FantLab ru

Томас Шерред «Попытка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Голосов:
368
Моя оценка:
-

подробнее

Попытка

E for Effort

Другие названия: Неоценённая попытка

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

Американец Эд Лефко случайно зашел в дешевый кинотеатр, где посмотрел удивительный фильм о завоевании Кортесом государства ацтеков. Его поразили удивительные по качеству декорации, огромное количество статистов, никому не известные актеры. После разговора Лефко с киномехаником возникла новая компания, специализировавшаяся на изготовлении подобных фильмов..

Примечание:

В переводе Ирины Гуровой, в целом очень хорошем, к сожалению опущен эпилог повести.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Фантастические изобретения», 1971 г.

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Фантастические изобретения», 1991 г.

— антологию «Человек, который дружил с электричеством», 1989 г.

— антологию «Американская фантастика», 1988 г.

— антологию «Срок авансом», 2004 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame Volume 2B», 1973 г.

— антологию «Коса», 1991 г.

— антологию «Судьбы наших детей», 1986 г.

— антологию «Лавка миров», 1991 г.

— антологию «Англо-американская фантастика», 1992 г.

— антологию «Astounding Tales of Space and Time», 1957 г.

— антологию «The First Astounding Science Fiction Anthology», 1964 г.

— антологию «The Astounding Science Fiction Anthology», 1952 г.

— антологию «The Second Astounding Science Fiction Anthology», 1954 г.

— антологию «The Mammoth Book of Golden Age Science Fiction: Short Novels of the 1940s», 1989 г.

— сборник «First Person, Peculiar», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1971'02», 1971 г.

— журнал «Вокруг света 1971'01», 1971 г.

— антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан-Дойл; Т. Шерред», 1993 г.

— антологию «Big Book of Science Fiction», 1950 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Научная фантастика - Рассказ (США; повесть)

Похожие произведения:

 

 


Фантастические изобретения
1971 г.
Судьбы наших детей
1986 г.
Американская фантастика
1988 г.
Человек, который дружил с электричеством
1989 г.
Лавка миров
1991 г.
Фантастические изобретения
1991 г.
Коса
1991 г.
Англо-американская фантастика
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан-Дойл; Т. Шерред
1993 г.
На сегодня хватит
1994 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 1
1997 г.
Срок авансом
2004 г.

Периодика:

Вокруг света № 2, февраль 1971
1971 г.
Вокруг света 1971'01
1971 г.

Издания на иностранных языках:

Big Book of Science Fiction
1950 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1947 год. Мир ещё не до конца оправился от чудовищной мясорубки Второй Мировой войны.

В Соединённых Штатах выходит великолепный рассказ рассказ Томаса Шерреда «E for Effort».

На русском языке он известен как «Попытка» (в переводе Ирины Гуровой) и печатался как в журнале «Вокруг света», так и в нескольких тематических антологиях. И я прекрасно понимаю, почему он пришёлся по душе составителям в советские времена — тема «агрессивной американской военщины» раскрыта в нём чуть более, чем полностью. Гораздо интересней другой момент — отчего в отличном переводе Гуровой отсутствует безжалостный в своей правдивости финал?

Финал, познакомиться с которым можно в более позднем варианте перевода Ю.Логинова, который озаглавлен как «Неоценённая попытка». И этот вариант перевода названия кажется мне наиболее удачным.

Почему? Постараюсь рассказать ниже.

Сюжет рассказа довольно прост: некий мексиканец по имени Мигель Лавиада случайно создаёт прибор, который позволяет в буквальном смысле заглядывать в прошлое. Однако, он не совсем понимает, как из этого можно извлечь выгоду, поэтому прозябает в захолустном кинотеатре, показывая за 10 центов заснятые эпизоды мировой истории, вроде осады и взятия Мехико Кортесом, выдавая их за постановочные исторические фильмы. Случай сводит его с более «продвинутым» Эдом Левко, который легко придумывает, как на данном изобретении можно обогатиться, снимая исторические фильмы гораздо более высокого уровня. Далее всё предсказуемо — большие деньги, мировая известность и первые полосы всех СМИ мира. Но не всё так просто. Дело осложняется тем, что Лавиада, а позднее и Эд, и команда голливудских спецов, баснословно разбогатевших на созданных за несколько лет фильмах, хочет ни много, ни мало, а изменить с помощью удивительного изобретения Лавиады весь мир, сделав в нём невозможными любые войны...

Да, я прекрасно понимаю, что фантдопущение, положенное в основу рассказа, не выдерживает никакой критики.

Да, я очень сильно сомневаюсь, что героям удалось бы сохранить в тайне то, как именно они делают свои киноленты.

И да, мне очень сложно поверить в прожжённых дельцов, которые решили пожертвовать карьерой, а то и жизнью, ради абстрактной идеи правды для всех, и даром.

Но ведь рассказ совсем не об этом! Он о той самоубийственной и безнадёжной попытке, которую предприняли герои, чтобы показать всему миру ПРАВДУ, понадеявшись, что после этого человечество навсегда откажется от войны. И не случайно, что этот рассказ был написан практически сразу Второй Мировой, когда все надежды огромной планеты пошли прахом, и вместо всеобщего мира и благоденствия человечество получило новый виток противостояния, который выльется позже в холодную войну и бесконечную гонку вооружений. И ведь, что самое главное, герои выбрали самый, пожалуй, непростой путь ко всеобщему миру — показать без прикрас ПОДЛИННУЮ историю, какой бы нелицеприятной она порой не была...

Далее позвольте процитировать всего один небольшой фрагмент рассказа, в обоих существующих переводах:

«Слишком долго секретные договоры и ядовитая лживая пропаганда определяли мысли и чувства простых людей; слишком долго украшенные орденами воры грели руки, сидя на самых высоких должностях» (перевод И.Гуровой).

«Секретные договоры, например, и злобная, лживая пропаганда слишком долго вершат судьбами и разжигают в людях ненависть к себе подобным; слишком долго почтенные жулики скрытно смердят на незаслуженно занимаемых ими высоких постах» (перевод Ю.Логинова)

2018 год. Скажите, а что изменилось? Почему так и осталось неоценённой попытка хоть героев рассказа, хоть самого Томаса Шерреда, изменить мир к лучшему? Почему сейчас люди способны написать в комментариях, что рассказ — ни о чём? И почему лживая пропаганда и украшенные орденами воры во всём мире так и продолжают формировать наше восприятие огромного мира? Что пошло не так в те далёкие 40-е годы, если НИКАКИХ уроков из всех зверств и преступлений Великой войны человечество так и не вынесло? И почему сейчас так модно во всём мире заниматься переписыванием истории?

Нет ответов. И вряд ли когда-то появятся. Но рассказ от этого хуже не становится.

Мощнейшая вещь. Высшая оценка и однозначная рекомендация к прочтению.

Тем более, что для нашей страны идеи, в рассказ заложенные, актуальны сегодня, после всех событий и потрясений новой и новейшей истории, как никогда:

«Нас порадовало, когда многие начали соглашаться, что важно уметь забывать прошлое, но гораздо важнее понять и оценить его без мелочных придирок. Именно эту идею мы и стремились довести до общественного сознания».

Жаль, что попытка до сих пор остаётся недооценённой как на страницах рассказа, так и в реальной жизни.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наивный антивоенный рассказ от автора, который понятия не имеет как снимаются фильмы. Не знает сколько времени тратится на написание сценария, на съемку и монтаж. И от этого на протяжении всего рассказа не покидает чувство фальши. С другой стороны, Шерред предсказал моду на эпичные исторические фильмы в Голливуде в 50-60х годах, в том числе про Рим. Но эти фильмы пользовались такой популярностью как раз не из-за достоверности, а из-за красивых актеров, интересного сюжета и хороших съемок.

Рассказ читается легко и также легко забудется через несколько дней.

Читать нужно только в переводе Логинова. У Гуровой текст сокращен и отсутствует финал рассказа.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это очень ностальгический рассказ. Очень давно я разрабатывал гипотезу о сохранении информации в поле вокруг Земли. И даже сейчас убеждён, что информация в виде видео никуда не исчезает — хранится где-то. Вот это «где-то» пока непонятно мне. Переносчики информации -фотоны -излучаемые и отражённые.

И Сюжет рассказа как раз в русле этой гипотезы. Изобретатель и предприимчивый менеджер нашли способ эту информацию о прошлом снять и использовать в своих целях.

И даже методы расшифровки речи с помощью переводчиков, понимающих разговор по губам, тоже я предусмотрел. Так как звук не сохраняется при передачах такой информации . Вроде себя читаешь.

Сюжет и идея рассказа — мало кто хочет знать правду о себе, не считая политиков. Жить правдиво и честно -ох как трудно!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможность исследовать тайны прошлого, не вставая с уютного дивана, представляется крайне заманчивой. Со времён Г. Уэллса сюжеты, связанные с путешествиями во времени обрели популярность и заслужили любовь немалого количества читателей. Появился даже особый жанр — хроноопера, популярность которого со временем и не думает угасать. В далеком теперь уже 1947 году американский писатель Т. Шерред в качестве своего дебюта в художественной литературе представил на суд публики «Попытку» — небольшую повесть в жанре хронооперы, которая в качестве «первого блина» вышла не комом, а совсем даже наоборот, заслужив массу восторженных читательских откликов.

Шерред на двадцать лет опередил Г. Гаррисона с его «Фантастической сагой», хорошо знакомой мне со школьной скамьи. Основные отличия этих произведений в том, что герои Шерреда используют хроноскоп, а не машину времени, вследствие чего избежали роли «попаданцев» — для кого-то это плюс, для кого — минус, каждый решит согласно своим вкусам. Лично мне чуточку ближе пришёлся подход Гаррисона, хотя и «Попытка» Шерреда оставила массу положительных эмоций.

По сюжету главный герой Эд Лефко совершенно случайно знакомится с киномехаником Мигелем, который в дешевом кинотеатре крутит исторический боевик про испанских конкистадоров. Задействованные в фильме декорации и масштаб батальных сцен по реализму напоминают документальное, а не художественное кино. После сеанса Мигель демонстрирует Эду возможности своего изобретения — хроноскопа, который позволяет стать свидетелем любой сцены из прошлого. Кажется, что обладание таким инструментом делает своего владельца чуть ли не всемогущим, но печальная исповедь Мигеля убеждает нас в том, что без стартового капитала разбогатеть ой как не просто.

Естественно Эд, став партнером Мигеля, в первую очередь начинает решать финансовые вопросы, стремиться к личной выгоде — за небольшим стартовым капиталом дело не встало и вот уже приятели полностью погрузились в процесс создания художественно-документальных шедевров кинематографа — под прицелом хроноскопа оказались Александр Македонский, Римская Империя, революционная Франция, война за независимость США, конфликт Севера и Юга, и финальный аккорд — мировые войны двадцатого столетия.

Попутешествовать по историческим эпохам вместе с главными героями у нас не получится — кино ведь снимают не перемещаясь на местность, а через объектив прибора времени. Так что любители сплава фантастики с живой историей могут остаться разочарованными. Автор делает акцент на шоу-бизнес, производственную составляющую голливудской киноиндустрии. Постепенно герои начинают понимать, что хроноскоп можно использовать не только для личного обогащения — с его помощью можно изменить мир, рассказать людям всю правду.

С этого момента повесть приобретает мощный антивоенный заряд и легкий философский оттенок — в наши дни такое перерождение героев может показаться недостоверным, но в годы написания произведения, когда еще только отгремели залпы второй мировой, страх перед новым глобальным конфликтом, желание навсегда оградить человечество от повторения бойни были очень сильны в обществе, и в этом плане автор попал в точку. Стоит ли открывать людям всю историческую правду — разрушать иллюзии, ниспровергать мнимых героев, развенчивать религиозные заблуждения или лучше не будить зверя? Каждый читатель ответит на этот вопрос по-своему, мне же кажется, что историческая правда должна быть вскрыта любой ценой, не считаясь ни с какими соображениями о возможной пользе или вреде для общества.

По словам Священного Писания правда делает человека свободным, а высшая ценность — это свобода, ведь в основе человеческой сущности заложена свобода выбора, мы сами вольны определять к чему стремиться — к доброму или злому — лиши человека этой свободы, и он тут же утратит право называться человеком. В этом плане мне крайне симпатична позиция главных героев, которые поставили на карту все, ради достижения своей благородной цели. Можно много говорить о том, какие плюсы могло бы принести реальное изобретение хроноскопа — не только положить конец войнам, но и решить проблему преступности, получить неограниченный доступ к знаниям и опыту прошлого, узнать тайну зарождения жизни на Земле, и прочая, прочая. Только не надо забывать, что всегда в мире будут существовать те, кому невыгодна правда, и те, кто предпочитает сладкую ложь горькой истине.

Из первого варианта перевода была вырезана концовка повести, но внимательному читателю и без этого было достаточно фактов, чтобы сложить А и Б — произведение начинается с того, что в руки военных попадают записи Эда Лефко, тут даже ежу понятно, какие они предпримут контрмеры, чтобы удержать свои позиции, ведь для любого милитариста разоружение — пуще черной смерти. Знакомство с переводом 1986 года только подтвердило мои предположения касательно финала, но я верю, что надежда еще жива — хрустальная вода правды найдет свой путь сквозь вековые наслоения грязевых пластов лжи.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Путешествия во времени, конечно, завлекают. Но я более всего, почему-то, полюбил именно эту повесть (большой рассказ). Вероятно потому, что всегда интересовался белыми пятнами в истории. А тут — фантастическая возможность взглянуть на чистую историю, на правду. Сама идея поражает и пленит.

Да, герои, конечно, сделали ошибку. Действительно, не все тайны стОит извлекать на свет божий. Иная правда может натворить много бед. Но, если подумать, любой шум и скандал рано или поздно утихает и подобное изобретение стало бы парадигмой, но не технологической, а социальной. Явлением, изменяющим жизнь всего социума. Ведь это даже не детектор лжи. Это — свидетель всего.

И язык у автора хороший. Не без шероховатостей, конечно, но читается хорошо. Захватывает.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ. Несколько затянутый и в манере американцев в какой-то момент переходит в репортаж из зала суда, но финал (и тут я соглашусь с aeforeve ) жёсткий, но не пессимистичный. Рано или поздно любое изобретение будет повторено. Так что мир изменится, и изменится бесповоротно.

Много рассказов на тему хроноскопа написано (а именно так следует называть аппарат, а вовсе не машиной времени. Это — хроноскоп). Но данный рассказ, пожалуй, один из немногих, направленных не на «шутливую историю» или «слежку за гражданами» или «око правосудия», а в социально-политическую сторону. Что-то типа Викиликс в расширенном формате — видео. «Правда для всех даром».

Но автор забыл, что для правды нужны не только источники, но и распространители, а самое главное — желающие эту правду услышать. В его представлении (американца) такое изобретение влечёт за собой бурю в обществе (у автора государство и власть предержащие хотят скрыть правду, а простые люди хотят её знать), как же показывает практика (особенно не в Америке и Европе), многим просто наплевать, даже если им дворцы и секретные договоры будешь с утра до ночи показывать.

С другой стороны, автор не для России и писал...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для тех кто думает про печальный конец рассказа — по моему вы не поняли -по рассказу — ведь объясняться — что автор изобретения — не является каким то сверх гением — по существу ему повезло и он как бы наткнулся на это и ОДНО ТОЛЬКО ЗНАНИЕ ЧТО ТАКОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗМОЖНО — реально возможно и работает — автоматически означает что его изобретут все другие исследователи в мире

да они (ученые во всем мире) «землю жрать будут» но повторят это устройство, весь вопрос в том чтобы указать и доказать всем в мире что это возможно — и они это смогли своими фильмами и что немало важно — своей известностью и широко разрекламированный суд над ними — и нужен им был — чтобы широко заявиться — что бы это нельзя было заткнуть — и заткнуть не смогли

вы сомневаетесь в этом ? я — нет

такое устройство давала бы большое преимущество первому его обладателю — преимущество в подавление попыток разработки подобного устройства другими — это да — но только не при массированной разработки и поиска такой возможности в тысячах лабораторий во всем мире

Рассказ очень светел :) и от него остается улыбка и какой то светлый образ в памяти — а уж — пиво + путешествие во времени (хоть и такое) :) это нечто

уж как не вспомнить тут — серию футурамы — в той когда они на машине времени втроем сделали круг по времени :) так тоже было пиво — ох читали явно сценаристы этот рассказ :))

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я тоже читал рассказ давным-давно в журнале «Вокруг света». И, по-моему, там не было этого короткого но безжалостного эпилога. А в остальном рассказ, который я перечитал, наверное, 25 лет спустя, остался таким же... классическим. Это смешно, но он ни капли не устарел. Только эпилог, которого и не должно было быть в советской публикации, сейчас мной воспринимается как контрольный выстрел, не меньше.

P.S. Для тех кто не думает про светлый конец этой повести, найдите в сети одну страничку эпилога — куда уж светлее и оптимистичнее...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для 47-го года произведение, думаю, новаторское, оригинальное. Разрабатываемые темы (пацифизм, альтруизм, тотальный контроль за личностью, искажение исторических реалий) в те времена были слабо затронуты, а социальная фантастика только зарождалась как жанр. Сегодня рассказ читается несколько по-другому, глаз режет наивность (матёрые дельцы-пройдохи все как один воспылали желанием служить человечеству, ради этого пошли на прямой конфликт с могущественной властью, пожертвовали не только карьерой, но, по всей видимости, и жизнью) и техническая непродуманность (люди при помощи машины времени снимают фильмы об истории человечества, однако фильмы эти без звука, хотя звуковое кино в 47-м уже было).

Читается легко, особенно первая половина рассказа, потом скудный язык и картонные персонажи надоедают. Дочитываешь только из желания узнать, чем вся затея закончится. Концовка, кстати, разочаровала. Ожидал чего-то более оригинального. Если воспринимать рассказ просто как гимн человечности и колыбельную в стиле «всё на так уж и плохо», то да, автор достиг своей цели.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ на классическую тему для научной фантастики — путешествия во времени. Два главных героя этого произведения, Мигель Лавьяда и Эд Лефко, сначала решают свои финансовые вопросы, снимая с помощью изобретения Мигеля панорамы и значительные события из прошлого и переделывая их в художественные фильмы. Снимая фильмы, они стараются придерживаться общепринятых взглядов на историю, а не реальных событий.

Фильмы пользуются успехом, деньги текут рекой, слава и первые полосы газет обеспечены партнёрам на долгое время. Что нужно ещё? Наши герои решают наконец-то показать правду без прикрас, причём эту правду они подают в виде документального фильма про Первую и Вторую мировые войны. В этом фильме известные всему миру политики и исторические персонажи предстают в своём истинном обличие. Что случилось после показа? Тут не надо быть фантастом, чтобы предсказать дальнейший ход событий — фильм запретили, аппарат забрали, героев арестовали, обвинив во всех возможных преступлениях против государства. Мир в смятении: то, что раньше казалось догмой, теперь оказалось враньём и подтасовкой фактов.

Очень хороший рассказ, наглядно показывающий, что бывает с теми, кто начинает плыть против течения и общепринятых правил.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ты стал бунтарем, и дрогнула тьма,

Весь мир ты хотел изменить

Но всех бунтарей ожидает тюрьма

Кого ты хотел удивить?

© группа «Машина Времени»

Повесть представлена как записки одного из героев, Эда Лефко, о тех событиях в его жизни, что последовали после случайной встречи с Мигелем Лавьядой, автором замечательного изобретения — прибора, позволяющего заглянуть в любой момент прошлого. Он вступает с изобретателем в партнёрство, которое со временем превращается в дружбу, равно как и его стремление обогатится за счёт продажи записей исторических событий, выдаваемых за художественные фильмы, под влиянием друга эволюционирует в попытку изменить наш мир к лучшему. Как понятно из названия рассказа, попытку тщетную.

Хотя история эта фантастическая, она имеет совершенно реальную, а на момент написания ещё и свежую жизненную основу. Чтобы лучше понять его, сделаем очень краткий экскурс в историю, собственно просто вспомним некоторые события, что происходили в США в 1946-1947 годах. Президент США Гарри Трумэн подписывает приказ о проверке лояльности государственных служащих. Сенат принимает закон Тафта-Хартли, приравнивающий политическую забастовку к уголовному преступлению. Создаётся ЦРУ. Но прежде всего следует упомянуть об активизации деятельности Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, истерии, которую она породила в американском обществе и той охоте на ведьм, которую она устроила в Голливуде, когда группа виднейших деятелей киноискусства, среди которых были такие люди как Бертольд Брехт и Чарли Чаплин, были заподозрены в антиамериканской (коммунистической) деятельности.

«Неоценённая попытка» является чрезвычайно едкой, написанной по свежим следам и на злобу дня сатирой именно на эти события. Но в более широком смысле её можно и думаю, нужно понимать как прямое указание на то, что человеческое общество не готово и не способно принять правду такой, как она есть. Люди в целом не слишком расположены ворошить историческое прошлое, подвергая сомнению сложившиеся догматы, особенно если это прошлое их собственной страны, религии или их самих. Мы охотно творим себе кумиров и способны яростно защищать их, не считаясь ни с какими доказательствами собственной неправоты. Представьте на минутку, что аппарат из этой повести появится в реальном мире и станет доступен каждому. Вряд ли правительство США обрадуется, если кто-то достоверно скажет, кто стоит за убийством Кеннеди или точно укажет на истинные причины вторжения во Вьетнам и Ирак? Желают ли руководители любой страны, чтобы все их действия тут же становились известны народу? Многие ли христиане решатся удостовериться, что Иисус в самом деле воскрес и вознёсся на небеса? Аналогичный вопрос легко сформировать для мусульман, буддистов и для представителя любой другой конфессии. Желает ли папский престол, чтобы запись церковного суда над Жанной д’Арк или Джордано Бруно мог посмотреть каждый желающий? Готовы ли вы к тому, что по прошествии сотен лет герои превратились в негодяев, а негодяи стали героями и в таком виде почитаются нами? Можно задать много подобных вопросов, а ответ будет один — и изобретатель, и изобретение протянули бы в реальной жизни ещё меньше, чем в повести.

Томас Шерред, мягко говоря, не слишком известный и плодовитый писатель. Но конкретно эта его вещь стоит вровень с лучшими фантастическими произведениями любого автора, а в малой форме поджанра фантастической сатиры даже претендует на первенство, имхо конечно.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр, однако. Неужели это написано в 1947?

Читала «Попытку» в журнале «Вокруг света», потом — в сборнике «Американская фантастика». Сильно и впечатляюще. Такую бы машинку в 1941-ый... И авторам не поздоровилось бы... Сколько людей стояло и стоит в вечном карауле по «защите» истории от чересчур пытливых исследователей!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из двух вариантов перевода предпочтение следует отдать всё-таки не сокращённому (Гуровой), а полному, — Логинова, — поскольку он гораздо беспощаднее и не оставляет надежд на иллюзорный «хэппи энд».

Удивительна идея «абсолютного хроноскопа», — особенно злободневная на фоне реалий «холодной войны». Но «у нас» открыли это выдающееся (по отзывам — лучшее у автора) произведение лишь спустя два десятилетия... Хотя Шерред гораздо смелее авторов похожих сюжетов, созданных советскими фантастами («Загадки Хаирхана», — Забелин, Стругацкие (идея Коллектора рассеянной информации), Абрамов («Селеста»).

В остальном весьма показателен список хронофильмов, отснятых главными героями: «Александр Великий», «Падение Рима», «Великая французская революция», «Война за независимость» и «Гражданская война в США», ну и, конечно, — «Первая и Вторая мировые». «Узловые моменты» выбраны под стать темам современной «альтернативки».

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный рассказ, заставляющий задуматься о власти, обществе и отражении личности в истории. В детстве произвёл сильное впечатление.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ я прочитал в далёком детстве, но помню до сих пор. Совершенно удивительный сюжет выгодно выделяет его на фоне других путешествий во времени.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх