НАСЛЕДИЕ КОНАНА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > НАСЛЕДИЕ КОНАНА -- II
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

НАСЛЕДИЕ КОНАНА -- II

Статья написана 21 декабря 12:40

МЕРТВЫЙ СИУ и ПИАНИСТ ДЖО ("Nowa Fantastyka" 255 (347) 9/2011). Часть 4

(НАСЛЕДИЕ КОНАНА – окончание)

Где дьявол не справляется…

В рядах варваров нашлось место и для женщины. Вопреки распространенному мнению, героиню создал не Роберт И. Говард, женщину попросту внедрили во вселенную Конана. Да, Соня из Рогатино действительно появляется в рассказе «Тень стервятника» (также «Тень Вальтары», “The Shadow of the Vulture”, 1934),

но она не имеет ничего общего с воительницей Рыжей Соней, известной по фильму Ричарда Флейшера, или комиксам о Конане. В рассказе Говарда, где действие происходит в шестнадцатом веке, Соня – девушка с польско-украинскими корнями, великолепный стрелок из пистоля, целью которой является кровавая месть султану Сулейману.

Рой Томас и БАРРИ ВИНДЗОР-СМИТ перенесли ее в гиборианские времена, поместив в одну из комиксных историй о Конане.

Сегодня Рыжая Соня в архетипическом ее представлении -- сексуальная женщина-воин, чему способствует ее нетрадиционный наряд: ее зачастую изображают в кольчуге, напоминающей нижнее белье, хотя в первых версиях она, как и Конан, была облачена в полную броню. Интересно, что такое представление удалось объяснить практичностью — в одном из комиксов, выпущенных издательством “Dynamite Entertainment”, Соня заявляет, что ее скудное одеяние имеет тактическое значение, поскольку отвлекает противника во время боя. Популярный, хотя и не пользовавшийся особой популярностью, фильм «Рыжая Соня», в котором заглавную роль играла датская актриса и манекенщица Бриджит Нильсен, опирается на комиксы, в которых подобным образом представлена юность воительницы.

Соня осиротела, когда ее родителей убили солдаты королевы Гедрен. Девушка отвергла любовные ухаживания правительницы, за что ее наказали коллективным изнасилованием. Фильм был обвинен в крайней гомофобии, поскольку непосредственным мотивом зловещих деяний королевы кинематографисты учинили невозможность достижения ею сексуального, лесбийского удовлетворения.

Рыжая Соня клянется отомстить, в чем ей поможет магическая сила. Но есть определенный нюанс, по крайней мере, в комиксах. Девушка потеряет чрезвычайно могучие боевые способности, если сплетется в любовных объятиях с мужчиной. Владеть Соней может только тот, кто победит ее в бою. В фильме эта идея немного изменилась: Соня дает обеты целомудрия по собственной воле, никто словом даже не упоминает о том, что она лишится своих выдающихся сил из-за секса. Финал фильма неоднозначен, Соня вроде бы целует воина Калидора (в роли которого выступает Арнольд Шварценеггер), но мы не знаем, останется ли она с ним или уйдет одна в поисках новых приключений. Независимо от того, чтобы бы ни произошло, Рыжая Соня -- своего рода антитеза женским персонажам, действующим в большинстве произведений героической фэнтези (heroic fantasy). Вроде она шествует в тесно облегающем ее тело костюме, подобно женщинам, разделяющим ложе с литературным Конаном, но у нее есть осознание собственной сексуальности, которую она учится принимать. Она самодостаточна, независима, чем подобна воительнице из другой вселенной – Зене, героине популярного сериала, которая на протяжении многих лет была иконой феминисток и лесбиянок — из-за своего упорства в достижении цели и неоднозначных отношений с подругой Габриель.


Родственники и знакомые Риддика

Варваром новой эры, вдохновленным не только литературой или кино, является Кратос, главный герой серии видеоигр "God of War".

Не вдаваясь в сюжетные перипетии, достаточно сказать, что этот спартанец -- не типичный греческий воин. Он больше похож на головорезов, подобных Конану, чем на Леонида. Уверенный в своей силе, он презирает доспехи и вооружен двумя клинками на цепях, которые мечет во врагов -- по замыслу создателей персонажа, это символизирует его звериную сущность, слияние с оружием. Само греческое слово “kratos” означает силу, и именно сила определяет этого героя. Как диктуют условности компьютерных игр, будущий бог войны идет по трупам к своей цели, невзирая на цену. Он -- эгоист, настоящий антигерой. Лукаш Орбитовский резюмирует: «Кратос – ультимативный варвар, смесь Конана с Лобо, но без чувства юмора. Его интересуют только садистская месть и возможность бродить по колено в крови виновных и невинных».

На Кратоса похож Риддик, футуристический варвар, один из последних представителей расы фурианцев, герой серии фильмов и видеигр, в роль которого вселился Ван Дизель.

Это беспощадный, жестокий убийца, непредсказуемый социопат, способный все же на героический поступок, если он пойдет ему на пользу. Риддик – типичный пример антигероя, покоряющего сердца зрителей с помощью тех же инструментов, что и его предшественники: сильной воли и физической силы. У Риддика также есть особая, приобретенная хирургическим путем (что, однако, не совсем ясно, игры дают ей другое объяснение) способность: он видит в темноте. Привлекательным для публики делает Риддика и Кратоса именно аура bad boy-а, непослушного мальчика. XXI век прославляет психопатов и серийных убийц, они принадлежат поп-культуре, они также проникли в игры и фильмы, идеально вписываясь в модель современного варвара.


Поляки не гуси…

... и свой канон имеют. Рафал В. Оркан писал о Быхтре, рослом убийце, который, несомненно, наследует герою Роберта Э. Говарда, и в нем больше духа Конана, чем ему, вероятно, самому хотелось бы признать.

Но не только благодаря этому несокрушимому крутому парню частичка киммерийского духа проникла в польскую литературу. Яцек Пекара написал роман «Госпожа Смерть» (под псевдонимом Джек де Крафт), заимствуя героя непосредственно из произведений американского автора.

Также был выпущен сборник рассказов «Варварский канон» (“Kanon barbarzyńców”), в котором восемь польских авторов выразили свое восхищение прозой Говарда, хотя только Рафал Дембский напрямую отдал Конану дань уважения. Наверняка, если хорошенько поискать, в отечественной литературе найдутся и другие следы варварского сапога (или сандалии). И, возможно, фильм с Джейсоном Момоа в главной роли вдохновит еще больше польских писателей на путешествие в горные дебри Киммерии.


Р.S. Напомню, что в блоге переводчика этой статьи и публикатора данного перевода можно найти также:

-- интересный материал, касающийся литературного отца Конана Киммерийского – замечательного американского писателя Роберта И. Говарда – по нижеследующим ссылкам:

https://fantlab.ru/blogarticle86559

https://fantlab.ru/blogarticle86560

https://fantlab.ru/blogarticle86586

-- галерею иллюстраций к первопубликациям рассказов Р. И. Говарда о Конане в журнале “Weird Tales”:

https://fantlab.ru/blogarticle93668

-- кое-что об источниках вдохновения режиссера, экранизировавшего произведения Р.И. Говарда о Конане:

https://fantlab.ru/blogarticle93671

-- интересный материал о Конане, как герое комиксов, включая ссылку на лекцию на указанную тему:

https://fantlab.ru/blogarticle93670

W.





465
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 декабря 18:24
О да, Риддик прекрасно переносит всю эту традицию в космос. На днях кстати пересматривал третий фильм, сто лет его не видел.

Про Рыжую Соню есть же ещё свежее поделие М. Дж. Бассетт, но смотреть его, говорят, невозможно; я не рискнул — я и от «Соломона Кейна» не в восторге. Правда, тогда Бассетт считался мужиком, а сейчас — тёткой,но оказывается что это блин один и тот же человек, что стало для меня открытием, я думал тёзки.


Ссылка на сообщение22 декабря 04:30
Не совсем понятно: почему польский коллега обошёл вниманием достойный цикл Рыжая Соня / Red Sonja авторов: Дэвида К. Смита и Ричарда Л. Тирни:
https://fantlab.ru/work57269
а также хотя бы вскользь не упомянул имеющиеся изданные польские адаптации Говарда (Конан + Соня), хотя (на мой взгляд) не особо удачные:
Red Sonja [= Рыжевласая Соня] и Rudowłosa z Mieczem [= Рыжевласая с мечом] (1993), // Автор: Катажина Павляк
Cień skrzydeł sępa [= Тень крыльев грифа] (1992) // Автор: Ричард Камерон


Ссылка на сообщение22 декабря 12:27
цитата Alex Provod
Про Рыжую Соню есть же ещё свежее поделие М. Дж. Бассетт
а я вот рискнул, если Кейн был вполне смотрибелен, классные костюмы, декорации, нормальная картинка, то новая Соня Бассет снята по лекалам сериалов 90-х, сюжет аля 1 серия похождений Зены, картинка убогая, актриса бездарная, но двойка бронированная на месте. Смотрел исключительно из спортивного интереса. Старый фильм намного лучше
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 16:22
Кейн красивый был, да, чешские пейзажи там прекрасны, реквизит и декорации хороши, Пьюрфой молоток (я бы посмотрел на него, например, в роли кого-то из принцев Амбера). Но сюжет (я не буду драться! я буду драться! нет я не буду, прибейте меня гвоздями! а нет буду! мы всех победим, вперёд! а нет мы никого не победим, назад!)и постановка, чисто режиссёрская работа, меня удручают. Такой визуально симпатичный фильм с таким кастом был достоин кудааа лучшего, имхо.

Сериал с Люси Лоулесс я всегда любил, но она же дико харизматичная зараза, да и времена тогда были совсем другие. В 2025 снимать вот эдакое, да без души, которая была в проектах Рэйми/Таперта всегда... В общем посмотрел я трейлер этой самой новой Сони и понял что неее, при всей моей любви к жанровым бэшкам — это даже не бэшка уже.


Ссылка на сообщение22 декабря 15:28
Непривычно видеть Соню без бронелифчика, в нормальной одежде, на втором рисунке)


Ссылка на сообщение22 декабря 17:29
цитата Alex Provod
чисто режиссёрская работа, меня удручают
то, что было в Кейне плохо тут в кубе...не удержался, слишком редки кинофентези.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 21:51
Понимаю, я так не удерживаюсь иногда от космоопер/планетарной фантастики. Как и с фэнтези (минимально вменяемым) — какой-то застой и кризис. Вон Риддик не даст соврать, уж 12 лет его тоже не видно.


Ссылка на сообщениепозавчера в 09:15
цитата Alex Provod
сюжет (я не буду драться! я буду драться! нет я не буду, прибейте меня гвоздями! а нет буду! мы всех победим, вперёд! а нет мы никого не победим, назад!)и постановка, чисто режиссёрская работа, меня удручают.



⇑ Наверх