Брюс Стерлинг отзывы

Все отзывы на произведения Брюса Стерлинга (Bruce Sterling)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 326

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 

«Велосипедный мастер»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 16 марта 2024 г. в 20:55

Ещё один срез «старомодного будущего» от Стерлинга, связанный персоналиями с рассказом «Глубокий Эдди».

Герой предыдущего расказа использует квартиру главного героя рассказа Лайла в качестве своеобразного сейфа. Лайл не возражает: принимает и складирует посылки от Эдди, параллельно занимаясь ремонтом велосипедов. Но рассказ не о посылках и не о велосипедах, рассказ о месте человека в обществе будущего, его социальных ролях, ожиданиях и стремлениях.

На этот раз социология автора имеет явный политический оттенок с изрядной долей снисходительной писательской иронии. Стебётся слегка наш интеллектуал, рисуя нам именно такое «фьюче», стебётся.

Ну что ж — имеет право.

Образы достоверны, видеороботы на месте. Есть любовь, и секс, и право каждого на собственную жизнь.

Почти мейнстрим. «Политики – вот где таится секс!» И будущее напрямую зависит от них.

Оценка : 7
«Манеки-неко»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 16 марта 2024 г. в 19:20

Разумеется — это не лучший рассказ Стерлинга.

Разумеется — это не образец структуры и композиции.

Но... — это актуально, раз. Забавно — два. Иронично и символично — три.

Короче, вполне себе читабельный текст с понятными и правильными смыслами. Быстрее всего в обществе меняются и развиваются технологии.

Совершенно по-другому всё происходит с субстратами культуры. Поэтому и в век всеохватывающей цифровизации рядом с суперсовременными компьютерами будут стоять фарфоровые кошки, матрёшки или что-нибудь ещё.

И многое покажут кошачьи лапки! Ха! Какие и сколько их поднято. Следите за лапками.

А люди всегда будут как бежать от технологий, так и распространять их.

Но всем придётся приспосабливаться к веяниям времени, как к ним не относись.

Мне рассказ понравился. Читать.

Оценка : 7
«Схизматрица»
–  [ 5 ]  +

Thalidomide, 12 марта 2024 г. в 11:03

Один из лучших НФ-романов 80ых (и не только), к тому же почти полностью состоящий из описаний. Если верить Гибсону, то Стерлинг так и планировал: «Когда я впервые встретился со Стерлингом, больше всего меня в Брюсе зацепило то, как он посмотрел в пространство перед собой и сказал: «Знаешь, книга, которую я хочу написать, будет состоять исключительно из описаний. Там вообще не будет никаких глаголов». Он был абсолютно серьезен. Это было поздно ночью, и Брюс рассказывал мне, что ему на самом деле хочется сделать. Он почти добился этого в «Схизматрице»». В итоге практически каждое, даже самое простое предложение романа несёт какую-либо новую информацию о мире Схизматрицы и что-то описывает, что для НФ в целом нехарактерно (целевая аудитория предпочитает более рыхлую/менее плотную стилистику). Эталонный киберпанковский роман, про который, правда, часть современных читателей пишет озадаченно: «А причём тут киберпанк?». Но любителям боевиков про виртуальную реальность нечего ловить в «Схизматрице», это точно. И не стоит забывать, что: 1) Концепция шейперов, механистов и их противостояния позаимствована Стерлингом из романа Баррингтона Бейли «Одежды Кайана», 2) «Омары» — оттуда же, 3) Наркотик PDKL-95 взят из романа того же Бейли «Звёздный вирус».

«Велосипедный мастер»
–  [ 5 ]  +

Gorhla, 26 апреля 2023 г. в 22:23

В читанных мной произведениях Стерлинг уделяет внимание главным образом двум вещам: пространным описаниям всего и вся, а также политико-социальным конструктам, кои, по моему убеждению, и составляют главный предмет его увлечений. Причудливая киберпанковская упаковка же становится забавным и небезынтересным материалом, из которого автор стремительно прядёт очередную паутину интриг и предположений — а кто не любит хорошие теории заговора?

Вообще, если вдуматься, сюжет рассказа не стоит и выеденного яйца: silovik's из окружения местного правителя подозревают группу анархистов-скваттеров в распространении компрометирующей их руководство информации, поэтому решают устранить проблему самым нелепым и глупым способом. Можно сказать, что перед нами Deus ex machina наоборот — иначе не было бы никакого рассказа.

Интереснее другое: собирать по крупицам информацию о мире Чаттануги. Так, ГГ, 24-летний парень, проживает в собственной мастерской на одном из разрушенных и выгоревших этажей некоего супернебоскрёба а-ля Peach Trees. В прошлом он был велогонщиком, а сейчас из-за неумеренного потребления гормонов стал механиком. Он живёт небогато, вынужден сворачивать дельце из-за того, что его кидают клиенты, питается чёрт-те-какой синтетической дрянью, но, кажется, вполне доволен жизнью — ведь он свободен от гнёта капитала! Вместе с тем он регулярно созванивается с матерью — и вот тут самое интересное — пожилой, но до сих пор работающей женщиной, которая сидит в собственном кабинете какой-то корпорации и может позволить себе настоящие свиные отбивные и дорогие омолаживающие процедуры.

Выходит, Лайл — а именно так зовут ГГ — парень из небедной семьи. С матерью он общается, цитирую, потому, что «говорит с единственным человеком в целом свете, способном в случае чего внести за него залог и освободить до суда». Какого суда опасается Лайл, нам не расскажут; скорее всего, ему просто приятно думать, что власть ждёт не дождётся, как схватить его, Лайла, и упечь в тюрьму за... за что-нибудь антисоциальное, конечно же!

И вот тут мой разум пасует. То ли Стерлинг так прикалывается, намекая, что типичный скваттер (по-русски самозахватчик и бомж), анархист и вообще левый во всех своих взглядах человек — это сын богатеньких родителей, способных оплачивать его причуды и подстраховать, когда/если отпрыск заиграется и действительно получит такую желанную толику внимания от ненавистных ему корпораций. То ли Брюс искренне верит в таких ловких, независимых героев, противников любой власти, всегда правых левых (прастити) — но тогда рассказ буквально рассыпается на части, т.к. сюжет в этом случае не в состоянии вынести многочисленные поставленные на него пианины.

Вспоминая «Схизматрицу», я склоняюсь к первому варианту, а то, что в концовке

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наш милый анархист и бунтарь Лайл расширяет бизнес, пользуясь связями новой подружки и, по совместительству, спецагента местного ФБР — что это, если не добродушное авторское подтрунивание над всякими панками?..

..и делает Стерлинга для меня весьма приятным и толковым писателем. Кстати, в «Рое», например, хитрецы и вовсе получают по заслугам — нечастое, прямо скажем, явление.

В сухом остатке перед нами крепкий текст, чьими главными достоинствами выступают мягкая ирония и, особенно, те самые описания всего-превсего. Видел, некоторые рецензенты бурчали, что, дескать, нечего так пушить текст. Как по мне, хорошие и плотные описания, в особенности всякой бытовой ерунды, оживляют для читателя мир, делают его объёмным, заставляют в него поверить. В случае книг Стерлинга это почти то же самое, что взять в руки какую-то сложную плату со множеством разъёмчиков, гнёзд и процессоров. Непонятно, но очень интересно.

Да, кстати, не могу пройти мимо того, что Брюс, по сути, за четверть века предсказал не только появление генеративного искуственного интеллекта, но и, что важнее, главные сферы его применения и как минимум одну потенциальную такого применения багулину.

ПС: озвучка «Велосипедного мастера» — один из шедевров Влада Коппа, и если вы не слушали этот рассказ в его исполнении, то срочно исправьте сие недоразумение, иначе будете жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. На сюжет можно не отвлекаться =)

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 27 января 2022 г. в 21:59

Рассказ Стерлинга — первое достойное чтения произведение в сборнике «Божье око». Это именно то, что должно было составлять его основу по замыслу Дозуа. На самом деле туда вошли откровенно не «попавшие в тему» творения англо-американских мастеров. Но к рассказу Стерлинга претензий нет: это одновременно и космическая, и приключенческая фантастика. Его сюжет достаточно интригующ: представители земной цивилизации, освоившие Пояс астероидов, направлены на изучение недавно открытой колонии симбионтов, живущей по принципу пчелиного роя. У одного из людей имеется особое задание, которое сулит особые выгоды, если только посланцы сумеют остаться в живых...

Рассказ построен по стандартной схеме: краткое и резкое вступление, длинное и неспешное развитие, кульминация и скорая развязка. Интрига плавно растет почти до самого финала, где наблюдается резкий скачок вверх (в момент, когда Рой раскрывает планы землянина), после чего следует быстрый спад интереса, вызванный некоторой неопределенностью судьбы главгероя. Следить за развитием сюжета мне лично было интересно, ибо автор умело описывает не только похождения своих героев, но и повседневную жизнь Роя, прогоняя перед читательским взором самых разных представителей «жучиного» племени — воинов, ногохвостов, чуятелей, тоннельщиков, летунов и даже огроного стража, служащего затычкой для входного тоннеля. Все они разные и ведут себя соответственно. Автор высказывает оригинальную мысль об умышленной деградации разумной расы, которая сумела понять неочевидные опасности космической экспансии. Потеря разума для них — это выход из создавшейся ситуации. Я не могу припомнить, где еще встречается подобная философия. Разве что в «Звездном десанте» Хайнлайна. А феномен «блуждающего разума» — просто блестящая находка! Составитель сборника Дозуа абсолютно прав, говоря о том, что в рассказе четко прослеживается влияние таких мэтров, как ван-Вогт, Бестер, Нивен и Дилэни. Уже одно это должно заставить вас взяться за чтение.

-----------

РЕЗЮМЕ: яркий представитель ксенофантастики, рассказывающий о первом контакте с расой, обладающей коллективным разумом. Впрочем, финал показывает, что у этого разума есть одна существенная особенность...

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 5 ]  +

DiegoFreeman, 13 января 2021 г. в 23:48

Много где указано, что данная книга относится к жанру киберпанка так же, как, например, трилогия «Муравейника» Гибсона, тем более, что и написана примерно в то же время. На деле, конечно, все не так. И направленность книги в значительной степени иная, и вопросы задаются под другим углом, нежели в модном ныне жанре.

А дело все в попытке объяснить, что есть человек. Как сущность, при всех своих изменениях в мире далекого будущего, среди бесчисленного количества новых видов постлюдей, гибридов, мутантов, инопланетян и проч. Среди самых разных объединений, корпоративных ли, государственных, идейных или просто поведенческих. «Народный Дзайбацу», «Царицын Кластер» — названия такие же необычные, как и сама их суть.

И в итоге, желание наглядно показать, что человек всегда остается собой, при всех изменениях, внутренних или внешних, затмевает все остальное, что есть в книге.

Затмевает даже окружающий мир, который является главный героем книги. Который, как котел, постоянно бурлит, кипит и изменяется. Именно к событиям в нем и метаморфозам подстраиваются персонажи основные, и второстепенные.

И конечно, то желание отодвигает совсем уж в туман такую важную для книги часть, как главный персонаж. Это не простая схема, не картонка – как, впрочем, и другие действующие лица — вполне себе живые. Проблема героя в том, что все его начинания поверхностны и, кажется, необязательны. Он едва ли не всегда плывет по течению, подстраиваясь, приспосабливаясь, уговаривая, надевая новую личину, привирая, чтобы в итоге гарантированно сбежать, когда станет некомфортно. Бросив то дело, которым он, казалось, самозабвенно занимался. Не важно, чем – дипломатией, театральной постановкой, правлением клана.

И так на протяжении книги происходит очень часто. Сменяются локации, общества, взгляды. Новые традиции и правила заставляют вести себя соответственно. Но у героя словно нет мотивации. Он здесь будто только для того, чтобы его глазами и разумом, не зацикленным ни на чем, показать, какова текущая общность изнутри.

Хочется воскликнуть: «Да угомонись уже! Твои друзья умирают ради поставленных целей, а ты все бежишь!» И он останавливается, точнее, находит цель, но только в самом конце. Когда уже нет иных слов, кроме как «Да неужели?» со значительной степенью сарказма в вопросе.

Поэтому читается книга с переменным интересом. Каждая новая локация и персонажи вызывают неподдельное любопытство, которое так до конца и не удовлетворяется, поскольку внимание героя, за которым невольно тянется и внимание читателя, смазывается, переключается на что-то новое, и так раз за разом.

Но даже с такой переменностью книга хороша. Всеми частями, в том числе теми, которые задвинуты. Потому что написано легко и ярко, с хорошей долей юмора или откровенных сцен. И перевод добротный, с матом, где это нужно, для усиления эффекта.

«Схизматрица» — та вещь, которая запомнится. Плюсами, минусами и, главное, идеей. В пестрой, почти не устаревшей по сей день обертке.

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 26 июня 2020 г. в 21:11

После прочтения сложно определиться с оценкой книги и общим впечатлением от неё. Разные аспекты книги вызывают у меня совершенно противоположные впечатления: от дикого, захватывающего восторга до глубокого отвращения.

Больше всего наверное завораживает мир Схизматрицы, во всем его многообразии и изменчивости. Огромные космические станции, поселения на астероидах, различные технологии усовершенствования человеческого тела и т.д. – и всё это описано с большой фантазией, а главное, не стоит на месте, а меняется и развивается на протяжении всей книги. Плохо то, что при всё это многообразие обрушивается на читателя без особых объяснений, так что нередко текст бомбардирует тебя одним придуманным автором термином, о смысле которого ты должен догадываться по контексту, за другим, вынуждая либо возвращаться и перечитывать, либо останавливаться, чтобы периодически заглядывать в википедию (спасибо ей большое!). Вот новость: оказывается читать и воспринимать текст намного более приятнее, когда ты понимаешь, о чем в нем идет речь!

Конфликт шейперов и механистов интересен в первую очередь с идеологической точки зрения, и вполне понятен в масштабах отдельных станций, астероидов и т.д. – крупных поселений, в которых люди борются за власть и ресурсы. Но вот в масштабах всей Солнечной системы, по которой человечество расселилось в виде изолированных групп со своей инфраструктурой, валютой и ресурсами, я перестаю его понимать: кто возглавляет стороны конфликта, за какие ресурсы они борются, какое в чем заключается их непримиримое противоречие?

Из неоднозначных моментов – главный герой книги, Линдсей, который показался мне довольно скучным и неинтересным персонажем, особенно на фоне других героев, за которыми я была бы готова следить с куда большей охотой: вроде Константина, Норы, Рюмина или даже Кицунэ. Причем, мне кажется, дело здесь даже не в том, как Линдсей прописан, а в том как он раскрыт.

Во-первых, внутренний мир персонажа, переживания, ценности и мотивы описаны крайне скупо, а без них теряется значимость и смысл его поступков или реакций на те или иные события. Не всегда понятно что он делает, для чего и с какой целью. Взять хотя бы самое начало, когда на глазах героя совершает самоубийство его возлюбленная. Однако ты как читатель не только впервые узнаешь о чувствах и отношениях между этими персонажами, ты вообще впервые за книгу встречаешь эту девушку, и судьба её практически не вызывает отклика – и для этой книги явление это довольно частое, т.е. зачастую те или иные жизненные драмы и коллизии не вызывают у меня отклика.

Во-вторых, можно сколько угодно называть персонажа талантливым дипломатом, манипулятором, артистом или кем угодно, но если эти черты практически никак не раскрываются в диалогах или в поступках героя, то звучать они будут крайне неубедительно – скорее наоборот, создается впечатление, будто Линдсей добивается успеха благодаря случаю, граничащему с роялем в космических кустах, и благосклонности автора.

Какая-то симпатия и интерес к главному героя появились у меня лишь под самый конец книги. Отчасти, потому что персонаж начал описываться более интересно, у него появилась внятная цель, которую он мотивирован достичь; отчасти – потому что завораживает сама мысль о человеке, который успел прожить столько, что его имя успело обрасти легендами. Грустно только то, что Линдсей совсем не кажется мне персонажем, который действительно заслуживает такого отношения: по моим впечатлениям, герой всю книгу плыл по течению, преуспевая время от времени благодаря случаю, и оперативно бросал всё, чтобы смыться подальше в случае кризиса, в то время как другие персонажи где-то там на фоне занимались действительно интересными и значительными вещами.

В принципе, мне кажется, я могу себе представить, какого эффекта пытался добиться Стерлинг: вся книга – как одно большое, растянутое во времени путешествие по невероятному будущему человечества, покинувшего Землю и начавшего расселяться по космосу, не переставая дробиться и разделяться, в компании главного героя. Просто мне было бы приятнее совершить это путешествие с кем-то более интересным или более раскрытым, чем Линдсей.

Подводя итоги, могу однозначно отметить, что прочитала роман я с чувством удовлетворения и, вопреки ожиданиями, перевернув последнюю страницу мне не было жаль потраченного на книгу времени, что уже не мало. Уже в процессе знакомства я узнала о том, что Стерлинг считается одним из отцов-основателей киберпанка, а «Схизматрица» – одно из первых значительных произведений в этом жанре, и мне в принципе понятно почему: книга больше похожа не на полноценный роман, а на россыпь идей, которые так и просятся, чтобы их взяли в хорошие руки и реализовали с большим вниманием. И по правде говоря, каким-то образом это делает книгу лучше в моих глазах.

Оценка : 6
«Глубинные сады»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 24 марта 2020 г. в 12:31

Рассказ из цикла «Шейперы и Механисты».

Номинант премии Небьюла 1984 года.

Жестокий сюжет. Это до какой же стадии должно развиться человечество в виде шейперов и механистов, когда уничтожает своих же   при помощи соревнований в терраформировании Марса!!!.

Автор написал этот цикл с неверием в счастливое развитое человечество. Истощили Землю, переселились в Космос, сейчас терраформируют Марс, кажется как прекрасно, но социально и индивидуально стали жестокими и превратились по своим поступкам в бессчувственные создания, такие же как и их механические придатки к телу. Никто ведь ещё не исследовал, как себя ведет инвалид с механическими протезами — как эти металл и пластик заменяют живые отсутствующие органы с их биополем. Никто!! Сюжет как то касается этого.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 5 ]  +

Artem_Nochkin, 06 сентября 2019 г. в 23:28

По мнению многих литературных критиков, «Машина различий» — это, без преувеличения, настоящий шедевр альтернативной истории, краеугольный камень субкультуры стимпанка и единственный пример полновесного сотворчества двух жанровых революционеров, которым тесны рамки любого жанра.

«Машина различий» — это широкомасштабная, полифоничная панорама мира, в котором одновременно с промышленной революцией произошла революция информационная, так что компьютер явился на век раньше положенного. Мира, в котором Чарльз Бэббидж построил свою разностную машину, а власть у аристократии перехватили лорды-радикалы во главе с Байроном. Мира, в котором палеонтологи-катастрофисты ожесточенно спорят с униформистами, возглавляемая Карлом Марксом коммуна взяла власть в Нью-Йорке, вычислительные мощности измеряются суммарной длиной зацепления медных шестеренок, Лондону грозит экологическая катастрофа, а бунтовщики-луддиты предоставляют конспирологам богатую пищу для размышлений.

Такова одна из аннотаций книги.

И, как уже можно было заметить, «Машина различий» — это с головы до ног классический стимпанковский роман, который среди поклонников имеет настоящий культовый статус. Отчего же книге предвещали этот статус еще до ее полноценного выхода в свет? В чем заключается ее «культовость»? И почему о ней сейчас знают лишь считанные единицы? Мы и попробуем разобраться. На правду в последней инстанции я, естественно, не претендую. Критика — двигатель прогресса, а потому всегда приветствуется. Итак, поехали!

1. Первым, из-за чего многие хвалят роман, оказываются имена писателей. Все таки «Машина различий» была создана не абы кем, а соавторством небезызвестных Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга. Мягко говоря, двух не самых последних людей в мировой литературе. Уильям Гибсон — без преувеличения настоящий феномен Золотого Века Фантастики. Отец целого направления в литературе. Создатель «киберпанка» и многих сопутствующих ему идей, без которых сложно бы было представить всю современную жизнь и кинематограф. Брюс Стерлинг же — знаковый фантаст, что во многом продвинул и расширил жанр «киберпанка». Отличная «Схизматрица» и изумительный сборник «Зеркальные очки» тому прямое подтверждение.

2. Второй гарантией успеха принято считать открытие нового жанра. Или, если точнее, то целого направления научной фантастики, которое отличается технологиями и декоративно-прикладным искусством, вдохновленным паровой энергией XIX века. Сейчас это течение известно, как стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») и, как правило, оно подразумевает в своей основе некий альтернативный вариант развития, в ходе которого стоит человечество, в совершенстве освоившее механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (т.е. вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.

На мой же субъективный взгляд, все не так гладко. Громкие имена не всегда являются залогом безоговорочного успеха, а первый блин нового жанра вполне может выйти комом. Потому я заранее не возлагал на роман 1990-го года больших надежд. Вместо этого сделал пару скидок на год написания, на стиль изложения и приступил к долгожданному чтению. И первым, что встретило меня в книге стала издательская аннотация свежего азбучного издания. К слову, достаточно грамотная аннотация, которая во многом способствует погружению читателей в свой необычный мир. Она старательно интригует, но при этом почти не раскрывает основного сюжета:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» — яркое произведение паропанк-литературы. Авторы ведут читателя в тот мир, который бы возник, если бы компьютер был изобретен в первой половине XIX века. Альтернативная история («что было бы, если...»), рассказанная в романе, накладывается на типичные черты традиционного английского романа: детективный сюжет, разнообразные социальные типы, судьба молодой женщины. Наряду с вымышленными персонажами действуют исторические лица»

И если подводить итог вкратце и максимально без спойлеров, то «Машина различий» оказалась не столько полноценным романом, сколько сборником малой прозы про разных людей, про разные истории и даже про разное время. По сути единственное, что действительно объединяет всех главных героев — это придуманный соавторами мир, в котором лорду Бэббиджу все же удалось ввести свое изобретение во все сферы викторианской промышленности. На выходе, как уже успели отметить большинство рецензентов, получились несколько затянутые зарисовки с персонажами, к которым даже не всегда успеваешь толком привыкнуть и притереться, чтобы начать полноценно им сопереживать и с интересом следить за их приключениями. Погодите, я сказал «приключениями»? Нет, нет и нет! Здесь скорее подошло бы слово «бытописанием», потому что никаких действительно увлекательных приключений в книге по сути и нет. Как нет загадок, нет интриг и нет значимых решений. Есть именно, что описание не сильно занимательных бытовых действий. Причем, этими действиями занимаются не интересные и проработанные личности, а достаточно серые «ноунеймы», о которых нам ровным счетом ничего не известно. И с которыми мы даже познакомится не успеваем, т.к. персонажей авторы меняют очень быстро и без особых предупреждений.

Сам же стимпанк, к моему глубочайшему сожалению, в данной книге представлен скорее красивыми фоном, чем действительно важным жанровым механизмом. Он ни на что не влияет и служит скорее простым средством, на описание которого авторы могут легко потратить пару абзацев и так не самой маленькой книги. А от этого еще обиднее! Ведь столько можно было всего интересного придумать, столько приключений сочинить, столько интриг обыграть, но нет. Вместо этого имеем неторопливую театральную постановку с недостаточно нераскрытыми персонажами в необычно чарующем мире, который до самого финала так и останется лишь красивыми картонными декорациями.

Оценка : 7
«Машина различий»
–  [ 5 ]  +

Кузьмичч, 05 апреля 2019 г. в 15:49

Сначала показалось, что это отдельные истории мира «викторианского стимпанка». Затем начала проглядываться связь между главами (поскольку таковыми эти истории и являлись, несмотря на разных героев, разное время и место повествования), но она была чрезвычайно тонка. К сожалению, стимпанк в этой истории представляет собой больше антураж, нежели жанр — уберите фантастические паровые технологии, и вы получите то же произведение. Но авторами проделана огромная и скрупулезная работа по воссозданию духа викторианской эпохи.

По сюжету — интрига начинает назревать только во второй главе, но так и не созревает до конца. Вся надежда оставалась на финал, но и он не «выстрелил». Все вертится вокруг перфокарт с некоей тайной информацией, которая так и не раскрывается до конца, что оставляет кислый привкус неудовлетворенности.

Но, несмотря на неоправданные завышенные ожидания, роман имеет плюсы. Главный посыл — важность информации и ее влияние (что сегодня актуально как никогда). Вообще авторы поднимают очень много актуальных и важных тем.

Итог: в целом книга не произвела должного впечатления и не вызвала восхищения, но масштабность работы, проделанной авторами, вызывает восхищение.

Оценка : 6
«Пик Вечного Света»
–  [ 5 ]  +

newman, 26 февраля 2017 г. в 00:43

Люди осваивают Меркурий, и замахнулись на освоение Солнца. Собираются, понимаешь, жить внутри(!!!) светила. Вспоминается бородатый анекдот, про «ночью полетим». Семейная жизнь меркуриан, написана с фантазией и юмором, опять же. Небольшая зарисовка из жизни постлюдей, в общем. Может автором были заложены ещё какие-то смыслы, но я их не понял.

«Рой»
–  [ 5 ]  +

Mendax, 04 июня 2016 г. в 21:02

На самом деле очень неплохой рассказ, но вот только интриги к сожалению не получилось. Как только товарищ Симон Африаль (и где там только набралось этих 180 IQ) начал играть в свои примитивные феромонные игры, сразу стало ясно, что ничем хорошим для людей это не закончится. Ведь можно было догадаться, что столь древняя раса на своём жизненном пути не раз встречала сильных, хитрых и могучих, соперников и судя потому что от последних не осталось и следа, участь их была незавидной.

Глупо было надеяться, что рой не имеет оборонных механизмов, против разного рода мимикрирующих паразитов, способных подделывать феромонные сигналы.

Однако, концовка порадовала. Полная безнадёга с крошечным лучиком надежды.

Оценка : 8
«Зенитный угол»
–  [ 5 ]  +

beskarss78, 22 мая 2016 г. в 21:02

Это роман оптимиста-патриота, который очень поучительно перечитать лет через десять после публикации...

Итак, вполне реальные США 1999-2002 годов. Прямо упоминается 11 сентября, атака на башни-близнецы (роман вышел на английском в 2004-м).

Персонажи — из самой что ни на есть научно-технической элиты Штатов, причем элиты во многом уже наследственной. У главного героя дедушка был конструктор самолётов и ракет, папа — социальный инженер, а сам он — гений работы с программами.

Проблема героя — это жуткая бюрократия. Автор не жалеет усилий, чтобы показать как медленно, десятилетиями, нарастает этот барьер между любым реальным делом и людьми, которые могут, нет, черт подери — должны! — его провернуть. Старики рассказывают, что из шарашек надо уходить как только там бухгалтерия начинает душить инициативу (специфика американской шарашки). Внуки сталкиваются с тем, что надо не просто изощряться, но юлить, нарушать законы каждый день, делать экспериментальные установки на свои деньги. Это всё равно не помогает в львиной доле случаев потому как бюрократия сама не знает чего хочет, но любое действие кажется ей опасны. И?

И — с развитием действия откровенный ботан, который при зверских доходах и мебель-то себе в дом заказать толком не может — понемногу становится настоящим бойцом. Вот его добровольная работа в почти невозможных условиях, он отринул роскошь и негу. Вот — умение прогрызать тонны бумаги на своём пути. /Семью он сохранил — возврат к жене и ребенку, как обязательный пункт программы/ Вот — вполне реальный мордобой с риском для жизни. Финал — он убивает человека.

Кого?

Неудачника. Скользящего по наклонной умного и в высшей степени изворотливого знакомца, который отчаялся в борьбе с бюрократией, у которого проблемы с бизнесом, и который решил продать технический секрет проклятым китайцам вкупе с индусами (у тех не меньше фанаберии и бюрократии, они даже отказались покупать...).

Да, книжку лучше хранить завернутой к звездно-полосатый флаг. Герой буквально преодолевает себя, чтобы начать служить интересам Родины — и чем дальше идет по этому пути, тем фантастичнее выглядит роман.

Если начало книги — суровая индустриальная история, реализм научно-бюрократически-бизнес процессов, то финал — это чистый Джеймс Бонд/ капитан Пронин. Мотивы персонажа становятся все более похожим на рассуждения графа Толстого — хорошо бы всем людям доброй воли града на холме объединиться, и как настучать по голове злодеям... В информационном, понятно, смысле.

Я бы сказал, что «Зенитный угол» — это своего рода умелое покаяние автора за отчаяние и безнадёгу «Распада» (роман вышел в 1998-м), где старая и дряхлая Америка пытается хоть как-то собраться, пусть и ценой проигрыша войны Голландии... Автор говорит, что надежда есть, пока истинные патриоты Америки, скромные и незаметные, стоят на своих местах.

Детективная линия в романе сработана мастеровито — есть даже ружье (которое не совсем ружье), что выстрелит именно в финале пьесы.

Фантастическое допущение минимально, если оно вообще фантастично.

Персонажи — да, они явно маски, явно стандартные образы, но маски яркие, подвижные, временами хочется видеть в них реальных живых людей.

Но вот прошло двенадцать лет. Оправдались рассуждения Брюса Стерлинга?

— использовано новое оружие — «цветные революции» — скромные парни сделали своё дело, и вот уже новая «большая дубинка» (не совсем новая, есть уже скоро полвека стукнет, но социальные сети оказались идеальным инструментом) обеспечивает стратегическое превосходство;

— порядка в Вашингтоне больше не стало. Коррупции не стало меньше. Кризис 2008-го так и не прочистил мозги. Тень «Распада» никуда не делась.

Пограничные легионы вырвали для Pax America еще пятнадцать лет относительного покоя.

Но как воспользовались ими Штаты — пусть решают читатели...

Оценка : 7
«Зеркальные очки»
–  [ 5 ]  +

Kerli, 25 мая 2015 г. в 15:23

Долго подбирался к этой антологии. Часто натыкался на отзывы с минимальными баллами что и привело к откладыванию книги в дальний ящик. Но все-же как бы тернист не был путь к ней она прочитана.

«Зеркальные очки» — это не антология киберпанка, этот жанр представлен в ней (антологии) всего парой рассказов, это антология киберпанков. Сборник знакомит нас скорее с авторами пишущими в этом жанре, чем с самим жанром в целом, но в этом как раз и есть вся загвоздка книгу я эту покупал ради рассказов киберпанка, а не авторов в России практически неизвестных (кроме пары знаковых фигур в фантастики).

Сборник начинается с предисловия написанный Брюсом Стерлингом рассказывающий нам о новой волне авторов в «Зеркальных очках» и ярлыках цепляющихся к ним, о второй новой волне в фантастике и дает о ней общее представление будущим читателям антологии о киберпанке.

Рассказы представленные в сборнике к киберпанку отношения практически никакого не имеют, кроме двух которые имеют хоть какую то атрибутику киберпанка. Но произведения эти дают взглянуть на фантастику 80х-90х с другой стороны, со стороны бунтарей людей которые видели будущие немного иным, отличающимся от того что нам предлагали великие мастера (Кларк, Азимов, Хайнлайн, Стругацкие и тд). Киберпанки в будущем видели развитие информационных потоков на ряду с современными технологиями, но все это было омрачено людским эгоизмом, расцветом капитализма и гигантскими корпорациями управляющими и направляющими человечество. По сравнению с этими взглядами видение будущего того же Азимова, Кларка или Стругацких били более радужные можно сказать стерильными. Эта антология скорее экскурс позволяющая увидеть рождение нового направления в фантастике.

Ни все рассказы в этой книге выдающиеся, но и откровенно плохих в ней тоже нет. Антология запоздала как минимум лет на пятнадцать, сейчас уже так не пишут, но своего читателя она найдет.

Лично я получал удовольствие читая «Зеркальные очки» и скорее всего перечитаю еще большую часть рассказов из этого сборника уж слишком похоже ихнее будущие на наше настоящие.

Оценка : 8
«Зеркальные очки»
–  [ 5 ]  +

слОГ, 25 августа 2014 г. в 20:24

Я пишу этот отзыв на обычном компьютере сидя на работе, хотя мог бы на даче на сдыхающем ноуте, или в электричке на планшете, у которого аккумулятор куда лучше. Я его передам в Сеть или в NET, как вам будет угодно, через обычную оптоволоконку хотя мог бы по вай-фаю или через 3g. Да книгу я прочитал на планшете южнокорейской корпорации, ведущей войну за потребителя с американской корпорацией, включая совершенно точно не совсем законные методы вполне в духе героев Сожжения Хром, например. Я узнаю о выходе классической антологии киберпанка на том же сайте, на котором вы читаете этот отзыв. Я в общем-то отвык покупать книги на бумаге, в основном потому, что на флэшке они не занимают места, в общем-то также как и в сети. Да и у меня есть, все издававшиеся ранее рассказы на бумаге (тогда так было принято, всего-то 15-20 лет тому назад). Да я почти уверен, что все рассказы сборника, написаны на пишущей машинке, а не на компьютере, но вся фигня в том, что я убежден в том, что эти ребята, придумавшие киберпанк, очень удивились, узнав о том, что книгу, для которой они отдали свои рассказы 30 лет назад, сейчас в 2014 году на русском языке можно купить только на бумаге. В основном платя именно за бумажный носитель. По мне — это то, что называется нынче — разрыв шаблона. Раньше, наверное, я бы написал парадокс.

Прав один из предыдущих авторов отзывов, что в сборнике больше чем надо панка и меньше чем надо приставки «кибер». Наверное тогда, так было надо. Но прочитав повесть Ширли, я понимаю, что еще одну киберпанковскую трилогию, которую только сейчас издадут на бумаге, и опять скорее всего забудут, про электронные варианты, я читать не хочу. Киберпанк бунтарское/хулиганское течение 80-х, который не сбылся и не сбудется, но отдельные тексты свое время пережили и, возможно, еще поживут. Для меня ничего сравнимого с «Сожжением Хром» в этой антологии не нашлось (ну разве, что лучше Гибсона, может быть только Гибсон :) ), но надеюсь, что другим повезло больше.

Оценка : 7
«Схизматрица»
–  [ 5 ]  +

gorvzavodru, 21 марта 2012 г. в 14:17

Киберпанк пытаюсь читать весь (который попадётся). Иногда ищу специально.

Это произведение давно прочитать собирался.

Но понравилось не очень.

Как то и доложить по результатам прочтения особо и не о чём.

Ну, реконструируется развитие человечества. Одно направление — шейперы (биологисты), второе — механисты (киборгисты). Другие (разные) тоже есть.

Маленько представители цивилизаций чужаков присутвуют.

Живут люди, решают свои проблемы, технологии развивают.

Так то — интересно. Но ничего особо выдающегося и примечательного в произведении — не нашёл.

Правда, фрагмент, где ищут на старой Земле виды, существующие в местах «чёрных курильщиков» — весьма понравился.

Пара, тройка других интересных фрагментов тоже запомнилась (например, где Чужим продали результат аварии на астероиде).

В целом, однако (счёл) средним, хотя и достаточно интересным произведением.

Оценка : 6
«Замысел Блемми»
–  [ 5 ]  +

FixedGrin, 15 ноября 2011 г. в 01:33

Историческая фантастика о первом контакте, стилизованная под рыцарские романы. Для Стерлинга совершенно необычное произведение. Со стилистической точки зрения сопоставимо с джадитским циклом Кея. Но юмора здесь больше, да и бесподобные штришки, подчеркивающие восприятие научно-технической информации людьми средневекового общества, не могли бы появиться в сугубо фэнтезийной вещи.

Оценка : 10
«Зенитный угол»
–  [ 5 ]  +

ааа иии, 19 июня 2011 г. в 23:04

  Да. Книга неудачна. И прицел близок, и политика техасца в Белом Доме далеко не позитив, и превращение описания карьеры и быта крутого программера в триллер про небесную пушку несколько внезапно. Специалисты бегут в госсектор — а в США не отдали на аутсорсинг разве что прокуратуру. Да и вообще, романы Стерлинга слабоваты, он лучший рассказчик, чем повествователь.

  Но есть в «Зенитном угле» одна особенность, которая может быть по сердцу тем, кому нравятся Ирвинг Стоун и Гор Видал. Это ощущение исторического периода. Впереди мировой финансовый кризис и беспомощность хай-тека перед разливом нефти, Викиликс и суды за закачку файлов. Но момент завершения эпохи схвачен. Все. Эйфория девяностых закончилась.

  Вместе с доткомами закончилось время техночародеев: как хорош момент, в котором Ван потрясен кодом без багов, который пишут белые воротнички! (Именно таким в презираемом персонажами Олшена и Стерлинга комиксе «Дилберт» экзорцировали компьютерного гуру). Закончился IT-престиж: на конференции по кибервойне хлопают не за неуязвимый для кулхацкеров суперкластер, собранный на свои деньги, а за то, что подрался со спецназовцем и победил. Закончились даже горячие головы, теперь в колледжах сосредоточенные китайцы и индусы.

  Пока Запад дивился на провал Японии и пытался разобраться с тем, что творится в Чечне (целая глава), в Шанхае и Индии выросли такие люди, такие программисты, такие небоскребы, что... Неплохо при чтении вспоминать «Криптономикон» Стивенсона, сравнивая персонажей и оценку их деятельности.

  В хлестких фразах Стерлингу-журналисту не откажешь. «Коммерческого в Интернете было не больше, чем национального. Вот поэтому он назывался Интернет, а не «Интернет инкорпорейтед» ©™.» «Клиенты не хотели латать дыры в компьютерной защите. Потому что клиент не захочет кататься на мотороллере, обвешанном полутора тоннами якорных цепей и амбарных замков.». То, что Стерлинг пишет про частную авиацию, «Энрон», шарашки, лазеры и полицейских, бесспорно. Но, при взгляде из России, все же, не очень интересно. А фразы — это только фразы.

  Ознакомьтесь при наличии свободного времени.

«Машина различий»
–  [ 5 ]  +

Pavel_Otmorozov, 28 января 2011 г. в 08:30

Еще парочка сильных авторов, провалившаяся в попытке посоревноваться с Диккенсом. Англо-американская литература нашего времени снова и снова пытается паразитировать на викторианской Британии. Чего только туда ни запихивают. То магию, то мыслящие арифмометры, то биоинженеров, а получается всегда одно и тоже. У всех, от Рэнкина до Сюзанны Кларк. Редкие удачи, вроде «Египтолога» Филиппса, только подтверждают общую картину. О, сколько их упало в бездну! Сколько еще упадет.

«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 5 ]  +

god54, 29 июня 2010 г. в 19:10

Мне никогда не нравились произведения о чужой культуре. Это очень редко бывает у американцев, но у русских сплошь и рядом, как следствие идеологической политики СССР. Данный рассказ написан хорошо, но абсолютно не реален. Тот кто жил в СССР может сказать это уверенно. Бастовать в космосе, да проверки людей для работы в космосе выявляли малейшее несогласие с политикой партии. Понравилось лишь предсказательная часть рассказа: свертывание космических исследований, премьер на тракторе, взрыв атомной станции и т.д.

Оценка : 7
«Последний шакальчик»
–  [ 5 ]  +

vve, 07 февраля 2010 г. в 08:50

Корумпированная верхушка в России, КГБэшники действующие и в отставке, мафия и прочие бандитские группировки заинтересованы отмыть «грязные» деньги, уворованные из бюджета, нажитые торговлей наркотиками, оружием, людьми и чем там ещё? Для этого приходит гениальная мысль создать собственное небольшое государство-оффшор с собственным банком — для нас, россиян это в общем-то обыденное дело, мы с этим смирились и не обращаем особого внимания, а для зарубежного писателя это тема для фантастического рассказа. Вот так-то господа.

Оценка : 7
«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 5 ]  +

sham, 04 сентября 2008 г. в 19:05

согласен с предыдущими отзывами... когда читал постоянно вспоминал станцию «МИР». Гибсон и Стерлинг показывают в этом рассказе, как хорошо они владеют русской историей... рассказ написан в 1983 году, но я не увидел американизмомв в духе фильма «Армагеддон». получил огромное удовольствие от чтения...

Оценка : 10
«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 5 ]  +

Olcha, 27 августа 2008 г. в 03:39

Очень печальное произведение, написанное на влне состродания к русскому народу, который верит в идеалы, но всилу различнх социально-исторических обстоятельств не может их достичь. Гибсону можно аплодировать стоя в который раз за его пророческие произведения, а еще за небывалую поллиткорректность, учитывая год напсания вещи.

Оценка : 8
«Священный огонь»
–  [ 5 ]  +

С.Соболев, 14 мая 2008 г. в 18:09

Власть находится в руках геронтократов-глобалистов, и поэтому важнейшей отраслью человеческой деятельности объявлена медицина: буквально все подчинено медикам, стремящимся окружающую среду стерилизовать, людей кормить выхолощенными и очищенными искусственными продуктами, а в награду за добропорядочные деяния на благо человечества индивидуум получает медицинское обслуживание.

Странный это рай, где запрещена реклама, говорящие собаки ведут телевизионные интеллектуальные диспуты, уничтожены эпидемии, а самой высокоразвитой страной стала Индонезия, наименее всего пострадавшая в эпоху глобальных эпидемий 2030-х годов (смотри график из книжки Форрестера).

– У государства есть враги?

– Конечно! Множество! Бесчисленные орды! Самые разные отказники, диссиденты! Амиши. Анархисты. Андаманцы. Автралийские аборигены. Несколько племен афганцев. Какие-то американские индейцы. И это только на букву «А».

Проблема омоложения занимала человечество с давних пор. Что только ни придумывали для продления существования одной отдельно взятой особи: и пересадка мозга (Р.Хайнлайн «Не убоюсь я зла»), и запись сознания на внешний носитель (А. и Б.Стругацкие «Свечи перед пультом» – новелла из романа «Полдень, XXII век»; в этой новелле, кстати, упомянут загадочный «метод Каспаро-Карпова» – не знаю как там насчет метода, а вот противостояние этих двух фамилий известных шахматистов явилось пророческим), и живительные переливания крови бессмертных (Дж.Ганн «Бессмертные»), и киборгизация организма (смотри тот же «Робокоп»), и таскание камня в гору (А.Гайдар «Горячий камень»). В «Священном огне» Стерлинг использовал метод, описанный Петром Павловичем Ершовым (1815-1869) в сказке «Конёк-горбунок» (1834) [обратите внимание, сколько лет было Ершову на момент написания сказки, и попробуйте найти хоть что-нибудь еще, им написанное]:

Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний – молоком,

Вскипяти его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

И красавцем учиниться –

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке;

Тут побудь в воде вареной,

А потом еще в студеной,

И скажу тебе, отец,

Будешь знатный молодец

Стерлинг, естественно, наукообразил все эти квазифольклорные метафоры, но суть осталась именно такая: тело пациента расщепляют, растворяют, и заново выстраивают в специальном чане-биоконтейнере.

Героиня романа, Миа Зиеманн, во время операции потеряла всю наносную культуру поведения, десоциализировалась, испугалась нагромождений условностей, которыми окружен человек ее уровня и достатка, и бежала из этой противной геронтократической среды на волю, в Европу. Ее медики ищут, эксперимент продолжать, а молоденькая и похорошевшая Майа колесит по Европе, связывается с молодыми бунтарями, попутно выступая на подиуме.

Метаморфоза с героиней произошла во время операции омоложения, когда сознание пациента отделяется на несколько недель от ощущений тела. Не кома, но глубокий сон, и человек словно рождается молодым.

(Чем-то эти метаморфозы напомнили мне роман «Бедные-несчастные» Аласдера Грея, в котором взрослая девушка с чистым сознанием младенца ринулась прочь из пут цивилизации, и отправилась путешествовать по Европе. Сбежав, между прочим, от лечащего врача).

Смысл романа еще и вот в чем: старой женщине-бухгалтеру дали возможность прожить жизнь заново, в молодом теле. Она что, кинулась сводить балансы с утроенной энергией? Куда там, занялась искусством. Потому что на хрен не нужны здоровому (психически здоровому, естественно) человеку маразматические противоестественные системы ограничений свобод.

Оценка : 9
«Такламакан»
–  [ 5 ]  +

olvegg, 09 марта 2008 г. в 22:10

Мне кажется, символично, что рассказ был написан накануне нового тысячелетия. Весь двадцатый век авторы отправляли космические корабли бороздить просторы Галактики, а Стерлинг как бы ставит жирный крест на всех этих мечтаниях, скрыв звездолеты в подземной пещере. В общем-то, никаких перспектив в освоении межзвездного пространства пока действительно не наблюдается, и появятся ли они в будущем — большой вопрос.

Оценка : 9
«Распад»
–  [ 5 ]  +

red ice, 09 октября 2007 г. в 16:39

Мне понравилось, однако однозначно рекомендовать не буду, поскольку книга на любителя. В центре повествования власть и политтехнологии. По настроению напоминает «Дух времени» — жестко, иронично, очень изящно. И главный герой, живущий по принципу «хочешь жить, умей вертеться». Явственно ощущается рука Стерлинга-публициста, поэтому тем, на кого обстоятельные дискуссии на политические и социальные темы навевают скуку, читать категорически противопоказано. Качество текста на уровне, мне особенно понравился прием изменения темпа повествования от этих самых обстоятельных диалогов до почти что хроники и обратно. Концовка довольно размыта, но, на мой взгляд, сюжет здесь не главное, он просто помогает добиться нужного эффекта воздействия на читателя, ведь роман, в сущности, представляет собой зарисовку одного из вариантов возможного будущего. Получилась очень атмосферная вещь, от прочтения которой получаешь скорее эстетическое удовольствие.

Оценка : 9
«Киоск»
–  [ 5 ]  +

Ank, 15 апреля 2007 г. в 21:23

Писатель придумал очень безрадостное будущее, показал, как законы рынка разрушают жизнь. Киоск из картона, клея и промышленных отходов, товары со сроком годности в неделю, пластмассовые шляпы – всё это вызывает ощущение какой-то кучи мусора, большой помойки, в которой живут все эти люди.

Оценка : 5
«Flowers of Edo»
–  [ 4 ]  +

AlexSos, 17 июня 2024 г. в 11:02

Несколько японцев точат лясы, употребляя при этом незнакомый им доселе крепкий иноземный напиток — бурбон.

Экшон да и сюжет практически отсутствуют.

Скучноватенькое у автора повествование получилось, и даже глубокомысленный финал ситуацию по большому счёту не исправил.

Оценка : 6
«Священная корова»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 18 марта 2024 г. в 18:54

По сути — это обычная, написанная в духе капиталистического реализма, история о нелёгких буднях работников Болливуда со всеми сопутствующими прелестями: недовольный босс, творческий кризис режиссёра, длительная заграничная командировка, секс, гостиницы, рок-н-ролл. Сорян, рок-н-ролл в рассказе заменяет какой-то оригинальный и не очень понятный музон. Хотя рок-музыка тоже когда-то считалась не образцом хорошего вкуса. Стерлинг — самец, могёт запустить неочевидную аллюзию, плюсую.

Это история о том, как мало (а может быть много?) нужно человеку для счастья.

Но совершенно иной смысл тексту придают пара фантастически-пророческих допущений писателя.

Первое допущение — западная ( на примере Англии) цивилизация приходит в упадок в результате эпидемии болезни, которую можно условно назвать «коровьим бешенством». Ничего не напоминает? Все эти «птичьи» гриппы и прочая, и прочая. Центром мира становится Индия, где как известно говядину не едят. Азиаты становятся королями мира. Кстати, к этому и идёт развитие современной цивилизации. Будущее, похоже, за ними — китайцами, индусами, малайцами, японцами и иже с ними.

Второе допущение — Луна, превращённая американцами в свалку и нуждающаяся в ритуальном очищение. А!? Каково!? Какая деталь! Блеск!

Очень хороший рассказ во многом отражающий реалии современности и ближайшего будущего. В нём есть всё: экология, культурология, социология.

Причём умещается это «всё» на очень небольшом количестве страниц.

Читать всем любителям футурологии и тонкой социальной иронии с примесью капельки стёба.

Оценка : 8
«Глубокий Эдди»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 16 марта 2024 г. в 20:21

Концептуально-фрагментарная картинка будущего вполне в духе социологической фантастики Стерлинга.

Мир будущего доводится нам через множество деталей: электроблокноты и электротакси вас сегодня поражают? Меня нет. Только сегодня прочитал про то как украинский депутат первым в Европе купил электрический «роллс -ройс». Стоянки для электромобилей можно встретить в обычном среднестатистическом дворе в любом большом городе.

А вот плащи и пиджаки с кондиционерами мне пока ещё не встречались хотя технологии есть. Одежда тоже есть, но пока не в широком магазинном доступе.

Заинтересовывают разве что «специфики» — очки с компьютерными примочками дороже автомобиля. 50 терабайт на носу впечатляют.

В основе сюжета путешествие курьера из Чаттануги в Дюссельдорф, где ожидается некий Переворот.

Вот этот Переворот, его причины, ход и размышления персонажей о нём и составляют основной смысл текста. Переворот — весьма любопытный социальный феномен, который вроде происходит стихийно, но все к нему готовятся и знают, что он непременно произойдёт.

Стерлингу интуитивно, а может и вполне научно прогнозируемо, удалось уловить те социальные изменения в европейском обществе, которые происходят сегодня.

Все недовольны всем. Социум дробится на множество фракций, которые под руководством отъявленных фриков беснуются на улицах европейских городов. На этом фоне только футбольные фанаты смотрятся нормально. Стерлинговскому Перевороту не хватает только каких-нибудь возмущённых активистов ЛГБТК+ сообщества.

Форма подачи материала интересна, а вот суть уже не нова, что не отменяет точности футурологических допущений автора.

Читать любителям социальной фантастики.

Оценка : 6
«Чёрный лебедь»
–  [ 4 ]  +

слОГ, 29 сентября 2023 г. в 10:38

Классный рассказ от столпа киберпанка про параллельные миры. Причем в кои-то веки действие происходит в Италии (да и опубликован рассказ впервые был на итальянском), а главная роль второго плана отведена Николя Саркози с Карлой Бруни, которая правда по имени не упоминается, да и вообще могла быть заменена на любую другую умницу-красавицу. По мне, хороший рассказ тот, который заставляет о чем-то задуматься-поразмыслить. Бывает о чем-то совершенно неожиданном. Вот «Черный лебедь» Стерлинга напомнил о Саркози, о его харизме, о харизме французских президентов до него и после. По сути Саркози (не совсем француз, да наверное и почти совсем не француз) по своей харизме превосходит всех последующих французских лидеров. Вот по действиям... Так Стерлинг и пишет, что он тот еще авантюрист-проходимец, который может и быть президентом, а может своими действиями уничтожить Европу...

Стерлинг, по мне, очень чутко чувствовал дух времени (да у него и роман такой был), он очень классный провидец и один из его поздних рассказов это только подтверждает.

Оценка : 9
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

Славич, 10 июня 2023 г. в 15:55

Киберпанк, посткиберпанк... А по-моему это в первую очередь социальная сатира. Причём сатира не столько даже на старых политиканов-консерваторов, сколько на левацкую молодёжь. Чем активнее молодой человек или девушка участвует в политических движениях либо дискуссиях, тем больше вероятность, что на поверку он или она окажутся детишками богатеньких родителей. Социальный бунт как проявление конфликта отцов и детей. Главный герой не исключение, но он хотя бы полезным делом занят — велосипеды чинит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За выживших из ума сенаторов в мире 2037 года думает искусственный интеллект. В отличие от них молодёжь пытается думать самостоятельно... и думает она, что в случае чего родители смогут вытащить их из неприятностей.

Такой вот рассказ о разных поколениях, в котором всем досталось на орехи.

Классификатор Фантлаба, как часто бывает, бесполезен: нет даже отметки «искусственный интеллект».

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 15 января 2023 г. в 12:42

Судя по количеству отзывов, «Рой» — самый популярный рассказ Стерлинга на Фантлабе. И неудивительно.

У автора получился классный, умнейший текст о идеальной цивилизации с высочайшим уровнем выживаемости. Её внутреннее устройство позволяет ассимилировать и включать «в себя» чуждые ей виды, приспосабливать их для своих разнообразных нужд. Концептуальное кредо цивилизации «Роя», цивилизации симбиотов по типу термитов, заключается в утверждении, что «Жизнь и интеллект далеко не так хорошо совмещаются друг с другом, как... кажется.»

Капитан-доктор Саймон Африэль проникает с помощью Инвесторов (инопланетной расы «барыг») в один из ульев Роя, расположенном на планетоиде около Бетельгейзе. Вместе со совоей коллегой по фракции шейперов Галиной Мирной (ура!и здесь русские!) он намеревается украсть генные коды для того, чтобы изучать, разводить и использовать представителй РОЯ. Это сулит огромные преимущества той части человечества, к которой он принадлежит. Но однажды всё пошло не так. Финал, как всегда у автора, глубок, парадоксален, необычен и остр.

Атмосферный текст с отличным сюжетом. Не без огрехов, ну куда ж без них. В целом — отличная фантастика.

Читать всем.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

VovaZ, 22 августа 2021 г. в 16:01

Роман, одновременно, впечатляющий и не простой. Интересная альтернативная реальность, в которой великая компьютерная революция свершилась, не во второй половине 20-го века, а на сто с лишним лет раньше, на основе точной механики и пара.

И “клакеры” (программисты 19-го века) стремительно меняют мир. Информационные технологии развивают транспорт, промышленность, химию, автоматизацию. Техника прогрессирует намного быстрее, чем готовность человечества к нежданному прогрессу. Конфликт, как социальный, так экологический.

На фоне этой удивительной альтернативки, авторы развивают несколько линий триллера, боевика, драмы, мелодрамы.

Первая часть романа не имеет особо развитого сюжета. Здесь авторам гораздо важнее показать колорит “оцифрованного викторианства”. Показать контрасты городской жизни и человеческих отношений. Во второй части начинает развиваться лихой триллер, боевик. В части третьей, драйв значительно падает. Похоже, роман поднадоёл авторам. Начинается повествование о дальнейшей судьбе героев, довольно нудное и скорее публицистическое, чем художественное. Такой контраст делает чтение не простым, но занятным.

В целом, роман понравился, прочёлся с удовольствием и интересом.

Оценка : 8
«Моцарт в зеркальных очках»
–  [ 4 ]  +

Joul Harristar, 07 марта 2021 г. в 17:52

Не знаю, как вы, а я в восторге от этого рассказа!

Возможно здесь сказывается не такой большой опыт в чтении фантастики и при большой любви к истории, но это бесшабашное нагромождение исторических личностей, отсылок и деталей, замешанное на полном отрицании обычных законов времени и «эффекта бабочки», показалось мне чертовски свежим и бодрым. Почему-то большинство произведений о путешествии в прошлое, которое попадались мне, были основаны на главном принципе — не дай боже что-нибудь изменить, а то ужас-ужас! А здесь — полнейшая вакханалия, драйв и рок-н-ролл)) Хлопнуть Марию Антуанетту по упругой попке? Пожалуйста! Проехаться по Джефферсону по поводу его рябой физиономии? Сколько угодно! Давить вместе с Джебе Нойоном гренадеров на харлее? Вуаля!

Ещё под этим всем идея. над которой можно и поразмышлять — постоянство человеческой натуры, любовь ко всему новому, борьба прагматичного и эмоционального начал.

В общем, я бы почитал целый роман в таком ключе, хотя, возможно, ценность и фишка этого произведения как раз в стремительности и краткости))

Оценка : 9
«Чёрный лебедь»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 04 марта 2020 г. в 16:19

Сюжет не оригинален — повтор подобного от многих сюжетов иных писателей. Использование достижений науки и техники иных миров с пользой для нашего мира. А финал печален — авантюристы от торгашества натолкнулись случайно на крутого деятеля иного мира , а им оказался Николя Саркози, и закончились успехи... Может этим и силен сюжет, может в этом и есть изюминка...

Оценка : 6
«Наш нейронный Чернобыль»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 20 февраля 2020 г. в 11:06

Рассказ — номинант премии Хьюго   1989 года. Написан вскорости после чернобыльской катастрофы, поэтому и имя нарицательное автор распространил и на другие аварии. Но к счастью для планеты чернобыльская катастрофа имела локальный характер. А я думал, почему мутации в рассказе тоже идут под именем Чернобыля. Хотя мы мало ещё прожили, чтобы судить о её последствиях в глобальном отношении.

Сюжет — в виде научного отчёта о последствиях экспериментов с генетикой , причём эксперименты проводят юные таланты, но стихийно без контроля государства. Вот здесь и нужен был тотальный контроль государства как в рассказе «В Раю», но нет, ума не хватает и желания. Эксперименты на доступном оборудовании привели к мутациям среди некоторых видов животных и к появлению у них разума, но какого Разума? Он не совсем стыкуется с Разумом человека. И уже существование человека как вида под вопросом.

На наших глазах сегодня совершается китайская трагедия с короновирусом -вывод один -планета не готова к таким проявлениям то ли мутаций, то ли вброса извне. Более 2000 умерших, а противоядия нет до сих пор!

Оценка : 10
«Башня из слоновой кости»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 17 февраля 2020 г. в 17:51

Мини -рассказ, но очень ёмкий для размышления. Ученые -физики хотят заниматься только чистой наукой, и не делать ничего подобного на атомные бомбы. Прочитал и задался вопросом -создатели физики ядерного оружия от Эйнштейна до Сахарова — ведь это очень умные люди, на прядки умнее окружающих, имеют аналитический ум — вот как они не могли просчитать опасность создания и применения ядерного оружия. Уму непостижимо. На сегодня мир могут уничтожить несколько раз просто по прихоти какого недоумка -политика.

Оценка : 9
«Чёрный лебедь»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 25 апреля 2019 г. в 15:37

В итоге: очень хороший рассказ про альтернативные измерения, поданный через призму истории современной Италии, как ни странно, через судьбу Николя Саркози. У нас он президент, а где-то — самый разыскиваемый преступник, Николя-Крыса.

Ненавязчивые рассуждения о важности личности для истории и незаметности «Чёрных лебедей» — редких событий, кардинально меняющих историю. Каждому «Лебедю» находится объяснение задним числом, и только находясь «снаружи всех измерений», можно понять, насколько были малы шансы того, что история пойдёт так, а не иначе.

Поворот с «божественностью» путешественника меж измерениями не очень понял, но это не помешало получить удовольствие от рассказа.

Оценка : 8
«Очередное задание»
–  [ 4 ]  +

JohnNorrik, 26 февраля 2019 г. в 18:10

Не понимаю почему многие вниманием обошли данной произведение, так как это типичный представитель «настоящего» киберпанка.

Орбитальные дзайбацурии (колонии) которые в экономическом и научном развитии давно обошли жителей Земли, и теперь предоставляют разного рода услуги (вплоть до наемных убийц), глобальное правительство Земли, которое пытается управлять планетой с постоянно уменьшающимися ресурсами и неподконтрольными регионами, и собственно «повстанцы», а скорее — неолуддиты, которые отвергают технологию и хотят жить «настоящей жизнью», часто находя упоение в следовании разным культурам прошлого (в рассказе — культура майа). Воспоминания о некотором древнем террористическо-религиозном культе, который раньше пытался «очистить» Землю от технологии (неолуддизм)

«Железо» и технология как некая стихия, владение которой невозможно без боли и физических изменений, которую необходимо сначала «приручить», и которая меняет личность людей, может стирать их память и ее уже невозможно безболезненно (для человека) удалить из организма. Хороший пример — главный герой, которого по ходу повествования разлучают с имплантами («Страшно и безумно размышлять без помощи компьютера, Он даже не подозревал насколько неуклюжими и болезненными могут быть мысли»).

Так же, можно сказать, поднимается тема «выноса производств» в другие регионы. В рассказе это — орбитальные дзайбацурии, в которые ушли самые развитые и деловые представители человечества, и которые обошли Землю во многих областях на «десятки, или даже сотни лет». В нашей же реальности это заводы и производства переехавшие в Азию, которая благодаря этому развивается в разы сильнее остального мира, оставляя его со своими проблемами наедине и по сути отбирая огромный кусок прибылей.

Произведение которое любителям киберпанка (да и не только) обязательно стоит прочесть.

Оценка : 9
«Манеки-неко»
–  [ 4 ]  +

jolly-fellow, 10 января 2018 г. в 05:02

Когда читаешь этот рассказ то создаётся впечатление что это детальное пересказывание типичного японского анимэ для детей не старше 14 лет. В тексте огромное количество описаний мелких действий и вещей совершенно ненужных для понимания сути. Особенно футуристических электронных приспособлений и действий совершаемых с ними. Зато практически нет описания обстановки, чувств и мыслей героев. Поэтому представить себе описываемые события можно только в виде упрощённых анимэшных картинок сменяющих друг друга, где на переднем плане один или несколько схематично нарисованных героев а окружающая их обстановка размазана либо вообще отсутствует. Диалоги и сюжет в целом тоже идеальны для аудитории 10-14 лет но не старше ибо до наивности примитивны. Наверное в этом возрасте я бы оценил это произведение очень высоко, так как описание всех электронных штук сделаны великолепно и продумано, а сюжет представляет собой типичный для анимэ шаблон, где обычный парень, на месте которого может представить себя каждый читатель, выйдя по делам в город, внезапно попадает в головокружительную детективную историю международного масштаба. Но рассказ позиционируется как произведение для взрослых людей до которого он серьёзно не дотягивает.

Оценка : 3
«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 4 ]  +

JohnNorrik, 09 января 2017 г. в 23:12

Тот типа рассказов, где человеку который не жил в той эпохе и в том времени на самом деле сложно разобраться. Поэтому я не могу поставить высокую оценку рассказу, поскольку многие вещи для меня непонятны в силу того, что я живу в другом времени с другой философией.

Скажем так, нынешнему поколению рассказ покажется немного странным, хотя вроде бы проблемы поднимаемые в рассказе скорее общечеловеческие , но все равно, полностью прочувствовать не получится.

Оценка : 7
«Распад»
–  [ 4 ]  +

Siver-Snom, 30 августа 2015 г. в 02:19

Несмотря на всю «тяжесть» произведения (много буков или изобилие деталей, кому как нравится), роман весьма колоритный, вызвал стойкие ассоциации с «Американским героем» Бейнхарта и «Рифтерами» Уоттса.

Есть будущее, в котором произошла некая катастрофа, политический расклад мира полностью перекроен, но об этом сказано обрывками, так как сюжет крутится вокруг пары американских штатов. Вместо гигантского монстра-страны, залога демократии и единства граждан, перед нами разрозненные области (штаты), со своими самодурами-царями (губернаторами), прикормленной инфраструктурой (купленная полиция и мафия) и инертными гражданами. То есть это даже в 1998 году не было фантастикой, но. На этом фоне перед нами ГГ (даже супер ГГ): прекрасный управляющий, харизматичный «серый кардинал» с комплексами бога и пробирочного рождения, который хочет перемен. Перемен к лучшему для себя, своих людей, своей страны, мира в целом (порядок, вроде, правильный). Скрупулезное и детальное описание его действий на базе отдельно взятого НИИ, привлечение новых людей и соратников очень захватывает, будто сам играешь в компьютерный симулятор (управление больницей, городом, симсы те же самые). И конечно же хеппи энд: злодеи посрамлены, ГГ с дамой сердца пьют кальвадос, работы по переделке мира ещё непочатый край, но все об этом знают и просто верят в лучшее.

Оценка : 8
«Киоск»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 18 марта 2014 г. в 20:33

Честно говоря, немного удивлён как оценками, так и отзывами. Во-первых, рассказ очень «в духе» Стерлинга. Во-вторых, автор просто прорабатывает очередную концепцию возможного будущего, не более того, но в рамках небольшого по объёму произведения сделать это довольно сложно, поэтому и присутствует некоторая «сумбурность» изложения. А в-третьих, я просто очень уважаю Стерлинга как одного из «пап киберпанка» :))) и очень сожалею, что у нас мало переводят его рассказов последних лет, поэтому наткнувшись на «Киоск» прочитал его с удовольствием. Советовать и рекомендовать бы не стал, но поклонникам творчества автора и его стиля ознакомиться не помешает.

P.S. А ещё очень впечатлила иллюстрация к рассказу от Владимира Бондаря...

Оценка : 9
«Схизматрица»
–  [ 4 ]  +

Aectann, 10 марта 2013 г. в 03:39

Вот она — аллегорическая картина не такого уж далекого будущего!

Киберпространство, в котором можно потеряться на сотни лет. Корпоративные войны, затрагивающие судьбы миллионов. Генная инженерия, выращивающая живые планеты. Города в Кольцах Сатурна. Фермы на окололунных астероидах.

И в центре книги — 100 лет жизни одного человека. Хроника будущего его глазами. История человечества — с его подачи. Утонченная игра с сильными мира сего и с самим собой. Игра в бога. Бога из машины...

Оценка : 10
«Замысел Блемми»
–  [ 4 ]  +

mytreus, 13 октября 2012 г. в 17:46

Стерлингу не хватило времени или желания проработать рассказ. А ведь замысел был весьма неплох — объединённые силы Востока и Запада против зла в декорациях такого, с позволения сказать, крусадапанка. Есть и связанный с влиянием Тихого Господина high tech (развитая система почтовых сообщений, позволяющая поддерживать международную торговлю, в том числе и редкими товарами; сложные боевые машины; средства ревитализации) и присущий средневековью low life (состояние перманентной войны в Леванте, религиозная рознь).

Чтобы всё это смотрелось правдоподобно, была необходима максимальная точность в деталях. Автор же просто взял все расхожие представления о Ближнем Востоке времён крестовых походов и перемешал по принципу «и так сойдёт». Я могу принять криптоисторическую историю основания ордена госпитальеров, но именование Синана аятоллой и его резиденции Аламутом — бред. То же касается объяснения упадка торговли в конце XII века влиянием какого-то Великого хана. Но особенно замечательно и показательно приписывание Саладину намерения высадить десант в Европе. Показательно как индикатор страха современного западного человека перед исламом.

Для того, чтобы эта мешанина приобрела очарование трэша, повествованию категорически не хватает драйва. Только финальная батальная сцена может в какой-то степени вознаградить читателя, да и то — антуражем, а не умением Стерлинга описывать бои. Развитие сюжета вялое, всё действие сконцентрировано во второй части рассказа, а в первой — описания и диалоги. Персонажи взаимодействуют весьма странным образом. Например, непонятно отношение героев к Тихому Господину, кем они его на самом деле считают? И как такой товарищ разъезжал по дворам султанов, не вызывая ни паники, ни удивления? Если секрет его обаяния в неких феромонах, автор об этом ничего не говорит.

Слабый рассказ, что обидно, ведь можно было сделать лучше.

Оценка : 5
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

evgeniy_n, 08 января 2012 г. в 20:09

   Сразу хочу сказать, что этот роман стал для меня самым большим разочарованием прошедшего года.

   К сожалению, я мало до этого читал «стимпанковских» произведений, но сам антураж подкупал ещё до начала чтения. Паровые машины, вычислитель Бэббиджа — эти темы и по отдельности впечатляют, а уж вместе ожидалось что-то совсем необычное.

   На мой взгляд, «вместе» не получилось. Если паровым машинам ещё уделено заметное и почётное место (можно вспомнить хотя бы блистательно описанную гонку «Зефира»), то разностная машина (почему-то упорно вертится на языке слово «дифференциатор») упоминалась часто, но так и осталась лишь деталью декорации. Какие-то обрывки идей, зачатки сюжетных поворотов, невылупившиеся из тесных коконов замыслы — вот такие впечатления остались от довольно динамичного романа, начало которого заинтриговало и заставило дочитать его до последней строчки. Мир викторианской Англии, в которой громадную роль играют вычислительные машины, действительно способен потрясти воображение. Однако по мере чтения интерес был вытеснен осознанием того, что по существу уже ничего не будет — кинотроп отработал программу, и нам пора покидать зрительный зал. Картинка показана сочная, иногда захватывающая, но какого-то глубокого смысла я не уловил — просто увлекательные приключения на фоне красочных и хитроумных декораций. Вместо машины Бэббиджа можно было нарисовать что угодно, смысл остался бы прежним.

   Нельзя не отметить талант авторов — временами от чтения буквально невозможно было оторваться, да и мир лондонской экологической катастрофы XIX века передан очень впечатляюще. Но удовлетворение от чтения осталось не полным — авторы не стали разворачивать многие свои идеи (например, про «стирание» информации о неугодных гражданах), ограничившись простым их упоминанием, а большинство страниц посвятив обычным для приключенческой литературы похождениям главных героев.

   Ещё одно достоинство романа — скрупулёзное построение альтернативного мира, тщательная работа с историческими фактами и биографиями известных личностей.

   В итоге получился качественный роман, который наверняка придётся по душе любителям викторианской эпохи, но мне не хватило в нём агрегата, вынесенного в заголовок — собственно разностной машины. Её заменили подробно описанный кинотроп и загадочный чемодан с перфокартами.

Оценка : 7
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

Shipoopi, 06 ноября 2011 г. в 09:26

После прочтения оставила двоякое впечатление. С одной стороны, блестяще написанная книга. Захватывает, тянет перелистнуть страницу, а затем еще одну, и еще одну и так, пока в глоссарий не упрешься. Описания на уровне, персонажи отменные, цинизм и реализм пробивают в размеренно-подготовленных местах. Сцена визита к проститутке шикарная, вызвала даже легкий стыд — будто подглядываешь за героями в замочную скважину. Война на улицах Лондона — отлично, даже несмотря на рояли в кустах, спасающие героев в самый трудный момент. А вот сюжета, как такового, отчего-то не заметилось... есть нагромождения вторых и третьих планов, но в единый клубок у меня все разрозненные ниточки как-то вот и не сошлись, и остался роман набором ярких и шикарно изготовленных фрагментов, которые в мозаику так и не сложились. Финал оставил легкое разочарование — во-первых использованием нового стиля, во-вторых излишней открытостью и документальностью. Тем не менее, книга хороша, читалась с интересом и, безусловно, свое место в мировой сокровищнице фантастики занимает по праву.

Оценка : 7
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

sanbar, 24 сентября 2010 г. в 11:35

Уф, наконец я одолел «Машину различий», но оно того стоило. Книга о том, как гигантский арифмометр попытались заставить осознать себя и о том, что из этого вышло на фоне революционной борьбы. Много действия, плюс абсолютная безжалостность авторов к собственным героям, как в сюжетном плане, так и в плане построения книги. Сначала нам предлагается подробный рассказ о человеке, преподносятся на блюдечке его поступки и чувства, потом подается на десерт увлекающий, насыщенный событиями сюжет, но стоит привыкнуть к герою, как раз и его выключили, как телевизор. Причем не потому , что он героически погиб. Просто как только очередной мавр сделал свое дело — его можно отправить куда нибудь в Китай, о чем сухо сообщается, где то посреди следующей итерации. Непривычно, неудобно, но необычно и интересно. Крайне оригинальный мир, наполненный легким стебом над английской историей и литературой. Описательная часть — выше всяких похвал, сюжетная -достаточно неплохо, но для развлекательной литературы читается все таки трудновато. В целом- рекомендую по настроению. Этакие приключения Д.Ватсона в мире F.Fantasy 8 и страшных снов Х.Миядзаки.

Оценка : 8
«Двадцать страничек прошлого»
–  [ 4 ]  +

J0kerS, 05 ноября 2009 г. в 18:00

Сначала мне показалось, что глупо описывать событие из жизни человека, ну или шейпира парой строк. А дочитав до конца, сложилось впечатление, что я прочитал увесистый роман насыщенный интригующими событиями из непростой жизни Личности. Брюс Стерлинг смог парой станиц создать, то что другие писатели не могут написать и на сотни страниц. Очень сильно и оригинально!

Оценка : 8

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 



⇑ Наверх