FantLab ru

Рэй Брэдбери «Христос-Аполло»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.58
Голосов:
112
Моя оценка:
-

подробнее

Христос-Аполло

Christus Apollo

Поэма, год

Аннотация:

Пафосная, тяжеловесная поэма. При всей странности формы стих отражает вполне традиционные для Брэдбери взгяды на вопрос соотношения религии и интенсивного познания человечеством окружающего мира (в плане полётов в космос), разве что обычно осторожный в выборе выражений писатель неожиданно говорит языком ортодоксального христианина, что, впрочем, не особенно смягчает смелости идей.

Входит в:

— сборник «Электрическое тело пою!», 1969 г.

— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А.В. Молокин (1)

Фата — Моргана 4
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычное произведение для творчества Рэя Брэдбери. Впервые оно появилось в сборнике «О теле электрическом пою» (1969) в качестве своеобразного финала. Почему же автор решился на столь нехарактерную для себя форму? Нельзя сказать, что он был воинствующим христианином или даже просто сочувствующим. Что заставило его писать столь пафосную оду Иисусу Христу? Сложно говорить за другое лицо, но, основываясь на творчестве писателя, можно сделать предположение, что автор отнесся к Библии как к самой первой фантастической книге в истории. Описанные в ней события были, как это водится, гиперболизированы хронистами исключительно в воспитательных целях — для описания правил поведения человека в обществе. Персонажи для книги были традиционно идеализированы, чтобы подчеркнуть их моральные качества: Иисус — воплощение Добра и Простоты, Ирод — Зла и Жестокости, Иуда — Зависти и Стяжательства. В таких упрощенных образах было легче довести до сведения слушателей свою мораль и философию. Не забываем, что в те времена иудеи исповедовали свою собственную религию, не имевшую ничего общего с христианством. «Возлюби ближнего своего» — это явно не про них. Каждый народ Леванта поклонялся своему богу и ненавидел чужого. Тот же, кто создавал Библию, мечтал о единобожии и мировом братстве всех людей. Иисус, родившийся «непорочно», лучше всех соответствовал такой цели: он был братом каждому человеку, ибо его настоящим отцом был Яхве — создатель всего сущего на Земле. Кому же не понравится, что через такого посланника он может напрямую обращаться к самому Богу? Брэдбери, подобно Варшавскому, изложил свой вариант Библии, точнее, ее продолжение — кантату о Восьмом Дне Творения. Христос предстает в нем как просветитель-миссионер, сподвигающий к прогрессу не только народы Земли, но и всей наблюдаемой Вселенной. На других планетах, по версии писателя, имя Спасителя определенно будет другим и выглядеть он будет иначе, но суть его останется прежней — нести свет знания заблудшим и веру отчаявшимся. Библейские события тоже могут пойти иным путем: может, обойдется без избиения младенцев и смерти на кресте. Всё зависит от менталитета и степени образованности местного населения. Но в итоге все народы Вселенной цивилизуются и выйдут в космос, чтобы встретиться со своими собратьями по духу, ведь, Христос — их общий брат. В этом смысле он подобен древнегреческому Аполлону — богу торговли и общения. Поэтому в названии пристутсвует двойное имя, намекающее на главную миссию Спасителя — сближать страны (читай — планеты) и народы. Может, получилось слишком высокопарно, но всё же в пределах христианского канона.

-------------------------

РЕЗЮМЕ: вариант Нового Завета космической эпохи в форме гимна во славу Человека. По духу сходен с «Песней о Буревестнике» Горького.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ода на тему, высказанную автором в рассказе «Человек». Парафраз темы стихотворения Элис Мейнелл Christ in the Universe (1913). Станислав Лем в каком-то произведении упомянул, что абсурдны подобные аргументы умеренных новых апологетов христианства для объяснения (примирения с мыслью) возможности инопланетного разума (как то: бесконечное повторение творений отдельных населенных планет, первородных грехов, пришествий Христа, искуплений, etc), и они сами хорошо колеблют основу этой религии. Также если новые атеисты (напр, Докинз) аппелируют к мазохичности этих догматов одного (земного) христианства, то их повторение — просто апофеоз абсурдизма. Забавно также, что эта, вероятно, искренняя (судя по тексту) теолого-фантастическая гипотеза Брэдбери должна считаться ортодоксами неприемлемой, чистой ересью.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно и представляет интерес для верующего человека, на мой же взгляд стихотворение пустое. Многое еще конечно зависит от перевода.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая поэмища... Мощная идея: межпланетные волхвы с разных миров...

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наука и религия — две стороны одной медали, но медаль многие носят, показывая лишь одну сторону. Действительно, немного напыщенно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх