МЕРТВЫЙ СИУ и ПИАНИСТ ДЖО ("Nowa Fantastyka" 255 (347) 9/2011). Часть 4
(НАСЛЕДИЕ КОНАНА – окончание)
Где дьявол не справляется…
В рядах варваров нашлось место и для женщины. Вопреки распространенному мнению, героиню создал не Роберт И. Говард, женщину попросту внедрили во вселенную Конана. Да, Соня из Рогатино действительно появляется в рассказе «Тень стервятника» (также «Тень Вальтары», “The Shadow of the Vulture”, 1934),
но она не имеет ничего общего с воительницей Рыжей Соней, известной по фильму Ричарда Флейшера, или комиксам о Конане. В рассказе Говарда, где действие происходит в шестнадцатом веке, Соня – девушка с польско-украинскими корнями, великолепный стрелок из пистоля, целью которой является кровавая месть султану Сулейману.
Рой Томас и БАРРИ ВИНДЗОР-СМИТ перенесли ее в гиборианские времена, поместив в одну из комиксных историй о Конане.
Сегодня Рыжая Соня в архетипическом ее представлении -- сексуальная женщина-воин, чему способствует ее нетрадиционный наряд: ее зачастую изображают в кольчуге, напоминающей нижнее белье, хотя в первых версиях она, как и Конан, была облачена в полную броню. Интересно, что такое представление удалось объяснить практичностью — в одном из комиксов, выпущенных издательством “Dynamite Entertainment”, Соня заявляет, что ее скудное одеяние имеет тактическое значение, поскольку отвлекает противника во время боя. Популярный, хотя и не пользовавшийся особой популярностью, фильм «Рыжая Соня», в котором заглавную роль играла датская актриса и манекенщица Бриджит Нильсен, опирается на комиксы, в которых подобным образом представлена юность воительницы.
Соня осиротела, когда ее родителей убили солдаты королевы Гедрен. Девушка отвергла любовные ухаживания правительницы, за что ее наказали коллективным изнасилованием. Фильм был обвинен в крайней гомофобии, поскольку непосредственным мотивом зловещих деяний королевы кинематографисты учинили невозможность достижения ею сексуального, лесбийского удовлетворения.
Рыжая Соня клянется отомстить, в чем ей поможет магическая сила. Но есть определенный нюанс, по крайней мере, в комиксах. Девушка потеряет чрезвычайно могучие боевые способности, если сплетется в любовных объятиях с мужчиной. Владеть Соней может только тот, кто победит ее в бою. В фильме эта идея немного изменилась: Соня дает обеты целомудрия по собственной воле, никто словом даже не упоминает о том, что она лишится своих выдающихся сил из-за секса. Финал фильма неоднозначен, Соня вроде бы целует воина Калидора (в роли которого выступает Арнольд Шварценеггер), но мы не знаем, останется ли она с ним или уйдет одна в поисках новых приключений. Независимо от того, чтобы бы ни произошло, Рыжая Соня -- своего рода антитеза женским персонажам, действующим в большинстве произведений героической фэнтези (heroic fantasy). Вроде она шествует в тесно облегающем ее тело костюме, подобно женщинам, разделяющим ложе с литературным Конаном, но у нее есть осознание собственной сексуальности, которую она учится принимать. Она самодостаточна, независима, чем подобна воительнице из другой вселенной – Зене, героине популярного сериала, которая на протяжении многих лет была иконой феминисток и лесбиянок — из-за своего упорства в достижении цели и неоднозначных отношений с подругой Габриель.
Родственники и знакомые Риддика
Варваром новой эры, вдохновленным не только литературой или кино, является Кратос, главный герой серии видеоигр "God of War".
Не вдаваясь в сюжетные перипетии, достаточно сказать, что этот спартанец -- не типичный греческий воин. Он больше похож на головорезов, подобных Конану, чем на Леонида. Уверенный в своей силе, он презирает доспехи и вооружен двумя клинками на цепях, которые мечет во врагов -- по замыслу создателей персонажа, это символизирует его звериную сущность, слияние с оружием. Само греческое слово “kratos” означает силу, и именно сила определяет этого героя. Как диктуют условности компьютерных игр, будущий бог войны идет по трупам к своей цели, невзирая на цену. Он -- эгоист, настоящий антигерой. Лукаш Орбитовский резюмирует: «Кратос – ультимативный варвар, смесь Конана с Лобо, но без чувства юмора. Его интересуют только садистская месть и возможность бродить по колено в крови виновных и невинных».
На Кратоса похож Риддик, футуристический варвар, один из последних представителей расы фурианцев, герой серии фильмов и видеигр, в роль которого вселился Ван Дизель.
Это беспощадный, жестокий убийца, непредсказуемый социопат, способный все же на героический поступок, если он пойдет ему на пользу. Риддик – типичный пример антигероя, покоряющего сердца зрителей с помощью тех же инструментов, что и его предшественники: сильной воли и физической силы. У Риддика также есть особая, приобретенная хирургическим путем (что, однако, не совсем ясно, игры дают ей другое объяснение) способность: он видит в темноте. Привлекательным для публики делает Риддика и Кратоса именно аура bad boy-а, непослушного мальчика. XXI век прославляет психопатов и серийных убийц, они принадлежат поп-культуре, они также проникли в игры и фильмы, идеально вписываясь в модель современного варвара.
Поляки не гуси…
... и свой канон имеют. Рафал В. Оркан писал о Быхтре, рослом убийце, который, несомненно, наследует герою Роберта Э. Говарда, и в нем больше духа Конана, чем ему, вероятно, самому хотелось бы признать.
Но не только благодаря этому несокрушимому крутому парню частичка киммерийского духа проникла в польскую литературу. Яцек Пекара написал роман «Госпожа Смерть» (под псевдонимом Джек де Крафт), заимствуя героя непосредственно из произведений американского автора.
Также был выпущен сборник рассказов «Варварский канон» (“Kanon barbarzyńców”), в котором восемь польских авторов выразили свое восхищение прозой Говарда, хотя только Рафал Дембский напрямую отдал Конану дань уважения. Наверняка, если хорошенько поискать, в отечественной литературе найдутся и другие следы варварского сапога (или сандалии). И, возможно, фильм с Джейсоном Момоа в главной роли вдохновит еще больше польских писателей на путешествие в горные дебри Киммерии.
Р.S. Напомню, что в блоге переводчика этой статьи и публикатора данного перевода можно найти также:
-- интересный материал, касающийся литературного отца Конана Киммерийского – замечательного американского писателя Роберта И. Говарда – по нижеследующим ссылкам:
https://fantlab.ru/blogarticle86559
https://fantlab.ru/blogarticle86560
https://fantlab.ru/blogarticle86586
-- галерею иллюстраций к первопубликациям рассказов Р. И. Говарда о Конане в журнале “Weird Tales”:
https://fantlab.ru/blogarticle93668
-- кое-что об источниках вдохновения режиссера, экранизировавшего произведения Р.И. Говарда о Конане:
https://fantlab.ru/blogarticle93671
-- интересный материал о Конане, как герое комиксов, включая ссылку на лекцию на указанную тему:
https://fantlab.ru/blogarticle93670
W.
