FantLab ru

Герберт Уэллс «Бог Динамо»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Голосов:
252
Моя оценка:
-

подробнее

Бог Динамо

The Lord of the Dynamos

Другие названия: Deus ex machina; Бог Динамо и его поклонник; Повелитель Динамо-машин

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Рассказ о том как негр-истопник, находясь далеко от своих богов, стал поклоняться динамо и даже приносить ей жертвы.

Примечание:

В 1905 году этот рассказ был напечатан в газете «Приазовский край» №180 (29 июля)


Входит в:

— сборник «Похищенная бацилла и другие рассказы», 1895 г.

— сборник «Thirty Strange Stories», 1897 г.

— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.

— сборник «The Door in the Wall and Other Stories», 1911 г.

— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.

— журнал «Супер Триллер №4 (151)», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Похищенная бацилла и другiе разсказы
1909 г.
Невидимка. Бог динамо. Афёра со страусами
1910 г.
Похищенная бацилла
1929 г.
Собрание сочинений. Книга 20
1930 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1964 г.
Человек - невидимка. Рассказы.
1966 г.
Рассказы
1981 г.
Рассказы
1983 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 4. Пища богов. Рассказы
1995 г.
Война миров. Рассказы
2009 г.
Армагеддон
2010 г.
Война миров
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Война миров. Рассказы
2010 г.
Чудотворец, Испытатели счастья
2012 г.
Война миров
2014 г.
Машина времени. Борьба миров
2018 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №4 (151), 2008
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Country of the Blind and Other Stories
1911 г.
(английский)
Чарівна крамниця
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ в духе старого-доброго Уэллса. Идея deux ex machina, бога из машины, раскрыта довольно оригинальным образом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Азума-Зи, пришелец с Востока, лицо неопределённой расовой принадлежности, подчёркнуто отличающейся от европейской («Голова, широкая сзади, переходила в низкий узкий лоб словно его мозг был повернут в обратную сторону по сравнению с мозгом европейца»), работает помощником глуповатого и совсем недальновидного механика Холройда. Он обслуживает три динамо-машины на железной дороге в Кембруэлле. Со временем Азума-Зи начинает представлять, что самое большое динамо — это божество, а божество, согласно первобытной психологии, всегда требует приношений. Таким приношением и становится Холройд, который, видимо, до самого конца так не понял, что за роль ему уготована.

Я думаю, автор хотел показать, насколько опасен может быть тот пресловутый deux ex machina, ведь Уэллс сам жил в эпоху, когда индустриальное общество с готовностью создавало для себя именно таких богов. Но, в таком случае получается, что Холройд сам немногим отличался от своего убийцы, не так ли?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не всё то золото, что блестит. И не всё фантастика, что написано Уэллсом. Этот рассказ – именно не фантастика, но с позиций современности – не что иное, как фантастическое заблуждение писателя.

Уэллс рационалист до мозга костей и типичный сын своего времени. Времени господства материализма в науке и её противостояния «дикарству» духовному. Принцип этот самым прямым образом воплощён в данном рассказе. По Уэллсу, дикарь — он и не в Африке дикарь. И индустриальная цивилизация для него – мир духов, а технические совершенства – предмет почитания и фетишизации. Предмет обожествления, ибо, как учило тогдашнее «бремя белого человека», раз чернокожий – значит, дикарь, недочеловек, раб предрассудков и жертва суеверий. В прямом и переносном смыслах (конец рассказа недвусмысленно акцентирует на прямом).

Конечно, Уэллс – талант, который, как кашу маслом, не испортишь, — мастерски воплотил всё на бумаге, но вот позиция его в отношении «мракобесья» по праву рождения мне абсолютно не нравится. Хотя, как уже говорил, он дитя своего века. Какой век – такие дети.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изначально, в качестве минутки черного юмора, хочу рассказать коротенький анекдот, который действительно мог произойти: Студента РУДНа отчислили за то, что когда к нему подселили в комнату негра, тот ему представился как «Хозяин», а негр так и ходил по общаге, спокойно всем отвечая «Нет, это утюг Хозяина, спрашивай у него» или «Не знаю, я жду, когда Хозяин придёт». Грубо и чёрно, но смешно ведь:)

Рассказ о том, как рабочий негр, далёкий от научно-технического прогресса, оказывается доставленным в Лондон, и боязливо, суеверно знакомится с чудесами цивилизации. Работал он помощником главного механика, не самого доброго начальника, и обслуживал динамо-машины. Одна из трёх, самая большая, динамо-машина произвела на чужестранца неизгладимое впечатление: она мерно гудела, била злого начальника током, меняла тональность, была живой и обладала, как видится, колоссальной силой.

История одного суеверия. Насколько опасным может быть само по себе незнание — ставит вопрос Уэллс. Представления негра о божественном, о голоде этого божества, которое нужно утолять кровью, заставляют чувствовать себя немного неловко. И хотя, с одной стороны, история напоминает другой рассказ автора «Джимми — пучеглазый бог», с другой же стороны, рассказ напоминает «Мясорубку» Стивена Кинга. Полагаю, добрый старина Уэллс — не будучи обычно столь кровожадным — хотел наглядно показать страшную силу невежества.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот уж воистину, «Бог из машины»... А вообще прекрасная и вечно актуальная тема непонимания технологий и их грубого, нелепого восприятия. Негр здесь поставлен Главным Героем лишь для контраста, нет здесь никакого «мракобесья по праву рождения», как раз-таки акцентируется внимание, что Азума-Зи прибыл из мест далёких, невежественно-языческих и хоть какого-то образования получить ему было неоткуда.

Суть же истории в том, что необразованный человек, неспособный понять суть машины, неправильной «эксплуатацией» неизбежно приведёт всё к катастрофе.

P.S. Да простят мне такую вольную аналогию, но поймал себя на мысли, что при минимальных изменениях эта история на удивление складно и атмосферно встроилась бы в рамки вселенной Warhammera 40000, с его высокими технологиями соседствующими с мракобесьем, обожествлениями, демонами и фанатизмом.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Странная такая смесь из сатиры и хоррора, затягивающая и заставляющая задуматься.

Всё неведомое, говорит нам автор, притягивает, заставляет поверить в невозможное, переворачивает наше мышление. Все мы становимся жертвами новых технологий, друзья мои, а это может стать чем-то воистину страшным.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странна мысля человеческая, странна! Это какая же сила — процесс поклонения, ощущения чужой воли и не надо думать, за тебя решают.И даже жертвоприношение мы подсказываем себе сами, для этого нужно лишь увидеть то что для других «скрыто»... Во так вот ...:mafia:

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, поклоняются не идолу, но духу, воплощённому в нём. :smile:

По-своему неплохой рассказ, в нём есть несколько интересных идей, которые в более позднее время у других фантастов получили серьёзное развитие.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх