fantlab ru

Р. А. Лафферти «Вначале был костыль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
163
Моя оценка:
-

подробнее

Вначале был костыль

Eurema's Dam

Другие названия: Двойник; Дамба Эвремы; Матушка Эвремы

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Это история одного абсолютно никчемного человека. Это был глупый человек, который ничего не умел и ни на что не был способен. Чтобы компенсировать этот свой недостаток, он придумал кучу всяких механизмов, которые умели все. Но при всем этом, это был глубоко несчастный человек. Покинутый всеми и одинокий.

Он не был никому нужен.

Даже своим механизмам.

© ceh
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «New Dimensions 2», 1972 г.

— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Second Annual Collection», 1973 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #2», 1973 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 3», 1977 г.

— антологию «The Best of New Dimensions», 1979 г.

— антологию «Space Odyssey», 1983 г.

— сборник «Золотые ворота», 1983 г.

— антологию «Histoires mécaniques», 1985 г.

— журнал «Костёр, 1991'10», 1991 г.

— журнал «Если 1993'8», 1993 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— сборник «Планета Камирои», 2004 г.

Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Рассказ

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第6回 (1975) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


Дни, полные любви и смерти
2021 г.

Периодика:

Костёр, 1991'10
1991 г.
Если № 8, август 1993 г.
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Прожорливая красотка
2001 г.
Планета Камирои
2008 г.
Школа на Камирои
2011 г.
Повелитель Прошлого
2013 г.
Время гостей
2013 г.
У кого-нибудь есть что добавить? Золотые ворота
2016 г.
Золотые ворота
2016 г.
Лучшее
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Золотые ворота
(английский)
New Dimensions II: Eleven Original Science Fiction Stories
1972 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #2
1973 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year: Second Annual Collection
1973 г.
(английский)
Best Science Fiction Stories of the Year, Second Annual Collection
1975 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #2
1976 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 3
1977 г.
(английский)
The Best of New Dimensions
1979 г.
(английский)
Space Odyssey
1983 г.
(английский)
Histoires mécaniques
1985 г.
(французский)
Space Odyssey
1987 г.
(английский)
Space Odyssey
1988 г.
(английский)
I premi Hugo 1972-1973
1996 г.
(итальянский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
The Best of R. A. Lafferty
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дурак, который вовсе не дурак, а гений не от мира сего, — про него рассказ «Матушка Эвремы». Главный герой (Альберт) настолько гениален, что трудноотличим от полного идиота. Во всяком случае, таким его считают и видят окружающие. Да, обратите внимание, что дураком Альберта считают все вокруг (включая созданные им машины), то есть происходит как бы внушение мысли о тупости человеку, который, вообще-то, совсем не туп. Если это не подсознательная зависть к тому, кто способнее тебя, — то что тогда?

И где же есть грань между умом и отсутствием оного? Что это вообще — ум? Кто и как его определит? Тесты IQ донельзя относительны, они сделаны белыми для самомнения белых, картинки Роршаха, скорее всего, тоже (как известно, иногда сигара — это просто сигара, а не большой и толстый х…вост). Значит, оценить ум возможно лишь по делам его? Но как оценивать такого вот «Альберта», если не являешься конгениальным (один уже, говорят, вершил дела чудесные, за что и был распят между Дисмасом и Гестасом)? Подобные неудобные вопросы навевает данный текст, и они мне не нравятся, но деваться от них некуда.

На том и стоит мир: «Шесть миллиардов простофиль только и ждут, чтобы их облапошили», но каждый из них тянет одело на себя и хватает кусок побольше, считая себя любимого самым умным, правильным и справедливым. Каждый «беззащитный лопух» топит за свои идеи и поступки, и в итоге все они бегают кругами по планете и топят мир в крови, пытаясь чё-то там доказать окружающим. А «Альберты» успешно косят под дураков и преспокойно управляют всем этим стрёмным хаосом, что ныне зовётся человеческой цивилизацией. Почему бы и нет, собсна?

У Лафферти получился хороший, умный текст, который я разгадал далеко не с первой попытки. Текст этот саркастичен и читаем «от противного»: последний остолоп Альберт суть последний гений в океане тупости. Умный и не застенчивый андроид Дэнни — похотливый железный болван. Альбертом изобретённые «всякие пакости» стали «значительными изобретениями». И так далее.

Словом, «берегите психов, чудаков, еретиков»: они двигают прогресс, потому как дрожжи — это грибок, то есть болезнь, а перламутр производят только больные устрицы… Впрочем, факты эти я не проверял и верю фантасту на слово.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

На сегодняшний день лютый примитив.

В лучшем случае рассказ стал вдохновении для стихийных гениев, которые сами туповаты, но собирают крутые механизмы, правда без понимания как они все работают. Но это уже 1972 год. Мог ли он быть первым?

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — лауреат премии Хьюго 1973 года.

О внутреннем мире изобретателей -иронично, но с обидой на непонимание окружающего мира.

Почитайте биографии выдающихся изобретателей и ученых — многие из них были не от мира сего.Многих общество не понимало. Так кто всё-таки умён? Они или общество?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. А ведь в нем очень много реализма, ибо гений есть очень ущербный человек во всем кроме одного направления своей деятельности. А если взять наше правительство и даже повыше... Ведь нами правят просто не... Тссс не будем выдавать государственные секреты. Рассказ с очень хорошим подтекстом, что есть гений, что есть средний человек, что есть ничтожество. Очень умный рассказ.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Матушка Эвремы» — это такая апология аспергеров. Не секрет, что гении в быту бывают невыносимы, а порой производят впечатление дурачков. Что не мешает им добиваться в современном мире результатов, несопоставимых с достижениями нормальных во всех отношениях компатриотов. Герой с говорящим именем Альберт яркое тому подтверждение. В общем, не стреляйте в пианиста...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень понятно, зачем было отдавать этот рассказ переводить ещё раз для последнего авторского сборника , если существует намного более сильный многократно переиздававшийся перевод Папериной? Вряд ли она затребовала за очередное переиздание небольшого произведения неподъёмные для издательства деньги.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх