FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт, Хезел Хелд «Вне времени»

Вне времени

Out of the Aeons

Другие названия: Вне времен

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Перевод на русский: А. Казаков (Вне времени), 1993 — 1 изд.
Л. Кузнецов (Вне времён), 1993 — 4 изд.
В. Лысенко (Вне времени), 1993 — 1 изд.
В. Дорогокупля (Вне времен), 2015 — 2 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 47

 Рейтинг
Средняя оценка:8.20
Голосов:442
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Странное происшествие в Кэбот Музее, где на обозрение была выставлена мумия, привезенная с загадочного острова, который появился из моря лишь на один день, и снова ушел в морские пучины. Вместе с мумией нашли также свиток с загадочными письменами, которые не смогли расшифровать специалисты-криптографы, но которые подозрительно напоминают символы из неких запретных книг, таких как «Некрономикон» и «Безымянные Культы».

Входит в:

— сборник «Ужас в музее», 1989 г.

— антологию «Нити смерти», 1993 г.

— антологию «Возвращение злого духа», 1993 г.

— журнал «Weird Tales» April 1935», 1935 г.

— антологию «The Sleeping and the Dead», 1947 г.

— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.

— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.


Похожие произведения:

 

 


Нити смерти
1993 г.
Возвращение злого духа
1993 г.
Локон медузы
1993 г.
Погребенный с фараонами
1996 г.
Ужас в музее
2010 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2015 г.
Ужас в музее
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 4. Ужас в музее
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» April 1935
1935 г.
(английский)
Beyond the Wall of Sleep
1943 г.
(английский)
The Sleeping and the Dead
1947 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1970 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Horror in the Museum and Other Revisions
1989 г.
(английский)
The Loved Dead
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2007 г.
(английский)
The Horror in the Museum
2010 г.
(английский)




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2008 г.

Этой восхитительной истории место в золотом каноне Лавкрафта. Все, что любят его поклонники, здесь есть: ужасающие бездны времени; бесчисленные культы, отравляющие своим существованием и без того нездоровое человечество; чудовищные божества древности; запретные книги; ощущение ничтожности и беспомощности нашей расы; циклопическая мощь фантазии человека из Провиденса. Все это слито в таком страшном единстве, что даже сам рассказ воспринимается как переживший бесконечные эпохи артефакт. Впервые я прочел его семь лет назад — но запомнил каждый образ, а с моей невосприимчивой памятью это лучшая рекомендация.

Остается только гадать, что же за материал предоставила когда-то своему «литнегру» Лавкрафту писательница Хэйзил Хилд. Если бы не обязательное упоминание этого имени рядом с именем Г.Ф.Л., никто бы и не подумал сомневаться в авторстве рассказа: от первой страницы до последней это «классический» Лавкрафт.

P.S. Интересно, что от «Вне времен» идут не всем заметные ниточки к двум прославленным друзьям писателя — Роберту Эрвину Говарду и Кларку Эштону Смиту. Первый сообщил миру о богопротивной книге «Unaussprechlichen Kulten» Фридриха фон Юнцта, потрясающую легенду из которой воссоздал Лавкрафт в своем рассказе; второй открыл ворота в реальность для божества Гхатанотхоа, оставленного на Земле давно забытой расой с Юггота.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2010 г.

Одна из самых лучших соавторских работ Лавкрафта. Участие Хезел Хелд, не будь она указана в качестве соавтора, не было бы заметно. Это почти стопроцентный Лавкрафт, притом тесно перекликающийся с К. Э. Смитом. Маленькая повесть о еретике Т`йобе сама по себе могла бы принадлежать перу последнего, настолько она близка его фантазиям о древних землях и континентах. Остров, поднявшийся из глубин был и в «Дагоне» и в «Зове Ктулху». Но в том ни в другом не была поведана его мифическая история, которая не только является важной составной частью самого рассказа, но и сама по себе могла бы стать полноценным рассказом из канона «Мифа».

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2010 г.

В творчестве Лавкрафта можно выделить два основных направления. Первое связано со сверхъестественным ужасом, а второе посвящено снам. Иногда они образуют целое, но чаще строго отделены друг от друга. Рассказ «Вне времени» — идеальный образчик чисто сверхъестественной истории, вобравшей в себя все основные мотивы творчества автора в этой области. Познакомьтесь с ним, и вы сразу поймете, стоит ли вам уделять время Л. .

Теперь для фанатов. Эта вещь напоминает «Зов Ктулху» и, на мой взгляд, превосходит его. Также как и там, Л. активно сочетает миф и скрупулезный научный подход, создавая у читателя ощущение реальности происходящего, словно ты читаешь не художественный рассказ, но пришел в исторический архив, чтобы найти документы по расследуемому тобой делу. Ты начинаешь копаться в газетах, просматриваешь заметки очевидцев, оставляешь пометки на полях своего дневника, и, наконец, отправляешься в местную библиотеку, чтобы раздобыть запретные книги, упомянутые подозреваемыми на допросе.... Поверьте мне на слово, почувствовать себя в шкуре человека, стоящего на пороге некой мистической тайны дорогого стоит! И этот рассказ отлично передает это чувство.

Всем любителям Мифов Ктулху рекомендую!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2015 г.

Лавкрафтовская вселенная ужасов прекрасна стилизацией под древнюю мифологическую поэзию. Прекрасно понимаешь, как работает инструментарий ужасного, как он привычно пугает синкретическими образами, но Лавкрафт предоставляет читателю легенду о самом появлении нерасчлененного ужаса в человесеском мире. Сознание уносится во времена, где люди шли на подвиги в войне против самих богов. С древних времен отношение к божественному претерпело изменения, ушло по-героически смелое отношение к смерти. Языческие культы, вытесненные монотеизмом с терпящей бренное мирское душой, ушли, но Темный Бог лишь задремал — ничто не уходит навечно из тюрьмы бытия.

Повесть не лишена потенциала несмотря на вялое обрамление смысловой части. Противостояние существу, способному погрузить в вечность, пугающе — ловушка своего же застывшего тела — это выражение трагедии самого спящего божества, о котором решили больше не упоминать.

Человек стремится остаться в вечности, найдя в этом смысл своей жизни, помещая ее в земной мир посредством искусства. Об этом повествуют многие произведения Лавкрафта: начиная от воплощения в картинах истинной правды видением художника, способного разглядеть большее, чем типичный человек через свои очки стереотипов, и заканчивая учеными, стремящимися остановить жизнь в ее уникальности, выделяя необычные феномены из разложенной по каталогизированным полочкам естественной вселенной. В данном произведении за заморозку для длительного хранения берется сам бог. Вот она чистая эстетика лавкрафтовского ужаса: древний бог как воплощение извращенной человечности в его способности к креативу, чья суть становится познанием, подражанием и мнением.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2013 г.

Очень многослойное, интересное произведение в духе Лавкравтовской вселенной о глубоководных богах. Читается довольно легко и стремительно, на протяжении хода сюжета вызывает какое-то всеобъемлимое чувство тревоги, страха, негодования, но тем не менее любопытного и эмоциональнейшего посыла, заставляющего читать до самого конца.

Произведение можно разделить на несколько частей:

Завязка. Один путешественник находит где-то в морях остров, на котором обнаруживает гротескную пещеру с застывшей там мумией и артефактом, бумагой на которой написаны какие-то иероглифы. Интригующее, заводящее в заблуждение начало, которое одновременно и является ключом ко всему смыслу сверхъестественного, который предлагает автор в данной работе. Главный герой освещает факты, о принятии мумии в свой музей и странностях, которые начали происходить как с мумией, так и с посетителями музея.

Легенда. Данное произведение имеет под собой мощный литературный фундамент, который автор сам же возвел, придумал и воплотил в эту вселенную, отрывок которой осветил в некой легенде — притче о паломнике и грозном боге, используя при этом все тот же личный глоссарий и пантеон вселенной «Ктулху»(хотя тут речь пойдет о других богах, которые имеют к этой вселенной непосредственное отношение). Легенду эту нам рассказывает все тот же главный герой, который в том числе вычитал это из «Черной книги» Фон Юнца.

Кульминация и развязка. Это как всегда откровенный и максимально эмоциональный скачок, кульминация, которую ожидаешь в конце именно такой, какая она и должна быть(конечно такому ожиданию еще нужно научиться в творчестве Лавкрафта). Так же это еще и какой-то миг, сквозящей космической истины, чувство, когда ты прикасаешься к чему древнему, зловещему, а самое главное настолько живому, что ты забываешь, что это всего лишь черный текст на белом фоне. И конечно, все намеки и открытые в завязке двери распахиваются настеж, и все становится на свои законные места.

Получилось достойное внимания остросюжетное и откровенное произведение с лирическим, возможно сказочным подтекстом, шармом какой-то древней страшной легенды, раскрывшейся перед нашим взором. не могу не поставить 10.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Интересный рассказ о мумии, привезенной в музей в качестве уникального экспоната. Но только никто не ожидал, что у этой мумии найдутся свои фанаты, и вскоре мумии начнут поклонятся. Воображение поражает концовка рассказа. Если честно, представить такое очень сложно и очень страшно...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2018 г.

Не смотря на то, что первое моё столкновение с мифами Ктулху состоялось через рассказ Блоха («Звёздный скиталец»), но первый рассказ из мифов Ктулху связанный с самим Лавкрафтом был именно этот, и было это давным-давно… Но уже тогда я почувствовал весь кайф его произведений – его мистическую давящую, густую но при этом очень привлекательную атмосферу, какую-то даже несомненную убедительность всей древности, запретности тем, и дрожь проникновения в тайны дочеловеческого непостижимого бытия. Это меня просто поразило и влюбило в себя. И вот я снова встретился с этим рассказом – встретился через долгие годы. И не разочаровался в нём ни на грамм, так как всё осталось – и убедительность, и атмосфера, и ощущение прикосновения к чему-то тайному, страшному, скрытому в глубоких веках. Да, что-то есть в нём похожее на другой совместный рассказ этих авторов – «Ужас в музее». Они оба имеют дух классического из наследия Мастера, оба насыщенны и атмосферой и авторским миров, выраженным в пантеоне вселенских монстров. И оба рассказа добавляют по своему древнему божеству в мир Ктулху – одновременно оригинальному и органичному в сонме созданий придуманных Мастером. Да и действие обоих рассказов происходит в музее. Только тут это как-то выглядит в чём-то реальней – нет тут ощущения, будто таинственные культы известны всем и каждому, тут они действительно таинственны и сокрыты (что добавляет реалистичности). Да, этот рассказ тоже предсказуем, особенно после вложенной истории из книги фон Юнцта – сразу становится понятно, что это за мумия и чего от неё ожидать. Однако всё это, вся предсказуемость, становится явной только после самого прочтения, а во время – ты даже не думаешь об этом, ты наслаждаешься чтением, наслаждаешься атмосферой и какой-то убедительной силой, наслаждаешься соприкосновением с древним, ужасным, таинственным… Вот сила всего рассказа. Вот очарование всего рассказа. Вот что я люблю у Мастера.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2017 г.

Главная сюжетная линии снова завязана на исключительном, узнаваемом лавкрафтовском ужасе. Всё повествование крутиться вокруг древних, непостижимых человеческим разумом, а потому опасных культах.

В данном рассказе, как и во многих других, чувствуется влияние на Лавкрафта современной, для начала двадцатого века, научной мысли. В данном случае Лавкрафт описывает оптографию как нечто существующее.

И всё же рассказ отличится от привычных историй, рассказанных Лавкрафтом и отличающихся удивительней прямолинейностью развития событий. Страх и ужас, как правило, обозначенные в самом начале повествования, лишь усугубляются благодаря гнетущей атмосфере рассказов и удивительной, не свойственной другим авторам, словесной окаёмке.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Во «Вне времени» читатель сталкивается не только с развёрнутым экскурсом в прошлое, но и с неожиданной сменой отрицательного персонажа. Зловещая мумия, пугающая всех с самых первый строк истории, внезапно оказывается едва ли не спасителем всего рода людского и жертвой человеческого завистливого коварства. Помимо того, что сюжет выворачивается наизнанку, Лавкрафт в данной истории на удивление много времени уделяет характерам и жизнеописанию героев и взаимоотношению между ними, хотя обычно предпочитает описывать людей исключительно как служителей культа Древних или случайных свидетелей, прикоснувшихся к дочеловеческим цивилизациям.

Самым жутким моментом книги является, на мой взгляд, не встреча с древним богом-демоном, а вскрытие живой мумии.

Единственное, что остаётся действительно непонятным, так это почему работники музея, в том числе и тот, от имени которого ведётся рассказ, считают, что скоро умрут. Причём факт гибели рассказчика подтверждает лишь то, что его рукопись была опубликована и читатель её читает. Но ведь можно предположить, что рассказчик дожил до преклонных лет, и лишь потом его произведение было опубликовано. Зловещим данный момент был для тех, кто читал книгу до 50-60 годов.

P.S. Рассказ пересекается с «Вратами Серебряного Ключа», хотя и непонятно, зачем вселившийся в Зкауба Картер так рисковал и приходил к мумии, если согласно истории, рассказанной в ключе, хотел окончательно избавиться от личности мага с Юггота.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2016 г.

Очередной, четвертый по счету, ужастик от Лавкрафта и Хезел Хелд. Используя аналогию с принадлежащим их же перу рассказом «Ужас в музее», его можно было бы назвать «Ужас в музее 2»: и в первом и во втором произведении события происходят в музее. И в обоих случаях виновниками странных событий являются музейные экспонаты. Хотя на этом собственно сходство и заканчивается.

Рассказ мне понравился. И хотя мумия в качестве главного персонажа — банальщина, набившая изрядную оскомину, авторы сумели развернуть сюжет под довольно-таки неожиданным углом. По крайней мере, я сходу не угадал, что будет в финале. И вообще рассказ получился достаточно атмосферным: исчезнувшие цивилизации, мрачная мифология, загадочные культы. Все это успешно создает соответствующее настроение при чтении — собственно, как это и должно быть у Лавкрафта. Поклонники разочарованы не будут.

В общем, к прочтению рекомендуется.

9 баллов.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2016 г.

С этого рассказа началось мое знакомство с творчеством Лавкрафта, поэтому, наверное, моя восторженная оценка является следствием именно фактора первой любви. Не могу также не отметить того важного факта, что кооперация Лавкрафта с Хейзел Хилд оказалась наиболее удачной и принесла наиболее ценные плоды (сопоставить могу с со-творчеством с Барлоу, но оно, увы, состоялось слишком поздно). Заслуживают внимания и другие результаты этой кооперации.

«Вне времен» — великолепный, гармоничный пример эффектного и эффективного использования «потустороннего космического ужаса»; таких примеров лично я насчитываю не так уж много, и даже у самого Лавкрафта были неудачные образцы.

Рассказ читается с колоссальным увлечением — поистине на одном дыхании. В нем есть некоторые погрешности (в частности, аляповато прописанный культ, а также пресловутый наивный расизм Лавкрафта), но к ним относишься совершенно терпимо. Все мелкие шероховатости сполна искупаются подлинно жутковатым ощущением, которое рождает это замечательное произведение. А я такое ощущение испытывал нечасто

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2016 г.

Очень интересный рассказ. Читал его давно, в подростковом возрасте, и был покорён сюжетом. Очень оригинальный, мрачный и таинственный рассказ. Великолепная атмосфера, и очень захватывающая история, рассказаннаяв произведении.

Один из лучших рассказов цикла «Мифы Кхтулху «.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2014 г.

Медуза Горгона в лавкрафтовской интерпретации. Но жуткая и таинственная.

Завязка рассказа несколько затянута и скучновата, но потом терпение вознаграждается. Легенда красива и трагична, как и положено. В отличии от многих других в этой-то истории финал вполне предсказуем, но он написан таким стилем, что всё равно испытываешь лёгкий шок. Интересно поразмышлять, что бы было, если б позволили завершиться процессу.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2009 г.

Первая вещь, прочитанная мной у Лавкрафта.

Честно говоря, не произвела на меня никакого впечатления. Ну хорошо, пусть суховатый малохудожественный стиль оправдан тем, что «авторство» текста как бы принадлежит хранителю музея, описывающему фактическую сторону события. Однако обильное использование слов «ужасный» и — во множестве! — «отвратительный» вызывает некоторое недоумение, так как особого объяснения им нет. То есть именно они должны, по-видимому, создать зловещую атмосферу? (И, честно говоря, я не представляю себе выражение чудовищного ужаса на лице с закрытыми глазами; никакая гримаса не передаст настоящего ужаса, это свойство именно выражения глаз! ИМХО).

Не получилось, на мой взгляд ни атмосферы ужаса, ни неожиданности сюжета. Но я честно почитаю еще этого автора, может, просто, не повезло с первым рассказом?

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2008 г.

О, эти старые легенды... Если честно трудно представить, что настолько ужасное, от чего люди падали бы замертво. Единственный по настоящему интересный эпизод — с островом посреди океана.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2015 г.

Лавкрафт умеет делать контраст. Сначала он заставляет привыкнуть к обыденности происходящего, а потом на этом фоне появляется нечто РЕЗКО выходящее за рамки повседневного восприятия жизни. Вот и рассказ «Вне времени» получился именно таким. Думаю, его можно смело отнести к золотому фонду Лавкрафта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Странно, что никто не обратил внимания на то, что мумия-то оказалась живой, а значит она чувствовала всю боль от её вскрытия, а это, друзья, согласитесь ультра жутко!

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх