FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur»

Мигрант, или Brevi finietur

Роман, год; цикл «Метаморфозы»

Перевод на украинский: Я. Житин (Мігрант), 2011 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.07
Голосов:1530
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Герой произведения попадает на вымышленную планету, которая очень напоминает родную Землю. Как он здесь оказался? Что толкнуло его к этому шагу? На эти и другие вопросы предстоит ответить герою, попадая в разные обстоятельства, которые требуют изменений внутри человека, даже если не делать ничего – изменяться придется.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 285

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2744 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книга года

лауреат
Интерпресскон, 2011 // Крупная форма (роман)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
Мраморный фавн, 2010 // Роман

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2011 // Премия "Созвездие Большой Медведицы". Поощрительный диплом «Три звезды»

номинант
РосКон, 2011 // Роман

номинант
Бронзовый Икар, 2011 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
Звёздный Мост, 2011 // Лучший роман

номинант
Филигрань, 2011 // Большая Филигрань

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Мигрант, или Brevi finietur
2010 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Мігрант
2011 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2011 г.

Внезапно — несмотря на некоторые явные недостатки романа — получила от него совершенно неприличное удовольствие. Читала не отрываясь, жаль, что все так быстро закончилось. Притом, что и сюжет нельзя назвать сколь-либо оригинальным, и главный герой совершенно сливается с обоями. Даже не могу ткнуть пальцем, что именно в тексте меня настолько привлекает — в отличие от той же «Вита Ностра», в которой все было очевидно и объяснимо.

Впрочем, нет, могу. Фигура Аиры, инструктора и консула. Нет, я отдаю себе отчет, что это классический персонаж девичьих грез — но с другой стороны, а кто я такая, собственно? :) Вот этот персонаж кажется мне удивительно хорошо прописанным, причем это сложный и, скажем так, маловероятный характер. Как разведчик Исаев — допускаю, что такие люди существуют, но их очень мало. При этом Дяченкам удалось написать его так, чтобы по мере чтения к персонажу читатель испытывал ровно те же чувства, что и главный героя. Поначалу на острове он откровенно бесил, потом начал интересовать, потом этот интерес перешел в глубокую симпатию и уважение. Во всяком случае, мое отношение менялось именно в таком порядке. И вообще мне кажется, что в отношениях с любым совершенно человеком именно такой порядок перемены персонального отношения к нему — самый лучший и наиболее продуктивный (судя по моему личному опыту).

Что до сюжета, то собственно роман разделяется на две части — попадание нашего героя в параллельный мир и его Проба на полновесное гражданство в этом мире, и стандартно-эпическо-спасательную часть. Проба описана великолепно. Притом, что ничего сверхъестественного в ней, в общем, не происходит, и вообще ничего выходящего за рамки нормы. Зато в ней есть и детали, и характеры, и изменение отношений, и реальное, достоверно описанное *преодоление*.

Вторая половина романа значительно слабее. Начнем с того, что Проба по своему соотношению с остальным сюжетом все-таки выглядит как неестественно затянутая экспозиция. И при этом — самое яркое место романа. Дальше герои галопом по Европам спасают мир/вселенную, проявляя всяческие суперменские качества — такое чувство, что эту часть Дяченки дали написать Лукьяненко. В ней четко выступавшие характеры персонажей слегка расплываются, а с самим сюжетом и его обоснуем происходит такая чехарда, что нет ни малейшего желания размышлять на поставленные авторами очень глобальные вопросы «о роли личности в истории» :silly: (простигосподи). Мой вердикт: чтобы вторая половина романа не смотрелось как быстрый пересказ чернового замысла, она должна быть раза в три длиннее и гораздо более обоснованной с точки зрения прописанности мира и банальной логики. А так по сравнению с шикарным началом выглядит довольно сыро — если подходить совсем объективно и придирчиво.

Отдельно хочу сказать про главного героя. Знаете, у меня такое чувство, что это какой-то классический типаж фантастического героя, кочующий от одного автора к другому и у всех выглядящий одинаково уныло. Это мужчина в районе 30-35 лет, без семьи и каких-либо текущих обязательств, с вялотекущей карьерой, которую бросить ничуть не жаль. Не отягощенный совершенно никакими персональными достижениями, интересами, особенностями. Единственное, что делает героя похожим на человека — сопливые воспоминания о какой-нибудь бывшей любви или (как в случае с Дяченко) о брошенном им же самим ребенке. В общем, персонаж, который сливается с обоями и не выделяется абсолютно ничем. В фантастическом мире, разумеется, оказывается, что он на самом деле крут, как вареное яйцо. Что печально, потому что это слишком очевидные детские комплексы со стороны авторов. Герой «Мигранта», увы, именно этот типаж — поскольку авторы умнее и тоньше среднестатистический фантастов, герой тоже вышел чуть умнее и тоньше, и поэтому не бесит. Но и не вызывает ни малейшей симпатии и интереса сам по себе. Зато с позиции такого героя удобно раскрывать остальные характеры — в их личном проявлении, вне взаимодействия с героем практически. Так что по сути точка зрения героя местами могла бы заменить авторскую речь — ничего бы особо не изменилось. Не скажу, что этот момент портит книгу, нет. Но если бы Дяченкам удалось вывести главного героя хоть сколько-нибудь примечательным, это было бы гораздо интереснее.

-------

upd. Подумалось еще, что во всех книгах цикла «Метаморфозы» Дяченки используют одну и ту же конструкцию отношений персонажей. Есть Главный Герой, и есть «Вергилий» — некое могущественное существо, принадлежащее к фантастической части мира, которое и является проводником ГГ в этом мире. Саша и Фарид, Арсен и Максим, Андрей и Аира. И только в «Вита Ностра» герой кажется интереснее, чем «проводник». А вот в остальных двух романах цикла герои просто теряются на фоне куда более интересных проводников, и особенно в «Мигранте», учитывая, что Аира — положительный персонаж.

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2010 г.

Плюсов у книги много, и о них ещё расскажут восторженные читатели.

Хочется остановиться на трёх существенных недочётах.

Первое: с самых первых страниц задаётся вопрос: что же случилось с Землёй, почему герой оттуда уехал? Внятного ответа я так и не нашла. А вопрос-то — из ключевых. Нельзя так с лейтмотивами и стержнями.

Второе: идею авторы подняли очень большую, тяжеловесную и интересную. Но с её раскрытием в конце серьёзная путаница.

И третье, самое существенное на мой взгляд: язык Раа. «Плоский хлеб», конечно, звучит куда эффектнее, чем «лепёшка», но самое родственное слову «блин» будет именно «лепёшка». Хлеб — термин более эволюционировавший, не факт, что на Раа он существует. Нет слова «бумага», но в речи героев то и дело проскальзывают чисто-земные словечки. Особенно озадачило сказанное Вэнем на языке Раа «Докажи, что ты не верблюд». Верблюд? На Раа? Откуда это слово в языке, где нет понятия «бумага»?

Отдельным пунктом идёт психология поведения жителей Раа. Это поведение хищников — хотя заявлено, что общество разумных жителей настолько мирное и идеальное, что ближе по психологии к травоядным. Мясо не ели, соревнований между собой не устраивали, искусства по сути тоже не имели. Не заявлено соперничество — но все отношения им пропитаны. Та же Проба — чем не атрибут Хищника?

Так что из достоинств книги неоспоримо только одно: она очень ярко и красочно написана, читается легко. Если не вдумываться.

А если вдуматься — красивая ткань мироздания расползается на отдельные нитки. Увы.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2011 г.

Оговорка: до этого у Дяченко я читал только один небольшой рассказ, поэтому с их творчеством и писательским инструментарием не знаком. Прочитать решился потому, что в самом известном фантастическом издании «Мир Фантастики» «Мигрант» была признана лучшей книгой 2010 года. Такие лавры, насколько я понимаю, просто так не дают, поэтому категорически захотелось ознакомиться. Что имеем в результате? Несколько часов очень сильно убитого времени, которого теперь очень жалко. Как и денег, потраченных на книгу в бумажном варианте. И очередное разочарование в понятии «отечественная фантастика».

По порядку и по полочкам:

«Мигрант» входит в цикл «Метаморфозы». В цикле это уже третья книга, первые две — обласканная отечественными же премиями «Vita Nostra» и просто такой себе «Цифровой». Насколько можно судить из названия цикла, суть происходящих с главным героем перемен должна быть отражена так: обычная, заурядная жизнь простого человека — столкновение с непознанным — преображение внутреннего мира главного героя, изменение его мировоззрения.

»- Э-э-э, — сказал Крокодил.»

Так вот в этой книге ничего подобного не происходит. Абсолютно. В «Мигранте» авторы задают сразу несколько мыслительных векторов — и ни по одному из них так и не проследуют. Мысли о самом явлении «миграции», в чем бы она не проявлялась. О демократическом обществе. О целях человека в жизни. О семье. Об идее, которая влияет на материю и формирует ее. О преодолении самого себя.

Ни одно из этих понятий не раскрыто. Рваными кусками те или иные идеи вкрапляются в общий ход истории, но перескоки с одного на другое такие резкие, что никак не удается понять, что же авторы выделяют главным, собственно. Еще хуже, что все происходящее никак не отражается на главном герое — в конце окажется, что никаких метаморфоз с ним не происходит. И еще плохо то, что совершенно не прописан мир, в который ГГ попадает. Никакой тебе сути существования мира, законов и особенностей — так, пару деталей, которые в принципе неинтересны. Например, «Проба», на которой завязана большая часть книги — испытание, которое проходят, чтобы из мигранта стать гражданином — но став гражданином, никакого смысла самой «Пробы» не обнаруживается. По крайней мере, для главного героя.

Усугубляет картину то, что в книге, такое ощущение, одни диалоги. Когда на 300-й странице книги (а это уже процентов 60) понимаешь, что произошло пока что всего 2 события, которые, в общем-то, вообще непонятно для чего произошли и ничего не выражают, становится грустно. Но все же ждешь какой-то ошеломительной развязки....и ее в итоге не происходит. Наоборот, к концу авторы начинают вообще путаться — если до этого был простецкий язык для «нулевого читателя» с «Андрюшками», «Светками», «папашками», то под конец начинают встречаться уже режущие глаз фразы а-ля «Встречные тонули в застарелом цинизме, их жизненные ценности топорщились заскорузлыми пулеметными лентами».

В итоге же лучшим отражением главного героя являются его же собственные слова, сказанные в середине книги:

«Знаешь, Айра, если бы во Вселенной объявили конкурс на самое бессмысленное существование — я имел бы шанс на победу. Любой гриб в лесу существует стократ осмысленнее. Любая мошка-однодневка по сравнению со мной — фундамент мира».

И это печально. Потому что это правда. Но стоит ли эта правда времени, потраченного на чтение книги?

Последние 50 страниц дочитывал с пребольшим трудом — было совершенно неинтересно, чем вся эта бодяга закончится.

Присутствуют: русский язык для «нулевого читателя», рваный темп повествования, сюжетные перескоки, непонятные мигранты.

Отсутствуют: метаморфозы.

Текст: 80 % диалогов и 20% каких-то философских кваканий.

РЕЗЮМЕ: неубедительно, скучно, вяло, не вызывающий ни одной симпатии главный герой, отсутствие метаморфоз и плохо прописанный мир. Или другими словами, процитировав книгу: «мотор бешено работает, но колеса вертятся в пустоте и крылья машут в безвоздушном пространстве». Fail вам, «Мир Фантастики», никакая это не книга года.

А лично для меня «Мигрант» — еще одна ложка дегтя в бочку мазута, именуемую «отечественная фантастика». Зря окунулся в. Лучше продолжать читать победителей Небьюлы, Локуса, Хьюго и разные антологии. Вот там идеи, вот там миры, вот там хорошо. Непатриотично, зато правда.

КНИЖНАЯ ПОЛКА: разве что бесплатно скачать.

Оценка: 3
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2012 г.

Роман можно условно разделить на две примерно равные части.

1. Герой попадает на планету Раа. Осваивается. Почти сразу же ему предлагают пройти Пробу – испытание, которое проходят все жители планеты, желающие получить статус полноправного гражданина. Стоит отметить, что до Андрея ее не прошел ни один инопланетник, хотя их на Раа довольно много. Заваливший Пробу человек получает статус зависимого. Ничего общего с рабством. Наоборот, о нем все заботятся, оберегают его. Но участие в социальной жизни общины (например, в местном аналоге суда присяжных) такой человек принимать не может. Прошедший же Пробу должен сам обеспечивать себе жилье и пропитание, кроме того помогать в управлении общиной. Очевидных плюсов нет, одни новые обязанности. Но Андрей решает испытать себя, заодно узнать, что из себя представляет эта загадочная «Проба».

2. То, что происходит после испытания.

Так вот, первая часть идет просто на ура.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ряд испытаний в духе каких-нибудь африканских племен: пробежать по углям, в темной пещере найти нужное количество хитро запрятанных монеток, перебраться по камням через теснины рядом с водопадом. Все увлекательно, психологично, и, как принято в этой трилогии, сложнее, чем кажется на первый взгляд. Суть испытаний сводится к победе над человеческой природой. К достижению невозможных целей.
Что характерно для трилогии.

А вот вторая часть вызывает прямо противоположные чувства. Нудно. Затянуто. Концовка просто никудышная. Классический бог из машины.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пришли добрые пришельцы и двумя фразами решили все проблемы.
Это приемлемо для древнегреческого театра, но никак не для современного фантастического романа.

С главным героем тоже не все гладко. Он обычный. На удивление. Мужчина средних лет. В хорошей физической форме (что очень поможет ему на Пробе). В свое время женился «по залету», сейчас разведен. Испытывает комплекс вины перед сыном, оставшимся с матерью. Вот и все. В качестве оживлялки авторам пришлось придумать герою кличку, Андрей в мыслях называет себя Крокодилом. Никакой смысловой нагрузки это не несет. С таким же успехом он мог быть Пингвином, Енотом, Чебурашкой. Просто небольшой костыль, чтобы придать герою хоть какую-то индивидуальность. Зато коренные жители Раа получились намного более яркими и интересными. Понравился Аира (вообще, образы наставников у Дяченок удались на славу во всех трех романах). Очень неплох Тимор-Алк, за исключением тех эпизодов, когда авторы делали из него мальчика-страдальчика. А другим мигрантам с земли, выступающим в роли эпизодических персонажей, хочется аплодировать стоя. Маленькие шедевры.

Итог. Метаморфозы этого романа мне понравились больше всего. Цивилизация должна развиваться, двигаться вперед. Иначе – саморазрушение, коллапс. Но реализация идеи оставляет желать лучшего.

Первая часть романа – 9/10.

Вторая – 6/10.

Итого – 7/10.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2010 г.

Очередной роман Дяченко оставил довольно неоднозначное впечатление. Мне было очень интересно узнать, как же авторы завершат свою трилогию. На мой взгляд, «Мигрант» оказался достаточно далек от двух первых частей «Метаморфоз». По своей извечной привычке, авторы решили поднять одновременно социальные, писхологические, философские проблемы, а заодно сдобрить это изрядной долей приключений. Увы, погнавшись за многими зайцами, Дяченко большинство из них благополучно упустили.

Итак, главный герой романа переводчик Андрей неожиданно для себя оказывается на планете Раа. Здесь авторы используют уже несколько набивший оскомину прием — амнезию главного героя. Ему пришлось отдать два года своей жизни в качестве платы за перенос на планету. Короткая видеозапись, сделанная Андреем, ничего толком не проясняет. выясняется, что по каким-то причинам Андрей решил срочно эмигрировать с Земли, но что именно сподвигло его «второе Я» на столь решительный поступок, герой так и не узнал. С этого и начинаются метания Андрея на планете Раа. С одной стороны, он пытается разобраться в причинах происшедшего и изыскать возможности вернуться на Землю, с другой стороны, предпринимает усилия для того, чтобы встроиться в новое для себя общество.

Планету Раа так и хочется охарактеризовать как благоустроенную. Прекрасный климат, высокий технологический уровень, обилие съедобных растений, доброжелательные аборигены. Словом, на планете есть все для достаточно неплохой жизни. Смущает только одна маленькая зацепка. Всеми правами полноправного гражданина пользуются только местные жители, прошедшие некое испытание — Пробу. Мигрантам же уготована участь зависимых, которая не сопровождается какой-то эксплуатацией, а скорее дает дополнительную защиту и заботу, но в то же время в достаточной мере унизительна. Естественно, главный герой пытается несмотря ни на что, все же пройти эту Пробу.

Часть романа, посвященная Пробе, показалась мне самой удачной. Именно здесь, в момент испытания, требующего напряжения всех физических и психологических сил персонажей, авторам удалось в наибольшей мере раскрыть их характеры, показать становление личности, преодолевающей себя. Причем это касается как главного героя, так и местных подростков, преодолевающих вместе с ним испытания. К тому же именно эта часть романа наиболее насыщена действием и наполнена приключениями. Другие авторы на этом бы, видимо, и ограничились, написав симпатичную, увлекательную, хотя и несколько прямолинейную книгу, однако, Дяченко не ищут легких путей. Проведя героя через

все испытания Пробы, авторы снова и снова ставят перед Андреем непростой моральный выбор. И в этой ситуации действие все более замедляется, а метания героя начинают утомлять. К тому же постоянное разыгрывание карты брошенного сына показалось мне чересчур нарочитым. Концовка произведения, на мой взгляд, получилась явно смазанной. Некоторые ключевые вопросы: что представляет из себя пресловутое Вселенское Бюро, какова же все-таки судьба Земли, так и остались нераскрытыми. В итоге течение романа напомнило мне реку, столь быструю в верховьях и неспешно текущую, разбившись на множество рукавов в дельте.

Конструкция же мира, основывающегося на идеальных, а не материальных началах, получилась столь недостоверной, что ее можно воспринять только как суровую критику объективного идеализма. Очень уж много натяжек оказалось в истории мира Раа. Хотя, конечно, нельзя не отдать должное авторам за смелость идеи.

Интересны и социальные проблемы, поднятые авторами: от ксенофобии в обществе до способности членов общества нести ответственность за свои поступки. Не везде я готов согласиться с авторами, но почву для размышлений роман дает богатую.

Образы героев произведения получились несколько неровными. Например, насколько достоверен один из персонажей в роли инструктора, настолько же неубедителен он в роли консула. Удачными получились образы мальчишек, проходящих испытание. А вот заботливая бабушка получилась слишком уж земной.

Отдельные эпизоды романа врезались мне в память надолго, например, ликование мальчишек, прошедших Пробу, другие же показались совершенно проходными.

В итоге роман все-таки дал больше пищи моему уму, чем сердцу, заставил размышлять, но не сопереживать. Да, большинство отечественных авторов едва ли смогут написать столь серьезную, глубокую, многоплановую книгу, но учитывая то, насколько высокую планку установили Дяченко своими предыдущими произведениями, скажу, что ждал от Мигранта чего-то большего.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2011 г.

Жизнь человеческая полна неожиданностей, и хорошо если они приятные. Но чаще почему-то бывает наоборот. То, что произошло с Андреем Строгановым стало для него полнейшей неожиданностью, хотя он сам и послужил причиной свалившихся на него как гром среди ясного неба событий. Такой привычный и доведенный до автоматизма вечерний путь домой совершенно внезапно закончился для него в странном месте, в которое он непонятно каким образом попал. Место это оказалось офисом Бюро Вселенской миграцинонной службы. И попал он туда не случайно. Оказывается два года тому вперед он подал заявление на эмиграцию с планеты Земля, прошение его удовлетворили и теперь он волен выбирать: отправиться ли ему на урбанизированный технократический мир Лимб, имеющий большие проблемы экологического характера, или идилический и пасторальный Раа, где возможности карьерного роста для человека его склада «несколько ограничены». А то, что он об этом ни сном ни духом не знает, так это в порядке вещей, ведь два года своей жизни он отдал в уплату «за визу, необходимые телепорты, а так же оформление сопутствующих документов, медицинский осмотр и моментальное изучение языка». Прийдя немного в себя и чуток поразмыслив Андрей решает не рисковать здоровьем — мало ли как отразятся на нём экологические проблемы Лимба. И пусть его ожидают проблемы «карьерного роста», на то они и проблемы, чтобы решать их по мере поступления. К худу ли, к добру ли, но он выбирает Раа. Выбирает даже не представляя, к каким последствиям как для него самого, так и для целой планеты приведет это решение.

Цикл «Метаморфозы» создавался соавторами из совершенно не похожих друг на друга произведений, каждое из которых было написано в своём жанре. «Vita nostra» — что-то близкое к городскому фэнтези, «Цифровой» — к посткиберпанку, а начав читать «Мигранта» мне на ум тут же пришли авторы мягкой НФ. Странное начало, приправленное нотками абсурда, тут же вызвало в памяти одновременно и Шекли, и Адамса, и даже Саймака. Все эти странные перемещения, бюрократические сверхцивилизации, парадоксы времени и пространства настаивают читателя, мало-мальски разбирающегося в фантастике именно на такой лад. Но по прибытии главного героя на Раа тон романа начинает стремительно меняться. Разделение жителей планеты на Граждан и Зависимых, при всех незначительных, казалось бы, преимуществах первых над вторыми, кажется зловещим. Странная процедура получения гражданства путем Пробы на острове, практическая невозможность пройти эту Пробу мигранта, недостаточность информации о самой Пробе меняют настроение на тревожное. И даже чудеса Раа не дают забыть о вставших перед Андреем трудностях. Здесь, как ни удивительно, на ум приходит уже Хайнлайн и его «Звездный десант», ведь это именно у него одной из основополагающих идей общества является то, что права гражданина не даются человеку от рождения — их нужно заслужить. И путь Проба у авторов «Мигранта» занимает гораздо меньше времени, чем служба в «звездном десанте» будущего, это ещё не значит, что Строганову оно достанется легче чем Рико. Сама идея Пробы, а так же формат её проведения отсылают к другому хайнлайновскому роману «Тоннель в небе» с похожими идеями. Но ни о каком плагиате и речи быть не может, разговор идет лишь о сходстве идей. Та картина, что рисуют супруги Дяченко, несравнимо глубже и оригинальнее чем у классика американской фантастики. Треугольник Строганов — Аира (Махайрод) — Тимор-Алк безраздельно приковывает к себе читательское внимание. Именно происходящее на острове начинает приоткрывать завесу над самой сутью мира, в который попал Андрей. Постепенно, крадучись, приключения тела начинают отступать на второй план выводя на авансцену приключения духа. Ряд испытаний, которые должны пройти соискатели звания гражданина,являются своеобразными красочными иллюстрациями для той странной и вместе с тем удивительной идеи, которую приподносят читателю авторы. Превозмочь себя, сделать невозможное и решиться на немыслимое с точки зрения обычного человека, вот что предстоит главному герою на пути к такому желанному статусу гражданина. То, что он узнает во время прохождения испытания, то, чему он становится свидетелем, приводит его к невозможным с точки зрения землянина выводам. «Реально всё, что человек может вообразить». Мир идей имеет на Раа полную власть над материальным миром, определяя буквально все аспекты бытия на планете. Ярким примером этому служит фигура Тимор-Алка, метиса, рожденного от материальной женщины и Тени, то есть Идеи, воплощенной в реальность мечты. Его «непорочное зачатие» является аллюзией на рождение Христа, намекая на особую роль Тимора в последующих событиях. Но не Пробой единой наполнен сюжет романа — она служит лишь первой частью приключений Андрея Строганова. Дойдя до середины текста сюжет переходит на другие рельсы попутно обретая больший размах. Теперь уже судьба Андрея тесно переплетается с судьбой Раа, так тесно, что их уже практически нельзя разделить. Мир, вроде бы наконец-то понятый, начинает стремительно терять только что обретенную стабильность. «Конец света происходит, когда замысел искажен настолько, что приходит в конфликт с изначальной идеей. Лишенное смысла разваливается и гибнет». И мигранту предстоит остановить надвигающийся конец света, проникнуть в идеальный мир и дать Раа новый смысл для существования. Но Земля не отпускает, так и нет ответа на вопрос о причинах его бегства сквозь пространство и время. Что он выберет, кем станет? Авторы не дают готовых ответов, оставляя читателю возможность поразмышлять над событиями. Хотя и оставляют некоторые подсказки, типа старой кирпичной стены с нанесенной из баллончика надписью: «Не бойся».

Итог: многогранный роман, где, как слои перламутра на жемчужине, одни смысловые пласты скрываются под другими. Потрясающий психологизм текста сочетающийся с сильной приключенческой составляющей, в сумме создает такое мощное воздействие на читателя, что оторваться от книги становится практически невозможно. Авторам удалось создать завораживающее по красоте и масштабности полотно, великолепно завершающее цикл. О романе можно рассказывать ещё долго, но лучше один раз его прочесть. Настоятельно рекомендую.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2010 г.

Третья метаморфоза заставляет третий раз взглянуть на цикл по новому. После отлично Vita Nostra и хорошего Цифрового на свет появился неоднозначный Мигрант.

Популярная тема героев, попадающих в другие миры, редко отличается от простого и случайного попадания в другой мир по неаккуратности, неосторожности или по каким-то простым причинам. Здесь же главный герой книги, которого называют не иначе как Крокодилом (не из-за того что он такой злой и страшный, а совсем по другой причине), оказывается в неожиданной ситуации. Он два года спустя момента начала книги даёт согласие на свою миграцию в другой мир, но такова цена этой миграции: два года жизни. Послание самому себе из будущего даёт лишь поверхностное описание причины принятия решения: «здесь мне жизни больше нет». Нежелание покидать мир сейчас уже ни на что не влияет. Добро пожаловать в новый мир! Причём даже не в тот, на которой хотел попасть в будущем, а в другой. И как с этим жить? Новая планета несмотря на обилие зелени, отсутствие на поверхности чего-то отрицательного и наличие всех возможностей уже не сможет стать таким же домом как родная Земля. А попытка стать первым за всю историю Раа мигрантом с Земли, ставшим полноправным гражданином — не более чем попытка показать что он человек с большой буквы, а не очередной мигрировавший в будущего раба. Но как вернуться на Землю? И есть ли куда возвращаться?

Очень хорошая завязка, которая становится оригинальной уже по необычности ситуации, оказывается очень простой для понимания. Первые книги цикла являлись не сложными, но требующими понимания ситуации и, иногда, не очень понятными. Здесь же полностью отсутствуют сложные моменты, которые могли бы внести в произведение отрицательную черту повествования. Всё просто и понятно. И при этом очень доходчиво объяснено бытовыми словами, а не красивыми непонятными терминами мира, который существует задолго до Земли. Испытания на Право стать полноценным гражданином является основой жизни Крокодила, которую он представляет себе как попытку понять и узнать те два года, что были выброшены из его памяти. При этом и отношение к нему как к мигранту полностью совпадает с тем мнением, которые мы в сегодняшний день приписываем к мигрантам в Россию. Тут и неуважение, и неверие в силы, и неприятные слова в свой адрес. Всё есть. Правда вся эта завязка не имеет подробной развязки. Конечно же у столь профессиональных писателей всё оказывается очень просто: ответ можно сказать одним коротким предложением. Но вот узнать этот ответ очень непросто. Ведь тут нет такого глобального серьёзного финала, который мог бы ожидаться. Тут стоит только внимательно прочитать книгу и всё. Ничего большего не требуется.

Ну а минусы книги находятся только в мелочах, которые настолько мелки, что можно посчитать их просто за устранение лишних моментов и ненужных уточнений в повествовании. Например, каким образом Крокодил добрался до орбиты? Тоже монорельс? Или как устроена связь между людьми, владеющими разными языками? Что за переводчик сводит их всех в один язык? Но хотелмя ли отвечать на эти мелкие вопросы? Только если уж слишком придираться.

Но насколько же, плоский хлеб, нужно быть придирчивым чтобы замечать такие мелочи, а не наслаждаться книгой?

За книгу — отлично! :appl:

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2010 г.

Ровно до половины произведения мне казалось, что это одна из лучших книг Дяченок. Не оригинальная, на первый взгляд, завязка, все же оказалась довольно затягивающей. Да, фантастами всего мира уже многократно использован ход с внезапным переносом на другую планету и сопровождающей это событие амнезией. Но авторы довольно быстро закрутили тему грядущего испытания — Пробы, после которой герой станет полноправным гражданином планеты. Пока герой проходил испытание, или инициацию, на необитаемом острове в компании мальчишек-подростков, пока текст неуловимо напоминал «Повелителя мух» и «Рыцарей сорока островов», оторваться было невозможно.

Но уже конец этой части оказался смазанным. Да, герой, не смотря на все невзгоды, прошел Пробу. Естественно, ждешь эмоционального всплеска, катарсиса, а его нет. Сразу после Пробы идет большая эмоциональная яма, из которой авторам не удалось выбраться до самого конца книги. Довольно рваный сюжет перемежался таким диким количеством многозначительных размышлений и разговоров, что я начала все чаще откладывать книгу в сторону.

И главное, мысль-то бесконечно простая. Есть мир, который каждый из живущих может менять — трансформировать реальность. Естественно, в какой-то момент в мире происходит кризис. Появляются чудовища, случаются природные катаклизмы и другие неприятности. Невесть откуда возникает некое вселенское бюро, которое устанавливает на орбиту планеты стабилизаторы материи. Чтобы всякие психи не могли реализовать свои фантазии. Одновременно общество планеты вырабатывает некий воспитательный механизм — Пробу, через который проходят все молодые люди. Главная цель пробы — научить быть хозяином самому себе, то есть контролировать свои желания. В результате появляется слащаво-правильное, очень доброе и справедливое общество. Но с планетой опять начинает происходить фигня, и тогда ГГ открывает аборигенам глаза — стабилизаторы это фикция, воплощение эффекта Плацебо. На самом деле материю держит Проба. Общество стало настолько правильным, что ему не нужны костыли — они только мешают. Проба воспитала миллионы умных, энергичных людей, желающих покорять звезды, но страх перед трансформацией реальности не дает им действовать. В результате дурная энергия снова начинает рваться наружу. Собственно, все. Но боже мой, сколько текста на это накручено!

Да, конечно, мир Дяченок как всегда оригинален, насыщен чудными образами и вообще прекрасен. Что что, а миры супругам удаются. Но, к сожалению, для меня это не смогло на этот раз компенсировать всех остальных недостатков текста: 1) сюжетные провалы; 2) некоторое количество не отвеченных вопросов; 3) отсутствие в этом мире зла (нет врагов, все хорошие, аж скулы сводит); 4) размазанный, как манная каша по тарелке, финал. Последние сто страниц еле-еле осилила. Увы.

Как очень правильно сказал предыдущий оратор, авторы погнались за кучей зайцев, и почти ни одного не поймали. Социальная подоплека вышла мало убедительной, переживания героя (по крайней мере во второй части) не заставляют к нему присоединиться, приключенческая линия закончилась со сдачей Пробы, то есть в середине произведения.

Я очень люблю Дяченок, но эта книга вызвала у меня тревожные подозрения о наступающим у супругов творческом кризисе. Надеюсь, я не права.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2010 г.

Современные Дяченко практически, как никто другой, умеют лихо развешивать ружья по стенам, да так, что те в самые драматические моменты начинают бахать и лупить читателя влет.

Почти.

Финалы книг украинско-московского дуэта — традиционно НЕ сильное место.

Вроде и прицел верный и бьют пулей, а наповал не кладут.

Хвалить книгу можно за отличную динамику, цепляющий, несущий с дикой скоростью и вовлечением стиль, ломовую увлекательность, какую припоминаю в былых удачах Лукьяненко...

и ругать стоит за некоторые композиционные самоповторы, Бога-из-Машины (божежтымой, как я расстроился, когда откопал его Здесь!) и слишком уж очевидный хэппи-энд (впрочем, суровой правды цифровой жизни мы нанюхались в конце прошлого тома «Метаморфоз»).

Обнаружил для себя занятную штуку:

прежде супруги строили свои романы от пары: он немолод, когтист и мудр, она — юна, в проблемах и летает.

Ныне коленкор иной: Ученик (он-она — возможны вариации, но типаж примерно один и тот же во всех 3 томах «Метаморфоз») и Учитель (сквозной персонаж всех трех томов).

Проблематика взаимоотношений и даже динамика их развития — практически синхронная.

Что ж, следующие книги покажут, куда вильнет прихотливая мысль Мастеров.

Резюме: очень достойный роман мягкой НФ, которому — в моем случае — не хватило едва-едва, чтобы войти в личный золотой фонд.

P.S. «Vita Nostra» понравилась сильнее, но «Мигрант» тоже очень недурен.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2010 г.

Похоже, к циклу «Метаморфозы» «Мигранта» отнесли по ошибке. После первых книг остается какое-то жутковатое послевкусие — от загадочных и ужасных (хотя и непонятных) превращений книги первой и от захватывающих и страшных возможностей, описанных во второй. В «Мигранте» никто ни во что не превращается — это простой и понятный роман с четкой философской подоплекой. Правда в философской части Дяченки опять замахнулись на понятия основополагающие — о первичности материи. Мир, в котором материальная составляющая способна локально сменяться составляющей идеальной, по-моему, в фантастике еще не встречался. Хотя авторы, привычно сильные в материальном, вступив на почву идеального, оказались послабее — если путь в мир мертвых еще как-то логичен, то иные путешествия кажутся надуманными. Впрочем, что поделать — все проявления первичности идеи над материей по определению являются порождениями сознания, в данном случае — сознания авторов.

Теперь о сюжете. Книга, как и практически все у Дяченок, написана великолепно, хотя и ситуация завязки романа абсолютно банальна для НФ — приключения человека, попавшего в иной мир и попытки его в этом мире найти свое место, самоутвердиться, и, по возможности, вернуться домой. И он входит в эту новую жизнь, проходит через различные испытания, приобретает друзей и врагов, чего-то достигает... Короче, в самой сюжетной линии — ничего особенного нет. А вот психология героев весьма яркая и интересная.

Главный герой, Андрей по прозвищу Крокодил, обладает настолько обостренным чувством сопереживания и таким болезненным восприятием несправедливости, что даже не верится, как он жил на Земле, и даже служил в армии. И если физически он отнюдь не супермен, то в области этики — просто чудо! В результате — очень реальная и симпатичная личность.

Второй, по сути, главный герой — метис, полукровка, и в его взаимоотношениях с коллективом хватает и неуважения к слабому и презрения к неполноценному (а он и правда не вполне полноценный, если представить, от кого он унаследовал половину своих генов). И он проходит через все это, через невозможные для него испытания, давая читателям, особенно читателям юным, великолепный пример самоутверждения в жизни.

Странная, сильная и неоднозначная фигура Консула. Это — человек, кажется, целиком состоящий из чувства долга, но готовый при необходимости по-своему трактовать законы, вообще стоящий каким-то образом над всем сообществом планеты (его голос приравнивается к голосам трети населения) Непонятно, как он получил этот статус, так же как и непонятны его дестабилизирующие реальность способности. Но личность Консула, как из гранитной скалы вытесанная авторами, тоже из тех, кого забыть непросто.

Еще – образ бабушки, высокопоставленного администратора, обожающей своего внука, да несколько эпизодических ролей, только оттеняющих действия главных героев. Да, действующих лиц немного, но образ мира Раа открывается перед нами именно из их рассказов и впечатлений.

Мир, где НАУЧНО доказано то, что создан он волей некоего Творца. Как это может быть доказано – непонятно, Как при этом в языке Раа существует слово «религия» — тоже непонятно. Каким образом существует эта дикая смесь первичности материального и идеального – тоже непонятно. Но из всего этого прорастают два глобальных вывода.– Один касается каждого гражданина планеты (Ты – хозяин себя и ты – хозяин всего. Ты здесь по праву!), вбивается в сознание молодежи, что называется, с пеленок, проходит огранку Пробой и остается стержнем всей жизни каждого человека и всей планеты. Не вполне понятно, почему Проба является не просто обрядом инициации молодежи, а основой существования общества. Впрочем, можно предположить, что на планете, где фантазии могут стать реальностью, умение владеть собой является жизненно важным.

И второй вывод – обществу необходимо иметь цели, требующие мобилизации всех его сил. Вроде бы, банально и очевидно, но для планеты с биологической цивилизацией, где в любом уголке леса по первому слову ближайшее дерево выращивает терминал и связывает попросившего с глобальной сетью, где всегда тепло и сытно, этот вывод очень тяжел. Но – неизбежен!

Над всем этим обществом существует некое Вселенское Бюро, разум, носитель которого остается загадкой. Которое выполняет практически функции Творца, управляя глобальным развитием планеты. Даже предположения о том, ЧТО такое это бюро, звучат ну совершенно фантастически – это в фантастическом-то романе!

А еще в романе много размышлений о смысле жизни. И человека и мира в целом. И эти размышления воздействуют на поступки главного героя так, что простая линия сюжета поворачивается к читателю такими гранями, что оторваться от книги до самого конца почти невозможно.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 октября 2013 г.

Впервые — разочарование. Очень высоко ценю творчество Дяченок, но здесь впервые не испытала радости от прочтения, увлеченности при чтении и хорошей зависти к авторам. Впервые — не зацепило. Я не поверила этой книге. Мне все время казалось, что сюжет — надуманный, иногда даже натужно. Не понравились герои, они не стали живыми, не вызвали сопереживания. В сцене с клубком червей (так сказать, овеществленным мыслеобразом) очень ярко возникла аллюзия с АБС.

И стиль: местами мне казалось, что текст не вычитан, глаз цеплялся... Это тоже — впервые.

Возможно, я слишком многого ждала от уважаемых авторов. Да еще такой букет премий... Если бы это было написано кем-то из незнакомых писателей, не возникло бы столько претензий, наверное. Впрочем, не знаю.

Очень захотелось перечитать что-нибудь из прежнего, нравящегося. Или поискать непрочитанное. Срочно, чтобы «вернуть» себе прежнее восприятие.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2011 г.

Как и первые две книги цикла, «Мигрант…» очевидно делится на две части, которые оставляют очень похожие впечатления. Появление эмигранта Андрея Строганова на планете Раа, принятие им решения о прохождении Пробы на право называться свободным гражданином, и само её прохождение на порядок интереснее последовавших за этим поисков точки приложения сил с выходом на, ни много, ни мало, спасение всей приютившей его цивилизации и изменение текущей реальности.

Собственно, что касается самой Пробы, то ничего особо нового тут авторы не придумали – сколько уже писали про то, что земляне не лыком шиты и могут самым крутым аборигенам фору дать в подобной ситуации? И не сосчитаешь. Но очень уж «вкусно» прописывают Дяченки все нюансы и подробности процесса, обустраивают мир, обставляют его мелкими, запоминающимися деталями. Затягивает. Оставался только один вопрос: завалит ли Андрей Пробу, что было бы вполне закономерно, или пройдёт, вопреки здравому смыслу. Вариант, выбранный соавторами оказался очень хорош – испытание он прошёл, но не благодаря собственной исключительной «суперменистости» – немалым, но явно неразвитым способностям – а в связи определёнными соображениями, возникшими относительно него у местного инструктора.

Всё последовавшее за этим также укладывается в стандартную, много раз прописанную схему, но чтение уже не доставляет того удовольствия. При этом читателя всё настойчивее начинает мучать вопрос: а какая здесь связь с предыдущими романами цикла?

Отзыв — часть обзора, размещённого в АК: http://fantlab.ru/blogarticle12962

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2010 г.

Философская фантастика. Так можно определить эту книгу. Если «Vita Nostra» была больше психологически-философской фантастикой, а «Цифровой» социально-философской, то «Мигрант» — это чистая философия. Казалось бы, описывается новый мир (уж не впервой ли это у Дяченко, в случае не-фэнтезийного мира?), сколько можно интересного написать писателям, умеющим писать о психологии и социуме. А описаний не больше, чем требует сюжет (хотя, конечно, они есть, их много, от описания планетарной системы прямой демократии до воплощения в реальность кошмаров и архетипов). Но книга не об этом.

Помните конец «Vita Nostra», где начала использоваться лексика типа «В начале было Слово» в связи с Любовью и Страхом? Так вот, в «Мигранте» подобные рассуждения — смысл книги. В более понятной форме. Дяченко посчитали себя достаточно зрелыми, чтобы свои философские рассуждения не прятать за мистикой и недосказанностью, а показать всерьез.

Написано как всегда отлично, отрываться не хочется до конца. Множество использованых образов запоминаются — все таки очень талантливые писатели и психологи. Некоторая абсурдность отдельных элементов (Бюро) прощается как жанру.

Но вот философская часть книги... как читать ее мне, материалисту и атеисту? Я не фанатик, открыт для новых идей и готов признать то, в чем ошибаюсь. Но Дяченко не делают попытку защитить самые базовые свои идеи, они сразу переходят к защите и рассмотрению с разных сторон выводов из этих идей. А я ведь с базой не согласен. Но это было бы полбеды, раз перед нами философская фанастика. Мне база просто непонятна, кажется нелогичной, внутренне противоречивой. А вот это уже портит больше половины дальнейших впечатлений.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2012 г.

Странный мир ожидает мигранта Андрея на Раа.

Вторичная реальность внутри вторичной реальности книги. Фэнтезийный мир, придуманный героиней романа в жанре фэнтези.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Это, – начал он, подбирая слова, – как если бы девочка четырнадцати лет захотела придумать комфортный мир, где хотелось бы жить. Ни боли, ни страха, ни потерь. Ни жертв, ни хищников. Свобода, покой, и смерть в глубокой старости…"

Это необычно? Да. Красиво? Наверное. Увлекательно? Не знаю.

Тихим, упорным рефреном звучит стихотворение Лорки с необычным сюжетом. Улитка объясняет муравьям, что такое звезды: «А это огни, что сияют над нашими головами»... Пляшут тени на стенах платоновской пещеры, и люди стараются запечатлеть ускользающие силуэты: у Платона они считали реальностью тени, а для граждан Раа такой реальностью могут быть «огни, что сияют»... Мальчишки и девчонки засыпают, мечтая пройти инициацию-Пробу и стать полноправными гражданами Раа. Стоп. Остановимся здесь, ведь описание Пробы — самая яркая и эмоционально насыщенная часть романа.

И самая странная. В первобытном обществе инициация, в конечном итоге, — проверка качеств, необходимых будущему воину и охотнику. А на Раа... на Раа Проба поощряет и формирует установки, для описанного мира-утопии попросту гибельные. Агрессия. Ксенофобия. Травля «изгоев».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"– А это что у нас за бледно-зеленая поросль?

В строю засмеялись.»

Предполагается, что, войдя во взрослую жизнь, мальчишки обо всем этом просто забудут? Что раз усвоенные модели поведения никогда-никогда не возродятся в обыденной идиллии Раа?.. Хм...

Авторов тоже можно понять: без этой нелогичности роман сильно проиграл бы в эмоциональном плане. Слишком далекий от нас платоновский идеализм на отдельно взятой планете так и остается до конца абстракцией (улитка объясняет что-то муравьям). Слишком идеальный мир не дает повода для сопереживания, и роман кажется вялым, особенно на фоне двух предыдущих. И не мудрено. Сюжетная схема все та же, что и в «Vita nostra», и в «Цифровом».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой проходит некую инициацию, сам не зная, зачем это нужно и что из него выйдет в итоге, — герой обретает некие необычные способности — герой превращается в единицу информации: слово, компьютерную программу, передатчик сообщения.

Но вот того напряжения, какое было в предшествующих романах, здесь нет. Андрея никто не заставляет идти на испытание, а главное, если он провалится, то ничего страшного не случится — и это подчеркивается. Так что приключения протагониста на Острове вызывают любопытство, но никак не тревогу за его судьбу.

А уж когда Проба остается позади, все дальнейшее, в сущности, стандартно (ну, за вычетом Платона).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Попаданец, не реализовавший себя «у нас», но зато «там» спасающий миры.

Где-то я уже это читала...

...Для меня каждая книга супругов Дяченко — шаг в неизвестность. Я не знаю, чего мне ждать, открывая первую главу — восторга, отвращения, ужаса или скуки. Но «Мигрант» не оправдал ни одного из моих ожиданий и ни одного из моих опасений. Он показался занимательным — и только.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2011 г.

Роману «Мигрант» достались очень большие лавры — тут и «Интерпресскон», и «Лучшая книга 2010 г.» по версии МФ... Но заслуженна ли эта премия? Не я вляется ли она просто, скажем так, остатком эйфории от «Vita Nostra»? Возможно. Не мне судить.

На мой взгляд, совершенно ничего особенного в романе нет. «Вита...» цепляла разум, «Год чёрной лошади» — душу. А «Мигрант»? Нет. Роман — планетарная фантастика, описание метаморфоза уже не конкретной личности, а мира, именного того мира, который был создан простыми словами главной героини: «не бойся»... Но Дяченко хороши в описании психологии отдельных людей, видимо, настолько глобальные вопросы социальной фантастики им тяжко даются.

Много слов, много мыслей, и не совсем понятно: к чему всё это? Андрей-Крокодил вышел очень бледным, незапоминающимся человеком, «как все». Это, конечно, не случайно: авторы хотели показать именно заурядного человека в необычной ситуации. Но изменения его психологии на этот раз выписанны куда менее тщательно, нежели в других романах Дяченко. Пройдя Пробу, и послужив на службе у Консула, он мало изменился. Именно его глазами мы видим то, что происходит на Раа. Он мало что понимает — следовательно, читатель тоже.

Конечно, у романа есть свои достоинства. Психология изгоя Тимор-Алка ярким пятном смотриться в канве романа, фактически он — основное достоинство произведения, так как описание самого метаморфоза целого общества у Дяченко откровенно не удалось. Мир, в котором нарушен баланс, существовал только за счёт того, что люди всей волей стремились укрепить общество, в котором жили. И в чём же состоит дальнейший метаморфоз? В том, что люди сами идут к уничтожению своего мира, чтобы создать на его обломках новый? Неясно.

В итоге мы получили достаточно проходной роман. Особые филосовские глубины отсутствуют, сюжет неприятно удивляет своей растянутостью. И стиль оставляет желать лучшего. В общем — читать можно, но совершенно не обязательно.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх