Роберт Льюис Стивенсон «Ночлег Франсуа Вийона»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Заснеженный Париж середины 15 века. В притоне, где поэт Франсуа Вийон развлекается со своими друзьями, произошло убийство. Франсуа бежит из этого места и пытается найти себе пристанище на ночь, не попавшись при этом страже.
Входит в:
— сборник «Новые тысяча и одна ночь», 1882 г.
— антологию «Прометей. Том первый», 1966 г.
- /языки:
- русский (37)
- /тип:
- книги (37)
- /перевод:
- И. Кашкин (27), Б. Маркович (2), И. Родин (1), А. Энквист (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шалашов, 20 сентября 2013 г.
Франсуа Вийон, несмотря на все изыски и розыски историков и литературоведов так и остается загадочной личностью. Поэт и пьяница, убийца (хотя и невольный!) и неудавшийся клирик. А вот был ли он вором, о том не могли сказать даже самые внимательные биографы. Если судить по Стивенсону, то да. Впрочем, вечная тема поэта и злодейства придумана задолго до А.с.Пушкина. Более того — Вийон еще и мародер (а как назвать человека, вытаскивающего монетку из чулка умерший шлюхи)?
Очень много спорных деталей. И поведение самого поэта (как я помню, уж кем-кем, а трусом Франсуа не был) и манеры старого рыцаря, который, в силу реалий того времени, скорее прибил бы вора, а не стал бы его угощать.
Но это взгляд Стивенсона, а великий писатель имеет на это право.
Сам же рассказ великолепен. Описание средневековой улочки, быт, пронизывающий холод... Бр-рр..
Jacquemard, 30 августа 2011 г.
Потрясающе атмосферный рассказ о столкновении двух противоположных миров, живущих по соседству. Морозной зимней ночью сходятся два совершенно разных человека — Франсуа Вийон, вор и трус, но неглупый малый, талантливый поэт, и старик-рыцарь, храбрый воин и почтенный господин, но немного ограниченный в своих социальных и морально-этических воззрениях в силу принадлежности к аристократическому сословию.
Можно понять Вийона. О.Генри писал: «И любовь, и дела, и семья, и религия, и искусство, и патриотизм — пустые тени слов, когда человек голодает».
Что делать школяру, без средств к существованию, без связей и друзей? Как найти себе пропитание, оставаясь при этом человеком с чистой душой и незапятнанной совестью? Но перед нами не просто бедный студент, просиживающий часами за книгами. Перед нами гуляка, кутила. Бедность учит бережливости — это не про него. Он спустит все деньги на сомнительные развлечения и удовольствия. Земные блага для него превыше духовных.
А что же старый рыцарь? Его позиция так же имеет две стороны: с одной стороны, его мысли прекрасны: честь, отвага и другие духовные качества должны определять жизнь человека. Но этот человек, никогда не испытавший голода, не смог уяснить, как ради корки хлеба можно перерезать горло ближнему своему.
Вийон считает, что обстоятельства властвуют над жизнью человека.
Старый рыцарь не утверждает обратного, нет, но он говорит, что можно измениться самому, стать наконец человеком, преисполненным чести, отваги, великодушия, сострадания и доброты.
И эпизод, когда Вийон покидает дом рыцаря, не ограбив его, как планировалось первоначально, а рыцарь идет впереди, не боясь коварного удара ножа в спину, (и делают они это из чувства чести, по-разному понимаемой ими), только доказывает, что каждый остался при своем мнении.
Стивенсон психологически точно выписал образ преступника: он никогда не признает себя виноватым, не возмет ответственности за совершенные злодеяния, не станет врагом своих пороков, а будет искать себе оправдания.
kkk72, 24 ноября 2007 г.
Отличный рассказ. Здорово передана атмосфера средневековой Франции — не самого приятного места для жизни. Ну и, конечно, отлично изображен Франсуа Вийон — гений и злодей в одном лице.
Nonconformist, 8 января 2008 г.
Горбатого, как известно, исправит могила, а Франсуа Вийона — только висилица. Философская история на тему социального неравенства в обществе.