Г. Ф. Лавкрафт, Хезел Хелд «Вне времени»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Мировой океан, моря )
- Время действия: 20 век | Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Странное происшествие в Кэбот Музее, где на обозрение была выставлена мумия, привезенная с загадочного острова, который появился из моря лишь на один день, и снова ушел в морские пучины. Вместе с мумией нашли также свиток с загадочными письменами, которые не смогли расшифровать специалисты-криптографы, но которые подозрительно напоминают символы из неких запретных книг, таких как «Некрономикон» и «Безымянные Культы».
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— журнал «Weird Tales, April 1935», 1935 г.
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— антологию «The Sleeping and the Dead», 1947 г.
— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.
— сборник «Ужас в музее», 1989 г.
— антологию «Возвращение злого духа», 1993 г.
— антологию «Нити смерти», 1993 г.
- /языки:
- русский (12), английский (9)
- /тип:
- в планах (1), книги (17), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- В. Дорогокупля (2), А. Казаков (1), Л. Кузнецов (4), В. Лысенко (1), Г. Шокин (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ynona, 12 февраля 2023 г.
,
Одна из тех историй, которые быстро забываются. Выдержана в лавкрафтовском стиле, но ничем особо интересным не выделяется. Странная мумия, музей и исчезающий остров; эта история должна была быть потрясающей, но уже в середине что-то пошло не так. Финал весьма предсказуемый!
История рассказывается как завещание ныне покойного (при загадочных обстоятельствах) куратора Музея Кэбота в Бостоне. В нем объясняется, что на самом деле произошло в музее после прибытия мумии. Небольшой бостонский музей получил странную мумию. До этого их посетителями были в основном ученые и образованные люди. Однако открытие мумии, странного металлического цилиндра, найденного вместе с ней, и места, где он был найден, привлекло внимание (нежелательное) к самому музею.
Окончание истории гораздо лучше ее начала!
Стронций 88, 29 января 2018 г.
Не смотря на то, что первое моё столкновение с мифами Ктулху состоялось через рассказ Блоха («Звёздный скиталец»), но первый рассказ из мифов Ктулху связанный с самим Лавкрафтом был именно этот, и было это давным-давно… Но уже тогда я почувствовал весь кайф его произведений – его мистическую давящую, густую но при этом очень привлекательную атмосферу, какую-то даже несомненную убедительность всей древности, запретности тем, и дрожь проникновения в тайны дочеловеческого непостижимого бытия. Это меня просто поразило и влюбило в себя. И вот я снова встретился с этим рассказом – встретился через долгие годы. И не разочаровался в нём ни на грамм, так как всё осталось – и убедительность, и атмосфера, и ощущение прикосновения к чему-то тайному, страшному, скрытому в глубоких веках. Да, что-то есть в нём похожее на другой совместный рассказ этих авторов – «Ужас в музее». Они оба имеют дух классического из наследия Мастера, оба насыщенны и атмосферой и авторским миров, выраженным в пантеоне вселенских монстров. И оба рассказа добавляют по своему древнему божеству в мир Ктулху – одновременно оригинальному и органичному в сонме созданий придуманных Мастером. Да и действие обоих рассказов происходит в музее. Только тут это как-то выглядит в чём-то реальней – нет тут ощущения, будто таинственные культы известны всем и каждому, тут они действительно таинственны и сокрыты (что добавляет реалистичности). Да, этот рассказ тоже предсказуем, особенно после вложенной истории из книги фон Юнцта – сразу становится понятно, что это за мумия и чего от неё ожидать. Однако всё это, вся предсказуемость, становится явной только после самого прочтения, а во время – ты даже не думаешь об этом, ты наслаждаешься чтением, наслаждаешься атмосферой и какой-то убедительной силой, наслаждаешься соприкосновением с древним, ужасным, таинственным… Вот сила всего рассказа. Вот очарование всего рассказа. Вот что я люблю у Мастера.
amak2508, 16 ноября 2019 г.
Страшно? Да нисколички! Другое время, другое отношение к жизни, другая информированность читателя. Сегодня гораздо страшнее выглядит то, что случается в нашей жизни в реальности, чем какие-то книжные страшилки.
Но, при том при всём, читается рассказ совсем неплохо, тем более, что он и не очень велик по объёму. И про жителей древнего континента Го, которые до смерти боялись бога, которого никогда не видели, а знали только по рассказам жрецов. И про музей, где хранилась странная мумия. Но больше всего интересно наблюдать за тем, как автор по тексту пытается напугать читателя, постоянно используя один и тот же набор эпитетов: чудовищный, непередаваемый, ужасный, невыносимый.... И постоянно при этом намекает — а вот что дальше будет, это вообще жуть из жути :).
Кропус, 16 июля 2020 г.
Так культисты хотевшие оживить мумию с помощью настоящего свитка они плохие или хорошие? С одной стороны у Лавкрафта хорошими культисты не бывают, с другой нечего злономеренного в их действиях не видно. Зачем вообще пытались оживить? Хотели узнать у мумии способ защиты от древнего бога? А вдруг наоборот собирались ему поклонятьс, но не знали как? Ответов нет. Мотивы культистов это самое непонятное в тексте.
Rovdyr, 29 августа 2016 г.
С этого рассказа началось мое знакомство с творчеством Лавкрафта, поэтому, наверное, моя восторженная оценка является следствием именно фактора первой любви. Не могу также не отметить того важного факта, что кооперация Лавкрафта с Хейзел Хилд оказалась наиболее удачной и принесла наиболее ценные плоды (сопоставить могу с со-творчеством с Барлоу, но оно, увы, состоялось слишком поздно). Заслуживают внимания и другие результаты этой кооперации.
«Вне времен» — великолепный, гармоничный пример эффектного и эффективного использования «потустороннего космического ужаса»; таких примеров лично я насчитываю не так уж много, и даже у самого Лавкрафта были неудачные образцы.
Рассказ читается с колоссальным увлечением — поистине на одном дыхании. В нем есть некоторые погрешности (в частности, аляповато прописанный культ, а также пресловутый наивный расизм Лавкрафта), но к ним относишься совершенно терпимо. Все мелкие шероховатости сполна искупаются подлинно жутковатым ощущением, которое рождает это замечательное произведение. А я такое ощущение испытывал нечасто
Gytha Ogg, 16 августа 2017 г.
Главная сюжетная линии снова завязана на исключительном, узнаваемом лавкрафтовском ужасе. Всё повествование крутиться вокруг древних, непостижимых человеческим разумом, а потому опасных культах.
В данном рассказе, как и во многих других, чувствуется влияние на Лавкрафта современной, для начала двадцатого века, научной мысли. В данном случае Лавкрафт описывает оптографию как нечто существующее.
И всё же рассказ отличится от привычных историй, рассказанных Лавкрафтом и отличающихся удивительней прямолинейностью развития событий. Страх и ужас, как правило, обозначенные в самом начале повествования, лишь усугубляются благодаря гнетущей атмосфере рассказов и удивительной, не свойственной другим авторам, словесной окаёмке.
Во «Вне времени» читатель сталкивается не только с развёрнутым экскурсом в прошлое, но и с неожиданной сменой отрицательного персонажа. Зловещая мумия, пугающая всех с самых первый строк истории, внезапно оказывается едва ли не спасителем всего рода людского и жертвой человеческого завистливого коварства. Помимо того, что сюжет выворачивается наизнанку, Лавкрафт в данной истории на удивление много времени уделяет характерам и жизнеописанию героев и взаимоотношению между ними, хотя обычно предпочитает описывать людей исключительно как служителей культа Древних или случайных свидетелей, прикоснувшихся к дочеловеческим цивилизациям.
Самым жутким моментом книги является, на мой взгляд, не встреча с древним богом-демоном, а вскрытие живой мумии.
Единственное, что остаётся действительно непонятным, так это почему работники музея, в том числе и тот, от имени которого ведётся рассказ, считают, что скоро умрут. Причём факт гибели рассказчика подтверждает лишь то, что его рукопись была опубликована и читатель её читает. Но ведь можно предположить, что рассказчик дожил до преклонных лет, и лишь потом его произведение было опубликовано. Зловещим данный момент был для тех, кто читал книгу до 50-60 годов.
P.S. Рассказ пересекается с «Вратами Серебряного Ключа», хотя и непонятно, зачем вселившийся в Зкауба Картер так рисковал и приходил к мумии, если согласно истории, рассказанной в ключе, хотел окончательно избавиться от личности мага с Юггота.
avsergeev71, 5 декабря 2016 г.
Очередной, четвертый по счету, ужастик от Лавкрафта и Хезел Хелд. Используя аналогию с принадлежащим их же перу рассказом «Ужас в музее», его можно было бы назвать «Ужас в музее 2»: и в первом и во втором произведении события происходят в музее. И в обоих случаях виновниками странных событий являются музейные экспонаты. Хотя на этом собственно сходство и заканчивается.
Рассказ мне понравился. И хотя мумия в качестве главного персонажа — банальщина, набившая изрядную оскомину, авторы сумели развернуть сюжет под довольно-таки неожиданным углом. По крайней мере, я сходу не угадал, что будет в финале. И вообще рассказ получился достаточно атмосферным: исчезнувшие цивилизации, мрачная мифология, загадочные культы. Все это успешно создает соответствующее настроение при чтении — собственно, как это и должно быть у Лавкрафта. Поклонники разочарованы не будут.
В общем, к прочтению рекомендуется.
9 баллов.
Myrkar, 20 января 2015 г.
Лавкрафтовская вселенная ужасов прекрасна стилизацией под древнюю мифологическую поэзию. Прекрасно понимаешь, как работает инструментарий ужасного, как он привычно пугает синкретическими образами, но Лавкрафт предоставляет читателю легенду о самом появлении нерасчлененного ужаса в человесеском мире. Сознание уносится во времена, где люди шли на подвиги в войне против самих богов. С древних времен отношение к божественному претерпело изменения, ушло по-героически смелое отношение к смерти. Языческие культы, вытесненные монотеизмом с терпящей бренное мирское душой, ушли, но Темный Бог лишь задремал — ничто не уходит навечно из тюрьмы бытия.
Повесть не лишена потенциала несмотря на вялое обрамление смысловой части. Противостояние существу, способному погрузить в вечность, пугающе — ловушка своего же застывшего тела — это выражение трагедии самого спящего божества, о котором решили больше не упоминать.
Человек стремится остаться в вечности, найдя в этом смысл своей жизни, помещая ее в земной мир посредством искусства. Об этом повествуют многие произведения Лавкрафта: начиная от воплощения в картинах истинной правды видением художника, способного разглядеть большее, чем типичный человек через свои очки стереотипов, и заканчивая учеными, стремящимися остановить жизнь в ее уникальности, выделяя необычные феномены из разложенной по каталогизированным полочкам естественной вселенной. В данном произведении за заморозку для длительного хранения берется сам бог. Вот она чистая эстетика лавкрафтовского ужаса: древний бог как воплощение извращенной человечности в его способности к креативу, чья суть становится познанием, подражанием и мнением.
sergej210477, 10 февраля 2016 г.
Очень интересный рассказ. Читал его давно, в подростковом возрасте, и был покорён сюжетом. Очень оригинальный, мрачный и таинственный рассказ. Великолепная атмосфера, и очень захватывающая история, рассказаннаяв произведении.
Один из лучших рассказов цикла «Мифы Кхтулху «.
Илориан, 7 июля 2014 г.
Медуза Горгона в лавкрафтовской интерпретации. Но жуткая и таинственная.
Завязка рассказа несколько затянута и скучновата, но потом терпение вознаграждается. Легенда красива и трагична, как и положено. В отличии от многих других в этой-то истории финал вполне предсказуем, но он написан таким стилем, что всё равно испытываешь лёгкий шок. Интересно поразмышлять, что бы было, если б позволили завершиться процессу.
Whitetey, 30 апреля 2015 г.
Лавкрафт умеет делать контраст. Сначала он заставляет привыкнуть к обыденности происходящего, а потом на этом фоне появляется нечто РЕЗКО выходящее за рамки повседневного восприятия жизни. Вот и рассказ «Вне времени» получился именно таким. Думаю, его можно смело отнести к золотому фонду Лавкрафта.
wertuoz, 18 мая 2013 г.
Очень многослойное, интересное произведение в духе Лавкравтовской вселенной о глубоководных богах. Читается довольно легко и стремительно, на протяжении хода сюжета вызывает какое-то всеобъемлимое чувство тревоги, страха, негодования, но тем не менее любопытного и эмоциональнейшего посыла, заставляющего читать до самого конца.
Произведение можно разделить на несколько частей:
Завязка. Один путешественник находит где-то в морях остров, на котором обнаруживает гротескную пещеру с застывшей там мумией и артефактом, бумагой на которой написаны какие-то иероглифы. Интригующее, заводящее в заблуждение начало, которое одновременно и является ключом ко всему смыслу сверхъестественного, который предлагает автор в данной работе. Главный герой освещает факты, о принятии мумии в свой музей и странностях, которые начали происходить как с мумией, так и с посетителями музея.
Легенда. Данное произведение имеет под собой мощный литературный фундамент, который автор сам же возвел, придумал и воплотил в эту вселенную, отрывок которой осветил в некой легенде — притче о паломнике и грозном боге, используя при этом все тот же личный глоссарий и пантеон вселенной «Ктулху»(хотя тут речь пойдет о других богах, которые имеют к этой вселенной непосредственное отношение). Легенду эту нам рассказывает все тот же главный герой, который в том числе вычитал это из «Черной книги» Фон Юнца.
Кульминация и развязка. Это как всегда откровенный и максимально эмоциональный скачок, кульминация, которую ожидаешь в конце именно такой, какая она и должна быть(конечно такому ожиданию еще нужно научиться в творчестве Лавкрафта). Так же это еще и какой-то миг, сквозящей космической истины, чувство, когда ты прикасаешься к чему древнему, зловещему, а самое главное настолько живому, что ты забываешь, что это всего лишь черный текст на белом фоне. И конечно, все намеки и открытые в завязке двери распахиваются настеж, и все становится на свои законные места.
Получилось достойное внимания остросюжетное и откровенное произведение с лирическим, возможно сказочным подтекстом, шармом какой-то древней страшной легенды, раскрывшейся перед нашим взором. не могу не поставить 10.
Pickman, 9 мая 2008 г.
Этой восхитительной истории место в золотом каноне Лавкрафта. Все, что любят его поклонники, здесь есть: ужасающие бездны времени; бесчисленные культы, отравляющие своим существованием и без того нездоровое человечество; чудовищные божества древности; запретные книги; ощущение ничтожности и беспомощности нашей расы; циклопическая мощь фантазии человека из Провиденса. Все это слито в таком страшном единстве, что даже сам рассказ воспринимается как переживший бесконечные эпохи артефакт. Впервые я прочел его семь лет назад — но запомнил каждый образ, а с моей невосприимчивой памятью это лучшая рекомендация.
Остается только гадать, что же за материал предоставила когда-то своему «литнегру» Лавкрафту писательница Хэйзил Хилд. Если бы не обязательное упоминание этого имени рядом с именем Г.Ф.Л., никто бы и не подумал сомневаться в авторстве рассказа: от первой страницы до последней это «классический» Лавкрафт.
P.S. Интересно, что от «Вне времен» идут не всем заметные ниточки к двум прославленным друзьям писателя — Роберту Эрвину Говарду и Кларку Эштону Смиту. Первый сообщил миру о богопротивной книге «Unaussprechlichen Kulten» Фридриха фон Юнцта, потрясающую легенду из которой воссоздал Лавкрафт в своем рассказе; второй открыл ворота в реальность для божества Гхатанотхоа, оставленного на Земле давно забытой расой с Юггота.
Oswald, 19 декабря 2010 г.
Одна из самых лучших соавторских работ Лавкрафта. Участие Хезел Хелд, не будь она указана в качестве соавтора, не было бы заметно. Это почти стопроцентный Лавкрафт, притом тесно перекликающийся с К. Э. Смитом. Маленькая повесть о еретике Т`йобе сама по себе могла бы принадлежать перу последнего, настолько она близка его фантазиям о древних землях и континентах. Остров, поднявшийся из глубин был и в «Дагоне» и в «Зове Ктулху». Но в том ни в другом не была поведана его мифическая история, которая не только является важной составной частью самого рассказа, но и сама по себе могла бы стать полноценным рассказом из канона «Мифа».
SurmatMG, 7 ноября 2010 г.
В творчестве Лавкрафта можно выделить два основных направления. Первое связано со сверхъестественным ужасом, а второе посвящено снам. Иногда они образуют целое, но чаще строго отделены друг от друга. Рассказ «Вне времени» — идеальный образчик чисто сверхъестественной истории, вобравшей в себя все основные мотивы творчества автора в этой области. Познакомьтесь с ним, и вы сразу поймете, стоит ли вам уделять время Л. .
Теперь для фанатов. Эта вещь напоминает «Зов Ктулху» и, на мой взгляд, превосходит его. Также как и там, Л. активно сочетает миф и скрупулезный научный подход, создавая у читателя ощущение реальности происходящего, словно ты читаешь не художественный рассказ, но пришел в исторический архив, чтобы найти документы по расследуемому тобой делу. Ты начинаешь копаться в газетах, просматриваешь заметки очевидцев, оставляешь пометки на полях своего дневника, и, наконец, отправляешься в местную библиотеку, чтобы раздобыть запретные книги, упомянутые подозреваемыми на допросе.... Поверьте мне на слово, почувствовать себя в шкуре человека, стоящего на пороге некой мистической тайны дорогого стоит! И этот рассказ отлично передает это чувство.
Всем любителям Мифов Ктулху рекомендую!