Джордж Мартин Пламя и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Джордж Мартин - Пламя и кровь: Кровь драконов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джордж Мартин — Пламя и кровь: Кровь драконов

Статья написана 15 декабря 2018 г. 12:54

Не те Ветра

Джордж Мартин в очередной раз удивил. Пока весь мир седьмой год ждал «Ветра Зимы», продолжение его сверх популярного цикла «Песнь льда и огня», Мартин вы-пустил предысторию. «Пламя и кровь» — первая часть двухтомной истории династии Таргариенов, вместившая в себя первые полтора столетия правления королей-драконов, начиная с высадки Эйегона Завоевателя с сёстрами в устье Черноводной и заканчивая совершеннолетием короля Эйегона Третьего.

История «Пламени и крови» неразрывно связана с «Ветрами Зимы». Ни для кого не секрет, что Мартин испытывал неимоверные сложности с написанием ещё пятого тома цикла. Во время работы над «Танцем с драконами» писатель неоднократно упоминал в блоге пресловутый «Миэринский узел», крайне запутанный сюжетный кусок, связанный с линией Дейенерис Таргариен и ряда других персонажей. На распутывание узла у автора ушло несколько лет. После сдачи «Танца» Мартин радостно написал в блоге, что «Конг наконец-то мёртв», сравнив написание романа с борьбой против Кинг-Конга. По всей видимости, написание «Ветров» оказалось ещё более сложной задачей, и Джорджа можно понять. В недавнем интервью The Guardian писатель прямо заявил, что из-за своего объема, сложности и огромного количества сюжетных линий и центральных персонажей «Ветра Зимы» — это не один роман, а все десять.

Ко всем сюжетным проблемам «Ветров» и вышедшему из-под контроля размеру цикла (Мартин тут сначала обмолвился, что изначально планировал «Игру престолов» чуть ли не как повесть) добавился синдром излишней гиперответственности автора. После выхода телевизионной «Игры престолов» популярность Мартина взлетела до небес, и это сильно на нём сказалось. Джорджа тяготит свалявшаяся на него известность и он открыто жалуется в интервью, что не может наслаждаться своей привычной жизнью и вынужден раздавать автографы даже в очереди к писсуару. Но самое страшное кроется в том, что автор теперь банально боится подвести ожидания поклонников и написать что-либо ниже уровня «шедевра на все времена» и раз за разом переписывает, переделывает и попросту шлифует уже готовый материал.

Стоит ли удивляться, что автор ищет любые способы отвлечься от наверняка уже ненавистного текста? Для Мартина подобным способом стало написание «Пламени и крови». Сам замысел подобного издания родился случайно. Несколько лет назад в издательстве Bantam Books решили выпустить иллюстрированный путеводитель по миру льда и пламени. Согласно замыслу редакторов, это должно было быть красочное дорогое издание с полноцветными иллюстрациями на каждой странице, снабженными минимумом текста, дающего основную информацию о мире Вестероса. Написать основной корпус текстов поручили администраторам фанатской энциклопедии по Вестеросу Элио Гарсии-младшему и Линде Антонссон.

С "Мира льда и пламени"-то всё и началось
С "Мира льда и пламени"-то всё и началось

Сам Мартин должен был проверить и подредактировать написанное, добавить мелкие штрихи наподобие никому кроме него не известной информации и написать маленькие зарисовки из жизни Таргариенов. Мартин так увлёкся, что написал порядка 300 тысяч слов и дошёл только до времен Эйегона III. Впихнуть всё это под обложку «Мира льда и пламени» без нарушения первоначальной концепции было нереально, поэтому издатели решили отложить эти тексты на чёрный день и выпустить путеводитель без них. Со временем часть этих текстов была опубликована в составе различных жанровых антологий, а именно: "Принцесса и королева, или Черные и зеленые" появилась в антологии "Смертельно опасны", "Принц-негодяй, брат короля" вышел в антологии "Негодяи", а "Сыновья дракона" вошли в состав сборника "Книга мечей".

Чёрный день настал в 2017 году, когда стало понятно, что дата выхода «Ветров зимы» в очередной раз переносится на неопределённый срок, в издательстве решили выпустить хоть что-то новое от Джорджа Мартина и попросили автора доработать до ума хотя бы это.

Увлекательная псевдоистория

Строго говоря, «Пламя и кровь» — это не совсем роман. Сам Мартин придумал для описания жанра новой книги термин «вымышленная история», а фанаты, не долго думая, окрестили книгу «Джорджмартиллионом» по аналогии с сами знаете чем. В любом случае, чуть новой книжки от этого не меняется — перед нами вымышленные хроники деяний первых королей-драконов, положенные на бумагу Гильдейном, верховным мейстером из Цитадели, жившим спустя два с половиной века после описываемых событий.

Мейстер Гильдейн — "брюзгливый, педантичный, дотошный и предвзятый" автор книги
Мейстер Гильдейн — "брюзгливый, педантичный, дотошный и предвзятый" автор книги

Джордж Мартин — заядлый игрок, в своё время из его увлечений настольной игрой Superworld вырос целый межавторский проект «Дикие Карты», но не чужды ему и литературные игры с читателями, вот и «Пламя и кровь» — самый наглядный пример подобной игры. Назначив автором «Пламени и крови» внутримирового персонажа, Мартин существенно ограничил содержание книги тем, что известно рассказчику, но поскольку самому Мартину, а порой и читателям известно несколько больше, поклонники Саги получают возможность почерпнуть из текста куда больше, чем закладывал сам Гильдейн. Так, например, Гильдейн рассказывает о краже трёх драконьих яиц из кладок Драконьего Камня. Таргариены отследили пропажу до сокровищниц Морского начальника Браавоса, но так и не смогли вернуть яйца, и Гильдейн честно признается, что дальнейшая судьба яиц ему неизвестна. Но мы-то с вами знаем, что спустя несколько десятилетий после написания летописи дочка последнего короля династии получит три драконьих яйца в качестве свадебного дара. Впрочем, это уже совсем другая история.

Другое развлечение кроется в составлении портрета самого Гильдейна на основе написанного им. Будучи верховным мейстером Цитадели, Гильдейн, может, и пытается про-явить объективность, но ему никуда не скрыться от того обстоятельства, что он живет спустя два с половиной века после воцарения Таргариенов. Старый мейстер попросту не знает всё и вынужден полагаться на труды своих предшественников, воспоминания очевидцев и архивные записи мейстеров и септонов. Наблюдать за тем, как Гильдейн работает с первоисточниками, цитирует и ранжирует разные версии одних и тех же событий, оценивает их объективность и достоверность и позволяет себе комментировать квалификацию создателей этих трудов необычайно интересно, равно как и замечать определенные огрехи, недоработки и недомолвки самого мейстера. В некоторых местах Гильдейн словно бы намеренно сообщает нам всю нужную информацию, но сам так и не решается сделать вывод, хотя внимательному читателю не составит никакого труда сложить два и два. Например, в одном месте он перечисляет симптомы болезни, что свела в могилу Эйениса Таргариена, а в другом называет все те же симптомы последствиями отравления ядом!

Оригинальное англоязычное издание «Пламени» сопровождалось несколькими десятками эксклюзивных чёрно-белых иллюстраций художника Дага Уитли. В первом русском издании в серии «Мастера фантазии» рисунки были опущены, но они обязательно появятся в последующих переизданиях.

Из-за своей стилистики «Пламя и кровь» подходит далеко не для всех. Кто-то в принципе не станет читать предысторию «Песни», не зная конца основной саги, других отпугнет слегка архаичный стиль изложения, третьи не смогут осилить даже первые несколько десятков страниц. На читателя с самого начала валится огромное количество разнообразных имён, фамилий, дат и географических названий. В многообразии подобной информации способен запутаться даже самый ярый фанат, а уж неподготовленному читателю и вовсе следует садиться за чтение «Пламени и крови», вооружившись картой, справочником Великих домов Вестероса, хронологическим древом Таргариенов и желательно чистым листиком бумаги, чтобы помечать все связи между годами, событиями и людьми.

Но стоит только привыкнуть к архаично-академичному стилю старого мейстера, и перед глазам открывается совершенно иное повествование: яркое, красивое и поэтичное. В «Пламени и крови» Мартин наглядно доказывает, что не утратил способности писать лаконично — в семисот страничный томик утрамбованы события полутора веков весьма насыщенной истории целой династии. Автор сам признаётся в интервью, что будь он на тридцать лет моложе, он бы с радостью написал целый цикл романов и о завоеваниях Эйегона, и о Пляске драконов, и о многочисленных отпрысках короля Джейехериса.

 На русском языке «Пламя и кровь» публикуется в двух томах, первая часть, получившая подзаголовок «Кровь драконов», вышла одновременно с общемировым релизом книги
На русском языке «Пламя и кровь» публикуется в двух томах, первая часть, получившая подзаголовок «Кровь драконов», вышла одновременно с общемировым релизом книги
 Вторая, «Пляска смерти», увидит свет в начале февраля 2019 года.
Вторая, «Пляска смерти», увидит свет в начале февраля 2019 года.

Но поскольку Мартин на тридцать лет старше, «Пламя и кровь» — повествование краткое, бодрое и динамичное. Мейстера Гильдейна не интересуют такие скучные банальности как социо-культурно-экономическая подоплёка происходящих событий, поэтому он всё внимание уделяет таким «сочным» вещам как войны, восстания, сражения, интриги, предательства и заговоры. При этом лаконичность повествования ни в коем случае не переходит в недостаток. Наоборот, «Пламя и кровь» богато яркими образами, харизматичными героями и остроумными сравнениями, и чёрным юмором. Мартину всего за несколько страниц удаётся нарисовать портрет целой эпохи и населить их живыми персонажами.

Драконы играют важную роль в "Пламени и крови" и воспринимаются почти как самостоятельные персонажи, каждый со своим норовом и характером
Драконы играют важную роль в "Пламени и крови" и воспринимаются почти как самостоятельные персонажи, каждый со своим норовом и характером

В интервью Мартин признался, что всегда любил такие исторические труды, которые больше напоминали бы увлекательные приключенческие романы, поэтому и «Пламя и кровь» читается как увлекательный роман, благо что большую часть «Крови драконов», первой половины книги, заняло долгое и, в целом, мирное правление короля Джейехериса, прозванного Умиротворителем. И да, несмотря на увлечение Гильдейна войнами и переворотами оказывается, что и в мирное время в Вестеросе творится много всего интересного. К Джейехерису, его любимой королеве Алисанне, многочисленным детям и членам Королевского Совета привыкаешь как к давно знакомым друзьям, поэтому последние страницы, описывающие правление Старого Короля читаются с трудом, ведь персонажи, бывшие с тобой большую половину книги начинают умирать, а обратной стороной практически идеального полувекового правления Умиротворителя оказывается семейное горе: Джейехерис и Алисанна пережили почти всех своих детей, и закат своих жизней встретили раздельно, в горе и печали.

Джордж Мартин признавался, что при работе над «Пламенем и кровью» взял за основу написанный в пятидесятых годах прошлого века четырёхтомник Томаса Б. Костейна, посвящённый династии Платагенетов.
Джордж Мартин признавался, что при работе над «Пламенем и кровью» взял за основу написанный в пятидесятых годах прошлого века четырёхтомник Томаса Б. Костейна, посвящённый династии Платагенетов.

Резюме: «Пламя и кровь» — отличный подарок не только всем фанатам «Песни», которым он поможет скрасить время в ожидании «Ветров Зимы» и заключительного сезона телесериала, но и всем любителям качественной исторической прозы.





3138
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 13:12
Сам себя не похвалишь, никто не похвалит) Надо бы ему уже прекращать речи о своей гиперответственности, и признаться что Сага так дописана и не будет им, и нанять кого-нибудь с меньшей долей гиперответственности и большей результативностью для дописания цикла. Не удивлюсь, что и данная хронология событий связанная с предысторией мира, дописана не будет. Предыдущие повести и рассказы мира, он так и не довел до логического завершения
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 17:17
И мы все знаем, кто умеет заканчивать большие циклы. Да и свои пишет очень достойно.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2018 г. 11:35
Вы про Брендона Сандерсона?
Ну не знаю, что его не читала — все слишком подростковое и супергеройское. И если Роберт писал еще более-менее в схожей подростково-супергеройской манере, то Джордж уже пишет больше про взрослых людей, пока только линия с Арьей напоминает книги Сандерсона. Все остальные герои уже более-менее выросли из подростковых переживаний.


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 14:30
Ни высокие оценки, ни рекомендации, ни восторженные отзывы не заставят меня читать огромный неоконченный цикл, пишущийся, ко всему прочему, в обе временные стороны.


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 14:49
400 тысяч знаков или всё-таки слов? ;)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 15:12
Слов конечно8:-0
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 16:21
Вот, а то мне показалось, что объём маловат (десять авторских) да и считают они, как правило, в словах. :beer:


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 17:23
спасибо, интересное мнение
иллюстрации отличные, будем ждать переиздание

а можно уточнение: иллюстрации будут включены в переиздание в этом же оформлении или в совершенно другой книге/ах, серии?


Ссылка на сообщение15 декабря 2018 г. 17:47
>>Джордж Мартин в очередной раз удивил. Пока весь мир седьмой год ждал «Ветра Зимы», продолжение его сверх популярного цикла «Песнь льда и огня», Мартин вы-пустил предысторию.

Если честно вот как раз это не удивляет :-)))


Ссылка на сообщение16 декабря 2018 г. 22:00
Я читал на ночь эту «Кровь». Движение текста, хорошо разбавленного никчемными именами, ветвями, сучками и задоринками этой беспрецедентной монархической династии, было самое то. Зачем это Мартину? Думаю, он боится дописывать свою сагу. А м.б. всё еще проще: продюсеры сериала оговорили, чтобы автор не портил новыми книжками их сезоны. Хорошо бы — последнее. Не хочется, чтобы и здесь дракон выродился в собаку.


Ссылка на сообщение30 декабря 2018 г. 17:44
Читал «Повести о Дунке и Эгге», повёлся в ожидании. Планка ниже на несколько этажей, если сравнивать с «ПЛиО». Вспоминаются «Симпсоны» и офис, полный обезьян за пишущими машинками... А жив ли Мартин вообще?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 2019 г. 22:38
Читал я у него цикл про Тафа, показалось очень слабым, как будто и не Мартин писал вовсе, ваш комментарий так же добавил сомнений на счет качества остальных его работ, хотя почему то «ПЛиО» вообще отлично.
 


Ссылка на сообщение9 января 2019 г. 15:31
shtamh1n1
Мне «Путешествия Тафа» тоже не доставили никакого удовольствия, хотя некоторые другие вещи из сборника «Тысяча миров» показались великолепными. Например, «Короли-пустынники» — их даже экранизировали двумя сериями сериала «За гранью возможного». «Умирающий свет» совсем другое, «про любовь», но для меня чуть ли не программное. Что же до «ПЛиО», то это вторая и последняя опупея, которую я начал до её завершения. Первой была Мэтра Перумова, начатая мной ещё в школе. То, что творится сейчас с «ПЛиО» книжным и киношным, это свингерская опиумная вечеринка какая-то.


⇑ Наверх