Ну и последнее. Кстати — прошу прощения за пренебрежение пунктуацией. У меня не стопроцентная но близкая к стопроцентной грамотность. Однако на компе с которого пишу английская клава и мне приходится переключать регистр всякий раз, когда ставлю знак препинания. Что тормозит скоропись вдвое — так что экономлю, не судите строго.
Итак — конкурсная этика.
Вступление. Где-то 10-15 лет назад издатели обнаружили, что продвигать и пиарить короткую форму — коммерчески невыгодно. Что межавторские сборники и антологии — морока та ещё (одни только договоры с тремя десятками авторов отнимают массу времени и сил да ещё и ведут к наездам на издателей, когда происходит ошибка). А авторские сборники хреново продаются. В результате на рассказчиков попросту махнули рукой. Критики помогли — сначала рассказчиков перестали замечать а потом ввиду тотального молчания выдвинули аксиому — русскоязычная фантастика умерла. Это привело к массовому оттоку читателей, в свою очередь — к падению тиражей. К падению популярности. И забвению. Было создано и усиленно культивировалось положение, что последними значащими рассказчиками в России были представители цветной волны. И стоило им хором податься из литературы прочь или уйти в сточкеры и метро, как заменить их стало некому. Между тем конкурсная жизнь шла своей чередой. Ведь это совершенно уникальное явление — честный бесплатный конкурс. В США например их нет. За участие в конкурсе надо заплатить — и немало. И половину денег присвоят орги, а оставшуюся хапанут конкурсные волки, специализирующиеся на подобных мероприятиях. В Британии то же самое. В прочих странах не знаю но подозреваю что отличий нет. И лишь в России конкурсы проводятся благодаря подвижничеству оргов и энтузиазму участников. В результате за десять последних лет на конкурсах выросло поколение блестящих рассказчиков. Которым англоязычные коллеги в большинстве своём в подмётки не годятся (я о крупной форме не говорю сейчас, только о короткой). Большинство таких рассказчиков мы собрали в серии Зеркало. Которая вопреки всем и всяческим прогнозам не сдохла на взлёте а продолжает прогрессировать.
Это была прелюдия. Так вот — сейчас происходит возрождение короткой формы. И без ложной скромности — в основном благодаря нам. Я вот уже больше года не вижу никого кто бы открыл рот с заявлением серия Зеркало говно — как вовсю говорили и говорят о прочих сборниках. Ну хотя бы просто потому что она не говно, и это невооружённым глазом видно.
Ну а теперь о механизме. Короткая форма поднялась исключительно благодаря конкурсам. Будь то ведущие конкурсы Сети в светлых жанрах, будь то конкурсный отбор в ежегодники в тёмных. И в то время как повсеместно падает спрос и интерес, короткая форма, которую уже давно похоронили, вдруг воскресла и держится. Да — с проблемами, с барьерами, с нависшим над нею дамокловым мечом, но держится. И новые рассказчики продолжают приходить и заставлять старых потесниться на пьедестале. Вот и по результатам этого конкурса я возьму на заметку несколько авторов, о которых, подозреваю, раньше и не слыхал.
Подобрался к сути. Конкурсы живы пока подавляющее большинство участников — честное и заинтересованное. Когда рассказы честно читаются и оценки ставятся не наобум типа "а мне не нравится про цветочки, а тут как раз про них" или "а тут я фильм похожий смотрел, а мне он не понравился, получите кол", а по совокупности составляющих. К сожалению, из того, что я вижу на фантлабовском конкурсе, с этим проблема. Особенно это относится к вылетевшим из первого тура мстителям. Оно верно — каждый имеет своё мнение, оно у всех разное, как хочу так и ворочу. Но неадекватное оценивание, так же как и мошенничество, бьёт по сути конкурсов, фактически дезавуируя саму идею — конкурсы живы, пока они честны. А честны они пока правила препятствуют проявлениям неадеквата и неадекваты не допускаются к оцениванию. К сожалению, правила фл конкурса, хотя и кардинально улучшены по сравнению с тем что было — оставляют пробои. В частности для колометания и накруток со стороны. Это прискорбно, но очень хотелось бы, чтобы каждый задумлся об этом "честен ли я с коллегами?" Ведь всякому наверняка хочется чтобы коллеги были честны с ним. Не сейчас так в будущем. К читателям это никак не относится — читатели вправе судить так как пожелают. Но участники, которые пользуются конкурсом, должны не только брать от него, но и отдавать. Иначе когда настанет их время вырасти из мальчиков для битья в литераторы, конкурсы вернут им обратно причинённый вред. Это не угроза, разумеется, но небезызвестный рахметов к примеру сделал себя непубликантом, несмотря на задатки. И поделом.
Ну и на самый самый последок.
Мем об одноногой собачке. Я сейчас назову несколько произведения об одноногой собачке. Зов предков Джека Лондона Белый Бим, чёрное ухо Троепольского Ночевала тучка золотая Приставкина
Ну и ещё десятки и сотни, где гибнут животные и дети Ах это не об одноногих собачках? Это другое? Вопрос почему. Нипочему. Это самые ярко выраженные произведения использующие эффект жалости для того, чтобы пробить читателя на эмоции. Потому что читатель должен испытывать эмоции от литературы во-первых. И потому что есть темы, на которые нужно писать, сколь бы ни тяжелы они были, во-вторых.
К сожалению, на конкурсах сложился мем — со времён записного грелочного хохмача ,написавшего рассказ об одноногой собачке. Только вот высмеивал в этом рассказе он не искусство автора передать читателю испытываемые эмоции, а безграмотность и графоманию. А результатом стало поголовное увлечение конкурсантов находить и гробить рассказы, где в основе сюжета — человеческая жестокость и несправедливость. Тут ничего поделать нельзя. Могу только пожелать начинающим авторам. К критике лучше прислушиваться. Особенно если исходит она от знающих толк в написании рассказов коллег. Но прислушиваться не означает слепо повиноваться. И если вам говорят, что слово "жопа" пишется с одной "п" — этому можно и нужно верить. А если говорят, что вы написали об одноногой собачке, потому что у вас девочку трахнули или мальчика удушили — если хотите добрый совет — посылайте критиков на. И пишите о чём считаете нужным. И если вы научитесь передавать читателю эмоции — в том числе негодование и жалость и обходиться при этом без соплей, честь вам и хвала. Значит, вы пишете литературу.
Этот последний пост в отличие от предыдущих не цу. Это я поделился тем, что думаю и знаю. Ну а кто я такой, что позволяю себе подобные рассуждения — каждый решит сам.
На этом откланиваюсь. Всем и всего!
|