Генри Каттнер «Салемский кошмар»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Писатель Карсон нашел хороший дом для того, чтобы всерьез заняться написанием романа. Но это здание таило в себе секретное подвальное помещение, — Карсон обнаружил его благодаря крысе, — Комнату Ведьмы, что была названа так в честь первого владельца старого дома — колдунье по имени Абигейль Принн. В центре этого помещения был большой каменный диск. Писатель решил, что здесь ему будет работаться еще лучше.
Однако оккультист Майкл Ли навестил Карсона и сказал ему, что желательно немедленно покинуть дом и уж тем более не работать в Комнате Ведьмы. Но писатель не внял предупреждениям Ли...
Входит в:
— цикл «Майкл Ли»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— журнал «Weird Tales, May 1937», 1937 г.
— антологию «The 6th Mayflower Book Of Black Magic Stories», 1977 г.
— антологию «65 Great Tales of Horror», 1981 г.
— антологию «The Weird Fiction Megapack», 2014 г.
— антологию «Огненные призраки», 2015 г.
— антологию «Смех мертвых», 2017 г.
— антологию «Глубина. Погружение 37-е», 2022 г.
— антологию «100 Jahre Weird Tales Jubiläumsedition: 1936 bis 1946», 2023 г.
- /языки:
- русский (7), английский (10), немецкий (1), французский (1)
- /тип:
- книги (14), периодика (1), самиздат (3), цифровое (1)
- /перевод:
- В. Бошняк (1), А. Бурцев (3), С. Лихачёва (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 1 октября 2022 г.
Один из ранних рассказов Г. Каттнера, в котором, действительно, присутствует мистика.
Хоррор. Писатель арендует старинный дом, чтобы в тишине и покое написать свой роман. Только, город Салем, где происходит действие, пользуется дурной славой. А особняк, где остановился главный герой, вообще, принадлежал ведьме!
Достаточно мрачно, местами страшно.
Понятно, что эта история написана почти век назад, что сейчас авторы, которые творят в жанре хоррор, пишут по-другому. Но, все равно, рассказ увлекательный. По-своему, атмосферный, напряжённый и динамичный.
И, из всего сборника «Смех мертвых», который и завершается данным произведением, «Салемский кошмар», действительно — хоррор, а не хитроумный детектив, который лишь прикидывается «ужасами».
Xosander, 11 августа 2022 г.
Ещё один прекрасный мистический рассказ Г. Каттнера. Более всего напоминает ранние работы Лавкрафта, хотя стиль попроще. Атмосфера хорошая и какая-то, по своему уютная. Вообщем-то хорошая вещь.
Bachman, 17 января 2022 г.
Читал в сборнике «Смех мертвых». Пожалуй, этот рассказ понравился больше всех. Как минимум больше всех мистических в этом сборнике, коих около половины. Атмосфера, конечно, не настолько «плотная» как в «Снах в ведьмином доме», но вполне качественная. Конечно хэппи-энд немного все портит, но не критично. Гораздо хуже воспринимаются личные впечатления автора в повествовании — восклицательные знаки в описании и т.д.
Что касается данного сборника (с чудовищным количеством опечаток), то выявил простую закономерность: если героев несколько (как правило пара, как правило они куда-либо приезжают), то наверняка это дешевенький детективный рассказик, маскирующийся под мистику. В конце почти всегда мы увидим «снятие маски» и объяснение для нерадивых. А если герой один, и преследует какую-то определенную цель (отобрать у крыс труп, написать роман, и т.д.), то скорее всего перед нами мистическая поделка в «духе» Лавкрафта. Ставлю 7 только за то, что напомнил атмосферу СвВД, остальные рассказы сборника (с омерзительнейшим количеством опечаток) внимания удостаивать не хочется.
Стронций 88, 13 апреля 2019 г.
Каттнера я читал немного, но он в своё время просто влюбил в себя фееричным рассказом «Механическое эго». Что ж, посмотрим, как Каттнер у нас в плане мистических историй (а известно, что начинал он именно с этого жанра).
Я читал этот рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», и я заметил такую особенность: все произведения здесь можно условно разделить на две категории. В одних авторы пытаются следовать Лавкрафту во всём – атмосфера, антураж, стиль, фирменные фишки мифов в виде «Некрономикона», «Йа-йа!..» и прочего и прочего. В других авторы следуют своей звезде и лишь чем-то одним бросают мостик к мифам – упоминанием запретных книг или культов, какой-нибудь отсылкой, упоминанием самого Лавкрафта, каким-либо узнаваемым монстром, да или просто чем-то похожим на этих монстров или атмосферу мифа… Вот этот рассказ всё-таки из первых. Он и стилем похож – довольно сдержанный язык в моменты эмоционального пика нагнетающий атмосферу как поток холодного воздуха. Да и в сюжете его много узнаваемого – писатель заселяется в дом с плохой репутацией, тайная комната ведьмы, странно ведущие себя крысы, мучительные сны, связь с прошлым, оккультисты – набор весьма известный. Только автор пошел дальше и перенес-таки действие в Салем, который в произведениях близкого круга упоминается часто, но чаще как некий отдаленный источник зла; чтоб кто-то развернул в нем всю историю, я вижу впервые. Да и некий борец со сверхъестественным злом тут появляется (я так понимаю, он ведь ещё будет у Каттнера?) – довольно интересная личность, чем-то напомнившая мне Кирована из рассказа Говарда «Повелитель кольца» (пока только читал его из всего цикла). Ну а в целом – не удивил рассказ, но вот как-то и не огорчил. Что-то симпатичное в нем всё-таки есть, пусть и атмосферой он тоже не дотягивается до работ самого Лавкрафта. Но монстр (тоже сошедший со страниц «Некрономикона», чёрный амёбоподобный Ньогт) выглядит очень убедительно, оригинально и пугающе. Да и финальная сцена смотрится очень достойно!
teamat_7, 15 декабря 2011 г.
Это первый рассказ который познакомил меня с творчеством Каттнера. Мне понравилось, довольно живое и динамичное произведение, как говорится все в меру, нет никаких ненужных отступлений и уводов в сторону, рассказ с каждой страницей набирает обороты, и погружает читателя в атмосферу книги.
Зацепил момент с прогулкой главного героя в прострационном состоянии , и последуещим приходом его к местному кладбищу, где обнаружился труп бедного поляка,по предположению умершего от страха, а следом выесняется, что была разрыта могила той самой ведьмы, в доме которой он поселился, ища покоя и уединения.
alex1970, 10 марта 2011 г.
Отличный рассказ, объединяющий две популярные в жанре ужасов темы: салемские ведьмы и мифы Ктулху. У Каттнера это получилось очень хорошо, атмосфера ужаса постоянно сгущается.
По форме рассказ похож на лавкрафтовские «Сны в доме ведьмы»: молодой человек поселяется в доме с плохой репутацией и сталкивается с древним злом.
Не сказал бы, что у Каттнера получилось хуже – читать было интересно, хотя и не страшно.
К тому же писатель ввел новый персонаж мифов, который я не встречал в других произведениях.
Тимолеонт, 24 августа 2012 г.
Ещё один писатель, которого сгубила склонность к мистике и неудачный рок в виде свалившегося на него сверхъестественного. Это единственный прочитанный мной рассказ Каттнера, но на фоне других «Мифов» чувствуется особенность его творчества — сравнительно высокая динамика и плотность событий. Действий, а не описаний и отсылок больше, чем в трёх-четырёх рассказов лавкрафтианы схожего объёма вместе взятых.
Кел-кор, 15 мая 2009 г.
Генри Каттнер все-таки автор очень талантливый, что и говорить! Замечательные научно-фантастические рассказы, не очень замечательные произведения в жанре героического фэнтези, а также и хоррор — все было ему подвластно!
С хоррором от Каттнера я познакомился впервые, прочитав блестящий рассказ «Кладбищенские крысы» — вот это действительно одна из жемчужин его творчества в частности и — не побоюсь этих слов — «ужасной» литературы в общем! Про каттнеровские «Мифы Ктулху» слышал негативные отклики, однако, прочитав данный рассказ, решил пока их так легко не принимать на веру.
История, произошедшая в древнем Салеме, где некогда вбили кол в тело ведьмы Эбби Принн. Однако проклятие ее все еще имело силу — и жертвой его пал писатель Карсон. Его посещали странные сны (как это водится в «Мифах Ктулху»), и закончилось все освобождением ужасного Существа, о котором говорится в не менее ужасном «Некрономиконе»!
Сюжет не нов вроде бы, но Каттнер сумел создать еще один достойный «миф»! Конечно, до уровня «Кладбищенских крыс» не дотягивает, но тоже очень и очень прилично! Страшно, конечно, не было (эх, а где бывает страшно?..) — но надо отдать честь, подобающая атмосфера присутствует!
Браво, Мастер!
P. S. Жаль, что у нас не переводили, не переводят и не собираются переводить «Мифы Ктулху» Генри Каттнера — познакомиться с другими произведениями («The Secret of Kralitz», «Hydra», «The Hunt») было бы очень интересно!
Yazewa, 11 июля 2010 г.
Не могу сказать, что было страшно читать. Да и атмосфера ужаса, прямо скажем, получилась не слишком убедительной. Рассказу, конечно, уже очень немало лет, поэтому подходить к нему с современной меркой не вполне корректно, но всё же замысел автора явно предполагал нечто большее, чем получилось.
По-моему, обсуждать тут особо нечего. Очень заурядный во всех отношениях сюжет с маловыразительным финалом.