FantLab ru

Роберт Льюис Стивенсон «Ночлег Франсуа Вийона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Голосов:
233
Моя оценка:
-

подробнее

Ночлег Франсуа Вийона

A Lodging for the Night

Другие названия: Ночлег

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Заснеженный Париж середины 15 века. В притоне, где поэт Франсуа Вийон развлекается со своими друзьями, произошло убийство. Франсуа бежит из этого места и пытается найти себе пристанище на ночь, не попавшись при этом страже.

Входит в:

— сборник «Новые тысяча и одна ночь», 1882 г.

— антологию «Прометей. Том первый», 1966 г.



Издания: ВСЕ (34)

Полное собрание романов, повестей, и рассказов (В шести томах)
1900 г.
Полное иллюстрированное собрание романов. Вып. 13-14
1914 г.
Прометей. Том первый
1966 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1967 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1981 г.
Остров сокровищ
1984 г.
Потерпевшие кораблекрушение
1987 г.
Черная стрела
1987 г.
Избранные произведения
1992 г.
Остров сокровищ
1992 г.
Сочинения в пяти книгах. Книга V. Потерпевшие кораблекрушение. Ночлег Франсуа Вийона
1992 г.
Принц Флоризель
1993 г.
Том 1
1993 г.
Путешествие внутрь страны. Клуб самоубийц
1994 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1994 г.
Сочинения в 3 томах. Том 1.
1997 г.
Я знаю всё, но только не себя
1999 г.
Роберт Льюис Стивенсон. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2
2001 г.
Ночлег Франсуа Вийона. Клуб самоубийц. Остров сокровищ. Черная стрела. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Владетель Баллантрэ. Сатанинская бутылка
2003 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2006 г.
Клуб самоубийц. Избранное
2007 г.
Остров Сокровищ. Повести. Рассказы
2007 г.
Ночлег Франсуа Вийона. Клуб самоубийц. Остров сокровищ. Черная стрела. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Владетель Баллантрэ. Сатанинская бутылка
2009 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2009 г.
Владетель Баллантрэ
2010 г.
Новые тысяча и одна ночь
2011 г.
Алмаз Раджи
2012 г.
Малое собрание сочинений
2012 г.
Новые тысяча и одна ночь
2012 г.
Сатанинская бутылка
2012 г.
Сатанинская бутылка
2012 г.
Чёрная стрела
2013 г.
Остров сокровищ. Черная стрела
2014 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающе атмосферный рассказ о столкновении двух противоположных миров, живущих по соседству. Морозной зимней ночью сходятся два совершенно разных человека — Франсуа Вийон, вор и трус, но неглупый малый, талантливый поэт, и старик-рыцарь, храбрый воин и почтенный господин, но немного ограниченный в своих социальных и морально-этических воззрениях в силу принадлежности к аристократическому сословию.

Можно понять Вийона. О.Генри писал: «И любовь, и дела, и семья, и религия, и искусство, и патриотизм — пустые тени слов, когда человек голодает».

Что делать школяру, без средств к существованию, без связей и друзей? Как найти себе пропитание, оставаясь при этом человеком с чистой душой и незапятнанной совестью? Но перед нами не просто бедный студент, просиживающий часами за книгами. Перед нами гуляка, кутила. Бедность учит бережливости — это не про него. Он спустит все деньги на сомнительные развлечения и удовольствия. Земные блага для него превыше духовных.

А что же старый рыцарь? Его позиция так же имеет две стороны: с одной стороны, его мысли прекрасны: честь, отвага и другие духовные качества должны определять жизнь человека. Но этот человек, никогда не испытавший голода, не смог уяснить, как ради корки хлеба можно перерезать горло ближнему своему.

Вийон считает, что обстоятельства властвуют над жизнью человека.

Старый рыцарь не утверждает обратного, нет, но он говорит, что можно измениться самому, стать наконец человеком, преисполненным чести, отваги, великодушия, сострадания и доброты.

И эпизод, когда Вийон покидает дом рыцаря, не ограбив его, как планировалось первоначально, а рыцарь идет впереди, не боясь коварного удара ножа в спину, (и делают они это из чувства чести, по-разному понимаемой ими), только доказывает, что каждый остался при своем мнении.

Стивенсон психологически точно выписал образ преступника: он никогда не признает себя виноватым, не возмет ответственности за совершенные злодеяния, не станет врагом своих пороков, а будет искать себе оправдания.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Франсуа Вийон, несмотря на все изыски и розыски историков и литературоведов так и остается загадочной личностью. Поэт и пьяница, убийца (хотя и невольный!) и неудавшийся клирик. А вот был ли он вором, о том не могли сказать даже самые внимательные биографы. Если судить по Стивенсону, то да. Впрочем, вечная тема поэта и злодейства придумана задолго до А.с.Пушкина. Более того — Вийон еще и мародер (а как назвать человека, вытаскивающего монетку из чулка умерший шлюхи)?

Очень много спорных деталей. И поведение самого поэта (как я помню, уж кем-кем, а трусом Франсуа не был) и манеры старого рыцаря, который, в силу реалий того времени, скорее прибил бы вора, а не стал бы его угощать.

Но это взгляд Стивенсона, а великий писатель имеет на это право.

Сам же рассказ великолепен. Описание средневековой улочки, быт, пронизывающий холод... Бр-рр..

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Извините за длинную цитату в начале отзыва, но без нее далеко не уедешь. Если верить Стивенсону, то...

... поэт был весьма невзрачный человек: небольшого роста, с впалыми щеками и жидкими черными прядями волос. Его двадцать четыре года сказывались в нем лихорадочным оживлением. Жадность проложила морщины у него под глазами, недобрые улыбки — складочки вокруг рта. В этом лице боролись волк со свиньей. Своим уродством, резкостью черт оно красноречиво говорило о всех земных страстях...

Конец цитаты. Никаких тебе благородных разбойников от подражателей Байрона и Скотта. Никаких благородных поступков и широких жестов. Никаких актов раскаяния, возвращений блудного сына к родному очагу и намеков на то, что отвергнутый обществом отпрыск все же обретет путь к свету истины...

Франсуа Вийон без тени сомнения делит деньги мертвеца, который несколько мгновений назад был его сотоварищем по воровским проделкам. Франсуа Вийон не прочь обобрать тело замерзшей шлюхи ради пары монет. Он готов ограбить старого рыцаря, который предоставил ему ночлег в самую лютую стужу, но пасует перед этим крепким стариком, делая вид, что от смертельной неблагодарности его удержала пресловутая воровская честь...

Но мы то видим, что Вийон — презренный трус. Его презирают и нагло обманывают другие воры. Он до жути боится попасть в лапы стражникам. Ему мерещится тот самый мертвец, которого он обобрал...

Более того, Вийон — неудачник, который обречен и в воровском мире быть мелкой сошкой. Он перессорился со всеми своими друзьями, коих он обманывал, обкрадывал и высмеивал в своих стихах. У него нет ни кола ни двора...

И он признается, что ненавидит воровство. Как и всякую прочую работу. И во всех бедах Вийона виноваты все, кто только есть вокруг. Кроме него самого. Уверенно шагающего по пути к виселице во имя собственной лени и бессовестности...

Вот только одного мы не можем понять. Как так случилось, что этот никчемный, аморальный, бестолковый неудачник всеми последующими поколениями будет считаться гениальнейшим из поэтов своего времени? Как в одном человеке могут уживаться свинья, волк и падший ангел?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Здорово передана атмосфера средневековой Франции — не самого приятного места для жизни. Ну и, конечно, отлично изображен Франсуа Вийон — гений и злодей в одном лице.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Горбатого, как известно, исправит могила, а Франсуа Вийона — только висилица. Философская история на тему социального неравенства в обществе.

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

гнусный эпизод из жизни великого французского поэта

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх