Клиффорд Саймак «Что может быть проще времени?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Для Саймака время — это то, что позволяет столкнуть человека с самим собой, чтобы понять, что настоящие оборотни этого мира — это темнота разума, расплывчатость мыслей, мелкость целей, а люди всегда должны быть людьми, будь они нормальными или паранормальными...
Первая публикация (под названием «The Fisherman»): в четырёх номерах журнала «Analog» за 1961 г.
Первая публикация на русском языке: журнал «Урал» – № 7 (стр. 95-109), № 8 (стр. 87-110), № 9 (стр. 68-100) выходившие в 1982 г. Перевод Григорий Тёмкин Иллюстрации Андрея Копырина.
Входит в:
— журнал «Analog Science Fact/Fiction, April 1961», 1961 г.
— журнал «Analog Science Fact/Fiction, July 1961», 1961 г.
— журнал «Analog Science Fact/Fiction, June 1961», 1961 г.
— журнал «Analog Science Fact/Fiction, May 1961», 1961 г.
— журнал «Урал, 1982, № 7», 1982 г.
— журнал «Урал, 1982, № 8», 1982 г.
— журнал «Урал, 1982, № 9», 1982 г.
— антологию «Невероятный мир», 1989 г.
— антологию «Конец детства», 1991 г.
— антологию «Terra Incognita (Неизвестная земля)», 1992 г.
— антологию «Усовершенствованная мышеловка», 1993 г.
— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.
Номинации на премии:
|
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1962 // Роман |
Рецензии:
— «Time is the Simplest Thing. By Clifford D. Simak», 1961 г. // автор: С. Е. Коттс
— «The Reference Library: Who's Next?», 1962 г. // автор: Питер Шуйлер Миллер
Похожие произведения:
- /период:
- 1960-е (4), 1980-е (4), 1990-е (16), 2000-е (7), 2010-е (6), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (30), английский (4), украинский (2), болгарский (1), грузинский (1)
- /перевод:
- М. Абрамишвили (1), Ю. Джугастрянская (2), Е. Орлов (1), Г. Тёмкин (26)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (38 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zslooo, 15 октября 2025 г.
То чувство, когда задумка обещает космическое «вау», а на деле хочется дойти до конца только из упрямства. У Саймака в «Что может быть проще времени?» старт отличный: парапсихологи забрасывают сознание в глубины космоса, цепляют чужие разумы и вытягивают знания — красивая альтернатива ракетам и гиперпространству. На этом мои восторги закончились. Дальше — охота на ведьм, мораль о страхе перед «инакими» и бесконечные разговоры, в которых герои больше произносят тезисы, чем живут.
Главная проблема — персонажи. Они как таблички: «за» или «против», без полутонов. Герой реагирует на события, но почти не меняется, из-за чего любые угрозы выглядят бумажно. Темп тоже хромает: после интригующего старта роман разваливается на повторяющиеся сцены — напряжение не растёт, кульминация не выстреливает, финал больше похож на «ну давайте уже закроем файл». При этом тема у Саймака важная — массовая истерия, ксенофобия, страх перед талантом и неизвестностью, — но она подаётся дидактично, как тезисы из газеты, а не через сильные сцены.
Отдельно скажу про язык. Возможно, часть раздражения — от перевода: сухая, местами канцелярская русская речь убивает остатки эмпатии. У Саймака вообще проза простая и слегка старомодная (книга 1961 года, это слышно), но в неблестящей версии она становится деревянной. Там, где хотелось бы интонаций и живых диалогов, получаются ровные, пустые фразы.
Честно: идея «умных рыболовов» стоит того, чтобы о ней подумать — как об этике контакта и цене чужих даров. Но думать о ней интереснее, чем читать этот роман. Для любителей ретро-НФ ради «исторического контекста» — может зайти. Мне — нет. Итог: интересная завязка, слабое исполнение.
Моя оценка 2/10.
Тимолеонт, 30 июля 2025 г.
То ли я тупой и не понял идеи и сюжета, то ли роман — скучная тягомотина ни о чём. Герои суетятся, силой своего разума бороздят просторы нашей Вселенной, автор пытается напихать сюда своей традиционной философии и размышлений про смысл жизни и место человека во Вселенной... А зачем? Здесь нет интересных персонажей, сюжетных ходов, а всё скучное было уже не раз и будет пережёвано автором ещё неоднократно.
Справедливости ради, наверно, я предвзят — читал этот роман сразу после «Пересадочной станции» и, может, именно на её фоне и создаётся такое резко пренебрежительное отношение.
Кропус, 18 июля 2025 г.
Книга писалась очень давно, поэтому не будет придираться к анахронизмам, вроде соединяющего оператора при междугородних переговорах — это в достаточно далёком будущем. Хотя над реактивными автомобилями я здорово повеселился. Это как? Автомобиль с реактивным выхлопом сзади? Автор, что не понимает насколько это опасно для окружающих и как такие автомобили вообще могут ездить по улицам в большом транспортном потоке. Хотя, возможно, это просто ляп переводчика и автомобиль какой-нибудь антигравитационный.
К сожалению есть и более серьёзные ляпы уже в сюжете. В начале декларируются невозможность физических космических перелётов, потом мельком упоминаются космические торговцы. Как в таком случае на земле оказываются инопланетные артефакты вроде одеял-ловушек? Или это тольк люди не могут в теле, а есть расы которые могут ибо более крепкие? Или все артефакты психонавты телепортируют, как и сопровождающую их машинку? Но тогда их явно не может быть слишком много: для торговли не хватит. Почему фицух не распространяет систему телепортации по всей Земле, а ограничивается только своими торговыми точками, это же огромные бабки? А кстати, между планетами так нельзя? Забросить как-нибудь туда приёмопередатчики: вот тебе и переход в теле? Герой боится, что его обвинять в убийстве и просит ливитаторов избавить его от трупа. Но минуточку, ведь он может смещаться в ушедшие временные слои, (концепция времени здесь совершенно иная, чем обычно), что мешает сместить туда труп? Уходить туда в случае опасности? Или вообще путешествовать там, возвращаясь в поверхностное время только на конечной точке?
Прочитали мои вопросы? А теперь забудьте. Это я от занудства. При чтении об этом как-то не думаешь? Книга о другом — она о страхе перед иным и ксенофобии. Психокинетиков открывших людям космос бояться и ненавидят по всей Земле. Единственное место, которое даёт им убежище — это концерн фишух. Но, во-первых, его потребности в паранормах сильно ограничены и всех туда не возьмут.А, во-вторых, есть подозрения, что концерн сам разжигает ксенофобию, что бы паранормы за него покрепче держались. Вот так. А ещё неудержимая фантазия автора.
Oleg83tt, 9 декабря 2024 г.
Главный герой, обладающий паранормальными способностями, преследуется службой безопасности корпорации, на которую работал ранее, так как поменял часть своего сознания на инопланетный. Здесь интересная завязка, но бредовый сюжет и классикой фантастики назвать это не могу. Как и многие книги автора, далась тяжело, медленно, а порой и через силу, но, в отличии от других книг, смогла немного меня зацепить.
То, что в середине прошлого века было ново, сейчас отдает совсем иным. Инакомыслие и бег против течения, высокоразвитые технологии и одиночество мысли – это то, что можно выделить, как небольшой плюс. В какой-то степени, автор пытается показать, что индивидуальность или «не такой, как все», может иметь большую движущею сил, что обязательно приведет к эволюции. В заключении напишу, это единственный роман, который показался вполне вменяемым, не на столько отталкивающий и тяжело слушаемый.
IPSE2007, 16 октября 2014 г.
Саймак любит человечество. Этакой родительской любовью, осознавая все недостатки, но прощая и надеясь на лучшее будущее. Подобное отношение к человечеству проскальзывает практически во всех произведениях автора. «Что может быть проще времени» тоже, к стати, не исключение. Да, человечество погрязло в мракобесии, страхе и ненависти. Но несколькими мастерскими мазками автор вносит нотки оптимизма. «Нет, — говорит он, — не все. Есть много хороших и добрых людей. Таких как служащий ресторана, подкармливающий бездомного, или священник. Даже сельский шериф, выдающий Шеппарда толпе, не лишен известной доли гуманизма и в иной ситуации был бы на стороне закона». Даже в самом конце, после большого исхода, тот, кто дал парапсихам надежду и будущее остается на Земле. Я верю, что он остается для того, чтобы дать надежду и будущее нам, простым людям.
Правда, есть в этом романе, по моему мнению и шероховатости. Основной является, по видимому, бесконечные способности главного героя. Исходя из особенностей сюжета герой о них не знает, но они у него есть. Есть для того, чтобы в нужный момент напомнить о себе очередным спасением. Наш герой — просто какой-то Бетмен по саймаковси — у него на каждую неприятность есть своя бет-штучка на поясе. Кроме этого есть и ляпы, в том числе сюжетные. Так, секрет, позволяющий в итоге всех спасти, находит не с помощью Розового, а совершенно случайно. Кроме этого, Розовый, сотни тысяч лет проводивший в чужих мирах, этого секрета не знал. Опять же процесс обмена разумами выглядит как-то неубедительно. От того, что главный герой сделал — он ни чуточку не изменился. Хотя должен был, иначе фраза бы звучала не «Меняюсь с тобой разумами», а «Меняюсь с тобой памятью». Согласитесь — разум и память немножко разные вещи. Но в целом роман хорош. Не на столько хорош, как «Могильник» или «Пересадочная станция» но написан ровно, без перегибов. И заставляет задуматься. А для чего нужна хорошая книжка, как не подумать после того, как перевернута последняя страница?
Deliann, 17 февраля 2014 г.
Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к сериалам. Их создавать проще и быстрее, а потребители, будь то зрители или читатели, ощущают по отношению к героям родственные чувства (что неудивительно, за кучу серий и приключений как не побрататься со своими спутниками) и требуют продолжения банкета. Так что книги выходят все толще, эпопеи становятся все масштабнее, а молодые авторы предпочитают начинать с нехилого цикла томов эдак в десять, да еще и не кисло, если каждый том будет длиной в тысячу страниц. А вот раньше было не так. Романы в 100-150 страниц были делом обыденным и содержали они в себе столько, что голова шла кругом. Причем приключения не были самоцелью, в основном книги были призваны подтолкнуть читателя к размышлениям, к диалогу с автором. Романы фантастики ХХ века содержали в себе громадное количество идей. Большинство из того, что мы сейчас читаем, берет свое начало именно там, в Золотом Веке Фантастики.
«Что может быть проще времени?» – один из ярких примеров умной и интересной фантастики. Роман написан в 1961-м году. О чем же он?
Человек всегда мечтал о звездах. Космос манил его. Но когда мечта уже почти стала явью, Человек обнаружил, что он слишком слаб для космоса. Человек не оставлял попыток, но каждый вылет к звездам заканчивался одинаково: астронавты погибали. И тогда Человек отказался от своей мечты, которая была так близка к исполнению и в то же время так далека. Человек пошел по иному пути. Он заглянул внутрь себя и узнал, что его разум таит в себе колоссальные, почти безграничные возможности. Надо лишь знать, как ими воспользоваться.
По всему миру люди стали обнаруживать в себе паракинетические способности: чтение мыслей, левитация, телепортация разума. Это открыло… нет, не двери, пока еще не двери, но окно в большой мир, который гораздо, гораздо больше, чем кажется. Инопланетные технологии помогли совершать целые скачки вперед по пути прогресса. К сожалению, не все обзавелись новыми способностями, большинство осталось за бортом развития. И как же сложно было устоять всем обычным людям перед соблазном взять вилы и факела, и устроить охоту на ведьм, чтобы никто не отличался от среднего уровня, чтоб не было выскочек способных летать.
Именно в таком мире живет Шеппард Блэйн, разведчик корпорации «Фишхук». По долгу службы Шеппард путешествует своим разумом на далекие планеты в поисках новых идей и технологий. Однажды за пять тысяч световых лет от земли Шеппард натыкается на инопланетянина. Разумного инопланетянина, крайне дружелюбного и... позитивно розового. Этот Розовый товарищ не только обладает крайне интересным мировоззрением, но и способен меняться разумами с любым существом, у которого есть соответствующие способности. Хотя если быть точным, то обмен производится не самими разумами, а лишь их копиями, но это не главное. А главное то, что обмен происходит за секунду до возвращения Шеппарда домой и теперь наш главный герой вынужден скрываться от всех, неся в себе ключ к счастливому будущему для прогрессивной половины человечества. Но сможет ли он им воспользоваться, сможет ли преодолеть все ловушки и препятствия на своем пути?
Роман очень концентрирован. Здесь много размышлений о мире будущего, месте человека в этом мире, о смерти, прогрессе, гуманности, вере и страхе. При этом произведение не перегружено этими размышлениями, в нужные моменты повествование разбавляется действием. За главного героя действительно переживаешь, хотя и знаешь, что персонажи его времени способны выпутаться из любых сложных обстоятельств. Но больше всего мне пришелся по душе Розовый инопланетянин. Очень мудрым он оказался и интересным.
Рекомендую всем любителям умной научной фантастики.
primorec, 4 апреля 2012 г.
Сколько не пройдет веков, но в глубине души мы все остаемся людьми Племени с впечатанной в гены опаской ко всякого рода чужакам. То ли они не так выглядят, то ли делают непонятные вещи или говорят о незнакомых вещах — страх чужаков преследует всех нас. Все кричит — только твое племя правильное, потому что это — твое племя. И как же неприятно порой читать об этой нашей черте, пусть и поданной в обертке космических путешествий и паранормальных явлений.
«Что может быть проще времени» — один из самых острых и , с моей точки зрения, самых необычных романов гуманиста Саймака. Все предыдущие его произведения проникнуты верой в людей: вот наступит момент и мы преодолеем все наши пороки и устремимся к высотам науки и технологии. Но здесь не так. Есть, похоже, пороки, перед которыми пасует даже оптимизм Саймака: ксенофобия, узость мышления, желание слепо следовать за вождями и пророками и пользоваться готовыми жизненными рецептами, а не искать собственные, порой трудные, пути.
И не важно, как разделяется человечество — на путешественников и домоседов, на ученых и обывателей, «обычных» и одаренных необычными психическими способностями. Суть в том, что страх перед иным не может быть оправданием безграмотности, суеверий, агрессии и глупости. И если мы не изменимся, конец у таких историй один — когда-нибудь люди проснутся, а все эти ученые, путешественники, философы и другие пугающие личности, вечно твердящие о новом и неизвестном, ушли вперед, оставив остальных прозябать в привычных и уютных, но таких скучных и безжизненных мирках.
Ну и причем тут время? Да что может быть проще, если ты сам хозяин своей жизни, свободен от предрассудков, жаждешь знаний и всегда готов отправиться в путь за новыми впечатлениями и открытиями.
nalekhina, 4 декабря 2011 г.
Книге ставлю девятку – не столько за литературу, сколько за возвышенность авторских помыслов. Саймак – это автор, который думал о человеке хорошо. Верил в него, надеялся на то, что среди нас всегда есть те, кто доказывает, что разум – это не флуктуация в процессе эволюции живой материи, не средство самосохранения, сродни клыкам и рогам, а цель сама по себе. Он утверждал, что человек – это высоко и замечательно. А те, кто не хочет этого понимать, пусть остаются со своим каменным веком и живут, как хотят. «Что может быть больше времени» — чуточку наивная по нынешним циничным временам, зато очень светлая книга. Книга о том, что ничего не хотеть, никуда не стремиться – это трагедия. Что человечество, как разумный вид, движимо чем-то большим, чем необходимостью добыть пропитание и продолжить род. Оно движимо добротой и желанием познать – себя, Вселенную и другой разум, и, преследуя эту цель, будет выделять из себя творцов, до конца жизни остающихся по-детски любопытными и открытыми навстречу новому. Если у них не получится противостоять большинству или открыть ему глаза – что ж, они уйдут, но позовут с собой всех, у кого хотя бы иногда щемило сердце при виде звездного неба.
morbo, 18 мая 2011 г.
Первое впечатление — роман на редкость равномерен по напряжениею и плотности сюжета. Автор не экономил сил на длинной марафонской дистанции, а взяв старт в спринтерском темпе, так и пробежал всю дистанцию. С другой стороны, концовка получилась такой же неожиданной, каким был и старт. Весь роман, по ощущениям, как будто кусок длинной-длинной колбасы, которую автор нарезает в запрошенных покупателем количествах. Издателю нужен роман на 20 авторских листов? Вот, пожалуйста, ровно 20. Приходите ещё.
Мир романа — это будущее человечество, фактически запертое на Земле. Путешествовать в другие миры могут лишь люди с паранормальными способностями, работающие в корпорации «Фишхук». Таким образом, всё человечество в романе делится на три большие группы.
Первая группа — это жители провинциальных городков. Они суеверны, боятся людей с паранормальными способностями, вывешивают на улице кабаллистические знаки, якобы отпугивающие нечисть, запираются по ночам дома. Они ненавидят корпорацию «Фишхук», которая изобрела, например, мясные овощи, сделав невыгодным скотоводство.
Вторая группа — люди с паранормальными способностями. Их мало, они не агрессивны и стремятся спокойно жить. Корпорация «Фишхук» нанимает некоторых из них на работу, поскольку без них бизнес «Фишхука» невозможен.
Третью группу составляют владельцы корпорации «Фишхук». Их цель — увеличить своё богатство, усилить могущество, защититься от нелояльных сотрудников и от воинствующих обывателей.
В образе человечества будущего изображено сегодняшнее человечество. Точно так же, как и в романе, сегодняшнее человечество можно поделить на три большие группы: обыватели, учёные-инженеры и бизнесмены-политики. Очень и очень точная и очевидная аналогия. Обыватели ужасаются авариями на нефтяной скважине в Мексиканском заливе, аварией атомной электростанции в Фукусиме и, не в силах осмыслить суть происходящего, найти виновных, стремятся вообще запретить нефтяные платформы и атомные электростанции. Учёные и инженеры понимают, что без этих сооружений невозможно обеспечить сегодняшний уровень жизни человечества и знают причины, приведшие к авариям. Бизнесмены и политики же не слушают ни тех, ни других и используют обе предыдущие категории в своих целях. Кто-то подписывает решения о строительстве небезопасных инженерных сооружений, экономия на аварийных бригадах, разработке аварийных инструкций, моделировании аварий и угроз и делает деньги. Кто-то седлает стихийное возмущение обывателей, раздувает его, и на осёдланной волне становится президентом, попадает в парламент и т.д. Посмотреть в глаза проблеме, проанализировать опыт и закрепить его в регламентах, наказать виновных, честно оценить безопасность инженерных объектов никому не нужно, каждый либо слишком глуп, либо слишком хитроморд. Не видно, чтобы человечество вело себя, как взрослый рациональный человек. Оно похоже на свору детей, одни довольны тем, что можно стырить конфету у соседа, а другие только и могут, что кричать «так нечестно», не в силах ни найти, ни наказать виновных в пропаже.
Я не поклонник разного рода паранормальных способностей в фантастике, я больше уважаю твёрдую НФ. Поэтому я не могу сказать, что роман мне понравился. Но в целом, он вполне читабелен — сюжет динамичный, насыщенный, равномерный, смыслом тоже не обделён.
nik_sana, 26 ноября 2010 г.
Саймак для меня очень сложный автор. При том, что в самом общем виде я не просто приемлю, но и целиком разделяю его гуманистические посылы и отношение к человеку. При том, что безумно и нерационально, всей душой ценю его умение сплетать сказку и НФ. При том, что мне нравится его милая привычка описывать провинциальные городки...
Я долго искала ту странность, тут привкус, который искажал восприятие. Почему иногда при чтении остается нечто вроде фонового раздражения и даже отторжения? Может, я не американец – убеждала я себя. Может, я просто не жила в 60 годы. И вообще (женский довод, неотразимый!). И вообще: не обязана я понимать его целиком и тем более ляпать всюду десятки!
Странным образом именно эта книга в какой-то момент помогла уловить тот сор в глазу, ту неловкость, что мешала читать и создавала дискомфорт. Я не предлагаю верить и принимать мои идеи. Но мне самой они помогли избавиться от внутреннего противоречия при чтении.
В самом общем виде формулирую: на мой взгляд, Саймак – интроверт. Я не обсуждаю его личный характер, я предлагаю так оценить его творчество. Книги этого автора глубоко, на уровне подтекста и идеи – обращены внутрь, во вселенную души, не не материи.
Что я могла бы для себя назвать книгой-экстравертом? Экшн. Безусловный и яркий экшн. Когда в начале ставится проблема – мир, вишь ты, гибнет, кердык миру!!! И герой (крутой, умный, хитрый, упакованный и гэджетированный, имеющий тетку волшебницу – нужное подчеркнуть, а можно все сплошной аккуратной линией) – так вот, герой спасает. Про причине долбанутого альтруизма или здоровой прагматичности, не суть. Герой спасает: он строит план, он идет к цели, он валит врагов пачками и матереет. Или матерится. Важно в данном процессе то, что весь он – процесс – и есть книга. Финал же закономерен. Герой побеждает обстоятельства и с горы своих достижений глядит вперед. В туманную даль грядущего, где скрыт новый трабл, способный помочь в прокачке и матерении.
Утрирую. Сильно. Но в целом все ведь так и есть. Рост героя зрим. Его цели обычно понятны, его путь – это и есть движение к цели!
Книга-интроверт не предлагает ничего подобного. Просто потому, что весь мир её не виден и не нагляден. Он надежно сокрыт в душе героя. Сам герой – всего лишь кукла, материальная оболочка, сюжетное допущение. Внешняя среда вокруг героя — и того меньше. Она виртуальна по природе своей. По этой среде нельзя проложить путь духовного роста/становления/поиска. Ничего нельзя вообще проложить. И цели у героя нет. Потому что книга-интроверт в самом максимальном своем варианте предлагает всего лишь некий вариант ответа на вопрос: а зачем вообще выходить в путь и что искать? Что мне, ГГ, в этом мире, моем внутреннем, действительно важно? Что я есть и что есть смысл моей жизни? И как мне спасти свой мир от катастрофы, угрожающей ему каждодневно и ежеминутно – от утраты себя, человека?
ГГ Саймака мог бы быть паралитиком или кататоником. Это ничуть не повлияло бы на его способность пройти свой путь. Вот такой странный вывод.
Но если принять идею интровертности книги, её направленности в себя, а не на мир внешний – тогда многое станет смотреться иначе. Бессмысленные метание героя по карте мира обретут закономерность в своей абсурдности. Случайности выстроятся в зловещую (или нет) цепь судьбы. Наука и суеверия смогут уравновесить друг друга на самых законных основаниях, потому что для внутреннего я они одинаково реальны. И для социума порой суеверия куда важнее.
Наконец, финалы Саймака станут куда внятнее. Эта готовность жить в гобелене или уйти в иной мир, не оглянувшись и не уронив слезы по поводу родного... Это не дешевый космополитизм, но осознание родины внутри себя.
Каждая книга интроверт от Саймака старается найти в душе читателя его весы добра и зла, ценности и ничтожности и привести их в то состояние, которое исключает потребность во внешних победах. В этой дешевой само-прокачке а-ля Конан-варвар. Утверждении себя в мире мечом и огнем... Это попытка принести мир – в душу. И утвердить, укоренить его там.
Кстати, эта теория интравертности в значительной мере объясняет любимые приемы автора.
Множественность миров, разделенных страницами секунд – мы внутри себя проживаем немало жизней, мы всякий миг – разные. И ничто, ни одно движение души, не повторится в точности и не вернется.
Провинциальный городок с пылью, размеренностью и без ярких событий. Это внешний мир. Он всегда серый на фоне красок внутреннего, просто надо туда глядеть – в душу, а не на пологие унылые холмы...
Собаки. Если и есть самый важный друг интроверта – это пес. Нельзя без пса никак. Это самоочевидно.
Алогичное решение важного вопроса, иногда – главного в книге. Потому что нельзя «поверить алгеброй гармонию»...
Возвращаясь к «времени»... Действительно, что может быть проще? Его всегда не хватает и оно неумолимо. И еще неизвестно, что страшнее: выпасть из него или слиться с ним, приняв закон толпы. Человек всегда причастен к своему времени. Он может долго прятаться от него, обитая в уютной сытости. Но однажды время возьмет свое. Заставит взглянуть на реальность, лишенную грима и лоска. Сытость не делает человека – человеком. Машины, все удобства и возможности цивилизации не помогают удалить из души средневековую дикость предрассудков. Прогресс все время норовит свернуться в кольцо и стать змеей, кусающей собственный хвост. И только меняя себя можно сделать шаг вперед – в ту реальность, которая ВПЕРЕДИ. Это ведь очень важно, безошибочно найти направление.
Ku39, 28 сентября 2024 г.
Жалею, что не прочитал этот роман в детстве. Уверен, он мне очень понравился бы.
Но прочитав его уже после 30, кроме как средним назвать его не могу.
Сюжет интересен : и исследование новых планет , и обмены разумом, и сверхспособности у людей. Но вот, сюжет подается очень наивно, беззубо и слишком оптимистично. Мораль главного героя не совсем понятна : сначала он решил очень быстро убежать от работодателя , после этого повстречал разных людей, пообщался и решил спасать братьев по разуму. Не раскрыта тема самого обмена разумом и знаниями , по мне так, можно было развить эту тему на много сильнее(понравился момент с остановкой времени). Много роялей в кустах, абсолютно все встречи в книги не случайны.
Слог у автора хороший. Но все-таки очень просто все , я заскучал после половины книги и читать было не сильно интересно. Определенно писалась книга для подростков, хотя и поднимаются серьезные темы. Здесь и религия, и дискриминация в обществе, и гуманность в целом.
Как итог: для подрастающего поколения книга определенно будет очень интересной, взрослый читающий , не найдет в ней ничего нового и запоминающегося.
romanpetr, 9 февраля 2020 г.
Долго же я шел к знакомству с этим романом Клиффорда Саймака. Сколько раз книжки открывал-закрывал, просматривал, но не судьба была прочитать...На сегодняшний день, между тем, роман выдержал 25 книжных изданий на русском языке (начиная с 1989 года, не считая журнальную публикацию в 1982 году) и все в переводе Гр.Темкина. О чем это говорит? Мастерский перевод и отличная научно-фантастическая книга перед нами! И , кстати, претендовавшая в далеком 1962 году на премию «Хьюго«!
Даже спустя много лет произведение не потеряло своего интереса, хотя кому-то оно может показаться наивным и редкой небывальщиной. Но основа авторского поиска вылилась в романе в противостояние между обычными людьми (многолюдная серая общественная масса) и инерциалами или людьми со сверх- и пара-возможностями. Между ними стоит корпорация «Фишхук», которая с одной стороны обширно развивается, толкая земной прогресс вперед, но с другой стороны массово использует для этих целей «парапсихов», которые сосредоточены в своем большинстве в Гамильтоне, создав там некий собственный анклав. Конечно любой простой человек будет , в конце-концов, расстраиваться и злиться на других супер-людей с широкими возможностями из-за своей ограниченности и слабости перед ними...Но что поделать с конечной эволюцией человека? Он не может вечно ползать гусеницей, когда время «бабочки» уже наступает на пятки...
Главному герою романа — Шепарду Блейну — «парапсиху», человеку с большими возможностями, удается во время обследования одной из планет, с помощью звездной машины (когда путешествует один только разум сквозь пространство вселенной), вступить в контакт с необычным древним существом и ...обменяться кратковременно с ним разумами.
Вернувшись назад он понимает, что у него есть всего 30 минут, чтобы бежать от безличных и жестких представителей корпорации, дабы не стать навечно подопытной морской свинкой. Ведь все путешествия записываются и проверяются...С этой завязки сюжета начинается полная динамичная история , местами с головокружительным и захватывающим сюжетом. Здесь в сюжете читается аналогия со средневековьем, когда католическая церковь имела знания и власть, и не позволяла кому-либо расточать налево и направо крупицы знания! В романе именно корп. «Фишхук» видится всевластной католической церковью, владеющая гигантскими запасами вселенских знаний и держащая руку на пульсе мирового господства.
Конечно Саймак в этом романе остается верен себе и пасторальные тона звучат неоднократно при описании природы и тихих небольших городков Америки 20-го столетия. Ничего не скажешь, но лирический настрой Саймак создавать умел просто отлично! Также звучат в романе и философские нотки, когда автор мимолетом, почти украдкой размышляет об эволюции человека и его гуманизме. Социальной темы тоже не обошел маэстро, ткнув пальцем в разношерстные слои общества, изобличая их сильные и слабые стороны. Однако он намекает и на то, что простому человеку нужно гораздо больше времени, чтобы привыкнуть к чему-то новому. Заглотнуть некоторые грандиозные новшества , которые несет новое время , нереально, ибо обыватель может поперхнуться «пихаемыми ему в рот « щедротами науки.
Очень хороший , позитивный роман, заставляющий подумать о грядущих для человечества глобальных переменах! И Саймак желал человечеству только искреннего добра!
В романе это можно заметить, но читателю нужно время , чтоб не только прочитать , но и сформировать свое мнение! Поэтому к чтению рекомендуется всем поколениям любителей фантастики!
Nikonorov, 15 марта 2018 г.
Совершенно не понравилось. Наверное, я все же другого времени.
Мир-набросок, странные поступки, странные персонажи. Главный герой — никакущий, в конце романа решивший, что он великий герой, которому нужно всех спасти. Какие-то убийства, самоубийства. События так же стремительны, как и неясна логика. Внезапная любовь к Аните, Гарриет, которая, оказывается, любила Стоуна. Некий злодей, который каким-то хреном щемит всех парапсихов планеты и способен их уничтожить... Ощущение — будто посмотрел дешевый индийский фильм с налетом санта-барбары и третьесортного боевика.
Фишка с инопланетянином нераскрыта. Что, взял и растворился в Шепе? Что стало дальше? Телекинез по телефону? Лолшто? Массовые телепортации на другую планету? И все доверились Шепу? И вот так сразу в одночасье переметнулись?
Завлекательная «суперспособность» ГГ и неплохие описания замедленного времени вылились в какую-то политоту, гонения и чуть ли не геноцид.
Я не поверил этому роману ни на йоту. Слабо. После «Города» — так вообще неожиданно читать у Саймака такое. На мой взгляд, гуманитарная философия удается ему лучше.
muravied, 28 ноября 2013 г.
Роман очень захватывающий и динамичный, прочел его за пару дней. Но мне показалось, что очень много общего с «Кольцом вокруг солнца»:
- Тоже захват рынка, только тут появились не вечные бритвы и лампочки, а просто инопланетные товары лучшего качества.
- Тоже бегство из Мегаполиса в провинцию.
Отличный роман. Саймак не разочаровал!
IlyaS144, 25 мая 2009 г.
Первый роман, прочитанный мною у Саймака. Первое знакомство, так сказать. Несомненно, когда первый раз открываешь книгу какого-либо из «гигантов», классиков НФ, боишься разочароваться в авторе. А вдруг выбрал не самую лучшую его работу, что испортит все желание читать другие произведения? Вот так у меня несколько месяцев и дожидался томик из «отцов-основателей». Итак, на повестке дня «Что может быть проще времени?»
Скаже сразу, ожидал абсолютно другого, что-нибудь приключенческое в духе раннего Хайнлайна. Ан нет! После первого десятка страниц понимаешь, что в руки тебе попала вещь куда более глубокая, раскрывающая действительно глобальные проблемы человечества. Итак, Земля, отдаленное будущее (точная дата не указывается), знакомая ситуация — люди разделились на два класса: те, кем мы с Вами являемся, и парапсихи, обладающие, что характерно, паранормальными способностями. Гигиантская корпорация «Фишхук», занимающяяся, кажется, всем на свете, использует парапсихов для исследования космоса. Завязка сразу затягивает. По ходу сюжета, о котором я больше ни скажу ни слова, на героя снисходят различные просветления, разного рода понимание назначение человека и т.п. Все бы хорошо, если бы ни главая проблема, лежащая в основе сюжета. Люди, которым свойственно отрицать и бояться всего необычного, настроены абсолютно отрицательно по отношению к парапсихам. Многие воспринимают их способности на магическом уровне, чем усугубляют ситуацию. Вообщем, интереснейшее, неоднозначное произведение, повествующее о пике ненависти к уже-не-людям и деградации общества будущего.
В процессе чтения может показаться, что у автора достаточно сложный язык. Но лишь после прочтения 2/3 романа понимаешь, что все дело в стиле повествования. На самом деле читается вполне легко, а вот воспринимать происходящее куда сложнее. Все время присутствует ощущуние недосказанности. С первых строк романа на нас выливают целый ушат информации, в которой не сложно и утонуть, потеряв нить повествования. Параллельно со слежением за похождениями главного героя, приходиться еще и воспринимать описание мира, в котором происходят события. Все до конца понимаешь лишь к финальным главам, когда все кусочки пазлов наконец начинают складывать в цельную картинку происходящего. А ведь на протяжении всей книги с трудом пытаешься понять смысл действий героев, так как до доброй половины книги вообще не понятно, что как и зачем. Но поверьте, оно того стоит.
Вот многие тут писали про зажеванную концовку. Лично я не представляю, как по-другому закончить роман. Все сюжетные линии, связавшись друг с другом, раскрывают глаза не только главному герою, на которого находит «откровение», но и читателю. Вполне себе логичный конец без какого-либо подтекста и недоговорок.
Я пока не знаю, что из себя представляют другие произведения Саймака, но на мой взгляд, это не тот роман, который можно пропустить при знакомстве с автором.