Роман Подольный «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей»
Прекрасным сборником фантастических рассказов порадовал 10-й том БСФ. Помимо хорошо известных авторов, таких как К.Саймак, Г.Каттнер, П.Андерсон, А.Бестер, Эрик Ф. Рассел, У.Тенн, Р.Силверберг, Г. Гаррисон, Ф.Пол, Ф.Браун, были представлены прекрасные рассказы Дэниела Киза («Цветы для Элджернона»), Уильяма Моррисона («Мешок»), Бертрама Чандлера («Половина пары»), Роберта Крэйна («Пурпурные поля») и других фантастов.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 22 января 2016 г.
Читателям со стажем безусловно хорошо знакома серия «БСФ» издательства «Молодая Гвардия», состоящая из 25 томов. Эта серия стала настоящим порталом в мир зарубежной фантастики, хотя в ее рамках печатались и советские авторы. Большинство томов было посвящено персонально творчеству какого-либо одного конкретного автора, десятый же том — это собрание рассказов англо-американских писателей. Его главная ценность в том, что многие рассказы, вошедшие в состав антологии, печатались на русском впервые, при этом составителю удалось выбрать из океана зарубежной НФ подлинные жемчужины — рассказы, которые спустя десятилетия не стираются из памяти.
В своем вступительном слове составитель антологии Р. Подольный пытается разобраться, в чем заключается основной смысл и ценность фантастической литературы. По его мнению, главная цель НФ заключается не в предсказании будущего, но в попытке разобраться в настоящем через призму грядущего. Богатство доступных фантастам методов и средств ограничено только полетом авторской фантазии, при этом жизненные реалии, пороки и добродетели человечества в этих произведениях каждый читатель может узнать без особого труда. Помимо краткого обзора содержимого антологии составитель поясняет принцип ее структуры — рассказы поделены на 5 разделов: в первом описываются ситуации из которых герои находят выход, во втором — безнадёжные антиутопические варианты будущего, третий, самый объемный раздел, объединил произведения т.н. поджанра «если», который моделирует различные пути, по которым может пойти развитие нашего мира, в четвертом разделе собраны произведения жанра «фэнтези» (в тех рамках, как его трактует составитель), а заключительный небольшой пятый раздел — это маленькая коллекция забавных мини-рассказов.
В первый раздел, который называется «В поисках выхода» вошли всего два рассказа и одна повесть, но лучше меньше, да лучше — все эти произведения мне очень понравились. Оба рассказа П. Андерсона посвящены исследованию и колонизации иных миров. В рассказе «Поворотный пункт» земляне вступили в контакт с цивилизацией гуманоидов, которые находятся на уровне каменного века, но способны мгновенно усваивать новые знания и стремительно прогрессировать. Задача героев — сохранить влияние человечества в Галактике, ведь через непродолжительное время братья по разуму оставят людей далеко позади — уничтожить потенциальную угрозу в зародыше или найти более гуманный способ — это проверка не только на нравственность, но и на смекалку. «Зовите меня Джо» — история освоения Юпитера с помощью дистанционно управляемых земными операторами Ю-сфинксов. Прикованный к инвалидному креслу герой все больше ассоциирует себя со своим юпитерианским аватарой — Джо. Чем опасен для оператора подобный синтез или же может это и есть то, о чем он так долго мечтал?
Повесть К. Саймака «Кимон» расскажет об одноименной планете, населенной расой гуманоидов-телепатов. Каждый землянин стремится попасть на Кимон, но такой чести удостаиваются единицы, об истинном положении дел на планете становится известно главному герою, попавшему в число избранных. Реальность сильно отличается от ожиданий, но возвращаться домой герой не намерен — его ведет желание узнать зачем кимонцам, почти всемогущим существам, понадобились земляне — кем они видят нас — шутами, домашними животными или же все гораздо сложнее, чем кажется. Не менее сильным получился и второй раздел, предлагающий мрачные варианты будущего. В замечательном рассказе Р. Крэйна «Пурпурные поля» люди старше 35 лет считаются существами второго сорта, им отказывают в приеме на работу, запрещают иметь детей, но им не стоит особо беспокоиться, ведь Программа позаботится и о них — что же такое эти самые Пурпурные Поля, автор напрямую так и не говорит, хотя в финале всё и так ясно без слов.
Общество уставшее от войн, стремящееся к полному покою и стабильности описывает У. Тенн в «Нулевом потенциале». В результате исследований обнаружен человек, который по всем параметрам соответствует статистическим данным о среднем американце. Его приветствуют как мессию, делают пожизненным президентом, но к чему в перспективе может привести такая диктатура серости — автор углубляется в очень далекое будущее, чтобы посмотреть, что станет с подобным обществом через четверть миллиона лет. М. Сент-Клер доводит идею общества потребления до абсурда, в её «Потребителях» описывается история семьи будущего, где нет четких родственных связей, а детей с малых лет обучают только одному — как стать идеальными потребителями — рассказ не утративший актуальности и поныне. Гротескный мир глобальных корпораций моделирует Дж.С. Элби в рассказе «Вершина». Главный герой долгие годы работает в 15-этажном здании-пирамиде, каждый шаг по карьерной лестнице переводит его на следующий этаж. Самое интересное скрыто на последнем этаже, где располагается кабинет директора — раскрыть эту тайну нам предстоит вместе с главным героем.
Антивоенный рассказ А. Бестера «Феномен исчезновения» представляет Америку как военную диктатуру, ведущую бесконечную войну за Американскую мечту. Госпитали переполнены, но одна палата находится под особым контролем — там содержатся особые больные, которые периодически исчезают из нашего мира и возвращаются обратно. Когда нет выхода — остается мечта, надежда. Главное не забывать, что мысль свободна, как птица, и никакими решетками ее не удержать — об этом напоминает нам автор. Третий раздел открывает «Пробный камень» Э.Ф. Рассела — земные исследователи открыли новую планету жители которой по загадочной причине говорят на английском — торжественный прием, море улыбок и объятий, но для того, чтобы установить контакт землянам необходимо пройти одно очень важное испытание, интрига которого сохраняется до самого финала. Тему контакта продолжает У. Моррисон, в его рассказе «Мешок» земляне обнаружили на одном из астероидов странный разумный объект, способный к телепатическому общению. Быстро выясняется, что Мешок — это уникальный кладезь знаний обо всём, который может дать мудрый совет в любой ситуации. Естественно возникают мысли о профите и вот уже бесконечная очередь страждущих выстроилась за консультацией, расписание составлено на годы вперед, несмотря на астрономическую стоимость минуты разговора, но всегда найдется тот, кто захочет заграбастать общее достояние в свое единоличное пользование — это история человеческой алчности и эгоизма.
Помимо прочего нужно отметить, что первая книжная публикация на русском рассказа Д. Киза «Цветы для Элджернона», получившего впоследствии дикую популярность, состоялась в рамках данной антологии. История слабоумного уборщика Чарлза Гордона, который в результате операции на мозге стал гением, но со временем деградировал до привычного состояния безусловно понравится любителям душещипательных слёзовыжималок типа «Хатико» и «Мост в Терабитию», фантастический элемент здесь сведен к минимуму и обозначен, что называется, для галочки. О временах, когда ЕГЭ покажется вершиной педагогики расскажет «Какая прелестная школа!» Л. Биггла-мл. — пожилая учительница с Марса возвращается на Землю, чтобы работать по специальности. Неприятным открытием для неё становится система телепедагогики, ставшая на Земле стандартом — дистанционное образование без прямого контакта учителя и ученика, без сочинений и экзаменов грозит превратить всё будущее население Земли в одноклеточных кретинов, жаждущих только хлеба и зрелищ.
Рассказ Р.Ф. Джоунса «Уровень шума» в жанре твердой НФ призывает включать мозги и не забывать о действенности мозгового штурма. В ходе полевых испытаний антигравитатора погибает его изобретатель, теперь группе видных ученых предстоит восстановить его изобретение, но проблема в том, что не осталось никаких записей экспериментов, кроме плохой магнитофонной ленты, прерываемой шумами аэродрома. Создание такого прибора противоречит законам физики, а в доме погибшего помимо научной литературы обнаруживается множество мистических книг — наука не верит в магию, но может в древних учениях содержится зерно истины или же всё это просто глобальная мистификация, как утверждают скептики — очень интересный и насыщенный рассказ, который призывает ученых смотреть на мир широко открытыми глазами, сбросить путы привычных теорий и догм. Несмотря на то, что сюжет у рассказа Р. Силверберга «Тихий вкрадчивый голос» не блещет оригинальностью, я люблю истории, близкие по духу творчеству Р. Шекли. В лондонской антикварной лавке герой покупает загадочную шкатулку, после чего начинает слышать голос, помогающий ему выживать и богатеть, но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Особо отмечу правильный поучительный финал, который отрезвляюще действует на тех, кто мечтает жить, как «по щучьему веленью».
Казалось бы достаточно простой и короткий рассказ Б. Чандлера «Половина пары» вызвал у меня сильные положительные эмоции, запал в душу. Всё начинается с типичной бытовой склоки семейной пары, которая на борту собственного звездолета возвращается от пояса астероидов к Марсу. Как это часто бывает, человеческая глупость и самонадеянность очерчивает вероятность трагического финала, но любовь и верность сильнее смерти. «Магазин игрушек» Г. Гаррисона начинается с того, что полковник ВВС приобрел по случаю в одном магазинчике необычную игрушку, которая работает вопреки законам физики, в качестве шутки он решил продемонстрировать ее сослуживцам, которые сначала подумали, что это просто фокус. На деле же перед нами хитрый плутовской рассказ о неизменном человеческом желании загребать жар из огня чужими руками.
Рассказ Ф. Пола «Я — это другое дело» начинается с исповеди человека, который убил своего лучшего друга и нисколько в этом не раскаивается, о причинах побудивших его к этому поступку он расскажет сам в конце своей истории. В рассказе Т. Томаса «Сломанная линейка» молодой космолетчик, влюбленный в свою профессию, должен пройти последнее решающее испытание, чтобы получить допуск к полетам в глубоком космосе. Для этого его отправляют на Землю, в город, где прошло его детство... В четвертый раздел антологии, который называется «Нигде и никогда», вошли произведения, которые составитель относит к жанру «фэнтэзи», т.е. описывающие события, не имеющие научного объяснения. Повесть Дж. Ганна «Где бы ты ни был» запомнилась мне с первого прочтения, несмотря на простой сюжет в ней есть свое очарование. Писатель, который приехал в сельскую местность, чтобы поработать в уединении знакомится с молодой девушкой, наделенной сверхспособностями. Ведьмочка влюбляется в главного героя, селится в его доме, а все его попытки улизнуть от влюбленной колдуньи обречены на провал. Также стоит отметить неплохую отечественную телеэкранизацию этого произведения с участием К. Стриж.
Одним из моих самых любимых рассказов стала «Девушка-одуванчик» Р. Янга — потрясающе лиричное произведение с неожиданным, но вполне логичным финалом. Главный герой, отдыхающий за городом, знакомится с девушкой, которая утверждает, что прибыла из будущего. Их встречи повторяются каждый день, и в итоге герой понимает, что влюбился, проблема в том, что у него уже есть жена и взрослый сын. «Котел с неприятностями» Г. Каттнера относится к легендарному циклу про семейку Хогбенов — бессмертных реднеков, наделенных сверхспособностями. В этот раз они соорудили на заднем дворе миниатюрный урановый котел, что послужило толчком к цепи последующих событий. Помимо общей юморной атмосферы, просторечной манеры повествования от лица главного героя и запоминающихся персонажей типа вечно спящего Лемюэля, который обожает жареных опоссумов, здесь есть и социальная сатира.
Продолжает «суперменскую» тему А. Бестер в рассказе «Звёздочка светлая, звёздочка ранняя» — после того как школьный учитель прочел сочинение одного из своих учеников, посвященное способностям его друзей, он начинает разыскивать мальчика, исчезнувшего в неизвестном направлении. Несмотря на то, что главному герою противостоит десятилетний мальчик, более опасного преследования сложно себе представить, ведь объект охоты тоже наделен особой силой, суть которой раскроется в финале произведения. Последний блок рассказов состоит из четырех коротких юмористических зарисовок. «Просто смешно!» Ф. Брауна переносит нас в далекое будущее, вечный конфликт отцов и детей — глава семейства недоволен, что его сынишка чересчур увлечен чтением фантастических журналов. Рассказ Р. Куросаки «Кто во что горазд» напоминает, что на всякую силу найдется другая сила. По сюжету один из студентов на лекции задает вопрос — зачем вообще учить эти дифференциальные уравнения — после чего демонстрирует присутствующим свои сверхспособности. Интрига в том, что может этому противопоставить профессор.
«Путевой дневник» А. Бестера выполнен в форме дневниковых записок американской туристки, которая вместе с мужем проводит свой отпуск на других планетах — времена идут, а люди не меняются, в ироничной форме автор высмеивает обывателей, их одномерное мышление и узкие интересы. Завершает антологию К. Эмис пародийным рассказом «Хемингуэй в космосе», который переносит сюжет повести «Старик и море» в открытый космос. Если честно, мне совершенно не понравился такой эксперимент, читать было скучно и непонятно ради чего все это вообще было задумано, если только в расчете на то, что молодежь после прочтения пародии решит обратиться к оригиналу — на мой взгляд, гораздо более вероятен противоположный эффект.
В самом конце приводится краткая биографическая справка по всем задействованным авторам — что сказать, ну очень лаконично — всего пара абзацев на каждого. Сегодня в эпоху интернета такая информация не актуальна, но для своего времени могла быть полезной. В целом антологию можно оценить сугубо положительно — масса знакомых именитых авторов соседствует с менее известными, но способными держать марку писателями. Многие произведения были напечатаны впервые, несмотря на это слабых, проходных историй в сборке попросту нет. Естественно, что на вкус и цвет товарищей нет, но каждый читатель безусловно найдет здесь своё, те рассказы, которые проникнут в его сердце и останутся там навсегда.