погрузиться, рискуете полностью утонуть. И дело даже не в сложности развития сюжетных арок или трудности восприятия тех или иных нарративов. Дело в том, что перед нами одна большая солипсическая рекурсия, которая поражает глубиной своей бесконечности. Наверное, это единственный в литературе случай, когда у автора действительно получилось изобразить что-то подобное. Так или иначе, но не стоит пугаться сложности данного романа или специфики поднимаемых в нем тем, ведь, как и прочие другие работы автора, воспринимается и усваивается произведение довольно легко. Можно даже сказать, что произведение кажется совершенно обыденным до определенной степени и до определенного момента, когда герои начинают переходить в другое состояние сознания. Но обо всём по порядку.

1. Мир, котором надежда умерла.

Итак, автор рисует мир далекого будущего, в котором на Земле полным ходом идет глобальное потепление, температура окружающей среды достигает таких значений, что можно буквально сгореть на Солнце, которое, видимо, из-за естественных процессов начинает увеличиваться. В конечном итоге оно сожжёт всю планету примерно через сотню лет. Люди же так же не сидят на месте: колонизируют близлежащие планеты, их спутники, строят там инфраструктуру и создают производственные цепочки. На Земле же жизнь тоже не остановилась: люди придумали, как бороться с жарой — автоматическое охлаждение домов, машин, верхней одежды, по сути вся общественная жизнь проходит под землей или в тени в ночное время, а днем люди спят в своих квартирах — и чем ниже этаж такой квартиры, тем она удобнее и считается престижнее (чем выше к солнцу, тем выше риск, что охлаждение не справится со своей задачей). На полюсах Земли для обеспеченных граждан существуют курорты, а некоторые из них даже могут позволить себе целый искусственный спутник, на котором устраивают свою личную резиденцию.

И тут мы подходим к важному на мой взгляд уточнению — измененный мир, в котором человеческая цивилизация пытается приспособиться жизни, глубоко несправедлив. Экономическое неравенство никуда не делось, а даже еще ярче проявилось в общественном сознании. Поэтому ООН, как самая главная организация, под руководством которой происходит космическая экспансия, колонизировать планеты отправляет самые экономически незащищенные слои населения — существует призывная комиссия, уклониться от которой необеспеченные граждане вряд ли смогут. Если же есть средства и связи (как например у одного из главных героев Барни Мейерсона), то можно позволить себе чемоданчик с мистером Смайлом (по задумке это искусственный интеллект, который через определенный промежуток времени пребывания с человеком должен определить его психическое состояние и принять решение о том, может ли он быть колонистом), тем самым уклоняясь от призыва на неопределённый срок.

Люди, которые оказались в колонии, вынуждены ютиться в бараках. Специальных условий для их пребывания на другой планете (в данном случае по сюжету это будет Марс) никаких не предоставлено. Все блага для существования они вынуждены добывать сами, собственным трудом, постепенно обустраивая новый дом для всей остальной цивилизации. Такова задумка, но всю эту логическую схему нарушает одно серьезное допущение — наркоторговля. Люди теряют надежду, тоскуют по дому, по Земле (даже не смотря на то, что их родная планета не та, что прежде), а так же начинают ненавидеть свою новую жизнь и окружающую действительность. На этом и пытаются играть другая организация, с которой ООН не в лучших отношениях — «Наборы П. П.». Дело в том, что она производит наркотик «Кен-ди» и по секретным каналам через частных дилеров сливает его колонистам, при этом официально на рынок выпускает игрушечный набор «Подружка Пэт» (миниатюрная копия земного города, где есть кукла по имени Пэт и ее партнер кукла Уолт), который в синергии с наркотиком при визуальном контакте способен вызвать сильнейшие галлюцинации. Суть этой наркотической галлюцинации такова, что человеческое сознание воплощается в одной из кукол (мужчина в Уолта, женщина в Пэт — причем вселиться в одну куклу можно сразу нескольким людям), попадая в прообраз земного города — в идиллию, где можно быть кем-то другим, развивая романтические отношения со своим партнером, но лишь на время действия наркотика, после чего человек просыпается с сильнейшей головной болью и с еще большим отвращением к реальной действительности. Спрос на «Кен-ди» и на «Подружку Пэт», естественно, растет в геометрической прогрессии, всё это, казалось бы, возвращает людям надежду и облегчает пребывание в грязных бараках, но с точки зрения общественного блага — надежда эта мнимая, а грязные бараки остаются таковыми именно потому, что желания сделать что-то во благо не появляется и не появится, пока есть «кен-ди». А еще это приносит огромные прибыли компании «Наборы П.П.», и, видимо, никого больше не заботит тот факт, что у человечества, действительно, не остается надежды на будущее.

2. Побочный солипсический эффект.

Итак, на рынок вдруг вторгается другая компания, которая начинает производить, а потом и распространять новый наркотик «чуинг-зет». Естественно, руководителю «Наборов П.П.» (Лео Булеро) это не нравится, особенно, когда он понимает, что действие этого средства в несколько раз более сильнейшее, чем «кен-ди». Начинается противостояние между корпорациями за прибыль и за влияние, вдаваться в суть которого не так важно. Важно здесь именно то, как действует «чуинг-зет»: человек буквально просыпается в другой реальности, может делать и творить, что ему хочется: исправить свои ошибки прошлого и жить в идиллии, либо вообще выдумать новый мир, где всё будет максимально подчинено только его воле. То есть полный солипсизм, которому нет предела, а значит нет и сомнений в том, что выдуманная иллюзия окажется более, чем реальной — ведь она не проходит и не испаряется просто так. В этом и проблема — человек, принявший чуинг-зет, не сможет до конца быть уверенным, что действие препарата кончилось — может пройти пять минут, а может пройти несколько сотен лет, при этом в реальном мире не пройдет и минуты. Он может проснуться в прежней обстановке, но при этом находиться всё еще под действием наркотика, то есть в другой реальности. Тут работает та же логика, как и в кинофильме «Начало», когда герои начинают погружаться все глубже и глубже в чужое подсознание и в конечном итоге попадают в состояние сомнения и уже не могут отличить реальность от вымысла.

3. Кто такой Палмер Элдрич?

Некий промышленник, известный предприниматель, а по совместительству еще и авантюрист, отправляется в космическое путешествие в соседнюю галактику (Проксима Центавра) с целью неких исследований, но пропадает на несколько лет, а затем возвращается, но сам при этом безвозвратно меняется. По возвращении он начинает свою деятельность по производству чуинг-зет — основанного на инопланетной субстанции вещества, способного погружать человека в солипсический сон. Сама его личность так же таинственна, насколько зловеща. В какой-то момент вокруг него начнет выстраиваться интрига — возможно его место занял некий инопланетный разум, который решил поработить человечество с помощью высших технологий (воздействие чуинг-зед на человеческую психику явно сильнее, чем на проксов — представителей соседней галактики), перед которыми каждый из нас более чем уязвим. До конца не понятно, что им движет, но постепенно читателю становится ясно, что он такая же жертва солипсического вещества. Да и сам он скорее всего уже не реален, а является просто прообразом, диктующим свои правила. Так или иначе людям он запомнился по некоторым отличительным признакам, которые получил еще на Земле: металлический искусственный протез руки, механические глаза с узким вырезом, которые никогда не закрываются, и зубы из еще более прочного металла. Эти признаки и будут является стигматами — проявлениями его сущности, но об этом далее.

4. Одна большая бесконечная солипсическая рекурсия.

Итак, основная сюжетная особенность произведения в том, что главные действующие лица, приняв инопланетный наркотик один раз, так и не вернутся в реальным мир — каждый из них застрянет в собственной иллюзии. Конечно же на протяжении всего повествования им будет казаться, что вот наконец-то действие препарата кончилось, но затем они будут видеть стигматы Палмера Элдрича, которые незамедлительно проявятся во внешней среде, с которой они будут взаимодействовать (это будут другие люди, которых они нафантазировали, у которых вдруг изменится рука, глаза и зубы). А значит всё снова повторится, появятся новые галлюцинации, а весь пройденный путь покажется ничтожной тратой времени. Нарративно автор изобразил это мастерски, создавая в определенный момент некий триллер, уровень саспенса в котором будет только возрастать.

Персонаж Барни Мейерсон попробует чиунг-зет даже несколько раз, проваливаясь в собственное безумие еще глубже (да, в реальности он это сделает только один раз, а всё остальное будет галлюцинацией), тем самым выходя с Палмером Элдричем на единый уровень взаимодействия. Он буквально будет падать все ниже, прорывая реальность слой за слоем, попадая в бесконечную безумную рекурсию. Тем самым автор показывает не только пагубность и разрушительную силу подобного вещества, но и неспособность человека справиться с собственным восприятием, а значит приём чуинг-зет хотя бы один раз — это буквально билет только в один конец. Дождаться окончания действия вещества невозможно, потому что время для того, кто окажется жертвой Элдрича, становится относительным — в одну доли секунды могут поместиться миллионы лет в зависимости от того, как сознание в принципе с этим способно справиться (или смириться). И это действительно поражает.

5. Кто такой Палмер Элдрич на самом деле?

В итоге Элдрич признается Барни (тому, кто ушел глубоко в собственное безумие), что сам стал жертвой солипсизма и пытается сбежать на другой слой иллюзии, дабы отсрочить свою гибель. Все дело в том, что в реальности Элдрича, его смерть происходит безапелляционно от руки другого персонажа, с которым он не поделил общий рынок сбыта (Лео Булеро). Тем самым это означает, что весь мир изначально, в котором и происходит всё действие романа — это иллюзия в голове Палмера Элдрича, ну или станет таковым в будущем, когда Лео Булеро таки доберется до него, и только тогда маховик времени придет в движение. Можно строить целые теории о том, какой нарратив романа подлинный, а какой является лишь иллюзорным слоем. Но, по-моему скромному мнению важно здесь нечто иное.

Дело в том, что в контексте происходящего существует и религиозный подтекст. Как и во многих произведениях Дика, в этот раз он тоже решил сотворить одну большую отсылку на библейские догмы (возможно от того, что в момент написания романа сам стал прихожанином христианской церкви). Палмер Элдрич здесь — это прообраз антихриста, который карает людей за их грехи. Он — это трансцендентное зло, пришедшее из глубин бесконечного космоса. Его стигматы — это проявление зла в человеке, который перестал сопротивляться и надеяться. Собственно, сами люди в романе показаны именно такими: порочными, слабыми и не пытающимися противостоять соблазну. Прием наркотика для них — это настолько очевидное и повседневное решение, на которое они идут без зазрений совести, а потом по их душу приходит Палмер Элдрич. Причем даже главные действующие лица не получают шанса на искупление, потому что они такие же порочные и в общем глобальном смысле повинны в том, как пытались извлечь из чужих пороков и слабостей сиюминутную прибыль.

Итог.

В общем итоге у Филипа Дика получилось что-то особенное, наверняка это одно из самых знаковых и важных его произведений, которым в последующем многие другие авторы особенно вдохновлялись. На моей памяти сразу всплывает трилогия «Линия грез» Сергея Лукьяненко, где автор так же ставил себе задачу развить тему солипсизма, как концепции мира. В целом данное произведение можно назвать фантастикой с религиозным подтекстом, исследующее тему человеческого бытия с точки зрения субъективного идеализма. Идеализм и религия в принципе вещи сочетаемые, ведь одно следует из другого, поэтому появление в сюжете нарративов о едином создателе и субъективности всего описанного мира — было очевидно и ожидаемо. Важно здесь на мой взгляд иное — нарративы восприятия в попытках (пусть и тщетных) всё таки отличить реальность от вымысла.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман почти месяц назад. Настолько впечатлился, что следом прочитал ещё одну книгу Дика, но «Пролейтесь, слезы», по моему мнению, даже близко рядом не стоял.

Не в моих правилах пересказывать сюжет, тем более, что простое перечисление событий не только не создаст полного понимания происходящего, но и потенциально может разрушить интригу и уничтожить любой интерес. Лишь намекну, что в книге присутствует типичный для автора герой — мужчина в кризисе последней части среднего возраста, нелегальные практики изменения сознания, корпорации в заговоре с правительством и недоверие собственным чувствам.

Что ж, не будет преувеличением сказать, что «Стигматы...» оставляют много вопросов без ответа, даже по меркам творчества ФКД. С какого момента всё произошедшее перестаёт быть реальным? Какова цель того, чем теперь является Палмер Элдрич? И, наконец, вдохновлялись ли создатели недавно вышедшего фильма про куклу Барби историей Подружки Пэт?)

Самое печальное, что в тех отзывах, что я нашел в интернете, преобладает религиозная интерпретация событий, хотя мне по душе больше буквальная, связанная с иной формой жизни. Всё-таки хочется верить, что кроме нас во вселенной ещё кто-то есть (пусть и с не самыми благородными намерениями).

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все известные формы жизни, независимо от степени своего развития, сознательно или инстинктивно, постоянно совершают зло. Биологической предпосылкой зла является вечное стремление носителя жизни — вируса или клетки — к самосохранению. Несмотря на внутренние конфликты, человечество издревле выискивает способы повышения собственной выживаемости: развивает медицину, расшифровывает коды ДНК, изучает реакции живых организмов на воздействие различных факторов, но чтобы не придумали люди, тезис о хрупкости жизни всегда переходит в состояние факта. Отсюда и запрограммированная стойкость живых организмов к сохранению своего бытия, а Homo Sapiens, к тому же, чтобы сохранить свой вид, осознанно пытается обеспечить стабильные условия своего существования, но как и все, за счёт других — либо уничтожая, либо подчиняя. При этом любая форма самосохранения неизбежно причиняет страдание, которое является ярким признаком зла. На Земле зло имеет смысл, так как, оно поддерживает необходимый для развития баланс между жизнью и смертью. Чтобы здесь выжить, нужно всем работать челюстями, перемалывая друг друга (стальная челюсть один из стигматов Элдрича). Но для обладателей разума, формула — жизнь есть привычное страдание, неприемлема. Чем выше разум, тем болезненнее он переносит страдание, особенно смерть и поэтому существо с глубокой психикой будет всегда искать способы облегчить или уничтожить причины вызывающие страдания. Один из путей избежать страдания это получение бессмертия.

На мой взгляд в романе присутствуют две основные сюжетные линии. Первая, это контакт с иным разумом, намерения которого до конца остаются неясными. Вторая — это идея бессмертия разума, реализуемая посредством не очень надежной формы бесконечного существования некоего метафизического «я» за счёт эволюционировавших до приемлемого разумного уровня живых организмов. Палмер Элдрич, крупный бизнесмен, вернувшись в Солнечную систему после длительного путешествия к иным звёздам, стал другим. Теперь ему не нужны деньги, ему нужен контроль над разумом человеческой расы. Для этого он пытается распространить среди переселенцев живущих на Марсе, психотропное вещество под названием Чуинг-Зет. Причастившись дарами Чуинг-Зет, человек попадает в мир, где его желания могут сбыться, но не всегда. Сам Элдрич или скорее то, что его использует в качестве орудия, изучает внутренний мир человека, опьяненного Чуинг-Зетом и играет с ним, вынуждая думать над этикой своих поступков. Следует отметить, Палмер Элдрич, несмотря на созданную им отталкивающую атмосферу, не является олицетворением зла. Он игрок, который действует скорее за светлую сторону бытия, чем за утверждение зла. Стигматы Элдрича, это своего рода, критерии человечности, если духовное равновесие человека нарушается под натиском инстинктов, то окружающие видят у него (вспомните волка из «Красной шапочки») стальную руку — я возьму все, что захочу; стальную челюсть — сильный перемалывает слабых; и искусственные глаза — признак бездушия.

Итак, примите Чуинг-Зет, встретьтесь с Палмером Элдричем и вернувшись измените себя, вам ведь не хочется иметь его стигматы?

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это лучший роман Дика, пожалуй даже выше «Убика». Он относится к числу программных для автора. Тот, кто интересуется, может найти схему, нарисованную в дневниках Дика, где этот роман занимает одну из центральных позиций. Дик по сути обладал манихейским, гностическим взглядом на мир. В известном интервью Ч.Плэтту он говорит об этом прямо: «Бог этого мира — злой бог». Тема злого Бога так или иначе присутствует в главных вещах Дика. Основная идея гностицизма от греческого до средневекового состоит в том что настоящий, благой Бог не мог создать этот мир скорби и страдания, несправедливости и лишений. Материя — это абсолютное зло и тьма. Дух — это свобода и свет. Поэтому материальный мир создан злым демиургом, он же Яхве, Саваоф, вобщем Богом Ветхого Завета. А свет создан совершенно другой силой. Не буду подробно излагать гностические теории, но повлияли на Дика они очень сильно («Вера наших отцов», «Лабиринт смерти», тот же «Убик», где он ссылается на Платона) Даже увлекшись христианством в 70-е он по сути остался гностиком, подобно Гоголю, который не столько верил в Бога, сколько боялся Дьявола. В «Стигматах» весь мир предстает как различные проявления загадочного Палмера Элдрича. Он вездесущ, он создаёт реальность для всех остальных. Но реальность эта отнюдь не благая, по сути его мир — это его злая воля. (Шопенгауэр «Мир как воля и представление») Большинство читателей Дика не понимают, что для него это было главное, а внешний сюжет это так, обёртка конфеты, иначе как продать книгу в яркой мягкой обложке. Дик по сути вынужденно носил бейджик «Я — писатель фантаст». И не случайно в поздних романах Дика все меньше фантастике и все больше философии и религии. Просто его понемногу все больше стали признавать Писателем, а не автором палп фикшн. А сам он все больше считал себя визионером и пророком. «Стигматы» пожалуй лучше всего соединяют фантастику с религиозной мыслью. Чисто литературных погрешностей здесь хватает, Дик не был великим стилистом как Джойс или Набоков, не в этом его сила. Главное у Дика вообще за литературными рамками, главное — его ощущение мира. «Не стой под грузом, иначе войдешь в его сны» БГ. Оценка 10/10

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, написать такое без веществ было сложно. Хотя не факт, что с веществами просто. Да и читать нелегко (без веществ, если что).

Внешняя сторона сюжета такова. В будущем на Земле произошло глобальное потепление, находиться на улице без защитных костюмов или устройств невозможно. ООН практикует создание колоний и рассылает повестки будущим колонистам. Условия жизни в колониях еще хуже, из-за чего люди там пристращаются к наркотику и специальным наборам кукол, позволяющим окунуться в очень качественную галлюцинацию. После возвращения в реальность люди чувствуют себя еще более несчастными и стремятся получить новую дозу. Это нелегально, но ООН подобное игнорирует (частично из-за денег, частично из-за понимания того, что это единственное, что скрашивает жизнь колонистам). И тут-то на сцене появляется Палмер Элдрич с новым, еще более сильным веществом, позволяющим не просто предаваться грезам, а создавать свои миры.

Иронично, что противостоять Палмеру принимается владелец конкурирующей компании. Изначально это воспринимается просто как борьба с конкурентом, но потом противостояние выходит на экзистенциальный уровень, а персонажи вместе с автором рассуждают о вечности, Боге, религии, свободе и сознании. А все происходящее сопровождается некоторым количеством психодела.

Самую малость с «Тремя стигматами...» перекликается «Начало» Нолана. В «Начале» главный герой пытался определить, проснулся ли он наконец или находится внутри сна с неизвестным уровнем вложенности. А тут то же самое происходит в еще более страшном наркотическом трипе.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я прочитал этот роман лет 10-15 назад (или посмотрел что-нибудь похожее из фильмов), я бы махнул рукой и эмоционально сказал: «Наркомания!». Но со временем я стал по-другому смотреть на подобный психодел, когда небо и земля постоянно сменяют друг друга в припадочном экстазе.

будущее. Марс колонизирован. Колонизировать нужно, но это скучно. Поэтому, чтобы было веселее, пионерам предлагают якобы запретный наркотик, который позволяет расслабиться и получить удовольствие, находясь в суровых условиях чужой планеты. Но конкуренты неожиданно придумали свой способ расслабления- более мощный и приятный. Правда, с душком инопланетных технологий. В процессе «дегустации» герои романа теряют ощущение реальности и начинают путаться, что правда, а что ложь.

Таинственный Палмер Элдрич не давал покоя не только героям романа, но и мне. Потому что я тоже не понимал, кто есть кто. И где реальность, а где вымысел. После прочтения этого романа я даже стал бояться фантлабовского пользователя с никнеймом Палмер Элдрич, ожидая от него новой смены реальности=)

Роман не дает ответов на вопросы, но здорово обманывает и пугает. А может черт с ним — дайте и мне этого самого кокаинума или Чуинг-Зета!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Экая забористая трава, видать, попалась Дику.

А если сурьезно то автор вновь обращается к теме природы реальности и времени, а также затрагивает религию и концепцию бога.

Помимо этого Филип выдвигает рад интересных предположении о будущем человечества, в частности весьма занятную о возможности искусственной эволюции человека.

Другие же весьма привычны, как то глобальное потепление и колонизация других планет, но и те и другие одинаково замечательно описаны.

Поток сюрреалистических образов и событий по расписанию, особенно доставил момент когда один из главных героев встречает самого себя.

Но некоторые повороты сюжета прямо таки изумляют.

Непростое произведение, но очень впечатляющее.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вынос мозга.

Нет, действительно. В какой-то момент чтения книги, у меня возникло ощущение, что в мой череп прокрались два санитара, уложили мозг на носилки и исчезли в неизвестном направлении. Ментальную связь с мыслительным центром тело, конечно, поддерживало, и только это мне помогло дочитать книгу до конца :)

Если бы я захотел пересказать этот роман, то у меня бы вряд ли это получилось. Куча фантастических идей, философских мыслей, неожиданных поворотов сюжета и фантасмагорических наслоений реальностей, трудно уложить по полочкам в голове, и тем более изложить это так, чтобы понятно стало другим. Наверное, подобное под силу только таким талантливым людям как Филип Дик.

Но попробую обрисовать завязку, т.к. первые полсотни страниц получились вполне складными и очень интригующими.

И так, на дворе 2016 год. Но наше настоящее не похоже на будущее Дика. Земля, которую описывает Автор, умирает под палящим солнцем. Без средств защиты люди не могут выходить под прямые солнечные лучи, не рискуя изжариться заживо. Теперь Антарктида стала курортом, а земляне пытаются обжить другие планеты солнечной системы. У колонистов жизнь не легка и единственной отдушиной для них становятся, так называемые, «Наборы П.П.». Это что-то сродни навороченному кукольному домику Барби, в мир которого можно переместить своё сознание употребляя наркотик «кэн-ди». Глава компании «Наборов П.П.», по имени Лео Булеро, получает известие о том, что из долгого путешествия, в загадочную систему Проксима, возвратился экстравагантный миллионер Палмер Элдрич. Притом он привёз с собой совершенно новый вид наркотика «чуинг-зет», который обладает ещё большей силой погружения и уже не требует дорогостоящего дополнения в виде различных миниатюр. Лео чувствует угрозу со стороны Элдрича не только как от конкурента по бизнесу, но и всерьёз озабочен возможным пагубным влиянием, которое новый наркотик может оказать на землян. Мало того, так ещё и прогносты, умеющие предсказывать будущее, утверждают, что скоро он будет обвинен в убийстве Палмера Элдрича. Глава компании пытается разрешить проблему самостоятельно, но в конце концов впутывает в это дело одного из самых опытных ясновидящих, работающего в его же организации. Прогностик Барни Майерсон, не тянет на положительного героя, он весьма эгоистичен, тщеславен и помимо этого у него куча тараканов в голове. Но, тем не менее, он соглашается помочь Лео Булеро.

Вот такой мудрёный замут получился у Филипа Дика. По-моему неплохо. А ведь ещё будут и переносные психиатры в чемоданчиках, искусственно эволюционировавшие с помощью э-терапии земляне, игра с временными парадоксами, шакалы-телепаты, метаморфозы, перевоплощения и многое другое.

На мой взгляд, книга получилась неровная. Фонтан идей, бьющий в начале, перерастает в некий сумбур из галлюцинаций и проникновения видений в реальность. С одной стороны, Автору очень хорошо удалось показать зыбкость мира настоящего и плотность мира иллюзорного. С другой стороны, без должной сюжетной динамики и стройности повествования это немного утомляет. Философские мысли о боге к месту, и действительно заставляют задуматься, но у меня создалось впечатление, что их чуть больше чем нужно. Там где можно было оставить домысливать читателю, Филип Дик разжевывает, а там где хотелось бы некоторых пояснений, наоборот Автор ограничивается лишь лёгкими намёками. От этого роман читается волнами, то страницы летят одна за другой, то чтение тормозится и пробуксовывает.

Надо сказать, что уже после того как книга прочитана, мозг не сразу пытается вернуться домой. Нет, он уже где-то на пороге, но через него ещё не переступил, так что за вменяемость отзыва я не ручаюсь :)

PS: Роман читал в сборнике «Золотая коллекция фантастики». Издательство «Эксмо», вероятно, хотело усугубить и без того психоделическое чтение, и ближе к финалу перепутало страницы. Чую у Дика пошёл уже полный бред, но во время увидел косяк, перечитал в нужном порядке и душевное равновесие восстановилось. Так что, будьте внимательны.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот такое инопланетное завоевание (как в книге) куда страшнее и круче любых американских блокбастеров на эту тему. Тихо, незаметно для абсолютного большинства и абсолютно бесповоротно. Ибо никогда так и не узнаешь, ты проснулся в реальном мире или нет. Но как же безысходность ситуации давит на мозг...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Стигматы Палмера Элдрича» о злом Боге — Палмер Элдрич и есть этот злой Бог, но как и Христос, он проявляется через стигматы, и он контролирует Вселенную и, в какой-то степени, саму реальность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Антагонист предстаёт перед читателем как злобное существо из глубин космоса и всё к чему он прикасается, становится Палмером Элдричем — он, своего рода, зараза.

Весь роман Дика — это пространная аллегория пришествия Антихриста. Палмер Элдрич более не человек, а некое трансцедентальное зло, на что прямо указывают его «стигматы»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
искусственная рука, стальные зубы и электронные глаза, которые представляют собой отчуждение, размытую реальность и отчаяние.
Вкусившие наркотик чуинг-зет, то есть выбравшие ложное спасение, приобретают отметины, подобные элдричевским:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У Энн одна рука была искусственная, пальцы из пластика и металла находились в нескольких дюймах от его лица, так что он ясно их видел. А взглянув ей в лицо, он увидел пустоту, глубокую, как космическая бездна, из которой явился Элдрич. Мёртвые глаза, полные вакуума, парящего за границами известной Вселенной».

По всей вероятности, данные стигматы — это отсылка на «Откровение Иоанна Богослова», в которой описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю: в 13 главе стих 16 есть следующие строчки: «<…>и он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их…».

По словам друга писателя, Рэя Нильсона, в «Трёх стигматах…» описывается пугающий взгляд на реальность: Дик был почти уверен, что Бог был злым или безразличным к человеческим страданиям. Дик верил в Бога, но как и многие христианские отщепенцы, он считал, что наш мир создал нищий либо злой Бог, когда настоящий Бог пытается нас спасти от этого несовершенного мира. Поэтому в романе описывается потребность в идеологической иллюзии (боге или воплощении зла).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Принимая наркотик кэн-ди, люди испытывают коллективные ощущения и растворяются в единой сущности, утрачивают собственное Я. Данный наркотик разрабатывается и внедряется исключительно в коммерческих целях, являясь банальными продуктами и практиками идеологической манипуляции в обществе потребления.

И казалось бы, Элдрич — воплощение Антихриста, угроза человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обнаружив на Проксиме мощный галлюциноген чуинг-зет, Элдрич предлагает «вечную жизнь» через перевоплощения в собственной виртуальной реальности. К концу романа человеческая природа радикально трансформируется: Элдрич завладевает телами большинства людей, которые носят на себе его стигматы и превращаются в коллективную механизированную сущность.
Но при этом образ Элдрича остаётся неоднозначным: он выглядит как зло, однако обладает «глубокой, истинной мудростью» и стремится разрушить убогий мир иллюзий и подделок; искусственные стигматы указывают на человеческие увечья и страдания. Поэтому Элдрич как бы является вынужденным злом, Богом-фармаконом — и яд, и лекарство:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Широко раскинув руки, он простирался от системы Проксимы Центавра до самой Земли, и он не был человеком, он вернулся не человеком. И он обладал огромной властью. Он мог победить смерть. Однако он не был счастлив. По одной просто причине: он был одинок».

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Филип Дик в своем репертуаре) секс, наркотики и рок н ролл. Любопытное чтиво, читал с интересом, как и все у Дика, очень необычно, и никогда не возможно предугадать, чем весь этот фарш закончится, драйвовое чтение, под чем то зашло бы еще более мощно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Палмер Элдрич – путешественник, вернувшийся из неведомых космических краёв. Он привёз землянам наркотик, который облегчит их страдания в дистопическом мире. Но мало кто подозревает, что наркотик – хитрая ловушка. Попробовав его, человек перемещается в мир, находящийся под контролем хитреца Элдрича, и навсегда остаётся в нём. Жертве может казаться, что злой наркотик прекратил действие, но скоро она убедится в обратном. Не обязательно даже принимать наркотик, все и так уже находятся в мире, где богом является Палмер Элдрич.

Это первый роман Филипа Дика, в котором фигурируют религиозные идеи. Но не просто христианские, а маргинально-христианские – гностические и апокрифические. Его очаровывает идея демиурга, бога-злодея, бога-грабителя. Потому что именно так он и видел мир на тот момент.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самое необычное описание вторжение инопланетян, какое только можно представить. Наряду с «Ложной слепотой» Питера Уоттса. Здесь эскапизм человечества возведен в абсолют. Здесь вновь ставится вопрос о реальности окружающего мира. Здесь вновь ставится под сомнение человечность человека. Вроде бы, Дик из романа в роман ставит одни и те же вопросы, а решения и способы подачи каждый раз разные...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман по праву считается одним из самых странных произведений Филипа Дика. Однако учитывая, что сам по себе Дик — писатель очень и очень своеобразный, надо бы переопределить понятие странности.

«Стигматы» — не одна из самых запутанных книг Дика. Ни по причудливости галлюцинаций и множественности реальностей, где пальму первенства из прочитанного я бы отдал «Убику» и «Сдвигу времени по-марсиански», ни по запутанности и параноидальности интриги — здесь он проигрывает тем причудливыми сюжетным построениям, которые творились на страницах, например, «Клана Альфанской луны» или тех же «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Но этим, наверно, он и необычен — роман вышел довольно-таки спокойный, уравновешенный. Герои здесь больше беспокоятся и говорят о предстоящих миру метаморфозах, чем попадают под их колёса. Также несколько нетипична судьба главного героя — если считать им Барни Мейерсона, а не Лео Булеро. Обычно центральные персонажи у Дика к концу романа либо остаются ровно на том же месте, что и в начале, и это, как правило, означает, в отчаянии(Рик Декард, сидящий у разбитой электролягушки в «...андроидах...», галактический реставратор из одноимённой книги, и т. д.), либо просто в отчаянии или, по крайней мере, в сомнениях насчёт реальности происходящего. Здесь герой вроде как наоборот, со всем разбирается, всё для себя решает, и находит свой путь, поклявшись выращивать огороды на Марсе, без Чу-Зи, зато, возможно, с любовью Энн Хоуторн — чрезвычайно оптимистичная арка персонажа, как для Дика.

Поскольку этому роману не хватает сюжетной динамики других книг Дика, у меня было время поразмышлять над теми НФ-допущениями, которые автор разбросал по своему миру. В стремительно нагревающейся Земле я не увидел ничего, кроме попытки подчеркнуть внутреннюю неустроенность и дискомфорт персонажей будущего, обязательные у писателя, каким-то внешним фактором. А вот возможности Кэн-ди(а потом Чу-зи) и власть наркотиков над людьми на Марсе вызывают много ассоциаций с совеменностью, вроде гаджето-, инфозависимости или зависимости от соц. сетей, захлестнувших человечество в компьютерный век. Где-то рядом таится тема инфантилизации человечества — чтобы Кэн-ди возымел желаемый галлюциногенный эффект, взрослые вынуждены покупать себе кукольный домик — а ведь взрослые в нашем мире делают примерно то же самое, влекомые, правда, эпидемией гиковской ностальгии. В значительной степени, кажется, роман рефлексирует и по поводу капитализма: Лео Булеро во многом схож с ужасающим всех персонажей Палмером Элдричем, и, возможно, его победа над ним(если она имела место в реальности, в чём, как всегда у Дика, есть сомнения), в конечном счёте, ничего хорошего людям не предвещает — в конце концов, это же стараниями корпорации Булеро моральный дух марсианских колонистов упал ниже плинтуса. В одной из сцен Лео говорит, что ради одержания верха над конкурентом готов отдать руку — интересно, было ли это задумано как параллель с механической рукой Элдрича.

Собственно на самом персонаже Элдрича следует остановится поподробнее. Дик писал, что сам страшно боялся его — да так, что даже не мог перечитать рукопись перед сдачей в редакцию. Такая реакция мне осталась совершенно непонятной — хотя персонаж является одним из продуктов одержимости автора идеей «злого бога» — идеи, естественно, пугающей, по-моему, он вышел далеко не самый злой в линейке подобных образов — скажем, Бог из «Веры наших отцов» обходит его минимум на три корпуса. Он, скорее, таинственный, чем злодейский, ведь непонятно, что в нём осталось от человека, что — от проксов, а что — от какой-то высшей сущности. Три его стигматы — искусственные рука, зубы и глаза — кажутся мне немногим более страшными, чем костяная нога бабы Яги, хотя, возможно, насколько они зловещие, можно понять только будучи знакомым с христианской иконографией лучше, чем я. Что подводит к основной проблеме, с которой я столкнулся при чтении: книга полна разговорами о Боге, и я, человек отчаянно нерелигиозный, просто (не мог/не считал нужным) за ними уследить. Здесь, наверно, показательным моментом является притча-анекдот про кота и мясо, которая закансивается вот такой-вот тирадой:

<< Да. Кот — это не мясо. А тем не менее.., он мог быть формой, которую в этот момент приняло мясо. Ключевое слово здесь — «быть». Не говори нам, Барни, что то, что проникло в Палмера Элдрича, — Бог, поскольку ты не знаешь Его до такой степени; никто не знает. Однако это существо из межзвездной бездны вероятно — так же, как и мы, — создано по Его образу и подобию. Тем способом, который Он выбрал, чтобы явиться нам. Так что оставь в покое онтологию, Барни; не говори о том, что Он собой представляет.>>

Не исключаю, что тут содержится мысль определённой глубины, но от меня, что поделаешь, ускользает.

Закругляясь, хочется сказать, что читать Дика сложно: его герои и миры часто чересчур рефлексирующи, чтоб сопереживать им и воспринимать их серьёзно соответственно, но метафорический пласт его работ обычно не так-то легко открывается. «Три стигмата Питера Элдрича», наверно, заслужили славу одного из лучших романов автора, в силу их уравновешенности и относительной непротиворечивости. Кроме того, этот роман кажется в особенности пророческим и задевающим какие-то тонкие струны в сознании современного человека. Однако, наполненность книги размышлениями о Боге склоняет к мысли, что я не попадаю в её целевую аудиторию. В конце концов, чтобы как-то отреагировать на «оставь в покое онтологию» нужно сначала ей заинтересоваться.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх