FantLab ru

Филип Дик «Солнечная лотерея»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Голосов:
521
Моя оценка:
-

подробнее

Солнечная лотерея

Solar Lottery

Другие названия: World of Chance

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

В этом обществе царит настоящая демократия. Любой гражданин в любой момент может стать обладателем верховной власти, если его гражданская карточка выиграет главный приз на Колесе Фортуны. В этой новой должности он может править всего несколько минут, а может- лет пятнадцать-двадцать... ведь пути Фортуны неисповедимы. При подобном политическом строе ни один тиран не сможет удержаться у власти, а значит это и есть настоящая демократия. Важная деталь номер один: для окончательной поддержки демократии через сутки после избрания нового правителя Совет Фортуны выбирает по гражданской карте Ассасина — человека, который должен совершить покушение. Важная деталь номер два: у нового правителя есть Гильдия Телепатов, которая должна защищать его от всех новых Ассасинов. Баланс продолжает сохраняться.... Итак, всего один поворот Колеса, и регилиозный фанатик-престонит Леон Картрайт получает верховную власть. Всего один поворот колеса, и Риз Веррик, мечтавший о диктаторстве, которое поможет ему сломать систему, скрывается в изгнании. Всего один поворот колеса, и молодой амбициозный биохимик Тед Бентли становится участником проекта по созданию Идеального Ассасина...

Входит в:

— антологию «Вино грез», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Научная фантастика (США)

Похожие произведения:

 

 


Мечтают ли андроиды об электроовцах?
1992 г.
Вино грёз
1993 г.
Бегство с планеты обезьян
1994 г.
Реставратор Галактики
2002 г.
Солнечная лотерея. Тот, кто пошутил
2005 г.
Солнечная лотерея
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Slonieczna loteria
1981 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2013 г.

О мире романа

Действие романа происходит в 22 веке. Предыстория этого мира такова. В развивающейся мировой капиталистической экономике наступил кризис перепроизводства, в результате которого изготовленные товары не распродавались до конца и задерживались на складах и в магазинах. Чтобы маховик экономики продолжал вращаться положенным образом, на законодательном уровне было принято решение уничтожать нераспроданные товары.

Это решение было принято населением весьма враждебно, а власти, для смягчения обстановки, приняли решение разыгрывать небольшую часть товаров среди населения, а оставшиеся всё-таки уничтожать. Со временем принцип лотереи распространился и на всё политическое устройство: каждый человек получил шанс, хоть и весьма ничтожный, занять государственный пост в результате лотереи. Верховным политическим постом стал пост Верховного крупье.

По прошествии многих лет, человеческие представления о целесообразности действий практически стёрлись из памяти, люди стали уповать только на случайность. Приобрели популярность разного рода амулеты и обереги. Большинство же из тех, кто не уповал на случайность, продавали свои документы другим людям, считая что небольшие деньги прямо сейчас лучше призрачного шанса. Купленные документы увеличивали шанс покупателя на победу.

Всё общество поделилось на две большие группы — классифицированных, людей имеющих профессиональный диплом и имеющих право занимать государственные должности и служить корпорациям, и не классифицированных (пренебрежительно называемых неклами), имеющих право заниматься низкоквалифицированным ручным трудом. При найме на работу люди дают присягу на верность своему непосредственному руководителю. В большинстве случаев это должностная присяга (присяга на верность посту, занимаемому руководителем), однако встречаются случаи личной присяги (когда присяга на верность даётся непосредственно конкретному человеку).

Повсеместное распространение роботов и решение продовольственной проблемы (практически вся пища для неклассифицированных изготавливается из водоросли — протина), не сделало людей счастливее, зато обострило проблему занятости населения.

Все девять планет Солнечной системы освоены: люди уже давно добрались до них на космических кораблях и основали колонии, которые позволили частично решить проблему занятости населения — неклассифицированные занимаются тяжёлым трудом на разного рода рудниках и плантациях на планетах Солнечной системы, добывая и изготавливая продукты и товары для классифицированных.

О сюжетной линии

В этом романе есть одна центральная сюжетная линия, однако имеется несколько побочных, которые довольно трудно назвать побочными, так как каждая из них вполне могла бы потянуть как минимум на отдельный рассказ. Впрочем, некоторые сюжетные линии шиты к другим белыми нитками — места их соприкосновения, увязывающие повествование в единый сюжет, довольно явные и допускают вполне безболезненное отделение друг от друга.

Первый сюжет повествует о биохимике Теде Бентли, который давно разочаровался в бессмысленности своей работы, результаты которой не находили практического применения. Получив известие о собственном увольнении он сразу же принялся реализовывать свою мечту — получить должность в правительстве, где он мог бы заняться более осмысленной и общественно полезной работой.

Второй сюжет повествует о Леоне Картрайте, руководителе общества престонитов — людей, стремившихся построить своё собственное общество на ещё не открытой десятой планете Солнечной системы. Внезапно он получает известие о том, что Колесо Фортуны выбрало его следующим Верховным крупье. В этом же сюжете основными действующими лицами являются Рик Веррик — бывший Верховный крупье, чей пост предстояло занять Леону Картрайту и Герб Мур, его главный помощник во вполне законном плане покушения на Леона Картрайта.

Третий сюжет повествует о членах общества престонитов, отправившихся на старом грузовом космическом корабле на не открытую десятую планету, руководствуясь материалами исследований основателя общества — Джона Престона.

О ляпах

В глаза бросились всего несколько ляпов, не смотря на сюжет весьма насыщенный разными фантастическими допущениями.

Первый — это разговор по видеофону с членами экипажа на корабле, который находился на расстоянии 39 астрономических единиц от Солнца. Одна астрономическая единица — это расстояние от Солнца до Земли. Свет летит от Солнца до Земли примерно 10 минут. Если прикинуть, то между вопросом и ответом в разговоре по видеофону должно было проходить около (39 — 1) * 10 * 2 = 760 минут или более 12 часов.

Второй — это телевизор, который «прогрелся довольно быстро». Для меня это явный, хотя и довольно безобидный анахронизм. Я представлял себе телевизоры из романа чем-то похожими на современные плазменные панели, в которых нет ламп. Может быть было бы уместнее говорить о времени загрузки...

Третий ляп — мне совершенно не понятны мотивы действий Герба Мура.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда стало ясно, что он не сможет вырваться из тела Кита Пеллинга. Почему он не довершил начатое, а улетел к чёрту на кулички и уничтожил корабль, из которого Джон Престон направлял корабль престонитов?

Всё это, правда, меркнет на фоне того количества различных элементов будущего, которые ныне воспринимаются нами как клише научной фантастики. Андройды, роботы-слуги, космические корабли, видеофоны с зашифрованными каналами связи, радиоперехват, телепатия, мутации, портативная водородная бомба, палец-пистолет, способный проделывать в стенах огромные дыры...

Об идее романа

Следя за плотной чередой сменяющих друг друга событий, трудно найти время для рефлексии, оторваться от книги и подумать — о чём же она. Впрочем, достаточно прочитать эпиграф и последнюю фразу романа, как всё сразу станет понятно. В романе невероятно много действующих лиц, претендующих на звание главных героев, к тому же все они так или иначе участвуют в нескольких сюжетных линиях. Однако всех их объединяет одно — внутренний стержень, вера в собственные силы, стремление к чему-то большему, чем просто жизнь. Не важно, стремится ли герой приносить пользу обществу, как Тед Бентли, стремится ли он к власти, как Рик Веррик, стремится ли построить новое общество, как Леон Картрайт или Джон Престон, или быть тёмным гением, как Герб Мур, главное заключается в том, что все они не верят в случайности, не идут на поводу у стечения обстоятельств, имеют цель и умеют действовать наперекор случайностям, самостоятельно определяя свою судьбу.

Об авторском стиле

Возьмите буйную фантазию у Саймака, смешайте это со способностью лихо закручивать сюжет пройдохи раннего Хайнлайна, вставьте твёрдый стержень целеустремлённости, приправьте это шизофренией и получится Солнечная лотерея Филипа Дика. Это первое произведение, прочитанное мной у Филипа Дика. Возможно оно несколько сумбурно, может быть оно даже было написано за несколько бессонных ночей, но что меня поразило — это тот самый внутренний стержень целеустремлённости и живой ум, способный заглянуть в будущее дальше своих современников. Пока что затрудняюсь сказать, чего же стоит ждать от Филипа Дика в дальнейшем. Вполне возможно, что его произведения могут быть весьма не ровными по качеству, поскольку в этом романе безусловно видна толика графоманства, однако я углядел здесь и серьёзную заявку на талант. Ещё более вероятно, что автор обладает широким кругозором, может порадовать разнообразными сюжетами и глубиной понимания тенденций развития общества в свете развития науки и технологий.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2011 г.

В этом романе герои не могут «ковать» своё счастье своими руками. В этом романе герои не чувствуют себя «хозяевами» своей жизни. Всё решает «его величество» Случай. С одной стороны — справедливо, поскольку все находятся в одинаковом положении, с другой стороны — невыносимо, потому что, по сути, ты ничего не можешь сделать, чтобы изменить свою судьбу. Некоторые подстраиваются под систему, другие смиряются, третьих система раздавила, но есть немногие, кто решил бросить вызов рулетке... Впрочем, герои Дика, в его безумной реальности, мало чем отличаются от нас.

В первую очередь, этот роман мне понравился верой в человека, верой в то, что человек может и должен пытаться изменить самую безумную реальность. Не сразу, постепенно, сначала — появляются одиночки (Престон), потом — их последователи. Потом... потом уже многие зададут себе вопрос: а хочу ли я жить в такой реальности, что я могу сделать, чтобы её изменить? Спасибо Дику, что он ставит такие вопросы, пытается на них отвечать, даёт нам веру и надежду.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2017 г.

ОЧЕНЬ ДИКОВСКИЙ ДЕБЮТ

Уже первый роман «великого и ужасно поехавшего» Дика восхищает неудержимой фантазией, неиссякаемым изобретательством и большой плотностью событий на квадратную площадь текста. Несмотря на то, что сама по себе книга по величине не особенно большая (менее двух сотен страниц), вместилось в неё преогромное количество самых разнообразных вещей.

Поиски Бога на космической ракете (группа сектантов отправляется за пределы Солнечной системы на планету обетованную, существование которой не доказано, но предсказано пророком, наставления которого и служат этим истово верующим фанатикам искать её).

Случай – как способ передачи неограниченной власти (всем цивилизованным миром – а это целиком освоенные и заселённые девять планет, вращающихся вокруг Солнца, плюс их спутники – правит Верховный крупье, который выбирается при помощи Колеса фортуны, случайным образом).

Смертельная борьба за власть узаконена: после того как Верховный крупье определён, его можно убить, послав к нему киллера. Это делается официально, собирается специальная комиссия, которая из множества кандидатур выбирает убийцу и объявляет о своём решении в СМИ. Верховного крупье защищает телепатический корпус, но, как оказалось, и телепатов можно обмануть, если физической оболочкой киллера управлять при помощи поочерёдного рандомного вселения в неё сознаний различных людей, объединяет которых лишь одна цель – уничтожение определённой жертвы. Мошенничество, конечно, но какое изобретательное!

Специалисты этого мира не заполняют контрактов, а принимают присягу (можно руководителю как должностной единице, а можно лично конкретному патрону – в обоих случаях есть как свои плюсы, так и минусы). Большинство живущих не верит в логику, науку, причинно-следственные связи, а лишь в Случай, Удачу, Везение, Фарт. Процветают суеверия на всех уровнях жизни – от государственной политики до бытового, не пользоваться талисманами, амулетами и оберегами не только странно, а просто неприлично. Люди, не верящие в их силу, считаются сумасшедшими.

Продолжать можно ещё долго – Дик не жалеет пёстрых красок при описании придуманного им мира. Я даже не касался таких мелочей, как андроиды, курорты на Луне, искусственная пища, палец-пистолет и прочих деталей, растиражированных на сегодня до уровня банальности – всего этого в романе предостаточно. А ещё в наличие закрученная интрига, погони, слежка, поиск убийцы, судебные споры, злобные коллеги, готовые подсидеть главного героя, доступные секретарши, готовые его подлежать, коварные боссы, готовые подставить, да кого только тут нет!

Меня всегда поражало, насколько гармонично Филип Дик умел сплетать воедино в своих произведениях самый низкопробный pulp (там и здесь разбросаны внешние атрибуты-маркеры крутых детективов, сай-фай боевиков, гуманитарной жвачки а ля «сам себе психолог за пять минут») с глубокими философскими идеями, размышлять на тему которых не то, что далеко не каждому будет интересно, но и вообще не всем дано. «Солнечная лотерея» – яркий пример такого романа. Дебютный, но уже очень диковский.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2016 г.

В дебютном романе одного из главных авторов психоделической «новой волны» НФ уже чувствуется фирменный стиль. Динамичный сюжет, рваное повествование, причудливая концепция общества будущего, параноидальная атмосфера, отсутствие вводной части – читатель резко окунается в мир романа, постигая суть происходящего по мере развития событий.

В «Солнечной лотерее» рассказывается о политических интригах не очень далекого будущего. О мире, которым правит случайность – получит человек тот или иной пост, решает лотерея, это касается даже главы глобального государства, Ведущего Игру. Биохимик Тед Бентли, будучи уволенным с работы, решает попытать счастья, попробовав устроиться в администрацию верховного правителя. Его принимают на работу – но, как выясняется, он приносит присягу слишком поздно. Ведущий Игру Веррик, оказывается, только что смещен с поста, и, получается, что Тед присягнул на верность бывшему главе государства. Новым Ведущим Игру становится Леон Картрайт, глава секты престонистов, последователей Джона Престона – мыслителя-утописта, верившего в то, что человечество найдет Землю Обетованную в космосе, и только освоение дальних рубежей пространства поможет разрушить порочную систему мировой Лотереи.

Несмотря на некоторую сумбурность, роман читается легко – сюжет развивается быстро, интриг масса. Но мозг спотыкается о детали вымышленного мира. Многие вещи, как я уже говорил, автор совсем не собирается уточнять, и это не всегда способствует атмосфере, а иногда просто запутывает. Например – как меняются Ведущие Игру? Если их старается уничтожит Конвентет Вызова, то почему Веррик смещен, но жив? Значит, есть целых два механизма – узаконенная охота на главу государства, плюс какой-то жребий? Сложный мир романа практически не описан толком – очень многое нужно додумывать, а это не всегда хорошо. Возможно, против автора играет выбранный лаконичный объем.

Что до идейной части, то здесь просматривается достаточно стандартная для НФ мысль о том, что человечество, зациклившееся на потреблении и развлечениях, неизбежно начнет деградировать. Ну, и конечно, традиционной альтернативой прозябанию в мире «high tech, low life» с зомбоящиком и синтетической едой является покорение космических рубежей. Что тут сказать – идея достаточно популярная в научных и литературных кругах, совсем недавно Стивен Хокинг очередной раз напоминал мировой общественности, что освоение космоса необходимо, чтобы создать для людей резервное место обитания на случай, глобальной катастрофы на Земле. Да и отвлечет людей от создания все более смертоносного оружия, которое эту самую катастрофу может приблизить. Вопрос только в том, каковы перспективы этого освоения – современная наука очень скептически смотрит на шансы человека выбраться к другим звездным системам, и даже пилотируемая межпланетная космонавтика в пределах Солнечной системы пока что является не то, чтобы невозможной, но чудовищно нецелесообразной. Хочется верить, что все это временные трудности, и человечество сможет найти себе новый дом, но лучше все-таки при этом максимально долго сберечь старый. И стоит вспомнить, что есть много других, не столь романтичных, но очень важных вещей в мире – таких, как медицина, энергетика, развитие информационных технологий, освоение океана. В этих сфера объединенные усилия человечества так же были бы более эффективны. Ну, так в пятидесятых годах, когда был написан этот роман, человечество только мечтало о космических перелетах — так что оптимизм героев и автора в этом плане вполне понятен.

А вообще, Филип Дик просто довел до абсурда картину современной «демократии», показав, что общество, которым открыто правят насилие и хаос случайностей, в котором узаконено рабство, пугающе напоминает современные капиталистические страны. По сути, автор просто обнажил недостатки общества – наверху часто оказывается не просто наиболее приспособленный вместо самого достойного, но еще иногда просто тот, кому повезло.

Итог: уже в дебютном романе Филип Дик наносит удар по главным врагам героев психоделической эпохи – капитализму и обществу потребления, обесценивающим и порабощающим человеческую личность. «Солнечная лотерея» — книга сумбурная, не совсем логичная, полная неясностей, ее герои иногда ведут себя очень странно. Но сюжетного драйва и протестной романтики ей не занимать.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2016 г.

Роман «Солнечная лотерея» — достойный дебют одного из лучших мировых фантастов. Мною он был прочитан позднее «Убика» и «Стигматов», потому какой-то предвзятости в оценке нет. С одной стороны, текст довольно прост и практически лишен той «алисовской» атмосферы нереальности происходящего, столь характерной для поздних произведений Дика (очень жаль, что момент с вхождением в тело Пеллинга не получил дальнейшего развития). Герои также прописаны несколько упрощенно (в особенности, Тед Бентли и его женщины), и во многом «не докручены». Но в то же время, автор смог описать довольно оригинальную мировую систему и сумел аккуратно сплести в единый клубок отнюдь не банальные идеи. Вся нить с Гербом Муром, начиная с его действительно остроумного плана и заканчивая развязкой — проста и элегантна. Сеть телепатов, Джон Престон не просто упоминаются «для галочки» и большей фантастичности, а являются важной сюжетообразующей составляющей данного текста.

В целом, пусть роман и не пошатнет ваше мировоззрение, как те же «Мечтают ли андроиды...» или «Убик», но, по крайней мере, заставит неотрывно следить за сюжетом до самого конца и не разочарует финалом. А разве этого мало?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2015 г.

2025 год. Общество на Земле управляется вроде бы справедливо – в соответствии с теорией игр. Некий хозяин игры, он же верховный правитель, проводит крайне сложную лотерею. По идее (в теории) следующим верховным правителем может стать каждый – от нищего до миллионера.

Также есть телепаты, охраняющие правителя, и ассасин, который имеет право на покушение. Причем охота на верховного правителя – что-то вроде увлекательного телешоу.

Среди героев – бывший верховный правитель, новый верховный правитель, по совместительству глава оппозиционного общества, человек, который многое хочет изменить, ну и море второстепенных персонажей. Конечно, как и во многих романах Дика, героев является общество (или система).

Сюжетные линии сходятся, расходятся, персонажи выполняют свои функции, а Лотерея несет изменения в мир.

У Дика отличная фантазия, и он даст ей разгуляться на страницах романа.

Получился несколько сумбурный, плотный текст, довольно интересный, но непростой.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2011 г.

Не просто достойный дебют, но одно из лучших произведений писателя. Пусть и это не совсем тот Дик, которого я люблю, пусть книга не настолько глубока и оригинальна, но читать интересно, героев успеваешь полюбить, и написана она прекрасным языком (руссоязычным читателям повезло — перевод Буренина и Смирновой великолепен) — что же еще нужно для хорошей книги? Единственный недостаток — пафос в конце немного портит впечатление.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2011 г.

Прекрасный дебют, неправда ли? Безусловно, здесь Мастер попытался объять необъятное и впихать невпихуемое, и, вполне естественно, у него это не получилось, но подобных романов в 1955м еще не было. Ни одного. Совершенно антиправительственное произведение о том, насколько фальшивой может быть демократия.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2018 г.

Читать отзывы было очень интересно — такое ощущение, что я читал другую книгу. Постараюсь выразить, какова книга на самом деле (читай: с моей колокольни).

«Солнечная лотерея» — это, конечно, совсем не роман. В лучшем случае это черновик романа. Это быстрый набросок, в котором скрывается ряд отличных идей для другой хорошей книги. На 90% процентов книга состоит из диалогов. Изысков стиля, за которыми вообще не к Филипу Дику, тут искать не стоит. Действие происходит на Земле и Луне, которые не описаны никак вообще. За всю книгу только несколько помещений заслужили пару скупых фраз в виде описания. Если вы читали Джорджа Мартина, то понимаете, о чем я — у того каждая тумбочка хочет стать главным героем, здесь мы просто пролетаем на крыльях диалогов через всю книгу, оставаясь в неведении как о внутреннем мире персонажей, так и о внешнем мире, в котором они живут и действуют.

К сожалению, эта книга больна всеми детскими болезнями фантастики 50-х и 60-х, когда авторы уже умели придумывать чудесные миры, но еще не умели их описывать.

Но чем ценен этот первый роман, так это тем, что в нем уже зарождаются темы, которые Филип Дик будет мастерски развивать всю жизнь. Здесь мы видим классического «филдиковского» героя — мужчину средних лет, недовольного жизнью, не нашедшего места в мире, справедливого, честного, несчастного. Мы видим разрушающийся, пожирающий самое себя мир, полный жестокости и абсурда. А также откровение, путь к спасению, обычно приходящее из космоса, зовущее в землю обетованную. Даже местные телепаты надолго поселятся в будущих блестящих романах Филипа Дика.

Как мне кажется, самостоятельной ценности этот роман сейчас уже не представляет. Но если вы знаете и любите позднего Филипа Дика, то вам, возможно, будет интересно узнать, с чего все начиналось.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2010 г.

«Солнечная лотерея» произвела на меня неизгладимое впечатление! В своих произведениях Ф, К. Дик уделял отнюдь не второстепенное значение атмосфере, в которой существуют герои, во- вторых события разворачиваются настолько стремительно, что не успеешь привыкнуть к одному повороту сюжета, как тут же, сюжет может повернуться на 360 градусов, от этого возникает непредсказуемость концовки! Что касается этого романа, здесь очень чётко прорисована иерархия в обществе, и присутствует своё видение демократии. Лично я первый раз сталкиваюсь с таким нестандартным способом борьбы с тиранией и коррупцией, потому что её просто не может возникнуть при таком раскладе!!! Всем процессом управляет её величество -Фортуна! Что наша жизнь?-игра! Такая система не даёт Верховному крупье возможности пользоваться властью в своё удовольствие, а если и получается, то очень не многим. Совет фортуны сам себя обезопасит выбрав убийцу -ассасина, тем самым уровняв шансы, и обеспечив динамичность смены власти. Описывать всех героев встречающихся в романе и давать им характеристику нет необходимости, иначе просто можно разрушить тонкую грань интриги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Скажу только, что Тед Бентли оказался заложником ситуации чисто случайно, т,к. Риз Веррик заставил его хитростью и обманом принять присягу, и настроить его против Леона Картрайта- новоиспечённого крупье.
Но насколько всё это было случайностью, сказать не может никто. Ибо Риз Веррик с помощью расчётливого Герба Мура нашли способ обойти гильдию телепатов и попытаться уничтожить Картрайта. До какого -то момента у меня сложилось впечатление что действием в этом романе действительно правит случайность, но кто может сказать, где та грань между случайностью и холодным, тонким расчётом? Лично мне этот роман очень понравился, хотя сколько людей, столько же и мнений, но роман стоит прочесть хотя бы один раз, чтобы ознакомиться хотя бы поверхностно с верхушкой айсберга таланта Ф.К. Дика! Самое главное что все его произведения заставляют включать мозги, и интрига раскрывается только после прочтения всего произведения в целом! :mafia:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2012 г.

«Вся наша жизнь —игра» (с)

Не всегда дебютный роман получается хуже, чем последующие произведения. Конечно, автор «растет», набирается опыта, но первые идеи — зачастую самые свежие, необычные. «Солнечная лотерея» заметно отличается от других романов Дика. Читается очень легко, сюжет полон динамики, герои яркие и запоминающиеся.

Теперь о смысле. Большинство авторов первые свои творения волей-неволей наполняют всем тем объемом мыслей, который они на данный момент имеют в себе и который они хотели бы вынести на бумагу. Обычно в результате получается несколько сумбурно. Здесь несколько иной случай. Динамика, нелинейность, яркость, — присутствуют, и нет никакого беспорядка. Мир, который подчиняется случайности (на первый взгляд), в котором правит игра; мир, имеющий тысячи законов, позволяющих при грамотном их использовании сыграть красиво и выйти победителем. При этом не все так просто, как кажется сначала — выигрыш можно просчитать, а игра не столь красива и привлекательна, когда ставка в ней — жизнь.

Интересно, правда?

А далеко-далеко, на окраине системы, — старый корабль и люди. Люди вне игры.

И красота конечного момента... в последних строках:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
« — Не животный инстинкт делает нас беспокойными и неудовлетворенными. Вот что я скажу вам: самое возвышенное, что есть в человеке, — это потребность расти и идти вперед... открывать новое... развиваться. Достигать неизведанных территорий, приобретать новый опыт, эволюционировать. Отбросить рутину и повторение, отказаться от одуряющей монотонности и стремиться вперед. Постоянно идти дальше...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2010 г.

Наконец-то добрался до дебютного романа любимого мной писателя. Довольно неожиданно было обнаружить, что даже и дебютный роман у Дика представляет из себя что-то такое, что вряд ли можно назвать проходным. Да, роман лишен той глубины, той загадочности, того клубка размышлений и мыслей, которыми Дик снабжал свои произведения. Клубок, который он начинал раскручивать, но не до конца, а так чтобы читатель мог потом еще долго-долго проматывать в голове сюжет, переосмысливать, находить новые пласты, которые автор вложил в свое творение, но которые не обнаруживаются сразу. Но не смотря на эти недостатки, этот роман является можно даже сказать интригующим и при этом, — одно из достоинств Дика, как писателя, — лаконичным. За сюжетом следишь с интересом, он не успевает надоесть — он длится ровно столько, сколько это нужно. Автор не старается вытянуть все соки из идеи. Дик выстраивает абсурдный мир, подчиненный одной идее — мировой лотерее. В таком концептуальном мире даже неудачник может попытать счастье и занять высокую должность. Но неудачник ли тот человек, что занял высокое положение, случайный ли это выбор в М-игре? В таких моментах начинает проявляться та манера Дика, которая явит себя чуть позже, в других романах, в более расширенном варианте — первый взгляд порой очень ошибочен. Но на сколько? В этом романе никаких потрясений и откровений читателя совершенно не ожидает, но и роман не претендует на звание серьезного в творчестве автора. Его роль исключительно развлекательная и этот роман со свой ролью отлично справляется, порой даже лучше более поздних романов, более иминитых авторов-фантастов того времени.

Выстроив свой театр абсурда, Дик пытается анализировать его с помощью своих героев, проживших в подобном мире все свою жизнь. Он старается тщательно препарировать окружающую реальность, чтобы читатель незамедлительно проникся её духом, узнал о её недостатках. Он пытается осмыслить созданный мир, понять его логику, возможность существования в подобных условиях, а читатель идет вслед за ним... К сожалению, этот роман лишен каких-то тонких намеков, подтекстов, как я уже написал выше. В этом-то один из главных его недостатков — он слаб относительно прочего творчества автора. Но это дебютный роман — разве можно за него ругать автора?

Дик интересен и занимателен в любой форме. Таков уж он, разрушитель реальностей.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2008 г.

В сравнении с тем, что последовало дальше от Титана фантастики 20 века, «Солнечная лотерея» кажется наивным и, где-то, не до конца продуманным произведением. Однако, насколько оригинально он смотрится на общем фоне жанра 50-х! Стоит прочесть хотя бы раз, чтобы знать, с чего все начиналось у Фила, в крупной форме — во всех смыслах крупной. Вместе с Лемом, Дик — самый почитаемый мною из западных фантастов прошлого столетия.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2018 г.

Более четверти века тому назад с большим наслаждением собирал серию «Осирис», но до некоторых вещичек руки дошли только сейчас.

Не читал отзывы других критиков, только мое мнение.

Считаю Ф. Дика талантливым писателем. И история которую он здесь приводит — гениальна. Но! Что же сделали с романом переводчики-редакторы-корректоры! Это ненаказуемо!

Как можно было пропустить в печать это: «Циферблат приборов разбился, послышался звук лопнувшей канализации».

Или вот: «Члены экипажа в трюме собирали пожитки: сковородки и кастрюли, постельные принадлежности, провизию, одежду». СКОВОРОДКИ и КАСТРЮЛИ в трюме космического корабля далекого будущего! Понятное дело, что писался роман давненько, но все равно...

За оригинал, видимо, поставил бы высший балл, но то, что прочитал, заслуживает лишь... все-таки 6 баллов

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2013 г.

Это было первое произведение, которое я вообще прочитала у Дика. Тогда я его, думаю, не совсем поняла, но, сейчас, перечитав, наконец разобралась)

Итак, нам представлено очередное общество будущего. Но общество необычное уже потому, что всем в нем заправляет случайность. Весь мир-лотерея, судьбы людей решает Колесо Фортуны. Один его поворот-и всё меняется: свергнут очередной Верховный Крупье, а на его место поставлен новый.

Мир безумный уже потому, что нового Крупье пытаются всеми силами убить, и это разрешено законом и даже более того: это превращается в увлекательнейшее шоу, которое транслируют по телевизору. Отношения начальник-подчиненный скорее похожи на отношения господин-раб:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(яркий пример-монолог Веррика по отношению к Бентли: «я дал ему жилье, работу и женщину, которая разделила с ним ложе»).

Думаю, автор хотел показать, что не всем в мире управляет случайность, что вся эта система по выражению Бентли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«прогнила и воняет»
. Именно поэтому
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Леону удается сделать так, чтоб новым Крупье стал Бентли, удается обхитрить Колесо Фортуны и Минимакс. В общем-то, это же пытался сделать и Веррик, вернее, Мур, который был..ну, почти что мозгами Веррика. Они создают Пилллинга, и если бы не Вейкман, их план был бы вполне удачным.

Мрачный мир, где все ходят, держась за талисманы и толкуя рождения двухголовых телят как очередной конец света. Мир, где экономика полностью разорилась, и новые вещи сжигают потому, что никто не может их купить.

Почему-то это произведение проассоциировалось с другими произведениями великого автора: «

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человек в высоком замке» (тоже постоянная вера в случайность, суеверия, только вместо колеса фортуны-книга предсказаний) и «Свихнувшееся время» (игра-«где сегодня появится зеленый человечек?» очень напоминает ту же самую лотерею. И так же, как и в «Солнечной лотерее» от этой игрв зависят жизни множества людей).

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх