Прислужники


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Прислужники
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прислужники

Статья написана 4 сентября 2021 г. 07:50

Дом с прислугой (Servant), сериал, США, 2019-...

«Дом с прислугой» на этапе выбора, чтения аннотации и предварительной оценки вызывает немалые сомнения в том, стоит ли тратить на него время. Снова чуть тронутая пара за сорок трагически теряет младенца и опять заменяет его куклой и дорогим алкоголем. Уровень жизни позволяет не только избежать принудительного лечения в психиатрической клинике, но и нанять игрушечному ребёнку настоящую няню. У нянечки, как водится, свои тараканы в голове, своя жизнь и свои родственнички. Старо настолько, что даже не пошло. Классика жанра, только время её давно прошло. Тем неожиданнее во время просмотра приходит понимание того, что сериал относится к современному и действительно качественному продукту на стыке мистики и реализма.

Название сериала следовало бы перевести как «прислужница» или даже «прислужники». По сюжету – тайное мистическое общество или секта, творящая чудеса или обман во имя Бога, дьявола или выгоды. Зрителя постоянно ставят между иррационалистическим и рационалистическим взглядами на мир. Каждый раз любая ситуация параллельно освещается с позиций этих двух мировоззрений. Один персонаж тянет в одну сторону, второй в другую, а третий сам не определился. До конца второго сезона однозначного ответа не даётся ни по одному из вопросов, зато каждый факт проверяется на прочность. Даже, казалось бы, безусловное существование ныне покойного реального ребёнка Дороти. «Всеведение» в сериале не даётся никому: ни персонажам, ни зрителям.

Отмечу сразу: ничего по-настоящему оригинального в сериале нет. По крайней мере, в двух первых сезонах. Использование и реклама цифровой техники фирмы Apple успели надоесть ещё в прошлом веке, а темы и того старше. Простейшая аналогия – ресторанные блюда по-деревенски. Мясо, картошечка, зелень. Но подают их нарядные и вышколенные официанты, стол сервирован, играет живая музыка. А «Дом с прислугой» держится не на интриге даже – на постоянно ведущейся игре со зрителем. Вот, вот уже ясно, каким будет следующий поворот сюжета. Ведь в других фильмах уже было так. А здесь ещё и символов, и намёков тьма. И вдруг все подсказки развеиваются туманом, а опыт недоуменно пожимает плечами. Акела промахнулся по оленю – но в падении придавил туриста с фотоаппаратом, и стая голодной не осталась. Каждый раз наиболее очевидные выходы из коллизий и конфликтов срабатывают не совсем так, как ожидалось.

Следующий после игры со зрителем важный момент – великолепно изображённая Дороти. Лорен Эмброуз перевоплощается мгновенно и резко. Молча страдающая над опустевшей колыбелью мать поднимается с колен и без видимой причины жестоко треплет мужа за холку, как гиена-матриарх. Телеведущая – краса экрана и любимица зрителей – чуть наклоняет голову и становится похожа на невесту для монстра доктора Франкенштейна. Красивая, сильная, властная, вся такая милая и домашняя, но полностью слетевшая с катушек женщина. Её жалеешь, ею любуешься, испытываешь к ней омерзение и, наконец, после очередного её закидона ей просто хочется сломать шею. К сожалению, остальные персонажи теряются на её фоне.

Шон – очередной поджарый и умильно бородатый котик с застывшим непонимающим взглядом наподобие Джона Сноу («Игра престолов») и Джима Холдена («Пространство»). Муж, инфантил и удобный предмет женского обихода. Джулиан – брат, холостяк, наркоман и тоже вечный мальчик, только золотой. Судя по их поведению, на двоих имеют одно яичко, но хранят его в холодильнике. Оба вызывают только брезгливость. Нянечка Лиэнн – девочка, девушка и загадка. Помимо сюжетной значимости и молодости ничем выдающимся не обладает, даже талией. Её дядюшка Джордж в исполнении Бориса Макгивера врывается было слоном в посудную лавку, но его незаслуженно быстро выдворяют. Тоби – по меткому выражению Джулиана – «человек-пельмень», которого гоняют все. Просто бессменный заменитель всех отсутствующих эпизодических персонажей.

Третий момент – выдержанный на протяжении уже двух вышедших сезонов стиль, который с известной натяжкой можно назвать британским. Чувство меры и такта во всём, и существование границ, которые нельзя переходить в любом случае. Нет ни ванильно-маргинальной пошлятины «Американской истории ужасов», ни смакования запретных тем крупным планом, как в «Мастерах ужасов». Акцента на спецэффектах тоже нет, и это приятное разнообразие. Есть жёсткая композиция, детально продуманные декорации, игра актёров вплоть до мимики, художественное освещение и чёткость кадра в любой сцене. Есть богато обставленная квартира в таунхаусе, в которой тихо сходит с ума маленькая и не всегда дружная компания единомышленников.

Неизвестно, смогут ли создатели «Дома с прислугой» выдерживать взятый уровень все заявленные Найтом Шьямаланом шесть сезонов. На Дороти в исполнении Лорен Эмброуз всё не вывезти, это ясно уже сейчас. Будут ли раскрыты образы остальных персонажей в процессе дальнейшего развития и – главное – завершения сюжета? Это представляется единственным верным решением. Но справятся ли актёры? Большой вопрос. Играть со зрителем в угадайку и в последний момент менять традиционное на современное можно долго, но наличие своего режиссёра и сценариста чуть ли не у каждой получасовой серии настораживает. Наконец, отсутствие не то что порнографии – эротики – и расчленёнки вкупе со спецэффектами может обойтись сериалу дороже их наличия. Есть также немалая вероятность того, что при падении рейтингов создатели прибегнут к гиперкомпенсации, и персонажи пустятся во все тяжкие. Доживём – увидим.





1270
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 08:39
Отличная рецензия на метамодерн прлект от режиссера, который посое половины промохов и другой половины удач с неожиданными поворотами, видимо, научился их применять. Во вском случае рецензия дает на это надежду) Даже щахоиелось посмотреть — но найти б на это время...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 09:26
osipdark
Спасибо! :beer: Только смотреть сей продукт лучше дома на большом экране с хорошими колонками, а не в транспорте на мобильнике. Иначе всё очарование от «как» потеряете.


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 19:30
Когда советовал смотреть, знал, что тебя зацепит. Спасибо за рецензию! Также посмотри «Сквозь снег» (только сериал, потому что полнометражный фильм — редкий шлак). Он не психоделический, как «Сервант», но содержит интересные мысли. Или, в довершение семейной темы, — «Порочные игры» («Стокеры» в оригинале), последний оставляет длительное послевкусие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2021 г. 11:28
holodny_writer
Было любопытно, но не более. Тот случай, когда «как» лучше «что» и «о чём».

«Сквозь снег» ты давно советовал, но этот сериал отсеялся до просмотра. Американский фильмокомикс на основе французского бумагокомикса и южнокорейского фильма по умолчанию не выдаст ничего достойного. После прочтения комментариев Hellsing на него только порадовался, что угадал. Сорри!

«Порочные игры» пойдут в папирус в порядке очереди )
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2021 г. 14:12
Я тоже не люблю кинокомиксы. Но ты возьми и посмотри, там неплохо подана социальная проблематика разделения имущих и не имущих слоев. Аргументы Хеллсинга, если ты о его комментарии к моей рецензии на «Сквозь снег», магко говоря, смешны и на голову не налезают. Чтобы не силовать себя, попробуй две серии — тогда же поймешь, стоит ли просмотра.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2021 г. 17:18
holodny_writer
В некоторых вопросах товарищ Hellsing разбирается лучше меня и тебя, вместе взятых. И это как раз такой случай. Но манера изъясняться у него своеобразная, и это многих отпугивает )


⇑ Наверх