FantLab ru

Эдгар Аллан По «Морелла»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Голосов:
667
Моя оценка:
-

подробнее

Морелла

Morella

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 91
Аннотация:

Семейное счастье постепенно перерастает в злое заклятие и заканчивается смертью Мореллы. Последнее, что она подарила мужу — это дочь. Казалось бы, жизнь вновь обретает смысл, но нет...

Во время крещения какой-то злой дух подтолкнул отца дать дочери имя Морелла и в его жизни опять погасли звезды судьбы.

Входит в:

— условный цикл «Tales of the Folio Club»


Экранизации:

«Возвращение Сатаны» / «The Haunting of Morella» 1990, США, реж: Джим Уайнорски



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание рассказов
1970 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Ловец человеков
1993 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Эдгар По. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Убийство на улице Морг
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
Золотой жук
2001 г.
Золотой жук
2002 г.
Мистификация
2003 г.
Мистификация
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Золотой жук
2004 г.
Золотой жук
2004 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Мистификация
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах. Том 1
2004 г.
Маска Красной смерти (подарочное издание)
2005 г.
Маска Красной Смерти (подарочное издание)
2005 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Безумие и его бог
2007 г.
Золотой жук
2007 г.
Разговор с мумией. Рассказы
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Убийства на улице Морг
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Эдгар Аллан По. Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Мистификация
2010 г.
О любви
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Таинственные рассказы
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Мистификация
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Убийство на улице Морг
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Золотой жук
2013 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Страшные рассказы
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2016 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Бочонок Амонтильядо
2017 г.
Золотой жук
2017 г.
Колодец и маятник
2017 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Портрет Дориана Грея. Падение дома Ашеров
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.

Аудиокниги:

Маска красной смерти
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Grotesque and Arabesque
1960 г.
(английский)
Золотий жук
2001 г.
(украинский)
Tales of the Macabre
2012 г.
(английский)
Золотий жук
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2012 г.

Своеобразная «некрофилия» По объясняется комплексом вины из-за того, что он не сдержал клятву, данную в молодости возлюбленной. Девушка умерла, а он женился на другой, хотя обещал покойной ни с кем, кроме неё, не вступать в брак. Ожидание кары и спровоцировало появление этих мрачных рассказов — «Морелла», Лигейя» и других, порожденных опиумом и астенией автора. Для меня интереснее Петрушевская, в рассказах которой душа скитается во вневременном и внепространственном ином мире; По недалеко ушел от египтянина, опасавшегося души Ка, продолжающей жить в Египте около захоронения своего покинутого тела. Чтобы удержать душу Ка в городе мёртвых на этом берегу Нила, египтяне придавали покойнику портретное сходство с некогда живым человеком, надевали маску, по которой Ка узнает свой труп, писали фаюмские портреты: Ка увидит знакомое лицо и поселится здесь вместо того, чтобы шататься по другому берегу Нила и травмировать живых. Не удивительно, что душа покойницы вселяется именно в тело похожей на нее дочери в рассказе «Морелла». По был по гороскопу Козерогом, а для этих людей важны похоронные ритуалы, памятники, всё, что связано с телом ушедшего, душа воспринимается как остающаяся здесь, ее присутствие ощущается в доме, связи между живущим и опочившим не рвутся. Орфика — направление в философской мысли, посвященное теме реинкарнации. Орфиками были многие авторы двадцатого века, например, Рильке. У По эта тема раскрыта мрачно и устрашающе. Но в рассказе «Элеонора» он осмеливается признаться, что уповает на прощение, которое может подарить ему умершая возлюбленная. Если она на небесах, если она ангел, она пощадит его ради его любящего сердца, подаренного молодой жене. По художественным достоинствам фильм Кокто «Орфей» с Жаном Маре в главной роли нравится мне больше, чем рассказы По. В Орфея влюбляется, правда, не душа умершей, а сам ангел смерти. И эта любовь жертвенна. Видимо, любовь самого Кокто к Маре заставила писателя создать этот сценарий о трагическом чувстве и невозможности счастья и гармонии. У По тема любви отступает, меркнет перед темой мистического страха перед смертью близких. Не боль утраты, а в первую очередь страх за себя. Поэтому его рассказы мельче фильма Кокто.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2013 г.

Основная тема рассказа — разрушение семейных отношений, смерть и безумие. С первых строк рассказа веет мистицизмом.

Страстная любовь к жене превращается во всепоглощающее ожидание её смерти, возникающее при первых признаках увядания любимой. «Слабость или безумие героя — его рок».

Герой не чувствует счастья, пока не теряет его. А затем, из чувства вины ли или как влияние потустороннего мира, приходит обожание безымянного ребенка, смешанное с мистическим ужасом. Решение дать дочери имя, когда той уже десять лет, связано исключительно с желанием удалить из нее зло. Да и назвав ребенка именем жены, не хотел ли герой, подспудно, ей смерти?

Ужасная атмосфера затворничества, отчуждение личности от окружающего мира, мрачное бессмертие, перевоплощение, одиночество. В этом весь Эдгар По.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2009 г.

Рассказ обнаруживает известное сходство с «Лигейей», но при этом лично мне он кажется гораздо более цельным и гармоничным. Всё здесь «к месту», ничего лишнего. Напряжение нарастает вплоть до самого финала — где и завершается чётким, точным, филигранно прописанным «пуантом».

Кроме того, в рассказе есть идея, не лежащая на поверхности — до неё ещё надо «дорыться».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея эта — в том, что человеческая личность не является чем-то уникальным и неповторимым.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2016 г.

«Не было дня, когда бы ты любил меня; но ту, которая внушала тебе отвращение при жизни, в смерти ты станешь боготворить.»

Их связал неумолимый рок. Главный герой не любил свою жену, но впервые повстречав Мореллу, уже знал, что судьба связала их жизни. Симпатия скоро переросла в отвращение и презрение, заставив желать смерти ненавистной жене. Любой, кто живет в такой атмосфере, быстро чахнет. Морелла умирает при родах, произнеся свои пророческие слова. Ее дух вселяется в тело новорожденной дочери, которая становится похожа на мать как две капли воды. Отец души не чает в дочери, но боиться дать ей имя. Ведь в его мыслях все время звучит: «Морелла». Обиженные духи умеют мстить и месть Мореллы своему мужу будет жестокой...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2009 г.

Рассказ «Береника» порадовал больше... здесь как-то все вымученно... пол рассказа с упоением неторопливо ведется мысль каких философов они изучали, а потом — все полетело очень быстро и как-то страха не вызывало... екдинственное что было любопытно — методы воспитания отцом дочери... 10 лет без имени... очередная семья психов глазами Э. По...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2012 г.

После прочтения рассказа осталось двойственное ощущение. С одной стороны история преподнесена как-то вяло и отстранёно. С другой — красивое описание чувств, которые испытывал рассказчик по отношению к Морелле.

Тяжело выбрать между тягучим киселем повествования и богато-раскрашенным языком описания.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2011 г.

Рассказ «Лигейя» появится только через три года, а пока это — просто его черновой набросок. Но уже вырисовывается образ роковой красавицы, возрождающейся в другой женщина (здесь-дочери), меланхоличного философа-шизофреника, зарывающегося в книги. Но сам рассказ, хоть и недурной по стилю, тороплив, и в нём нет такого трагического надрыва, как в «Лигейе» и «Беренике».

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2008 г.

Очень мрачно и гнетуще. Десять лет ребенок жил без имени, едва ли не в изоляции... Спасибо папе, конечно. Устроил жизнь девочке. И смерть, собственно, тоже.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2008 г.

Какое мрачное, страшное и мистическое произведение!:eek:Cначала я очень испугался.:shock:Поздравляю автора за его способность.:appl:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2006 г.

Морелла, Береника, Лигейя и другие — целый сонм особей женского пола со сложной судьбой в новеллах Э.По. Надо же, ни одного выстрадавшегося Иван Иваныча :wink:

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2008 г.

Мистика, во всей своей трагичности и жестокой непредсказуемости. Атмосфера соответствующая — мрачная и безысходная, бесцветная и угнетающая... Кто сможет выдержать эту жуткую атмосферу постоянной таинственности? И герой тоже не смог.... Но Рок на то и Рок, чтобы не дать Вам свернуть с предначертанного.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2008 г.

Очень мрачно, тоскливо и безысходно. У По действительно талант создавать мрачную и гнетущую атмосферу. А концовка рассказа меня просто потрясла. Такой задумки я больше нигде не встречал.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2007 г.

Жуткий рассказ. Не хотелось бы видеть такой способ «бессмертия», когда дух переходит из одной оболочки в другую таким способом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2006 г.

И страшно, и грустно, и тяжко... Вновь автор погружает читателя в драматическую атмосферу своего мира. И вновь мы видем что-то мрачное и необъяснимое.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2008 г.

Мрачно, тоскливо и обреченно. У автора талант описывать всё темное, мистическое и зыбкое.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх