fantlab ru

Все отзывы посетителя Sayles

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Алехандро Ходоровский «Метабароны»

Sayles, 25 сентября 2018 г. 18:57

Самый переоцененный графический роман из всех, мне известных. Очень много источников, в том числе и вполне профессиональные, хорошие критики комикс-культуры изо всех сил советовали это произведение, и я повелся.

В общем, да, это космоопера, да она рассказывает историю семьи лучших в мирах воинов, да это дикий и взрывной коктейль сюжетов, интриг, персонажей — в общем, аннотация не врет. Просто сюжет здесь — одна сплошная жесть. Ходоровски время от времени ругают за «неоднозначные» ходы, но вот это вот все, что он намешал в Метабаронах, превращается в какую-то муть.

Комиксы, любые, в том числе и европейские ,являются формой литературы, которая по художественным приемам сильно отличается от прозы, но все-таки является искусством. После знакомства с Метабаронами многие могут от комиксов отвернуться. Все дело в том ,что мир повествования должен следовать внутренней логике. Мазь, которая лишает гравитации? Ну ок, в бесконечности Вселенной ее наличие фактически гарантированное. При этом ее использование нужно как-то вплавить в социально-политическую и экономическую жизнь цивилизации. Вот это Ходоровски сделал. С мазью. С живыми людьми не получилось абсолютно! Никакой правдоподобности, внутренней логики, никакой глубины (вообще, Карл!) ни у одного героя нет. Обсасывать сюжет можно буквально в каждом витке. Но ограничусь началом. Жаргонизмы и немного дворовой лексики не могу избежать, ибо просто невозможно говорить иначе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Книги по Вархаммеру 40 000 ругают как чтиво, потому что там все, видите ли, превозмогают. Ха-ха-ха. Да здесь эпично-пафосным превозмоганием вообще все объясняется. Герой-отец эпично отказывается от сына, потому что не верит, что новорожденный малыш в будущем сможет стать великим воином из-за отсутствия веса (на пацана не действует гравитация, такая вот проблема молодой семьи). Серьезно?! Твоя же баба тебе тут же говорит: грузики прикрепи к пацаненку, и все будет норм, но нет, низя. И что делает эта лютая женщина? Она забирает пацана на гору и растит его 7 гребанных лет в полной социальной изоляции. В полной ,Карл! Пацаненок не видел людей, кроме матери, вообще никогда. И каким он вырастает? Конечно, лютым убер-супер-мега воином, как и полагается в таких ситуациях. И речи пафосные будет толкать.

А теперь, внимание, итог его «проверки». Семилетний (!) малец с помощью железного копья (!) уничтожает профессионально сконструированного боевого (!) робота!! Это не все! Он уничтожает данного робота после НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ боя ВРУКОПАШНУЮ!

О, кстати, забавная история с рождением пацаненка. Его батя имел до этого еще сына. У того украли коня. Парень (уже достаточно взрослый и подготовленный, чтобы представлять собой угрозу для бандитов) погнался за ними в непроницаемый туман. Что сделал «самый лучший воин галактики»? Исессна погнался за ним в туман, да. Разве этому самому лучшему воину могла прийти в голову мысль (хотя бы одна, не пафосная?) о подготовке, о связи с сыном, об оцеплении, о грамотной командной работе, да о простом«френдли-файер», из конца-то в конец? Нет, кнечно, он тоже тупо поперся в туман гасить всех грабителей. И конечно, поскольку туман такой густой, что ничего дальше своего локтя увидеть не получится, а вооружены они всякими энергетическими оружиями, сынишка с батей мочат не только воров, но и друг друга. Потому что дураки! В итоге сын умирает от удара собственного отца, а тот становится... ну, скажем так, непригодным для продолжения рода. Но находится космическая ведьма (аналог Бене Гессерит), которая в него влюбляется и каким-то образом преобразует его кровь в семя да еще и так ,чтобы при этом они оба получили удовольствие. Первый тревожный колокольчик от Фрейда.

Вернемся к воинам. Да, так вот, пацан-антиграв с железными (буквально) ногами доказал свою пригоднсть в качестве супер-дупер-мега- воина, так что все вроде норм? Нифига. После свистоплясок с другими космическими ведьмами, уже возмужавший — хотя куда уж еще? — левитирующий воин убивает всех ведьм. При этом его подруга, тоже ведьма, очень истощена. А парень-то хочет зажить нормально... Но Ходоровски не дает этого. Мать пацана (уже мужика, речь-то о смене поколений, да) обещает ее вылечить, но при этом говорит, что уйдет в анабиоз. И что она делает вместо этого? Вселяется в эту девицу, чтобы зачать со своим же сыном еще одного супер-дупер-гипер воина! То есть как бы по крови это не инцест, но по факту — еще какой. Ах да, во время «иницииации» они целовались в губы, еще когда пацану было 7 лет. Второй тревожный звоночек от Фрейда. Вообще хотелось бы его фотку прилепить с сигаретой и какой-то прифигевшей подписью.

Пацан раскрывает замысел матери как раз тогда, когда она рожает ему, пацану, еще одного пацана. (Запутались в этих пацанах-мужиках, да? Это не я такой криворукий всех так кличу, это по сюжету Ходоровски они все на одно лицо! Серьезно — все волевые, с широкими лбами и обязательно седые вообще в любом возрасте) Герой-антиграв... уничтожает голову своему новорожденному ребенку, но мать-героиня успевает подключить его к роботическому чему-то там для поддержания жизни остального организма. Это жесть. Дальше я не осилил. И да, это только первые несколько глав.

Серьезно! Вот эта вся жесть, которую я описал выше — это все только ПЕРВЫЕ главы!

К этому также добавим люто-картонные, вообще ни о чем диалоги. «Я не могу признать этого ребенка своим, он не сможет быть воином!» — «Я докажу тебе, что он сможет быть воином через семь лет!!» — «Сын, помни, что быть воином — значит...» НУ вы поняли.

НЕправдоподобные, нелогичные, картонные, чересчур пафосные, странные, явно фрустрированные персонажи вот о ком Ходоровски написал историю.

Что же хорошего есть вообще в этом графическом романе, еще и таком дорогущем? Другой комопнент комикса — иллюстрации. Они прекрасны. Вот все. Слов больше не нужно. Хименес великолепный художник, скрупулезный и трудолюбивый так, как Ходоровски-писталею даже не снилось во всех его кислотных глюках об эпичности. Каждая панель — картина. Развороты ЭПИЧНЫ так, как и должны быть (должны были бы быть, если точнее) в качественной космоопере. Более того, в свое время Хименес работал именно маслом,не прибегая к скоростным техникам. Конечно, тут можно придраться. Да, его персонаживсе сплошь одного телосложения. Может, у художника эти мускулистыые и пышногрудые люди получались лучше, может это Ходоровски и тут встрял. Но не критично в любом случае. А что рисунок имеет сверхнасыщенную детализацию — так это для европейских комиксов признак стиля, можно быстро привыкнуть и кайфовать.

Потому оценка — 5. 0 за сценарий и 10 за рисунок.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Бром «Потерянные боги»

Sayles, 14 сентября 2018 г. 15:43

Художник из Брома что надо — что есть, того не отнять. Прекрасные образы, фактурные, сильные, очень хорошая работа с цветами. В общем, один из самых интересных иллюстраторов своего уровня и поколения.

Как писатель, по крайней мере, пока, Бром не так хорош. Видимо, данная книга стала результатом попытки сложить образы, имеющиеся у него в голове в качестве рисунков, как историю. И в целом у автора получилось неплохо. Он обильно пользуется приемами, которые делают литературное произведение жанра темного фентези столь характерной: постоянная опасность даже для самых лучших героев с самыми лучшими намерениями, приземленность главного героя. Но возникает такое ощущение, что приемы были им, Бромом, использованы больше из любви к жанру. Сам автор не пытается понравится читателю, и это хорошо. Но в обилие элементов книги не складывается цельность. Рисунки, такие яркие и живые, не просто дополняют книгу, но действительно делают ее более атмосферной, поскольку повествованию этого не хватает.

Отсутствие традиционного хэппи-энда кажется надуманным, как раньше надуманно выглядел как раз-таки хэппи-энд. Образы многих персонажей чересчур уж приземленные, одноуровневые. Кажется, что тот уровень (культурный, интеллектуальный), на котором находится ГГ (далеко не самый высокий), свойственный и большинству других персонажей. Ну и логика мира повествования, мягко говоря, не особо. Хотя порой Бром выдает красивые картины, эпик ему пока не дается.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Генри Лайон Олди «Хёнингский цикл»

Sayles, 2 сентября 2018 г. 12:56

Олди — все же мастер(а). Это неоспоримый факт. Сэр Генри любит и вдоволь поэкспериментировать, и удивить новым стилистическим решением, но его литература всегда остается именно тем, что каждый читатель ищет — хорошей историей, рассказанной к тому же с мастерством и вкусом.

При этом выбрать любимое произведение автора довольно сложно, опять-таки в том числе и из-за любви дуэта к жанровому разнообразию. Великолепна космоопера, которой сейчас Олди занимается, не может оставить равнодушной и хотя бы один подцикл прочесть захочется точно. Кабирский цикл более чем интересен и оригинален, а Бездну Голодных Глаз в списке своих любимых книг выделяла сама Хелависа — и не зря.

Лично для меня, впрочем, именно Хенингский цикл является любимым во всем творчестве тандема. Наверное, это можно сравнить со вкусом. Кто-то любит острее, кто-то — изысканнее, иным подавай экзотику, но Хенингский цикл — блюдо удивительно гармонично сложенное. Все ингредиенты имеются, все намешаны ровно в тех пропорциях, в которых надо. Прекрасный мир повествования, отличная атмосфера, о главное — динамизм и разнообразие — образов, смыслов, аллюзий и поворотов событий. Эти истории таковы, что к ним нельзя остаться равнодушными — ни к одной. И это, наверное, главное достижение цикла. И автора(ов).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Сергей Малицкий «Пепел богов»

Sayles, 4 апреля 2018 г. 23:53

Малицкий, возможно из-за некоторой приверженности определенному типажу миров повествования (переживших катаклизмы) и большого количества именно героическо-фантастической ранней прозы редко найдешь в списке самых интересных русскоязычных писателей. Меж тем, Малицкий умеет писать интересно, его истории притягательны, хороши сами по себе, да и авторский стиль повествования явно прошел определенный этап становления и улучшения. Мне не особенно понравилась завязка первой книги, но вторая и третья части цикла просто отличный. Их можно читать в отрыве от первого тома, связь проскальзывает не особенно.

Главный Герой, не смотря на явный талант ко множеству искусств (в том числе и магическому, и боевому), не похож на мери-сью. Он силен, но большинство его побед достаются в результате тренировок и правильной последовательности действий, а главное — благодаря силе духа героя, который умеет не терять голову в трудный момент, когда надо, полагается на удачу, а когда надо — на близких. Причем личные отношения Малицкий умеет описывать превосходно. Сразу видишь, что герои друг другу не чужие и не чуждые, если это действительно так. А сам мир повествования оригинален именно своей историей, такой необычной и интригующей. Хотя в круговороте странных имен, названий и связей между политическими группировками теряешься, приключенческая и сюжетная составляющие заставляют вникать дальше — и получать удовольствие.

Лично я теперь жалею, что тираж произведений Малицкого так мал и надеюсь вскорости увидеть новые его произведения.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Sayles, 4 апреля 2018 г. 23:44

Побывав в Вестеросе, где каждого благородного рыцаря ждет кинжал, вонзенный в спину, а честного и принципиального монарха —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
резня на собственной свадьбе
; заглянув в миры Бэккера с их неповторимой темной эстетикой; навестив Дарела Швайцера с его чародеем-отцеубийцей, все равно могу сказать, что единственный мир, отнесенный к dark fantasy, куда не хочется совать нос, буде откроются рядом пространственные врата, это именно мир Китая и его «Вокзала Потерянных Снов».

Вот чего у автора не отнять, так это творческого подхода. Прекрасные образы, живые характеры, яркие описания — все это сочетается с причудливым, фантасмагоричным миром с густой атмосферой. Многолинейный сюжет (все же не разветвленный, потому что все нити идут достаточно прямо и сходятся в одной точке) действительно интересен, и героям первое время сочувствуешь.

Но, не смотря на стимпанк-атрибуты, множество элементов фентези и детектива (которые вместе и породили этот образец «странной прозы») имеется натсроение, которое лично я отношу именно к «дарку».

Особенно мне не понравилась сюжетная завязка с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эмотивно-мозговыми-вампирами-мотыльками. Потому что попытаться создать кошмарный кошмар из неведомых глубин мира, о котором его жители мало что знают сами, получилось. Но как-то этот монстр слишком искусственно могуч.
Есть еще несколько чисто вкусовых неприятий, но это уже не столь важно.

Да, главный герой, влюбившийся в женщину с головой-жуком — это интересно. Их жизнь в этом городе декаданса — тоже. В остальном — до ужаса неуютно. Вот даже и особых предательств нет, и натурализма чрезмерно — тоже, но все равно какое-то ощущение как от чего-то грязноватого. А вот хоррор-писатель из Мьевилля получился бы просто выдающийся, это да.

И еще. Очень видно, что Китай — левак. Это так интересно, когда подданный государства, которого минула красная зараза, рассуждает о благах утопическо-идиотического социализма, но столь неприкрытая негативная оценка любых форм власти, кроме продвигаемой, лично меня заставила передумать на счет покупки и прочтения Железного Совета, романа, по оценкам Фантлаба, еще более крутого и оригинального, чем ВПС.

Тем не менее, написано очень талантливо, эмоционально проникновенно, сильно, и некоторые образы были просто прекрасны.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Лев Гроссман «Волшебники»

Sayles, 4 апреля 2018 г. 23:27

С книгами Лева (Льва?) Гроссмана вот какая штука: априори экранизация хуже ,чем оригинал, если тот в свою очередь действительно представляет собой что-то особенно — и именно поэтому сериал получился неплохим. Вот правда — «спасибо» автору, что замарал столько страниц бессвязным чем-то, развязывая руки сценаристам сериала. Этот многосерийный опус, конечно, есть за что ругать: тут и пошлость, и перегиб в искусственном увеличении эпичности (неоправданном) размаха действий. Но хотя бы герои забавные.

А теперь по существу и серьезно. Смог осилить только первые несколько десятков страниц первой книги. Невероятно топорно, безвкусно, скучно. Книга больше напоминает брошюрку какого-то парка развлечений — так много в ней содержательности и углубления в мир повествования. Герои унылые, логика повествования провисает и вообще создается ощущение, что автор обычно пишет глупые любовные романчики для хипстеров, а тут вдруг вспомнил, что когда-то давно он прочитал Нарнию и посмотрел фильмы о Гарри Поттере (или наоборот, или смотрел только кино в обоих случаях), и захотелось ему, автору, написать фанфик на что-то из этого. И написал.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»

Sayles, 23 ноября 2017 г. 14:13

Прежде всего, стоит уточнить, что лично я пока не читал самостоятельный роман «Небо цвета стали», да и перевода «Памяти всех слов» еще ждать. Поэтому данный отзыв — это скорее отзыв только по первым двум книгам, которые — суть романы в новеллах.

Теперь, собственно, оценка. Вообще сложно внятно описать книгу, от которой в восторге. Все хвалебные отзывы могут показаться чересчур эмоциональными. Поэтому попробую обратить внимание на ряд особенностей данного цикла. Прежде всего — форма. Вегнер пишет полотно — эпичное, масштабное, сильное. И потому для того, чтобы в будущем вся масштабность действительно оставалась глубокой и полной, он сперва знакомит читателя с миром через свои новеллы. В них, конечно, есть и все составляющие фентези, которое любимо читателем: превосходный сюжет, яркие герои, жизненность и обилие хитросплетений. Но через новеллы автору удается проводить читателя через перепетии героев и мир емкими и цепляющими штрихами.

Собственно, сюжет отличный — наличие сквозного героя, который играет центральную роль в каждом краю империи, играет на руку общей динамики и держит историю цельной, не смотря на радикально разные по своему настроению эпизоды. Все части империи, естественно, отличаются друг от друга культурно, исторически.

Но, конечно, самое главное не это. Вагнер написал историю — и превосходную. Его книги — это не сумма составляющих, не результат работы над алгоритмом «классное фентези 21 века», а цельное и, самое главное, интересное произведение. Видно, что автор сам любит свой жанр очень сильно: то и дело встречались моменты, которые он подчерпнул (а не украл!) у мастеров.

Вот, что еще любопытно. Хотя, ставя оценки произведениям, стараешься, соблюдать общий подход к этому, все равно есть различия. «Файлам Дрездена» я ставил восьмерку, хотя понимаю: это беллетристика, интересная, качественная, обладающая атмосферой, идеей, но — не высокая литература. Хотя ту же восьмерку я ставил некоторым произвдеениям Ле Гуин, которая на три головы выше. Оценивая отдельные рассказы (или скорее новеллы) двух сборников, я ставил преимущественно «8» и иногда — «9». И как же мне было приятно осознать, что я делал это, сравнивая Вегнера не с Пановым, а с Мартином. Уже сейчас лично для меня Вегнер выступает в той же весовой категории, что и Сапковский или Желязны. Это ему удается благодаря разным особенностям. Но хотелось бы отметить язык и мир. История про Меекхан — это та литература, которую хочется читать и перечитывать. Пока Сандерсон играет в эксперименты с построением супер-сверх-пере-оригинальных миров, а Эриксон пытается убедить публику в «НЕВЕРОЯТНОЙ ЭПИЧНОСТИ СВОЕГО НЕВЕРОЯТНО ЭПИЧЕСКОГО» произведения, Вагнер рассказывает Историю — и я с нетерпением жду его новых книг.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ольга Онойко «Образ жизни»

Sayles, 12 сентября 2017 г. 14:30

В среде русскоязычной фантастики авторов немало. Заходишь в магазин — а серия «фантастический боевик» так и пестрит... Ага. Да только действительно стоящего найдется крайне немного. Некоторые авторы традиционно на слуху, а вот среди молодых найти кого-то действительно интересного сложно.

В виду вышесказанного хочется заметить, что Ольга Онойко — один из самых недооцененных авторов в русскоязычной фантастике. По крайней мере такое складывается впечатление. Большая часть публикаций — сетевые, полновесных романов не так много, а самые известные написаны под мужским псевдонимом. Печально.

Потому что я встретился с прозой Онойко в серии от Книжного Клуба. В каждом из трех томиков было по одному ее рассказу. Прочитав первый (собственно, «Образ жизни»), я отложил все прочие и намеренно искал именно этого автора во всех прочих книгах. Найдя только еще один рассказ, я удивился. Ведь прочитав и его (рассказ «Степь») я окончательно убедился в отличной способности Ольги как рассказчицы.

Собственно, Образ Жизни. Это тот редкий образец малой прозы ,который увлекает и действительно цепляет. Язык повествования колоритен, а сам мир — крайне интересен. Как и в случае со «Степью», очень хотелось бы, чтобы этот рассказ продолжился в романе. С другими героями, но с этим миром. Потусторонним, интересным, многогранным. Существа, живущие как бы в других плоскостях, на других Путях, демон вокзала, отгоняющий вертлявых кошмаров и хищных неурядиц — картина более чем интересная.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Генри Лайон Олди «Свет мой, зеркальце…»

Sayles, 12 сентября 2017 г. 14:08

К сэру Олди лично я отношусь крайне уважительно. Полагаю, многие согласятся с утверждением, что этот творческий дуэт — один из лучших в отечественной фантастике. Высокий уровень произведений тандема вывел его на лидерские позиции не только среди украинских писателей-фантастов, но и среди всех авторов, работающих в этом жанре в русскоязычной среде. Умные, многоплановые и всегда особенные — вот книги Олди. Сэр Генри экспериментирует с жанрами, рассказывая истории, которые имеют свой, неповторимый привкус.

Но «Свет мой зеркальце» — эксперимент неудавшийся. Тем, кто следит за творчеством Олди, известно, каким красивым языком умеют работать авторы. Оригинальный и самобытный цикл Бездна Голодных Глаз, не смотря на витиеватый сюжет, читался действительно хорошо, а стиль прозы Магов в Законе, отсылающий к Серебряному Веку не только был уместен, но и просто красив. Язык этого романа ужасен. Нет, правда. Авторы решили поэкспериментировать с жанром городского фентези, который к лично моему сожалению недооценивают, считая его «низким» среди всех фантастических поджанров. Олди могли бы хотя бы частично исправить эту ситуацию, но не стали. Их роман «Свет мой зеркальце» написан крайне простым, даже немного вульгарным языком. При этом и речи не идет о том, что авторы «исписались», отнюдь. Олди выбрали, судя по всему, модный нынче прием ПВО. Повествование ведется вроде как и от третьего лица (чтобы можно было описать то, чего герой-рассказчик не знает и не видит), но вроде как бы и с точки зрения главного действующего лица — для лучшей передачи его характера. Обычно оправданный прием, здесь играет против произведения просто потому, что Борис Ямщик — образованный и интеллигентный мудак. Нет, серьезно. Роман изобилует вульгаризмами, написан в целом низким стилем — чтобы показать низкий характер ПВО. Окей, метко. Но неприятно. Кроме того свое добавляют и нарочитые детали вроде названий фирм и лекарств. Конечно, таким образом, авторы пытались добавить достоверности, но на мой взгляд и вкус обычного использования харьковской географии с ее названиями и передачей атмосферы хватило бы. Вместо этого роман написан хоть и умно, но слишком приземленно.

Идея отличная — действительно вкусная и мало проработанная тема зазеркалья (не теневого Сумрака, Завес и пр.) имеет отличный потенциал. Авторам удалось сделать главное в городском фентези — передать атмосферу потустороннего, которая соседствует с обыденным. Однако все это удалось только благодаря самому Зазеркалью и его законам. Местные жители не радуют. Бесы картонные и упрощенные, зомби-призрак играет роль скорее персонажа-декорации. Книга маленькая, возможно, не хватало объема... Но зачем тогда было писать такой краткий роман? Поджимали сроки? Ведь по большому счету книга лишь со скрипом передает какие-то идеи. Да, Ямщик перевоспитывается благодаря Зазеркалью, да, он находит в себе какие-то новые позитивные качества. И то, что персонажу 45 только добавляет остроты этой идеи — мол, никогда не поздно посмотреть на себя и понять, какое ты чм... простите, как неправильно ты жил и что-то начать с этим делать. Но как-то поверхностно, честное слово.

Ямщик — вообще отдельный разговор. Писатель-мизантроп, презирающий жену и окружающих вообще, не знающий, какой вообще смысл в его жизни... Пожалуй, что удалось в его портрете — так это передать всем читателям более молодого возраста жуткий страх когда-то стать такими. Желчными, закрытыми, цинично-ядовитыми. Метаморфозы, которые происходят с ГГ, влияют на него, но, опять же, маленький объем и насыщенность событий не позволяют это до конца прочувствовать. В общем, средне.

Надеюсь, Олди вернутся к жанру городского фентези, но поработают над ним более плотно и... добротно, что ли?

Оценка: 7
– [  6  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Страж»

Sayles, 1 мая 2016 г. 17:53

Алексей Пехов, на мой субьективный взгляд, является одним из лучших писателей-фантастов России. Благодаря несомненному мастерству он входит в тройку или, может, в пятерку лучших. И на опять же на мой субьективный взгляд — именно благодаря Стражу. Этот цикл лично для меня стал именно тем, что раскрывает потенциал автора, выводит его на новый уровень. Не благодаря даже стилю, но благодаря новизне. Думаю, любители творчества Алексея Юрьевича согласятся, что прежние его работы в большинстве своем были в той или иной степени вторичны. Сейчас я говорю о его многотомных произведениях, например, цикл Ветер и Искры. Да, роман, повествующий о Рапгаре, ровно как и Под Знаком Мантикоры — вещи весьма оригинальные, но лично я их расцениваю скорее как творческие эксперименты писателя. Всерьез Пехов берется за 4-х томные циклы — это его фишка. И большинство предыдущих не отличались новизной — упомянутый Ветер и Искры несомненно подражали Джордану, а а до того были книги, заставляющие нас вспомнить вора-Гаррета и, конечно, сородичей-вампиров из известной настольной игры. Разве умаляет это дарование писателя? На мой взгялд, вовсе нет. Цикл о Киндрэт, к примеру, и сейчас остается едва ли не лучшим образчиком городского фентези среди русскоязычных писателей, пожалуй, переплюнув Тайный Город (и растоптав цикл Дозоров, если брать в расчет новые недороманы от Лукьяненко и Ко).

Однако, Страж — это нечто совершенно особенное. Цикл принято ругать за подражание Сапковскому, но извольте, друзья мои, где вы увидели подражание? Охотящийся за потусторонними и сверхъестественными существами мужчина, который в силу профессии путешествует по миру. Все. Это не подражание. Это даже совпадением назвать сложно.

Страж оригинален, самобытен и это — цельное произведение. Именно благодаря этому я считаю данный цикл покамест лучшим в библиографии Пехова.

Но есть и другие сильные стороны. Самая главная — мир повествования. Очень мало кто из фантастов обращается к Новому Времени, к эпохе растущих городов и наемных рот пикинеров или ландскнехтов. Очень интересный выбор, ведь это время пропитано собственной мистической атмосферой.

Конечно, Пехов поместил историю в другой мир, не в наш. Прежде всего потому, что у этого мира несколько иной расклад сил. И этот расклад — едва ли не самое удачное в цикле. По сути в мире есть три «полюса» мистического могущества, на которые мир непосредственно опирается. Первый — клирики, католическая Церковь, Святая Курия, инквизиторы которой обладают мощной магией, направленной как против демонических созданий самого разного порядка, так и против ведьм и колдунов. Второй полюс — непосредственно природные маги, ведьмы и колдуны, силы которых имеют могучие, первобытные и загадочные корни. Они связаны с так называемыми иными существами (Пехов обошелся без эльфов или гномов, что тоже пошло на пользу циклу). Ну а третий полюс — люди с даром, люди, магические способности которых узконаправлено связаны с борьбой с душами и одушевленными.

Я позволил себе описать мир весьма схематично, но к счастью Алексей Юрьевич сделал очень цельное, как я уже говорил, произведение, которое берет атмосферой. Ведьминский Шабаш в замке, построенном демоном, летающая карета, з которйо мы видим колдунов, летящих на мертвецах и ведьм, оседлавших огромные книги; монахи, сражающиеся с демонами с помощью меча, в котором ангелшьское благословение; стражи... Это находка. Прежде всего благодаря характреам, ведь стражи — это все поголовно бойцы с тьмой. Тьмой в своей руке (ибо их кинжалы выкованы из тьмы) и тьмой против себя, ибо душа умершего грешника ой как не стремится в Перисподнюю и опасна для людей, причем от нее спасают именно стражи.

Герои хороши. У каждого своя история, свои принципы. Главный геройне такой уж идеалист, каким его иногда ругабт читатели. Напротив — его упрямство и настойчивое желание помогать окружающим скорее проистекают именно из его принципов, то есть — внутреннего мира, раскрыть который автор сумел весьма полно. Белая Колдунья, Проповедник и, конечно, Пугало — очаровательные персонажи. Им немногим уступают описанные стражи да и многие другие.

Соглашусь с теми, кто говорил и верно выбранной форме цилка. Романы в новеллах — идеальный формат для приключенческой фантастики. Но с другой стороны, Страж — остается циклом не столь серьезным, как, скажем, произведения Олди. О нет, философия в Страже была бы неуместна и она там более чем лишняя. Идеи автора и без нее раскрыты отлично, пороки общества, вопросы расовой нетерпимости, вопросы личностного выбора — все это раскрыто. Страж — не просто боевик, это действительно хорошая литература. Но — нишевая, как ни крути. Это не недостаток. скорее — особенность.

Единственный недостаток — урезанный финал. Мне, как и большинству читателей, хотелось узнать

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как прошла свадьба Людвига и Геры, что случилось с Братством в новом мире после эпидемии, вернули ли свое место хотя бы частично иные существа, да просто прочесть чуть больше о Темнолесье и столь полюбившихся лично мне Софии и Виенго...
, но опять же... Вот хочется об этом прочесть, а дальше что? Попросим 5, 6 и 10 книги? Нет, не стоит. ТАк что лучше уж так))) В любом случае перед нами — на данный момент (весна 2016 года) вершина творчества Пехова. И новый его цилк, написанный едва ли наполовину, покамест эту вершину не покорил. А дальше — видно будет.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дмитрий Скирюк «Блюз чёрной собаки»

Sayles, 12 апреля 2016 г. 12:11

Один из тех романов, за которые благодаришь именно отечественную фантастику. Такой атмосферный и глубокий, пронизанный любовью автора к родному краю и циничными воспоминаниями о его, края, неприятных историях... И все это подается легко, через призму мистической истории, которая начинается как триллер, но перетекает в шаманское путешествие. Именно шаманское — и за это отдельно благодаришь автора. Персонажи не провисают, а сюжет становится интересней с каждой страницей, хотя кое-где читать и занудно.

Отдельное и большое спасибо за сведения о музыке. Очень многое из истории рока, блюза и джаза лично я для себя подчерпнул именно из этой книги.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Анджей Сапковский «Сага о Рейневане»

Sayles, 12 апреля 2016 г. 11:57

Сапковский — мэтр, современный классик фентези. Этим циклом он подтверждает свое звание. В своей нише это идеальный разбойничий роман, но и в целом на фоне фантастической литературы вообще, если брать все поджанры, он смотрится более чем достойно.

Герои отлично выписанные и интересные. Они развиваются, учатся, меняются, но по большому счету остаются собой, причем иногда — наивными дураками, иногда — циничными стервецами. Но что-то перетекает, что-то неуловимо движется вперед в их внутреннем мире. Это отлично. Главный герой очень хорош. Возможно, кто-то укорит автора в чрезмерной идеалистичности Рейневана, но лично мое мнение таково: именно с таким человеком и могли приключиться все истории, о которых рассказывает пан Сапковский в этом цикле. Вообще о каждом можно сказать — гармонично, правдоподобно и сильно. Сильно выписаны характеры, сильно раскрыты поступки, сильно движение сюжета посредством этих поступков.

Единственный минус — финал, который лично мне показался нарочито скомканным. Именно нарочито. Нет, автор не забросил книгу, не устал от нее, такого впечатления нет. Просто атмосфера и урок романа, если хотите, подводят именно к такому финалу. А все равно обидно. За персонажей, само собой.

Отдельное спасибо за атмосферу. К эпохе Позднего Средневековья и Нового Времени обращается незаслуженно мало авторов, а ведь именно эти столетия были очень интересные в событийном смысле. И гармоничное сплетение мистических сюжетных линий с историческими хронистскими события тоже автору удалось шикарно. Атмосфера удачно дополняется языком и стилем описания.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Макс Фрай «Лабиринты Ехо»

Sayles, 12 апреля 2016 г. 11:41

Взяв в руки первую книгу и прочитав аннотацию, узнаешь о неких сомнениях касательно жанровой принадлежности серии. Очевидно, что сомнения несправедливы — перед нами фентези, причем довольно качественное. Но при этом в процессе прочтения сомнения все же закрадываются — слишком уж это произведение похоже на старую-добрую притчу, причем не жесткую, без сильного эмоционального надлома, но мягкую. Макс Фрай очень хорош для осенних вечеров в пледе и с чашками кофе. Читается на ура, язык выпестован, стиль весьма хорош, хот и слишком уж разговорный на мой взгляд.

Что касается персонажей — да, они действительно очаровательны. Макс, Джуффин, Безумный Рыбник, Мелифаро, Меламори — все разные и все интересные.

Но слишком эта сказка позитивная. НУ правда — все конфликты надуманны, как бы не серьезны. Поэтому и глубокого эмоционального ответа от произведения ждать сложно. Разве что атмосфера очень особенная. Возможно, таков характер этих книг.

Отдельный плюс — серия не скатывается, каждая книга — на уровне предыдущей, может чуть-чуть хуже или — заметно лучше.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Вадим Панов «Тайный Город»

Sayles, 12 апреля 2016 г. 11:28

Мир повествования слишком условный. Не веришь, что представители Великих Домов — последние представители давно канувших в Лету цивилизаций, которые правили ВСЕЙ планетой до человечества. Как расы людей они бы подошли, но не больше. Собственно, первая моя книга — День Дракона, и тогда я действительно считал, что чуды и люды — это скорее древние народы, а челами в ТГ называют просто обычных людей. Ан нет.

Хотя само повествования идет очень даже бодренько — персонажи весьма колоритные, в большинстве своем привлекательные и очень волевые. В принципе, можно укорить автора за некую типичность, но ведь Панов и не претендует на статус писателя высокой литературы.

Другое дело, что цикл изрядно затянулся. Штамповать новые произведение в «соавторстве» с молодыми авторами — хороший способ заработать и, может, даже кому-то и помочь раскрутиться. Но серию это убивает. Может, уже убило.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джим Батчер «Досье Дрездена»

Sayles, 12 апреля 2016 г. 11:22

В принципе, построенный автором мир повествования весьма колоритен. В нем уживаются Фейри (разных типов, характеров и , кхм, подрас), вампиры всех известных типов (энергетические, дракулоподобные и совсем скатившиеся до нежити условно разделены на три подвида — три Коллегии, то похвально); у чародеев есть некий Белый Совет (привет, Гэндальф!), в который входят самые сильные маги, могущие на равных соперничать с могучими духами стихий, но и у оккультистов попроще есть свои ордена, организации и т.д. Короче, мир наполнен разного рода элементами, которые, что особенно хорошо, действительно уживаются весьма гармонично.

Еще один важнейший плюс — персонажи, которые развиваются как нигде больше. Это можно понять в принципе — благодаря длительности серии персонажи с первой и до последней (+N) книг пережили лет эдак 10-15. Точно не скажу, нарочно не считал. И эти годы реально сказываются на них! Прелестно. В 7 книге у Дрездена могут быть кошмары, мучающие его после особенно неприятной стычки, скажем, в книге 5. В книге 9 вполне может появиться некий тролль (условно, в сюжете такого не было), который хочет отомстить за события книги 4, но по определенным причинам не делал этого... А хотя бы готовился) НУ и характеры. Больше всего изменилась Молли, но и Дрезден — неслабо. Уж кого-кого, а его покорежило пережитое. И это позволяет персонажу лишь сильнее развиваться.

Из минусов. Мир вроде как и гармоничен, но это мир криминального нуар-детектива. И Королева Мэб порой ведет себя как дама-главарь очередной мафиозной группировки. И ее Зимний Двор часто похож не на разномастных сверхъестественных существ, но на ребят из 30-ых, у которых вместо Томми-гана способность замораживать предметы, менять облик и жить подольше.

Ну и сам вектор развития. Законы Магии Белого Совета наивные и крайне идеалистичные, а потому условные и не работают ни у кого, кроме подчиненных Белого Совета. Например, запрет на убийство, хотя сами киллеры БС убивают постоянно. Много всего.

В то же время рост масштабов происходящего — это скорее плюс, слишком уж затянулся сериал, чтобы повествовать лишь о городе главного героя с редкими вылазками куда-либо еще.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Сергей Лукьяненко «Дозоры»

Sayles, 12 апреля 2016 г. 02:27

Если сравнивать с почти двадцатилетней историей самого цикла Дозоров, нынешняя «эпоха» молодых авторов началась не так уж и давно.

Вообще надо сразу оговориться, что лично в моих глазах автор, изначальный автор Дозоров, Сергей Лукьяненко, упал, как прежде не падал ни один фантаст. В свое время он был первопроходцем, создав потенциально одну из шикарнейших историй в рамках жанра городского фентези. Постепенно, от книги к книге он скатывался все ниже и ниже. И превратился в графомана-блоггера, который променял творческую искру (все же талант — это, на мой взгляд, то, что из искры получается, если получается, конечно) на деньги. Даже не так — на бабки. Последний, шестой псевдо-дозор — это просто позор, извините уж за каламбур. Не то, чтобы Ночной Дозор был истинным шедевром, но, повторюсь, у него был потенциал таковым стать. Отличная тягучая атмосфера, мистический мир, свой антураж и весьма недурно выписанные персонажи. И все — коту под хвост. Совершенно увязнув в собственных амбициях и шовинистическо-националистических настроениях (проявляющихся в активных нападках на украинских коллег), Лукьяненко лично на мой взгляд обесценился.

Обесценился ли мир Дозоров?

Вообще привлекать на свою сторону молодых авторов и давать им шанс прославиться за счет уже раскрученного и известного мира повествования — хороший ход, даже благородный. Этим промышляет и Панов, хотя лучше прочих получается у Макса Фрая. К сожалению, уж от Лукьяненко благородством и не пахнет. Впрочем, лично мне не попадались авторы, которые обошлись бы с миром Дозоров действительно неуважительно.

Однако ни один из них не дотягивает до звания спасителей серии. Каждая книга рассказывает свою историю, каждая -по-своему. Но это скорее похоже на пробу пера, на попытку заявить о себе. Подчеркиваю: не на заявление о себе, а именно на попытку. Черновик. Тот же Владимир Васильев, состоявшийся, казалось бы, автор, щеголяет совершенно нелитературным языком. Даже Завулон у него разговаривает как Сан Саныч, добрый слесарь, живущий в коммуналке через дорогу. Прочие авторы, имена и фамилии которых покамест не запомнились (что очень хорошо — не придется ассоциировать молодых писателей с этим циклом), по-своему проявляют себя, но не блещут. Винить ли их в этом? Хм, сложно сказать. Каждый опус напоминает выполненное, но лишенное души литературное задание. Вот ты, Маша, к примеру, напиши историю о семейной паре Светлых Иных средней силы, а ты, Саша, напиши историю о приключениях Иных в Сибири, подальше от Дозоров... Как-то так и было, возможно. Самое забавное, что молодые писатели каждый по-своему с задачей справились. Но не внесли ровным счетом ничего, что дополняло бы картину. Почему? Нечем дополнять. Атмосфера мира Дозоров почти умерла. Не хватает той мистической загадочности, которой и должен блистать жанр городского фенези. Это уже литературное РПГ, а не мистическая проза...

Почему же атмосфера «почти» умерла, а не совсем? Самый странный и даже непритный ответ, тем не менее, верен будет именно здесь — благодаря обложкам. Шикарное оформление серии. Очень неприятно делать комплименты прежде всего не содержанию литературного произведения, но его оформлению... Но правду девать некуда — обложки выполнены чудесно. Дух истинной мистической истории так и сквозит. Жаль, не художник придумал мир Дозоров, но Лукьяненко. Жаль.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Варан»

Sayles, 12 апреля 2016 г. 01:52

Мне нравятся Дяченко. Сильный слог, цепляющий сюжет и неторопливое, но интересное повествование, которое окутывает читателя. И всегда — очень идейно. Причем иногда урок, который авторы преподносят читателю играет куда большую роль, чем сюжет. Но таков стиль писательского тандема, кому-то кажущийся их фишкой, а кому-то — чем-то отталкивающим.

Однако лично для меня Варан — вершина их творчества. Тот случай, когда авторы сумели практически идеально выверить каждую составляющую повествования. Мир — замечательный, живущий по своим интересным законам, обладающий необыкновенными особенностями фауны, флоры, а также интересными культурными приметами каждого из живущих в нем народов. Необычная система власти, напоминающая, как ни странно Вархаммер — единая огромная, едва ли не всемирная Империя, во главе которой негласно обожествляющийся Император, власть которого ближе к границам страны — не более чем миф. Интересна история волшебства. Мир удивителен и полон чудес, отличных от тех, что мы видим в нашем мире, но преподнесенных тем не менее очень живо и интересно. А вот магия — это как бы отдельная составляющая. Ибо магами рождаются, это дар, который не просто проявляется в случайном порядке, но приносится неким таинственным существом-сущностью в человеческом обличье. И есть в этом нечто щемяще романтичное, что диву даешься, как можно не отправиться вслед за этим странником. Вот главный герой, собственно, и отправляется. И едва ли не каждый момент в его странствиях вполне понятен и действительно отдает настоящей жизнью — герою приходится платить по счетам, его поступки влекут последствия, порой непредсказуемо трагические.

Единственный настоящий минус произведения заключается в объеме. Авторы в очередной раз сотворили притчу. Более детальную и проработанную, чем большинство предыдущих, но все же — притчу. Будь Варан полноценным тяжеловесным романом хотя бы втрое больше по объему (о, поверьте, там есть о чем рассказать), перед нами развернулось бы полноценное и эпическое полотно, человеческая история, через призму которой мы заглянули бы в мир не как через окошко, но вошли бы в него, погрузились бы. Варан, будь он больше, мог бы стать флагманом отечественной фантастики.

Но и как притча он завораживает, а что еще нужно от хорошей истории?

Оценка: 9
– [  9  ] +

Нил Гейман «Звёздная пыль»

Sayles, 6 апреля 2016 г. 16:03

Перед нами образец волшебной сказки Викторианской Англии. Неуловимая атмосфера таинственного сумеречного королевства, отделенного от нашего мира лишь иллюзорными тенями и низкими стенами, усиливается благодаря живому языку, удачному использованию фольклорных образов и емкому слогу.

НА счет фольклора. Многим не нравится сказочное разделение персонажей на добрых и злых. Это может оттолкнуть неискушенного читателя от данного романа, но это будет ошибкой. Гейман тоже не любит рамки, и обыгрывая якобы отрицательные и положительные традиционные образы, он настолько делает их живыми, что понимаешь — как и в жизни нет никакой грани, есть лишь природа личности, которой следуют все — и ведьмы, и единороги, и наследники трона грозного королевства. Вот этому веришь.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Нил Гейман «История с кладбищем»

Sayles, 6 апреля 2016 г. 15:59

Сложно выделить у Геймана одно любимое произведение. Свой шарм и очарование есть у каждого. Но вот чем выделяется История с Кладбищем лично для меня — так это способностью вызывать отклик истинных чувств. Когда речь идет о хороших и увлекательных книгах, в мир повествования погружаешься и изучаешь его взахлеб. Интересные сюжетные ходы, живущие своей особенной жизнью персонажи — все это тоже позволяет лучше запомнить и прочувствовать ту идею, которая была вложена автором в книгу. Но чистая, выкристаллизованная эмоция — большая редкость. Мало кто действительно может вызывать некое сильное незамутненное чувство у читателя. История с Кладбищем — может. Пожалуй, лишь Роулинг, Сапковский и Гейман на моей памяти этого добились — каждый по-своему, ведь нет единого рецепта успешной книги.

Так в чем же секрет? Выделить что-то одно не получится. Можно лишь предположить (ведь людское сердце — та еще загадка, можем лишь гадать), что речь идет о том щемящем неуловимом чувстве уютного дома, которое возникает при прочтении. Гармонично выписанные персонажи и неторопливые но интересные повороты сюжета лишь добавляют силу этому произведению.

Хотя автор явно и с удовольствием идет по стопам мэтра Кипплинга, не стоит отказывать этой Книге Кладбища в самобытности. Прежде всего потому, что описанному миру веришь. А еще — очень хочешь однажды получить белый цветок и станцевать с давно ушедшими Макабрею, чтобы наутро от танца остались лишь смутные воспоминания и светлая грусть.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нил Гейман «Сыновья Ананси»

Sayles, 31 марта 2016 г. 01:03

Очаровательно — это лучшее определение для этого произведения. Та тонкая грань, которая отделяет мир обыденный от мира сверхъестественного кажется лишь плодом человеческой тяги к иллюзиям, ведь чудеса — они намного ближе, чем кажутся. Таков, на мой взгляд, один из главных смыслоформирующих мотивов тех произведений фентези, которые повествуют о событиях не далекого мира, но нашего, привычного. И Гейман, как и всегда, справился более чем превосходно. Как с настроением, так и с атмосферой. Ну а персонажи удались на славу. Конечно, Сыновья Ананси — не Магнум Опус Геймана, но этот роман таковым и не задумывался. Но шарм, очарование и особое настроение у книги, безусловно, имеется. Что и позволяет проникнуться ее идеями, поверить в персонажей (и без того отнюдь не картонных) и насладиться тонким юмором, который не заставит хохотать, но действительно сделает повороты сюжета запоминающимися.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Sayles, 25 апреля 2014 г. 23:57

Это противоречивое произведение. Не в плане качества, стиля, слога или сюжета. Просто противоречивое. Честно говоря — из-за того, что я бы закончил не так и не там... Но ведь нередко мы остаемся недовольны писатлем из-за того, что финал не таков, как мы надеемся, не правда ли?

История о воспитанниках детского Дома, который сам по себе почти живое существо. Пожалуй, весь роман можно расписать с точки зрения литературоведа, восхищаясь мастерством автора. Не буду этого делать. Упомяну только самые главные, на которых держится атмосфера. Первое — это прием параллельности двух временных линий повествования. Это одновременно и позволяет прочувствовать, как быстро взрослеют воспитанники Дома, и то как они меняются. Но главное — глубже понять суть отношений. Дружба, чувство локтя, истинное товарищество в едином коллективе — все эти слова с трудом передают ту глубину этих важнейших в наших жизнях явлений. Вообще любая литература, на мой взгляд, не может не акцентировать хотя бы часть (но внушительную) своего внимания на дружбе. Когда ты знаешь о прошлом персонажей, о том, через что они прошли 10 лет назад, даже будничный диалог между ними наполняется удивительным пониманием и теплотой. Второй важный момент — это язык. Мириам — отличнейши писатель. Она умело и ловко ордует языком как инструментом. Она выкраивает и сшивает лоскутки повествования в единую и атмосферную историю. и Третье — персонажи. Совершенно согласен со словами одного из моих предшественников в этих обзорах — роман идеально кинематографинеч, но найти столь талантливых актеров слишком непросто, чтобы появилась экранизация Дома...Каждый по-своему коллоритен, уникален и образ каждого силен, порой положительно, а порой и отрицательно.

Да, я предпочел бы видеть иную концовку. Та, то имеется, на мой взгляд, убила слишком много атмосферы. Но... но даже с учетом этого «Дом, в котором...» — это то самое зерно истинной литературы, которое рождается среди того чтива, которое может сослужить лишь роль удобрения. Это произведение следует запомнить, чтобы через 100 лет считать классикой. Противоречивой, но достаточно сильной, чтобы быть интересной и будущим поколениям.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Уильям Хоуп Ходжсон «Ночная земля»

Sayles, 25 марта 2014 г. 00:55

Это удивительная книга! Да, это не шедевр. Да, читать реально очень сложно. Да, идеи многим покажутся неправдоподобными. Но противоречивые качества этого произведения, кажущиеся многим недостатками, на самом деле являются и достоинствами тоже. Очень противоречивое произведение, оставляющее, тем не менее, неизгладимое впечатление. Чем оно запомнилось?

Во-первых, «Ночная Земля» — это идеальный дневник. Сложно читать целую книгу БЕЗ ЕДИНОГО диалога? Очень. Но ведь дневник так и пишется!! Описано лишь то, что автор-рассказчик действительно знает или о чем догадывается!! Самый знаменитый фантастический дневник — это Дракула Стокера. Он по достоверности стиля этот роман даже рядом не лежит! Сложно привыкнуть к тому, каким языком написана история? ОЧень сложно. Но ведь английский аристократ с благородным воспитанием, живший в конце позапрошлого века так писать свой дневник и будет! Автор смел, однозначно, очень смел. Пафос и обилие Слов С Большой Буквы нам сейчас кажутся несерьезными, но как художественная особенность эти черты выдержаны отлично!

Во-вторых, атмосфера погибшей планеты. Опять же, автор настолько смел, что отправляет читателя не на 100 или 200 лет, а на 1 000 000!! Специально цифрами написал =) Да, его идеи не сликшом научны, но кого это волнует? К тому же размышления автора над природой живых организмов, над природой человека уже сейчас находят свое подтверждение, а тогда шел 1912 год! И в своем произведении автор сумел выразить сильнейшую эмоцию, построить мощный антураж. Он не вдавался в подробности, писал зачастую скупо, но так мастерски, что завлекал читателя, действительно погружаясь с ним в эту удивительную атмосферу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Земля окутана мраком — Солнце, наше светило, погасло после длительной агонии. И люди построили последний приют для остатков цивилизации. И только там, в одном-единственном месте на всю планету, еще обитает нормлаьная жизнь. Весь остальной мир захвачен Тьмой. Чудовища из плоти и крови, бесплотные демоны, великаны, выродки-полукровки от союза химер и людей, одичавшие недолюди, банальное отсутствие воды и еды — такого негостеприимного мира я не помню. Но опять же — псионические силы некоторых персонажей, Сила молитвы ставших более гуманными на закате своей истории людей, загадочные духовные существа, хранящие оплот последних людей (видимо, это ангелы) — все это создает определенное равновесие.
Мир Земли далекого будущего негостеприимен до крайности, враждебен и ужасен. И описать выживание в нем — значит идти по тонкому лезвию. Что ж, у автора чувство равновесия развито просто гениально. Он не только ухитряется очень подробно, даже дотошно все объяснить в требуемой для формата дневника форме. Он еще и очень аккуратно вписывает в тело текста все необходимые объяснения, создавая одновременно и цельный мир, и объясняя как в этом жутком месте выжил хоть кто-то. Но главное — это посыл. Серьезно, друзья мои, эта книга заставит вас полюбить Солнце как никогда. Я релаьно после прочтения сидел перед окном и радовался просто тому, что солнечные лучи касаются планеты! Непередаваемое детское, но глубокое ощущение! А еще книга учит любить Землю, ибо именно в ней, в ее Пламени люди нашли последний источник сил.

В-третьих, книга подкупает внежанровостью. «Ночная Земля» — это в равной степени притча, фантастика, фентези, дневник и мистика. Собственно, автор творил в те времена, когда эти жанры еще не сформировались во что-то конкретное и отдельное. Автор просто творил. И создал чудесную основу для многих потомков.

Но, наверное, самая главная идея — это все же Любовь. Да, именно с большой буквы. О Любви романа Ходжсона иначе никак нельзя. История Любви описана очень сильно, ярко, по-настоящему достойно. Может, для кого-то наивно, но... Такова воля автора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самая лучшая иллюстрация того, как описана история любви — это метаморфоза главного героя, чье имя мы так и не узнаем. На этом сам рассказчик не акцентирует внимания, но образ очень силен. ГГ отправляется вглубь погибшей планеты искать чудом выжившую возлюбленну, с которой они связаны в нескольких жизнях. Кстати, идея о том, что можно не только вспомнить прошлые жизни, но и «прозреть» далекие будущие — очень свежа даже сейчас! Так вот, когда герой шел за своей Возлюбленной, он шугался от каждого куста, а в крысах меж камнями видел грозных чудовищ. Нет, он не был трусом — он просто жил в мире, где от каждого куста РЕАЛЬНО надо шарахаться, если хочешь выжить. К тому же это было его первое путешествие. Собственно, убежище, Последний Редут, больше одного раза не покидали в любом случае. И вот мы читаем, как ГГ треть книги ползет на брюхе между камнями, пробирается, со страхом глядя на каждую тень, потому что каждая тень (тени от кратеров, там все прописано) действительно может оказаться чудовищем. Он боится, как и любой нормальный парень, к тому же — ГГ было меньше 20, а все, что у него есть для самозащиты — это диковинный энергетический топор-пила, ибо стрелять нельзя — можно еще большую беду накликать. В общем, мы первую часть книги боимся за ГГ вместе с ГГ. Но когда он находит свою Возлюбленную!! О-о-о, вот это метаморфоза. И ей веришь! Потому что остаток книги мы еще больше боимся, но уже за нее, боимся вместе с ГГ. И если раньше он походил на опасливого и осторожного лазутчика, то после встречи с Любимой ГГ превращается в заправского героя. Он умен, осторожен и хитер все также, но желая защитить Любимую Мирдат не боится никого. Совсем. Чудовища? — Пф-ф-ф, дайте два! Недолюди бегут толпой? — Милая, где мой чудо-топор?! И если заботясь о самом себе ГГ опасался сцепиться с крысой, то защищая Возлюбленную он руками (без топора) навешал четырехрукому гиганту таких люлей и навалял толпе чудищ так, что просто диву даешься, и реально не можешь описывать их чувства иначе, чем как С Большой Буквы. А ощущение локтя? Поддержка лругих людей, которые прикрывали ГГ и Мирдат во время их отступления? Это было потрясающе!
В общем, вот это действительно развитие героя. Не склонный к лишней романтизации лично я воспринимаю тех же «Ромео и Джультту» старины Шекспира как поучительную историю о том, что в 13-14 лет еще рановато устраивать разборки и заниматься сексом. А вот «Ночная Земля» для меня — это действительно итстория, посвященная Любви, как чувству, которое заставляет нас стать сильнее.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Сергей Лукьяненко «Дозоры»

Sayles, 25 марта 2014 г. 00:13

Вся эпопея Дозоров вызывает лично у меня только один-единственный возглас, который можно рассматривать как вывод.

«А какая моглы бы получится серия!!»

Причем сказать это надо максимально опечаленно, поцокивая языком. Потому что действительно — в серии Лукьяненко был огромный идейный потенциал. И он, этот потенциал, отлично прослеживается там, в начале этой истории, в первой книге. Ну в самом-то деле... Даже обидно, что потеряно. Сумрак как тень реальности, иная плоскость бытия, где властвуют эмоции, а мир преображается. Иные как существа, могущие проникать в эту плоскость и из нее черпать Силу, жизненную Силу, льющуюся именно сквозь слои Сумрака. Атмосфера настоящего городского фентези, с тем едва уловимым мистическим антуражем, в котором переплетается привычное и удивительное. Разделение Иных по принципу альтруизма и эгоизма. В общем, куча, просто куча отличных идей, возможно не самых свежих, но зато вполне сильных и комбинируемых в единое целое.

И все просто в трубу улетело. Хорошую идею еще и воплотить надо. Во-первых, Лукьяненко допускает немало ошибок в самом тексте. Например, еще в первой книге уопминается, что слоев в Сумраке три. А в финале оп-па — целых

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
7, причем седьмой — это наш мир... о-о-о-о, глубокая идея...
, упоминаются сумрачные птицы, тени павших, в общем — атмосфера мистики создается и... Рушится в следующих историях. Лукьяненко из интересной концепции вылепил жуткую псевдолитертурную РПГ. Ну просто Перумов в городском фентези. Если в первой книге, точнее даже в первых двух ее частях, мы видим цельную историю человека, вынужденного искать себя в противоречивом мире, где Свет не светит, а Тьма поблёскивает, то потом все скатывается в разляпистые приключения, сдобренные кухонной философией. Совершенно неактуальной и не взрослой философией. Конечно, и первая книга неидеальна, но там хотя бы все рассказано более или менее (когда как) ярко и реалистично. Колдуны показаны не всемогущими метателями молний и огненных шаров, а бойцами, которые используют свои силы более творчески
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пламенная кобра, убийство Темного на Останкинской, артефакты как усилители способностей, и табельное оружие а не просто полезные бирюльки, время суток как «регулятор» уровня сил
, и вообще — закладывается фундамент мира, наполненного мистическими загадками, мира, непонятного для его же обитеталей и тем и привлекательного. Но на фундаменте Лукьяненко и остановился. Второй том, истории Дневного Дозора еще сохранили остатки атмосферы, но уже на ладан дышит история, уже едва держится. А вот следующие книги — это истории о том, как Антоша прокачал уровень и преодолел комплексы,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
выростил дочь-мессию, познакомился с Мерлином, спас мир раза 2-3, будучи всего лишь одним из дозорных в самом начале
и попутно еще и поделился своими взглядами на мир с кучей читателей.

В общем и сюжет, и атмосфера, и идеи книги были растоптаны автором. О нет, книги неплохие. Повороты сюжета, схватки в Сумраке, вампиры и оборотни — все на месте и все как бы действует. В следующих книгах автор даже пытается сам поставить неуклюжие заплаты, например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
весело рассказывая, что якобы РАНЬШЕ даже сильные но рядовые Иные считали, что у Сумрака три слоя и только хитрожопые Великие знали правду, ага
, но заплаты искренне веселят, но совсем не радуют и уж тем более — ничего не исправляют. От заложенной основы ждешь большего, чем просто приключенческий роман про Выбор, Добро, Зло и летающие между ними файерболы. А получаешь — среднее произведение, уступающее циклу Панова или Пехова.

Так за что же 7? Из уважения. Мир менятеся, жанры развиваются. Лукьяненко заметно проигрывает коллегам, но заметьте — он написал Ночной Дозор в 1998 году! По большому счету он стоял у истоков жанра городского фентези в странах СНГ. И сделал этот жанр реально популярным, за что его и стоит ценить.

Оценка: 5
⇑ Наверх