Марк Твен «Простаки за границей, или Путь новых паломников»
Шумный успех задорной книги «Простаки за границей», в основу которой легли впечатления Марка Твена от путешествия в Европу и Палестину, открыл журналисту путь в большую литературу. Парень с берегов Миссисипи, убежденный в том, что Старый Свет — это вчерашний день человечества, а будущее принадлежит Америке, забавно описывает достопримечательности, нравы и обычаи тех стран, где он побывал.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
|
||||
|
Входит в:
— антологию «A Century of Sea Stories», 1934 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1890-е (2), 1900-е (1), 1910-е (1), 1930-е (1), 1950-е (1), 1980-е (1), 1990-е (2), 2000-е (3), 2010-е (2), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (14), английский (1)
- /перевод:
- А. Богаевская (2), И. Гурова (5), Р. Облонская (6), М. Энгельгардт (3)
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (15 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 7 октября 2025 г.
Эта книга не столько о путешествиях Марка Твена по миру, сколько о его разочаровании. Разочаровании во всём: в людях, в местах, в истории. Скажем, до поездки Твену чудилось, что «благословенные берега моря Галилейского» прекрасны и велики, а на деле это море оказалось лишь озером, а то и вовсе «мутной лужей»:
Или Твен думал, что арабы — это гордые принцы и богачи из сказок «Тысячи и одной ночи», и лошади их величавы и царственны, но по факту арабы оказывались жалкими и нищими понторезами, которые бьют хромых кляч и вооружены допотопными пистолетами:
Или казалось Твену, что библейские цари — это некто вроде царей Европы, а их битвы — столкновения полчищ и армад за цели благие. А в сути царями оказались грязные бедуины, пасущие пару сотен овец, а их битвы представлялись уже как потасовка нищуков за кувшин воды и две груши:
Согласно автору, всё это — «сладкий вздор о Палестине», которым разномастные мамкины романтики «пичкают читателей веками». И этот вздор автор убедительно деконструирует, попутно высмеивая и пресловутых романтиков (регулярно упоминая некоего «мистера Граймса», который «так драматичен. И так романтичен. И, видно, мало заботится о том, правду ли он говорит, — его дело попугать читателя, пробудить в нём зависть или восхищение»).
Думаю, приведённые примеры понятны. И таким духом наполнена значительная часть «Простаков за границей», и знаете что? Это здорово.
Американский писатель не побоялся быть откровенным, и честно описать то, что видел и переживал лично. В нём видно уважение ко многим вещам, о которых он говорит, и зачастую он презирает именно людей, исказивших эти вещи, окутавших их пышными словами, ложью, бездумьем и своим тщеславием. Американцу удалось именно что подметить и раскрыть лицемерие и двойственность большинства людей, ведомых и глупых, не желающих говорить то, что думают (или вовсе не умеющих думать самостоятельно).
И потому «Простаки» — книга отличная, злая и едкая.
Мне понравились атмосферные главы про Францию, Помпеи, Россию, Египет и мудрого Сфинкса (очень круто и художественно), и также про Святую Землю Палестины. Но последняя занимает слишком много места на страницах, и читать это не всегда интересно, — кроме шатаний Твена по Иерусалиму, который «мрачен, угрюм и безжизненен». Однако в таланте автору всё равно не откажешь, пусть временами текст и скучноват. И как здорово, что М.Т. сумел поехать в такое путешествие, и увидеть, и описать значимые места нашей истории, а также быт, нравы и облик различных людей.
Словом, Твен создал занятный сборник путевых заметок (за что некоторые зовут его первым блогером; но это сова на глобусе, так как заметки писали и ранее). И сей сборник полезен даже сейчас, в век интернета, потому как он полон юмора, искренности и сарказма, а не очередных проплаченных кем-то восторгов.
Хотя, конечно, человек верующий (рьяный христианин или мусульманин) может сильно оскорбиться от высказываний Твена и общего тона его книги. По нынешним меркам твеновский текст неполиткорректен, и сейчас бы автор легко мог стать персоной для декапитации. Честно говоря, пусть оскорбляется кто хочет, но меня текст «Простаков за границей» совершенно не задел. Ведь автор увидел то, что смог и захотел (как и все мы), и описал всё так, как считал нужным (как и все мы). Отменять его бесполезно (но кто-то пытается), а обижаться на него — глупо.
Да, Марк Твен пристрастен в своих оценках и суждениях, — а какой настоящий блогер беспристрастен? Напоследок процитирую «Простаков» ещё раз:
1001, 26 августа 2025 г.
Одна из лучших книг Твена вообще (и уж точно много лучше знаменитого Тома Сойера).
Редкое сочетание наблюдательности автора с умением увидеть все происходящее с другой стороны и в ином свете (вот кто на самом деле изобрел рентген :)
Кроме того, автор зафиксировал в своей книге массу интереснейших подробностей, как-то прошедших мимо внимания других писателей (думавших о великом и вечном и не считавших себя обязанными описывать хорошо известные всем вещи. Правда, прошло время, все было забыто и только благодаря Твену мы о них что-то знаем сейчас, например, про «лошадиный бильярд» :).
Надо сказать, что мне попалась в библиотеке довольно необычное издание «Простаков» (которого нет здесь в списке). Это был томик, выпущенный в 1935 году издательством «Академия» (да, понятие «академическое издание» — прямо связано с деятельностью именно этого издательства :)
Кстати, в нашей грандиозной научной библиотеке мне выдали томик Пушкина (!) из собрания сочинений, изданного этим самым издательством только после тщательных вопросов («а почему?», «а зачем?», «а ты уверен?» — по счастью в библиотеке не было полиграфа («детектора лжи»), а то бы мне пришлось пройти проверку и на нем :)
Так это все к тому, что это издание «Простаков» было сделано по максимуму — в том числе в нем была схема разметки игрового поля для «лошадиного бильярда» и подробное описание правил этой игры. Все это навело меня на подозрение, что и текст в этом издании был несколько полнее, чем во всех последующих.
(В книге присутствует тематика паломничества, а «синее» собрание сочинений Твена издавали во времена хрущевской антирелигиозной компании — так что все возможно). Жаль, уже нет возможности сравнить.
Сам Твен в этой книге взял на себя добровольную обязанность подробно описывать все увиденное им (и не только с юмористической точки зрения, хотя и этого хватает). И в силу этого «Простаки» сильно напоминают советский журнал «Вокруг света» 60-70-х годов (пользовавшийся заслуженной популярностью в народе, все норм в этом сравнении :)
(Сенкевич в КК был столь же подробен в мелочах, но, увы — без какого-либо следа юмора. Так что Твен заслуженно занимал в СССР первую строчку в рейтингах жанра виртуальных путешествий по миру :)
Разницу в подаче материала можно легко заметить, например, по этому абзацу:
Промысел был доходный и приятный, и занимались им многие. Испанцы построили эти сторожевые башни на холмах, чтобы легче обнаруживать марокканских спекулянтов.
При этом автор и не подозревал о существовании политкорректности и резал с плеча:
Хотя Твену в данном случае просто не повезло :) (да, я в курсе, так как семь лет жил в абсолютно интернациональном семейном общежитии :)
Ну и самым большим сюрпризом в этой книге стал полный нежданчик — оказалось что Марк Твен лично посетил Одессу и оставил ее весьма интересное описание («нежданчик» — так как об этой интересной особенности не знали и многие «коренные» одесситы, в том числе и читавшие Тома Сойера :)
Более того, Твен и тут резанул с плеча правду -матку:
Об этой интересной подробности местные экскурсоводы обычно умалчивают.
И очень похоже на то, что стиль автора вдохновил и других авторов (не будем тыкать пальцем в известных писателей -одесситов, писавших по возможности смешные романы :)
Иногда кто-нибудь из тщеславия выставляет свое богатство напоказ, но рано или поздно султан в чем-нибудь обвиняет его, — в чем именно, большого значения не имеет, — и конфискует его имущество.
Разумеется, в государстве немало богатых людей, но они прячут деньги, одеваются в лохмотья и притворяются бедняками.
Ой, какой-то знакомый сюжет...
Казалось бы какая связь может быть между Марокко полуторавековой давности и реалиями СССР 30-х годов?
А ведь этом небольшом эпизоде автор уловил и описал суть любой, не ограниченной демократией власти.
А происходило тогда следующее: бывшего нэпмана вызывали в известную организацию и делали предложение, от которого нельзя было отказаться.
Либо добровольно сдаешь все накопленное (в виде золота, конечно) — либо твой дом тюрьма. Точно как в Марокко.
В общем и целом «Простаки» оказались достаточно серьезной и умной книгой, причем написана она была достаточно молодым автором, со здравым чувством юмора, еще не ставшим самоцелью, как в более поздней книге «Пешком по Европе».
Она ничуть не устарела — и читать ее сейчас не менее интересно, чем 156 лет назад.
Greens, 26 апреля 2013 г.
Если коротко то книга шедевр — но На Легке намного лучше
Шедевр.
В книге очень много цинизма,тонкого и саркастического юмора,и сочувствия несчастным людям а так же очень много реальных комических мини-историй которые произошли во время путешествия с автором.
Это не просто путешествие глазами американца в Европу но и путешествие в прошлое.Твен не умел писать скучно книга захватывает сразу же с 10 или 20 страницы еще далеко до того как Твен попадет в Европу, в этой книге не односторонний взгляд — он во всем видит и красивое и уродливое и плохое и хорошее в каждом городе и населенном пункте поливает огромными ведрами грязи все недостатки но и хвалит и засыпает комплиментами все хорошее и красивое.
Твен в этой книге поливает грязью не только глупости своих спутников но свои собственные.В книге описываются с мельчайшими подробностями все достопримечательности,транспорт,еда,выпивка,поведение местных людей и туристов.
Хочу процитирывать несколько небольших отрывков что бы дать некоторое представление о книге и языке на котором она излагается
— С вашего разрешения, я обойдусь.
Я продолжал писать. Брадобрей начал с доктора. Я услышал, как тот сказал:
— Дэн, меня еще ни разу так хорошо не брили с тех пор, как мы покинули корабль.
Через минуту он опять заговорил:
— Знаете, Дэн, во время такого бритья можно чудесно вздремнуть.
В кресло сел Дэн. Вскоре он сказал:
— Да это просто Тициан. Это кто-то из старых мастеров.
Я продолжал писать. Дэн тут же заговорил снова:
— Доктор, бриться у него — чистое наслаждение. Наш пароходный парикмахер ему и в подметки не годится.
Моя щетина ужасно угнетала меня. Брадобрей собирал свои инструменты. Искушение было слишком велико, и я сказал:
— Подождите, пожалуйста. Побрейте и меня.
Я сел в кресло и закрыл глаза. Он намылил мне лицо, взял бритву и так резанул, что у меня чуть было не начались судороги. Я сорвался с кресла — Дэн и доктор стирали кровь со щек и смеялись.
Я сказал, что это гнусная подлость.
Они объяснили, что муки этого бритья настолько превосходили все изведанное ими прежде, что они никак не могли упустить возможность услышать и мое искреннее мнение по этому поводу.
Это было свинство. Но что делать! Обдирание уже началось, оставалось терпеть до конца. При каждом прикосновении бритвы я разражался слезами и пылкими проклятиями. Парикмахер растерялся и то и дело резал меня до крови. По-моему, Дэн и доктор ни разу так не веселились с тех пор, как мы уехали из дому.»
pssc, 7 сентября 2014 г.
Лично для меня, описания автором путешествия по Европе были значительно интересней, чем описание путешествия в Палестине.
Слишком много упоминаний о всяческих исторических, с точки зрения религий, мест.
А т.к. к любой религии я отношусь достаточно хладнокровно, то ... .
Хотя вся ирония и весь юмор Марка Твена здесь тоже присутвовал в полной мере, как и во всем произведении.