Антология Призраки и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Антология «Призраки и пулемёты»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Антология «Призраки и пулемёты»

Статья написана 14 декабря 2015 г. 17:01

Аннотация:

Холодный туман с Темзы смешивается с чадом фабричных труб, скрывая силуэты и глуша звуки.

Полная луна озаряет вересковые пустоши и древние замки, над которыми кричат проклятые столетия назад души.

Стальные рыбы скользят в толще вод или небесной выси, а их создатели в неслыханной дерзости своей бросают вызов Творцу.

Неуловима, как тень, неудержима, как пар, сопровождаемая лаем пулеметов Гатлинга, яростным ревом турбин и лязгом зубчатых колес, шествует новая эпоха.

Эфирно! Эффектно! Элементарно!

И все же, об этом никогда не напишут в «Таймс»…




Среди десятков антологий, вышедших за последние годы, оказалось не так уж много серийных, посвященных одной тематике. Если не брать в рассмотрение хоррор с его «Самыми Страшными Книгами», то следующим кандидатом на препарирование становятся стимпанковые антологии Бакулина и его коллег. Открывалась условная серия книгой «Призраки и пулеметы», которая получила оригинальное оформление и собрала под обложкой немало интересных авторов.

Составители, Аверин и Бакулин, отобрали как рассказы ярких и неформатных звезд, например, представителей «цветной волны» — Врочека, Шаинян или же конкурсных завсегдатаев — К.А.Терину и Давыдову, так и произведения постоянных «проектных» авторов — Силлова, Гребенщикова, Вардунаса, Левицкого. Возможно, таким образом они собирались охватить максимально широкую аудиторию, привлечь фанатов «Метро» и «Сталкера» знакомыми именами, однако уровень их текстов оказался ниже среднего по антологии, что значительно подпортило впечатление. Впрочем, всему свой черед.

Вынесенная в заголовок фраза — «призраки и пулеметы» — довольно точно определяет основополагающий мотив, который объединяет и связывает весьма пеструю подборку рассказов. Призраки против или вместе с пулеметами. Мистика то вступает в схватку с материализмом, то действует на равных, а то и вовсе заменяет собой. Потусторонние завывания добавляют грохочущему паропанку некоторую толику загадочности и легендарности.

В некоторых произведениях авторы пошли наиболее легким путем, делая акцент на антураже — автоматонах, паромобилях и пневмопочте. Сами по себе литературной ценности такие рассказы не представляют. Ни «Deum Machina» Гребенщикова — история бесконечно инфантильного и наивного механика, рассказанная школьным языком, ни «Чуждое» Левицкого и Глумова — пафосная история с банальнейшей фабулой, где погрязшее в мракобесии и косности быдло восстает против существования механического человека, механоида.

Многие же участники антологии решили сделать ставку на заимствование известных литературных персонажей. Так, Шерлок Холмс фигурирует аж в четырех рассказах — в четырех, Ватсон! — еще в двух действующими лицами становятся Дракула и капитан Немо. Теоретически в умелых руках любимые фигуры могут облачиться в одеяния постмодернизма или же сыграть новую партию на старый лад. На практике, в лучшем случае образы Холмса и Ватсона служат дополнением к пестрому миру — как у Тихомирова с Тулиной в «Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга», где марсиане Уэллса соседствуют с атомными котлами, а беспроводной микротелеграф с бэббиджевым калькулятором. Или как с Удовиченко — дополнением к черному юмору. У прочих же авторов — Силлова, Вардунаса, Свержина — вся история держится на знаменитых именах и воспоминаниях о любимых книгах. Уберите капитана Немо из «Хозяина морей» или Холмса из «Нераскрытого дела» и останется невыразительное, пресное, бессодержательное чтиво.

Между тем есть в книге и весьма приятные, занимательные и чудесные рассказы. Например, «Ыттыгыргын» неоднократной победительницы «Грелки» К.А.Терины, в котором смешались космологические мотивы северного фольклора, устаревшие научные теории об эфире и флогистоне, механические изобретения и мистические способности. Помимо экзотического антуража восприятие затрудняется подачей важной информации через флэшбеки и выдержки из новостей и документов, поэтому читатель должен собирать общую картину по фрагменту, чтобы понять, что такое на самом деле черный лед и чем отличаются луораветланы от британцев.

Весьма удачна детективная история Уланова «Шкатулка с сюрпризом», где полковник Кард устремляет взор на провинциальный замок, в котором по упорным слухам водятся призрак и уже произошло несколько смертей. Несмотря на то, что рассказ является скорее дополнением к роману «Никакой магии», повествуя о прошлом главных героев, он вполне самостоятелен в плане интриги и сюжета. Разве что совмещение классических фэнтезийных рас — эльфов, гномов, орков — и викторианского антуража может смутить иного читателя. Напротив, в детективном рассказе Раткевич «Убийце требуется сыщик» декорации предельно скромные и традиционные. Частный сыщик, ирландец Шенахан, упрямый материалист и практик, получает задание — найти вампира. Далее начинается классическое расследование с тщательным сбором улик и сужением круга подозреваемых. Стимпанк в истории отсутствует даже в следовых количествах, но увлекательный слог и умело закрученная детективная линия исправляют положение.

Если говорить о сплаве мистики и механизмов, то таковыми являются истории Гуровой, Давыдовой и Шаинян. В «Подкрадывающемся танке» оживает тень страшной Войны, расколовшей некогда единую страну. Каждую ночь боевая машина зловеще приближается к деревне, и никто не знает, что приводит механизм в действие и куда стремится ржавая громада. В рассказе же «Ниточки и марионетки» на фоне респектабельной электростатики и механики скрыто творится алхимическая ворожба. В красочной же и напряженной «Руке полковника» вивисекция и механические импланты внезапно оказываются чем-то большим, давая власть над душами людей.

В завершение обзора, нельзя не упомянуть отлично стилизованный под приключенческий палп «Прожигатель» Бачило. Лондонское дно, экспедиция воровского короля на застрявший на мели механический остров, неожиданные повороты сюжета и скелеты в шкафу прилагаются. Еще бы ударный финал... Соавторский рассказ Врочека и Давыдовой «Огонь под железным небом» написан в привычном для них стиле яркой головоломки, требующей пристального внимания, но стоит ли того финальный фейерверк смыслов? Что же до «Права третьей петли» Бакулина, то это прекрасная стилизация по исполнению и содержанию под ирландские легенды и поверья. Мятежные графы и война с англичанами, горячие страсти и горская гордость, суровые порядки и маленький народец.

Оглядываясь, хочется отметить, что чисто стимпанковой антология не является. Это именно подборка мистических, детективных и паропанковых историй, которые разнесены вдоль всей шкалы материализм-мистика, от полюса до полюса. Большая часть произведений публиковалась впервые, что несомненно выгодно отличает ее, поскольку далеко не все любят в третий-пятый-десятый раз получать одни и те же, пусть и хорошие, рассказы. Как показало время, серия достаточно успешна, чтобы вышла уже третья антология — «Бомбы и бумеранги». Что же, посмотрим и на нее.

Итог: разнородная, пестрая подборка, в которой перемешано потустороннее и паропанк.

Моя оценка: 7/10





1548
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 декабря 2015 г. 17:29
Да вся линейка сборников замечательная.
Причем это не только мое мнение, а человека за прилавком книжного магазина.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2015 г. 17:45

цитата ДмитрийВладимиро

Причем это не только мое мнение, а человека за прилавком книжного магазина.

И мнение покупателей, вероятно, поскольку серия антологий держится так долго. Ну поглядим, что будет с переходом Бакулина — будет ли он дальше прикладывать руку и продолжится ли серия в дальнейшем.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2015 г. 20:12
Ты опасный источник знаний! Тебя надо или брать на работу в издательство, или отобрать интернет.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2015 г. 08:46

цитата ДмитрийВладимиро

Тебя надо или брать на работу в издательство

:-D
Ты знаешь, быть может я и не против — но вот издательства отчего-то пока не горят желанием принять в штат столь ценного эксперта:))

цитата ДмитрийВладимиро

или отобрать интернет

Но пасаран!)


Ссылка на сообщение14 декабря 2015 г. 21:57
В целом — сборник понравился.
Отметил бы, однако, что ряд рассказов не соответствуют заявленным на обложке «Историям из эпохи ПАРА«!!! Та же «Третья петля» — ну где там пар?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2015 г. 08:45

цитата laapooder

Отметил бы, однако, что ряд рассказов не соответствуют заявленным на обложке «Историям из эпохи ПАРА«!

цитата Green_Bear

хочется отметить, что чисто стимпанковой антология не является. Это именно подборка мистических, детективных и паропанковых историй, которые разнесены вдоль всей шкалы материализм-мистика, от полюса до полюса

;-)
В антологии действительно немало мистических мотивов. Возможно, составители не рискнули делать чистый паропанк — ибо в издательствах есть предубеждение против него. Кто знает, вдруг таким путем они решили обойти негласный запрет.
И да, часть рассказов здесь — чистая мистика. Взять того же «Убийце требуется сыщик» или «Право третьей петли», угу.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2015 г. 08:52

цитата Green_Bear

составители не рискнули делать чистый паропанк

ИМХО — просто не нашлось достаточного количества паропанковских вещей.
Ну, как сборник «Элементарно, Ватсон!» — где больше половины рассказов вообще не относятся к Шерлокиане. Авторы вставили фразу — «сыщик в детстве читал про ШХ» — и отослали рассказ составителям.
Так и здесь — вставили упоминание паровой коляски — и привет!

Кстати, в следующей антологии есть примечательный рассказ — «Эх, люм(п)ен» — классический паропанк.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2015 г. 14:27

цитата laapooder

ИМХО — просто не нашлось достаточного количества паропанковских вещей.

Однако почти все рассказы новые, незасвеченные, изданные впервые — так неужели авторы не смогли бы усилить акцент на механике?
Но справедливости ради, вроде бы чистый стимпанк у Вардунаса, Силлова, Гребенщикова получился абсолютно беспомощным, поэтому быть может вы и правы — составители не смогли найти достаточное количество «паро-текстов»:)

цитата laapooder

Так и здесь — вставили упоминание паровой коляски — и привет!

Угу.
У Левицкого с Глумовым несмотря на банальнейшую фабулу и слабое исполнение, хотя бы конфликт стимпанковый — прогресс vs традиции, механическое против устаревших представлений. Но и то, и то...

цитата laapooder

Кстати, в следующей антологии есть примечательный рассказ — «Эх, люм(п)ен» — классический паропанк.

К сожалению, «Шпаги и шестеренки» мне придется перескочить, чтобы быстрее добраться до «Бомб и бумерангов», но погляжу отдельно, как-нибудь.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2015 г. 14:55

цитата Green_Bear

К сожалению, «Шпаги и шестеренки» мне придется перескочить, чтобы быстрее добраться до «Бомб и бумерангов», но погляжу отдельно, как-нибудь.


Поглядите. Он вполне читабелен, право слово!
Хотя про ШХ там всего 3 рассказа.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 07:57

цитата laapooder

Поглядите. Он вполне читабелен, право слово!
Хотя про ШХ там всего 3 рассказа.

Почему «хотя»?) Как по мне, чем меньше рассказов, использующих знаменитых литературных персонажей, тем лучше, ага:)
Спасибо, посмотрю 8-)
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 08:57

цитата Green_Bear

Почему «хотя»?

Ну, ежели посмотреть мои интересы — то понятно, почему 8-)
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 09:00

цитата

Исследователь творчества братьев Стругацких и А. Конан Дойла, издатель альманаха Мистер Шерлок Холмс, составитель библиографий русскоязычных публикаций А. Конан Дойла.

О, понимаю!
Но тем не менее, ведь довольно редко такие вот «трибютные» и «вольнопродолжатель ные» рассказы про ШХ оказываются хорошими. Поэтому они скорее разочаровывают поклонников Дойла и Холмса, чем радуют — разве нет?) ;-)
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 09:05

цитата Green_Bear

Поэтому они скорее разочаровывают поклонников Дойла и Холмса, чем радуют — разве нет?


Особенно переводные. Ибо в импоршных вещах велико влияние кино — особенно Ретбоуновской серии.
И там как на подбор — ШХ — арифмометр и супермен, а Уотсон — наивный старичок-дурачок.
Что абсолютно не накладывается на наши фильмы — и вызывает плотное отторжение.
В 90-х из-за этого провалились ВСЕ серии «новых приключений ШХ».

Сейчас, после фильмов Ричи и «Шерлока», оказалось возможно перезапустить кучу серий.
Хотя качество, зачастую, увы...
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 09:10

цитата laapooder

Особенно переводные. Ибо в импоршных вещах велико влияние кино — особенно Ретбоуновской серии.
И там как на подбор — ШХ — арифмометр и супермен, а Уотсон — наивный старичок-дурачок.
Что абсолютно не накладывается на наши фильмы — и вызывает плотное отторжение.
В 90-х из-за этого провалились ВСЕ серии «новых приключений ШХ».

Не знал, спасибо за ликбез)

цитата laapooder

Сейчас, после фильмов Ричи и «Шерлока», оказалось возможно перезапустить кучу серий.
Хотя качество, зачастую, увы...

Правило Старджона, что поделать. Да и предпочтения у наших издательств сейчас далеки от идеальных.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 09:36

цитата Green_Bear

Правило Старджона, что поделать.

Рекламирую:
https://fantlab.ru/wor...
Рассказы 1907 года — и не канон.
А читается!
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 09:01
К слову, раз речь пошла о ШХ — вы читали рассказ Аренева «Дело о детском вопросе»?
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 09:08

цитата Green_Bear

Аренева «Дело о детском вопросе»

Нет. Но это не самое страшное. У меня и серия «Амфоры» о 70 томах читана наполовину.

Взгляну сегодня.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 18:26
Да, да, добирайся быстрее до «Б&Б», там же мой «псилоцибиновый декстероориентированный трип»(как выразился уже один из критиков) :-)
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 18:30

цитата tencheg

«псилоцибиновый декстероориентированный трип»

Ничего не понял, но на всякий случай приготовил дрова для костра и смолу для факелов!:-)))


Ссылка на сообщение15 декабря 2015 г. 18:18
«Шпаги и шестерёнки», как по мне, лучший из трёх. Несмотря на то, что в «Бомбах» у меня рассказ посильнее, чем в «Шпагах».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 08:17

цитата MikeGel

«Шпаги и шестерёнки», как по мне, лучший из трёх. Несмотря на то, что в «Бомбах» у меня рассказ посильнее, чем в «Шпагах».

Значит, ознакомлюсь со всей серией. Но тут проблема такая — чем свежее антология, тем она актуальнее. Рецензировать старую можно, но недавно вышедшая вызовет больше внимания, в том числе и покупательского:)


⇑ Наверх