Клиффорд Саймак «Что может быть проще времени?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Для Саймака время — это то, что позволяет столкнуть человека с самим собой, чтобы понять, что настоящие оборотни этого мира — это темнота разума, расплывчатость мыслей, мелкость целей, а люди всегда должны быть людьми, будь они нормальными или паранормальными...
Первая публикация (под названием «The Fisherman»): в четырёх номерах журнала «Analog» за 1961 г.
Первая публикация на русском языке: журнал «Урал» – № 7 (стр. 95-109), № 8 (стр. 87-110), № 9 (стр. 68-100) выходившие в 1982 г. Перевод Григорий Тёмкин Иллюстрации Андрея Копырина.
Входит в:
— антологию «Невероятный мир», 1989 г.
— антологию «Конец детства», 1991 г.
— антологию «Terra Incognita (Неизвестная земля)», 1992 г.
— антологию «Усовершенствованная мышеловка», 1993 г.
— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1962 // Роман |
- /языки:
- русский (27), украинский (2), болгарский (1), грузинский (1)
- /тип:
- книги (30), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Абрамишвили (1), Ю. Джугастрянская (2), Е. Орлов (1), Г. Тёмкин (23)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Felis, 2 апреля 2023 г.
Фантастика.
Старая добрая.
Автор — мечтатель. Поэтому — идеалистическая. Зло — злое зло, Добро — доброе добро.
Приключенческая.
Увлекательная.
Это моё первое знакомство с автором. О сюжете не знала совсем ничего. Поэтому получила удовольствие. Не пыталась ничего предугадать, хотя некоторые вещи очевидны.
Понравился мне способ перевоспитания злодея путём
Это стало для меня неожиданным сюжетный поворотом и показалось очень оригинальным.
Удивительно и забавно, как герой каждый раз находит (или его находят) нужного собеседника для диалога по той теме, на которую именно в этот момент нужно порассуждать.
Здесь разговоры и мысли о прогрессе, торговых корпорациях, давлении общественного мнения, смерти, религии, суевериях, взаимоотношениях разных групп людей, нетерпимости, протесте против системы, о преодолении страха, о правах и свободе, о том как быть человеком, о силе человеческого разума. Вот о времени (которое проще всего) как-то маловато как раз. Или я что-то упустила.
Немного шаблонно. Самую чуточку. В конце герой получает в награду поцелуй красотки.
Приведу пару цитат:
«У каждого народа для каждого поколения есть свои нормы, и эти нормы устанавливаются не законом, не по универсальному эталону. Они устанавливаются общественным мнением, которое, в свою очередь, складывается из предубеждений, и из непонимания, и из извращённой логики, столь свойственных человеческому разуму».
«И все же инстинкт, которому он с трудом сопротивлялся, кричал ему: беги, не раздумывай, спрячься, спрячься где угодно, лишь бы укрыться от крадущейся сквозь лунную ночь опасности.
Он стоял напрягшись, в ожидании, что вой повторится, но больше тишину ничто не нарушало. Он расслабил окаменевшие мышцы и стянутые в узлы нервы и снова стал почти самим собой.
Если бы он верил, если хотя бы наполовину верил, он бы побежал. Что может быть проще — поверил и побежал. Это-то и делает людей наподобие Финна столь опасными. Они играют на инстинктах, которые лежат почти на поверхности, под самой кожей, — на страхе, следом за которым идет ненависть».
Здесь для себя на полях оставляю заметку, что это напоминает мне литанию против страха из «Дюны».
Именно такую фантастику мне и хотелось почитать. Может я и заметила некоторые нестыковки, мне они не помешали.
romanpetr, 9 февраля 2020 г.
Долго же я шел к знакомству с этим романом Клиффорда Саймака. Сколько раз книжки открывал-закрывал, просматривал, но не судьба была прочитать...На сегодняшний день, между тем, роман выдержал 25 книжных изданий на русском языке (начиная с 1989 года, не считая журнальную публикацию в 1982 году) и все в переводе Гр.Темкина. О чем это говорит? Мастерский перевод и отличная научно-фантастическая книга перед нами! И , кстати, претендовавшая в далеком 1962 году на премию «Хьюго«!
Даже спустя много лет произведение не потеряло своего интереса, хотя кому-то оно может показаться наивным и редкой небывальщиной. Но основа авторского поиска вылилась в романе в противостояние между обычными людьми (многолюдная серая общественная масса) и инерциалами или людьми со сверх- и пара-возможностями. Между ними стоит корпорация «Фишхук», которая с одной стороны обширно развивается, толкая земной прогресс вперед, но с другой стороны массово использует для этих целей «парапсихов», которые сосредоточены в своем большинстве в Гамильтоне, создав там некий собственный анклав. Конечно любой простой человек будет , в конце-концов, расстраиваться и злиться на других супер-людей с широкими возможностями из-за своей ограниченности и слабости перед ними...Но что поделать с конечной эволюцией человека? Он не может вечно ползать гусеницей, когда время «бабочки» уже наступает на пятки...
Главному герою романа — Шепарду Блейну — «парапсиху», человеку с большими возможностями, удается во время обследования одной из планет, с помощью звездной машины (когда путешествует один только разум сквозь пространство вселенной), вступить в контакт с необычным древним существом и ...обменяться кратковременно с ним разумами.
Вернувшись назад он понимает, что у него есть всего 30 минут, чтобы бежать от безличных и жестких представителей корпорации, дабы не стать навечно подопытной морской свинкой. Ведь все путешествия записываются и проверяются...С этой завязки сюжета начинается полная динамичная история , местами с головокружительным и захватывающим сюжетом. Здесь в сюжете читается аналогия со средневековьем, когда католическая церковь имела знания и власть, и не позволяла кому-либо расточать налево и направо крупицы знания! В романе именно корп. «Фишхук» видится всевластной католической церковью, владеющая гигантскими запасами вселенских знаний и держащая руку на пульсе мирового господства.
Конечно Саймак в этом романе остается верен себе и пасторальные тона звучат неоднократно при описании природы и тихих небольших городков Америки 20-го столетия. Ничего не скажешь, но лирический настрой Саймак создавать умел просто отлично! Также звучат в романе и философские нотки, когда автор мимолетом, почти украдкой размышляет об эволюции человека и его гуманизме. Социальной темы тоже не обошел маэстро, ткнув пальцем в разношерстные слои общества, изобличая их сильные и слабые стороны. Однако он намекает и на то, что простому человеку нужно гораздо больше времени, чтобы привыкнуть к чему-то новому. Заглотнуть некоторые грандиозные новшества , которые несет новое время , нереально, ибо обыватель может поперхнуться «пихаемыми ему в рот « щедротами науки.
Очень хороший , позитивный роман, заставляющий подумать о грядущих для человечества глобальных переменах! И Саймак желал человечеству только искреннего добра!
В романе это можно заметить, но читателю нужно время , чтоб не только прочитать , но и сформировать свое мнение! Поэтому к чтению рекомендуется всем поколениям любителей фантастики!
Нортон Коммандер, 21 августа 2023 г.
Когда-то, когда всё было впервые и вновь, с восторгом прочитал этот роман и оценил бы его на 10 баллов. Сейчас перечитал и, как часто бывает, снизил оценку до 8. Но это твёрдая 8-ка, меньше за классику от такого творца, как Саймак, поставить нельзя.
Почему то многие фантасты, особенно в то время, любили писать про то, что в будущем среди людей будет всё больше обладателей сверхспособностей — телепатов, телепортирующихся, левитирующих. Если уж подходить с позиций научной фантастики, хочется спросить: «С чего вдруг произойдёт такой эволюционный скачок?» Да и вообще, телепатия это скорее что-то из фэнтези, чем из НФ.
Но как литературная метафора противостояния прошлого (обычных людей) и будущего (телепатов и прочих паракинетиков) подобное имеет место быть. А способ перемещения на другие планеты при помощи телепортации Саймак часто использует и в других своих произведениях, явно предпочитая традиционным полётам на звездолётах. Несбыточная (или лучше сказать «пока несбывшаяся») мечта. Но почему бы и не помечтать вместе с Клиффордом Саймаком?
artem-sailer, 4 мая 2022 г.
Интересный роман, в котором, как и всегда у Саймака, за остросюжетным приключением кроется высокоморальный смысл. В центре внимания у Саймака всегда человек, его искания.
Главный герой — обладатель сверхспособностей, но при этом ещё и изгой. Общество всегда консервативно и к любым проявлениям суперчеловеческих качеств относится поначалу с опаской, потом — с неприятием, а в конце концов — с агрессией. Как мне показалось, в этом романе главная причина ненависти объяснена не столько древними предрассудками, которые суть — лишь прикрытие, а нежеланием делить пальму первенства с человеческим подвидом, что в ближайшем будущем в силу своего превосходства вполне может стать доминирующей формой. Поэтому новые люди должны уйти. Такой вот естественный отбор.
Классический, один из самых известных у Саймака роман, который и сегодня читается с большим интересом, захватывает сюжетными виражами и не теряет актуальности.
mal4ik, 10 июня 2019 г.
Главное — обожаю это произведение, оценка за первое впечатление от прочтения в далёкой молодости! Далее лирика:
Нравятся мне читать детальные разборы всех недостатков романа. Вам бы, господа критики, ещё и на фильмы тех лет рецензии писать, снижая оценку за вялые спецэффекты и отсутствие геев/афроамериканцев/феминисток/аутистов (нужное подчеркнуть). Причём всё что они пишут — правда, по современным меркам недочётов и ляпов хватает. Все фантастические произведения того времени(что я читал) разительно отличаются от современных и не все из них получается перечитать с тем же удовольствием в последствии)
И всё же есть в книге своя атмосфера, и как же мне повезло в своё время в неё окунуться...
Stepan555, 15 февраля 2022 г.
В будущем люди научились путешествовать по глубокому космосу, оставаясь при этом на Земле. То есть никаких варп-двигателей, антивеществ в качестве топлива и кротовых нор, лишь собственное сознание парапсиха, позволяющее ему посещать любую планету. Не в первый раз вижу такое изящное решение проблемы межзвзедных путешествий. Не представлю, как его реализовать на практике, но идея очень нравится.
Главному герою Блэйну тоже нравилось запускать сознание во Вселенную. И много лет он исправно обшаривал далекие планеты в поисках внеземных технологий, работая на корпорацию «Фишхук», пока однажды не наткнулся на очаровательный сверхразум, который решил вернуться вместе с Блэйном на Землю. Издержки профессии: не Блэйн первый, не Блэйн последний. Делать нечего, приходится пуститься в бега по Америке, ибо «Фишхук» не только тырит иноземные секреты, но и бдит, чтобы пришельцы внутри агентов не разгуливали по улицам города. А то мало ли что. Вот, например, новый дружок Блэйна, подцепленный на далекой планете, может управлять временем и не видит в этом ничего сверхъестественного. Так что приключение предстоит увлекательное. С погонями, мордобоями, неожиданными поворотами, чередой предательств и прочими замечательными вещами. Все как надо.
Удивительное дело, несмотря на то что книга была написана больше полувека назад, она нисколько не устарела. Вполне себе такое будущее, которое и сейчас рисуют фантасты, с летающими машинами, телепортацией, виртуальной реальностью (тут она называется деменсино) и повсеместным ГМО.
Deliann, 17 февраля 2014 г.
Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к сериалам. Их создавать проще и быстрее, а потребители, будь то зрители или читатели, ощущают по отношению к героям родственные чувства (что неудивительно, за кучу серий и приключений как не побрататься со своими спутниками) и требуют продолжения банкета. Так что книги выходят все толще, эпопеи становятся все масштабнее, а молодые авторы предпочитают начинать с нехилого цикла томов эдак в десять, да еще и не кисло, если каждый том будет длиной в тысячу страниц. А вот раньше было не так. Романы в 100-150 страниц были делом обыденным и содержали они в себе столько, что голова шла кругом. Причем приключения не были самоцелью, в основном книги были призваны подтолкнуть читателя к размышлениям, к диалогу с автором. Романы фантастики ХХ века содержали в себе громадное количество идей. Большинство из того, что мы сейчас читаем, берет свое начало именно там, в Золотом Веке Фантастики.
«Что может быть проще времени?» – один из ярких примеров умной и интересной фантастики. Роман написан в 1961-м году. О чем же он?
Человек всегда мечтал о звездах. Космос манил его. Но когда мечта уже почти стала явью, Человек обнаружил, что он слишком слаб для космоса. Человек не оставлял попыток, но каждый вылет к звездам заканчивался одинаково: астронавты погибали. И тогда Человек отказался от своей мечты, которая была так близка к исполнению и в то же время так далека. Человек пошел по иному пути. Он заглянул внутрь себя и узнал, что его разум таит в себе колоссальные, почти безграничные возможности. Надо лишь знать, как ими воспользоваться.
По всему миру люди стали обнаруживать в себе паракинетические способности: чтение мыслей, левитация, телепортация разума. Это открыло… нет, не двери, пока еще не двери, но окно в большой мир, который гораздо, гораздо больше, чем кажется. Инопланетные технологии помогли совершать целые скачки вперед по пути прогресса. К сожалению, не все обзавелись новыми способностями, большинство осталось за бортом развития. И как же сложно было устоять всем обычным людям перед соблазном взять вилы и факела, и устроить охоту на ведьм, чтобы никто не отличался от среднего уровня, чтоб не было выскочек способных летать.
Именно в таком мире живет Шеппард Блэйн, разведчик корпорации «Фишхук». По долгу службы Шеппард путешествует своим разумом на далекие планеты в поисках новых идей и технологий. Однажды за пять тысяч световых лет от земли Шеппард натыкается на инопланетянина. Разумного инопланетянина, крайне дружелюбного и... позитивно розового. Этот Розовый товарищ не только обладает крайне интересным мировоззрением, но и способен меняться разумами с любым существом, у которого есть соответствующие способности. Хотя если быть точным, то обмен производится не самими разумами, а лишь их копиями, но это не главное. А главное то, что обмен происходит за секунду до возвращения Шеппарда домой и теперь наш главный герой вынужден скрываться от всех, неся в себе ключ к счастливому будущему для прогрессивной половины человечества. Но сможет ли он им воспользоваться, сможет ли преодолеть все ловушки и препятствия на своем пути?
Роман очень концентрирован. Здесь много размышлений о мире будущего, месте человека в этом мире, о смерти, прогрессе, гуманности, вере и страхе. При этом произведение не перегружено этими размышлениями, в нужные моменты повествование разбавляется действием. За главного героя действительно переживаешь, хотя и знаешь, что персонажи его времени способны выпутаться из любых сложных обстоятельств. Но больше всего мне пришелся по душе Розовый инопланетянин. Очень мудрым он оказался и интересным.
Рекомендую всем любителям умной научной фантастики.
Nikonorov, 15 марта 2018 г.
Совершенно не понравилось. Наверное, я все же другого времени.
Мир-набросок, странные поступки, странные персонажи. Главный герой — никакущий, в конце романа решивший, что он великий герой, которому нужно всех спасти. Какие-то убийства, самоубийства. События так же стремительны, как и неясна логика. Внезапная любовь к Аните, Гарриет, которая, оказывается, любила Стоуна. Некий злодей, который каким-то хреном щемит всех парапсихов планеты и способен их уничтожить... Ощущение — будто посмотрел дешевый индийский фильм с налетом санта-барбары и третьесортного боевика.
Фишка с инопланетянином нераскрыта. Что, взял и растворился в Шепе? Что стало дальше? Телекинез по телефону? Лолшто? Массовые телепортации на другую планету? И все доверились Шепу? И вот так сразу в одночасье переметнулись?
Завлекательная «суперспособность» ГГ и неплохие описания замедленного времени вылились в какую-то политоту, гонения и чуть ли не геноцид.
Я не поверил этому роману ни на йоту. Слабо. После «Города» — так вообще неожиданно читать у Саймака такое. На мой взгляд, гуманитарная философия удается ему лучше.
mputnik, 2 декабря 2018 г.
Любого значимого Автора фантастики можно — при желании — соотнести с определенным алкогольным напитком. По сумме ощущений, так сказать — по степени воздействия на сознание, по особенностям возникающего настроения, по вполне даже формулируемому на уровне конкретных ощущений послевкусию и т.п. Вот, к примеру, Стругацкие — это, однозначно, коньяк. А Злотников — скорее всего — текила.
Так вот, в этой «системе координат» Саймак — совершенно однозначно — австралийский шираз: что-то такое эээ... терпкое, с ярким вкусом и ароматом, с массой узнаваемых оттенков. Продолжая аналогию, можно сказать что вот эта книга («Что может быть проще времени») — типичный выходец из низовьев рек, ну, допустим, Mad Fish — бесподобно сочетающий в себе ягодные ароматы и дубовые оттенки.
Про эти самые «дубовые» — не писал только ленивый. Да, таки оно почти все правда: «...Саймак хотел, чтобы мы поняли важную вещь: хватит уже искать врагов среди себе подобных, перешагните через этот атавизм и двигайтесь к звёздам...». Таки почти да. Но боже ж мой, как же это-таки скуШНо-то, елки-палки! Хотя — повторюсь: по формальным признакам — все верно.
Но ведь у него же — помимо оных дубовых оттенков — и великолепные, фирменные, неповторимые ягодные ароматы! Совершенно уникальный саймаковский стиль подачи материала, его специфическая «антуражность», которая — в конце-то концов — и делает фантастику фантастикой:
«...И существо заговорило.
- Здорово, приятель! — сказало оно. — Меняюсь с тобой разумами.
Разум Блэйна совершенно неожиданно раздвоился. Блэйн был одновременно и собой и Розовым. На какой-то ужасный миг он ощутил себя им целиком: он так же, как Розовый, видел и чувствовал, знал то же, что знал он. И в то же время оставался Шепардом Блэйном, исследователем из «Фишхука», чей разум теперь находился так далеко от дома, вне Земли...».
Согласитесь — каков букет...
Божественно...
mr_logika, 2 марта 2018 г.
Комов. А вам не кажется, что аморально повергать человечество в состояние шока? Создавать в массовой психологии комплекс неполноценности, поставить молодёжь перед фактом конечности её возможностей!
Логовенко. Вот я и пришёл к вам, чтобы искать выход.
Комов. Выход один. Вы должны покинуть Землю.
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий «Волны гасят ветер»
Прочитав роман с большим опозданием, только теперь понял, откуда взята главная идея таких значительных явлений советской фантастики, как «Чёрный человек» и «Волны гасят ветер». Очевидно, что Шепард Блэйн близкий предшественник двух Даниилов — Шаламова и Логовенко, что отнюдь не меняет моего отношения к названным мной двум произведениям.
Сначала коротко изложу свои соображения о том, почему в названии повести использовано слово время, иначе говоря, — почему не «Что может быть проще телепортации?» (такой вопрос прозвучал в одном из отзывов и показался мне интересным). Телепортация это такое перемещение предмета в пространственно-временном континууме, при котором пространственные координаты меняются намного более значительно, чем временнЫе. Из СТО следует, что это невозможно, если скорость движущегося объекта не превышает световую. Но в фантастике скорость пересылаемого объекта бесконечна, и объект мгновенно оказывается в точке прибытия (у Саймака Блэйн «сбегал» на далёкую планету и обратно, когда замерзал на острове). Поэтому в фантастической литературе можно переместить предмет, например, на сто километров в сторону и на две секунды в будущее (временнАя координата обязательно изменится при перемещении в пространстве), а предмет через две секунды окажется в настоящем, потому что таково свойство будущего — оно не может не стать настоящим. Таким образом, путешествие во времени даже с фантастических позиций выглядит гораздо проще, чем телепортация, требующая нарушения фундаментального свойства Вселенной — постоянства скорости света и её независимости от системы отсчёта*. Саймак имел об этих вещах собственное представление, и в романе есть очень интересные и неожиданные описания перемещений главного героя Шепарда Блэйна как в прошлое, так и в будущее. Блэйн, носящий в голове копию сознания (или разума, как предпочитает говорить Автор) своего Розового приятеля, пока только учится пользоваться новыми знаниями, но, очевидно, в скором времени станет полноправным членом довольно многочисленного сообщества разумных существ, с которыми «побратался» Розовый за миллионы лет своего существования. Для такого существа, как этот Розовый галактический реликт (вспоминается другой роман Головачёва), практически бессмертного и обладающего знаниями всех цивилизаций двух соседних галактик, пожалуй и в самом деле ничего нет проще времени. Вырисовывается грандиозная перспектива развития человеческой цивилизации, надо только искоренить зло на Земле, справиться со своими оборотнями. Но их подавляющее большинство и Автор не даёт ответа на вопрос, как это сделать. Один из вариантов неприемлемого решения проблемы в романе показан. Это вариант обмена разумом с маньяком. Людей с абсолютно несовместимыми в одном мозге сознаниями (чертами личности**) ждёт неминуемое безумие и смерть. Это я понял ещё до того, как дочитал до самоубийства Финна, хотя обычно, читая Саймака, даже не пытаюсь мысленно заглядывать вперёд. С большими мастерами такие попытки чаще всего безрезультатны. Блэйну-Розовому разум Финна вреда не принесёт, силы слишком не равны. А вот польза от разума Финна оказалась такой, что её, как говорится, невозможно переоценить. Блэйн, как герой рассказа Шекли «Заяц» Джонни Франклин, открыл Истину и научил несколько десятков телепатов и левитаторов этой Истиной пользоваться. Земля со своим куклуксклановско-черносотенным населением определённо вскоре останется без ушедшей в развитии вперёд части людей и будет решать свои проблемы самостоятельно. Правда есть надежда, что Блэйн не окажется одиночкой, найдутся и другие, кому свойственна жажда справедливости и желание «бросить вызов всем негодяям», и землянам будет оказана вся возможная помощь.
Как обычно, не могу пройти мимо тех моментов в романе, которые остались для меня покрытыми мраком. Я имею в виду декорации, в обрамлении которых происходит действие представленной Саймаком драмы. Декорации невероятно наивны и примитивны аж до идиотизма (тут есть что-то общее с повестью Андерсона «Царица ветров и тьмы», вызвавшей у меня местами не меньшее недоумение). Во-первых, сознательно ли Автор снабдил автомобили реактивными двигателями, сделав ненужными колёса и вместе с ними гордость Америки — дороги? По очевидным причинам невозможно представить себе езду в городах на таких машинах, дистанция между которыми перед светофором не может быть меньше 20 метров. Кроме того, автомобили в романе движутся, не касаясь земли, следовательно двигатели вертикальной поддержки поднимают в воздух невообразимое количество пыли. Но вопрос, типа, чем будут дышать пешеходы, Автора не волнует, ему не до пустяков, надо решать глобальные гуманитарные проблемы. Столь же очевидна и другая, пожалуй, ещё более крупная ересь — у этих машин атомная энергетическая установка (миниреактор, как на последних разработках наших торпед и высокоскоростных ракет), и поэтому они не нуждаются в заправке, а дороги страны не имеют заправочных станций. Но ещё ни один фантаст не использовал прямое преобразование тепловой энергии атомного распада в кинетическую энергию реактивной струи. Это противоречит законам механики и термодинамики. Достаточно задуматься о том, что такое эта реактивная струя, из чего она состоит, как тут же возникает сомнение в целесообразности отказа от заправочных станций. Не лучше ли было бы переоборудовать их под аммиак или водород, которые служат в миниреакторах т. н. рабочим телом? Видимо, это тоже не заслуживающая внимания мелочь.
Не верится, что это обычные ляпы, слишком уж они в глаза лезут, слишком много в романе езды без заправки на реактивных авто. При этом в романе уже работает то, что у некоторых фантастов называется «нуль-транспортировкой» — это та же телепортация только в техническом варианте, т. е. освоен и широко применяется способ мгновенного переноса живой и неживой массы на большие расстояния. И это замечательно, хотя и неправдоподобно***, а то, о чём написано чуть выше, я иначе, как глупостью, назвать не могу. Если это такой писательский приём, то цель его мне осталась неясной. Как я уже писал в некоторых отзывах, я согласен со Станиславом Лемом в том, что фантастика только проигрывает от соседства с не вызывающей ни малейшего доверия квазитехнической ерундистикой.
Поставить роману более низкую оценку помешал только очень понравившийся мне образ отца Фланагана, свидетельствующий о том, что Автор не считает Церковь совсем уж бесполезной для человечества организацией, да ещё блестящее изображение состояния человека с петлёй на шее за секунды до казни.
*) Саймак вряд ли руководствовался похожими соображениями при выборе названия своего романа. Временем в романе управляет Розовый, а он бессмертен. Думаю, что в названии романа отражена именно его точка зрения.
**) В одном из отзывов приводится известная истина, что человек использует для знаний и их применения довольно малую часть своего мозга (поэтому колоссальные знания Розового помещаются в голове Блэйна). Отзывист спрашивает, — а «что дремает там, в остальной части?» (привожу цитату без искажений). На этот вопрос наука ответа пока не дала. Мне кажется, что свойства личности, всякого рода тонкие нюансы поведения человека, особенности характера и воспитания, привычки — как раз там-то и хранятся, в этой остальной части, и места эта информация занимает едва ли меньшее, чем то, что мы называем знаниями.
***) Телепортация — это то, чего нет, это следствие открытия Истины, не открытой пока. А ядерная энергетическая установка, не нуждающаяся в заправке «горючим» (веществом, создающим тягу), это элементарное искажение истины, которая уже открыта.
А.Донай, 9 июня 2023 г.
А! вот оказывается где продолжение эпопеи Стэнли Робинсона «Аврора» https://fantlab.ru/work685481
Причём неплохое
IPSE2007, 16 октября 2014 г.
Саймак любит человечество. Этакой родительской любовью, осознавая все недостатки, но прощая и надеясь на лучшее будущее. Подобное отношение к человечеству проскальзывает практически во всех произведениях автора. «Что может быть проще времени» тоже, к стати, не исключение. Да, человечество погрязло в мракобесии, страхе и ненависти. Но несколькими мастерскими мазками автор вносит нотки оптимизма. «Нет, — говорит он, — не все. Есть много хороших и добрых людей. Таких как служащий ресторана, подкармливающий бездомного, или священник. Даже сельский шериф, выдающий Шеппарда толпе, не лишен известной доли гуманизма и в иной ситуации был бы на стороне закона». Даже в самом конце, после большого исхода, тот, кто дал парапсихам надежду и будущее остается на Земле. Я верю, что он остается для того, чтобы дать надежду и будущее нам, простым людям.
Правда, есть в этом романе, по моему мнению и шероховатости. Основной является, по видимому, бесконечные способности главного героя. Исходя из особенностей сюжета герой о них не знает, но они у него есть. Есть для того, чтобы в нужный момент напомнить о себе очередным спасением. Наш герой — просто какой-то Бетмен по саймаковси — у него на каждую неприятность есть своя бет-штучка на поясе. Кроме этого есть и ляпы, в том числе сюжетные. Так, секрет, позволяющий в итоге всех спасти, находит не с помощью Розового, а совершенно случайно. Кроме этого, Розовый, сотни тысяч лет проводивший в чужих мирах, этого секрета не знал. Опять же процесс обмена разумами выглядит как-то неубедительно. От того, что главный герой сделал — он ни чуточку не изменился. Хотя должен был, иначе фраза бы звучала не «Меняюсь с тобой разумами», а «Меняюсь с тобой памятью». Согласитесь — разум и память немножко разные вещи. Но в целом роман хорош. Не на столько хорош, как «Могильник» или «Пересадочная станция» но написан ровно, без перегибов. И заставляет задуматься. А для чего нужна хорошая книжка, как не подумать после того, как перевернута последняя страница?
Yamada, 2 апреля 2018 г.
Очередной полный психологизма и философии роман Саймака. Главному герою чтобы преодолеть пять тысяч световых лет нужно для начала совершить путешествие внутрь самого себя и перенести своё сознание на далёкую планету, в мир, где обитает не просто его родственная душа, а частица его самого, которая со временем становится неотъемлемой.
Блэйн не такой как все, в минуту опасности он может изменить ход времени, общаться на расстоянии без слов и имеет связь с космосом. Это пугает живущих с ним бок о бок людей и вызывает у них ненависть. Ещё страшнее то, что не он один такой загадочный и непонятный. Общество настраивается против подобных Блэйну и превращается в агрессивную толпу. Не смотря на то, что люди, обладающие неординарными способностями, живут мирно и никому не досаждают, толпа объявляет их вне закона и устраивает всяческие гонения, многие из которых заканчиваются смертной казнью. Конечно, ведь всё что для общества непонятно несет в себе потенциальную угрозу. Испокон веков лозунг толпы: «кто не с нами — тот против нас» работает безукоризненно, причём против самой же толпы, потому что в этом случае общество лишается своих самых передовых членов, незаурядных личностей, способных изменить ход истории. Так было, есть и будет ибо это всего-навсего человеческая психология. В данном случае психология масс. Главный же герой поступает в подобной ситуации в высшей степени правильно. Он пробует объединиться с подобными себе и удалиться от всей этой низменной грязи. Но чтобы использовать свои специфические способности в полной мере Блэйн прежде должен разобраться в самом себе. С каждым днём он всё больше сливается с таинственным Розовым и они оба становятся двумя отдельными аспектами одной личности. Блэйн меняет свои решения и то, что он задумал сделать ещё вчера, сегодня становится неактуальным и теряет своё первостепенное значение. Вот так в муках сомнения и рождается экстраординарная личность и Саймак этот момент очень чётко подаёт, с присущей ему одному философией. Роман заканчивается в строго логическом соответствии сюжету — сверхчувствительные люди объединяются и покидают Землю, чтобы создать свой собственный рай. Место, в котором такие как они не будут знать гонений и будут всегда желанны в любом обществе. Хороший конец, вот только лично мне стало очень жалко Финна.
И, хотя в романе не так много физического насилия, весьма ощущается психическое давление на главного героя. Прежде всего со стороны корпорации, обладающей монополией на телепатическую связь и путешествия в космосе. Именно здесь раньше и работал Блэйн, до тех пор, пока не решил покинуть ряды монополистов чтобы главным образом ответить себе на вопрос кто он и для чего создан. Саймак снова, как и в большинстве своих произведений, сопоставляет проблему пространства и времени и разбавляет её темой контакта с внеземными цивилизациями. Он всячески показывает, что общество в своей однородной массе никак не может дорасти до серьёзного духовного уровня и подчёркивает, что на это способны только отдельно взятые индивидуумы, путь которых сопряжён со страданиями и непониманием. В романе много философских размышлений и сравнительно мало событий, поэтому он больше понравится тем, кто привык читать «между строк» и размышлять над каждой прочитанной фразой. Следовательно и браться за произведение стоит в соответствующем расположении духа, иначе оно может показаться скучным, рутинным и неинтересным.
Corwin Morgan, 16 июня 2017 г.
Произведения мэтров Золотого Века научной фантастики, как правило, имеют особенность – яркую гуманистическую направленность. Даже если в начале приключения/злоключения преследуют одного героя – с 90% вероятностью к концу романа на кону будет стоять судьба человечества и его светлое будущее. Исключением не стал и роман «Что может быть проще времени?».
В мире романа земляне на пути освоения космоса столкнулись с проблемой – человек не способен пережить влияние космической радиации, что, по сути, закрыло людям путь к другим планетам и серьёзно подорвало доверие к науке. Однако, через какое-то время, обнаружили людей, обладающих способностями на грани науки и мистики, уничижительно называемых «парапсихами». Некоторые из них имели возможность отправлять своё сознание и небольшие предметы на другие планеты. И вот таким образом человечество нашло ещё один способ исследовать космос.
Автору без излишнего морализаторства и искусственного навязывания удалось раскрыть сложные темы: религия, человеческие суеверия, ограничения и потенциал науки, социальное неравенство, время и т.д. Увы, описанная в романе ситуация, когда на одной планете бок о бок существуют невероятные научные чудеса, реально делающие жизнь лучше, и практически первобытное человеческое невежество, не так уж и невероятна.
Как итог: роман очень хорош, читается увлекательно и динамично. Стиль автора красочен, но прост. На мой взгляд, этот роман практически идеально сбалансирован. Хватает и действия и размышлений. Герои, конечно, в соответствии с канонами того времени чёрно-белые, но это нисколько не делает их скучными. Особо понравилось существо «Розовый». «Что может быть проще времени?» — прекрасный образец человеколюбивой научной фантастики середины прошлого века.
AlexR, 7 ноября 2015 г.
Моё первое обращение к творчеству Саймака – после очень долгого перерыва (в далёком детстве читал в «Смене» «Заповедник гоблинов»; помню, что было очень необычно и увлекательно).
Первую половину романа читать мне было просто скучно. Потом действие стало более напряжённым и интересным. Но в целом впечатление от романа осталось слабым.
Основные недостатки романа, по-моему, это упрощённый однолинейный сюжет и плохая проработанность персонажей.
Что касается сюжета, то он напоминает незамысловатую игру-квест: герой встречается с каким-либо препятствием, преодолевает его, вновь встречается с проблемной ситуацией и т. д. К тому же волею обстоятельств главный герой оказывается наделённым практически неограниченными познаниями и возможностями – этакий новый Супермен.
Персонажи романа плоски, трафаретны и невыразительны, даже сам Блэйн. Чисто условна линия отношений Блэйн – Анита.
Наиболее запомнившийся персонаж – шериф. Несмотря на свою второстепенность, он оказался достаточно рельефным и психологически достоверным – со всей неожиданно непоследовательной, но вполне обусловленной линией своего поведения.
Вообще эпизод расправы с Блэйном в этом маленьком американском городке – тоже самый запомнившийся. Когда я читал его, то успокаивал себя тем, что, мол, ничего страшного с героем не произойдёт – ведь бо́льшая часть романа ещё впереди. И только когда ситуация разрешилась, я почувствовал настоящий ужас всего происходившего. Видимо, Саймак не был первым американским писателем, описавшим линчевание, но сделал он это убедительно и реалистично.
Некоторые сюжетные линии и вопросы так и не получают развития или объяснения.
Искусственна и чуть ли не мистична вторая встреча Блэйна с Фланаганом. А стоило только в романе появиться Стоуну – сильному и энергичному персонажу, как автор, словно не зная, как справиться с двумя центральными героями, избавляется от одного из них.
***
Самое интересное и ценное в романе – схематично набросанная в нём модель общества будущего, в котором традиционную науку потеснила так называемая «паранормальная кинетика».
И хотя автор и противопоставляет паракинетику и существовавшую до тех пор науку, речь, строго говоря, идёт не о том, что паракинетика (в обычном сознании отождествлённая с магией) вытеснила традиционную науку, а о том, что развитие самой науки приобрело неожиданное направление.
Задаёшься вопросом: а возможно ли, чтобы такое развитие науки действительно привело к изображённым в романе изменениям в обществе – в частности, в психологии и умонастроении основной массы населения? Немного поразмышляв, я пока так и не пришёл к утвердительному или отрицательному ответу на этот вопрос. Хотя, конечно, прогрессивное развитие науки само по себе отнюдь не всегда сопровождается поступательным развитием знаний и культуры общества в целом.
Возникновение и развитие паракинетики, в свою очередь, привело к разделению общества на две неравные по численности группы – обычных, «нормальных» людей и людей, обладающих парапсихологическими способностями, к враждебному отношению первых ко вторым, к превращению «парапсихов» в унижаемых и преследуемых изгоев – т. е. к возникновению новой отвратительной формы расизма.
Читатель, вместе с Блэйном, проникается сочувствием к носителям паракинетических способностей. Но неожиданным и удивительным оказывается ход рассуждений Блэйна в последней главе романа: «Против них [обычных людей] нужна другая стратегия: изолировать их и дать им задохнуться от собственной посредственности. Пусть получают, что хотят, – планету, полную абсолютно нормальных людей. Пусть они разлагаются здесь, не зная космоса…». А «человеческая раса [следовало бы сказать: новая человеческая раса] к тому времени обоснуется на других планетах [по крайней мере одна из которых – просто райское место!] и станет строить такую жизнь и цивилизацию, которую им помешали построить на Земле».
Ситуация оказывается развёрнутой на 180 градусов. «Старую» человеческую расу – обычных людей – оставят гибнуть на Земле, словно в резервации, а новая раса «сверхчеловеков» будет осваивать космос. То же расистское разделение человечества на людей двух сортов. В чём виновато подавляющее большинство «нормальных» людей? Что́ это – временное заблуждение уставшего и обозлённого Блэйна (к тому же в момент, когда повсюду начинается беспощадная расправа с «парапсихами») или же что-то более фундаментальное?
Таким образом, несмотря на свои недостатки, роман Саймака даёт немалую пищу для размышлений.