Ходячие мертвецы Роберт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» > «Ходячие мертвецы» Роберт Киркман
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Ходячие мертвецы» Роберт Киркман

Статья написана 8 сентября 2023 г. 23:26

Ходячие мертвецы

Сценарист: Роберт Киркман

Художники: Тони Мур, Чарли Адлард

Дата выхода (на русском): 2003-2019 (2014-2019)

Издательство: «Комильфо»

Сделал второй заход на главный зомби-эпик последних лет. В прошлый раз прочитал тринадцать томов, которые на тот момент были на руках и прошёл первую игру Telltale. За сериал даже не брался — столько свободного времени у меня в принципе нет. Поэтому в этот раз, имея на руках всю серию в толстенных сборниках, решил закрыть вопрос махом.

На западе достаточно развита среда для создания независимых авторских комиксов. Но даже там запустить реальные бестселлеры удаётся лишь единицам. И предпосылок у этого множество. Причём несмотря на изменение экономической ситуации в последнее время, мало что на самом деле поменялось для авторов. Поэтому феномен «Ходячих мертвецов», которые в октябре отметят своё 20-летие, остаётся одним из самых значимых. Около 200 номеров, 16 лет выпуска, популярный сериал со спин-оффами, а также видеоигры и даже не знаю, что ещё. Мало кто может похвастаться подобными достижениями. (В голову приходят разве что «Черепашки-ниндзя». Правда, это немного другое). Но была ли эта популярность заслужена, или Роберту Киркману просто повезло? Потратил две недели, чтобы разобраться.

На самом деле, истина где-то посередине. Взяв предельно тривиальную фабулу зомби-апокалипсиса и откровенно стащив начало, где герой приходит в себя на больничной койке («28 дней спустя» вышли буквально за год до этого, про «День триффидов» уже вообще молчу), Киркман начинает многолетнюю эпопею. Шериф маленького городка с женой и сыном в компании небольшой группы пытаются приспособиться к новому миру, где правила игры изменились, а все моральные нормы поставлены под сомнение. Главное — выжить. Мы пристально следим за развитием отношений, изменением характеров и социальной динамикой. И этот чёткий фокус на людях сыграл на руку серии. Обычно в произведениях о зомби много времени уделяется объяснению самого феномена или как всё исправить. Здесь же эта тема даже не поднимается. Зомби служат лишь фоном и катализатором всевозможных трагедий и конфликтов, а цепляет серия по-настоящему теми же крюками, что и любая мыльная опера. Автор, особенно в первой половине серии, хорошо работает с персонажами и их развитием. Всегда интересно, что дальше станет с героями. Но вместо обычного «кто с кем будет?», здесь вопрос поинтереснее: «кто же погибнет следующий?» Разумеется, это обостряет всё до предела и приковывает внимание.

Тем более что автор активно раззадоривают эффектом неожиданности — по сути, вторым китом, на котором держится серия. Киркман честно отмечает это в послесловии к комиксу. Всё может пойти под откос в любой момент и будьте уверены, что художник услужливо покажет его на красивой полностраничной иллюстрации в конце выпуска или тома. Поэтому вы обязательно вернётесь, чтобы узнать, как герои выпутаются из очередной ситуации. К сожалению, у такого подхода есть обратная сторона. И если обилие шок-контента ещё и объяснимо жанром, то порой чрезмерное желание автора удивить читателя слишком уж начинает выпирать. Где-то Киркман слегка перегибает палку, а где-то откровенно подстраивает события таким образом, чтобы увеличить масштаб любой катастрофы. Особенно заметно это при перечитывании. Яркий пример — противостояние с Губернатором в первой четверти серии. Главный антагонист легко мог погибнуть минимум три раза до финального боя, но Киркман старательно отводит от него смерть, готовя для дамы с косой более обильную жатву.

С другой стороны, благодаря такой активной работе мрачного жнеца на страницах комикса образуется стабильный поток персонажей со своими судьбами. Кто-то чуть более интересный, кто-то менее, но всегда очень разные. При этом «Ходячие мертвецы» остаются историей конкретного героя — Рика Граймса. Автор проводит его через ряд ломающих любую психику событий, возвращая современного цивилизованного человека в каменный век, когда опасность подстерегала на каждом шагу и никто не гарантировал твоё выживание. Удивительным образом все случающиеся ужасы, смерти и разная жесть делает повествование настолько тягучим и атмосферным, что становится очень легко войти в состояние потока. Ощущение полной безнадёги обволакивает и несёт по сюжету. Самое забавное, в какой-то момент понимаешь причины такого эффекта. Ведь чтобы не происходило сейчас в жизни читателя, у героев всё всегда в сто раз хуже. И это по-своему успокаивает.

Визуально серия получилась тоже максимально размеренной с чёрно-белой цветовой гаммой, очень чётко передающей настроение комикса. Рисунок в серии практически не менялся, кроме одного момента в самом начале. Первые шесть выпусков рисовал Тони Мур. У него выразительный стиль со склонностью к мультяшности и вниманием к деталям. Из-за последнего пункта, думаю, им пришлось с Киркманом и расстаться. Мур, скорее всего, не сумел бы выдержать темп, необходимый для серии. Поэтому уже с седьмого выпуска эстафету перехватил Чарли Адлард. И хотя я хорошо отношусь к Муру, эта замена стала максимально органичной. Адлард рисует реалистично, грязновато и этим идеально попадает в меланхоличную атмосферу серии. Но главное, Чарли, похоже, робот — практически пятнадцать лет штамповать комикс, не выбиваясь из графика мало кто сможет. Правда, к 115-му выпуску Адлард всё же запросил пощады, и помогать ему с прорисовкой тушью позвали Стефано Гаудиано, что сделало иллюстрации более чистым.

Но не только люди имеют тенденцию выдыхаться, сериалам это также свойственно. К сожалению, «Ходячие» не стали в этом плане исключением. Уже к экватору у серии начинает ощущаться нехватка идей и сил, чтобы связывать всё вместе. Даже шок-контент перестаёт впечатлять. Фактически последним «эффектным» моментом становится убийство одного из центральных героев Ниганом при первом появлении в сотом выпуске. И хотя смертей по сюжету раскидано будет ещё достаточно, они перестают трогать, потому что в комиксе становится слишком много персонажей. Авторы просто не успевают привязать нас к ним, перед тем как отправить в утиль. Сами сюжеты тоже становятся натужными. Противостояние Нигану отчасти повторяет эпизод с Губернатором. Война с Шепчущими, которые живут среди зомби, вызывает множество вопросов к логике и получилась настолько громоздкой, что авторам пришлось сделать больно читателю необычным способом. Из-за обилия событий им стало тесно в рамках стандартной девяти кадровой сетки и они решили попробовать шестнадцать. Это резко бьёт по динамике и превращает чтение в пытку.

Финальная арка с Содружеством на этом фоне смотрится в целом неплохо, но она тоже довольно предсказуемая и короткая. Киркман раздаёт всем сёстрам по серьгам и ставит резкую точку в истории Рика. Увы, получается немного смазанно и трогает меньше, чем предыдущая смерть ключевого персонажа. А финал с прыжком во времени вообще получается весьма своеобразным. Вроде оптимистичный посыл автора понятен и приемлем, но слишком контрастирует с основной атмосферой. Причину резкого обрыва серии Киркман обрисовывает в послесловии: если бы он хоть немного продлил сюжет, то не влез в четвёртый «компендиум» — самый продаваемый формат серии. Одним словом, бизнес.

В целом эта борьба коммерции и творчества стала для «Ходячих мертвецов» определяющей и чётко их характеризует. При достаточно банальных вводных серия максимально реализовала потенциал к середине, но на волне успеха создатели не устояли перед соблазнами «золотого тельца» и не сумели вовремя остановиться, наплодив много сомнительных сюжетных решений и растеряв былой запал. Что не отменяет монументальности самой серии и её важность в культурном плане.




Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме и группу в ВК. Там появляются тексты, которые по тем или иным причинам нельзя выложить полностью сразу на всех площадках.





2523
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 01:43
А чем всё кончилось, если вкратце?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 03:02
цитата heleknar
А чем всё кончилось, если вкратце

Я могу сказать но это будет спойлер, решите нужен ли Вам спойлер
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 10:58
Нужен, конечно :)
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 08:10
А до какого момента дочитал?
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 11:08
Ну я вообще не читал 8:-0
Смотрел сериал немного и листал фэнские википедии.
Мне просто интересен самый финальный финал. Как в Докторе Хаусе:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Хаус сымитировал свою смерть, у Уилсона нашли неизлечимый рак, Хаус и Уилсон отправились в путешествие на мотоциклах, чтобы прожить последние месяцы жизни Уилсона.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 11:14
Эй, я не смотрел Хауса) не надо спойлеров)))
Сериал, как я понял, местами сильно отличается от комикса. Персонажи другие, сюжеты тоже.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но в целом Рик навёл порядок в Содружестве — большом клочке цивилизации на 50 тысяч людей. Объеденил со своими поселениями. И тут его убивает взбалмошный сынок местной губернаторши, которую сместили. Дальше скачек вперёд и мы видим отстраивающийся мир глазами (или вернее глазом) Карла. В целом все ок. Ходичих особо нет, жизнь потихонечку налаживается. Рик народный герой. Есть пара твистов, но они интересные, если знаешь персонажей.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 11:31
Ок, спасибо, это я и хотел узнать.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 17:19
Ну вот, Вам уже ответили


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 02:40
А вы читали «Крестоносцы» — Crossed? Вот где концентрированная жестокость и красота рисовки. К сожалению невозможно экранизировать по очевидным причинам.
Когда то я Ходунов тоже начал читать и не осилил из за абсолютно беспомощной рисовки. Некрасиво. И скорость выхода не оправдание. Художник плох.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 08:42
Ох, у нас очень явно не совпадают вкусы. Боюсь, с этим ничего нельзя поделать.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 09:44
Первый выпуск, тот что от Энниса замечательный (и цветной:)). Остальные сильно хуже, Эннис там приходил еще на пару эпизодов и был хорош, но в общем потоке уже затерялся. А первый выпуск замечательный, да. Ходячие хороши были где-то до арки с Губернатором, дальше уже жвачка, второй омнибус еле дочитан был в свое время.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2023 г. 06:30
Крестоносцы, конечно, шедевр, но они про другое — жестокость и расчленёнка как самоцель во всех арках, кроме первой.


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 02:58
Так какой же вывод делает рецензент: была ли популярность серии «заслужена» (с чьей точки зрения кстати, заслужена перед кем?) или Киркману «просто повезло» (тоже непонятно, в чем везение Киркмана) ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 08:47
Ответ — сама рецензия. Где-то Киркман очень удачно изменил формулу, где-то сделал правильный фокус, где-то создал интересных персонажей, но сказать, что это гениальное произведение нельзя. Это коммерческий продукт. Прям очень явно на это заточенный. Поэтому и выстрелил. При этом в целом серия хорошая. Когда я брался первый раз, то думал, что будет намного хуже. Но в масс медиа достаточно популярных продуктов, которые крайне убоги по своей сути, но в какой-то момент просто попали в правильную струю. Так что Ходячие находятся где-то посередине. Отчасти есть элемент везения, отчасти видна качественная работа,заслуживающая уважения
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 16:51
Спасибо за ответ. Так в чем же везение Киркмана? С чем ему повезло? Все что делают мейнстрим издательства, включая Image, это коммерческие продукты, созданные с целью заработать денег. Incal ровно в той же категории, и Watchmen и прочие.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 18:31
Киркман человек «назначенный». Никаких особых скилов у него нет.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 18:49
Назначенный кем и куда? Что еще написанное Киркманом Вы читали? А у кого есть «особые скилы» и какие именно? С кем Киркмана сравнить? Спасибо.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 19:56
Логично, что везение Киркмана в том, что продукт выстрелил настолько мощно, что превратился в мультимедийную франшизу. Потому что с одной стороны он проделал хорошую работу, с другой не достаточную, чтобы говорить — по другому быть просто не могло.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 20:05
С точки зрения успеха tv show, наверное да. И наверно естественно что для читателей этого форума Walking Dead это прежде всего сериал. Хотя именно поэтому Киркман и закончил всю эту историю, надоело. Но Киркман стабильно пишет на высоком профессиональном уровне, Invincible, Outcast, Oblivion Song, все это хорошо написано. Везение то везение но умения писать у него не отнять, притом что Адлард художник средний в лучшем случае.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 22:16
Тут дело именно в успехи франшизы. Я не фанат Киркмана и не читал полностью ничего кроме ходячих, но в целом у него достаточно средний цеховой уровень. Я могу с десяток авторов не хуже назвать, но таких громких успехов у них нет, хотя многие комиксы даже лучше. При этом он не плох, просто если брать в пример приведённых выше Хранителей (хотя это конечно не совсем корректно), то вот условно они имеют текущий уровень популярности сами по себе, а не благодаря субпродуктам. С ходячими все же, кажется, история в другом. А это уже отчасти везение. Потому что адаптации получают многие комиксы, но до такой популярности добираются тоже немногие. Очень немногие.


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 17:24
Спасибо за мнение! Очень хочу купить и прочитать все выпуски, но пока не удалось приобрести. Читал 7 книг, играл в 2 игры, ну и я осилил 11 сезонов сериала. Если честно, мне сериал в целом очень понравился, несмотря на некие недостатки, такие как провисание сюжета, истребление героев, которые к тому же вводились в повествование для непонятных причин, на убой. Ну и пустой болтовни, которой в сериале с избытком, хотя вроде как она нужна для раскрытия характеров героев, но у них много повторяющихся по смыслу диалогов. Тем не менее, за героев переживаешь как за свою родню, очень классно сделан грим зомби, спецэффекты, всегда интересно, что будет дальше, и мне даже после последней серии 11 сезона было жаль, что сериал закончился. Однозначно один из лучших сериалов, что я смотрел, качественно сделан. Уверен, что комикс также не разочарует, тем более есть отличия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 19:58
Всегда пожалуйста. Надеюсь понравится. Не уверен, что доберусь до сериала, но определённое желание попробовать есть. Может быть, когда-нибудь.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 22:04
В качестве рекламы сериала могу сказать, что считаю в нем все спецэффекты насилия и в частности пожирания зомби лучшими в данном поджанре, говорю это как любитель тематики ходячих мертвецов. Но тут есть но: 5 минут экшена и удовольствия от хорошей работы «а-ля Савини», и 35 минут болтовни, ходьбы, быта и прочего. Потому если нравятся медленные зомби Ромеро и Фульчи, то смотреть нужно обязательно, хотя бы пару-тройку сезонов. А там уже становится понятно, продолжать или нет.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2023 г. 22:19
Я на самом деле не фанат жанра. Что-то понятное дело смотрел для общего развития, но не скажу, что все засмотрено до дыр. Плюс есть сейчас большие проблемы со свободным временем на сериалы) поэтому даже больше шансов, что я когда-нибудь продолжу игры от telltale, чем возьмусь за сериал. Но это будет никак не связано с его плюсами или минусами)


Ссылка на сообщение10 сентября 2023 г. 06:49
Прочитал все выпуски. Закончилось всё идиотски.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В конце нас ждёт что-то типа хэппи-энда. Киркман ещё и в послесловии написал что-то типа, что такой конец, потому что он, мол, взрослый и умный человек. А вот если бы он был малолетним дебилом, то все бы умерли, что как раз было бы логично.
Видимо, слабый американский мозг не способен воспринимать другие концовки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2023 г. 10:55
Боюсь, не согласен с такими категоричными заявлениями в такой форме.
 


Ссылка на сообщение11 сентября 2023 г. 06:43
Ничем не могу помочь.


Ссылка на сообщение10 сентября 2023 г. 14:39
Хорошо что не стал покупать, сейчас глянул примеры- рисунки крайне не нравятся.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2023 г. 15:26
Глядя в ВК, что ты читаешь... Ну честно говоря, не хуже какого-нибдуь очередного приключения Дедпула :-D
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2023 г. 15:29
По рисункам точно хуже)) По тексту, наверное лучше. Но и от сериала я устал)
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2023 г. 15:57
Рисунки в ходячих хорошие. Я прочитал всю серию и абсолютне не понимаю к ним претензий. Увы, не было возможности подобрать более удачные. И, блин, любые рисунки не спасут дедпула.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2023 г. 21:18
А его и не надо спасать, он неубиваемый ;)


Ссылка на сообщение11 сентября 2023 г. 08:20
Начинал читать и не пошло.
Сложилось ощущение что зомби здесь фоном, изредка кого-нибудь сожрут и тд, но главный посыл — что люди страшнее ходячих, хорош
А вот постоянное выяснение отношений, кто с кем спал и тд, слишком много неоправданной ненормативной лексики (не против ее, но там, где это нужно и раскрывает характеры героев) — эти причины в конце концов заставили в свое время отложить комикс.
Но при этом я смотрел начало сериала и мне он понравился больше, чем оригинал — жаль очень много сезонов.
А за рецензию — спасибо, виден большой труд! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2023 г. 20:38
Пожалуйста. Как говориться на вкус на цвет. В целом упор именно на отношения, а не на зомби сделал серию такой популярной. А дальше уже кому как нравится. Я, честно, начинал читать с большим скепсисом, но именно этот момент зацепил больше всего. Тем более, что кто с кем спал тут реально выясняют буквально пару раз, а основные моменты совсем другие.
Про мат. Тут надо понимать, что это культурная особенность. Так решили переводить ещё тогда, когда ходячие начали выходить в издательстве 42. В целом это оправдано. Ну, не будешь ты, когда миру настал северный пушной зверь, так цепляться за старые нормы. В это отношении особенно показателен Ниган. Но местами, конечно, наши переводчики перебарщивают. Это очевидно. Можно было и более приглажено или органично сделать


⇑ Наверх