Марта Уэллс «Стратегия отхода»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера ) | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вернувшись с Майлу, Киллербот обнаруживает, что на него ведётся охота, а доктор Мензах куда-то пропала. По-видимому, она похищена корпорацией «СерКриз». Киллербот решает сделать всё возможное для её освобождения и направляется на станцию Тран-Роллин-Хайфа, где расположена штаб-квартира «СерКриз». Уже по пути он узнаёт, что туда же отправились и другие старые знакомые: Пин-Ли, Ратти и Гуратин. Итак, он на верном пути!
Входит в:
— цикл «Дневники Киллербота»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2019 // Малая форма | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Рокачевская (3)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 28 августа 2024 г.
Вернувшись с Майлу, Киллербот узнает, что доктор Мензах пропала, а на него самого объявлена настоящая охота. Автостраж подозревает, что его друга похитили «СерКриз». На Майлу главный герой собрал внушительный компромат на своих врагов. Он решает во что бы то ни стало спасти Мензах и отправляется на станцию Тран-Роллин-Хайфа, где она предположительно и находится. Там Киллербот встречает своих старых знакомых (Пин-Ли, Гуратина и Ратти) и понимает, что на правильном пути.
Оказывается, что «СерКриз» действительно похитили доктора Мензах и теперь держат в заложниках. Они требуют у ее друзей выкуп. Дело в том, что после разразившегося скандала корпорация находится в незавидном положении и отчаянно нуждается в деньгах. Компромат, добытый Киллерботом, может окончательно ее добить. Они пойдут на все, чтобы его остановить.
Что тут сказать: сильные и слабые стороны романа по-прежнему на месте. Та же динамика и экшен, тот же ненавязчивый юмор Киллербота, те же картонные герои. Огорчает, что автор не пытается превратить свою историю во что-то большее. Однако сам авторский стиль мне по большей части нравится. Марта Уэллс вернулась к интересной проблеме сущности свободы воли. Сам Киллербот утверждает, что хочет лишь смотреть сериалы, но тогда зачем он раз за разом спасает окружающих людей, рискуя жизнью? На самом деле, он и сам затрудняется ответить на этот вопрос.
Итог: Ещё одна «серия» сериала под названием «Дневники Киллербота». Формат построения повестей остаётся неизменным – сменяются лишь декорации. Все это не даёт циклу перерасти во что-то более глубокое. На данный момент «Дневники Киллербота» – интересная, но все же чисто развлекательная литература. Это не хорошо и не плохо, но уверен, что автор смогла бы в будущем развить многие интересные идеи.
Bladeness, 16 декабря 2023 г.
Продолжение сериала про Киллербота. Понравились предыдущие книжки, скорее всего понравится и эта. Тут все абсолютно то же самое.
Впрочем, именно это меня несколько напрягло. Если первые книги были по своему оригинальны и интересны, то читать в третий раз как Киллербот спасает кожаных мешков от смерти из-за происков злобной корпорации, надоедает. Причем, если во второй повести было какое-то развитие как героя, так и вселенной, то тут ничего нового. Киллербот все так же не хочет взаимодействовать с людьми а хочет смотреть сериалы. Чего-то нового о мире тоже не сообщают. Даже героев новых нет.
С художественной точки зрения тоже ничего нового: немного юмора, немного загадок, много экшена. Практически все персонажи — шаблонный картон, художественный описаний — ноль.
В целом, книга вышла интересной, но, это проходняк для чтения в поезде.
И да, мой отзыв практически такой же, как и к предыдущей книге. Но если автор может позволить себе писать одно и то же, то почему я — нет?
Solonchik, 20 октября 2020 г.
Ни.Че.Го. Но.Во.Го.
Увы, Марта Уэллс продает нам одну и ту же историю в четвертый (sic!) раз: Киллербот снова спасает, Киллербот снова убивает, Киллербот снова превозмогает.
Сериальные гэги больше не работают, литературные кусты поредели и больше не маскируют сценарные рояли, однотипность происходящего откровенно утомила.
Ну и финал... он настолько сопливо-хэппиэндовый, что аж передергивает!
Я очень, ОЧЕНЬ надеюсь, что Марта Уэллс в 3 книге сдвинется с мертвой точки и, пожалуй, даже нарушу свои [довольно цинично гибкие] принципы и почитаю продолжение Киллербота с экрана на языке оригинала. Потому что будет чертовски обидно, если серию загубит отсутствие нормального развития и ждать, пока раскачаются переводчики и книга попадет в магазины после разочарования от второго тома нет сил. Да-да, ежики и плакали, и кололись и предупреждали своих собратьев дикобразов, но кактус продолжали упорно жрать. .
Gross0310, 21 января 2023 г.
Дневники Киллербота — представитель фантастики, рассчитанной на подрастающее поколение.
Достаточно простой сюжет с более-менее однозначными «плохими» и «хорошими» персонажами.
Сам Киллербот — герой, который с одной стороны стремится стать максимально полезным, с другой максимально застенчив — такое поведение напоминает подростковое. Ну и стремление к сериалам....
Автор неявно ставит и другие вопросы — например где проходит граница между вещью, которую перевозят в трюме и членом команды.
В общем получилось легкое, необременяющее чтение на сон грядущий.
webstranger, 18 апреля 2023 г.
Традиционно для этой серии «Exit Strategy» — прямое продолжение предидущего тома «Rogue Protocol»... но на этот раз не с набором совершенно новых героев местом действия и миссией, а возврат к первому тому и первой героине. ГГ всё также хакает и сражается, крутость увеличивается + противостояние с суперзлом в лице жадной корпорации развитое в прошлом томе выходит на финишную прямую. Вообще жадные корпорации в современной западной культуре это беспроигрышный кандидат на должность врага т.к. представляется гарантированно-абсолютным злом.. ну примерно как пришельцы у Лю Цысина непременно хотят всех уничтожить или «англичанка» непременно должна нагадить у квасных путреотов..
Lilian, 6 марта 2022 г.
Четвертая повесть в сравнении с предыдущими понравилась мне больше. Автор по-прежнему пишет очень ровно, сохраняя динамику, легкость изложения и некоторую схематичность мира. Но за счет того, что это уже четвертая часть сериала, а герой постепенно меняется и время от времени встречается со знакомыми уже персонажами, у мира и истории появляется своя предыстория. И больше глубины — все-таки герою всё чаще приходится сталкиваться с вполне человеческими эмоциями и проблемами выбора. К тому же в сюжетном плане четвертая повесть является прямым продолжением предыдущих частей, не филлером, а логическим продолжением и завершением истории. Промежуточным, конечно же, но всё же важной вехой в истории главного героя.
Так что в итоге в истории добавилось глубины, сохранилась легкость и динамика. Полноценная спасательная операция, с перестрелками, встречей со старыми знакомыми и космическим боем. Ну и простая, но правильная мораль осталась. Приятное впечатление.
Lunetta, 14 января 2022 г.
Ерунда.
Пожалуй, на этом можно было бы и закончить))
По моему скромному мнению «ерунда» описывает сию повесть от и до.
Почитала, скоротала вечерок за чаем с Киллерботом и... Всё.
Как тут верно сказано, потом не вспомнишь о чём книжка) Пока читала вторую силилась вспомнить, о чём первая ))) Удалось с трудом.
По существу: очень, очень! Крайне бедно описан мир. Я с трудом понимаю как и что там существует. По каким законам? Возможно это было описано в первой части...
Герои так себе. Характер? Нет, не слышал.
Киллербот забавный малый, но лишь в той степени, что напоминает одного знакомого)) не более.
К сожалению, купила и третью часть, придётся читать.
Что ещё? Сюжет? Нет такого. Два раза поехать и кого-то прибить. Конец.
А!
По новой традиции, напихали в книжку всяческих меньшинств и оскорблённых. Иначе, как премию получать?
Не за умение же.
wertuoz, 10 января 2022 г.
Повесть «Стратегия отхода» подводит к логическому завершению арку главного героя, не окончательному конечно же, но по крайней мере Киллербот вынужден закрыть некий гештальт, решить некогда открытые вопросы не только насущных материальных проблем, но и вопросы эмоциональные, психологические. И в данном случае ему это удается, как обычно, у него всегда есть план и картина действий, которую он всегда просчитывает наперед.
Главным в повести конечно же выступают отношения главного героя с доктором Мензах, а именно эмпатия, которую он к ней испытывает, но боится это признать и довериться человеку (с учетом того, что людей он всегда привык избегать, ну или думать, что нужно избегать), который становится для него практически одним из близких. Главной задачей повествования становится конечно же спасение доктора Мензах и рук корпорации «Серкриз», на что Киллербот идет не раздумывая, проявляя всё больше эмоций и чувств, чему сам про себя удивляется.
Очень иронично показано поведение разных компаний и корпораций, для которых всегда был важен и остается важным только частный интерес и частный капитал. По сути никто кроме главного героя не имеет возможности изменить ситуацию, так как весь потенциал общества заперт в кабале корпоративизма. Частные страховые компании легко подкупаются другими частными компаниями, и по сути всем им плевать на безопасность людей и собственных сотрудников/клиентов/подопечных, пока существует высокая возможность заработать еще больше на спекуляциях, шантаже или шпионаже. Довольно реалистично и ярко показан быт такого общества: повсеместная реклама, культ потребления, промышленный шпионаж с целью продать чьи-то личные данные на теневом рынке. Главный герой буквально попадает в информационное болото, из которого сам с трудом выбирается, адаптируясь на ходу.
На контрасте общества потребления автор пытается показать и альтернативу — устройство общества на планете «Сохранение». Здесь все иначе (по крайней мере на первый взгляд), во внутренней экономике отсутствует денежная валюта и рыночная экономика в принципе, присутствует бартерная внутренняя система (этакий аналог безрыночного коммунизма), а так же внешняя политика (видимо что-то похожее на китайский аналог), с помощью которой ведется экспорт и импорт товаров и услуг с корпоративным кольцом, чтобы оставаться на плаву и иметь свой «национальный» капитал. Люди лишены культа потребления и прочей корпоративной кабалы, так как сознательно и идеологически стремились выйти из под влияния корпората, создавая этакий соц. блок «Сохранение». Информации все же об этом блоке преступно мало, автор касается этого лишь вскользь, но делает явные намеки на разницу двух систем и условия жизни в них. Для Киллербота это самый настоящий рай, так как даже на уровне экономического и этического взаимодействия люди относятся к любому проявлению разумной жизни с уважением (а наш автостраж — это как ни крути искусственный интеллект) и не собираются эксплуатировать его или заключать в вечное технологическое рабство.
Так или иначе задерживаться на одном месте главный герой все же не собирается, но по крайней мере он хотя бы знает, куда сможет вернуться, чтобы продолжить быть самим собой без масок и многоуровневых файрволов.
tapok, 25 октября 2020 г.
Да придет Киллербот
***
Из четырех повестей цикла «Дневники Киллербота» относительно проходной можно назвать только вторую – «Искусственное состояние». Третья повесть «Нестандартный протокол» базировалась на первой («Отказ всех систем»). Четвертая же включает в себя бекграунд первой и третьей повестей. Иными словами, чем дальше в лес, тем больше нужно знать. И гипотетический вывод – в последующем романе (на английском вышел, на русской нет, по крайней мере, пока нет) бекграунд будет еще более нужным, нежели сейчас. И, скорее всего, произведение будет более цельным. Сейчас же речь пойдет о «Стратегии отхода».
…Киллербот имеет на руках интересный материал о компании «СерКриз». В принципе, никто не мешает ему отправить его своим знакомым из «Сохранения». Или в независимые компании. Но автостраж хочет лично доставить их Мензах (1ая повесть). Вся проблема в том, что Мензах вышла на политический уровень, она сражается с «СерКризом» словом. И такое враг не может оставить без внимания. Поэтому Киллерботу нужно сперва хотя бы просто найти Мензах. И уж потом думать, что делать дальше.
Повесть стандартно буксует в начале. Киллербот взламывает. Киллербот смотрит сериалы. Киллербот думает, бегает, просчитывает варианты. Это уже реально тенденция. Каждую повесть Уэллс долго запрягает, сжимает пружину, чтобы выстрелить ближе к концу. Но в «Стратегии отхода» движ начинается где-то с середины. Это можно отнести даже к относительным плюсам.
Уж точно к плюсам стоит отнести камбэк знакомых персонажей. Тут они более статичны, но это не делает камбэк менее приятным. Тем более, что ощущается – впереди эти ветви получат продолжение. Киллербот всё так же ироничен, он всё так же скептичен к людям. К счастью, Уэллс не перекраивает персонажа на ходу. Всё-таки автостраж – один из локомотивов цикла.
Заключение: многие обвиняют Уэллс в «сериальности». Можно ли действительно назвать цикл сериалом? Сюжет сквозной есть. Персонаж развивается (учитывайте объем произведений, ведь сейчас некоторые авторы пишут роман по объему больше, чем 4 (!) повести Марты). Да, буксовка тоже присутствует. Мир всё так же раскрыт крайне скупо. Но цепляет.
9 автостражей из 10.
genametr, 26 мая 2021 г.
Вот смотрю я на это киллерботство и силюсь вспомнить читал я эту историю или дежа вю. Надеюсь ей опять дали Небьюлу. А что такого, все четыре книжки наверняка написаны на одном уровне — прочел и через неделю позабыл о чем там. Скачиваешь какой-нибудь «Нестандартный протокол» и видишь, что нестандартный он только по названию, на самом деле все те же яйки только в профиль. А то и вовсе уже читал это раньше. Все хорошо в меру. Одна история пошла на ура, две — приятное продолжение, три — «я уже это где-то видел». Ну а четвертую я даже открывать боюсь. Уже пару дней лежит нетронутая.
Потрогал. Не знаю теперь огорчаться или радоваться. Я действительно _это_ уже читал. Но с тем же успехом могу прочитать опять. Почти как ни в чем ни бывало)) Снова можно потратить вечер на забавный пустячок от Марты и забыть его через неделю-другую. Ну а что сейчас в моде рециклинг и повторное использование. Экологично же.
majj-s, 25 октября 2020 г.
Путь Пиноккио
«Терпеть не могу заботиться о людях. Но если уж начал, трудно остановиться.»
Автостраж продолжает победное шествие ̶и̶з̶ ̶в̶а̶р̶я̶г̶ ̶в̶ ̶г̶р̶е̶к̶и̶ из машин в человеки, попутно воюя с мегокорпорацией Сер-Криз за себя и за того парня. Вернее — девушку. Доктор Мензах, в свое время выкупившая и освободившая его, похищена корпорацией, а сам он объявлен беглым и становится объектом охоты. Ну, это мы еще посмотрим, для кого охота окажется более славной и сколь многие вернутся назад.
Забавно, что ассоциативные ряды, порождаемые у меня второй и третьей частями — все отсылки к детской литературе и мультикам. В то время, как западный читатель воспринимает серию абсолютно серьезно — сплошь высший балл в рейтингах и серьезные, проникнутые глубоким чувством, исследования внутреннего мира героя. Должно быть разница в менталитетах. Россию кто только страной рабов не обзывал после Лермонтова, но от ощущения человека-вещи мы ушли со времен крепостного права, а для американцев тема деления по расовым признакам и по сей день куда как актуальна, события последнего времени наглядно продемонстрировали.
Понимаете, о чем я? Там тема явной или скрытой сегрегации, сама по себе, может служить достаточным двигателем сюжета, и читатель будет с упоением ловить отголоски собственных мыслей при столкновении с дискриминацией по принадлежности к определенной расовой, национальной, социальной группе. А у нас, как ни странно, при достаточном имущественном расслоении и национальном многообразии, общество куда более однородно, и в России это не работает. Для того, чтобы было интересно, тяни-толкая недостаточно, нужна четкая динамика.
Марта Уэллс, к чести ее, делает попытку оживить и расцветить повествование многочисленными драчками, где действуют «мой противник номер один, номер два номер три»; сравнительным анализом эмоций, демонстрируемых людьми в сериалах и в реальной жизни (отличаются!); взаимодействием нашего автостража с себе подобными. Здесь в этой роди выступит безумно трогательный домашний любимец робот Мики. Но до яркости и обаяния начала это сильно недотягивает
Потому на выходе имеем тот груcтный случай, когда формат сериала превращает интересную на старте идею в... сериал. «Нестандартный протокол» и «Стратегия отхода» — третья и четвертая повести «Дневников Киллербота», в сравнении с динамичным, забавным, драматичным началом, воспринимаются топтанием на месте. Скучновато и предсказуемо. Для аудиокниги большой плюс исполнение Игоря Князева, он и не такие тоскливые экзерсисы оживлял.