fantlab ru

Айзек Азимов «Кэл»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
758
Моя оценка:
-

подробнее

Кэл

Cal

Рассказ, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 123
Аннотация:

Кэл уникален, и мистер Нортроп намерен его изучать. Неоднократно, выкладывая кругленькую сумму, он отдавал своего робота в доработку на перепрограммирование: научил пользоваться Писателем, расширил словарный запас и интенсифицировал интеллект, а также доукомплектовал словарём и грамматикой. Но мистер Нортроп даже представить не мог, к чему приведёт нарушение Трёх законов роботехники и чем обернется для него способность робота творить...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Золото», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Новые Миры Айзека Азимова. Том 5
1997 г.
Мечты роботов
2002 г.
Я, робот
2005 г.
Я, робот
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Gold: The Final Science Fiction Collection
1995 г.
(английский)
Gold. The Final Science Fiction Collection
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот и первый рассказ Азимова о роботе, пытающемся обойти Три Закона Роботехники. Этакая Галатея наоборот или скорее даже «Цветы для Элджернона», но с открытым концом. Рассказ очень занудный даже когда понимаешь, что ни к чему хорошему это развитие робота не приведет. Интриги особой нет, как Мастер ни старался.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ!

Думаю, всё дело в том, что к концу цикла рассказов роботы стали настолько сложными, что программистам становится всё тяжелее увязать нововведения с Тремя Законами Роботехники. Нет-нет да и допускают невольно лазейки в архитектуре программы, которые могут сделать возможным несоблюдение Законов. Чем сложнее программное обеспечение, тем более вероятными становятся баги в самых неожиданных местах.

Что же касается желания уничтожить своего творческого конкурента, который создаёт более совершенные произведения искусства, то это вполне естественно и не раз описывалось в литературе — типичный «Моцарт и Сальери». А если вспомнить мучения Хемингуэя в последние годы его жизни, то очень понимаешь несчастного Кэла — робота, который очень хотел писать интересные книжки.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подумать только, я чуть не избавилась от книги с таким сокровищем. Вот уж точно, всему свое время.

Стоит ли относиться к роботу, как к личности? Стоит ли заигрывать с искусственным интеллектом, развивать его? Что сильнее, чувство учителя, творящего своего ученика, или боязнь конкуренции? На сколько развитым должен быть интеллект, что бы перешагнуть закон? Может ли робот потеснить человека в творчестве? И так ещё много всяких вопросов. Рассказ намного глубже, чем кажется, ну или во всяком случае над ним приятно подумать. Именно тот случай, когда произведение хочется обсудить с кем-нибудь. Ну а три рассказа хороши сами по себе и приятнейшее развлечение.

При всем при этом, при всех этих философских, почти риторических вопросах, мне этот рассказ показался ещё и сатирическим. Я получила огромное удовольствие от чтения и «подумать на сон грядущий».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Кэл», как заметила LadyL, включает в себя три рассказа, написанные роботом Кэлом: «Вторжитель» (1 стр.), «Сияяющаяя монета» (4 стр.) и «Строго формально» (11 стр.). Последний рассказ явно относится к циклу А. Азимова «Азазел».

В рассказе «Строго формально» присутствует Джордж со своим двухсантиметровым демоном Азазелом.

В нем описана история персонажа Уинтропа, строгого приверженеца различных правил и соблюдения формальностей. В глубине души он хочет от них избавиться. Джордж, идя на встречу другу, вызывает Азазела. Азазел говорит, что это легко, достаточно удалить у Уинтропа «крошечный участок мозга, известный во моем мире, как нервный узел Зудко, и личность немедленно возвращается к природной лени и апатии». Что из этого вышло, смотрите в рассказе.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему мнению произведения Айзека Азимова про роботов можно разделит на два вида:

1)ранние (так как написаны в ранний период тврочества великого фантаста).Это интересный, забавные, порой даже смешные истории, происходящие с роботами.Здесь то роботы на орбитальной станции в космосе придумывают себе божество, то на одном астероиде они начинают танцевать в хороводе. Тема бунта в этих произведениях тоже есть, но она не играет главную роль.

2) поздние. Это уже не забавные рассказики. Это более серъёзные вещи. Здесь роботы начинают осознавать свое положение. Они понимают, что они — рабы. И роботы для того, чтобы стать свободными готовы нарушить Три Закона Роботехники. Готовы на бунт и борьбу с человеком.

Именно ко второй категории принадлежит данный рассказ. Здесь робот Кэл готов на убийство своего хозяина, желающего уничтожить его как личность. То есть готов нарушить Первый Закон Роботехники. И трудно осуждать его за это.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав рассказ, показалось что Азимов посвятил его не теме роботов, а своему состоянию души. Не каждодневному, но так, знаете ли, иногда накатывает... Не только в профессии писателя бывают дни, когда хочется кого нибудь прибить :box: И очень четко проходит мысль, что три закона робототехники, по крайней мере к писателям, отношения иметь не могут априори, иначе не будет писателей :biggrin: И дело тут не во взаимоотношениях в писательском цехе, дело в возможности создавать. Жестокое дело :wink: Робот тут больше как фон или способо показать собственные переживания.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе очень хорошо показано, как могут измениться роботы. По рассказам Азимова, сначала роботы были воплощением верности, но по мере развития технологий и жестокого характера людей, роботы начали самостоятельно мыслить против человека. В этом рассказе видно, что чем больше совершенствуется робот, тем меньше уважения к хозяину у него проявляется. Также, как и в рассказе «Салли», из-за жестокости человека роботы готовы нарушить Первый закон и причинить вред человеку. Рассказ прекрасно соответствует теме, предложенной Азимовым.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно чисто теоретически предположить, что робот замечательно выпиливает по дереву («Двухсотлетний человек»).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Или творит неописуемой красоты Световирши.

Но чтобы рассказ написать, да еще и такой грамотный и неординарный — простите, НЕ ВЕРЮ!

Здесь одного словарного запаса и принципов орфографии недостаточно. Душа надобна!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется этот рассказ автор посвятил извечной конфронтации писателей друг с другом, равно как учёных между собой. Странный этот мир, который живет по своим законам, которые не подчиняются ни человеческим, ни тем более роботовским законам...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторжитель — это сильно :super:!

А вообще — очень человеческий рассказ, и очень понятный любому из писательского цеха. Во-первых, желание стать писателем — стремление страшной силы (знакомое любому графоману :smile:), способное своротить не то, что законы роботехники, но законы физики! Во-вторых, чувство ревности к пишущему лучше, чем ты, сопоставимо все с теми же законами. Так что если желание повеселиться над опусами робота переросло в сворческую ревность — никаких денег не жалко, чтобы «выключить» талант...:biggrin: Вот только талант уже сам почувствовал себя писателем, стало быть к нему применимы эти «во-первых» и «во-вторых«!

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может ли созданное человеком искусственное сознание превзойти человеческое в творчестве(!)? Честно — не верю. А вот человеческие страсти вполне могут принести проблемы... так и получилось с писателем.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень любопытный рассказ. С одной стороны — философский, с другой — очень смешной: чего только стоит самый первый рассказ робота «Вторжитель».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тык механик же юмор роботу привил :lol:!

Мне очень понравился рассказ «Вторжитель» 5 баллов!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писатель сам не знал, что он хочет получить от своего робота. Или не представлял себе всех последствий этих усовершенствований.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непонятный писатель: сам стал экспериментировать, тратить деньги, а затем его начала давить зависть, по отношению к простому роботу.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх