277 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 277. Иллюстрированный Пушкин: Евгений Онегин, У Лукоморья, Сказка о золотом петушке (иллюстрации из детских журналов и диафильмов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

277. Иллюстрированный Пушкин: Евгений Онегин, У Лукоморья, Сказка о золотом петушке (иллюстрации из детских журналов и диафильмов)

Статья написана 18 октября 2020 г. 17:33

Со временем накапливаются новые находки иллюстраций к пушкинским произведениям, обзоры которых уже закончились. В последнее время я просматривал электронные архивы советских детских журналов, и там кое-что обнаружилось.

Худ. М.Ромадин//Колобок.1974-6
Худ. М.Ромадин//Колобок.1974-6
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983

Евгений Онегин

По «Евгению Онегину» у нас был обзор детских книжек с отрывками из романа (тут). Отрывки для детей младшего возраста — это, как правило, описания природы. Картинки в этом случае представляют собой пейзажи

журнал «Колобок»

Удивительный журнал «Колобок». Эстетская альтернатива «Весёлым картинкам» и «Мурзилке» (по цене — в два с половиной раза дороже обоих журналов). Я всё думал, а почему некоторые выдающиеся художники не печатались в журналах моего детства. А потому что среди моих журналов не было «Колобка». Спирин и Ромадин — иллюстраторы «Онегина«! Кто бы мог подумать.

1) Г.Спирин (1976)

«Колобок» — журнал со звуковыми пластинками. Иллюстрации там давались часто тоже к звуковым подборкам. И это была композиция на разворот. Эту композицию можно рассматривать как красочный конверт к диску.

Формально текст на этом развороте из новогоднего номера 1976 года — из стихотворения «Мороз и солнце». Но это презентация пластинки с музыкой Чайковского, где дополнительно звучат стихи Пушкина, Фета, Сурикова. Так что иллюстрация — микс. В центре композиции в домике бабушка прижимает к себе ребёнка (это, возможно, мотив из «Детства» Сурикова). Но остальное-то — по большей части из «Онегина»: летит кибитка удалая, мальчик возится с собакой-жучкой, мать грозит ему в окно (из чердака-мансарды), крестьянин обновляет дровни...

Евгений Онегин (худ. Г.Спирин)//Колобок.1976-12
Евгений Онегин (худ. Г.Спирин)//Колобок.1976-12

Другое дело, что все стихи были про крестьянских детей, мам, бабушек. А у Спирина — дворянское семейство. Но это уже время такое — сиволапых в сталинские времена рисовали. Да и вообще, «Онегин» — только повод. Интересно посмотреть редкую иллюстрацию раннего Спирина.

2) М.Ромадин (1978)

А вот Ромадин поразил. Здесь уже бесспорный «Онегин»: вверху цитата как раз про жучку, дворового мальчика, который сажает собаку в салазки, и про дворовую мать мальчика. А на заднем плане крестьянин, торжествуя, обновляет дровни.

Евгений Онегин (худ. М.Ромадин)//Колобок.1978-12
Евгений Онегин (худ. М.Ромадин)//Колобок.1978-12

Стильная и мрачная иллюстрация Ромадина — это, конечно, прямая отсылка к «Охотникам на снегу» Брейгеля. Бесспорный пост-модернизм.

Охотники на снегу (худ. П.Брейгель).1565 г.
Охотники на снегу (худ. П.Брейгель).1565 г.

Ожидаешь таких отсылок к Средневековью и Возрождению от Спирина — это же его стиль. Ан нет — Спирин двумя годами ранее был представлен вполне себе гладкой картинкой. Вот Спирин где и у кого учился — в «Колобке» у Ромадина.

журнал «Мурзилка»

Для архива «Мурзилки» теперь существует хороший поиск по авторам, художникам, названиям произведений (http://murzilka.dlibrary.org/ru/indexes/t...). Но отрывки из «Евгения Онегина» я нашёл только в довоенных номерах.

1) Л.Бруни (1933)

Бруни-старший в 1933 году дал картинку к отрывку «Уж небо осенью дышало...» с волками.

Евгений Онегин (худ. Л.Бруни)//Мурзилка.1933-11
Евгений Онегин (худ. Л.Бруни)//Мурзилка.1933-11

2) В.Щеглов (1935)

А вот В.Щеглов (не могу пока его точно идентифицировать) рисует панораму Москвы из Седьмой главы. В 1937 году этот отрывок привели в «Мурзилке». Больше нигде в сборниках для детей не встречался.

Евгений Онегин (худ. В.Щеглов)//Мурзилка.1935-07
Евгений Онегин (худ. В.Щеглов)//Мурзилка.1935-07

У Лукоморья

И пролог к «Руслану и Людмиле» давно нами рассмотрен. Вот что новенького удалось выцепить из журналов.

журнал «Колобок»

1) А.Гамбург (1972)

«Колобок» приютил художников-экспериментаторов. Вот художник Гамбург (знаком мне по «Весёлым картинкам») рисует психоделический конверт к гибкой пластинке с «Лукоморьем». Кислотные цвета, зелёные лица... В сильно упрощённом виде этот стиль стал в наше время олицетворять топорную иллюстрацию. Но 1972 год! Вполне соответствует мировой моде.

У Лукоморья (худ. А.Гамбург)//Колобок.1972-05
У Лукоморья (худ. А.Гамбург)//Колобок.1972-05

2) Г.Бедарев (1990)

К концу советской власти «Колобок» порастерял дух нонконформизма — неформалам уже не надо было по детским журналам прятаться. Картинка из выпуска 1990 года с котом, который ходит по цепи с   песнями, получилась у художника Бедарева яркой и бодрой.

У Лукоморья (худ. Г.Бедарев)//Колобок.1990-07
У Лукоморья (худ. Г.Бедарев)//Колобок.1990-07

журнал «Мурзилка»

Нашлись два неотражённых ранее рисунка к «Лукоморью» и в «Мурзилке».

1) Е.Рачев (1949)

Знаменитый анималист Е.Рачёв отметился в 1949 году в юбилейном пушкинском номере стандартным рисунком — развернуться ему не дали. Но кот отлично получился.

У Лукоморья (худ. Е.Рачев)//Мурзилка.1949-06
У Лукоморья (худ. Е.Рачев)//Мурзилка.1949-06

2) В.Бухарев (1999)

Через пятьдесят лет замечательный художник В.Бухарев сделал обложку для пушкинского номера 1999 года. Здесь тоже кот внимание привлекает: совсем учёный стал — в парике, мантии, с орденом на шее...

У Лукоморья (худ. В.Бухарев)//Мурзилка.1999-06
У Лукоморья (худ. В.Бухарев)//Мурзилка.1999-06

диафильмы «Лукоморье»

Раннее детство: начало 1970-х гг., темнота за окнами и диафильм на белой дверце встроенного шкафа. Время не только до-интернетное, но и почти до-телевизионное. Две программы ТВ, первая идёт по московскому времени: «Для вас, малыши « в 22-30 начинаются (ни разу до школы не смотрел, пока спутниковую трансляцию на другие часовые пояса не запустили), мультики раз в неделю по 15 минут... Понятно, что нечастый просмотр одних и тех же лент дифильмов — это событие.

Вот нашлись диафильмы с «Лукоморьем» художников Е.Мешкова (1973) и В.Лосина (1983). Они выложены для бесплатного просмотра в Архиве оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки (РГДБ): https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/1234567....

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

Диафильмы — иллюстрации, но, при всей значимости диафильмов для детского развития, как иллюстрации — они ущербны. Диафильмы — это комиксы. Требовалось иллюстрировать не произведение в целом (когда делается сюита), а мелкую единицу дробного текста. Рамки очень узкие. Думаю, что в диафильмах никакой концептуальности художникам не удавалось добиться, они могли разве что дать собственный облик персонажа, но ведь и он заранее диктовался манерой художника. Поэтому диафильмы как иллюстрации, чаще всего, скучноваты. В советское время «Лукоморье» часто выпускалось отдельными книжечками, где каждая строка тоже требовала картинки. Но и здесь диафильмы проигрывают книжкам — в диафильмах перенос изображений на целлулоид убивал всю палитру цветов оригинала.

Но рисунки великого В.Лосева я не мог проигнорировать даже в варианте диафильма, а рисунки хорошего художника Е.Мешкова идеально легли в пару, демонстрируя сходство концепции и разницу в изображениях.

1) Ходит кот учёный.

а) Кот ходит по цепи.

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

б) Кот идёт направо.

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

в) Кот идёт налево.

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

Неотличимое начало у обоих художников.

2. Леший и русалка.

А вот здесь оригинальность художников вовсю проявляется.

а) У Лосина леший обладает ярко выраженным характером (человеческим), у Мешкова — мультяшный персонаж.

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

б) Всяких мы русалок перевидали (тэг есть специальный), научились различать русалок русских и западных ундин. Здесь у обоих художников русалки с рыбьим хвостом. Но такой русалки как у Лосина больше ни у кого нет — разве что Кустодиев мог бы что-то подобное нарисовать. И опять же у Лосина — очеловечена русалка (а так-то ведь нежить).

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

3. Царевна и бурый волк.

а) Хороши у обоих художников и царевны...

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

б) ...и служебные волки.

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

Но всё же — какая у Лосина выдумка в композиции!

4. Баба-Яга и царь Кащей

а) У Лосина неповторимый портрет как Бабы-Яги...

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

б) ...Так и Кащея.

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

6. Пушкин и кот учёный.

Традиционная завершающая сцена тайной встречи Пушкина с его источником информации.

Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. В.Лосин//диафильм «Лукоморье».1983
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973
Худ. Е.Мешков//диафильм «Лукоморье».1973

P.S. 22/02/2021.

Диафильмы были засмотренные: целлулоид выцвел. Сканы получились практически монохромные. Позже попалась полноцветная версия лосевского диафильма. А цвет у Лосина — главное. Поместил сканы с полноцветным диафильмом в раздел «файлы» (сразу под тэгами этой статьи).

Сказка о золотом петушке

«Сказка о золотом петушке» всплывает в трёх журналах:

а) Журнал «Колобок» (1974). Художник Тюрин, который известен своими иллюстрациями к «Левше».

Сказка о золотом петушке (худ. А.Тюрин)//Колобок.1974-06
Сказка о золотом петушке (худ. А.Тюрин)//Колобок.1974-06

б) Журнал «Весёлые картинки» (1987). О художнице Орловой мне пока сказать нечего.

Сказка о золотом петушке (худ. О.Орлова)//Весёлые картинки.1987-06
Сказка о золотом петушке (худ. О.Орлова)//Весёлые картинки.1987-06

в) Журнал «Мурзилка» (1999). Иллюстрации Чапли к сказкам Пушкина были изданы отдельный книгой в 1999 году. Оказывается, основой послужили развороты в «Мурзилке».

Сказка о золотом петушке (худ. В.Чапля)//Мурзилка.1999-10
Сказка о золотом петушке (худ. В.Чапля)//Мурзилка.1999-10

И вот эту картинку ещё можно отнести к иллюстрации «Сказки о золотом петушке» (художник В.Иванов):

Сказка о золотом петушке (худ. В.Иванов)//Мурзилка.1972-05
Сказка о золотом петушке (худ. В.Иванов)//Мурзилка.1972-05

Anna + Elena = Balbusso twins

В Интернете ходят иллюстрации к сборникам Пушкина итальянских сестёр-близняшек Анны и Елены Бальбюссо.

«Евгений Онегин». Худ. Бальбюссо
«Евгений Онегин». Худ. Бальбюссо
«Пиковая дама и другие истории». Худ. Бальбюссо
«Пиковая дама и другие истории». Худ. Бальбюссо

Это очень красивые иллюстрации. Но меня не оставляют сомнения: понимают ли художницы произведение, которое они иллюстрируют, или просто применяют однажды найденные эффектные приёмы к сюжетной схеме. Помещаю этих художниц в разряд картинок для детей.

1) «Евгений Онегин».

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

а) Татьяна и Онегин.

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

б) Сон Татьяны

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

в) Дуэль.

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

г) Татьяна читает книги из библиотеки Онегина: «Уж не пародия ли он?..»

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

д) Последняя встреча.

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

2) «Пиковая дама»

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

В «Пиковой даме» проникновение в замысел Пушкина совсем поверхностное.

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо

Но здесь у художниц уже есть заготовки на будущее: они сделали изображения всех дам карточной колоды. Осталось продолжателям Пушкина написать три повести.

Худ. Бальбюссо
Худ. Бальбюссо






510
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх