FantLab ru

Джо Аберкромби «Последний довод королей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
5921
Моя оценка:
-

подробнее

Последний довод королей

Last Argument of Kings

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 275
Аннотация:

Это последняя книга трилогии «Первый Закон». Логен возвращается обратно на Север, Глокта принимает полномочия Наставника Адуи, а Джезаль неожиданно получает повышение по службе... Незначительные, казалось бы, события предыдущих книг неожиданно обретают важность, и больше не остается никаких секретов, персонажи показывают свои истинные лица, а все тайны одна за другой стремительно раскрываются, поясняя читателю неясные ранее вещи. Эта книга по праву считается лучшей в трилогии, ведь она наиболее насыщенна событиями и именно в ней происходят самые масштабные из них.

Джо Аберкромби завершает «Первый Закон» так, что его творение надолго останется в памяти читателей неизгладимым впечатлением прошлого.

Входит в:

— цикл «Земной Круг»  >  роман-эпопею «Первый Закон»


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2009 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Переводная фантастика года

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Зарубежный роман года. 6-е место

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Переводной роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Последний довод королей
2011 г.
Последний довод королей
2013 г.
Последний довод королей
2015 г.
Последний довод королей
2017 г.
Последний довод королей
2020 г.
Первый закон
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Last Argument of Kings
2009 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2010 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  36  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не читал ПЛиО, поэтому сравнивать ничего ни с чем не буду.

Но это все равно ужас. Логика! Логика отсутствует в этой книге напрочь. И вообще, создается впечатление, что где-то ближе к концу 2 книги автор потерял интерес к серии и 3 книгу писал «на отвали». Контракт с издательством был на трилогию, чтоли?

Из самого запомнившегося — это, конечно же, гениальный план сражения с Бетодом. Упоминалось, что Бетод крепко окопался на холмах и войска союза упорно не могут взять эти высоты. Что же нужно сделать? Правильно! Отправить 800 человек в некую долину посреди гор, из которой есть только 1 выход и ждать пока Бетод...прийдет со всей армией, снявшись с укрепленной позиции...да что за бред я читаю?! Да он просто оставит сильный заслон у входа в долину и подождет пока они там с голоду перемрут! Это же, елки-палки, самый хитрый полководец Севера! Но нет, Бетод как козел на веревочке послушно снимается с места, оставляя у себя в тылу целую армию Союза, и идет штурмовать древнюю стену. Поступок, достойный гения тактики и стратегии, чего уж там.

Хотя, это вообще присуще 3 части — автор постоянно забывает какие характеры у персонажей — они меняются чуть ли не каждую главу. И еще меня немного раздражало то, что почти все персонажи ноют. Глокта вечно вздыхает о том, какой он был молодой и красивый, у Ферро мысли почти всегда заняты воспоминаниями о том, как плохо было у гурков, Джезаль хнычет, вспоминая былые беззаботные времена и больше всех ноет Логен — самый суровый и беспощадный убийца Севера. Кстати, у Логена чудесная регенерация — пальцы у него отрастают и отваливаются с невероятной скоростью — то у него нет мизинца, то среднего пальца.

Описание битв вроде бы эпичное, но быстро приедается, т.к. все битвы описываются одинаково — герой издает боевой клич, бьет вражину под щит(это вообще как — сгибается в 3 погибели?), отрубает ему руку/ногу (вариант — рука/нога/голова остаются болтаться на куске кожи/хряще/кольчуге) и потом могучим ударом отрубает половину черепа (сколько раз на форуме уже обсуждалась невозможность разрубания мечом черепа). Метательный нож, вонзившийся в лоб по самую рукоятку, окончательно добил мое воображение и заставил усомниться в своих познаниях анатомии.

Сама книга в целом настолько «эпична», что аж перебор. Во всем надо знать меру, даже в эпичности. Потому что, читая описание очередного грандиозного по размаху деяния, уже не восторгаешься, а думаешь «ага, еще одно описалово эпик сцены на 20 страниц».

Отдельно надо сказать про перевод. Как такое попало в печать вообще неясно, рука корректора явно не касалась этой книги. Переводы вроде thrall — тролль, hillmen — гномы и много чего еще неимоверно усложняют прочтение. Приходилось иногда смотреть в оригинал, чтоб понять — что же написал автор?

То, что у автора беда с концовкой книг, я понял еще в начале серии, но надеялся на более-менее внятный конец в 3 книге трилогии. Но нет, и тут нас ждет открытый финал. Зачем? Почему? Ведомо только автору.

В целом — книга испортила впечатление от до того неплохой серии. Нагроможденная концовка, спешащая дать ответы на все вопросы и завершить все сюжетные линии поскорее , неимоверное количество ляпов как автора, так и переводчика — все это привело к моей закономерно низкой оценке.

Оценка: 3
–  [  37  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть искушения, которым невозможно противостоять, и одно из них — это желание узнать, что же будет дальше с героями полюбившихся книг. Всего лишь две трети «Первого закона» переведены на русский язык, но разве это может стать преградой? Напротив, чтение в оригинале, без посредников позволит мне ощутить истинную искрометность текста. Так думал я когда-то, считая, что первые две книги задали тон, и автору осталось только не уронить планку. Наивный! Я не мог даже предположить, что ждет меня в третьей книге.

Бешеная энергетика. Отрезвляющая, гнетущая серьезность происходящего. Горькая честность и потрясающий эмоциональный накал. Жестокость, страх и непреодолимый дух смерти. Кромешный мрак. Одним ударом твердую поверхность двух предыдущих книг выбили у меня из-под ног…

События романа происходят в смутное, отчаянное для Союза время. Королевская династия прервана. Новый король должен быть избран волей Открытого Совета, что означает ожесточенную борьбу за власть. На Севере по-прежнему действуют армии Бетода, а с Юга подступают полчища гурков. Развязка опасно близка.

Но есть люди, действия которых могут повлиять на судьбу Союза. Это Коллем Вест, Логен Девятипалый, Dogman, Джезаль дан Луфар, Занд дан Глокта, Ферро и, конечно, Байяз. Знакомые имена, не так ли? Быть может, вы даже уверены, что знаете о героях почти все? Опасное заблуждение!

В финале «Первого закона» Джо Аберкромби не только удалось до конца раскрыть образ каждого из героев, причем подчас весьма неожиданным образом, но и построить на базисе личных драм непротиворечивый, мощный и эмоционально насыщенный финал всей трилогии. Каждый герой – это клубок неразрешимых противоречий, намного более сложных, чем борьба между черным и белым.

В первую очередь «The Last Argument of Kings» – это бенефис Логена Девятипалого, по прозвищу Bloody Nine. Величайший воин Севера, привыкший к крови и смерти человек с необыкновенными умениями и странной судьбой – все это узнаешь из первых книг и не видишь в этом ничего особенного. Необходимо было прочесть финальный роман, взглянуть на героя, которому симпатизировал, под немного другим углом для того, чтобы увидеть правду. Пройти сквозь ад сражений на севере и юге, запомнить прощальный разговор Логена и Бетода, пронзительный и неожиданный, стать очевидцем страшного боя Логена с порождением Гластрода для того, чтобы понять.

Logen Ninefingers was a man full of death. И лучшего определения не подберешь! Судьба связала его жизнь со смертью, разрушив былое руками шанка, и спустя много лет он сам стал стихией смерти, бессмысленным и беспощадным призраком войны. В лице Логена Девятипалого перед нами предстает трагедия человека, уставшего от бесконечной войны, и тем не менее пригодного только на то, чтобы убивать вновь и вновь, каждый раз чудом оставаясь в живых. Его умению всегда находили применение правители; его поступки называли злодеяниями и великими подвигами, но по сути своей это были просто убийства. His victims were killed by Death.

В течение многих лет Логен Девятипалый стремился вернуться к мирной жизни. Он пытался перешагнуть через себя, оставить человека-машину по имени Bloody Nine в прошлом, но годы текли, началась и закончилась трилогия «Первый закон», а испытание миром все откладывалось.

А испытание дружбой? У Логена был только один настоящий друг, Dogman. Оба провели на войне большую часть своей жизни, оба были Названными. Подлинное стремление к миру смог сохранить только один из них.

Однако пришло время вернуться в Союз, судьба которого тесно связана с судьбой трех человек – Занда дан Глокты, Джезаля дан Луфара и Байяза, Первого из Магов.

На протяжении всей трилогии образ Глокты претерпевал эволюционное развитие. Трагедия полковника Глокты, выжившего в императорских тюрьмах, стала общим местом задолго до начала событий «Первого закона». Но драма инквизитора Глокты, человека, внушающего одновременно и симпатию, и страх, разворачивается уже на наших глазах. Человеку, который обладает острым умом, стремится к истине и готов любыми средствами добиться достижения цели, суждено либо быть найденным мертвым однажды утром возле доков, либо стать большим, чем слуга двух господ.

А что же Джезаль дан Луфар? Его жизнь – это драма человека-марионетки. Путешествие на край света заставило его проститься с беззаботной юностью, но задумывался ли он хоть раз, слушая старые сказки о Гароде Великом, о далекоидущих планах первого из магов? В одночасье Jezal the Magnificent распрощался со свободной жизнью, став для Союза всем и никем.

Судьбы героев, главных и второстепенных, изломаны судьбой мира. Люди всего лишь пешки в вечном противостоянии Байяза и Пророка Кхалюля. На стороне добра стоит Байяз – гордец, предатель и убийца. Призраки прошлого преследуют его, стремясь рассказать читателю горькую правду о Первом из Магов. Но каким бы негодяем он ни был, от него зависит судьба Союза. Историю же напишут победители.

Заключительный роман трилогии превзошел все мои ожидания. Мозаика людских судеб при взгляде со стороны складывается в четкую, непротиворечивую картину мира, где есть место всем оттенкам черного. За отдельными личностями проступают архетипы, за конкретными проблемами – вечное противостояние идей. В честном мире «Первого закона» нет места морали, и лишь одно правило действует непреложно: no one gets what he deserves.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая динамичная и увлекательная книга трилогии. Собрать всех героев, устроить им масштабное противостояние в декорациях одной многостраничной осады, пару раз огорошить читателя неожиданными поворотами сюжета и раскрытыми тайнами (Толомея!) — было очень интересно. Старая аннотация спойлерная, но при всем при этом раскрывающая лишь малую часть припасенных сюрпризов.

Больше всего магии, больше всего масштаба. В финале — окончательно оформившаяся деконструкция жанра классического фэнтези. Выскажу мысль, что как раз в этой книге автор впервые в полной мере раскрыл свой фирменный стиль.

Ну и итоги для героев — вполне в духе Аберкромби. Неопределенно, трудно, отчасти хорошо, отчасти не очень. Наглядная иллюстрация того, что мало кто «получает то, что заслуживает». Хотя нет, некоторые все же получают, просто это не совсем те герои, которых можно было бы ожидать. А зачастую история вообще движется циклично, и герои в некотором роде приходят к тому же, с чего начинали. В любом случае мне нравится, что у автора нет мрачности ради мрачности, и в его непростой картине мира хватает места для множества оттенков.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Последний довод королей» – заключительная часть трилогии Джо Аберкромби «Первый закон». На протяжении первых двух книг автор умело развешивал сюжетные «крючки», и вот настало время им сыграть свою роль. В этом плане меня автор полностью удовлетворил – обыграл сюжетные повороты на высочайшем уровне.

Персонажи прописаны всё также шикарно. Они объёмны, правдоподобны и противоречивы. Герои получают дальнейшее развитие и смогут нас удивить не раз. Компания Байяза ни с чем возвращается в Адую из своего путешествия на край света. Теперь первому из магов предстоит придумать новый план противостояния Кхалюлю. Название трилогии отсылает нас к запретам магии. Кхалюль со своими учениками нарушили второй закон, запрещающий поедать человеческую плоть. Это даровало им огромную силу, скорость и выносливость. За долгие годы Пророк создал мощную армию едоков, чтобы уничтожить злейшего врага. Байяз же в ответ решил нарушить первый закон и призвать в мир людей демонов, подобно Гластроду. Коллем Вест продолжает войну на севере против Бетода. Джезаль, завоевав славу в походе на запад, становится знаменитостью в столице. Попутно он пытается наладить отношения с Арди Вест, что удаётся ему далеко не всегда. Занд дан Глокта после возвращения из Дагоски всё больше и больше увязает в столичных интригах, пытаясь балансировать между двумя хозяевами. Логен отправляется на Север, решив окончательно разобраться со своим прошлым. Убежать от себя и кардинально измениться практически невозможно. Одним словом, пути большинства персонажей сходятся в Адуе.

А в Срединных Землях всё не так благополучно как хотелось бы. Повсюду вспыхивают крестьянские восстания, а армия повстанцев движется к столице. Война на Севере затянулась, а с юга грозят вторжением гурки. Аристократы борются за власть, абсолютно забыв про защиту страны. Безвольный король не может разобраться с этими проблемами, а Закрытый совет погряз в интригах.

Автор очень интересно обставляет многие литературные клише, не щадя своих героев. Например, Логен хотел уйти от своего прошлого и стать новым хорошим человеком. В итоге же он бросает вызов Бетоду. Интересно читать об отношении северян к Девятипалому: его ненавидят и боятся. Однако мы же видели, как он с ложки кормил раненого Луфара. Как такое разное поведение может быть объединено в одном человеке? Всё дело в том, что временами в схватке в Логена вселяется чуждый жестокий разум, который жаждет лишь убийства. В пылу сражения Девять Смертей не различает своих или чужих, и люди, зная о такой особенности, предпочитают находиться от него подальше. Вызов же ему также никто не бросает из страха – в бою Девять Смертей неодолим. Забавно было читать, как один из северян называет Логена худшим из людей, а самовлюбленный Луфар – наоборот, лучшим. Всё в этом мире относительно. И подобная неоднозначность прослеживается во всем. Луфар по время путешествия мечтал о тихой мирной жизни в Арди Вест, но прибыв в столицу оказывается вовлечён в круговорот дворцовых интриг. Он, как и Логен, хочет стать лучше, но судьба диктует свои правила.

Практически все сюжетные линии оказываются завершены. Единственное, что оставило у меня вопросы – это дальнейшая судьба Ферро. Получив в свои руки немалую силу, она отправилась мстить. Было бы интересно почитать, что из этого выйдет.

Итог: Часто слышал, что многие ругают финал. Я с ними в корне не согласен. Аберкромби удалось грамотно свести воедино все сюжетные линии, при этом не потеряв логику романа. Динамика и эпичность на высоком уровне. Автор умело описывает как одиночные сражения, так и масштабные битвы. На мой взгляд, «Первый закон» – один из лучших фэнтезийных циклов.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третий том оставляет лишь ощущение разочарования. Дочитывал через силу. Автор решил пойти по пути наименьшего сопротивления: персонажей бросает из крайности в крайность в угоду сценарию. Из-за этого многие герои романа вызывают ощущение, будто у них какая-то истерика, настолько непостоянны они в своих решениях. Большая часть книги посвящена описанию многочисленных сражений, в которых все друг друга убивают, и своих и чужих, без разбора. И тут, опять же, автор выбрал наиболее простой исход: почти все персонажи, с которыми мы познакомились на протяжении первых двух книг, либо погибают, либо судьба их остаётся за кадром (пропал без вести, тело не нашли). В отличии от второго романа, тут никакого сопереживания смерти не вызывают из-за слишком большого их количества и откровенно бессмысленной простоты, с которой автор их убивает. Жаль, что нельзя бросить цикл после первого или второго тома, ведь тогда сюжет оборвётся на середине. Хотя и ту концовку, что предложил нам автор, назвать удачной сложно. Трилогия почти не оставляет вопросов, но реализованы ответы на вопросы топорно: ответы на вопросы дают сами персонажи, не предлагая читателю ломать над ними голову. Скажем, возник вопрос: «что случилось с тем-то персонажем?», тут же возникает какой-нибудь злодей и говорит: «а, это я его убил, и тело бросил там-то».

Оценка: 4
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ой не даром «Первый закон» проходит в библиографии Джо Аберкромби как «роман-эпопея». По сути, все три немаленьких томика являются составляющими частями одного большого романа, и только прочитав все части можно в полной мере оценить авторский замысел. В первых книгах Джо мастерски водил читателей за нос, запускал обманные следы, дарил несбыточные надежды и при этом умело развешивал по стенам ружья, которым суждено было выстрелить в финальном акте. И только сейчас, в «Последнем доводе королей» автор раскрыл все карты, сбросил все маски и ответил на все вопросы.

И теперь можно со всей уверенностью сказать, что не зря именно Аберкромби называют «наследником Мартина». И речь сейчас идет не о схожих авторских стилях, описаниях, созданных мирах, нет, я сейчас говорю о поставленных целях, и методах, используемых для их достижения. Мартин в своем недавнем интервью упоминал, что стремился объединить фэнтези с реалиями нашего мира и как-то обыграть заезженные жанровые клише, Аберкромби в «Первом законе» делает то же самое. С первых страниц возникает впечатление, что главные герои трилогии сотканы из всех мыслимых штампов. Благородный молодой офицер, немного жестокий, надменный и горделивый, но с большим потенциалом; варвар-рубака с далекого севера, простой как валенок; мудрый маг, живущий в башне на берегу озера. Маг встречается с варваром, они вместе пускаются в путешествие, знакомятся с молодым офицером, которому будто бы суждено преодолеть все препятствия и вернуться домой морально переменившимся и с гордо поднятой головой... Как бы не так. Джо старательно копирует все основные жанровые клише, но результат зачастую получается совсем не тот, которого вправе ожидать знатоки жанра. У Аберкромби золушка не станет в одночасье мудрой королевой, убийца не сможет измениться к лучшему при помощи одного лишь своего желания, а мудрый старый маг вовсе не обязан быть добрым дядюшкой или крестной феей.

Образ Байяза вообще получился идеальным. Именно таким и должен быть могущественный волшебник, не одно столетие живущий на свете, преследующий свои цели и ведущий постоянную борьбу с идейными врагами. Более того, именно первый из магов в точности соответствует характеристике, составленной для этого типа персонажей у Мартина. Только если у Джорджа чародеи должны стремиться к власти, то у Аберкромби Байяз и так уже все контролирует, только не публично, а этаким серым кардиналом дергая за веревочки и нажимая на рычаги. И, поскольку магия постепенно утекает из мира, первый из магов учится полагаться и на другие, более современные, но не менее действенные механизмы.

Кроме того, Байяз уникален еще и тем, что он единственный персонаж трилогии, который остался в конце точно таким же, каким был в начале. Менялось отношение к нему других персонажей, сменялись маски, которые первый из магов надевал на публике, излагались новые точки зрения на казавшиеся давно известными события, но сам Байяз остался таким же, как и был. А вот все остальные персонажи на протяжении трилогии неоднократно изменялись, эволюционировали, развивались и пришли к финалу совсем другими людьми.

И именно развитие характеров персонажей можно назвать одним из главных преимуществ прозы Джо. Герои постоянно эволюционируют, меняются под влиянием совершенных поступков, эволюционируют под грузом появившихся обстоятельств. К сожалению, мало кто меняется в лучшую сторону, но ведь мы сейчас обсуждаем темное фэнтези, правда? Кроме того, персонажей Аберкромби регулярно называют мерзавцами, подлецами, негодяями и прочими нехорошими словами, но по сути очень мало кто из его героев однобок настолько, что бы к нему можно было прилепить тот или иной ярлык. У всех действующих лиц есть свои достоинства и недостатки, в шкафу припрятано по несколько скелетов, каждый хотел бы что-то исправить в своей жизни, положить хоть что-то на правую сторону весов, каждому есть о чем жалеть, но ни одного нельзя однозначно назвать героем или негодяем. И, на мой взгляд, это именно заслуга автора, ведь его персонажи получились многогранными, серыми, неоднозначными, другим словом, живыми.

Говоря о том, что единственный персонаж, не менявшийся на протяжении всего романа, это Байяз, я, возможно, слегка покривил душой. В конце романа мы понимаем, что Логен Девятипалый остался все таким же наводящим ужас одиночкой, не имеющим ни друзей, ни особых перспектив в жизни. Девять смертей остался все той же идеальной машиной для убийства, но нельзя сказать, что Логен не пытался измениться. Всеми силами он старался поменяться в лучшую сторону, стремился к лучшему, цеплялся за тех людей, которые могли помочь ему стать другим человеком, но, в конце концов не все в жизни зависит только от одного желания и не каждый получает то, к чему стремится. И ведь нельзя сказать, что автор не давал Логену шансов начать новую жизнь, напротив, практически каждому персонажу был предоставлен шанс что-то изменить, начать все сначала, сделать по-другому. Кто-то этим шансом воспользовался, кто-то его не увидел, кому-то удалось, кому-то нет. Впрочем, история Логена — это вообще отдельная тема. Если с большинством персонажей мы знакомимся, когда они впервые принимают участие в развитии событий, и прощаемся, когда их участие подходит к концу, то история Логена, совершив полный оборот, подходит к тому же, с чего все и начиналось. Даже название финальной главы как в зеркале отражает название первой главы первой книги, ну а последние абзацы...

Если смотреть на структуру построения трилогии, то практически все шансы выпали героям на второй том. В первой книге мы знакомились с героями в привычной им среде обитания или встречали их, когда они, грубо из нее вырванные, стояли на распутье, не имея за душой ничего, кроме старого походного котелка. Во второй части персонажи получают шанс что-то изменить, начать жизнь заново в краю, где никто не вздрагивает от ужаса, услышав твое имя, стать героем без страха и упрека, каким рисует молва или же представить, как могла бы развиться военная карьера одного бравого полковника, не случись с ним одного несчастья. В третьей же, грубо говоря, Джо занимается раздачей призов, и никто не получает того, что заслуживал.

Однако сказать, что финал получился незакономерным или нелогичным, у меня язык не повернется. На протяжении всех трех томов Джо старательно закладывал основы того, что должно было получиться в финале. Некоторые сюжетные ходы, естественно, просчитывались заранее, но никогда нельзя было угадать последствие тех или иных эпизодов — уж слишком старательно Джо маскировал истинную природу вещей. И когда автор в начале третьего тома привел в движение весь механизм, который он так тщательно выстраивал на протяжении всей трилогии, читателям оставалось только вздохнуть и броситься следом за лавиной, поглотившей героев и стремительно несущийся к финишу.

Концовка получилась просто ударной, и хотя после финального противостояния до конца книги остается еще порядка полусотни страниц, темпы повествования замедляются, а уцелевшие персонажи погружаются в беседы о том, как же все так получилось, кто в этом виноват и как всем дальше жить, читается вся книга все равно на одном дыхании.

Резюме: Блистательное завершение отличного цикла. Джо Аберкромби сполна показал, за что же его так хвалят и почему поют такие дифирамбы. К сожалению, трилогия придется по вкусу далеко не всем. Кого-то могут отпугнуть изменения, произошедшие с любимыми персонажами, кому-то рассказываемая история покажется слишком мрачной, а кто-то упрекнет автора в излишней скудости и простоте созданного им мира, но всем остальным романы Джо обязательно придутся по нраву. Ведь изначально поставленной перед собой цели он достиг, ну а выбранные им методы полностью оправдываются жанром, в котором он творит. Всем поклонникам темного фэнтези читать обязательно!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эпичный конец трилогии. Автор поставил целью закончить все сюжетные линии, поставить все точки на «и». Ему это удалось, хотя и не без довольно странных ходов.

Львиную долю романа занимает описание решающих битв, как на Севере, так и на Юге, много внимания уделяется кровавым поединкам, но вопросам стратегии не уделятся никакого внимания. Любимая тактика антагонистов — эпично явится в полном составе свести счеты против конкретных героев, строем, со знаменами, в полном составе, и массово умирать в ловушке. Великий полководец, который всегда появляется там, где его не ждешь, колдуны-фанатики и их армия, бьющая одним точным ударом в сердце страны, все они бессильны перед заклинанием «ситуативная глупость» автора романа.

Смакуются ужасы войны, естественно, раз уж это Dark Fantasy, то читателя ждет литры крови, отрубленные конечности, блевотина, дерьмо и острые предметы к черепной коробке. Только чем больше крови и трупов второстепенных персонажей, тем более странно видеть почти абсолютную неуязвимость главных героев. Из-за этого даже мечтаешь о быстрой, но глупой смерти главного героя, ну или об увечьях («Ну посмотри как все вокруг кроваво, брутально и типа-реалистично, Логен, например, только немного ранен?»). Но сюжетная броня крепка у главных героев как никогда.

Герои харизматичны, следить за ними интересно, но характер их, увы скачет:

Байяз

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый из магов с первой книги трилогии показан как сдержанный и прагматичный старец с посредственно скрываемой злобой, высокомерием и презрением ко всему живому. Но стоит ему завладеть желанным оружием массового поражения, как он тут же становится похож на психически больного школьника с гранатой. Срыв масок? Да, возможно тут имелся в виду срыв масок, но проблема в том, что это очень древний маг, для которого все уже давно «суета сует», но он все равно не может удержаться и ведет себя как картонный злодей с пафосными речами в духе «Ну теперь-то я все могу, а-ха-ха-ха».

Логен

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По количеству нытья и рефлексии Девятипалый затмевает всех, но...наступает на те же грабли и остается машиной смерти. Почему? Да просто. Никаких доводов, метаний, оправданий, просто забыл выученные уроки и стал превращаться во второго Бетода. Да и стал бы таким же, если бы не маленький дворцовый переворот.

Ферро

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С ее «переоценкой ценностей» ситуация полностью противоположна Логену — никаких метаний, рассуждений, эволюции, просто из жестокой мстительницы она превращается в шокированную девушку, взирающую на ужасы атомной войны. Почему ее вообще волнуют разрушения столицы «розовых» — решительно неясно. Более того, персонаж явно выведен на второй план.

Глокта

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Холодный, бесчувственный инквизитор, из которого все хорошее уже выжгли в темнице, превращается в законченного садиста. Почему? А просто так, без предпосылок. Резкий переход от «зачем я это делаю» к «ой, я делаю это ради удовольствия».

Джезаль

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И только Джезаль остался тем, кем был в самом начале — испорченным великовозрастным ребенком, полный набор: тут тебе и героическая бравада в стиле Ладислава, и нытье, и «шлепки по попе» от большого дяди за шалости.
.

Но все это мелочи по сравнению с концовкой. Именно такой должна быть концовка, только к ней подходит скорее не «никто не получает того, что заслуживает», а «бойся своих желаний». Разве Джезаль не хотел повышения и роскошной жизни? Разве Логен не хотел свести счеты со старыми врагами на Севере? Разве Вест не хотел победы и стать героем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(пусть и посмертно)
? Разве Арди не хотела выбраться из безвыходного социального положения? Все они получили то, чего хотели. Вопрос лишь в деталях, правда? А детали просто поражают. Хорошо не будет никому (с
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обственно говоря, даже Байяз, после стольких лет интриг, поисков и ожидания мести получил не только совершенное оружие, но и неуправляемую демонессу, наделенную теперь невероятной силой
).

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я не откладывал не тянул но все таки цикл прочтен.А очень жаль.Будут конечно еще и другие книги автора но это определено ТОП.Конечно через годик может перечитаю,определено цикл вышел очень удачным.Непокидало ощущение что смотришь дорогой блокбастер (как так автор умудрился написать ,но ощущение что именно смотришь а не читаешь!)

Третья книга завершает и рассказывает «откуда ноги росли» и «где раки зимуют»)))Не буду писать дифирамбы!Но здесь действительно все очень сочно и вкусно,концовка заставляет задуматься над своими поступками в жизни,пересмотреть что то к лучшему.Персонажи действительно выглядят живыми!Сюжет чем закончится можно понять после первых 2х книг (романов) но надо читать вдумчиво.Единственое где я не угадал так это с Девятипалым,ЭЭЭХ!(Хотя там можно было и понять)

Рекомендую всем поклонникам «черного фэнтези».Для меня неизменные 10 балов.«Спасибо Джо это было круто!»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь — это вереница дел, которые мы предпочли бы не делать».

Вот и пришла пора прощаться с героями, не верится, что наше общее путешествие и злоключения подходят к концу?хотя покой им только снится.

Многие ругают финал, а я скажу персонажам — бойтесь своих желаний, они имеют свойство исполняться, но совсем не так, как вы того хотели!

Джезаль хотел славы, признания, любви народа, и в конечном итоге это получил, но…

Тереза ненавидела Ладислава и желала, чтобы он исчез из её жизни, ну что же, это желание осуществилось.

И так можно продолжать, и именам не будет конца…. (ладно, будет, но это уже не так пафосно звучит)

Если абстрагироваться от всего и трезво подумать, то получилась очень жизненная развязка, да, есть те, кто пострадал и кого искренне жаль, но хорошие люди страдают, мучаются и умирают, а негодяи и мерзавцы живут как ни в чём не бывало. Этот лысый вершитель судеб Байяз, для которого люди всего лишь очередные фигуры на доске, только усердно выполняющего его повеление ставленники, как и сотни лет назад, добился своего опять.

В абсолютном выигрыше оказался, пожалуй, только инквизитор. Мой любимчик Глокта, как-то странно даже признавать, что симпатией я прониклась к персонажу, мучившему и отправляющему на казнь невиновных, хоть и жестоко пострадавшему в прошлом и страдающему сейчас.

У Аберкромби вообще нет положительных персонажей, у всех так или иначе проявляется порочная натура, собственно, как и в жизни. Много ли вы знаете абсолютно правильных людей? Я вот ни одного??‍♀️

Иногда сюжет был слишком предсказуем, но позже удивлял очередным поворотом, хотя первого всё-таки больше.

Ни разу я не пожалела о решении прочесть эту трилогию и буду читать Земной круг дальше, говорят, некоторые хорошие знакомые появятся ненадолго в других историях, жду этого с нетерпением?

Сравнивать с Мартином не берусь, не читала, просто скажу, что Джо умеет оживлять своих героев и хорошенько увлечь даже искушённого читателя, окатить отрезвительной волной из крови, битв, насилия и низменных страстей, а что ещё от dark fantasy вам нужно?!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Последний довод королей» — завершающая книга эпичной трилогии «Первый Закон». Джо Аберкромби обещал выложился здесь на максимум, а многие фанаты в ответ справедливо ожидали полноценной развязки и громогласного завершения истории полюбившихся персонажей. Жаль только, что этого максимума отдельным людям не хватило, а некоторые так и вовсе встретили финал трилогии достаточно прохладно. Я, собственно, как раз из последних.

Сюжет во избежании спойлеров мы постараемся особо не задевать. Скажу лишь, что он стартует сразу после финала предыдущей книги и в необходимой для понимания мере раскрывается в издательской аннотации:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Король умер, да здравствует король! Выборы – вот новая забота инквизитора Глокты, а вернее, «добыча» голосов за «правильного» кандидата. Вот только Глокту намного больше интересует расследование закулисных интриг, и он не может вовремя остановиться… На Севере дело идет к решающей схватке между армией Союза и отрядами самозваного короля Бетода. И именно теперь возвращается легендарный Логен Девятипалый, Девять Смертей, — человек, которого все считают мертвым. Бывший соратник Бетода жаждет с ним расквитаться… Грядет последняя, решающая схватка, которая снимет покровы с древних тайн и обнажит правду! Судьба Союза решится раз и навсегда…»

Далее строго по пунктам, на которых нужно остановится поподробнее:

1. Даже первая книга в свое время не была особо прорывной в плане идей и новизны сюжетных ходов. То тут, то там встречались набившие оскомину клише и такие махровые фэнтезийные стереотипы, что от них начинало сводить скулы даже у бородатых толкинистов. Третья же книга не изменяет многовековым традициям и также вовсю юзает всевозможные сюжетные ходы из произведений старших коллег по жанру. Другое дело, что ходы эти хоть и использовались не один десяток раз, но тем не менее по-прежнему интересны, многогранны и не потеряли актуальности даже сейчас. Так что здесь «плюс на минус».

2. В «Последнем доводе королей» у Логена какие-то до ужаса неровные скачки в настроении. Вот он сначала добрый и открытый рубаха-парень, а чуть погодя уже злющий берсерк, который рвет своих и чужих без особого повода. В остальном же Логен — такой же лапочка, как и всегда. Любимый персонаж трилогии.

3. Глокта же со своей желчью еще начал надоедать мне в конце первой книги, но к третьему тому его однотипные комментарии, когда он все вокруг себя сравнивает с дерьмом, блевотиной и гноем, реально задрали. Я, конечно, понимаю, что спрос рождает предложение. Но неужели есть те, кому это нравится?

4. Очень. Много. Бессмысленной. Резни. Я, как и многие здесь, люблю зрелищные битвы в средневековом антураже, но ведь не когда они занимают 90% экранного времени. Меру тоже знать нужно!

5. К одному из знаковых противостояний есть пара вопросов. Крутой военачальник Бетод занял местный аналог Хельмовой Пади и вроде бы выбить его оттуда невозможно, но нашим все равно поручают этот замок освободить. В итоге войска союза занимают соседнее укрепление, а Бетод по мановению волшебной палочки автора решает сняться с укрепленной позиции и всем своим стадом ринуться в атаку на ворота мясобойни. И, возможно, я здесь что-то упустил, но по моему такая тактика от бывалого вояки крайне сомнительна.

6. Как и сказал Вадим Панов в своем отзыве, все финальные глупости великого и ужасного Кхалюлья объясняются банальным требованием сюжета и ничем более. Т.е. пока автору было выгодно — пророк был умным и чертовски сообразительным, но как только дело подошло к полноценному финалу, то умник начал резко тупить и совершать детские ошибки. Из-за этого впечатления от неплохого финала оказались не то чтобы полностью слиты, но уж точно заметно подпорчены.

В итоге: «Последний довод королей» ровно такая же средненькая книга в жанре фэнтези, как и две предыдущие. Не плохая и не хорошая. Со своими оригинальными плюсами и не слишком оригинальными минусами.

Рекомендации: Если наслушаться рекламщиков и начать полноценно сравнивать Аберкромби с Мартином, то работы первого, естественно, не выдержат никакой критики. Но если подойти к этому делу здраво и не предъявлять книге завышенных требований, то она вполне может вам понравится. А для поклонников творчества Аберкромби, «Последний довод королей» — это и вовсе долгожданный финал эпической трилогии и однозначный Must Have, который ни в коем случае нельзя пропустить.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Путник, заблудившийся в пустыне, берет воду у того кто ее предложит»

Заключительная книга трилогии «Первый закон» написанная Джо Аберкромби, которая дает ответы, на многие вопросы, заложенные в первых двух книгах.

Король умер, необходимо срочно избрать нового правителя, и Занд дан Глокта участвует в предвыборной компании, добывая голоса, необходимые архилектору Сульту. Логен Дявитипалый возвращается на Север, чтобы отомстить Бетоду. Байяз, первый из магов, ищет способ поквитаться с Кхалюлем, нарушившего Второй закон.

Третья книга получилась захватывающей, насыщенной событиями и неожиданными поворотами. Именно такой и должна быть заключительная книга трилогии. Даны ответы на все вопросы, все сюжетные линии закончены, а все герои получили по заслугам (в той или иной мере).

Герои (как главные, так и второстепенные) на протяжении первых двух книг получают развитие и это хорошо заметно в третьей книге. У каждого героя свои страхи и взгляды на жизнь, и автору достаточно правдоподобно удалось их показать. В третьей книге очень много внимания уделено Логену Девятипалому (что лично для меня минус, так как мне этот персонаж не интересен). Северянин возвращается на Север. И мы видим, какое к нему отношение тамошнего народа. У него нет друзей, одни враги. Его все боятся. Хочешь сказать про Логена Девятипалого, скажи, что живется ему нелегко. Остальным персонажам так же уделено внимание (кому-то больше кому-то меньше) и все они получат свои законченные сюжетные линии, а с некоторыми мы даже увидимся на страницах следующих книг автора.

Мир с каждой книгой раскрывается все лучше. Север, Гуркхул, Союз. Везде свои особенности, свой климат и свои люди их населяющие. Объединяет их одно — оказаться там я бы не желал. Суровый Север, жаркий Гуркхул и лицемерный Союз.

Заключительную книгу (как и всю трилогию) читать обязательно. Одно из лучших фэнтези последних лет. Такое пропустить попросту нельзя.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую, друзья!

Как и было обещано, прочел я залпом трилогию Джо Аберкромби «Первый закон». И не побоюсь сказать, что этот цикл однозначно войдет в топ прочитанного за год, да что там это лучшее, что я читал в своей жизни! И речь сегодня пойдёт о заключительной книге трилогии — «Последний довод королей».

«А ведь в жизни часто так случается: ждешь чего-то, а в результате все оборачивается жестоким разочарованием.»

Сказать, что сюжет захватывающий и динамичный — это значит не сказать ничего. Он несется на всех порах к своей кульминации, происходит столько всего, что книга не дает тебе заскучать. Нехватка боевых сцен и баталий, а как по мне в предыдущих томах их было маловато, сполна компенсируется. Как я уже не раз отмечал: сражения поражают своей зрелищностью и эпичностью. Да и боевка выше всяких похвал! История же приподносит немало сюрпризов в виде неожиданных поворотов, ведь лично у меня не получалось предугадать заранее ход событий. Когда роман подходит к завершению, витает в голове вопрос: А сможет ли автор достойно завершить трилогию не слив при этом сюжетные линии? Тут я не смогу дать однозначный ответ. Вроде и истории завершены более чем достойно, но вот после прочтения остается осадок. Он в том, что линию с Логеном завершили как-то скомкано, толком непонятно почему все это произошло.

«И то правда...если самому ничего не менять, то жизнь, понятное дело, никогда не изменится.»

О героях же много говорить не приходится. По прошествии некоторых событий полюбившиеся персонажи становятся теми, кем ты вообще не предполагал их увидеть. Такого поворота в судьбах я, мягко говоря, не ждал! По ходу трилогии прослеживается изменение героев в плане характеров. Это несказанно радует, ведь порой в книгах персонажи даже после всего произошедшего с ними остаются такими же какими и были в начале. Что называется, ничему их жизнь не учит. Если хочешь сказать про героев «Первого закона» — скажи, что будешь по ним скучать.

«Смелость приходит неожиданно, никогда не знаешь, когда обретешь ее, и вчерашний трус может стать героем, когда настанет время.»

Подводя итог этому сумбурному потоку эмоций скажу, что «Последний довод королей» — достойное завершение трилогии, поражающее эпичностью происходящего и зрелищными сражениями.

В тексте рецензии использованы цитаты из книги Джо Аберкромби «Последний довод королей».

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здравствуй, Джо!

Прости, что давно не писал, времени не было: все завертелось, закружилось… Событий произошло немерено, обо всех просто не расскажешь, а в большую часть ты, боюсь, просто не поверишь. Помнишь, я рассказывал про того напыщенного капитана? Так вот, он теперь король Союза. Я серьезно! Человек, который не может толком позаботиться о себе, теперь должен заботиться о целом государстве. Немыслимо. Хотя надо отдать ему должное: парень очень старается и уже не настолько пустоголов и напыщен, как это было вначале. Наш знакомый инквизитор тоже приятно изменился: сначала он постоянно кого-то пытал, затем внезапно начал спасать всяких малознакомых барышень, а нынче его времяпровождение состоит из пыток и угроз, которые применяет он, и пыток и угроз, которые применяют к нему. Но это ведь не главное, главное, что человек он хороший, правда?

В гости к северянину заходить не советую. Ты, наверное, не знал (иначе предупредил бы меня), что у этого варвара проблемы с режимом берсерка: в любой момент его может переклинить и мир станет для него биполярным (он – тот, кто должен выжить, все окружающие – те, кто должен умереть). Он даже союзников может порешить, так что в поход с ним идти не рекомендовал бы.

Что касается всего остального, то писать придётся слишком много, а у меня нет времени. Если в двух словах: вокруг пожар войны, все друг друга убивают, из темных щелей лезут какие-то демоны, маги, едоки… Политические интриги цветут и пахнут как ночной горшок. Погода улучшилась, или я к ней привык, но всякие дожди уже настолько незначительны на фоне всего остального, что на это вообще не обращаешь внимание. В общем, жизнь бьет ключом.

И я бы хотел сказать тебе спасибо. Спасибо за то, что показал мне это место, я его никогда не забуду. Что ж, Последний Довод Королей был услышан и мне пора бы возвращаться домой, но… Осталось еще блюдо, которое, я хочу тут попробовать, и которое, как известно, Лучше Подавать Холодным. Надеюсь, скоро вернусь,

Твой добрый друг, Deliann.

Оценка: 8
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, товарищи, не знаю даже, что сказать.

В целом даже слепому видно было, что с каждым томом Аберкромби отжигает всё более яростно, но от завершающей части трилогии я всё же ожидал мощного дарк боевика — а вместо него получил мизантропическое повествование, которое больше «про людей», чем «про битвы». Т.е. конечно, согласно законам жанра все армии, выписанные в предыдущих томах, сошлись в могучей схватке, и батальные сцены все безусловно хороши, и магия имеется, и орды монстров, и всё как положено, но книга всё же оказалась совершенно не про это.

Она про то, что жизнь — это бессвязный набор хаотических событий, и надо быть совсем полным дурачком, чтобы ожидать от нее какой-то «справедливости». Она про то, что любой человек, за редчайшими исключениями — это в сущности бычий пузырь, плотно набитый дерьмом, и стоит обстоятельствам легонько придавить, как начинка начинает щедро лезть наружу. Она про то, что люди могут меняться только в худшую сторону, а если нам кажется, что жизненный опыт сделал нас лучше, то это чистой воды самообман, который рассеется, как только обстоятельства придавят. Она про то, что история движется по кругу, год за годом, поколение за поколением, и дети повторяют те ошибки, которым их научили отцы (которых в своё время точно тому же учили деды), и вырваться из этого порочного круга невозможно.

Причём это всё не разу ни чернуха, несмотря на моргановский уровень брутальности — это честный психологический реализм. Ощущения «ну зачем он так сгущает» просто не возникает. На форумах многие жалуются «а где же хеппи-энд, почему всё так плохо кончилось», но мне эти претензии непонятны — в тех кругах, где вращаются герои Аберкромби (войны, политика, интриги, шпионаж) счастливых концов практически не бывает.

Что довольно неожиданно для объёмистых трилогий начинающих авторов, все сюжетные линии очень логично сведены вместе и завершены, все припасённые ружья (а их было немало) выстрелили, висящих в воздухе концов практически не осталось. Все получили по заслугам, никого не жалко. Впрочем, вернее сказать, всех немного жалко, хоть герои книги — моральный урод на уроде и уродом погоняет, но всё равно они все люди и в них во всех много человеческого, а некоторые под конец поднимаются вовсе до уровня высокой трагедии.

В общем, крайне прочищающая мозги книга. Оставляет ощущение гвоздя, назидательно вбитого в голову. За творчеством автора надо решительно следить.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Писал это после прочтения второй части и повторю опять — какое счастье, что я не забросил трилогию на первой книге! А мысли такие были.

По ходу прочтения первой книги никак не мог заставить себя воспринимать происходящее всерьёз — события хаотичны, герои мультяшны.

Однако во второй части мотивы героев стали проясняться, характеры раскрываться. Стало безумно интересно.

Тут нет однозначно положительных и отрицательных персонажей — выбирай себе любого по душе и «болей» за него. Это очень здорово.

Многие отмечают то, с какой красочностью описаны сражения и поединки. Соглашусь на все сто. Зачастую в книжках такие места читаю по диагонали, но тут очень смачно всё описано, кинематографично.

Из недостатков я бы отметил — магическую линию. Возня с семенем не очень понятна — что они в итоге с ним сделали? Как оно работает? Что стало с Ферро? Может невнимательно читал.

А так это одна из лучших книг, прочитанных мной за последнее время, при том, что я вообще-то не большой любитель фентези.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх