FantLab ru

Все отзывы посетителя technocrator

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Орхан Памук «Меня зовут красный»

technocrator, 2 июля 18:25

Великолепные рассуждения с восточным колоритом о выразительной силе живописи, о сравнении её с текстом, столкновении различных культурных форм и смысле творчества художника.

Стилистически удачный приём с рассказами от первого лица как одушевлённых, так и неодушевлённых персонажей.

Реалистическо-«детективная» часть же, несмотря на любопытные описания исторических нравов и образа мышления, сама по себе намного слабее.

Завязка с поиском убийцы среди художников, причастных к созданию для падишаха иллюстраций в «европейском стиле», неплоха. Но сразу же после мысленного высказывания одного из трёх подозреваемых о своей непричастности возникает всё усиливающееся недоумение: используется ли приём «ненадёжного свидетеля», и если да, то насколько вообще можно доверять излагаемым суждениям...

Развязка внезапно сваливается как рояль на голову, и в принципе не показано, как преступник был изобличён.

И да, не очень приятно, что не могу отметить ни одного персонажа, поступки которого были бы полностью адекватны.

Надо ли читать: да, если не прочь познакомиться с красивыми притчами на вечную тему философии искусства.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Гарри Гаррисон «Преступление»

technocrator, 26 июня 10:15

Хотя проблема перенаселения, так беспокоившая автора, и её последствия показаны умышленно в гротескно-гипертрофированном виде, рассказ может задевать и сейчас, пусть даже западные страны в демографическом плане испытывают как раз обратное.

Перечисление орудий истребления, предоставляемых государством добровольцу для избавления от многодетного семейства, и будничность этого впечатляет...

Философский диалог, развернувшийся между «убийцей в законе» и защищающим свою семью «антисоциальным элементом» выходит за рамки конкретной болевой точки, и поднимает общие темы: что есть естественные права человека? насколько он должен подчиняться общественным требованиям? насколько далеко аппарат подавления может зайти, объявляя преступными те или иные формы несогласия? что есть гуманность и эгоизм с разных точек зрения...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

technocrator, 24 июня 08:16

В целом – хорошая классическая приключенческая фантастика, основанная на в то время ещё новаторском мотиве вторжения Чужих-«подчинителей разума». Написано простым языком и легко читается, но содержит психологические сильные моменты. Герои в буквальном смысле на свой шкуре чувствуют, каково находиться в абсолютной зависимости от ненавистного «хозяина», лишёнными воли. Приходится приложить колоссальные усилия по преодолению себя и избавлению от ужаса...

Понравился эпизод с разведкой на захваченных территориях, проведённой на летающем автомобиле. Вообще, Хайнлайн не даёт забыть, что действие происходит в будущем. Тут и философские замечания о том, что технически продвинутые системы в каких-то отдельных аспектах могут уступать более старым. И в нескольких коротких строчках, посвящённых регистрации брака, даёт понять, насколько модифицировались социально-юридические нормы.

Хотя ставки в конфликте максимально высоки, не обошлось без авторской иронии. Например, обыгрывание темы нудизма (приходится ходить раздетыми, чтобы доказать отсутствие прикрепившихся к телу паразитов).

К минусам могу отнести лишь характерные антикоммунистические задвиги и относительно банальный (задействованный ещё Уэллсом) решающий способ очистки Земли от пришельцев.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Орсон Скотт Кард «Певчая птица Микала»

technocrator, 22 июня 16:04

Как-то не особо по душе описания всех этих плетущихся интриг в дворцовом гадюшнике, в результате которых летят головы как справедливо, так и несправедливо обвинённых (cюжетный ход с выкрадыванием и психокоррекцией юноши в ходе заговора, кстати, частично напомнил более ранний рассказ «Король планеты Зима» Ле Гуин). Тем более неприятны социальные представления автора с оправдыванием тирании и геноцида.

Можно было бы более снисходительно отнестись к вещи как к попытке рассказать красивую сказочку в антураже космооперы, если б прямым текстом не указывалась ирландская национальность повстанцев, издевающихся над Певчим мальчиком, всем которым приписываются педофильские наклонности. (Ради справедливости, новый диктатор хотя и не выказывает таких поползновений, но тоже, как видно из диалога, как минимум, считает их нормальными. Не то чтоб это сильно помогало впечатлению от текста...)

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Алексей В. Андреев «2048»

technocrator, 21 июня 16:34

Отзовусь о цикле в целом: «2048» + «Лишние детали» + «Паутина» (которую можно рассматривать как своего рода непрямой приквел). Желательно для полноты восприятия авторской вселенной познакомиться со всеми ними (сюда же можно отнести более поздний рассказ «Креветка»).

Как-то получилось, что только сейчас дошли руки до творчества Мерси Шелли (хотя краем уха слышал о «Паутине» и раньше, и даже вроде как отдельные отрывки в виде цитат в сети встречал). Действительно, самый настоящий отменный российский киберпанк. Притом прекрасные образность и стиль. Первую книгу охарактеризовал бы как смесь Пелевина, Фрая и (в плане полуностальгического сленга) Экслера.

При чтении «2048» становится более понятным, что – по самому большому счёту — происходило в мире «Паутины» и с главным героем. Узнаём изнутри о существовании Артели – тайной организации, плетущей мировую Ткань. В плане стилистики становится немного меньше созерцательности и больше приключенческой динамики. Роман состоит из трёх основных пересекающихся линий (от лиц «Золушки», «cнотворца» и «расхитителя гробниц») и двух больших частей (Лицевая и Подкладка). Могу лишь предположить, что «скрытую» внутри текста третью часть (Изнанку) читатель должен восстановить самостоятельно, «сшивая» сюжетные нити. Многие детали и связи раскрываются при внимательном перечтении, что-то опять же яснее становится при знакомстве со следующей частью – «Лишними деталями».

Таинственным остаётся происхождение Артели, и кем она управляется. Говорится о распространении влиянии и глобальном контроле с появлением World Wide Web, но старшая фея, наставница Вэри, намекает на более древние корни. А леди Аду Лавлейс (первую программистку и любимого персонажа киберпанковских произведений) называют Первой Феей. Ещё один возможный намёк заложен в сказке о Королеве Цветов, рассказанной маленькой Аде (героине последних частей цикла) гипнопедией.

Кстати, юная Ада, дочь русского космонавта, возможно станет Последней феей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после разрушения Ткани.
Символична и отсылка к программированию ткацких станков при помощи перфокарт...

Впечатляет фантазия и богатство рассыпанных по страницам тем и футуристических идей, социальных и технических, многие из которых – в той или форме – уже сбывались.

Впрочем, как минимум в одном случае Андреев ошибся, сильно недооценив прогресс ИИ. На самом деле, ещё несколько лет назад было популярно мнение, что древняя настольная игра го – сложнопросчитываемая область творчества, в которой (в отличие от шахмат) компьютер ещё долго не сможет сравниться с человеческим разумом и интуицией. В реальности революция произошла в поразительно короткие сроки, и в 2016-2017 нейросеть наголову разбила лучших «белковых» игроков...

Надо пояснить, что совет одного персонажа другому учиться играть в го («до третьего дана дойдешь и хватит»), чтобы отличать искина от человека, всё-таки не лишён иронии. Упомянутый уровень – как минимум примерно крепкий кмс. Не скажу за азиатов, а в России сейчас только сотня людей официальный третий дан имеют. Ну а вообще, хотя правилам го можно обучить за 5 минут, учиться мастерству этой глубокой игры можно всю жизнь...

Многие сложные вопросы подаются с долей авторского юмора, в спектре от иронии до социальной сатиры. Как пример более чёрного юмора можно привести стихи зомби-математика о гомоморфизме. Меня также особенно позабавила история о том, как девушке, имеющей «талант» вляпываться во всевозможные секты, даже закрытые, попытались внушить принципы критической аргументации, и что из этого вышло...

Надо отметить и словотворчество. Некоторые придуманные термины и сокращения (как «худло» из «Паутины») могли получить даже самостоятельное распространение.

Элегантный рассказ «Хайкай», который вполне может читаться и как самостоятельная вещь, в составе цикла важен совершенно неожиданным поворотом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с «техногенным» зомби-апокалипсисом,

о истинных причинах которого мы получаем с помощью Ады более подробное представление в завершающей части «Броун», где мир обретает новое направление, вместе с катастрофой уходя и от предначертанности...

Даже трудно сравнить с чем-то «2048», особенно из отечественного, разве что очень условно с «Анклавами» Панова (и, имхо, здесь Андреев на голову выше).

Моя оценка: 9 с плюсом из 10 в целом (одна из лучших киберпанковских вселенных).

Надо ли читать: поклонникам жанра обязательно.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Роберт Шекли «Вторжение на рассвете»

technocrator, 21 июня 12:13

Давний стереотипный мотив в фантастике – нашествие пришельцев, опасных и чужеродных, зачастую обладающих псионическими силами подчинения разума, получающих солидарный отпор землян. Рассказ удивляет выворачиванием шаблона наизнанку – в роли индивидуалистических агрессивных захватчиков тут выступают земляне. И, после неожиданного поворота в ментальном сражении внутри разума инопланетянина, нравоучительная философская мораль подаётся с другой стороны.

Хотя и вопросы, конечно, остаются: если сообщество настолько древнее и мудрое, неужели не смогли решить проблему с «дефицитом хороших тел»...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Майкл Суэнвик «Гинунгагап»

technocrator, 6 июня 03:53

Рассказ предлагает любопытную панораму мотивов:

расселение по космическим колониям-«цилиндрам» в Солнечной Системе, с упрощением социальных норм и обхождением минимумом одежды;

применение нервного синэстетика, инвертирующего ощущения;

проблема непрерывности существования при телепортации путём молекулярной сборки на другом конце путешествия: тот ли это человек, или старый «умер»? а если ещё и возможность модификации «кода» добавить?

наконец, запись, реплицирование и множественное реплицирование личности, и обретение таким путём «бессмертия».

Сейчас всеми этими ходами сложно удивить (а Контактом с абсолютно чуждой непонятной инопланетной цивилизацией и подавно), но надо сделать скидку, что произведение вышло сорок лет назад. Так что, хотя все темы подняты достаточно поверхностно (преимущественно ставятся вопросы без ответов), в совокупности читабельно и заслуживает хорошей оценки.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Уильям Тенн «Игра для детей»

technocrator, 26 мая 06:55

Примечательная и запоминающаяся вещь, как-то до сих пор не попадавшаяся под руку, хотя читано немало известных рассказов «золотого века» НФ.

История о присланном явно по ошибке обычному человеку загадочном кубическом ящике с голосовым интерфейсом, содержащем набор «Построй человека».

Одно только показанное нам оглавление металлической книги-инструкции – это просто шикарно! В целом же из немногих строчек вырисовываются контуры оригинальной совершенно чуждой нам межпланетной цивилизации будущего с продвинутыми биотехнологиями и причудливым социальным устройством. Надо отметить и мотив самостоятельного исследования неизвестного девайса с неизбежными ошибками и казусами.

За одно это рассказ уже заслуживает очень высокой оценки, И, кстати, относится к тем немногим классическим вещам, что не устарели, а, пожалуй, наоборот, с тенденциями развития биоинженерии, приобрели новое, вполне конкретно-предупредительное прочтение (сразу на ум приходит «Хомка» Каганова, своеобразный современный ремейк).

Дальнейшая «реалистическая» часть, правда, слабее. После описания неудачи на любовном фронте развитие событий примерно предсказуемо.

А процедуры создания «големов» достаточно шокирующи, особенно эпизод с ребёнком (после чего персонажа не жалко в концовке). Тут иллюстрируется этические проблемы, возникающие при быстром вторжении высоких технологий в неподготовленный к ним социум.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Лев Толстой «Отец Сергий»

technocrator, 23 мая 08:12

Повесть классика за пределами школьной программы, о которой до сих пор как-то даже не приходилось слышать (в процессе знакомства заодно глянул обе отечественные экранизации, причём с особым интересом немую чёрно-белую).

Вещь простая по сюжету и языку (поэтому тут даже сложно что-то добавить), но выразительная и во многих моментах психологически глубокая.

Упоминают, что Толстой мог частично основывать фабулу на христианском житии некоего Иакова Постника. Но, по-моему, заметно, что прежде всего писал персонажа с себя.

Бывший знатный бравый офицер, с честолюбивыми наклонностями, со стремлением к самообразованию и самоанализу. Отказавшийся от многих мирских благ, и постепенно обретший славу «праведника», которой тяготился (основной мотив повести – борьба с гордыней). Не нашедший возможности «служения богу» в рамках официальной церкви. Долго задумывавший «побег» в обличье простого странника. Если вспомнить историю последних дней жизни писателя, особенно символично читается. К сожалению, Толстой, в отличие от Сергия, слишком поздно исполнил желание ухода к «простой жизни»...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Юрий Нагибин «Эхо»

technocrator, 18 мая 06:29

Любопытный рассказ автора, до этого мне почти незнакомого. О дружбе мальчика, коллекционировавшего модели велосипедов и девочки, коллекционирующей эхо. (Мимоходом поднимается тема с философским оттенком о природе собирательства: хорошо ли, когда вещи принадлежат только тебе). Как и, например, многие произведения Крапивина, не назвал бы «детской литературой», скорее «литературой о детях».

Красивые живописные описания природы. Так и не понял, в конкретной ли местности на Черноморском побережье происходило дело (упомянутые названия сходу не нашлись), или Синегорье – собирательный образ (а может, и отсылка к волшебной стране из повести Льва Кассиля?)

Конечно, смотрится с теперешних позиций очень дико ситуация с матерью, отправляющей дочку гулять и плавать голышом. Да и тогда, в общем, не довело до добра. И сюжетный ход с насмешками компании мальчишек кажется сейчас уже заезженным. А вещь всё же хорошая. Вообще, очень-очень похоже на крапивинское творчество (включая и путешествия по таинственным безлюдным местам), хотя с этой стороны подражательства быть не может: в 1960 г. Крапивин только-только начинал свой литературный путь (а его самые известные главные вещи были написаны значительно позднее).

Понравилось, что «отказ» эха отвечать после предательства и символичен, и, одновременно, имеет естественное объяснение. Ну и, под конец, взгляд с другой стороны, показывающий относительность понятия «красоты» человека...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Стюарт Тёртон «Семь смертей Эвелины Хардкасл»

technocrator, 13 мая 19:14

Уникальная в своём роде вещь, заслуживающая высокой оценки за новаторское сочетание идей: деконструкция викторианского детектива + хронофантастика + триллер.

Не буду расписывать экспозицию, тем более уже до меня это сделано в хороших отзывах, просто поделюсь впечатлениями.

В голове у меня действие визуализировалось в стиле аниме-сериала или ранобэ (что-то в духе «Пустая шкатулка и нулевая Мария» или «Иная»). Неплохо бы кстати, если бы сделали экранизацию, произведение это вполне позволяет.

Одна из фишек – своеобразная мрачная атмосфера упадка поместья Блэкхит (предполагаемое время сбора гостей – где-то вскоре после первой мировой войны), и это не просто стилевое решение, потом мы поймём, почему. Блэкхит перекраивает попавших в свои сети...

Середина повествования далась тяжелее, трудно уследить за всей картиной. Но совсем заскучать нам не дают: по кусочкам открывается информация о настоящих «правилах игры» и её участниках. А это не просто вариация «Дня Сурка», как можно подумать из аннотации, конструкция намного сложнее.

По масштабности и продуманности плетения таймлайнов событий и связей между персонажами, пожалуй, уступает из читанного только Homestuck'у. Может быть и найдутся какие-либо несостыкви и недообъяснённости, если умудриться скрупулезно следить за всеми деталями сюжета, но меня ничего на беглый взгляд не коробило. Хотя, честно говоря, тут больше привлекала «психологическая» линия, нежели непосредственная детективная.

Впрочем, и разгадка головоломки будет содержать пару неожиданных твистов. Интересно, возможно ли вообще их оба отгадать кому-нибудь из читавших? Я в таких вещах совсем не силён (хотя неестественность сцены у озера отметил).

Ближе к финалу темп ускоряется, и ожидает несколько действительно крупных открытий.

Как посмотрел, не всем пришлась по душе концовка, но меня она (вкупе с развитием мотивов наказания и искупления) вполне удовлетворила.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Эрнест Сетон-Томпсон «Легенда о Белом Олене»

technocrator, 10 мая 19:49

Неожиданная находка! Одна из вещей, переведённых на русский лишь сравнительно недавно (в 2012 вошла в составе аудиосборника).

В данном рассказе присутствует всё, за что любят Сетона-Томпсона: великолепные описания живой природы, взросления и жизни зверей; взаимоотношения животного и человека.

Но помимо этого автор дважды(!) сумел удивить. Во-первых, это место действия и стилистика. В предисловии к сборнику «Животные-герои» автор упоминает, что рассказ («самая сложная из историй этого тома») был написан летом 1900 г. в Норвегии. Поэтические сравнения из скандинавской мифологии: отступающие ледники – «Ледяные Великаны, прогоняемые солнцем в Йотунхейм», скалы, усеивающие равнину – «каменные воины» или «бесчисленные стаи Тора». Финал переходит буквально в магреализм: олень, уносящий навсегда «предателя» из мира людей...

(К сожалению, мне не удалось найти отсылки к конкретным легендам, хотя автор, возможно, намекает на особую символическую роль Белого Оленя для Норвегии. Нашлось лишь упоминание «общеевразийского мифа об олене как посреднике между мирами. В европейской мифологии погоня за оленем (особенно белым) либо приводит охотника в сказочный мир, либо губит его.»)

Во-вторых, отчётливый политический посыл. Автор пылко призывает к сохранению шведско-норвежской унии, давно уже трещавшей из-за внутренних противоречий (ещё Жюль Верн в романе «С Земли на Луну» писал «по каким-то причинам норвежцы не любят посылать свои деньги в Швецию»). И тут самое интересное, недвусмысленно намекается на «внешнюю неотразимую силу», заинтересованную и подстрекающую к расколу. «Ворон и Лев держали Медведя на расстоянии, но он обглодал кости обоих, когда они поссорились.» Ну вы поняли.

Что самое забавное, рассказ Сетона-Томпсона (по крайней мере, как мне удалось найти) впервые был опубликован в 1905, в год распада унии. Если верить вики, одним из факторов было поражение России в русско-японской войне, которое ослабило страх российского вторжения в Швецию. (Впрочем, шведы не перестали запугивать получившую независимость Норвегию, и в 1906 появился некий роман-предупреждение «Норвежско-русская война», хотя на протяжении веков русские и норвежцы состояли только в мирных либо союзнических отношениях). Такой вот внезапный любопытный исторический экскурс получился.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Г. К. Честертон «Сломанная шпага»

technocrator, 10 мая 15:25

Честертон, как характерно, вольно обходится с историческими декорациями (из-за чего тут некоторые произведение даже в жанр «альтернативки» записали). На самом дело, думаю, место действия не стоит воспринимать как конкретную Бразилию, а рассматривать как собирательный образ колониальных конфликтов, в которых была вовлечена Великобритания.

Как адепт католичества, не упускает случая иногда воткнуть шпильку другим религиозным или атеистическим течениям – на этот раз мишенью стал приверженец протестантизма. Правда, надо отдать должное, и честного протестанта тоже вывел в лице майора Мюррея, достойно исполнявшего свой долг.

Повествование о циничной подоплеке прославляемых событий, рядом с которой даже «запас дурного воображения» бывшего преступника может истощиться.

Можно выискать в сюжете и проделываемой реконструкции давних военных событий и шпионских интриг натяжки, но рассказ безусловно выделяется и заслуживает внимания за

отлично создающие атмосферу живописно-мрачные декорации, встающие по пути беседующих отца Брауна и Фламбо и оттеняющие рассказываемое;

поднимаемый вопрос, стоит ли вскрывать некоторые секреты истории;

остроумное философское наполнение, в частности, знаменитую афористическую фразу про то, что мёртвый лист прячут в мёртвом лесу...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Г. К. Честертон «Летучие звёзды»

technocrator, 10 мая 09:09

Рождественская история с «весёлым, уютным английским преступлением». Один из самых понравившихся и запомнившихся рассказов про отца Брауна. В первую очередь, конечно, не «театральной» детективной стороной, а сильнейшим нравственным посылом. Скромный герой, не пытаясь задержать вора, совершившего «красивое» преступление, убедительно показывает ему незавидное будущее и психологическое падение личности. То, как после вступления на скользкую дорожку незаметно утрачиваются человечность и совесть. «Можно держаться на одном и том же уровне добра, но никому никогда не удавалось удержаться на одном уровне зла» – пусть и немного утрированная сентенция, но служащая хорошим предостережением.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Г. К. Честертон «Сапфировый крест»

technocrator, 10 мая 05:40

«Пилотный выпуск» одного из самых знаменитых детективных сериалов, с которым я начал знакомство совсем недавно. Этот неординарный рассказ, который назвал бы «абсурдным детективом», выделяется даже в авторской серии благодаря игре на парадоксах, почти переходящей в рояльность, и оригинальному способу мышления и действий всех персонажей – и «величайшего сыщика мира», и гения воровства, и того, кто на самом деле сыграл главную роль. То, каким образом Валантэн идёт по следу, и каков этот след, возбуждает недоверчивое удивление и улыбку.

Здесь уже выделяется неприметная с виду, но выразительная фигура священника Брауна – в том числе, интересным сочетанием знакомства с порочными сторонами людей и собственной внутренней незапятнанности. Изящный момент с упоминанием «ослиного свистка» и «пятен» (своеобразный «тепель-тапель»), о тёмном значении которых мы можем только пофантазировать.

Можно предположить (такое ощущение у меня складывалось по прочтении), что отлично сложившийся дуэт профессионального сыщика и любителя будет появляться на страницах и дальше (как Лестрейд, периодически сотрудничавший с Холмсом), а пойманый злодей – яркий, но эпизодический персонаж. Однако... впрочем, это уже другая история :)

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Джеймс Хэрриот «Записки ветеринарного врача»

technocrator, 10 мая 05:31

Замечательные книги о становлении, работе и жизни британского сельского ветеринара (по словам сына автора из биографической книги, 90% историй основаны на реальных случаях из практики). Жаль, что лишь недавно попалось под руку (и стало ровно сотой вещью из художественной прозы, оцененной мной на 10 из 10).

Интересная параллель возникает с «Записками юного врача» Булгакова, тем более, что начало судьбы авторов схоже — окончание обучения и устройство на медицинскую практику примерно совпало с началом мировых войн.

Рассказываемые истории разнообразны, встречаются касающиеся не только лечения, но и диагностики (привет любителям Доктора Хауса), есть дневники морского путешествия в СССР в разгар холодной войны, присутствуют и затрагивающие социальные темы... Перед глазами встаёт смена эпох, прогресс в медицине и в сельском хозяйстве, появление антибиотиков...

Огромное достоинство — жизненность ситуаций. Не все эпизоды заканчиваются хэппи-эндом. Автор описывает работу без прикрас и самолюбования. Пару раз замечает, что министерские анкеты и формуляры доставали больше, чем порой тяжёлые условия своей «честной, чудесной профессии». «Страх мне внушала всяческая писанина — все эти извещения, сводки и анкеты». Но, конечно, самое печальное — эпидемии с мором животных, заставлявшие «мучительно вертеться на бессмысленной карусели».

Восхищает свойство сохранять жизнерадостность (а ведь, хотя это не вынесено на страницы, автор тяготился в молодости от неприятной и мучительной болезни, мешавшей учёбе в колледже и первому периоду профессиональной деятельности), готовность любоваться красотой окрестной природы и отдавать должное качествам людей. Та самая живописная сельская Англия, «Толкиенский Шир» с простыми тружениками ферм, чьё принятие и уважение очень много значило для ветеринара.

Единственный небольшой минус, на мой вкус, английский юмор тут иногда слишком английский. Самоирония Хэрриота импонирует, но местами как-то досадно читается о неудобных ситуациях, в которых попадает его персонаж. Также немного раздражало количество эпизодов, уделённых гипертрофированной забывчивости Зигфрида Фарнона, под патронажем которого начинается практика. (Несмотря даже на то, что реальный прототип, судя по воспоминаниям, был даже ещё более эксцентричен).

Понравился внешне очень простой, но удачный финал третьей книги (тогда автор думал на ней закончить и ещё не собирался писать четвёртую), лирически «закольцовывающий» мемуары. Как и в начале цикла, усталый рассказчик засыпает в саду Скелдейл-Хаус (на этот раз — после вызова на опорос свиней). Затем беседует с нанимателем (теперь уже коллегой-компаньоном) о будущем и о детях. Слагаемые формулы «семья, друзья, работа» — знак, что жизнь прожита не зря.

Надо ли читать: да! (по крайней мере, если не слишком отвращают довольно натуралистические подробности врачебной практики)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Майкл Флетчер «Без надежды на искупление»

technocrator, 9 мая 18:14

В своём отзыве Ev.Genia задаёт хороший вопрос: а кому вообще можно рекомендовать-то книгу? На мой взгляд, особенно и никому, кроме завзятых любителей мрачняка. Выбрал роман для чтения, польстившись на оригинальный фантдоп, но не то чтобы содержание удовольствие доставило. Отсутствие положительных персонажей и обилие крови и грязи: недостаточно, чтоб назвать совсем уж отвратительной чернухой и бросить, но хватает, чтобы остался лишь чисто спортивный интерес, чем всё кончится. Затянутость и долгое рассусоливание отношений между негодяями с попытками выяснить, осталось ли в них что-нибудь человеческое...

В идейном плане воспринималось как некий тёмный гибрид «Непоседы» Лукьяненко («вера определяет реальность») и «Червя» Маккрея (деконструкция мира с носителями сверхспособностей, в самой своей основе содержащих изъян). Кстати, любопытно, читал ли «Червя» Флетчер, задумывая своё творение? Очень уж схожа концепция сил, обретающих начало в момент психического надлома и влияющих на носителя...

Ради справедливости, отмечу пару второстепенных оригинальных моментов:

1) «Если реальность создается заблуждениями, то зачем же испытывать ее? Как же глуп этот человек, раз он не видит, что его собственные ожидания исказят результаты любого эксперимента» – потенциально интересная, но никак далее не раскрытая мысль.

2) У доппельгангиста-зеркальщика самостоятельные интриги ведут и отражения, и доппели, и отражения доппелей.

В целом же – думаю, вполне достаточно было бы вместо чтения целой книги ознакомиться с аннотацией и разделом «Гайстескранкен (охваченные безумием)» в приложении (список обретших реальность заблуждений, со стилизацией под немецкий).

Моя оценка: 5 (с плюсом) из 10.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Дэниел Клоуз «Пейшенс»

technocrator, 4 мая 14:53

«Смертельно опасное путешествие во времени к бесконечным истокам вечной любви»

История вроде бы с избитыми мотивами, но зацепившая и захватившая. В первую очередь из-за живых персонажей, мотивы и чувства которых действительно ярко удалось передать.

Двое простых людей, страдающих от безденежья и социального окружения, в котором выросли. Нашедшие друг друга, мечтают просто жить и растить своего ребёнка, дав ему заботу, который были лишены. Но в один день Джек, не решающийся признаться, что до сих пор не нашёл хорошо оплачиваемой работы, застаёт свою беременную возлюбленную мёртвой.

Сам пробывший под обвинением, он ставит целью найти настоящего убийцу. А отчаявшись и в этом после долгих попыток, хватается за самую невероятную возможность...

Развязку не совсем удалось угадать. Имхо, она хороша, хоть и не даёт ответов на все вопросы. Впрочем, повод лишний раз задуматься, и выстроить свою картину.

Версия, которая мне приходит в голову (сильные спойлеры):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Истинная линия – та, где Уилл становится президентом, и где будущее вроде как относительно благополучно. Но Джеку и Пейшенс было «суждено» быть вместе, пусть и недолго, и временная петля замыкается. Можно отметить, что, стремясь расследовать и предотвратить убийство, он сначала, оставив свою карточку, становится причиной знакомства пары в прошлом, а потом, появившись вновь в 2012 и случайно увиденный Пейшенс, сам же запускает события того дня...

На самом деле, после того как Пейшенс согласилась идти с ним, и они избавились от останков подосланного «шестёрки», Джек снова впадает в галлюциногенный припадок и убивает её. Очнувшись, осознаёт, что сам же создал и замкнул петлю, и распадается (или отправляется в будущее и кончает с собой).

И тут главная развилка, подчёркивающая роль девушки. Своим выбором она порождает альтернативную вселенную, где они счастливы с молодым Джеком, и растят детей, но общество ожидает депрессия и война...

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Алексей Жарков «Чужак»

technocrator, 2 мая 13:53

Небольшая путевая заметка о таинственном автостопщике. Пассажир колоритный, но в целом — бессмысленная эксплуатация темы тайных лабораторий и полигонов, где ФБР якобы инопланетян с тарелочек держат. Оканчивается намёком на какое-то важное место (с чёрной горой), которое

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришелец взорвать должен.
Я должен догадаться, что это (а я не понял, беглый поиск выдал только «мистическую гору Шаста», но она севернее находится), или наброс от фонаря? Честно говоря, раздражает такое.

Или же посыл был в констатировании существования дурочек, которых в насквозь странном незнакомце, появившемся в пустыне из ниоткуда и рассказывающем о себе пугающую фантастическую историю, единственное, что может насторожить — форма ногтей? Ну, допустим...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Вандана Сингх «Бесконечности»

technocrator, 28 апреля 16:17

Есть ощущение, что рассказ вдохновлён научно-популярной книгой Джона Дербишира «Простая одержимость» о гипотезе Римана, вышедшей в оригинале несколькими годами ранее (замечательная вещь, всем рекомендую).

Также порадовали интересные цитаты в эпиграфах.

Философская сторона с религиозная подоплекой мне, правда, абсолютно не близка, но ругать произведение не хочется благодаря хорошему социальному посылу. Трагические моменты сосуществования индусов и мусульман глазами старого учителя математики, не раз столкнувшегося со всплесками вражды и кровью. Печальная параллель с судьбой Архимеда. Но помогает настоящая дружба, которая сильнее предрассудков.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Александр Подольский «Цена одного чуда»

technocrator, 28 апреля 08:59

Откровенно злая и дурацкая история-«пугалка». Какая-то тварь куражится над мальчиком, забрав его братьев (непонятно, что с ними стало, но явно ничего хорошего), заявляя «влезли туда, куда совать нос не следует». Ну-ну, зачем же тогда им артефакт в виде мяча подбросили, переносящий в иное измерение? Да и что-то никаких предупредительных знаков никто не выставил.

В общем, весьма странный посыл. «Не трогай, чего не понимаешь»? Не было б естественного человеческого любопытства, сидели бы мы сейчас на дереве и вычёсывали блох.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Илия Майко «День Счастья»

technocrator, 19 апреля 19:26

«Остановись, мгновение, ты прекрасно». Не блестящий, но неплохой рассказ, позволяющий лишний раз задуматься о личном понимании счастья и представлении о идеальном моменте в жизни. В стремлении обеспечить его не обязательно интересы даже близких людей будут совпадать, как и показано на примере одной семьи.

И что станет с обществом, если бы каждый получил возможность «закуклиться», вечно проживая день в лично устроенном райке?..

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Олег Титов «Толстяк летит сквозь тьму»

technocrator, 11 апреля 07:38

Оригинальная и атмосферная вещь. Необычная и местом действия, и... местом действия :)

Запоминающийся образ мчащегося по замкнутому пути таинственного поезда, словно бы обладающего собственным характером. До главного его секрета вынужденные пассажиры (их историю в общих чертах мы постепенно узнаем по ходу повествования) ещё не добрались. А снаружи бандиты с лазерами, бурилками и взрывчаткой готовят очередную пакость, и нависает в небе Юпитер... Удастся ли «Толстяку» сойти со своих кругов?

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Евгений Долматович «Сказки чёрной зимы»

technocrator, 9 апреля 19:20

Чуть философский, чуть ироничный ужастик, с навеваемыми мальчику зимним вечером жуткими сказками. Как оказывается, и дом, и бабушка с дедушкой – не совсем обычные. Да и папа, задремавший с пивом у телевизора, непрост. А семейную любовь и заботу можно проявлять по-разному...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И только перед мамой все тушуются :)

Насыщенные красками игры воображения и размышления о разнице между страхами сказочными и страхами реальными.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Вадим Панов «Лайк»

technocrator, 6 апреля 10:54

Юмористический эпизод с неожиданной встречей растерявшихся от этого (как потом выяснится, по разным причинам) креативщика и «быдла». Забавное взаимодействие со смешными «жаргонными» диалогами в антиутопической действительности.

Имхо, скорее, рассказ посвящён не противопоставлению «книжной» и «сетевой» культуры, как отмечается в отзывах, а представляет собой просто лёгкий стёб автора (который и сам является блоггером) с небольшим политическим окрасом.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Майк Гелприн, Марина Ясинская, Наталья Анискова «Одор»

technocrator, 4 апреля 11:26

«У каждого дела

Запах особый...» (с)

Детально разработанный мир, который можно было бы назвать полностью оригинальным, если б не напрашивающееся сразу сравнение с «Оттенками серого» Ффорде (в частности, важнейшая роль цветовосприятия). Впрочем, здесь красочные описания задействуют сразу три спектра – цветов, запахов и эмоций (а в концовке вовлекается ещё и «запах мысли»), что даёт возможность объёмно развернуться в нескольких ассоциативных измерениях.

Сюжетные цепочки, частично связанные друг с другом, тут очень простые. Может даже показаться, что нужны лишь для демонстрации сеттинга (в процессе мы поднимаемся вверх по «социально-хроматической» лестнице, рассматривая жизнь и возможности каст), и основная смысловая линия отсутствует.

Но, кажется, общий замысел усматривается. Можно заметить, что большинство историй заканчиваются в той или иной степени трагически для персонажей. Чему виной – система, основанная на «хроматико-одорическом» неравенстве и воздвижении барьеров между людьми разного происхождения, так скрупулезно продуманная. А остаются в моральном выигрыше те, кто стремится эти барьеры разрушить, причём не для личной корысти. Ну и младенец, с которым знакомимся в финале, становится символом надежды...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Юрий Коваль «Самая лёгкая лодка в мире»

technocrator, 31 марта 11:45

Смешанные впечатления. С творчеством Коваля, кстати, лишь совсем недавно начал знакомиться. Нечастый случай, когда вроде и плохого нельзя сказать, но автор просто «не мой» по стилю...

Сама завязка с мечтой горожанина о водном путешествии завлекает. Многие эпизоды и отдельные моменты прям отличны. И cоздание лодки, и плавание по таинственным заросшим озёрным протокам-«макаркам»... Часть диалогов смешны, язык приятен. Запомнилось «чтоб понять, что такое «борьба борьбы с борьбой», надо много страдать, много думать» )))

Но чем дальше, тем больше укуренного сумбурного сюра, что портило и смазывало впечатление. И не то чтоб я против магреализма, и, опять же, некоторые яркие штрихи и забавные мысли попадаются. Но, имхо, вышло подзатянуто и просто ну с абсолютно лишними кусками. Уверен, вместо этого можно было включить побольше захватывающих реалистических деталей (возможно, творчески обработанных), которых у любого настоящего туриста найдётся.

В целом, нельзя пожалеть, что прочитал, вещь самобытная и, видимо, многим приходится по вкусу.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Роберт Чарльз Уилсон «Utriusque Cosmi»

technocrator, 29 марта 23:02

Вещь, любопытная как собственно антуражем и идеями, так и тем, что вышла между второй и третьей частью «Спина». Собственно, рассказ можно интерпретировать как некий черновик к масштабной концовке цикла, хотя прямо и не связаны. Поэтому объяснимо, когда говорят о некоторой вторичности и повторении автором собственных мотивов (могущественные псевдоинтеллектуальные системы, пронизывающие Вселенную; виртуальная жизнь разумных в них).

Что не очень понравилось: то, что героиня оказывается с самого начала психически деформированной, то, что это выясняется путём исследования слепка целой вселенной, а не простым сканированием памяти, заключенной в том же самом «вложенном цикле».

Выделю ещё недостаточно раскрытый мотив угасания остатков человеческого сообщества («биологический разум в долгосрочном плане нестабилен»). Как-то пессимистично выглядит, а между тем можно было зацепить интересную проблему рождения детей в виртуальности (например, Иган в одном из своих рассказов рассматривал возможность полной эмуляции развития мозга с новой личностью на основе расшифровки ДНК)...

Но в целом, как самостоятельное произведение, вполне хороший повод для фантазии и раздумий над грандиозными картинами космической протяжённости и проблемами существования сверхразума...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Дмитрий Сошников «Лучшие из лучших»

technocrator, 26 марта 19:35

Сюжетно – история одного конкурса джазового исполнения. Содержательно – о музыке и вхождении роботов в человеческое общество. Любопытные, часто спорные, разносторонние мысли и высказывания персонажей на эти темы. Тут очень противоречиво: с частью хочется согласиться, с частью – наоборот. Некоторые моменты кажутся странноватыми. Если подробно по пунктам расписывать, то очень долго формулировать придётся. Мнение в целом – как полемическая вещь, рассказ имеет право на существование.

Ладно, один характерный момент отмечу. С одной стороны, очень правильно напоминается, что говорить о жёстком противостоянии и соперничестве людей и машин не совсем корректно, так как мышление ИИ – детище людей-программистов. С другой стороны, удивляет самомнение и гонор персонажей-музыкантов, гордящихся своим творческим мастерством в исполнении, и ни разу не вспоминающих о композиторах – создателях музыки...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Александр Подольский «Лесные»

technocrator, 26 марта 05:35

Полуюмористический трэшовый хоррор с достаточно самобытной задумкой. Незадавшийся поход с целью отлова монстров для обленившихся киноделов в жуткий Лес, располагающийся в собственном измерении. А ведь поговаривали же, что кроме «обычных» его обитателей можно и на «нездешних» наткнуться... По прочтении сразу приходит на ум знаменитая «Песня о нечисти» Высоцкого (любопытно, не ей ли была навеяна идея).

Рассказик развлёк, концовка неплоха. Возможно, стоило чуть развернуть сюжет и/или добавить ещё живых деталей «охотничьего быта», описаний монстров и функционирования заЭкранья.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Юлия Рыженкова «Квартет для фортепиано»

technocrator, 20 марта 09:45

Острый пронзительный рассказ, дающий пищу для размышлений, о становлении нацизма и о том, чему может служить музыка. Автор сначала беспристрастно даёт возможность высказать свои лозунги поборникам фюрера, в том числе упоминая и привлекательные стороны идеологии, а затем возразить мыслями персонажа-пианиста, сделавшего выводы из увиденных им и в реальности, и при фантастическом переносе картин.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Сергей Фомичёв «Девушка Бонда»

technocrator, 17 марта 06:36

Действие происходит в собственной модели будущего, где мне больше всего понравилась разработка идеи полной локализации компьютерными средствами продуктов видеоиндустрии для каждого отдельного мегаполиса (в которых будет сконцентрировано всё население). Возможно, аспектам именно этого технодопущения стоило уделить больше места в рассказе.

«Алексей хотел получить собственное впечатление о мегаполисе...» Не верю! (с) Надеяться на разговор с отдельным аборигеном вместо того, чтоб на предмет настроений простых людей просмотреть местные разделы соцсетей и форумы?! В подобных моментах проецируется на персонажей, живущих как минимум несколько десятилетий спустя, менталитет людей, выросших в доцифровую эпоху.

Также, предположение, что актёрское дарование куда-то вдруг полностью исчезнет практически у всех, так что за отдельным человеком чуть ли не охоту придётся устраивать, тоже странновато смотрится в наше время, когда многие стримеры сами себе «театр одного актёра», убедительно отыгрывающие эмоции ради донатов. Конечно, со временем голография и 3D-модели оторвут себе кусок во всех областях видеобизнеса, но ведь не всё же смогут занять...

Романтическая история получилась сносная, но финал выглядит не очень убедительно. Да, Алексей вложился финансово и подобрал талантливую команду, но если исходить из предположения, что театр к тому времени угас сам по себе, странно рассчитывать на его возрождение.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Макс Олин «Истинная алхимия»

technocrator, 16 марта 18:11

Неплохая вещица, поднявшая настроение. Несложный, быстро пролетающий сюжет, написанный лёгким живым языком. Тут и азарт, и зависть, и счастливая любовь, а будничность пересекается со странными мелкими чудесами тайного клуба игроков.

А ещё одним в своём роде удивительным чудом можно назвать самоконтроль человека и способность вовремя взять верх над своими чувствами. Тоже «вещь в себе», как её тут понимают.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Игорь Маранин «Генри-рыба»

technocrator, 15 марта 08:38

Примечательное фантдопущение: на планетах Дымчатых миров нормальным и обыденным считается развитие нескольких личностей в одном теле (контролируемых разными участками мозга). Тема великолепно развивается, хорошо смоделированы некоторые практики поведения при этой своеобразной жизни, когда обитатели тела бодрствуют по очереди. Например, запоминающийся яркий эпизод с принятием трёх стаканов «уснуловки».

На этом фоне разворачивается детективная история: кто из двух со-личностей отравил третью? (и откуда вообще третья взялась?)

Действие приправлено капельками иронии и пронизано атмосферой туманного портового города, где в воздухе привкус солёного моря, харчевню украшают артефакты Древних, а пауки плетут сети меж уличными фонарями, охотясь на летучих крыс...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Александр Богданов «Восемнадцатый рубль»

technocrator, 14 марта 13:53

Унылый стёб над бородатыми клюквенными мотивами. После четвёртой мировой войны на месте России Сибирское море, но «русский дух не победить»... Львиную часть текста можно просто вырезать и выкинуть без ущерба. И ведь есть же отличнейший момент с тонкой шуткой-обманкой над загадыванием желаний (неявная отсылка к множеству подобных произведений) и неверно понятой функцией артефакта. Но, как ни обидно, всё скатывается в трубу и завершается цитированием анекдота...

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Борис Богданов «Вместо кожи – червивая шкура»

technocrator, 14 марта 13:04

Качественная планетарная фантастика с сочными картинами фауны иного мира и социалкой. Удачная находка с говорящим наименованием «ксени» для врагов людей племени.

Сами по себе сюжетные идеи не то что б новы (в том числе, мне чуть-чуть «Пленённую Вселенную» Гаррисона в некотором смысле напомнило). Но задумка с «тройным дном» неплоха. Мотивация всех действующих лиц хорошо прописана (Лизавета, конечно, дура, но такое бывает). Финал открытый и, в каком-то смысле, обнадёживающий.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ольга Голотвина «Визит чародейки Мелюзины»

technocrator, 14 марта 10:59

Отменный добрый юмор, напомнивший «Шмагию» Олди. Сюжет, сначала казавшийся простеньким (прибытие легендарной древней чародейки в городок и реакция на это бюргеров), развивается в неплохом направлении. Действительно, стоит задуматься: а хотели бы мы возвращения некоторых исторических личностей, деяниями которыми сейчас восхищаются? А неожиданный изящный финальный ход я, признаюсь, не отгадал.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Сергей Фомичёв «Вездец»

technocrator, 13 марта 15:58

Пришелец из высших Сфер, упавший на земную твердь Подсферья и гонимый охотниками местного правителя-Краба, ищет способ выбраться, путём Семи Наслаждений собрав необходимую энергию. Присутствуют и социально-философские нотки с просматриваемыми актуальными аллюзиями. Рассуждения о том, что следует считать пороками. В процессе движения к цели гость понемногу сам проникается здешним духом. Изысканный стиль и оригинальная атмосфера напомнили технофэнтези Желязны.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Неизвестный автор «В чужих глазах иное отражение»

technocrator, 13 марта 13:52

«Моя милка – ксенофилка...» (c) Олди

Вещичка из разряда однообразных историй про пришельцев/андроидов — попаданцев в глубинку/прошлое. Как правило бессюжетных, основной смысл которых – поупражняться автору в стилизации под «народность» и архаизмы. Если подаётся не как юмор, то результат может быть ещё плачевнее.

Тут язык достаточно гладок и сам по себе ужаса не вызывает, а вот, хм, происходящее... Ай, молодец, ай красавчик, усыпил девушку и молча тайком заделал деток. Отличный пример для подражания!

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Ирина Истратова «Бедные сердечки»

technocrator, 12 марта 21:18

Вещь, посвящённая порождениям биоинженерии. Просто хороший лёгкий иронический рассказ с производственно-технологической составляющей и с приключенческо-романтической линией. Всё выверено и гармонично, заставляет улыбнуться где нужно и поддерживает ритм.

Автор меня «развёл» изящной обманкой в первых же предложениях, когда замечаешь якобы безграмотный оборот с вздрогнувшим одеялом, готовишься негодовать и тут понимаешь, что к чему )

Отметить могу также мимоходом очерченную занятную идею «виртуальной архитектуры» мегаполиса будущего.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Алексей Жарков «Аль сафар»

technocrator, 12 марта 06:55

Красивая психологически-философская зарисовка. Путевые размышления по дороге в определённую безлюдную точку пустыни через Средиземное море и Египет. Тот, кому выпало Предназначение, обретает способность видеть духов зависти, жадности, безразличия, порождаемых людьми (и иногда даже с людьми их путать). Так как он сам одержим духом конца света, порождённым желанием человечества остановить Время...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Юстина Южная «Fleurs Fatales»

technocrator, 12 марта 05:03

Рассказ старается выехать на стилистике и романтике морских странствий, однако фантэлемент

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(цветы, ароматом вызывающие галлюцинации и сон)
далеко не оригинален. Правда, здесь имеется попытка подмешать мистики. Но из-за переноса в реальную историческую эпоху возникает проблема с достоверностью. «Пойдешь со мной еще под парусом?» – спрашивает боцман. А с чего он взял, что они вообще пойдут? А не сделает королева бо-бо капитану за неудачу, угробленную команду и ноль сведений о странном обитателе острова?

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Сэмюэл Дилэни «Время, точно низка самоцветов»

technocrator, 10 марта 11:55

Изящный слог. Яркие оригинальные намётки идей и образы. И всё это безжалостно загублено, использовано абсурдно и тупо, сливаясь в пёструю бессюжетную какофонию.

Когда я пытаюсь представить как писался этот рассказ, в голове возникает картина: автор, возможно дедлайня с публикацией, берёт и лепит в кучу перспективные заготовки идей. И ведёт повествование «куда кривая вывезет», при этом разбрасывая псевдомногозначительные намёки и тонко издеваясь над читателем.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Абрахам Меррит «Последний поэт и роботы»

technocrator, 9 марта 19:05

Весьма оригинальная фантастика, где технологии переплетаются с околофэнтезийными элементами и трудноотделимы от волшебства. Русский сверхгений-одиночка, разочаровавшись в человечестве, решает построить свой собственный подземный парк развлечений с игрой на свирели и нимфами.

Описания действительно поэтичны. Сам же сюжет прост и короток: раздраженный вмешательством в свою «музыку сфер», Народный (это фамилия) уделяет время свержению господства роботов на земной поверхности.

Рассказ странноватый и своеобразный, но любопытно, например, что уже в те далёкие времена в числе ходовых НФ-мотивов был приход к власти машин.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Талех Аббасов «Фрактал»

technocrator, 7 марта 23:11

Попытка охватить вопрос бытия, жизни, смерти «и всего такого». С обещанием возможности пошатнуть мировоззрение читателя.

Несмотря на наивное изложение и опору на уже известные философские и НФ концепции (автор, впрочем, этого и не скрывает), рассказ хорош по глубине поднимаемых тем.

Любопытная модель бесконечной «матрёшки» из вселенных и цивилизаций, поощрения общественного и личного развития с поднятием «уровня» достойных (как говорится, «хорошую религию придумали индусы»...)

Предлагается подумать, каким должен быть чит-код для живущего к своей «виртуальной тюрьме», и в конце автор даёт своё решение.

Цитирование текстов песен Лу в философском диалоге Внедрённым улыбнуло, по ассоциации вспомнилось «правило», по которому каждый попаданец обязан сыграть на гитаре Цоя.

По мелочам ещё: из элементарных частиц автором упоминаются только «попсовые» протоны, нейтроны и электроны. А как остальные-то «кодируются»?

Более серьёзные мои придирки к сеттингу:

1) Собственно, общая проблема концепции реинкарнации, здесь никак не решаемая. Если «новое вместилище» – новый человек со своим памятью и опытом, то это разве не новая самостоятельная личность? Разум – функция мозга, поэтому непонятно, что вообще такое «перерождение» разума, если вновь рождённый мозг развивается самостоятельно с нуля. Автор упоминает некое «программное ядро», но неясно, что конкретно под этим имеется в виду.

2) Правила прогрессорства. Здесь приветствуется внедрение «аватарами» научно-культурных достижений (что по сути ведь означает несамостоятельное развитие цивилизации), однако запрещено «вмешиваться в дела людей» и, к примеру, шугануть гопников. Странная с этической точки зрения политика.

3) Понятно, что можно «прокрутить» состояния подчинённой виртуальной реальности назад и посмотреть на любой момент в её прошлом. Но абсолютно не пояснено, каким образом прошлое целой реальности можно менять без временных парадоксов.

Резюме: несмотря на некоторую идеалистичность подачи и спорность отдельных моментов, в целом заслуживающая внимания и обдумывания вещь.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Джордж Р. Р. Мартин «Летящие сквозь ночь»

technocrator, 7 марта 17:04

К сожалению, не зашло. Плохо воспринимается компот из космооперы и ужастика в стиле Хичкока. От красивой легенды о древних существах-путешественниках сквозь Галактику повествование перескакивает к описанию экспедиции странной компании несимпатичных учёных на судне капитана-вуайериста, и далее к жестокому триллеру. Соединительным элементом для всех компонентов сюжета служат псионические силы, но выглядит это как-то искусственно. В самой интриге ничего по сути нового не обнаружилось.

Впрочем, нет худа без добра: после раскрытия тайны капитана захотелось прочитать, наконец, классику триллера —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Psycho» Роберта Блоха.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Курт Воннегут «Вся королевская конница»

technocrator, 1 марта 22:09

(Отзыв с иллюстрациями в колонке https://fantlab.ru/blogarticle64995)

Отвратительная вещь, недоброе порождение рассвета Холодной войны. Но даже не выставление «плохого русского» в качестве главгада, и не довольно искусственная концовка делают рассказ полным днищем. А то, что Воннегут, соблазнившись пафосно-драматичной идеей поединка «на выживание» с людьми в качестве фигур, полез использовать шахматы, в которых, как заметно, ни черта не смыслит. Что и саму идею-то в результате перечеркнуло.

Первый звоночек прозвенел, когда противник героя (оба заявлены как более-менее разбирающиеся в шахматах) в ответ на вопрос «чего стоит слон?» отвечает «одной пешки и коня».

Далее он почему-то возвещает «мой ход будет несколько нетрадиционным», выбрав самую обычную скандинавскую защиту.

Но самое интересное начинается, когда герой вместо естественного размена защищается, рассуждая: «Теперь съеденная пешка не дала бы Пи-Ину никакого преимущества, потому что он тут же лишился бы своей. Пешка за пешку — бессмысленная торговля.»

Чего, простите?

Во-первых, преимущество чёрные должны получить вполне определённое, с последующим разменом ферзей лишив белых рокировки. Во-вторых, можно было бы (если уж ставить целью сохранить пешку) идти 2. e5. Тоже слабый ход (так как чёрные движениями c5 и d4 могут закрепиться в центре), но тут точно никто на следующем ходу не под угрозой.

И наконец, герой, по сюжету более всего стремившийся уберечь свою жену («ферзя» на доске), на третьем же ходу подставил её под удар!!

И ни он, ни противник этого как будто просто не замечают!

Хотя этого может не заметить только слепошарый. И отлично видно, в частности, на кадрах зачем-то поставленной по рассказу короткометражки.

И ведь подобных ляпов легко можно было избежать, не меняя описанного течения сражения. Просто, например, вместо 1. e4 d5. 2. d3 выбрав ходы 1. d4 с5. 2. с3 или 2. e3 (вполне себе встречающееся на практике непретенциозное, но крепкое продолжение).

З.Ы. На англоязычном форуме приводили диаграмму критической позиции конца рассказа из первой его журнальной публикации (FEN «1kr2r2/p3qb1p/P3p1p1/4p3/1PnP2B1/8/2P4Q/1KRN2NR w — - 0 1»).

Не знаю, составлена ли она самим автором, или сконструирована кем-то по тексту, но там тоже есть некоторые вопросы. В частности, взятие чёрными коня (которого представлял собой сын героя) очень сомнительно с любой стороны. Сильнее просто без всяких затей было забрать ферзём пешку, а конь после этого в любом случае никуда не делся б из-под связки. Ну и ставить эту «ловушку», жертвуя собственным ребёнком, в данной позиции вряд ли стоило. У белых материальный перевес, которого они каким-то образом добились, несмотря на пассивность фигур, и следовало бы, подкрепив пешку, далее просто спокойно реализовывать...

Оценка: 1
–  [  2  ]  +

Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг «Машина различий»

technocrator, 1 марта 12:18

Знаковая для жанра паропанка книга. Вычислительная революция, случившаяся в этом мире на столетие раньше, и подстегнувшая техническую. Исторические персонажи в необычных ролях (начиная с Байрона, возглавившего британское правительство).

Огромное удовольствие доставили моменты, связанные с программированием («клакерcтвом» в местных терминах) и алгоритмически-железячные (в буквальном смысле шестерёночно-железячные!) аспекты, полуироничный перенос киберпанковских мотивов в XIX век. Жаль, что таких страниц тут сравнительно мало. (Заодно могу порекомендовать ценителям темы шикарнейший графический роман «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» С. Падуа, целиком построенный вокруг Разностной машины.)

Перед нами разворачивается широкая атмосферная панорама альтернативной действительности. При чтении часто приходилось с любопытством отвлекаться на справки об реальных аналогах описываемых технологий и внедрённых персонажей.

К сожалению, из киберпанка привнёсся сюда и некоторый налёт «чернушности». Интересно, кто из соавторов в этом смысле постарался, видимо в большей степени Гибсон? В некоторых моментах откровенно морщился, и часто недоумевал: вот зачем эти сцены и детали вообще были нужны? Околошпионские игры, которым уделено немало страниц, тоже как-то не порадовали.

Честно говоря, суть главной сюжетной интриги я так и не понял. Набор кассет с перфокартами, за которыми охотятся странные экстремисты, подаётся сначала как программа подсчёта игровых вероятностей, затем как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подобие компьютерного вируса, базирующегося на рекурсивном алгоритмическом доказательстве теоремы Гёделя, а далее идёт какой-то ещё более туманный намёк на зарождение ИИ.
Так кто запустил программу на французской машине, испортив её «высшие функции»? И почему леди Ада открыто рассказывает об этом на публичной лекции?

В целом, не буду оригинальным, согласившись с мнением, что сеттинг получился намного лучше сюжета.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Джилиан Рубинстайн «Космические демоны»

technocrator, 26 февраля 16:29

Книжка привлекла внимание как одно из ранних произведений про попаданцев в компьютерную игру. (Любопытно, кстати, судя по информации из сети, она входит в программу австралийских школ).

Сразу хочу предупредить ценителей ЛитРПГ и приключений в виртуальной реальности: тут не стоит ждать подробных описаний каких-то ярких игровых механик и процесса прокачки. Главная тема – подростковые психология и отношения. Напоминает, скорее, сильно разбавленного Кинга, а жанр, я бы сказал, близок к магическому реализму: игра и реальность перетекают друг в друга, и никто из вовлечённых даже не высказывает признаков удивления, воспринимая как данность.

Целевая аудитория – тоже всё-таки подростковая. Мне не сказать чтоб было сильно интересно, но по крайней мере прочиталось быстро и ненапряжно.

«Мажору» из обеспеченной семьи, фанату компьютерных игрушек, отец дарит «последнее слово дьявольской японской техники» – стрелялку с демонами-инопланетянами. Вместе со своим приятелем, также хорошим игроком, выясняют, что в момент максимальной погружённости в прохождение можно исчезнуть из реального мира (тут пелевинский «Принц Госплана» вспомнился).

Далее, однако, развивается уже не столько мотив эскапизма, сколько ненависти. Орудием её становится пистолет, протащенный из игры в реальность. К игрокам присоединяются соседский панк-итальянец и недавно приехавшая девочка-гимнастка. После ряда приключений и раскрытия персонажей, едва вырвавшись из кошмаров с демонами, «геймер» как ни в чём ни бывало заявляет, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всё произошедшее так и задумывалось программой, и хочет приобрести продолжение...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Гай Гэвриел Кей «Поднебесная»

technocrator, 24 февраля 10:58

Моё первое знакомство с автором. Книга читалась достаточно медленно и долго, впечатление осталось... ну как бы сказать, среднее. Вроде и хорошо, но восторга не вызвало.

Нет, в принципе, я понимаю, за что хвалят и ставят очень высокие оценки. И это заслуженно, текст, бесспорно, качественный. И, если по самому большому счёту, поругать сильно не за что.

Но если рассматривать сюжет как этнофэнтезийную стилизацию, то я отдам явное предпочтение книгам Г.Л. Олди. Если брать социально-культурную составляющую в средневековом сеттинге – то романам Валентина Иванова, где, в том числе и Древний Китай, и отношения с «варварами»-кочевниками показаны ярче, причём им уделено на порядок меньше текстового объёма. Если брать попытки историко-философского осмысления, то размышления автора ничего особо нового не добавляют и выглядят бледно по сравнению с глыбищей нашей Львом Николаевичем в «Войне и мире».

Относительно фэнтезийного компонента: имхо, выглядит как искусственно пристёгнутый. По сути, кроме коротких завязки и концовки, которые действительно сильны, призраки погибших на поле боя в остальном сюжете роли не играют. Линия получеловека-полуволка вообще почти оторвана от основного действия.

Кстати, есть достаточно странный момент, когда ГГ вдруг даёт понять, что не верит в лис-оборотней, никак не поясняя это. Притом, что действие происходит по определению в магической реальности, и притом что он сам лично сталкивался с призраками и шаманским обрядом с восставшим полумертвецом.

Вообще, сцена с помощью призраков из второй главы, имхо, так и остаётся самой яркой во всей книге. Ну ещё, может, эпизод с бунтом солдат на почтовой станции неплох и драматичен.

Тут ещё дело вкуса, конечно, но мне не слишком было интересно читать про придворные интриги и про весь этот гадюшник, тем более, что какого-то сильного откровения и новизны в этом не было.

Мотивы интриг постепенно добросовестно распутываются и разъясняются автором. С одной стороны, это хорошо, с другой, ещё больше замедляет темп очень неспешного (всё-таки не буду говорить затянутого) повествования.

Ну и как-то всё-таки не слишком убедительно для меня выглядела сюжетообразующая история с подаренным табуном коней и их сверхценностью и якобы опасностью владения. Видим, что в аристократическом гадюшнике можно быть съеденным и просто так. И даже не принадлежа к нему, а просто случайно перейдя дорогу кому-нибудь, как и случилось с ГГ. Кони-то ему по итогу как раз и помогли.

8 (с минусом) из 10

Оценка: 8
⇑ Наверх