Отличный список саундтреков к фантастике недавно опубликовал Дэйви Фершоу на сайте Дискогс, напомнив, что путешествовать по бескрайним галактикам, солнечным системам и мрачным антиутопиям можно просто включив музыку и погрузившись в инопланетные звуки, наполняющие и преображающие любое пространство.
Ниже представлен список ключевых саундтреков к научно-фантастическим фильмам, которые, по мнению Фершоу, должен иметь каждый уважающий себя коллекционер винила (такова уж специфика сайта Дискогс).
Оригинальная статья: https://www.discogs.com/digs/music/essent...
После отказа от оригинального саундтрека Алекса Норта Стэнли Кубрик принял смелое решение использовать классическую музыку. Это придало «Космической одиссее» инопланетную и возвышенную атмосферу. Композиции вроде «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса стали неотъемлемой частью фильма.
Премьера в 1968 году ознаменовала новую эру научной фантастики — полную трепета и экзистенциальных тем. Вместо оригинальной оркестровки Кубрик выбрал существующую музыку, чтобы усилить масштаб происходящего. Саундтрек обрёл самостоятельную славу и остаётся одной из самых узнаваемых классических подборок в истории кино.
«Дикая планета» — французско-чехословацкий анимационный фильм 1973 года, прославившийся сюрреалистичным стилем и психоделическим саундтреком. На далёкой планете люди содержатся как питомцы расой гигантов Драгов, а история поднимает темы угнетения и сопротивления через тревожные, сновидческие сцены.
Композитор Ален Гораге объединил джаз, прог-рок и психоделию, создав мрачную, завораживающую звуковую среду. Сначала саундтрек остался незамеченным, но был заново открыт благодаря использованию в современной хип-хоп музыке. Сегодня он считается культовой находкой для ценителей редкой и космической музыки.
«Чужой» переопределил научную фантастику и хоррор, во многом благодаря зловещему саундтреку Джерри Голдсмита. Его тревожная, диссонансная музыка усилила ощущение изоляции и ужаса, став важной частью эстетики фильма Ридли Скотта 1979 года.
Изначально более мелодичный, саундтрек был переработан в пользу абстрактных, минималистичных звучаний, повлиявших на стиль будущих фильмов жанра.
Любой саундтрек к «Звёздным войнам», написанный Джоном Уильямсом, заслуживает признания, но именно музыка к фильму «Империя наносит ответный удар» выделяется своей драматичностью и эмоциональной глубиной, особенно благодаря «Имперскому маршу» — зловещей теме Дарта Вейдера, ставшей культовой.
Помимо неё, в альбоме звучат и другие ключевые темы — от торжественной заглавной до проникновенной «Темы Йоды», отражающие более тёмное и зрелое настроение фильма.
Саундтрек к «Бегущему по лезвию» — одна из ключевых работ Вангелиса и самых узнаваемых в истории кино. Его многослойные синтезаторы идеально передают мрачную, неоновую атмосферу Лос-Анджелеса 2019 года.
Сочетая аналоговые синтезаторы, сэмплы, меланхоличные мелодии, ближневосточные мотивы и неоклассику, Вангелис создал культовое произведение, повлиявшее на видеоигровую музыку, а также развитие синтвейва и эмбиента.
Хотя оригинальный саундтрек Алана Сильвестри признан классикой, поп-ориентированный альбом «Назад в будущее» заслуживает отдельного внимания. Он передаёт бодрую атмосферу 1985 года, объединяя хиты Хьюи Льюиса, Линдси Бакингема и вымышленной группы Марвин Берри энд Старлайтерс.
Хьюи Льюис энд зе Ньюз записали два трека, включая «Силу любви» — гимн десятилетия и визитную карточку фильма. Саундтрек включает ретро-хиты вроде «Земной ангел» и «Джонни Би Гуд», превращая альбом в музыкальное путешествие сквозь эпохи.
Хотя Джон Уильямс уже вошёл в историю с «Империей наносит ответный удар», его музыка к «Парку юрского периода» заслуживает не меньшего признания. Саундтрек придаёт фильму эмоциональную глубину и усиливает трепет перед возрождённой доисторической жизнью.
В заглавной теме переплетаются величие и уязвимость, точно передающие общее настроение фильма. Музыка наполняется восхищением, когда камера скользит по полю с пасущимися брахиозаврами, но Уильямс также умело вплетает в партитуру напряжение, опасность и масштаб происходящего. Его композиции демонстрируют широкий диапазон — от головокружительного драйва сцен погони до тонкого эмоционального подтекста, удерживающего зрителя в постоянном напряжении.
Когда студия Дисней решила продолжить Трон почти через 30 лет после выхода первого фильма, она поручила создание саундтрека легендарному дуэту Дафт Панк. Вместо чистой электроники музыканты объединили синтезаторы с оркестром, создав мощную смесь электронных текстур и симфонических аранжировок.
Результат — звуковой мир, одновременно футуристичный и кинематографичный, где клубная энергия сочетается с эмоциональной глубиной. Саундтрек не только усиливает драму фильма, но и звучит как цельный самостоятельный альбом.
Если не знать, что саундтрек к «За Чёрной Радугой» написан в 2010 году, его легко принять за забытое сокровище начала 80-х. Автор музыки — Джереми Шмидт — виртуозно воссоздаёт дух аналоговой эры синтезаторов, сочетая влияние Танжерин Дрим, Джона Карпентера и музыки итальянских фильмов-ужасов.
Фильм Паноса Косматоса — медитативная научно-фантастическая драма, где музыка играет ключевую роль. Саундтрек построен на винтажных синтезаторах, повторяемости и текстуре, создавая отстранённую и гипнотическую атмосферу, которая живёт отдельно от фильма. Для ценителей ретро-синта и потустороннего звучания — настоящий культовый артефакт.
Как и упомянутый ранее саундтрек к «По ту сторону чёрной радуги», синтезаторная музыка Кайла Диксона и Майкла Штайна для сериала «Очень странные дела» ощущается как забытый альбом из 80-х. Вдохновлённый Танжерин Дрим, Джоном Карпентером, Джорджо Мородером и группой Гоблин, авторы создали мрачный и атмосферный синтезаторный ландшафт, объединяющий ретро-ностальгию с современным звучанием.
С момента премьеры в 2016 году музыка стала неотъемлемой частью идентичности сериала. Заглавная тема принесла «Эмми» и задала тон всему шоу, а остальной саундтрек лишь укрепил культовый статус.